Как православные христиане мы должны строить свою жизнь согласно учению Церкви, Священному Писанию и Священному Преданию. Если обратится к этим источникам, то нигде мы не найдём списков «каким святым в каких нуждах молиться». Хотя молитвенное почитание святых в Церкви было всегда. Ещё в Ветхом Завете существовал обычай призывать Ангелов. Так, например, Иаков, благословляя детей Иосифа, говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт.48:16 )». Сам Бог повелевает царю Авимелеху просить молитв Авраама ( Быт.20:7 ). Святой Иоанн Богослов видит молитвы святых как фимиам поднимающийся перед Богом ( Откр.5:8, 8:3-4 ). Довольно много свидетельств находим у святых Отцов. VII Вселенский Собор утверждает почитание святых как неотъемлемую часть православного вероучения: «Если, кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатью, досточестны перед Ним по душе и по телу или не просят молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир по церковному преданию – анафема». Строгое следование церковному учению в вопросе почитания святых убережёт нас от уклонения в обе стороны. Уклонение вправо – это язычество, оккультизм, царебожие (когда святого царя Николая II почитают искупителем грехов России), католичество с его культом «Непорочного Зачатия» Самой Девы Марии-«Соискупительницы». Уклонение влево – протестантизм, отрицающий святость в православном понимании и ходатайство святых вообще. Лучше всего призывать в молитве тех святых угодников, которые нам близки, нами любимы, с которыми у нас как бы сложились личные отношения. Как складываются эти отношения? По-разному. Иногда через знакомство с жизнеописанием или наследием святого, иногда мистически, через опыт молитвы. Митрополит Иларион (Алфеев) очень точно отметил, что святой человек проживает 3 жизни. Первую – на земле, вторую – в людской памяти, в фольклоре, своём наследии и третью – таинственную, постигаемую через молитвенное общение, через ту помощь, которую Бог подаёт по его ходатайству.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx-i-...

Человек создан особым советом Святой Троицы Человек особенным Божественным советом создан. Вся тварь словом единым от Бога создана: «рече, и Быша» ( Пс. 148, 5 ). Но когда до человека дошло дело, не так изволилося благому Богу и Создателю нашему создать его, но особенным некиим советом. Каким? Тако, имея сотворить человека, глаголет Триипостасный Бог: «сотворим человека» ( Быт. 1, 26 ). Аки дивное некое, преславнейшее, благороднейшее, достойнейшее, великолепнейшее хотя создание Свое в дело произвести, глаголал Создатель: «сотворим человека». Сие преимущество человека ради души его подалося (3:330). Подлинно человек в создании своем почтен от Тебе, Создателя своего, почтен паче всея твари Твоея особливым Твоим советом: «Сотворим человека». Сотворен по образу Твоему и по подобию Твоему, сотворен свят, чист, непорочен, премудр, и к вечному блаженству сотворен (4:230). Человек сотворен по образу и подобию Божию Создан «по образу Божию и по подобию» человек ( Быт. 1, 27 ): Вси вещи созданныя суть свидетельства всемогущества, благости и премудрости Божия: но человек, кроме того, образ Божий в себе носит. Воистину краснейшая доброта, любезное благолепие, высочайшее достоинство, честнейшее благородие! Нижайший Бога, но высший всех созданий человек: образом Божиим почтен человек; красное небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие, но краснейший – человек: яко по образу Божию созданную доброту в себе носит. Разсуждай и размышляй, коль красен Бог, несозданная и присносущная Доброта (5:349). Человек сотворен по образу и подобию Божию (2:279, см. ЛЮБОВЬ , 475). Человек пользуется большой любовью Божией, т. к. он сотворен по образу и подобию Божию (2:21, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ , 453). Человек создан по образу Божию и бессмертием почтен был (2:30, см. ГРЕХ , 255). Человек – его высокое достоинство Человек так в высоком достоинстве учинен, особливым Божиим советом создан, образом Его почтен, кровию Христовою падший искуплен, в крещении омовен и обновлен, к вечному блаженству позван, – благороднейшее создание человек, ради котораго весь прекрасный сей мир создан, согражданин ангельский, сын Божий, наследник небеснаго царствия, уд Христов, жилище Духа Святаго, в такую подлость нисходит самовольно, и все свое блаженство погубляет (3:289).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

