Быт. 9 :24. Когда отрезвился Ной от вина, то узнал, что сделал над ним меньший сын его. Быт. 9 :25. И сказал: (да будет) 123 проклят отрок Ханаан, он будет рабом братьям своим. Быт. 9 :26. И сказал: благословен Господь Бог Сима, и будет отрок Ханаан рабом 124 ему. Быт. 9 :27. Да распространит Бог Иафета, и да вселится Он 125 в селениях Сима 126 , и да будет Ханаан рабом ему. Быт. 9 :28. И жил Ной после потопа триста пятдесят лет. Быт. 9 :29. И было всех дней Ноя девять сот пятдесят лет, и умер. Глава 10 Быт. 10 :1. Таковы (суть) 127 роды 128 сынов Ноевых: Сима, Хама, Иафета. И родились у них сыны после потопа. Быт. 10 :2. Сыны Иафета: Гамер, и Магог, и Мадай, и Иован, и Елиса, и Фовел, и Мосох, и Фирас. Быт. 10 :3. И сыны Гамера: Асханас, и Рифаф, и Форгама. Быт. 10 :4. И сыны Иована: Елиса и Фарсис, Китяне и Родяне 129 . Быт. 10 :5. От сих отделились острова 130 (всех) 131 народов в земле их: каждый 132 по языку, в племенах своих, в народностях своих. Быт. 10 :6. Сыны же Хама: Хус, и Месраин, Фуд, и Ханаан. Быт. 10 :7. Сыны Хуса: Сава, и Евила, и Савафа, и Регма, и Савафака; сыны Регмы: Сава и Дадан. Быт. 10 :8. Хус же родил Неврода. Сей начал быть исполином 133 на земле. Быт. 10 :9. Это был исполин-ловец пред Господом Богом. Посему говорят: «как Неврод, исполин-ловец пред Господом». Быт. 10 :10. Началом 134 царства его были: Вавилон и Орех, и Архад, и Халанни в земле Сеннаар. Быт. 10 :11. Из земли той вышел Ассур и построил Ниневию и город Роовоф, и Халах, Быт. 10 :12. И Дасем, между Ниневиею и Халахом, это — большой город. Быт. 10 :13. Месраин же родил Лудиима, и Неффалима, и Енеметиима, и Лавиима, Быт. 10 :14. И Патросониима, и Хасмониима, — от коего вышел Филистиим, — и Гаффориима 135 . Быт. 10 :15. Ханаан же родил Сидона, первенца (своего) 136 и Хеттея, Быт. 10 :16. И Иевусея, и Аморрея, и Гергесея, Быт. 10 :17. И Евея, и Арукея, и Асеннея, Быт. 10 :18. И Арадия, и Самарея, и Амафию. И после того разсеялись племена Хананейския. Быт. 10 :19. И были пределы Хананейские от Сидона до входа 137 в Герару и Газу, до входа даже в Содом и Гоморру, до Адамы и Севоима, вплоть до Даса 138 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт.18:12 И разсмеялась Сарра про себя, говоря: со мною еще не бывало сего поныне, а господин мой стар. Быт.18:13 И сказал Господь Аврааму: что это разсмеялась Сарра про себя, говоря: ужели и в правду рожу? я уже состарелась. Быт.18:14 Разве изнеможет у Бога глагол? В это самое время возвращусь к тебе, час в час, и будет у Сарры сын. Быт.18:15 Отрицалась же Сарра, говоря: я не смеялась. Ибо испугалась. Но (Он) сказал: нет, ты смеялась. Быт.18:16 Вставши же оттуда мужи сии, смотрели в ту сторону, где Содом и Гоморра. И Авраам шел с ними, провожая их, Быт.18:17 Господь же сказал: не утаю Я от Авраама, чадца моего, что Я сделаю. Быт.18:18 От Авраама будет, будет народ великий и могучий, и благословятся о нем все народы земные. Быт.18:19 Ибо Я знал, что (он) заповедует сынам своим и дому своему после себя хранить пути Господни, творить правду, и суд, дабы исполнил Господь над Авраамом все, что говорил о нем. Быт.18:20 И сказал Господь: крик Содома и Гоморры увеличился, и грехи их весьма велики. Быт.18:21 Итак сошедши посмотрю: по крику ли, доходящему до Меня, поступают (они) за одно; а если нет, то узнаю. Быт.18:22 И повернувши оттуда, мужи сии пошли в Содом. Но Авраам еще стоял пред Господом. Быт.18:23 И подошедши Авраам сказал: неужели погубишь праведного с нечестивым, и будет праведный как нечестивый? Быт.18:24 Ежели есть в городе пятьдесят праведников, погубишь их? не пощадишь места ради пятидесяти праведников, ежели есть они тут? Быт.18:25 Никак ты не сделаешь такого дела, чтобы погубить праведного с нечестивым, и будет праведный как нечестивый; никак. Судя всю землю, не сделаешь разсуждения? Быт.18:26 И сказал Господь: если найду в Содоме пятьдесят праведников среди города, пощажу все это место ради их. Быт.18:27 И отвечав Авраам сказал: теперь я решился говорить Господу моему, хотя я – земля и пепел. Быт.18:28 Если уменьшатся пятьдесят праведников пятью, погубишь ли за них весь город? И сказал: не погублю, ежели найду там сорок пять. Быт.18:29 И продолжил разговор свой с Ним и сказал: если же найдутся там сорок? И сказал: не погублю ради сорока.