После потопа должна была начаться новая эра, с новым, лучшим человечеством, которое будет Бога бояться и жить по воле Божией. Никакого нового закона не требовалось. Воспоминания о потопе должны были послужить вечным напоминанием и быть постоянным будильником совести. Поэтому Бог Ною и его детям нового завета не дал, но лишь повторил заповеди, данные Адаму и Еве: И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими... и над птицами небесными... и над всею землею ( Быт. 1:28 ). Как и в том, первом случае, всё это следует понимать в духовном смысле, находящем свое символическое выражение физически. Однако с наступлением новой эры новое человечество оступилось на первом же шагу, а потом опускалось всё ниже и ниже. Во-первых, Хам бесстыдно обнажил наготу отца своего Ноя и тем самым навлек проклятие на сына своего Ханаана и все его потомство, племена Ханаанские. Из-за этого все племена Ханаанские жили и пропали, погрязнув в непроглядном мраке идолопоклонства. Другим проявлением зла среди людей было строительство Вавилона. Людей подтолкнул к этому дух гордости. Сказали люди: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли ( Быт. 11:4 ). Это было чистой воды богоборчество, выразившееся, во-первых, в высокомерии (башня до небес), во-вторых, в суетном самолюбии (сделаем себе имя) и, в-третьих, в неповиновении Божией заповеди наполняйте землю (прежде нежели рассеемся). Это был первый в истории человечества пример богоборческого коммунизма, который нашел свое выражение в строительстве Вавилонской башни, предтече всех подобных попыток в дальнейшие времена. Однако Господь решил: смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город ( Быт. 11:7–8 ). Третьим проявлением зла у людей был крайний разврат в Содоме. Жители того города, ставшие абсолютно глухими и слепыми к духу и истине, видели только тело, жили только плотской жизнью, стремились лишь к плотским удовольствиям, но всё это – противоестественно. Гнусный и непростительный порок их стал называться у человечества по имени их города – содомия. Единственным праведником пред Господом в том городе был Лот, да и он был пришлым. После того, как Господь вывел того праведника из города, Он обрушил с небес дождь огненный и серный ( Лк. 17:29 ). Так город Содом, а за ним и Гоморра были стерты с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Потомки же Иафета, как предсказал Ной, расселились по всему миру, а после Боговоплощения вошли в Завет Сима. Шатры Сима – Ветхозаветной Церкви – вместили потомков Иафета, язычников, принявших христианство . И так составилась единая Церковь , объединяющая все народы. После потопа Ной прожил еще 350 лет и умер, завещав своим потомкам хранить мир между собой. Вавилонская башня и рассеяние народов (Быт. 10–11) Все люди имели тогда один язык и одно наречие. Когда народы стали размножаться на земле, они спустились с предгорий Арарата и нашли равнину Сенаар (Шумер), расположенную между реками Тигром и Евфратом. Вождем у них был потомок Хама, Нимрод, который был великим звероловом, но и тираном, создавшим первую всемирную империю. Люди, руководимые Нимродом, сказали: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем… построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя (прославим себя), прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11, 3, 4 ). Так они и сделали. Вместо камня они стали обжигать кирпичи, а вместо извести использовать земляную смолу. Таким образом, все человечество (вместо того, чтобы исполнять повеление Бога населять землю) возгордилось своим мнимым величием и взбунтовалось против Создателя: люди говорили, что если наступит новый потоп, то они смогут спастись на башне, не доверяя обещанию Бога больше не карать землю водой. Тогда Господь решил сойти и посмотреть город и башню, которые строили себе люди. И сказал Бог своему Сыну: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 6–7 ). Так и произошло. Люди получили новые языки и перестали понимать друг друга. После этого рассеял их Господь по всей земле, империя Нимрода рухнула, и люди прекратили строить город и башню. А город получил название Вавилон, то есть «смешение», ведь там Бог смешал языки всех народов. Позднее этот город стал столицей языческого мира и олицетворением мирового зла (руины башни и до сих пор возвышаются недалеко на территории современного Ирака), показывая знак гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Почему современное сознание не воспринимает идею о наличии причинно-следственной связи между грехами и стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, несчастьями?» - на этот и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук и кандидат богословия доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик . Мне достаточно трудно рассуждать об этом, потому что я не пострадал от этих событий, а, как мне кажется, с полным правом и ответственностью об этом может говорить тот человек, который оказался в эпицентре этого. Подобно трем отрокам в пещи Вавилонской или праведному Иову, он может сказать: «Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна» (Дан. 3, 27), Своим долгом я почитаю выразить соболезнование всем пострадавшим в этих событиях и помолиться о упокоении о тех, кто погиб в результате этой катастрофы. И все же я должен свидетельствовать о том, что именно грех человеческий является причиной природных и техногенных катаклизмов. Это мой долг и как священнослужителя, и как христианина. Другое дело, что здесь неуместным является навешивание ярлыков на конкретных людей, пострадавших в результате этих событий. Вспомним мудрые слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 1-5). Современный человек, к сожалению, живет в состоянии ублаготворенности, мнимой безгрешности и мнимой безопасности. Небывалые технические успехи ХХ века создали у него иллюзию, что он всецело защищен от природы, что он её владыка и повелитель. Более того, человек решил, что он сам себе бог, и Бог ему не нужен. Если человек не слышит тихого голоса Божьего в шелестящих страницах Священного Писания, в тихом голосе священника, дьякона или чтеца в церкви, то Бог начинает разговаривать с ним языком воды, огня и камня. Это напоминание не только жителям пострадавшего региона, это напоминание нам всем о том, что завтра это может прийти на нас: может гореть Москва , а наводнение может смести Санкт-Петербург. Вообще может быть, что угодно и где угодно. Все мы живем под покровом всемогущей десницы Божьей.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/19/es...