е. определяет и утверждает повестку заседаний Совета; ж. представляет Совет по вопросам, входящим в компетенцию Совета. 3.4. Решения Совета оформляются протоколами, которые подписывают Председатель и Секретарь Совета. 3.5. По решению Совета или по распоряжению Председателя Совета при Совете могут создаваться экспертные группы. Совет вправе привлекать к своей работе независимых экспертов и сторонние организации. 3.6. Исполнительным органом Совета является Секретариат Совета, который осуществляет текущую работу по обеспечению его деятельности. 3.7. Сведения о деятельности Совета включаются в ежегодный отчет, представляемый епархиальным архиереем на имя Святейшего Патриарха. 4. Взаимодействие Совета с Синодальными и иными профильными структурами 4.1. Совет согласует свою деятельность с Межведомственной координационной группой по преподаванию теологии в вузах, Учебным комитетом Русской Православной Церкви, Учебно-методическим советом по теологии, Экспертной группой при Межрелигиозном совете России. 4.2. Названные структуры в области своей компетенции оказывают Совету аналитическую, информационную, методическую, консультационную поддержку. 4.3. Совет следует рекомендациям названных структур, предоставляет им аналитическую информацию, рекомендации и предложения по совершенствованию теологического образования. 4.4. Ежегодно Совет предоставляет Экспертной группе при Межрелигиозном совете России данные о потребности региона в теологах и обоснование этих данных, до срока, устанавливаемого Экспертной группой. Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158647...

3) Во времена ветхозаветные крест был прообразован и как знамя победы Иисус Навин ведет жестокую брань с амаликитянами. А Моисей, в то же время восходит на гору, и, поддерживаемый священниками, воздевает горе руки свои, и таким образом ясно изображает вид креста. Тогда „всепогубляющий Амалик“ поражен и побежден ( Исх. 17:13 ), в знамение того, что крестом „Иисус пребожественный“ победит всех видимых и невидимых врагов нашего спасения“. 190 4) Чрез Моисея же предъизображен был крест и как податель исцеления от самых смертоносных недугов Гибли тысячи строптивых израильтян в пустыни от уязвления змиев. По повелению Божию, возносится змий на древо, и взирающим на сие знамение с верой предлагается „врачевство, избавляющее от тлетворного и ядовитого угрызения“ ( Числ. 21:9 ), в предъизображение того, что тако подобает вознестися ( Ин. 3:14 ) на крест Спасителю мира, для того, чтобы в кресте преподать врачевство уязвленному древнезлобным змием роду человеческому. 191 Наконец, 5) крест Христов был прообразован в Ветхом Завете и как источник благословения и освящения Так, удрученный старостью, Иаков, благословляя внуков своих, Ефрема и Манассию, „крестообразно положил на их главах свои длани“ ( Быт. 48:14 ), проявляя тем, что „живоносный образ креста соделается источником благословения для новоутвержденных людей Христа Бога“. 192 И еще прежде, „божественный Израиль, среди созерцаний будущего, преклоняется на конец властительского жезла Иосифова“ ( Быт. 47:31 ), прозревая очами веры ( Евр. 11:21 ) величие креста Христова, имеющего быть „победной славой Царей, благословением народов, знамением, которому должны покланяться все племена земные!“ 193 „Жезл“ Ааронов, в одну ночь произращает ветвь, цветы и плоды ( Числ. 17:8 ), и сим чудным „прозябением предрассуждает священника“, утверждает законность священства, а с тем вместе „во образ тайны приемлется“ – во образ того таинственного креста, который „процветет в неплодящей прежде Церкви, “ 194 того креста, на котором Христос единем бо приношением совершил есть во веки, освящаемых ( Евр. 10:14 ), сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи ( Апок. 5:10 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке - Библия - не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4) Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья - не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака - согласию, они ставят другой, объективный фактор - форму брака - в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5). Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек - не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. " Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

http://pravoslavie.ru/450.html

Брак является образом Пресвятой Троицы. Его высшая цель — возрастание до Троического первообраза в богоподобном единстве различных лиц. Подобно сему, брак являет также наивысший образец человеческой любви к иному как к самому себе. Прочие цели брака, например, телесное возрастание в здешнем бытии через деторождение, приобретают свою истинность только в свете наивысших целей — Божественной и человеческой любви 3 . В библейском повествовании первых двух глав книги Бытия открывается неразрывная связь двух тем — темы пола и темы роли человека в творении. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над всею землею И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1:26–28). В первом стихе образ Божий в человеке явлен его владычеством над творением, во втором стихе — единством мужского и женского естества, в третьем стихе дары телесного роста в браке и обладания творением выражены подряд почти как синонимы. «Божественное повеление “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” устанавливает некую связь между полом и господством первой четы над космосом и таинственным преодолением в Боге диады триадой» 4 . Эта неразрывность двух тем — пола и делания человека в творении — явлена и в библейском повествовании второй главы книги Бытия. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их И нарек человек имена всем но для человека не нашлось помощника, подобного ему И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: она будет называться женой, ибо взята от мужа (Быт 2:18–20,22) 5 . Во исполнение Своего намерения создать помощника человеку Господь сначала образует мир и дарует его человеку для владения им, для “окультуривания” его через имянаречение. В завершение Бог образует соприродную личность Евы, которой человек даёт сокровенное имя любви: …она будет называться женою, ибо взята от мужа.

http://pravmir.ru/malaya-tserkov-zametki...

