В библейском древнееврейском тексте очень широко отражена особенность древних евреев мыслить в конкретных образах. Помимо приведенных нами примеров со словами —13— «отец», «муж», «сын», «дочь», где в русском переводе требуется введение более общих понятий, в Библии встречается немало выражений, в которых конкретизирующие слова при переводе должны быть или удалены, или подвергнуты литературной обработке с учетом стилистических особенностей русского языка, чего не было сделано переводчиками. Процитируем несколько таких мест: «сказать слово в уши» ( Быт.44:18 ), «дыхание духа жизни в ноздрях своих» ( Быт.7:22 ), «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» ( 2Цар.14:25 ), «не являйтесь ко мне на лице» ( Быт.44:23 ), «я отдала служанку мою в иедро твое» ( Быт.16:5 ), «сын, который вышел из чресл моих» ( 2Цар.16:11 ), «почитай лицо старца» ( Лев.19:32 ), «голубь не нашел места покоя для ног своих» ( Быт.8:9 ), «сего возьмете от глаз моих» ( Быт.44:29 ), «он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар.9:2 ) и т.д. При переводе не всегда учитывается еще одна грамматическая особенность древнееврейского языка. Если однородные имена существительные имеют в предложении одно и то же притязательное местоимение (местоименный суффикс), то последнее обычно ставится при каждом существительном. Буквальный перевод таких мест становится тяжелым и неестественным: «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими...» ( Исх.10:9 ). С учетом того, что в этом тексте, кроме местоименного суффикса, имеются и другие буквализмы, одним из вариантов его «перевода мог бы быть такой: «пойдем с нашими семьями и скотом». Вообще же языку Библии, как впрочем, и другим древним языкам, свойственны повторы. Это относится не только к местоимениям. В 1-й главе книги Судей мы читаем: «Манассия не выгнал жителей Бефсана и зависящих от него городов, Фаанаха. и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов» (стих 27). Выражение «и зависящих от него городов», повторяясь 5 раз, затрудняет чтение текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 38 Быт.38:5 . «И ещё родила сына и назвала его именем Селом. А находилась она в Хазби, когда родила его». Здесь стоит еврейский глагол, а не название места (Хазби). Акила перевёл это так (слова «Хазби» у него нет): «И назвала его именем Селом. И случилось, что она солгала в рождении после того, как родила Селома». Это означает, что, родив Селома, она перестала рожать. Таким образом, словом Хазби называется не некоторое место, а ложь. Поэтому и написано в другом месте Писания: «Солжёт дело маслины» ( Авв. 3, 17 ), то есть маслина не будет давать плода. Быт.38:12 . «Иуда, утешившись, поднялся в Фамну к стригущим его овец, сам и Хира Одолламитянин, его пастух». Вместо «пастух» по-еврейски читаем «друг». Однако данное слово можно понять двояко, потому что оба существительных пишутся одними и теми же буквами, но «друг» читается ree ( ), а пастух – roe ( ). Быт.38:14 . «И села у ворот Енама, что на дороге в Фамну». Еврейское слово enaim ( ) переводится как «глаза». Следовательно, это не название места, но смысл таков: она села у дорожной развилки или у перекрёстка, где путник должен внимательнее смотреть, по какой дороге идти дальше. Быт.38:26 . «Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Селому, сыну моему». В еврейском тексте стоит: «_она оправдана из-за меня», потому что, конечно, она не была праведна, но по сравнению со своим свёкром совершила меньший грех . Ведь она вовсе не к ветреной распущенности стремилась, а искала способа продления рода. Быт.38:29 . «И вот, вышел брат его. И она сказала: почему расторглась ради тебя преграда? И назвала его именем Фарес». Вместо «преграды» Акила и Симмах перевели «разделение», что по-еврейски звучит как phares ( ). От того, что он разорвал оболочку последа, он получил имя «разделение». Поэтому и фарисеи, которые якобы в силу своей праведности отделяли себя от народа, назывались «отделённые». Быт.38:30 . «Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И она назвала его именем Зара». Это имя переводится как «восток», то ли потому, что он появился первым, то ли потому, что от него родились многие праведники, как сказано в Книге Паралипоменон ( 1Пар. 2 и далее). Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«…памятником неверной души – стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота ( Быт. 19:26 ). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор. 29:23 ; Ис. 1:9, 13:19, 23:14 ; Иер. 49:18, 50:40 ; Иез. 16:49–50 ; Ос. 11:8 ; Мф.10:15, 11:23 ; Рим. 9:29 ; 2Пет. 2:6 . 8 . Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель. Прем.10:9 . Премудрость же спасла от бед служащих ей. 9 . В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. Прем.10:10 . Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10:11 . Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, 10–11 . Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» – указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию ( Быт. 27:43 ). «…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы ( Быт. 28:12–13, 17 ). «Царство Божие» – мир ангельский. «…даровала ему познание святых…», т.е. ангелов (ср. Прем.5:5 ), или вообще сверхчувственного мира ( Прем.9:10 ; Притч. 30:3 ); «…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался ( Быт. 31:39–42 ). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него ( Быт. 30:43, 31:7 ). В этом Иаков видел дело Божие ( Быт. 31:9–12 ), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. Прем.7:11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но они суть те, кто занимают самое высокое положение и находятся в самой верхней части ковчега. На нижних палубах содержится множество неразумных животных или даже зверей; особенно много тех зверей, чьи хищнические повадки не смогла смягчить сладость веры. Однако из них несколько выше находятся те, у которых хоть и не много разума, но, тем не менее, они сохраняют больше простоты и невинности. И, таким образом, поднимаясь по отделенным друг от друга ярусам жилищ, ты оказываешься рядом с Самим Ноем, Чье имя означает «покой» или «праведность» и Кто есть Иисус Христос . Ибо то, что сказал Ламех – отец Ноя, – относится не к древнему Ною: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» ( Быт.5:29 ). Ибо как мог древний Ной дать покой Ламеху и всему народу, среди которого он жил? Как во дни Ноя могло наступить успокоение от скорбей и трудов? Как могло устраниться проклятие, которое Бог наложил на землю, когда разгорелся гнев Божий и сказал Бог: «Я раскаялся, что создал их [человеков]» ( Быт.6:7 )? И еще: «Истреблю с лица земли всякую плоть» ( Быт.6:7 ), а уничтожение всего живого указывает на крайнюю степень немилости. Но если воззришь на Господа нашего Иисуса Христа, о Котором сказано: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), и еще сказано: «Искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ), и снова говорится: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ), «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), то увидишь, что Он – Тот, Кто поистине дает человеку покой и освобождает землю от проклятия, которым Господь Бог проклял ее. Поэтому сказано этому духовному Ною, давшему людям покой и взявшему на Себя грех мира: «Сделай себе ковчег из бревен четырехугольных» ( Быт.6:14 ). 4 . Давайте посмотрим, что есть бревна четырехугольные. Такие бревна не качаются из стороны в сторону, но, будучи установленными на свое место, лежат прочно, обеспечивая требуемую надежность.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните толкование пророчества Иакова 12-ти коленам Израиля (Быт. 49) о колене Левия. Из Бытия 49:5-7 видится, что Иаков осуждает колено, проклинает и обещает рассеять их в Израиле. Так почему же представители именно этого проклятого колена становятся священниками, наиболее приближенными к Богу? Из НЗ мы знаем, что по отцу Иисус Христос принадлежит к колену Иудину. И Быт. 49:8-11 толкуют как пророчество Иакова (Израиля), что именно из этого колена произойдет Спаситель. А кто имеется в виду в Быт. 22-27 (про колено Иосифа) – «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пророчество это исполнилось точно на обоих коленах – Левия и Симеона. Но неодинаково: в неблагоприятном значении только на потомках Симеона. За 40 лет странствия по пустыне это колено сильно уменьшилось в числе. По выходе из Египта