Песнь 2 Ирмос: В немли, Небо, я буду возвещать и воспевать Христа, пришедшего во плоти от Девы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. В немли, небо, я буду возвещать; земля, прислушайся к кающемуся и прославляющему Бога голосу. Б оже, Спаситель мой, воззри на меня милостивым Твоим оком и приими мою пламенную исповедь. Я , один я, более всех людей согрешил пред Тобою; но, о Спаситель, сжалься над Твоим созданием (1 Тим. 1: 16). О тобразив в себе безобразие моих страстей, я исказил красоту ума сластолюбивыми стремлениями. М илосердый Господи! Меня охватывает ураган зла, но, как Петру, и мне Ты простри руку (Мф. 14: 31). Я осквернил одежду моей плоти, Спаситель, и изгрязнил то, в чем образ Твой и подобие. У довольствиями страстей я омрачил красоту души, и весь ум всесовершенно в прах превратил. Н ыне я изорвал мою первую одежду, которую соткал мне Спаситель вначале, и потому лежу нагим. Я облекся в изорванную одежду, которую соткал для меня змий коварством, и (потому) стыжусь (Быт. 3: 21). М илосердный! Слезы блудницы и я проливаю; смилуйся надо мною, Спаситель, по Твоему благоснисхождению (Лк. 7: 38). Я взглянул на красоту дерева и прельстился в уме и теперь лежу нагим и стыжусь. В се вожди страстей пахали на хребте моем, растягивая вдоль по мне беззаконие свое (Пс. 128: 3). Слава, Троичен: В оспеваю Тебя, Единого в трех Лицах, Бога всех, Отца, Сына и Святого Духа. И ныне, Богородичен: П речистая Богородице Дево, Ты одна, всеми воспеваемая, усердно моли о нашем спасении. Песнь 3 Ирмос: Н а неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Н екогда одождив огонь от Господа, Господь попалил землю Содом (Быт. 19: 24). Д уша! Спасайся как праведный Лот на горе и поспешай укрыться в Сигор (Быт. 19: 22–23). Б еги, душа, воспламенения, беги содомского пожарища, беги истребления божественным пламенем. Х ристос Спаситель! Согрешил я, один согрешил пред Тобою больше всех – не презирай меня! Т ы, Добрый Пастырь, отыщи меня – агнца и не презирай меня заблудившегося (Ин. 10: 11–14).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

1207 П. Савваитов . Описание старинных царских утварей, одежд, оружия и проч., извлеченное из рукописей архива Моск. Оружейной Палаты. СПБ. 1865. 212. 218–219. Терещенко. Быт русского народа ч. I, СПБ. 1848. 484–492. 1208 Беляев. О скоморохах. Временник Импер. Моск. Общества истор. в Древн. Росс. кн. XX, 69–92. Попов. Пиры и братчины. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2. 19–41. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. I, М. 1837. 16. 162–163. 30–31, выл. IV, М. 1839. 35–36. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. т. I, м. 1865. 336–345. Слово о христианстве в журн. Мин. Нар. Просв. 1854 года, Декабрь, ч. LXXXIV, 184. Стоглав, изд. Кожанчикова. 137. Костомаров, 139–140. 1209 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 1211 Рукоп. Моск. Дух. Акад. (не разборчиво), л. 218–219. Статья о церковных неисправлениях, написанная пред Стоглавым собором. 1215 Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII в. М. 1866. т. II, 388–405. Буслаев. Истор. очерк русской народной словесности и искусства т. II, Спб. 1861. 68. 1216 Временник Импер. Москов. Общ. кн. XX, 69–92. Слово Христолюбца в Новгор. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 84–87. Чтен. в Общ. Истор. в Древн. Росс. 1847, 8, отд. IV. Смесь II, Макарий. Ист. Русск. Цер. т. V, приложен. 396–400. Дополн. к актам истор. т. 1, 22. 18–19. Сочинения Максима Грека ч. II. 242. Рукоп. Москов. Дух. Акад. (не разборчиво) 218–219. Стоглав, изд. Кожанчикова 262–263. Домострой М. 1849 13.16. 38–39. 41–43. Курбский. Сказания князя Курбского, изд. 2, 48. Памятники отечественной русской литературы, изд. Тихонравовым т. II, 311–313. Правосл. Соб. 1859. ч. 1. 137. Прав. Соб. 1865. ч. II, 233. 234–239. О борьбе христианства с язычеством в России. Буслаев. Ист. Христоматия-церковнослав. языка. М. 1861. 529–530. 1217 Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. 1. М. 1837. 2. 16, вып. IV, 35–36. Костомаров. 154. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. III. изд. Солдатенкова. М. 1869. 704. 710–712. 729.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

