Четвертый цикл, связанный с реликвиями И. П., представляет историю со времени имп. Юлиана Отступника, приказавшего откопать из земли и сжечь мощи святого. На портале собора св. Иоанна Предтечи в Сансе (XIII в.) помещены сцены «Юлиан Отступник приказывает отрыть и сжечь останки Крестителя», «Император Валент приказывает привезти главу Иоанна Крестителя во дворец, но кони отказываются двинуться с места», «Иоанн Креститель открывает монаху Маркеллу место, где хранятся под спудом его мощи», «Император Феодосий приказывает доставить мощи в Константинополь, где для них возводится базилика». К наиболее полным житийным циклам И. П. относятся: мозаический цикл в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (2-я пол. XIII в.); витражные циклы кафедральных соборов Руана, Буржа, Лиона (2-я пол. XIII в.); рельефы баптистерия в Парме (Б. Антелами, ок. 1300); фрески в капелле Перуцци в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто, нач. XIV в.); в капелле Иоанна Крестителя в папском дворце в Авиньоне (М. Джованнетти, 1344-1346); мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343-1354); фрески в ц. Санта-Мария деи Серви в Сиене (П. Лоренцетти, XIV в.). К циклам XV в. принадлежат: росписи в оратории Сан-Джованни в Урбино (Л. и Я. Салимбени, 1416); фрески в баптистерии в Кастильоне-Олона, Ломбардия (Мазолино да Паникале, между 1425 и 1435), в соборе в Прато (Ф. Липпи, 1452-1466), в капелле Торнабуони в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (Д. Гирландайо, 1485-1490); бронзовые рельефы купели баптистерия в Сиене (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, 1417-1427); мраморные рельефы в капелле Сан-Джованни Баттиста (Д. и Э. Гаджини, ок. 1447-1496) и 12 сцен серебряного реликвария с мощами И. П. (1438-1445, Т. Даниели и С. Кальдер) (оба - в соборе Сан-Лоренцо в Генуе). Наиболее известны циклы XVI в.: росписи в ц. Кьостро делло Скальцо во Флоренции (Андреа дель Сарто и Франчабиджо, 1509-1526); деревянный резной полиптих в ц. св. Иоанна Предтечи в Хемевердегеме; цикл из 6 полотен Ф. Гальегоса из картезианского мон-ря Мирафлорес (ныне в Прадо); XVII в.: баптистерий Сан-Джованни ин Фонте (Латеранский баптистерий) в Риме; алтарный образ главного алтаря городского собора г. Перпиньян, Франция.

http://pravenc.ru/text/471450.html

На христианском западе статуя приобретает большую популярность и выполняет в храмовом убранстве католических и некоторых протестантских церквей ту же функцию, что и живописные изображения (иконы). Возникновение храмовой скульптуры связано с каролингским возрождением в искусстве, а также с именами таких скульпторов и зодчих как Гислебертус, Бенедетто Антелами и пр. Следующим витком развития храмовой скульптуры на западе становится готическая скульптура (от 1150 до 1300 годов), которая постепенно обретает национальные черты. Наибольшего расцвета скульптура как жанр искусства в ее религиозном и светском проявлениях достигает в эпоху Возрождения в Италии с 1400 по 1600 годы, а затем и в эпоху барочной скульптуры с 1600 по 1700 годы, в частности, в трудах Бернини. Многие протестантские деноминации пошли по пути отвержения каких-либо, в том числе и скульптурных, изображений в собственном храмовом пространстве. Современная скульптура в Римо-Католической церкви изобилует количеством стилей, подходов и вложенных в нее смыслов (например, существуют примеры изготовления скульптур Христа и святых).  Статуя/скульптура в восточной православной традиции Как уже было отмечено, византийская традиция практически не оставила статуй религиозного характера. При этом, мы не находим каких-либо канонов, запрещающих изготовление статуй святых, ангелов и т. д. Древнерусское искусство восприняло византийские нормы творчества и, как следствие, религиозная скульптура не получила на Руси повсеместного распространения; однако, к примеру, в ряде северных территорий такая скульптура создавалась. Таким образом, можно сказать, что в целом долгое время Русь не знала массового изготовления статуй религиозного содержания, за исключением языческих идолов, которые по формальным признакам являются скульптурами религиозного характера. Лишь в XVIII веке через западные заимствования в России постепенно возникает собственная школа скульптуры и отечественные выдающиеся скульпторы. Данные изваяния были тесным образом связаны с архитектурой. Яркими примерами такого зодчества являются скульптуры ангелов на фронтоне Исаакиевского собора и пр.

