9. Образец четырех методов толкования. Древо познания добра и зла (Быт 2,9; 16-17 сл.). А) Аллегорическое толкование. Это древо означает созерцание вещей высших, недозволенных для несовершенного разума в его детском состоянии. Б) Буквальное толкование. Это было одно из растений, но наделенное таинственными свойствами. В) Нравственное толкование. Запрет вкушать от древа должен был воспитывать в человеке начала воздержания (поста) как одного из условий праведности. Г) Историко-критическое толкование. В символике большинства древних народов древо означает космос. «Добро и зло» в данном контексте означает не нравственные категории, а противоположные свойства вещей (ср. Быт 24,50; 31,24,29; 2 Цар 13,22). Следовательно, это есть древо «познания мира». Но поскольку глагол «познавать» в Ветхом Завете часто употребляется в смысле «владеть», «уметь», «обладать» (Быт 4,1; 1 Цар 16,18), то в данном случае речь может идти о некой власти человека над миром, не зависимой от Бога. Вопросы для повторения 1. Могут ли выводы библейской науки противоречить учению о боговдохновенности? 2. Когда было положено начало библейской критике и каковы этапы ее развития (средневековье)? 3. Библейская критика в XVI-XVII веках. 4. Библейская критика в XVII-XVIII веках. 5. Библейская критика в XVIII-XIX веках. 6. Каковы основные выводы библейской науки? 7. Кто из православных ученых исследовал их? 8. Кто из православных ученых принимал эти выводы? 9. Какова современная католическая точка зрения на библейскую критику? §12 «Библейский мир» — цивилизации, окружавшие древний Израиль 1. Начало истории. «Отец верующих» Авраам, родоначальник народа Божия и патриарх Ветхозаветной Церкви, появляется в истории, когда окружающие цивилизации насчитывали уже почти двухтысячелетнее прошлое. Все библейские события происходили в тесном контакте с соседями Израиля. В самих языческих верованиях наряду с грубым политеизмом заключались семена истины. Прп. Серафим Саровский говорил: «Как и в еврейском священном любезном Богу народе, и в язычниках, неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие» (Беседа с Мотовиловым, с.37). Поэтому Ветхозаветная Церковь не только противостояла язычеству, но и черпала из его духовного наследия. Приступая к изучению Библии, необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на эти, ныне угасшие, языческие культуры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Рим. 1Кор. 59, 2.4 ; Варнав. 6, 1), в том числе и в литургии св. Ипполита (Апост. Пред. 3; 4; 7). Здесь он употребляется в значении «сын», υς (в значении «раб» – см. Ис.49 сл.; Мф.12:18 – где цитируется Ис.42:1 ; Ис. 52, 13 сл.). Прилагательное «благословенный» встречается в раннехристианской литературе, за исключением данного текста, только по отношению к Богу и в литургических формулах (ср. 2Кор.1:3 ; Еф.1:3 ; 1Пет.1:3 ; Пс.71:18; 88:53 ; Ср. Лк.1:68 ; Игн. Бог. Еф. 1,3 ). Что же до прилагательного «возлюбленный», то оно обычно синонимично слову «Единородный» (ср. Быт.22:2.12.16 и т.д.; Мк.12:6 ): оба эти слова употребляются в Евангелии при Крещении Иисуса ( Мф.3:17 и паралл.) и Преображении ( Мф.17:5 и паралл.). В другом месте, выражение «Единородный» (20, 2) точно указывает на значение слова πας как «Отрок». Так выражается богословие в ритуальных формулировках, установленных ветхозаветной традицией и литургическим обычаем, в формулировках еще, быть может, архаических, но весьма твердых. Иисус – «служитель» Яхве, исполняющий пророчество Исайи, но Он не раб, δολος каковым могло бы быть творение Божие, а «Отрок», возлюбленный и Единородный Сын Божий. Чрез Него мы получаем познание о Боге (ср. Ин.17:26 ; Мф.11:24 ; Клим. Рим. 1Кор. 59, 2 и 3; Дидахэ 9, 3; 10, 1). Чрез Него Поликарп будет принят в сонм Его мучеников как жертва тучная и благоприятная (ср. Пс.19:4 ) и достигнет воскресения и жизни вечной (ср. Ин.5:29 ) души и тела в нетлении (ср. 1Кор.15:42–50 и др.; Игн. Бог. Полик. 