было 59.300 мужчин, способных к войне (Чис.1:23), а в конце – только 22.000 (Чис.26:14). Колено это получило удел, но не самостоятельно, а в пределах колена Иуды (Нав.19:1,9). Это колено даже не упоминается в благословении пророка Моисея (Вт. 33:1-29). По иудейскому преданию, больше всего бедняков было в колене Симеона. Левий вместе с братом Симеоном напал на жителей Сихема, чтобы отомстить за поруганную честь своей сестры Дины. Они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки Левия были осуждены на разделение и рассеяние. Однако позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение  (Исх.32:29). Ревностное служение Богу представителей этого колена сделало его избранным и священным при святилище. (Чис.18:20-24). Тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения и учительства среди всего Израиля: И о Левии сказал: … учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять  (Втор.33:8, 10-11). «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева...» (Быт. 49, 24). Некоторые экзегеты видят в этих словах пророческое указание на будущего вождя Израиля Иисуса Навина. Он происходил из колена Ефрема – сына патриарха Иосифа. 18 сентября 2007 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6973.html

Глава 42 Первое прибытие братьев Иосифа в Египет Быт.42:1–4 . И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите? И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть. Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте, а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды. Весть о продаже хлеба в Египте достигает старца, и, по его приказанию, 10 сыновей его, жившие в то время, вероятно, каждый отдельным домом (ср. Быт. 38:1 ), отправляются в Египет (рассчитывая, может быть, купить на 10 человек хлеба в большем количестве). Но Вениамина – этого единственного, после Иосифа, сына любимой Рахили – Иаков не отпускает из боязни какой-либо опасности для него в пути, извне или даже со стороны самих братьев. Быт.42:5 . И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод. На дороге сыновья Иакова соединились в один караван с чужеземцами, шедшими в Египет с тою же целью. Город египетский, куда они пришли, был, по мнению одних толкователей, Мемфис, по другим – Танис. Быт.42:6 . Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли. Евр. schallit (начальник, правитель) происходит скорее от халдейского корня, чем от еврейского, и употребляется преимущественно в священных книгах более позднего происхождения, напр. Дан. 5:29 , но это не дает основания считать слово это здесь позднейшей вставкой, так как и в древнейшие времена в еврейском языке были арамеизмы ( Быт. 31:47 ). Иосифу в продаже хлеба принадлежало, без сомнения, лишь высшее наблюдение. Возможно, что личное участие его требовалось при продаже хлеба иностранцам и притом сколько-нибудь значительными партиями, – так как по обязанности правителя он должен был наблюдать, чтобы требования иностранцев удовлетворялись лишь по удовлетворении нужд египтян и вовсе не в ущерб последним. Услышав о прибытии каравана из родного Ханаана, он требует прибывших к себе, и в первой сцене свидания исполняются давние сны Иосифа ( Быт. 37:6–9 ). Суровый прием их со стороны Иосифа

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Единственный, кто в то время обрел благодать пред очами Господа, был Ной – как тот вид умного делания, который способен почитать Бога даже при возделывании той земли, которую проклял Господь ( Быт. 5:29 ). Все житие Ноя состояло в том, что он ходил пред Богом ( Быт. 6:9 ), всегда мысленно содержа Его пред собой и сознавая себя открытым пред Ним во всех своих начинаниях. «Предзрех Господа предо мною выну, – повторял он в сердце своем, – яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). Другие формы богопознавания, в отличие от Ноя, не предложиша Бога пред собою ( Пс. 53:5 ) и не разумеша, что очи Господа в десять тысяч раз светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные ( Сир. 23:27–28 ), ибо если бы они разумели это и помнили, то не грешили бы разными видами нечестия. Дело Ноя состоит в умозрении духовном, способном созерцать сущность всех Божиих тварей – как чувственных, так и мысленных, – узревая в них Божественный замысл относительно них и принципы их существования, в соответствии с которыми они были созданы. Совершается это дело при содействии жены – т.