http://azbyka.ru/statuya-skulptura

6 . 1958 . [Бердзенишвили H., Дондуа В., Думбадзе М. История Грузии. I. Тбилиси 1958]. 7 . 1961 . I. [Сведения византийских писателей о Грузии. Греч. тексты с груз, переводом. Подг., прим. Гамкрелидзе Ал., Каухчишвили С.//Георгика. Тбилиси 1961. 1]. 8 . 1952 . IV (1–2). V. 1963. [Сведения византийских писателей о Грузии. Греч. тексты с груз. переводом. Подг., прим. Каухчишвили С. Г.//Георгика. Тбилиси 1952. IV(1–2)]. Абрамидзе Ш. В.//ВВ 1956. 8. 373–374. 9 . 1963 . V. [Сведения византийских писателей о Грузии. Греч. тексты с груз. переводом. Подг., прим. Каухчишвили С. Г.//Георгика. Тбилиси 1963. V]. 10 . 1913 . 1–3. [Какабадзе С. Исторические документы. Тифлис 1913. 1–3]. 11 . 1905 . [Марр Н. Я. Нация грузин. Кутаиси 1905]. (Газ.). 1905. 65. 5. 12 . 1909 . [Грузинские древности. Под ред. Такайшвили Ε. II. Тифлис 1909]. 13 . 1955 . II. 1959. III-IV. 1973. [Картлис цховреба (Жизнь Картли). Собрание грузинских летописей. Текст установлен Каухчишвили С. по всем основным рукописям. I. Тбилиси 1955. II. 1959. III-IV. 1973.]. 14 . 1996 . 560. [Картлис цховреба (Жизнь Древней Картли). Подг. текста, предисл., разъяснение терминов Антелава И., Шошиашвили Н. Тбилиси 1996. 560]. 15 . 1986 . [Симфония-лексикон к «Картлис цховреба». I. Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей. Мученичество Арчила. Сост. Квачадзе М., Натрадзе Н., Сарджвеладзе 3., Чхенкели М., Хажомиа Т. Тбилиси 1986]. 16 . 1986 . [Симфония-лексикон к «Картлис цховреба». II. Джуаншер. Жизнь Вахтанга Горгасали. Сост. Сарджвеладзе А., Сарджвеладзе 3., Хажомиа Т. Тбилиси 1986]. 17 . 1953 . [Древнеармянский перевод «Жизни Картли». Ред. Абуладзе И. Тбилиси 1953]. 18 . 1984 . [Корпус грузинских исторических документов. I. Грузинские исторические документы IX-XIII вв. Сост. и подготовка Энукидзе Т., Силогава И., Шошиашвили Н. Тбилиси 1984]. 19 . 1980 . [Жизнь Грузии (Парижская хроника). Подг. текста, предисл., прим., указатель Аласаниа Г. Тбилиси 1980.]. 20 . 1996 . 108. [Хоштариа-Броссе Э. Леонти Мровели и «Картлис цховреба». Тбилиси 1996. 108].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Присутствие греческих мастеров можно указать также и во Франции 1057 . Византийское искусство во Франции, Германии, Англии и т. д. дало, вместо грубой неопределенности варварского художества, установленные, точные, неизменные формы и было, в высшей степени, способно возбуждать религиозные чувства, чего требовало тогдашнее состояние умов. Оно распространилось в тех странах, где за несколько столетий перед ним преобладало классическое искусство и заменило последнее, но переступило пределы его и появилось у народов отдаленных стран, которым византийские миссионеры приносили христианство. В средние века на западе, и, особенно, в Италии, рядом с произведениями искусства византийского характера являются также памятники художеств, преимущественно, пластики и мусивной живописи, в которых преобладает падшая классическая латинская форма, вполне грубая, но, более или менее, свободная от византийских влияний. Как пример подобных произведений западного средневекового искусства, можно назвать мраморные барельефы, украшающие портал или главный вход церкви св. Зенона в Вероне XII-ro столетия, и изображающие сцены из ветхого и нового завета, от сотворения женщины, до распятия; колонки с барельефами, поддерживающие навес над главным алтарем собора св. Марка в Венеции; барельефы бронзовых дверей, вылитых итальянскими мастерами на юге Италии в XII-м столетии, находящихся в церквах различных городов бывшего Неаполитанского королевства; барельефы купели в церкви S. Frediano в Лукке, середины XII-ro века; барельефы капителей, колонн и кафедры XII-ro столетия, работы Бенедетто Антелами, сохраняющиеся теперь в музее города Парма и т. д. Можно назвать и многие другие памятники западного искусства, свободные от византийского влияния. В художественном отношении, эти произведения искусства стоят довольно низко; в них