В сердце Авраама Исаак был заклан. В сердце Исаака тоже произошёл переход в иную реальность. Но спустились они оба живыми с горы, и Исаак шёл как воскресший. Это было на третий день (Быт. 22, 4) пути от дома. Отрокам Авраам сказал: Я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). А ведь нож был в руке у него! По этому поводу апостол Павел говорит: Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11, 17–19). Вот великое и таинственное свидетельство Писания о прообразе Жертвы Христа и о вере Авраама в воскресение. Об Ионе сказано: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу (Ион. 2, 1–2, 11). Это пребывание пророка внутри морского животного было совершенным подобием схождения живым во ад, поскольку само море представлялось евреям областью страшной и населённой чудовищами. Всемогущая сила Божия в том и является уму древних, что Бог владычествует над морем, полагает предел стремлению его волн, сокрушает змеев в глубинах, полноправно владычествует над этой страшной стихией. Итак, Иона был в аду, и был жив! Более того — молился там. Что это? Вот что: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 38–40). Уже сказано много. Нужно пережёвывать тщательно и усваивать преподанное. Но идём и далее. У Осии в шестой главе читаем: В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6, 1–3).

http://pravmir.ru/prorochestva-voskresen...

в) Златоуст: «Мы не для того родились, чтобы есть, и пить, и облекаться в одежду, но чтобы, прияв божественное любомудрие, избегать зла и подвизаться в добродетели; ибо, созидая человека, Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 ), – а подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды, (потому что Бог ни ест, ни пьет, ни облекается в одежды), но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякою добродетелию» (Apud. Damascen. tom. cit. pag. 313). 3) Но так как, по мере преуспеяния человека в добродетели, он достигает блаженства, которое есть следствие добрых дел и награда за них, по учению Самого Спасителя о блаженствах ( Мф. 5:16 ); то можно выражаться, что человек, созданный на дела благая ( Еф. 2:10 ), с тем вместе создан и для блаженства, и что след. блаженство составляет одну из целей человека, рассматриваемого по отношению к самому себе. И на эту цель человека указывали иногда св. отцы – а) Григорий Богослов : «Мы получили бытие, чтобы благоденствовать; и благоденствовали после того, как получили бытие; нам вверен был рай, чтоб насладиться; нам дана была заповедь, чтоб, сохранив ее, заслужить славу» (Слово на Св. Пасху, в Тв. св. отц. IV, 182). б) Григорий Нисский : «Надлежало, чтоб человек, созданный для наслаждения божественными благами, имел в природе своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться: потому он и наделен жизнию, и разумом, и мудростию, и всеми богоподобными свойствами» (Сатнесн. сар. 5). в) Иоанн Дамаскин : «Как благий, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками Его благости» («Точн. излож. прав. веры», кн. II, гл. 29, стр. 128, по русск. перев.). 4 . Затем, назначение человека, по отношению ко всей окружающей его природе, ясно определяется в словах Самого триипостасного Создателя: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, [и зверьми] и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли» ( Быт. 1:26 ) 62 . Как образ Божий, как сын и наследник в дому Небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и твариею земною. Св. отцы и учители церкви говорили об этом назначении человека – быть царем и владыкою окружающей его природы – весьма часто, особенно, когда решали вопрос, почему человек создан последним. Вот, например, слова – а) св. Амвросия: «По достоинству (человек) явился последним, как цель природы, созданный для правды, чтобы быть провозвестником правды между прочими животными... справедливо он явился последним; как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все». (Epist. III. n. 13, 19, in Pamrolog. curs. compl. Т. XVI, р. 1133, 1135);