2,1) Святого Духа. Это мученичество – исполнение не только предвечного замысла Божия, Который приуготовил изначально Поликарпа и довел до этого часа (ср. Ин.12:27 ), но и его собственного пророческого видения (5, 1). Бог – «неложный» (ср. Тит.1:2 ; Игн. Бог. Рим. 8, 2 о Христе) и «истинный» ( Исх.34:6 и др.; Откр.3:14; 9:10; 19:11 ). Завершает молитву благословение и славословие Бога, имеющее безусловно литургические корни (ср. Пост. Апост. VII, 47), Которому воздается хвала чрез посредничество Его Сына, «великого и пренебесного Первосвященника (Архиерея)» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Писании, которое ясно и определенно свидетельствует о постоянной, безъисключительной всеобщности греха в человеческом роде. В мире допотопном, по свидетельству Моисея, всяк помышляет в сердце своем «прилежно на злая во вся дни» ( Быт. 4:5 ). Но и потопные воды не смыли греховных скверн с лица земли. После потопа Сам Бог свидетельствует, что «прилежит человеку помышление на злая от юности его» ( Быт. 8:21 ). Давид исповедует, что на суде перед Богом не может оправдаться ни один живущий ( Пс. 142:2 ). «Несть человек праведен на земли, – говорит мудрый Соломон, – иже сотворит благое и не согрешит» ( Еккл. 7:21 ). «Кто похвалится чисто имети сердце? или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов» ( Притч. 20:9 )? В новозаветном Откровении всеобщность человеческой греховности изображается в чертах еще более ясных и разительных. Господь начинает Свою проповедь призыванием людей к покаянию ( Мф. 4:17 ). Необходимое условие для вступления в царство Божие есть возрождение или воссоздание человека ( Ин. 3:3 ). Христос есть единственный путь, через который человек может приходить к Богу ( Ин. 14:6 ). По вере только в Искупителя доступны человеку спасение и вечная жизнь ( Ин. 3:15 ; сл. Мк. 16:16 ). Все такие свидетельства ясно показывают, что человек, оставленный самому себе, без Искупителя, есть существо, отчужденное от Бога, и что ему предстоит неминуемая погибель и вечная смерть, или, как говорит Предтеча Господень, что неверующий в Сына Божия не только не увидит жизни, но и гнев Божий пребывает на нем ( Ин. 3:36 ). Смерть Христова есть искупительная смерть за всех людей ( 1Тим. 2:6 ; 2Кор. 5:15 ) и оправдание всех ( Рим. 5:18 ). Во Христе – примирение людей с Богом ( 2Кор. 5:19 ), спасение всякого и всего мира ( Ин. 3:16–17 ); в смерти Христовой – жизнь всего мира ( Ин. 6:51 ) и умилостивление за грехи всего человечества. «И Той есть, – пишет Апостол о Христе Иисусе, – очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). Если людям необходим был примиритель с Богом, умилостивитель, спаситель, то без сомнения, все они находились в непримиримой их собственными силами вражде с Богом и в неоплатной виновности перед Ним, как и говорит Апостол, что и все иудеи и все язычники – под грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Все создано единым мановением единой воли Божией или единым словом Божиим. Той рече и быша, повеле и создашася ( Пс.32:9, 148:5 ). Образ действования чрез слово приписывается Богу для выражения величества Его свободы, всемогущества и премудрости. Это вместе указывает на Ипостасное Слово Божие, которым создано все ( Ин.1:3 ; Кол.1:16,17 ). Всем трем лицам Божества принадлежит дело творения мира. О Боге Отце говорится: Нам един Бог Отец, из него же вся ( 1Кор.8:6 ); о Сыне Божием, Боге Слове; вся тем быша и без него ничто же бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ); о Духе Святом: Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт.1:2 ; сл. Иов.33:4 ). В приложении к творению сим изображается такое действие, которым животворящий Дух Святый, ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая ему самого существа своего и не смешиваясь с ним. Св. Василий Великий называет Отца первоначальной причиной сотворенного, Сына – причиной зиждительной, Духа Святаго – причиной совершительной (Св. Василий Великий . О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому. гл.16). 