есть фигуры, более удавшиеся, чем другие, но все вместе имеет грубый, тяжеловесный, аляповатый вид. Люди представлены короткими, приземистыми; головы их слишком велики для туловищ или они искривлены, неестественны и представлены в невозможных позах. В этих изображениях, однако, не выражены идеи, преобладающие в христианском искусстве катакомб, а, скорее, религиозные понятия восточного семитического склада. Ошибочно, потому, было бы предполагать, что религиозное искусство в Италии, вообще, в западных странах, выражало эти особенные идеи, вследствие преобладания там византийского художества и его техники. Восточные начала, как мы уже видели, выразились в искусстве первых христиан до сформирования византийского стиля и были результатом постоянного наплыва идей востока семитического на запад арийский. Влияние византийского искусства нашло себе в Италии и среди франко-германских народов, принявших христианство, в тот период, когда оно получило преобладающий восточный характер, подготовленную уже почву. Новые идеи, появляющиеся в религиозном искусстве Карловингской эпохи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1960. С. 424; Сванидзе М. Из истории Чилдырского (Ахалцихского) пашалыкства//Мацне (Вестник) АН ГССР. Тбилиси, 1964. 3. С. 70-84 (на груз. яз.); он же. Нашествие Лала Мустафа-паши в Закавказье (1578 г.)//Шромеби (Труды Тбилисского гос. ун-та). 1965. Вып. 116. С. 383-400 (на груз. яз.); Thierry M. A propos de quelques monuments chrétiens du vilayet de Kars//REArm. 1966. Vol. 3. P. 73-90; Zdan é vitch I. L " itinéraire géorgien de Ruy Gonzales de Clavijo et les églises aux confins de l " Atabégat. P., 1966; Winfield D. Some Early Medieval Figure Sculpture from North-East Turkey//Journal of the Warburg and Courteaud Institutes. 1968. Vol. 31. P. 33-72. Pl. 1-32; Thierry N. et J.-M. L " église géorgienne de Perkein (Turquie)//Bedi Kartlisa. P., 1969. T. 26. P. 93-101; Очерки истории Грузии. 1973. Т. 2: Грузия в IV-X вв./Ред.: Ш. Месхиа. С. 177-178, 289-291, 306-307, 445-446; То же. 1973. Т. 4: Грузия с нач. XVI до 30-х гг. XIX в./Ред.: М. Думбадзе. С. 129-140 (на груз. яз.); Цагареишвили Е. В. Армянские источники о взаимоотношениях Грузии и Византии в X-XI вв.//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1973. Вып. 2. С. 198-199 (на груз. яз.); Djobadze W. The Donor Reliefs and the Date of the Church of Oški//BZ. 1976. Bd. 69. H. 1. S. 39-62; idem. The Georgian Churches of Tao-Klardjet " i: Construction Methods and Materials//Oriens Chr. 1978. Bd. 62. P. 114-134; idem. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet " i and Šavšet " i. Stuttg., 1992. P. 191-216; Мусхелишвили Д. Основные вопросы ист. географии Грузии. Тбилиси, 1977. Т. 1; 1980. Т. 2 (на груз. яз.); Sanikidze T., Abramishvili G. Orfèvrerie géorgienne du VIIe au XIXe siècle. Gen., 1979; Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории грузинской архитектуры. Тбилиси, 1981; Антелава И. Центральное и местное управление Грузии в XI-XIII вв. Тбилиси, 1983. С. 41, 139 (на груз. яз.); Меписашвили Р. Храм Бана: Вопр. исслед. и реконструкции. Тбилиси, 1989 (на груз., рус. и англ. яз.); Kadiroglu M. The Architecture of the Georgian Church at Ishan.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Грузия: осенью 1803 г. кн. Мегрелии Григол Дадиани подписал продиктованный главнокомандующим в Г. ген. от инфантерии П. Д. Цициановым договор о присоединении к России. В 1809 г. российская армия вошла в Имерети. Царь Соломон II энергично боролся за сохранение независимости, но потерпел поражение и бежал в Турцию. В 1810 г. главнокомандующий в Г. ген. от кавалерии А. П. Тормасов объявил в Кутаиси об упразднении Имеретинского царства. В 1828 г. перестало существовать Гурийское княжество, в 1857 г.- Мегрельское: последняя правительница Мегрелии Екатерина Дадиани переехала в С.-Петербург, ее сын и наследник Николоз отрекся от престола. В 1859 г. было упразднено Сванетское княжество, в 1864 г.