5 И ниже он говорит еще: “Итак, согласно подобающему рассуждению, следует признать, что этот космос есть одушевленное и наделенное умом живое существо, и родился он поистине с помощью божественного провидения 163 .” Глава 30. О небесных светилах 1 После того как Моисей научил, что и они также сотворены, когда сказал: “И сказал Бог: да будут (созданы) светила на тверди небесной , чтобы светить на землю; и будут служить для знамений, и времен, и дней, и годов. И создал Бог два светила великие и звезды; и поставил их на тверди небесной” ( Быт.1:14–17 ), 2 и Платон говорит нечто подобное: “По замыслу и намерению бога, касающимся рождения времени, возникли солнце, луна и пять других звезд, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени. Сотворив их тела, бог поместил их на их орбитах 164 .” 3 Рассмотри, разве фраза Платона: “По замыслу и намерению бога” не подобна выражению Евреев: “Словом Господним были утверждены небеса и духом уст Его, все силы их.” ( Быт.32:6 ) Также вслед за Моисеем, который сказал: “И поставил (θετο) их на тверди небесной”, и Платон пользуется словом похожим на “поставил”: “Сотворив их тела, бог поместил (θηκεν) их на их орбитах.” Глава 31. О том, что все дела Божии хороши 1 После того, как Писание Евреев в отношении каждого из творений добавляет: “И увидел Бог, что это хорошо” ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21:25 ), и при подведении итога [творения] мира говорит: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” ( Быт.1:31 ), послушай, что говорит Платон: “Если космос прекрасен, а его демиург благ, ясно, что он взирал на вечное 165 .” И еще: “Ведь этот мир есть прекраснейший из рожденных вещей, а его творец есть наилучшая из причин 166 .” Глава 32. Об изменении и преобразовании мира 1 И об этом также рассуждает Писание Евреев; то здесь, когда говорит: “И небо свернется как свиток” ( Ис.34:4 ), то там, когда прибавляет: “И будут новое небо и новая земля, которые Я творю, чтобы они пребывали пред лицем Моим, говорит Господь” ( Ис.65:17 + 66:22), или еще в другом месте, когда говорит: “Ибо проходит образ мира сего 167 ” ( 1Кор.7:31 ). 2 Послушай, как Платон поддерживает это учение говоря в Тимее:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Глава 1 1–23. Десять допотопных патриархов от Адама до Ноя, три сына Ноя и 70 происшедших от них народов. 24–42. Десять потомков Сима до Авраама, сыновья последнего от Агари, Хеттуры и Сарры. 43–54. Цари Идумеи. 1Пар.1:1 .  Адам, Сиф, Енос, 1Пар.1:2 .  Каинан, Малелеил, Иаред, 1Пар.1:3 .  Енох, Мафусал, Ламех, 1Пар.1:4 .  Ной, Сим, Хам и Иафет. Перечисление десяти допотопных патриархов с указанием лет жизни каждого встречается в пятой главе кн. Бытия. Автор Паралипоменон приводит одни имена без всякой связи, вероятно, потому, что происхождение патриархов и продолжительность их жизни он считал известными своим читателям из кн. Бытия. 1Пар.1:5 .  Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 1Пар.1:6 .  Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 1Пар.1:7 .  Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 1Пар.1:8 .  Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 1Пар.1:9 .  Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан. 1Пар.1:10 .  Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле. 1Пар.1:11 .  Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима, 1Пар.1:12 .  Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима. 1Пар.1:13 .  Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета, 1Пар.1:14 .  Иевусея, Аморрея, Гергесея, 1Пар.1:15 .  Евея, Аркея, Синея, 1Пар.1:16 .  Арвадея, Цемарея и Хамафея. 1Пар.1:17 .  Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Потомки сыновей Ноя перечисляются также в десятой главе книги Бытия. Но в книге Паралипоменон опущены вводное и заключительное замечание ( Быт.10:1,21,32 ), а также исторические указания кн. Бытия на основание Нимвродом царства в Ниневии ( Быт.10:10 ) и на расселение иафетитов и хамитов по местам их жительства ( Быт.10:5,19 ). Кроме этого различия, а равно незначительных особенностей в произношении имен и пропуска некоторых слов в стихе 17 (см. ниже), оба списка сходны между собой и по перечисляемым именам и по форме. Так в стихах 5–9, как и в ( Быт.10:2–7 ), члены списка соединяются через выражение «убеней» («сыны»); от стиха 10, как и в стихе 8, – через «йалад» («родил»); в ( 1Пар.17 ) снова через «беней», как в стихе 22, и в стихе 18 вновь через «йалад», как в стихах 24 и 25 книги Бытия. Ввиду этого список потомков Ноя кн. Паралипоменон можно считать заимствованным из кн. Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что практически на протяжении всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет Его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного Потопа, вызванная тем, что " сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть " (Быт. 6, 2-3). Традиционное толкование говорит, что сыны Божии – это потомки Сифа, верные Господу, а дочери человеческие – каинитки, и смешение этих двух родов привело к гибели древний мир. Помня об этом страшном событии, св. Авраам заставил своего слугу поклясться Богом, что он не возьмет Исааку жену из дочерей Ханаанских (Быт. 24, 3). Точно также и одной из причин отвержения Исава было то, что он взял себе в жены хеттеянок. " И было это в тягость Исааку и Ревекке " (Быт. 26, 35), так что последняя сказала, что она " жизни не рада из-за дочерей Хеттейских " (Быт. 27, 46). Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: " Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих " (Исх. 34, 16) И " тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя " (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала тех, кто нарушал завет Господа. Начиная со страшного поражения в Ваал-Фегоре, когда только удар копья Финееса прекратил поражение, из-за которого погибло 24000 человек (Числ. 25), и в продолжение правления судий, когда Самсон погиб из-за филистимлянки Далиды (Суд. 16), и до страшного грехопадения мудрейшего царя Соломона, чье сердце развратили жены (3 Цар. 11, 3) продолжается борьба за исполнения этой заповеди. И Бог незамедлительно карал тех, кто нарушал Его повеление. Причем заповедь эта ни коим образом не была связана с представлением о чистоте крови. Раав блудница, Сепфора – жена Моисея, Руфь моавитянка, отказавшиеся от своих лжебогов, вошли в народ Божий. Особенно важным эта заповедь стала для свв. Ездры и Неемии, боровшихся со смешением избранного народа с иноплеменниками (1 Ездр. 9-10; Неем.13, 23-29). Слово Божие называет смешанные браки " великим злом, грехом перед Богом " (Неем. 13, 27), " беззаконием, превышающее голову, и виной, выросшее до небес " (1 Езд. 9, 6). Прор. Малахия провозглашает: " вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу " (Мал. 2, 11-12). Не во исполнение ли этого проклятия Божия дети у таких преступников и преступниц становятся безбожниками, а часто и погибают?

http://pravoslavie.ru/120.html

Итак, проклятие ложится не на Хама, а на Ханаана. «и сказал (Ной – О.С.): проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 25)! И действительно, братья и сестры: Африка – земля Хама! Вы же знаете, как живут эти народы – до сих пор они мучаются от этого проклятья, которое легло на целую расу негроидов. Далее говорится: «Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 26). Он благословляет Сима за то, что он поступил правильно и не хотел видеть наготу своего отца. Далее говорится про Иафета, нашего праотца, от которого мы произошли, славяне: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 27). Итак, имя Иафет  – мы это уже выяснили – обозначает «распространенный», «красивый», но что означают слова, что Иафет вселится в шатрах Симовых? Ведь если буквально понять смысл этих слов: он не просто вселится, он будет хозяйничать в шатрах Сима, переселиться. Что же такое «шатер Сима»? Это – Священное Писание, которое было написано семитами, людьми еврейской национальности. И в Иисусе Христе народы, произошедшие от Иафета, обрели Священное Писание как свое наследие (Ис. 29,11-12; 2 Петр. 2, 10). Мы – новые дети Авраама! А иудеи «… когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3, 15–16). Они не понимают до конца смысл Божественного Откровения. Только в Христианской Церкви дается полнота Откровения слова Божьего. Но весь Ветхий Завет – это история Ветхозаветной Церкви! И в 10й главе, 21й стих, сказано: «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых (вот, впервые встречается имя «Евер», от которого потом получится слово «еврей» – О.С.)» (Быт. 10, 21). То есть Иафет еще не вселился в шатры Сима – религия истинная была долгое время достоянием только еврейского народа. Но после дня Пятидесятницы многие народы приобщились к этой вере (Мф. 29, 19). Если вернуться к рассуждениям о фильме, то без сомнения любая попытка исказить библейскую реальность, особенно в описание жизни пророков, и есть грех Хамов.

http://radonezh.ru/analytics/o-filme-noy...