е. органов восприятия, при помощи которых вещи чувственные служат духовному созерцанию, а не удовлетворению похоти, воспринимая чувственное и телесное как образы вещей невидимых, порождая истинное познание Бога в лице Сима, чистое и безукоризненное служение Богу в лице Хама и неизменную любовь к Богу в лице Иафета ( Быт. 6:10 ). При помощи духовного умозрения ум постепенно приходит в такое устроение, что без него не может представить своего дальнейшего существования. Это устроение и есть тот самый ковчег, который повелевает сделать Господь таким образом, чтобы в нем могли вместиться три уровня мысленного созерцания. Для этого в нем устрояется нижнее, второе и третье отделения ( Быт. 6:14–16 ). Первое отделение образуется из такого видения своего недостоинства, которое показывает нам, с какой высоты небесной, данной нам по первому устроению нашему, мы ниспали, уподобившись различным гадам пресмыкающимся по земле по роду их и делам их. Второе отделение появляется тогда, когда послушному воле Божией разуму начинают последовательно покоряться все скотоподобные движения души. Третье же отделение вмещает в себя различные помышления, подобно птицам, возносящие душу к высоте небесной ( Быт. 6:20 ). Причем, такое устроение не только заключает в себе Ноя, и жену его, и сыновей его, и жен сынов его, и всех животных, и от всякой плоти по паре, мужеского пола и женского: из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их ( Быт. 6:18–20 ), но и защищает всех их подобно дому, отовсюду затворенному и заключенному от пагубного влияния окружающих душу греховных прилогов и ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Обрадованный тем, что узнал, и словами девицы, он " поклонился Господу " , т. е. принес благодарение Владыке, оказавшему такое благоволение праотцу и такое попечение о нем самом, и все так счастливо для него устроившему, и сказал: " благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своей и истиной Своей " (Быт.24:27). После того, как раб увидел добродушие девицы и все обстоятельно от нее узнал, он, наконец, и сам открывает девице, кто он, и своим благодарением Богу объясняет ей, что пришел не из чужого дома, но что пославший его есть брат Нахора. Узнавши это, девица с великой радостью " побежала " , как говорит Писание. Посмотри, как свое усердие в гостеприимстве она показывает всеми своими поступками – и бегом, и словами, и своим скромным поведением. " Побежала " , сказано, " и рассказала об этом в доме матери своей " (Быт.24:28). Все, что услышала от раба, она пересказала родителям. " Лаван выбежал к тому человеку, к источнику " (Быт.24:29). Вот и этот своим бегом показывает свое усердие. Увидев же человека, стоявшего у колодца с верблюдами, сказал ему: " войди, благословенный Господом: зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов " (Быт. 24:30). Заметь, как и этот благословляет Господа в присутствии чужестранца, и оказывает ему уже (на словах) большую предупредительность, еще прежде гостеприимства на деле. " Приди " , говорит он, " войди " , я уже наперед приготовил храмину и место верблюдам. Потом, когда тот вошел, " расседлал " , сказано, " верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям " (Быт.24:32).   5. Вот как много и заблуждавшиеся еще люди заботились о странноприимстве. " И воды дал умыть ноги ему и людям, которые были с ним; и предложена была ему пища " (Быт.24:33). Но примечай здесь благоразумие раба. Что говорит он? " Не стану есть, доколе не скажу дела своего " . Вы, говорит он, сделали свое дело; но я не буду думать о своем покое, пока не объясню вам причины, по которой я послан в такой (далекий) путь, и зачем я пришел сюда из Хананеи, и как был введен в ваш дом, – чтобы, узнав все, и вы оказали свое расположение к моему господину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Пришёл – вероятно, из Вирсавии. Некоторые ставили вопрос: прилично ли было Аврааму оплакивать Сарру и рыдать по ней? На это мы ответим, что всякое искреннее человеческое чувство достойно великого душою