- Абхазское (с абх. княжеского престола был смещен Михаил Шервашидзе). Т. о., вся территория Г. вошла в состав Российской империи. Ист.: Переписка на иностранных яз. груз. царей с российскими государями от 1639 до 1770/Сост.: М. Броссе. СПб., 1861; Теймураз I Багратиони. Мученичество царицы Кетеван/Ред.: А. Барамидзе, Г. Джакобия. Тбилиси, 1934 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1; 1953. Т. 2 (на груз. яз.); Тбилели И. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Искандер Мунши. Сведения о Грузии/Перс. текст, пер., предисл.: В. Путуридзе. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер., предисл., указ.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976; Шарден Ж. Путешествие в Персию и в др. страны Востока/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.; рус. пер.: Путешествие по Закавказью в 1672-1673 гг. Тифлис, 1902) [сведения о Грузии]; Кастели Кр. Сведения и альбом о Грузии/Предисл., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Гурамишвили Д. Давитиани. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.). Лит.: Дубровин Н. Ф. Георгий XII, последний царь Грузии и присоединение ее к России. СПб., 18972; Ламберт А. Описание Мегрелии/Пер. с итал.: А. Чкония. Тбилиси, 1938 (на груз. яз.); Антелава И. Г. Очерки по истории Абхазии XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Я же со всех сторон от доброхотов преосвященного митрополита в ненавидении, поношении и жестоком порицании нахожусь чрез единие слези преосвященного митрополита, коими всех умягчив и привел к жалости сердца, а святейший синод всячески секретно старателство имеет, дав причину, винить мене, что, после росписки в книги исполнения не чиню, но всегда бываю мимо ведома святейшего синода во дворце, что я доволно уже слихал. Толко в Бозе надежду полагая, уповаю ныне на милость высокомонаршую. Они удоволствия надо мною за сие получить случая не имеют, понеже не в их то остается силе, ибо они и сами лица високомонаршего видеть лишаются и другим препятствуют, сколко ни старались поздравить высокоторжественным, днем антела ее императорского величества 234 , как соизволила возвратится з Воскресенского монастыря, то и по ныне всемилостивейшей государини не удостоились видеть, да и вскоре ненадежно, улучат ли время. Так слух при дворе разносится, что вовсе негодует всемилостивейшая государиня святейшим синодом, о чем со временем писать не премину. Ко мне же видом и словами любезних являют себе, а сердца их далече отстоят» 235 ... Неудача, неожиданно постигшая лавру, настолько удручающе подействовала на С. Т., что он стал подозревать в измене почти всех тех, кого прежде считал верными доброжелателями своей обители. В особой приписке к тому же самому письму от 6 октября 1753 года он сообщал печерскому архимандриту еще следующее. «Теперича усмотрел я совершенно», – писал здесь С. Т., – «что граф Алексей Григорьевич преосвященного митрополита в нынешнем случае сторону держит, так смотрячи на его слези, яко и на инстанциалние представления графов, канцлера и вицеканцлера, кои крепко стараются преосвященному митрополиту помочь, понеже и венгерские антали, как слишно, в них остались. Граф же Алексей Григорьевич, любя вашего ясне в Богу высокопреподобия, когда я бываю, никогда не отказует и желал посредственно без обид пособствовать; такоже и преосвященного митрополита любячи, сначала много советовал оставить о типографии старатся; токмо неутолние слези учинили графа отменным, и пособствует секретно, как то уже двократно всемилостивейшей государине его сиятелство о преосвященном чинил доклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Клостернойбургский алтарь. 1181 г. (капелла св. Леопольда в мон-ре Клостернойбург, Австрия) Клостернойбургский алтарь. 1181 г. (капелла св. Леопольда в мон-ре Клостернойбург, Австрия) В рельефах реликвария Трех волхвов и реликвария Божией Матери «стиль корытообразных складок», сложившийся в книжной миниатюре Маасского региона, впервые, как полагает П. Клауссен ( Claussen. 