Примечания: 1. Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина//Вера и культура: избранные труды по богословию и философии. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2002. – С. 696. 2. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 547-559. (Статья была написана в 1923 г., уже после закрытия Академии.) Такое понимание термина культура   нашло отражение и в «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» (Разд. 14.2). 3. Быт. 2:15: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»; Быт. 2:19-20: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». Дар творчества как аспект образа Божия рассматривали блаж. Феодорит Кирский, преп. Анастасий Синаит, преп. Иоанн Дамаскин, а также церковный писатель V в. еп. Василий Селевкийский. — См.: Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996.- С. 354-355. 4.  «Эту задачу он должен был осуществить в сфере своего произволения, путем свободного направления всех сил души к Богу . Человек, прежде всего, должен был победить бесстрастием разделение в себе (на полы); затем святой жизнью соединить мир и рай, чтобы и тот и другой для тела его одинаково были землей; потом равноангельской добродетелью утончить тело и чувства настолько, чтобы открыть себе доступ на небо; далее достигнуть равноангельского ведения и, таким образом, объединиться с миром мысленным; наконец, в любви недоведомо соединиться с Самим Богом. Объединяясь в конце концов с Богом, он достиг бы того, что на него излились бы потоки обожения, а через него и на все мировое бытие. Это обожение, соединение с Богом, погружение в Него, как естественная энергия тварного бытия, всегда стремящегося к своей Причине, доставило бы твари вечное и непреложное блаженство. Так осуществилась бы конечная цель, для которой Логос и поставил человека в центре мироздания, как Свой образ», — писал о миссии первозданного человека, обобщая мысли преподобного Максима Исповедника, С.Л. Епифанович. — Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 2003. — С.74-75.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Ресен упоминается в ассирийских надписях, в анналах царя Ассурнасирхабала I (883–859 г. до Р.Х.), и называется там «городом ловца», что вновь подтверждает свидетельство Моисея о Нимроде. Этот город находился недалеко от Ниневии. Так, Библия описывает изначальную всемирную империю, включавшую тогда все человечество, а территориально распространившуюся на земли Ирака, части Ирана и Сирии. Однако перед царем Нимродом стояла куда более серьезная задача, чем просто объединить человечество (хотя и ее не могут сейчас решить великие завоеватели). Он желал взломать небеса. Именно к этому его готовил мятежный херувим. Глава вторая. Строительство башни Создав великую империю, Нимрод не удовлетворился этим. Он решил дать людям дело, которое должно было заменить в их сердцах стремление к небесам духовным. И что могло быть более удачным решением, чем попытка своими силами прорваться туда? «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт.11, 1–4 ). Так Писание описывает эту великую стройку человечества. По преданию, главной причиной строительства башни был страх перед новым Всемирным потопом. «Мы построим Башню до небес и скроемся от надвигающегося наводнения, тогда Бог станет нам неопасен», – так рассуждали строители. Это был один из первых примеров агитации, направленной на отказ от разума во имя пропаганды. Ведь совершенно очевидным кажется идиотичность идеи, будто человеческие усилия могут отменить приговор Творца. Если ты не доверяешь Создателю, обещавшему, что Потоп не повторится, то как тебе могут помочь кирпичи? Но строители, как и все безбожники, руководствовались вовсе не логикой, а гордым желанием превозмочь Непобедимого. Увы! Желание воевать с Истиной не исчезло и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Сей начал быть силен на земле», – говорит Писание, употребляя те же слова, которые позднее царь Давид отнесет вообще ко всем нечестивцам: «Что хвалишься злодейством, сильный? Милость Божия всегда [со мною]. Гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду. Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых» ( Пс. 51, 3–7 ). Все это описание прямо списано, как с подлинника, с Нимрода. Он первым стал опираться не на волю Бога, а на свои силы, которые у него были огромны. Сперва он завоевал себе славу как искусный зверолов. По еврейскому преданию, он обладал теми кожаными ризами, которыми Бог облек Адама. Тот передал их Еноху, а тот – Мафусалу. Их сохранил во время Потопа Ной, а Хам похитил их и отдал своему сыну Хушу, который в свою очередь передал их Нимроду. Когда последний оделся в эту одежду, то звери и птицы падали перед ним и он легко ловил их. Сохранились вавилонские печати, где он изображен борющимся со львом. С тех пор все великие владыки Ассирии и Египта любили изображать себя в сцене охоты, а сама охота стала аристократическим видом спорта. Видя это, люди признали его существом сверхъестественным, и Нимрод решил поднять мятеж против Господа. Незадолго до этого, после смерти Ноя (в 2612 г. от Сотворения мира), три его сына первыми спустились с гор. Вместе с ними спустились и их потомки, которых эти три патриарха убедили не бояться нового Потопа. Во время их переправы через реку Тигр (в 2659 г.) у Салы родился сын, которого Арфаксад, его прадед, назвал Евером, что значит «переход». Это имя, данное в честь переправы, было пророческим, ибо Евер совершил духовный переход от этого падшего мира, отказавшись строить башню. Они с Нимродом были сверстниками, в духовном же отношении – антиподами. Один был гражданин странствующего небесного Града, а другой хотел создать свой земной Город. Но люди пошли не за праведником, а за беззаконником, ибо их извращенная природа мешала им идти за Богом. Им хотелось земной стабильности, покоя и комфорта без Творца. Хотелось найти место, куда никто не залезет, а перед глазами Господа этого не получится.