1. О духовном мире или об Ангелах Время сотворения Ангелов Прежде всего создан Богом мир невидимый, мир Ангелов. Сказано: Бог сотвори небо и землю ( Быт.1:1 ). Под небом нельзя здесь разуметь ни воздушное, ни звездное небо, ибо твердь создана во второй и украшена в четвертый день. Здесь надобно разуметь мир невидимый, о создании которого говорит Апостол Павел Кол.1:16 . Сам Бог говорит у Иова: кто положил краеугольный камень земли, при всеобщем ликовании утренних звезд и торжестве всех сынов Божиих ( Иов.38:7 ), т. е. Ангелов ( Иов.1:6, 2:1 )? Так веровала всегда Церковь , так учат и отцы церкви. Василий Великий пишет: «Еще ранее бытия мира (вещественного) было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, приснопродолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира» ( Василий Великий , Беседы на Шестоднев, беседа 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

8) Ср. Герм. 32, где Тертуллиан утверждает, что воды были бы не в состоянии выдержать Дух Божий. 9) См. Деян. 8,36. 10) Исида - египетская богиня плодородия, воды и ветра; культ ее был широко распространен в эпоху эллинизма. Митра - древнеиранское солнечное божество, покровитель верности и договоров. Культ Митры имел некоторое сходство с христианским (см. также Прескр. 40 и прим. к этому месту). 11) Лимфатики (lymphatici) - от лат. lympha ( " вода " , " влага " , в подражание греч. " нимфа " ) - вдохновленные водяными нимфами, одержимые, безумные. Гидрофобы (от греч. υοοο - страдающие водобоязнью. 12) См. Иоан. 5,2 сл. 13) См. Быт. 1,26. 14) Сотворение Адама по образу Божьему подразумевает сходство облика в результате отображения небесного в земном. Сотворение по подобию подразумевает известное качественное сходство: возможность с помощью благодати обрести вечную жизнь и нравственное совершенство. 15) Помазание (греч. ) - ветхозаветный ритуал, символизировавший сообщение " помазаннику " высших даров при возведении в достоинство первосвященника, царя или пророка. Пророк Самуил помазал на царство Саула и Давида (см. 1 Цар. 16, 1-13). Пророк Илия помазал своего преемника Елисея (3 Цар. 19,16). В лице Иисуса Христа были соединены все три высочайших служения, почему Его и называли " Помазанным " - по-греч. " Христом " , а по-древнеевр. " Мессией " . 16) Вероятно, имеется в иду так называемый гидравлис (водяной орган), производивший звуки различной высоты, когда под давлением воды воздушный поток проходил через трубы различной длины. Изобретателем инструмента называли Ктесибия, механика из Александрии (III в. д.Х.) (Плиний Ст. VII 125; Витрувий. Об архитектуре IX 9,41). Тертуллиан ошибочно считал его изобретателем Архимеда (Душ. 14). 17) Т.е. в человеке. 18) См. Быт. 28,14. 19) Вначале этот жест считался символом Христа (сложенные таким образом руки напоминают начальную букву греческого слова " Христос " ). После принятия христианства народами, у которых начальная буква имени Христа имела другую форму, этот жест стал связываться со " вторым крещением " , распятием Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