1985), был воплощен в 3-мерном изображении, что обусловило последующее его влияние на монументальную скульптуру. Ф. Дойхлер ( Deuchler. 1970. P. 229) сравнивает искусство Н. В. с творчеством его современника, североитал. скульптора Бенедетто Антелами; он характеризует 1-го как носителя более ярко выраженной антикизирующей манеры. Это проявляется и в трактовке физиогномических типов, и в большей пластичности фигур и свободе их поз, и в трактовке складок одежд. Антикизация манеры маасских мастеров, основанная на копировании циркулировавших в Зап. Европе этого периода произведений малых форм (статуэтки, геммы, монеты, медали), превосходит, по мнению Дойхлера, степень влияния искусства античности на современных им итал. мастеров. По мнению Дж. Уильямсона и Вердье, стиль работ Н. В. (прежде всего объемных фигур 2 реликвариев) оказал влияние на монументальную скульптуру франц. готики (в частности, на скульптуру порталов юж. трансепта собора в Шартре, ок. 1230 ( Williamson. 1995. P. 47-48)) и на работы 1-го поколения рейнских мастеров (20-30-е гг. XIII в.). Присутствие аллегорических персонажей и типологический принцип построения программы были характерны для предшествующей традиции украшения реликвариев в Маасском регионе. Вердье указывает, что аллегорические фигуры добродетелей были уже введены в иконографическую программу реликвария Св. Креста из ц. Св. Креста в Льеже (сер. XII в., Льеж, Музей религ. искусства Маасского региона). Типологический принцип, основанный на очевидном согласовании ВЗ и НЗ, к сер. XII в. использован уже не только в богословских трудах. Он широко представлен в художественной традиции заальпийской Европы: в витражах хора собора Сен-Дени, в многочисленных памятниках книжной миниатюры. Этот принцип встречается также в предшествующей художественной традиции Маасского региона (напр., в эмалевом декоре переносного алтаря из Ставло, ок. 1160, Брюссель, Королевский музей истории и искусства), где присутствуют ветхозаветные прообразы Крестной жертвы. Ф. Жорж связывает появление типологических программ с влиянием текстов средневекового автора Руперта Дейцкого ( George. 2002. P. 177). В работах Н. В. этот принцип развивается, усложняется и монументализируется ( Van den Bossche. 2005). В основе иконографических программ его произведений лежит более сложный вариант применения принципа согласования ВЗ и НЗ, когда охватывается вся Свящ. история. Кроме того, Э. Цвирляйн-Диль ( Zwierlein-Diehl. 1997) констатирует использование приема «христианской интерпретации» античных мотивов в греч. и рим. геммах, украшающих реликварий Трех волхвов. Клостернойбургский алтарь

http://pravenc.ru/text/2566098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЦИГНОБАРТУХУЦЕСИ [Груз. ], должность высшего сановника при грузинском царском дворе, возглавлявшего личную канцелярию царя, глава 26 мцигнобари - делопроизводителей, нотариев. М. становились представители черного духовенства (монашествующие) ( Бердзенишвили. 1965. С. 9-10; Антелава. 1983. С. 101). Впервые Евфимий упоминается как М. и участник Гртильского церковного Собора, проходившего в 1046 г. в южногруз. исторической пров. Кларджети в источнике XI в. ( Сабинин. 1882. С. 616). Петр Вест упоминается как М. в приписке к Праздничной Минее 1085 г. ( Жордания. Хроники. 1893. Т. 1. С. 232). Роль М. возросла после того, как эта должность с целью усиления позиции Церкви в управлении гос. аппаратом и решении общегосударственых вопросов была объединена с должностью архиерея, возглавлявшего Чкондидскую епархию Грузинской Православной Церкви; М. стали называть чкондидел-мцигнобартухуцеси. Первым известным по источникам архиереем, занимавшим пост М., был гос. деятель и сподвижник царя Грузии св. Давида IV Строителя (1089-1125) св. Георгий Чкондидели , принимавший активное участие в Руис-Урбнисском Соборе и названный в Уложениях Собора «светочем» и «оком» Собора. По мнению грузинских историков И. А. Джавахишвили , Н. А. Бердзенишвили, М. Д. Лордкипанидзе , А. Киквидзе, И. П. Антелавы, Ш. А. Месхии, со времен св. Давида IV чкондидел-мцигнобартухуцеси являлся главным везиром (премьер-министром) Грузии. Некоторые ученые (Джавахишвили, Бердзенишвили, Месхия, Р. В. Метревели) считают, что слияние должностей М. и Чкондидского архиерея произошло во время или после Руис-Урбнисского Собора. Однако следует отметить, что в Уложениях Собора М. Георгий назван владыкой, т. е. к началу Собора он уже занимал одну из церковных кафедр (в источнике не указано, какую именно) Грузинской Церкви ( Антелава. 