«Смысл исторический (читаем мы во 2-й беседе на книгу Бытия) 119 , где Ориген объясняет значение трех-кровных и двух-кровных обиталищ, какие Ною приказано было построить в ковчеге) не всегда может быть состоятельным в божественном Писании, но иногда и нет его в нем, как например, когда говорится: терния прозябают в руце пияницы ( Притч.36:9 ), или, когда говорится о храме Соломоновом: млат же, и теслица, и всякое орудие железно не слышася в храме, егда созидатися ему ( 3Цар.6:7 ), и опять в книге Левит, когда приказывается священнику осматривать и очищать язву проказы на стене, коже и основе ( Лев.13:1–59 ); по таким и сим подобным местам в ковчеге есть не только трех-кровные, но и двух-кровные обиталища, чтобы мы знали, что в божественном Писании заключается не всегда троякий смысл, но иногда только двоякий, так как история не всегда состоятельна». Букву убивающую, т.е., несостоятельную в прямом смысле, Ориген видит в тех местах Писания, где представляются рассказы о святых библейских лицах, не достойные их святости и подрывающие уважение к ним, или где передаются от имени Божия какие-либо законы, не содержащие в себе ничего особенного, что возвышало бы их над произведениями человеческих законодателей, и где вообще встречается что-либо недоуменное, противоречащее требованиям естественной мысли, или даже что-либо слишком простое и обыкновенное. Так Ориген не признает состоятельным в буквальном смысле библейский рассказ о жене Лота, превратившейся в сланый столп в ту минуту, как она оглянулась на оставленный ею Содом, преданный пламени ( Быт.19:26 ); потому что не видит требуемого правдою соответствии между поступком жены и наказанием, ее постигшим, но прямо указывает здесь духовный, фигуральный смысл 120 . А сказание о Лоте и его дочерях ( Быт.19:31–38 ) у него называется пресловутою баснею 121 , и этим названием отнимается у истории её действительный характер. Равным образом, по мысли Оригена , только иудею свойственно по букве принимать то, что рассказывается в двадцатой главе книги Бытия об Аврааме и Авимелехе, – как Авраам обманул Авимелеха, сказавши ему, что Сарра не жена его, а сестра, и тем давши повод Авимелеху взят Сарру себе в жену, от чего только сам Господь предостерег его откровением во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

2–5 Твой народ. Псалом открывается сообщением об угрозе народу Божьему, который враг стремится уничтожить и стереть память о нем среди народов (5), не оставив ему вообще места на земле и в истории. Эта смертельная вражда со стороны мира обращена и против Господа Иисуса ( Ин. 1:10 ; Деян. 3:13–15 ). Отделение наше от беззаконного мира должно быть бескомпромиссным ( 2Кор. 6:14 – 7:1 ; Иак. 4:4 ). 4 Хранимых Тобою – спрятанных в потаенном месте, как нечто ценное и сокровенное. 5 Истребим – сотрем с лица земли, уничтожим. 6–9 Ты Сам. Не только Его народ, но еще в большей степени Сам Господь – мишень для вражеского альянса (6). Несомненно, что Он никогда не покинет нас ( Ис. 41:10 ; Евр. 13:5 ); еще более несомненно, что Он отстоит славу имени Своего ( Нав. 7:9 ; Ис. 42:8 ; Иез. 20:9,14,22,44; 36:22 ). 7 Союз народов востока, предположительно связанных с Авраамом и Агарью. Агаряне – потомки Агари ( 1Пар. 5:10; 11:38; 27:31 ). 8 Гевал – некоторые полагают, что это место к востоку от Иордана. Гевал (северопалестинский [финикийский] порт) упоминается в Нав. 13:5 ; 3Цар. 5:18 ; Иез. 27:9 . Если имеется в виду этот город, тогда география политического союза против народа Божьего значительно расширяется: перечисление стран и народов начинается с крайнего севера, продолжается на восток – Аммон, на юг – Амалик, через Филистию на западе и снова на север – к Тиру. Таким образом, образуется плотное кольцо. 