Такая мера и должна была положить решительный конец израильскому царству. Точное указание Числа лет, по истечении которых исполнится предсказание пророка, представляется некоторым толкователям признаком, указывающим на позднейшее происхождение второй половины ст. 8. На точные предсказания лет пророками см. Ис.38:5 ; Иез.24:1 и сл. Усматривают затем непоследовательность в 8б и 9а, – скорее, говорят, полустишия эти должны были бы стоять одно на месте другого. Но справедливо отвечают на это возражение, что если нет последовательности в течении мыслей пророка (который говорит здесь отрывочно), то есть симметрия в расположении их, именно: первые половины обоих стихов показывают бесплодность замыслов врагов Иуды; вторые половины указывают на то, что как Израильского царства дни сочтены, так и иудейское не устоит, если иудеи перестанут верить в помощь Господа своего. Ср. Ис.30:15; 28:16 . Аще не уврите, ниж имате размти=только веруя в могущество и благоволение Господа к дому Давидову, Ахаз мог бы понять осуществимость уверения пророка Господня. В русском переводе евр. масор. чтения: если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены не видно соответствия стиху 8-му, – во второй половине 8 ст. речь о будущем событии, а не о настоящем. Притом последний глагол евр. текста, стоящий во 2 аор. и с отрицанием может быть переведён только будущим решительным. На эту решительность мысли, выраженной последним глаголом, может указывать и частица , предшествующая отрицанию. Она может не значить здесь: потому что; но её можно поставить в зависимость от подразумеваемых слов: «Господь говорит» (ср. ст. 7), или: «жив» или «клянётся Господь» (ср. 2Цар.14:19 ; Иер.44:16 . 1Цар.26:16 . Ис.49:18 ), – или же, наконец, при этом можно подразумевать (ср. Иов.12:2 . Пс.127:5 ). В таком случае конец ст. 9 можно было бы перевести так: «если вы не верите, то по истине не будете тверды», т. е. непоколебимы, безопасны. 10–11. Знамением называется тот или иной видимый знак, предмет или явление, которое или напоминает о чём-нибудь прошлом ( Чис.16:38 ; Нав.4:6 ), или удостоверяет в существовании чего-нибудь невидимого ( Быт.17:11 ; Исх.31:13 ; Суд.6:17:21 ), или, наконец, указывает на непременное исполнение чего-нибудь в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

12 Первая " Ноева " заповедь ( Быт.9:4 ) запрещает употребление крови в пищу (а поэтому и удавленины, т.е. мяса животного, в котором после гибели осталась кровь). В полном объеме так наз. Ноевы заповеди включали семь запретов: 1) идолослужения, 2) богохульства, 3) поношения законной власти в Общине, 4) убийства, 5) кровосмешения и блуда, 6) грабежа, 7) употребления в пищу крови. См.: Санхедрин 56в; G.Moor. Judaism in theFirst Centuries of Christian Era. 1927, v.I, p.274. Св.Иаков ограничился только тремя, т.к. прочие вытекают из библейской этики в целом. 13 Гал.2:9-10 . 14 Деян.15:23-29 . Слова: " И не делайте другому, чего не хотите себе " , вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян. 15 " Это разделение сфер служения надо понимать в том смысле, что соблюдение Закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев " (еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с.165). Аналогичный вывод делают и другие исследователи Нового Завета; см.: прот.А.Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1902, с.410; В.Михайловский. Св.апостол Павел. СПб., 1863, с.27 сл.; F.Filson. Op.cit. p.217 FF. 16 1Кор.10:18-20 . 17 См.: Тертуллиан. Апология, IX. Евсевий. Церк.Ист., V, 1. 18 См., наприм., Деян.16, 3 ; 18:18 ; 21:23-26 . 19 В западной версии Деян. сказано, что Сила остался в Антиохии (см. синодальный перевод 15:34 ). Однако восточная версия - более древняя - подразумевает, что Сила уехал в Иерусалим. Его вторичное появление в Антиохии следует, вероятно, связывать с визитом ап.Петра и Марка, который их сопровождал. 20 1Кор.1, 12 ; 9:5 ; Евсевий. Церк.Ист., III, 1, 39. 21 См. 1Петр.5:12 , где св.Петр говорит: " Через Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам... " Обращает на себя внимание родство идей 1Петр. и посланий ап.Павла. 22 Наиболее ранние из этих апокрифических Деяний написаны в конце IIbeka. См. их переводы в ANT, p.300 ff. Историк Церкви Голубинский считал, что легенда о пребывании ап.Андрея на берегах Борисфена (Днепра) есть только символ апостольского происхождения христианства на Руси (Е.Голубинский. История Русской Церкви. М., 1891. Т.1, с.1). Однако в том, что апостол побывал в этих местах, где уже находились греческие поселения, нет ничего невероятного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