Каким образом устанавливается это новое отношение с Богом и посредством каких сил - человеку знать не дано. Но нам дарована вера, доверие к Божественному Откровению, утверждающему неизменно личный характер связи между Богом и человеком. Я чувствую, что пред лицом Божиим всегда буду оставаться самим собой - таким, каким Он меня знает и любит. Я сохраню свое имя и обрету возможность беседовать с Ним, как Моисей и Илия на горе Фавор. Прочее да будет почтено молчанием. Различие полов В тексте Библии, рассказывающем о сотворении человека, истина о запечатленном в нем образе Божием дополняется описанием различия полов, разделения человеческого существа на мужское и женское: " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их " (Быт.1,27). Церковная экзегеза видела в этой фразе выражение связи между образом Божиим в человеке и любовным влечением, в силу которого люди реализуют свою жизнь в единении с противоположным полом. Это влечение также представляет собой конститутивный элемент жизни, модус жизни, позволяющий человеку создавать новые личностные ипостаси, плодиться и размножаться, и наполнять землю (см. Быт.1,28). Однако существует и другое описание сотворения человека, содержащееся во второй главе книги Бытия (стихи 4-25). Филологи считают его более древним. Согласно этому тексту, создание человека не сопровождалось с самого начала разделением на два противоположных пола. Сначала Бог творит мужчину, получающего соответственно имя мужского рода: Адам. Однако это имя указывает лишь на тварную природу человека ( " сделанный из земли " ), вовсе не имея в виду его пол. Именно в этого целостного первочеловека вдунул Бог дыхание жизни и сделал его " душою живою " . Следующее затем разделение полов совершается Богом с единственной целью - удовлетворить человеческую потребность в общении: " Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему " (Быт.2,18). После этого Бог выполняет свое намерение посредством особого творческого акта - своего рода второго творения: " И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку " (Быт.2,21-22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

Сейчас в нашей стране очень сложная ситуация, и многие люди еще до кризиса переезжали за границу, у всей нашей российской элиты дети учатся за границей, воспитываются за границей, и это – трагедия будущей подрастающей элиты! Потому что они воспитываются в мире, который совершенно чужд нравственным началам. Запад погряз в идеологии гуманизма 346 . Лаван – это символ такого человека, который все приобретает, но приобретает мошенническим путем. И Иаков, когда он будет выговаривать Лавану, обвинит его именно в том, что Лаван несколько раз переменял условия ( Быт. 31:41 ). То есть он не был человеком слова, он постоянно менял условия, и всякий раз – в свою пользу, потому что он очень хотел обогатиться. С другой стороны, Лаван, конечно же, понимал, что с приходом Иакова благословение Божье пришло к нему. И конечно, при Иакове он разбогател, благодаря этим Божьим благословениям. И вы знаете, как Запад разбогател: весь золотой запас нашей страны, оказывается, в Америке находится, его вывезли в начале всех этих демократических процессов! Да, они обогащаются за наш счет, но это не значит, что мы должны оставаться с ними. Они постоянно меняют условия договоров, требуют все больше и больше. Но это не значит, что мы не можем порвать с ними отношений. И Иаков принимает очень ответственное решение: он хочет уйти, отделится от Лавана. « Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе » ( Быт. 30:25–26 ). Тема исхода в Библии, от исхода Аврама из Месопотамии ( Быт. 12:1 ) до последнего исхода народа Божия из всемирного Вавилона ( Откр. 18:2–4 ) – это очень важная тема. И Лаван будет сопротивляться этому исходу Иакова с его семейством, как фараон сопротивлялся Исходу во дни Моисея (см.: Исх. 5:2 ). Лаван будет сопротивляться и даже детей Иакова использовать в своих целях, как и фараон однажды сказал: «… пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!» ( Исх.10:10 ). Но Иаков – принципиальный человек, он говорит: «отдай жен моих и детей моих, и я пойду» ( Быт. 30:26 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1Пар.7:7 .  Сыновья Белы: Ецбон, Уззий, Уззиил, Иеримоф и Ири, пятеро, главы поколений, люди воинственные. В родословных списках записано их двадцать две тысячи тридцать четыре. Имена сыновей Белы не совпадают с перечисленными в ( Чис.26:40 ) и ( 1Пар.8:3 ) ввиду того, может быть, обстоятельства, что в данном стихе отмечены не сыновья Белы, а его дальнейшие потомки. 