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Сколь же более должны были его бояться дети и внуки его! И они не дерзали при нем творить что-либо злое. После же его смерти один только правнук Евер называется добрым, тогда как о прочих нет известий» . Попробуем рассказать об истории Церкви в то страшное «время опустошения» (как называют его еврейские комментаторы) по данным, которые предоставляет нам Священное Писание , и предания, сохранившиеся с тех времен. Первым из этого славного ряда предков Господа по плоти должно считать Сима, сына Ноя, родившегося за сто лет до Потопа и пережившего на 250 лет своего отца. Перед своей смертью Ной, как сообщают об этом Георгий Кедрин, прп. Нестор Летописец и свт. Дмитрий Ростовский , собрал трех своих сыновей и разделил между ними землю. Симу он отдал Азию и самую драгоценную часть ее – Палестину, Иафету – Европу, а хаму – Африку, чтобы каждый из них населял их вместе со своими потомками. Заповедал он также, чтобы никто из них не переходил из своего удела и довольствовался своим наследством. Благодаря этому закону, между ними должны были господствовать любовь, мир и согласие. Он записал этот закон и передал его Симу как старшему брату. Он также собрал всех своих потомков, учил их почитать Бога-Творца, веровать в Него, и работать Ему, совершая добрые дела, и угрожал им Божиим наказанием в том случае, если они будут творить зло. Предания об этом событии сохранились практически у всех народов Земли, связывающих с именем того, кто пережил Потоп, основные правила человеческого общежития. Так, индийцы говорят о Законах Ману, шумеры рассказывают о завещании Утнапишти, греки – о Девкалионовых законах. У иудеев существовало учение о Законах Ноя, исполняя которые, язычник может войти в Царство Божее. Суть их в запрете идолослужения, всех ритуалов, с ним связанных, блуда, инцеста и убийства. В Церкви эти законы утверждены были на Апостольском Соборе (50 г.): «Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян. 15, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Слабыми и разрозненными на этом фоне выглядели очаги духовного сопротивления. Но впечатление это, по словам отца Досифея, было неверным. Земное по принадлежности зло скоро, но непрочно соединяло своих адептов магнетизмом страстей, ненависти и порока. Подлинное же добро, напротив, во все времена было обособленным и гонимым в своем смиренном служении. Оно не рвалось к славе и наградам, не ведало и не алкало прав, признавая за собой одни лишь обязанности. Носители его от века искали Царства Божьего исключительно «внутрь себя», боролись только с собственным несовершенством, осуждали только свои недостатки и оттого казались столь немодными, разобщенными и уязвимыми. Но даже в этой разрозненности воинов добра, говорил старый духовник, есть «Божья логика»: будь православное воинство монолитным и явным, злу, пока оно в силе, было бы легче с ним бороться. Духовник был первым человеком, открывшим Антону тайну зримого и незримого миров, несхожести их законов и непростого взаимодействия. Благодаря его «урокам», Антон открыл глаза и начал жить сразу в двух этих дивных (каждый по-своему) мирах, ощущая свою ответственность сразу перед ними за любой поступок, мысль, вздох. «Господь с нами — вот главное, вот где сила, Антоша! Она — в правде. Ты послушай, как Он предупреждает Иерусалим. Впрочем, почему только Иерусалим? Москву, Нью-Йорк, Париж — любое место на земле, где предается забвению совесть». Старик раскрывал Библию, непослушными пальцами листал страницы, находил нужное место и, поправив очки, густым басом возглашал: «…ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл… И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем … Устоит ли сердце твое в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю. И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя». Антон внимал пророческим словам, и сердце его замирало, будто касаясь вечности. Исход был не карой Господней, но лишь целительным планетарным действием Промысла в отношении заблудшего человечества, благодаря чему «вавилонская башня» мнимого благополучия в мгновение ока рассыпалась, как дым развеялись лживые ценности и достижения обреченной цивилизации, разбрелись обезумевшие народы. Святые же и подвижники, вроде отца Досифея и дяди Миши, а с ними и миллионы верующих соединились — теперь уже не только на небе, но и на земле, чтобы помочь колеблющимся и страждущим найти путь, ведущий в жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/iskhod-ehkskurs...