9 Ассур – возможно, темная сила за спиной коалиции враждебных государств, наподобие «бога века сего» ( 2Кор. 4:3, 4 ), который стоит за каждым враждебным актом по отношению к Церкви; однако не исключено, что здесь речь идет об арабском племени на севере Синая (ср.: Быт. 25:3,18 ; Чис. 24:22,24 ). Лотовых – см.: Быт. 19:36–38 ; Втор. 2:9,19 . 10–13 Твоя страна. Ханаан назван селениями Божиими (13), то есть Его пастбищами, поскольку Он пастырь для Своего стада. Вся земля принадлежит Ему, но эта страна особенно драгоценна для Него ( Втор. 11:12 ), так же, как и Его народ ( Исх. 19:5 ). 10 Этот союз ( Суд. 6:1,2 ) сразу же вызывает ассоциации с Мадиамом и далее с Сисарой ( Суд. 4–5 ). Мадианитяне были разгромлены отрядом, состоящим всего лишь из трехсот воинов, – так продемонстрировал Господь Свою силу ( Суд. 7:1–7 ). Сисара пал от руки женщины ( Суд. 4:17–22; 5:24–27,31 ). 12 См.: Суд. 7:25; 8:18–21 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Следовательно, Ангел Иеговы, κατ εξοχν так называемый, исключительно принадлежит Ветхому Завету и не всему ему в равной мере, а более всего древнейшему, историческому периоду откровения. Кроме указания на то, что имя γγελος Κυρου в Новом Завете всегда означает тварного ангела, указывают 119 и положительные свидетельства из Нового Завета, что ветхозаветный Ангел Иеговы был простой тварный ангел. Так, архидиакон Стефан видит тварнаго духа-ангела в том Ангеле Иеговы ( Исх. 3:2 ), который явился Моисею в пламени горящего куста ( Деян. 7:30–35, 38 ), так как он называет его просто γγελος 120 а в ст. 53 он говорит иудеям: λβετε τν ν μον ες διαταγς γγλων. И ап. Павел говорит, что закон ветхозаветный в отличие от непосредственного откровения Бога во Христе есть διαταγες δι γγλων ( Гал. 3:19 ) или δι γγλων λαληθες λ γος ( Евр. 2:2 ). Что здесь разумеются тварные ангелы, не может подлежать сомненью. Древность этого взгляда иудейской традиции видна уже из Втор. 33:2  по LXX, Пс. 67:18 , равно как из свидетельства Иосифа Флавия 121 . Наконец, говорят 122 , в послании к Евреям (13:2) есть прямое свидетельство о тварности Ангела Иеговы самого замечательного из ветхозаветных богоявлений – явления Иеговы Аврааму у дуба Мамрийского ( Быт. 18:1 ). Автор послания, увещевая христиан не забывать страннолюбия, в качестве побуждения к этому прибавляет: ибо чрез него λαθ ν τινες ξεν σαντες γγλους, некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Что здесь автор послания разумеет посещение Авраама тремя мужами при Мамре, это – общепринятое мнение. Если бы он одного из них признавал за Иегову, то он, конечно, не опустил бы особенно поставить на видь, что истинное гостеприимство удостоилось принимать Самого Иегову. Но архидиакону Стефану известны не только γγλων ( Деян. 7:53 ), но и  γγελος ( Деян. 7:30, 35, 38 ), Ангел, явившийся Моисею в горящем кусте (30), Ангел, через которого ( ν χειρ) Бог послал Моисея начальником и избавителем (35), Ангел, говоривший Моисею на горе Синай и с отцами нашими (38). Пусть он называется здесь (в ст. 30, 35, 38) просто γγελος (как утверждают Гофман, Куртц, опираясь на критику текста Лахмана и Тишендорфа), но само выделение его из ряда других ангелов, как именно законодателя, позволяет думать, что Стефан имел представление об особого рода Ангеле теократии, не тождественном с тварными ангелами. Это подтверждается, по справедливому замечанию Бенгеля и Генгстенберга, тем, что в ст. 31 голос явившегося обозначается, как φων κυρ ου, и от лица ангела ведется (ст. 32–34) вся речь Иеговы ( Исх. 3 ) 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