1Пар.7:8 .  Сыновья Бехера: Земира, Иоаш, Елиезер, Елиоенай, Омри, Иремоф, Авия, Анафоф и Алемеф: все эти сыновья Бехера. Два последних имени употребляются обыкновенно в качестве имен левитских городов: Алемеф – 1Пар.6:60 ; Анафокс – Иер.1:1 . 1Пар.7:11 .  Все эти сыновья Иедиаила были главами поколений, люди воинственные; семнадцать тысяч и двести было выходящих на войну. Общее количество вениамитян, способных носить оружие, исчисляется, вероятно, ко времени Давида в 59 434 человека (22 034 из потомков Белы – ( 1Пар.7:7 ); 20 200 из Бехера – ( 1Пар.7:8 ) и 17 200 – Иедиаила, т.е. на 13 834 человека более, чем при Моисее (45 600 – ( Чис.26:41 )). Столь незначительное увеличение численности вениамитян (ср. примеч. к 1Пар.7:2–5 ) в течение 4-х веков в достаточной мере объясняется их междоусобной войной с другими коленами в период Судей, в результате которой их осталось только 600 человек ( Суд.20:47 ). 1Пар.7:12 .  И Шупим и Хупим, сыновья Ира; Хушим, сын Ахера. Имена Шупим и Хупим тождественны с именами двух сыновей Вениамина ( Быт.46:21 ), но так как отцом лиц данного стиха является Ир, по всей вероятности, сын Белы ( 1Пар.7:7 ), то они оказываются внуками Вениамина. Кто такой Ахер и к какому поколению принадлежит он и его сын Хушим, текст не говорит. Но некоторые соображения заставляют считать его тем единственным сыном Дана – Хушимом (в ( Чис.26:42 ) он называется, благодаря перестановке букв, Шухам), о котором упоминает ( Быт.46:23 ). Именно, и в кн. Бытия ( Быт.46:23 ), и в кн. Чисел ( Чис.26:42 ) поколение Дана исчисляется непосредственно после поколения Вениамина, точнее, как и в VII гл. 1 кн. Паралипоменон, между Вениамином и Неффалимом. Стоящее в конце ( 1Пар.7:13 ) замечание: «дети Валлы», указывает, согласное ( Быт.46:25 ), на обоих ее сыновей – Дана и Неффалима, а потому и здесь, как в кн. Бытия, должен быть упомянут первый. Замалчивание Дана, – сокрытие его под именем «Ахер " («другой») естественно для автора ввиду двухкатного отсутствия его имени в ( 1Пар.6:61 ) и ( 1Пар.6:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Представится его уму двоякая вечность. Одна — блаженная и желающая, вечность праведных, которые во царствии небесном со Христом и святыми Его Ангелами, вовеки бесконечно будут веселиться; а другая — несчастливая и ужасная вечность бедных грешников, осужденных на вечное во огне мучение с диаволом. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:46).      1. Бог ангелов согрешивших на вечное мучение осудил (Иуд 1:6).    2. Праотцов из рая изринул и со всеми потомками проклятию предал (Быт 3:23).    3. Каина за братоубийство осудил (Быт 4:11—12).    4. На весь мир потоп навел (Быт 7:20).    5. Содом и Гоморру огнем с неба попалил (Быт 19:24).    6. Фараона ожесточенного со всем воинством в море потопил (Исх 14:28—29).    7. Людей Израилевых, изшедших из Египта, за различные грехи и беззакония в пустыне поразил (1 Кор 10:5—10).    8. Пришедших в землю обетованную многих врагам их в рабство, в плен предавал, и прочие посылал наказания. Пишется об этом в книге Судей Израилевых и в книгах Царств. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор 10:11).    9. И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей, как-то: войны, кровопролития, землетрясения, голод, нашествия иноплеменных, междоусобные войны, болезни, немощи, скорби, печали, и прочее.      «Покайтесь», — говорит Христос (Мф 4:17).    «Сотворите же достойный плод покаяния», — говорит Предтеча (Мф 3:8).    «И как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5:20).    «Омойтесь, и чисты будете; отнимите лукавство от душ ваших» (Ис 1:16).    «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца ваши, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак 4:8—10).    «Вот стою у дверей стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», — говорит Христос (Откр 3:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Если у кого будет две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая, родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство перед первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства“ ( Втор.21:15–17 ). Этим точным определением права первородства закон дает юридическую форму древнему обычаю, который в своей прежней, неопределенной форме давал повод к различным семейным ссорам, интригам, неудовольствиям, которым теперь положен конец. Право первородства давало привилегию на двойную часть в наследстве. Первенцу, говорит закон, должно “дать двойную часть из всего, что найдется“ у оставившего наследство. Закон утверждает это древнее право потому, говорит Зальщюц, что оно имеет близкую связь “с определениями закона о земельном владении и с особенностями начал, положенных в основу семейной жизни“. В соответствие с ними тот, кто призван был после смерти отца быть главою его дома, получал большую часть в наследстве для того, чтобы мог поддерживать родовое достоинство дома (нечто подобное составляют новейшие майораты). Право на двойную часть в наследстве простиралось, как видно из ( Втор.17 ), не только на недвижимое, земельное владение, но на все, что только было, следовательно и на движимое имущество“. 135 Получали ли часть в наследстве и сыновья наложниц и какую именно, закон не определяет, предоставляя дело давнему обычаю и установившейся практике. A по обычаю и они наследовали часть из имения наравне с другими сыновьями, кроме первородного. Так, Иаков в благословении своем не делает различия между сыновьями своих жен и служанок (наложниц) ( Быт.49:1 и др.; ср. Быт.35:22 ). Обыкновенно приводимый против этого случай – лишение Измаила наследства в пользу Исаака, доказывает скорее равномерность раздела наследства, так как Сарра из боязни, что Авраам разделит свое имущество и сыновьям наложниц, и таким образом лишит ее собственного любимца-сына значительной части богатства, настояла на удалении и наложниц, и их сыновей. “И показалось это Аврааму весьма неприятным“, т.е. как бы противным обычаю ( Быт.21:9–11 . Ср. Быт.25:5–6 ). Сыновья блудниц по-видимому, не наследовали вовсе, как показывает лишение Иеффая, который был плодом незаконной связи, братьями отца его части в наследстве ( Суд.11:1–2 ). Но самый протест Иеффая, то, что он считал такое лишение ненавистью и жестокостью, показывает, как справедливо говорит Михаэлис, что этот случай не был обыкновенным. 136 Общая мысль Моисеева законодательства в данном случае та, чтобы каждый член рода мужеского пола, носящий родовое имя, пользовался и родовым владением, связанным с этим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

В Библии ясно подчеркнуто, что Бог дает жизнь, связанную с землей, а последняя является лишь необходимым условием развития этой жизни. Библия исключает любую идею о каком-либо самозарождении. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую породу ее. И увидел Бог , что это хорошо ( Быт.1:21 ). В этом стихе показано, как было выполнено Божье повеление. Но выполнение этого повеления передано не теми словами, что во всем остальном рассказе. Здесь вдруг сказано: и сотворил (евр. вайивра от глагола бара – «творить, сотворять»; для употребления этого глагола характерно, что: 1) он употребляется только в отношении Божьих деяний; 2) в результате этих деяний возникает нечто чудесное, необыкновенное, новое, небывалое; 3) этот глагол нигде не употребляется с так называемым в еврейской грамматике винительным падежом материи – acc. materiae, то есть «сделать что-либо из чего-либо»). То чудесное, новое, что появилось в результате Божьего творчества – это в данном случае «живая душа» (евр. нефеш хаййа), то есть жизнь, жизненное начало, которое Бог вкладывает в сотворенные живые существа. Так в очередной раз отвергается мысль, что в Библии может идти речь о каком-либо самозарождении растений или животных. И сказал Бог: да произведет земля душу живую породу ее, скотов, и гадов, и зверей земных породу их. И стало так ( Быт.1:24 ). Земля, подобно воде, призывается произвести своих обитателей. Но сразу же добавлено: и создал Бог ( Быт.1:25 ), то есть Бог создал, а не земля. Хотя библейский текст совершенно ясен, все же есть люди, которые видят в этих выражениях отзвук учений древних космогоний, в которых земля называется «плодоносной» или «живоносной», то есть считается, что она сама, без посторонней помощи производит жизнь (например, в Египте учили, что животные являются результатом взаимодействия между тиной Нила и солнечными лучами)» 285 . Дадим вновь слово колоссам Церкви. Св. Василий о третьем дне: «Когда (Бог) сказал: “Да произрастит земля” ( Быт. 1:11 ), это не означает, что (земля) произрастила уже находящееся в ней, но что Давший повеление даровал и силы земле производить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010