1983. С. 103). Т. о., можно предположить, что слияние должностей могло произойти и до Собора, возможно, при царе Грузии Георгии II (1072-1089) ( Абашидзе. 2013. С. 150). В источнике сер. XIV в. «Распорядок царского двора» о М. сказано, что он вхож в казнохранилище, «так как он отец царю, соответственно, и любой вид попечительства (о царстве.- Авт.) не может осуществляться без него» (Распорядок царского двора. 1991. С. 28). Известно, что М. являлся председателем высшего судебного органа Грузии - Сааджо кари (груз. - Челобитный двор), а также управлял мон-рями, подчинявшимися непосредственно царю.

http://pravenc.ru/text/2564520.html

Византийцы за рубежами своего отечества. М., 1997. С. 52-54), согласиться трудно, т. к. такого рода процедура находилась полностью в компетенции местной церковной власти. В заключительных словах «Книги...» ярко выражено паломническое сознание Зосимы: «Буди же се написанье всемъ нам причащаюсимся благословение отъ Бога и святаго гроба и отъ святыхъ мест сихъ; мзду многу равно приимутъ съ ходящими до святаго града Iepocaлuмa и видевших святая сия места» (ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3(24)). Паломники. Рельеф башни собора Фиденцы, Италия. 90-е гг. XII в. Скульптор Бенедетто Антелами Исчезновение захваченного турками К-поля с паломнического горизонта русских людей заметно уже по запискам 3-й четв. XV в. Иером. Варсонофий дважды, в 1456 и 1461-1462 гг., посетивший Св. землю, упоминает К-поль лишь как один из пунктов по пути к Иерусалиму. Кратко перечислять христ. достопримечательности Варсонофий начинает только с Бейрута, зато со всей основательностью описывает Иерусалим с храмом Воскресения Христова и его окрестности, в т. ч. очень подробно - лавру прп. Саввы. Описание 2-го П., озаглавленное как «Другое путешествие ко святому граду Ерусалиму», в единственном сохранившемся списке прерывается после детальнейшего рассказа о святынях Синайской горы (ППС. 1896. Т. 15. Вып. 3(45)). Практически тогда же, в 1465-1466 гг., состоялось путешествие в Иерусалим некоего Василия, к-рый называет себя «гостем», т. е. купцом; он оставил сочинение, весьма схожее с «Хождением» Варсонофия, однако более сосредоточенное на святынях вокруг Иерусалима, чем на самом Св. граде. Для 2-го П. Варсонофия и П. Василия характерен необычный маршрут с первоначальным заездом в Каир, описанию христ. святынь к-рого у Варсонофия уделено много места; упоминается и о ц. свт. Николая, где «всех страных (паломников.- Авт.) ставят православных християн». Это обстоятельство, как и подчеркнутое внимание к этнотопографической стороне дела, которая часто соперничает с собственно паломнической, позволяет предполагать политический подтекст поездок Варсонофия (2-й) и Василия (мамлюкские султаны Египта, владевшие в то время Палестиной, искали союзников против экспансии турок-османов). Возможно, что «прощеная грамота» Иерусалимского патриарха Иоакима , отправленная Московскому вел. кн. Василию II ок. 1462 г., была доставлена именно Варсонофием или каким-то другим рус. ходоком на Св. землю - вроде Григория Русина, который, по словам Иерусалимского патриарха Иакова II в грамоте митр. Московскому Геронтию от июня 1480 г., «дошел до нас до Иерусалима яко купец», разыскав патриарха даже в Каире при султанском дворе (РФА. 2008. Вып. 6. 101-102. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2578754.html

  001     002