А создан по образу Божиему “внутренний, незримый, нетелесный и бессмертный человек” 41 . Более того, мысль Оригена развивается дальше: Образ Божий, по подобию которого создан человек, есть Господь и Спаситель. Поэтому все, притекающие ко Господу, стремятся быть причастниками этого “разумного (духовного) Образа”, чтобы посредством духовного преуспеяния “внутренний человек” со дня на день обновлялся (ср. 2 Кор 4:16). И свою паству Ориген призывает постоянно устремлять свой взор на сей Образ, дабы преображаться по подобию Его (I,13). В “Проповедях на книгу Бытия” Ориген не ставит перед собой задачи дать сплошное и детальное толкование всей этой книги, но избирает отдельные места ее, чтобы показать слушателям тот путь, которым можно проникнуть в суть Божественных глаголов. Поэтому его вторая гомилия посвящена, например, Ноеву ковчегу, третья — обрезанию Авраама, четвертая — явлению Бога Аврааму, пятая — Лоту и его дочерям и т. д. Для понимания стиля толкования Оригена примечательна, в частности, пятая гомилия. Здесь он говорит, что Священное Писание не сообщает ни о каких добрых деяниях Лота, кроме его гостеприимства. Для проповедника Лот являет собой личность ни столь порочную, чтобы погибнуть вместе с содомитами, ни столь благую и святую, чтобы обитать “в вышних” вместе с Авраамом. Иначе говоря, Лот занимает как бы среднее место между “совершенными” и “пропащими”, а поэтому, и сам сознавая это, он говорит: не могу спасаться на гору (Быт 19:19). В то же время Лот, который не стал оглядываться назад, олицетворяет для Оригена разумность и мужественный дух; жена же Лота является как бы “образом плоти”, поскольку плоть постоянно устремляет взор свой (оглядывается) на пороки, тогда как мужественный дух в человеке постоянно напрягает свои усилия, чтобы спастись (V,1–2). Далее, касаясь известного сожития дочерей Лота со своим отцом (Быт 19:31–38), Ориген в определенной степени оправдывает Лота, неповинного в вожделении и похоти, хотя он и был безусловно виноват в пристрастии к вину.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Из последующей истории человечества известно, что люди не довольствовались обычным виноградным вином и в результате развития технологии виноделия возросла крепость винных изделий (увеличивалось процентное содержание алкоголя). Для придания вину специального аромата и особого вкуса стали добавлять различные пряности, мирру, нард и другое. Кроме натурального вина, у евреев под именем шекера (от сюда сикера греческой библии, например, Лк.1:15 ) было в употреблении искусственное вино, которое вместе с приготовлявшимся из него уксусом запрещено было употреблять назореям. В книгах Ветхого Завета называются лишь немногие лица, запятнавшие свое имя неумеренным употреблением алкоголя. Достаточно упомянуть Лота, под влиянием вина совершившего грех кровосмесительства ( Быт.19:30–33 ), Навала, умершего после пира ( 1Цар.25:36–38 ) нечестивого сына Давида Амнона ( 2Цар.13:1–19 ; Срав. Ис.19:14 ). Злоупотребление вином (особенно в зажиточных слоях общества) несомненно имело место в еврейском народе, и авторы священных ветхозаветных книг отображают реальную картину проникновения алкоголя во все сферы жизни. В лице пророков Осии, Амоса, Исаии и Иоиля мы имеем громогласных обличителей пьянства, раскрывающих его отрицательную сущность и нравственную пагубу, им приносимую. Вину приписываются свойства изменять в человеке как внутренние, так и внешние его качества. От вина – «блестящие очи», «необузданный язык», «возбуждение духа», «потеря ума», «превратное суждение», «Горячность» ( Быт.49:12 ; Ис.28:7; 19:14 ). Среди перлов сокровищницы мудрости Соломона, написанной им за 1000 лет до РХ сохранилось яркое описание бедственного состояния пьяниц: «У кого вой? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» ( Притч.23:29–30 )., т.е. особо крепленого. И житейский опыт Соломона учит: «Не будь между упивающимися вином... не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше» ( Притч.23:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