человека, и если закон Моисеев впоследствии ( Лев. 21:10 ) не позволил Великому Священнику, помазанному елеем, совершать обряды рыдания и плача (которые, вероятно, перешли к Израилю от Египта) вследствие особого величия его звания, то он не запрещал даже священникам выражать скорбь свою и прикасаться к трупам ближайших родственников своих ( Лев. 21:1–5 ). Быт. 23:3 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: Хет – первенец Сидона, сына Ханаана, сына Хамова ( Быт. 10:15 ). Почти нет сомнения, что хетты, или хеттеи, суть кхеты египетских памятников, владевшие Сирией при Сети I. Из Суд. 1видно, что земля хеттеев находилась к северу от Палестины, и надо полагать (как думает Кларк), что Иавин, царь ханаанский, который царствовал в Асоре ( Суд. 4:2 ) и у которого военачальником был «Сисара, живший в Харошеф-Гоиме» (Харошеф язычников), был царём тех именно потомков Хета, которые при Аврааме занимали Палестину. Быт. 23:4 я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Первое место в собственность в Палестине, которое приобрёл отец верующих, было место для гроба. Этим действием он как бы предсказал, что в грядущих веках, когда исполнятся все Божии обетования, опять в Палестине останется единою драгоценною собственностию верующих гроб Того, в Котором исполнение обетований. Приобретение места для погребения в Палестине было действием важным в жизни патриархов, потому что оно осязательно напоминало в будущем народу израильскому, что Палестина есть земля обетования, что там дарован Иеговой удел своему народу. Вот почему и Иаков ( Быт. 49:29 ), и Иосиф ( Быт. 50:25 ) завещали нести туда, в землю благословения, свои тела. Авраам был странником и пришлецом в земле сынов Хета, не основывая нигде поселения, хотя казалось бы, после войны с Кедорлаомером ему бы легко было основать его. Но он не получал на то благословения Иеговы, Который лишь в будущем обещал эту землю его племени, и он остался в стране Хеттеев кочевником, пользуясь для пастьбы и жилья землями лишь по договорам ( Быт. 21:27 ) или незанятыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пусть умрет он там в одиночестве, но вы не налагайте на него рук своих! Этим Рувим думал спасти невинного юношу от смерти. Он хотел тайно вытащить его изо рва и отпустить к отцу. Кроткий, как овца, Иосиф ничего не знал о злобе своих братьев. Он подошел к ним и дружески поцеловал их, приветствуя от имени отца. Братья же, как звери, накинулись на него и стащили бывшую на нем разноцветную одежду. Они скрежетали на него зубами, как бы желая съесть его живым. Они били Иосифа кулаками и причиняли ему всякие обиды. В этой злобе братья казались ему свирепыми и беспощадными. Иосиф уж не надеялся на то, чтобы кто-нибудь заступился за него. Поэтому он возвысил голос и со слезами и рыданьями начал умолять братьев о пощаде: — За что вы гневаетесь? Я прошу вас несколько освободить меня и выслушать мою просьбу. Братья! Вы сами знаете, что отец каждый день плачет о кончине моей матери. Неужели же вы решитесь нанести ему новую рану, когда старая еще не зажила. Я умоляю вас, не разлучайте меня с отцом, иначе с горя он сойдет в могилу. Я заклинаю вас Богом отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова (Мк.12:26), — Богом, Который повелел Аврааму уйти из земли и дома отца своего и поселиться в земле Обетованной (Быт.12:1–3), — Богом, Который обещал сделать потомство Авраама таким же бесчисленным, как звезды на небе (Быт.15:5) или песок на берегу моря (Быт.28:14). Я заклинаю вас Вышним Богом, даровавшим Аврааму силу воли при жертвоприношении сына его Исаака и пославшим агнца для заклания его вместо сына (Быт.23:1–19). Я заклинаю вас Святым Богом, Который благословил отца нашего Иакова устами Исаака (Быт.27:27–29), отца его, и Который не покидал Иакова и в Харране, что в Месопотамии (Быт.28:10–19) откуда вышел Авраам: здесь Бог избавил Иакова от несчастия! Всем этим я заклинаю вас и прошу не разлучать меня с Иаковом, как смерть разлучила его с Рахилью. Иначе Иаков будет плакать обо мне так же, как плачет о Рахили, и закроются глаза его, не дождавшись моего возвращения. Сжальтесь надо мной и отпустите меня к отцу!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010