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши. «Употреби труд, храни мерность – богат будеши». В завещании своем святитель Митрофан указывает нам прежде всего на труд. «Употреби труд», – говорит он. Чтобы понять, как важно правило сие для каждого человека, следует только обратить внимание на многостороннюю пользу труда и на неизбежный вред бездействия. Бог заповедал человеку труд еще до падения его: «И введе его, – говорит Писание, – в Рай сладости, делати его и хранити» ( Быт.2:15 ). «В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю» ( Быт.3:19 ), – сказал Господь потом Адаму, преступившему Его заповедь. Трудиться – это закон, возложенный Творцом на весь род человеческий, это необходимое условие временного бытия нашего, необходимое требование нашей природы. «Человек, – говорит Иов, – рождается на труд» ( Иов.5:7 ), как птица рождается, чтобы летать по воздуху. «Возсия солнце, – говорит Псалмопевец, – и ... изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» ( Пс.103:22–23 ). Иисус, сын Сирахов, с особенной силой выражает мысль о труде, на который рождаются все потомки Адама, и в котором должны они проводить всю жизнь свою: «Непразднство велие, – говорит он, – создано бысть всякому человеку, и иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матери их до дне погребения в матерь всех... от седящаго на престоле славы и даже до смиреннаго на земли и пепеле, от носящаго багряницу и венец и даже до одевающагося льняною» ( Сир.40:1, 3–4 ). Святой апостол Павел во многих местах внушает своим фессалоникийским ученикам исполнение существенной обязанности труда. Он то приводит им на память свой собственный пример, как он среди самой проповеди Евангелия находил время для необходимого труда: «Помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедахом вам благовествование Божие» ( 1Фес.2:9 ), – и своим примером побуждает их к трудолюбию: «сами бо весте, како лепо есть (вам) подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, и нощь день делающе, да не отягчим никогоже от вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Но если мы обратимся к святоотеческим толкованиям ветхозаветных пророчеств и к богослужебным текстам, то увидим, что понимание этих видений как видений Бога Отца впадает в явное противоречие с пониманием их Церковью. Эти пророческие видения относятся Церковью не к Богу Отцу, а к Сыну Божию. Все они предображают Его воплощение и не имеют иной цели, как его подготовку, в том числе и эсхатологический сон Даниила («видех во сне нощию»), который предображает Второе Пришествие Спасителя. Наиболее систематическое изложение святоотеческого понимания Богоявлений и видений Ветхого Завета дает преподобный Иоанн Дамаскин: «И Адам увидел Бога и услышал звук от ног Его, ходяща по полудни, скрылся в раю (Быт. 3, 8). И Иаков увидел и боряшеся с Богом (Быт. 28, 24). Ясно же, что Бог явился ему как человек. И Моисей увидел как бы задняя человека (Исх. 32, 23); также и Исаия увидел как бы человека, седяща на престоле (Ис. 6, 1). Увидел и Даниил подобие человека и яко Сына человеча, дошедшего до Ветхого денми (Дан. 7, 13). И никто не увидел естество Бога, но (только) образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и невидимое Слово Божие намеревалось поистине стать человеком для того, чтобы соединиться с нашим естеством и быть видимым на земле» . Именно так Церковь и изъясняет смысл видений в богослужебных текстах служб пророкам, Недели Праотец и особенно в службе Сретения. Праздник этот — встреча Ветхого и Нового Завета, в котором наиболее конкретно и ясно раскрывается смысл ветхозаветных пророчеств. В лице Богоприимца Симеона «отпускается» ветхозаветное пророческое служение, и ветхозаветная Церковь встречает предвозвещенного пророками Основоположника Церкви новозаветной, «яко Начальника ветхаго же и новаго» (на стиховне стихира на «слава, и ныне»). Здесь Церковь как бы обобщает пророческие предвозвещения. «Во пророцех виден был еси, якоже мощно бяше, Иисусе, Тебе видели древле...» (2-я стихира на стиховне). «Адама создавый» (утреня, икос), Он же «Ветхий денми Иже закон древле дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира литийная) и т.д. Видение пророком Исаией Господа Саваофа (наименование, которое применяется к изображениям Бога Отца) входит в службу Сретения в качестве одной из паремий и толкуется следующими словами: «Яко виде Исаия образно на Престоле превознесена Бога... о окаянный, вопияше, аз: провидех бо воплощаема Бога, Света невечерня и миром владычествующа» (ирмос 5-й песни канона). Видение пророка Иезекииля разъясняется: «Божий явился еси пророк, Иезекииле чудне, воплощение Господне всем провозвестил еси, Сего Агнца и Зиждителя Сына Божия, явльшася вовеки» (служба пророку Иезекиилю, 21 июля, кондак). «Даниил же праведный и во пророцех чудный, ясно Божественное Второе Твое [Христа] Пришествие проявляя, видех, дондеже престоли поставишася, глаголет, и Судия седе, и огненная потече река...» (Неделя святых Праотец, на Господи воззвах стихира 4-я).

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010