По другому мнению, основанному также на аналогичных примерах и анализе библейского текста, выражение обозначает «называть кого-либо каким-либо именем», а так как в тексте стоит дальше имя , то в данном случае значит именем Иеговы ( Исх.31:2; 33:19 ; Чис.32:38 ; 1Пар.16:8 ; Ис.48:12; 40:26 ; Пс.47:15; 44:5 ; Ис.45:3; 48:1 и др.) 791 . Отсюда Ефрем Сирин и другие дают следующий перевод рассматриваемой фразы: «тогда начали называть (очевидно, Эноса и его последователей) именем Иеговы, (т.е иеговистами) или праведным народом Господним» 792 . Такое понимание данного места как нельзя лучше приготовляет нас к повествованию Быт.6:2 , где разделение допотопного мира на сынов Божиих и дщерей человеческих своей темнотой точно также немало затрудняет зкзегета, оно подтверждается также и переводом Акилы, у которого стоит: «ττε ρχθη το καλεσθαι ν νματι Κριου» «тогда было начато называние по имени (во имя) Господа» 793 , оно же, наконец, наиболее принято и в святоотеческой литературе 794 . «Посему должно полагать, что во дни Эноса общество благочестивых видимым образом сосредоточилось и отделилось от сынов века сего» 795 . Этим знаменуется начало обособления божественного рода потомства избранных носителей истинной религии из рода Сифа и, именно, из линии его сына Эноса 796 . По нашему мнению, полное и правильное понимание выраженной бытописателем мысли состоит в соединении обоих вышеуказанных толкований. Из них последнее «тогда начато было называние Эноса и его последователей по имени Иеговы» дает, так сказать, дословный перевод буквы текста, но оно уже само собой предполагает какую-то особенную причину, в силу которой, именно с этого времени, а не прежде и не после того, сифиты стали называться по имени Иеговы. Такой знаменательный факт, как название потомков Эноса именем «иеговисты» указывает на их особенные отношения к Иегове, которые и раскрывает нам первое толкование, предполагающее во дни Эноса особый подъем религиозного чувства, выразившийся, между прочим, и вовне в форме торжественного и публичного призывания Иеговы, словом, в организации общественного богослужения 797 . Указанное обстоятельство как бы невольно выделяло благочестивых сифитов, ревнителей Иеговы, и давало им право на новое имя иеговистов, т.е. «людей сынов Божиих», в отличие от людей века сего, сынов человеческих ( Быт.6:2 ). И вот в то время, как поколение каинитов чрез основание города, изобретение светских ремесел н искусств клало первый камень мирского могущества, племя сифитов, совокупным призыванием Бога, полагает основание царству Божию на земле, Церкви, как обществу людей, объединенных между собой верой в Искупителя и надеждой на избавление чрез Него 798 . II.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Эта истина божества Иисуса Христа, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, с ясностью утверждена как в ветхозаветном, так и в новозаветном откровении, особенно в тех местах, где Он прямо изображается как Бог ( Мф. 3:17; 1:23; 17:5 ; Лк. 1:35, 43 ;. Иоан. 1:1, 18; 3:16, 18; 20:28–31 ; Деян. 10:36; 20:28 ; Рим. 9:5 : 1Кор. 2:8; 15:47 ; Фил. 2:6 ; 1Тим. 3:16 ; Евр. 1; 3:3–4 и пр.), где Ему усвояются атрибуты и действия, которых нельзя приписать твари ( Мф. 10:37–40; 11:27; 12:6; 28:18 ; Лк. 1:32–33 ; Иоан. 1:3,4,9,14; 3:31; 5:17, 21, 23, 26 и др.), в частности где говорится о совершаемых Им чудесах ( Иоан. 2:23; 5:36; 10:25–38 ; Лк. 7:19–23 ; Мф. 16:16–19 ) 160 . Будучи ясно утверждена в христианском откровении, истина божества Иисуса Христа вместе с тем, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, нашла для себя ясное выражение и в святоотеческой литературе, пока наконец на Никейском соборе 325 г. не получила для себя санкционирования. Так как далее искупление, являющееся результатом заслуг Иисуса Христа, было совершено Им для человечества, то Иисус Христос, будучи Богом, является