Иссахар, из 12 патриархов. Иаиль. (Суд. гл. 4 и 5) Иаков, или Израиль, сын Исаака. Иафет, сын Ноя. Иезекииль прор. (21 июля) Иеремия прор. (1 мая) Иессей, отец царя Давида. Иеффай, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Иисус НавИн.(1 сент.) Иов многострадальный. (6 мая). Иоиль прор. (19 окт.) Иона прор. (22 сент.) Иосиф, из 12 патриархов. (31 марта и в понедельник страстной седмицы). Иосия, 16 царь Иудейский. Иуда, из 12 патриархов. Иудифь. Левий, из 12 патриархов. Малахия прор. (3 янв.) Мариам, сестра Моисея. Мелхиседек, священник Бога Вышнего. ( Быт. 14:18–20 ). Мисаил, из трех отроков. (17 дек.) Михей прор. (14 авг.) Моисей Боговидец. (4 сент.) Наум прор. (1 дек.) Нафан прор. ( Сир. 47:1 ) Неффалим, из 12 патриархов. Ной праотец. ( Сир. 44:16 ) Олда, или Олдама, пророчица. ( 4Цар. 22:14 и сл.) Ор. ( Исх. 24:14 ) Осия прор. (17 окт.) Рахиль, вторая жена Иакова. Ревекка, жена Исаака. Рувим, из 12 патриархов. Руфь. Сампсон, судия Израильский. ( Евр. 11:32 ) Самуил прор. (20 авг.) Симеон, из 12 патриархов. Сарра, жена Авраама. Сим, сын Ноя. Сиф, сын Адама. Соломон, царь Израильский. Софония прор. (3 дек.) В Прологе, и I. Слипе на недиилю сняты ь праотец, именуются еще: Зоровавель, вождь Иудейский. Иисус, сын Иоседеков, иерей великий. ( Зах. 6:11 ) Лия, первая жена Иакова. Неемия. вождь Иудейский. Симон, иерей великий, отец Онии 2-го, сын Онии 1-го. Соманитяныня (из Сомана), современница Елиссея пророка. (4 Цар. гл. 4) Сусанна. Халев, сын Иефонниин, сотрудник Иисуса Навина. ( Сир. 46:9 ) Пролог 13. Мес. В. 16 дек. В службе канон трем отрокам Феофана, праотцам Иосифа. 12 Св. отца нашего Спиридона, епископа Тримифунтского. Пастырь овец и супруг, святительствовал при Константине Вел. и его сынах, присутствовал на Первом Вселенском соборе; скончался ок. 318 года. Знаменит христианской простотой и чудесами. В Чет. Минея Житие от Метафраста, Никифора (VIII. 15 и 42), Сократа (1.8), Созомена (I. 11 ), и проч. (Vita Memaphrasmea latine ар. Surium. Or. Chr. II col. 1069. Urbani Godfridi Siberi Diatriba de Spiridione.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

12 Первая «Ноева» заповедь ( Быт. 9:4 ) запрещает употребление крови в пищу (а поэтому и удавленины, т.е. мяса животного, в котором после гибели осталась кровь). В полном объеме так наз. Ноевы заповеди включали семь запретов: 1) идолослужения, 2) богохульства, 3) поношения законной власти в Общине, 4) убийства, 5) кровосмешения и блуда, 6) грабежа, 7) употребления в пищу крови. См.: Санхедрин 56в; G. Moor. Judaism in the First Centuries of Christian Era. 1927, v. I, p. 274. Св. Иаков ограничился только тремя, т.к. прочие вытекают из библейской этики в целом. 13 Гал. 2:9-10 . 14 Деян. 15:23-29 . Слова: «И не делайте другому, чего не хотите себе», вероятно, являются вставкой в текст, поскольку отсутствуют в древнейших рукописях Деян. 15 «Это разделение сфер служения надо понимать в том смысле, что соблюдение Закона Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев» (еп. Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с. 165). Аналогичный вывод делают и другие исследователи Нового Завета; см.: прот. А. Горский. История Евангельская и Церкви Апостольской. М., 1902, с. 410; В. Михайловский. Св. апостол Павел. СПб., 1863, с. 27 сл.; F. Filson. Op. cit. p. 217 FF. 16 1 Кор. 10:18-20 . 17 См.: Тертуллиан. Апология, IX. Евсевий. Церк. Ист., V, 1. 18 См., наприм., Деян. 16, 3 ; 18:18 ; 21:23-26 . 