Так восточные сакральные цивилизации воздвигали свои зиккураты, эти храмы, этажи которых символизировали, по-видимому, те внутренние ступени, по которым должен был методически восходить посвященный. Вавилонская башня типичная для этих архаических примеров, но и превосходит их, она актуальна и по сей день» . Важная мысль прослеживается в комментарии Брюссельского издания Библии: «“Рассеял их Господь” — рассеяние произошло вследствие неверности человечества. С этим событием ставится в связь призвание Авраама и его переселение в Землю Ханаанскую . Объясняется, почему именно Авраам и еврейский народ будут избраны Богом и почему им будет поручено хранение древних заветов Божиих. Начало преодоления этого разъединения положит Христос Своим искупительным делом и ниспосланием Духа Святого от Отца ( Ин. 15:26 ) в день Пятидесятницы ( Деян. 2 )» . Итак, после рассеяния народов Господь избирает один из них, чтобы в первую очередь через него совершалось домостроительство спасения человечества. Это потомки Сима — одного из сыновей Ноя. Поэтому их и называют семитами. «Единство без Бога влечет за собой справедливую кару: рассеяние вдали от Бога. Тогда рождается разноязычие, хаос “наций”. Но Бог использует даже само зло, отвечая на падение избранием, и из этих народов, формирующихся среди разделений и смешений, Он избирает Своим орудием один народ, народ еврейский, получивший свое имя от Евера, одного из потомков Сима. Это избрание достигает своей кульминационной точки в союзе с Авраамом, избрании на этот раз историческом, в котором возвещается слава потомства более многочисленного, чем звезды небесные» . В начале 12й главы описывается призвание Авраама: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Таким образом, ни должность, ни семья, ни социальное положение человека не могут являться препятствием для вечного спасения — при условии, если человек выстроит правильную иерархию ценностей и будет помнить слова Господа Иисуса Христа: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18); и еще: Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Причина непочтительного отношения к светским и духовным властям, непочтение родителей — есть гордость, тщеславие и превозношение. Вавилонская башня. Питер Брейгель. XVI век.      Преподобный Ефрем Сирин писал: «Не допускай в себе недуга гордыни, чтобы враг не похитил у тебя рассудка» . — И действительно, гордыня перед Богом, установленными властями, особенно церковными, — есть род безумия, а превозношение перед отцом и матерью и непочтение к старшим — род суицидального поведения, прямо сокращающего время жизни человека на земле (см. Исх. 20, 12). Преподобный Нил Синайский показывает, кому уподобляется всякий гордец: «Из всех грехов больший грех гордость, из-за нее (то есть гордыни. — О.С.) изобретатель всего худого — диавол — свержен с неба» . «Гордость есть знак низкого ума и неблагодарной души» , — учит святитель Иоанн Златоуст. И действительно, подобное чувство встречается у людей дурного и неблагодарного состояния души. Ибо гордиться чем-либо может лишь тот, кто и сам сомневается в наличии у него того, чем он гордится, или осознает свою неправоту в обладании чем-либо. Сказано: Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1 Кор. 4, 7 ). «Знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келии, отреклась от всех удовольствий и вела жизнь самую воздержанную. Но потом, оставленная Божией помощью за чрезмерную гордость — родоначальницу всякого зла, она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы, которой ищет растленная воля. Демон тщеславия, отвлекая ее от благочестивых помыслов, возбудил в ней желание осуждать других. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости и еще начала соуслаждать ему, святой Ангел — страж целомудрия — отступил от нее» .

http://pravoslavie.ru/99763.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010