в тоже время, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, и истинным человеком. Сущность учения о человеческом достоинстве Иисуса Христа, по их мнению, сводится к признанию того положения, что тот, которого мы чтим как истинного Бога, был в тоже время воплотившимся от Духа Св. и Марии Девы истинным человеком, потому что Он владел всеми свойствами нашей человеческой природы, кроме греха и его следствий: моральных и физических аномалий 161 . Истина этого положения, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, со всею ясностью раскрывается в христианском откровении как ветхозаветном, так и новозаветном, особенно в тех местах его, которые говорят о человеческом рождении и качествах Мессии ( Быт. 3:15; 22:18; 26:4; 28:14 ; Втор. 18:15, 18 ; Пс. 21:68 и др.; Мф. 1:1, 16, 18, 25; 2:2; 4:2; 26:38; 27:26 ; Мрк. 4:38 ; Лк. 1:31; 2:7, 2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Дома Ахзива будут обманом для царей Исраэля. Надежда на помощь Ахзива обманет царей Исраэля так же, как надежда жителей Лахиша на помощь Морешет-Гата. Парономазия очевидна – – : Ахзив – ахзав (ложь, обман). Имя Ахзив носили два города, один из которых был расположен в уделе колена Ашера, на берегу Средиземного моря, в 14 км севернее Акко ( Нав.19:29 ; Суд.1:31 ), другой – в уделе Йенуды ( Нав.15:44 ). Последний отождествляют с эс-Зиб 106 немного севернее Морешет-Гата, именно его имеет в виду Миха. Царями Исраэля ( ) пророк, видимо, называет здесь царей (или, по конъектуре – царя, ) Йенуды. Некоторые предлагают выражение (дома Ахзива) исправить на , удалив , чтобы получилось: дочь Ахзива, по аналогии с предыдущего стиха. Ещё захватчика приведу тебе, жительница Мареши. Город Мареша () располагался между Лахишем и Ахзивом ( Нав.15:44 ; 2Пар.11:8 ; 2Пар.14:9, 10 . Из Мареши происходил пророк Элиезер: 2Пар.20:37 ), археологи локализуют его в Телль-Сандаханна 107 . Игра слов построена на созвучии «йёреш» () и «Мареша»: оба слова происходят от одного и того же корня . В Танахе глагол , причастная форма которого представлена в МТ, в породе qal чаще означает «обладать», «наследовать», однако, из контекста ясно, что речь идёт не о мирном «наследнике», а о завоевателе (как, к примеру, в Иер.8:10 ; ср. также Нав.12:1 ; Ам.2:10 ). Жители Мареши, несмотря на «говорящее» название своего города, не будут наследовать своё имущество. Ирония состоит в том, что Мареша будет отдана другому «наследнику» – ассирийцам. YHWH приведёт в Марешу завоевателя, который «унаследует» чужое «наследие» – захватит город с его обитателями и со всем их наследством. Представляет трудность слово . Предполагается, что в Ленинградском кодексе (В 19 А ) из него выпала последняя корневая (корень ). В некоторых манускриптах она, действительно, присутствует, и там мы читаем: – приведу. До Адуллама он дойдёт, до славы Исраэля (букв.: слава Исраэля). Адуллам 108 был расположен восточнее Ахзива, в предгорье, его развалины локализуют в Хирбет Шех-Мадкур или в Хирбет Ид-эль-Ма 109 . В одной из пещер близ Адуллама скрывался со своим отрядом Давид, преследуемый Шаулем ( 1Цар.22:1 ; другие упоминания Адуллама в Танахе – Нав.12:15, 15:35 ; 2Цар.23:13 ; Неем.11:30 ; 1Пар.11:15 ; 2Пар.11:7 ; из Адуллама происходил друг Йенуды Хира – Быт.38:1 и дал.; город Адуллам упомянут также в 2Мак.12:38 ), Адуллам назван славой Исраэля, . Неясно, связано ли это как-то с историей Давида, но, видимо, хорошо укреплённый при Рехавъаме город (ср. 2Пар.11:7 ) славился в Исраэле. С приходом ассирийцев этой славе наступит конец. Др. вариант перевода: до Адуллама дойдёт слава Исраэля. Не содержится ли здесь такой смысл: правители Исраэля (царский дом Йенуды) вынуждены будут скрываться в Адулламе от ассирийцев, где Давид когда-то скрывался от Шауля? Через это слава Исраэля будет радикально умалена, превратится в бесславие?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010