19 В западной версии Деян. сказано, что Сила остался в Антиохии (см. синодальный перевод 15:34 ). Однако восточная версия — более древняя — подразумевает, что Сила уехал в Иерусалим. Его вторичное появление в Антиохии следует, вероятно, связывать с визитом ап. Петра и Марка, который их сопровождал. 20 1 Кор. 1, 12 ; 9:5 ; Евсевий. Церк. Ист., III, 1, 39. 21 См. 1 Петр. 5:12 , где св. Петр говорит: «Через Силуана, верного, как думаю, брата, я пишу вам...» Обращает на себя внимание родство идей 1 Петр. и посланий ап. Павла. 22 Наиболее ранние из этих апокрифических Деяний написаны в конце II beka. См. их переводы в ANT, p. 300 ff. Историк Церкви Голубинский считал, что легенда о пребывании ап. Андрея на берегах Борисфена (Днепра) есть только символ апостольского происхождения христианства на Руси (Е. Голубинский. История Русской Церкви. М., 1891. Т. 1, с. 1). Однако в том, что апостол побывал в этих местах, где уже находились греческие поселения, нет ничего невероятного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отсюда трактат об этом браке в Мишне называется yebamoth. От этого же корня происходит глагол yibbim - заключать такой брак (Быт. XXXVIII, 8). См.: Smith. Dict. cm. Marriage. С. 246. Быт. XXXVIII, 8, 9. Вт. XXV, 7-10. Saalschutz. M. R. Кар. 104. § 4. С. 762 и 763. Ibidem. Anmerk. 984. S. 759. В большинстве переводов стоит ясное выражение: " spuet in faciem eijus " . Waltonus. Biblia Polyglotta. I. c. Antiqu. V, 9, 4, Smith. Ст. Marriage. С. 246 и 247. Note g. См.: Saalschutz. Кар. 104. § 1. Быт. XXVI, 4. Быт. XXXVIII. Числ. XXXVI, 6 и сл. Knobel. Erkl. zu Deuter. XXV, 5-10. Лев. XXI, 13 и 14. Лев. XXI, 7. Smith. Dict. of the Bible. Art. Heir. Ibid. Art. Marriage. Втор. XXIV, 1-4. Saalschutz. Mos. Recht. Кар. 105. § 7. Erklar. zu Deuter. XXIV, 4. Smith. Diet. of the Bible. Ст. Marriage. " Puella usque ad annum duodecimum, diemque insuper unicum, minor nuncupabatur, nisi manifesta praepopere pubertatis signa nomen juvenculae forte anticipassent. Per sex qui sequuntur menses juvencula dicta est. Dein pubertatis erat plenae " . Seldenus. Uxor hebraica. 1. II. С. 3. P. 188. Pastoret. Moyse considere comme legislateur et moraliste. P. 251. Mohar упоминается в Библии только три раза: Быт. XXXIV, 12, Исх. XXII, 17 и 1 Цар. XVIII, 25, но зато в этих местах о нем говорится как об обыкновенной, узаконенной обычаем, вещи. Michaelis. Mos. Recht. § 85. S. 79. Быт. XXIX, 15-29. XXXIV, 12. Saalschutz. Mos. Recht. Kap. 102. § 3. S. 733. Быт. XXXI, 15. Быт. XXXIV, 2, 7, 11 и 12. Oc. III, 2. Saalschutz. Ibidem. I. Нав. XV, 15. I Цар. XVIII, 25. Быт. XXIV, 10, 22 и 53. Быт. XXIV, 57 и 58. Быт. XXI, 21; XXXVIII, 1; XXXVIII, 6. Быт. XXIV. Быт. XXIV. Тов. VII, 11-13. Быт. I, 28. Selden. Uxor hebraica. 1. II. С. 10. Pastoret. 1. с. P. 262-264. Втор. XVII, 17. 3 Цар. XI, 2. Быт. XXIV, 11, 16, 17 и 65. Быт. XXIX, 11. Быт. XII, 14-19. Втор. XXII, 25. Исх. XV, 20 и 21. Суд. XI, 34. Суд, XXI, 21. 1 Цар. XVIII, 6-9. Втор. XVI, 11, 14. Втор. XXXI, 11 и 12. Суд. V. Исх. XV, 20; 4 Цар. XXII, 14; Неем. VI, 14; Лук. II. 36. Суд. IV и V гл. Суд. IX, 53; 2 Цар. XX, 16-22. 3 Цар. III, 16. XIV, 2-21. 4 Цар. XI, 3; 3 Цар. XVIII, 13. Smith. Dict. of the Bible. Art. Marriage and Woman. Быт. XVI, 5 и 6; XXI, 10-12. 2 Цар. VI, 20-22. 4 Цар. IV, 8-10. 1 Цар. XXV, 10, 27. I, 22-23. Быт. XXVII, 46 и XXVIII, 1. 4 Цар. IV, 10. 1 Цар. XXV, 25. 2 Цар. VI, 20. Иер. III, 20; Ос. III, 11. Быт. XXIV, 67; XXIX, 18. Втор. XXIV, 5. Быт. XXIV, 67. Иоил. I, 8. Притч. V, 18-20. Притч. XII, 4; XVIII, 22; XIX, 14, XXXI, 10, 26-31. Сирах. XXVI, l-4. Быт. XXI; 11. 1 Цар. I, 6. Saalschutz. Mos. Recht. Кар. 102. § 1. S. 727. Быт. XVI, 2 и 3. Быт. XV, 4-6. Saalschutz. M. R. Кар. 103. § 3. Anmerk. 977. Быт. XXV, 6. Быт. XXII, 24; 1 Пар. I, 32.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010