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 5 :12. И жил Каинан сто семдесят лет, и родил Малелеила. Быт. 5 :13. И жил Каинан, по рождении им Малелеила, семьсот сорок лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :14. И было всех дней Каинана девятьсот десять лет, и умер. Быт. 5 :15. И жил Малелеил сто шестьдесят пять лет и родил Иареда. Быт. 5 :16. И жил Малелеил по рождении им Иареда, семьсот тридцать лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :17. И было всех дней Малелеила восемьсот девяносто пять лет, и умер. Быт. 5 :18. И жил Иаред сто шестьдесят два года и родил Еноха. Быт. 5 :19. И жил Иаред, по рождении им Еноха, восемьсот лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :20. И было всех дней Иареда девятьсот шестьдесят два года, и умер. Быт. 5 :21. И жил Енох сто шестьдесят пять лет и родил Мафусала. Быт. 5 :22. И угоден был Енох Богу. И жил Енох, по рождении Мафусала, двести лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :23. И было всех дней Еноха триста шестьдесят пять лет. Быт. 5 :24. И угоден был Енох Богу, и не найден был, потому-что преложил 68 его Бог. Быт. 5 :25. И жил Мафусал 69 сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Быт. 5 :26. И жил Мафусал, по рождении им Ламеха, семьсот восемьдесят два года, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :27. И было всех дней Мафусала, какие он прожил, девятьсот шестьдесят девять лет, и умер. Быт. 5 :28. И жил Ламех сто восемьдесят восемь лет и родил сына. Быт. 5 :29. И нарек имя ему: Ной, говоря: сей успокоит нас от трудов наших и от печали рук наших, и от земли, которую проклял Господь Бог 70 . Быт. 5 :30. И жил Ламех, по рождении им Ноя, пятьсот шестдесят пять 71 лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :31. И было всех дней Ламеха семьсот пятьдесят три года, и умер. Быт. 5 :32. И было Ною пять сот лет, и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Глава 6 Быт. 6 :1. И было: когда люди начали размножаться на земле, и дочери родились у них, Быт. 6 :2. Сыны Божии 72 , увидевши дочерей человеческих 73 , что оне красивы, стали брать себе жен из всех, какия нравились. Быт. 6 :3. И сказал Господь Бог: не будет пребывать Дух Мой в людях сих во век, ибо они суть плоть 74 , будут же дни их сто двадцать лет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 18 :22. И обратившись оттуда, мужи 258 пошли в Содом, а Авраам еще стоял пред Господом. Быт. 18 :23. И приблизившись Авраам сказал: погубишь-ли праведного с нечестивыми и будет-ли праведник 259 тоже, что и нечестивый? Быт. 18 :24. Если будет в городе пятдесят праведников, погубишь-ли их? не пощадишь ли всего 260 места ради пятидесяти праведников, если они будут в нем? Быт. 18 :25. Никак не поступишь Ты по слову сему, чтобы погубить праведника с нечестивым и был бы праведник тоже, что нечестивый, никак! Судящий всю землю, уже-ли не совершишь (праведнаго) суда? Быт. 18 :26. И сказал Господь: если будут 261 в городе Содоме пятьдесят праведников, оставлю весь город 262 и все место ради их. Быт. 18 :27. И сказал Авраам в ответ: ныне я начал говорить Господу моему, я — земля и пепел, Быт. 18 :28. Если умалятся пятьдесят праведников на сорок пять 263 , погубишь-ли 264 ради сорока пяти 265 весь город? И сказал: не погублю, если найду там сорок пять. Быт. 18 :29. И продолжал (Авраам) 266 еще говорить Ему и сказал: а если найдутся там сорок? И сказал Он: не погублю ради сорока. Быт. 18 :30. И сказал: что 267 , Господи, если буду говорить (еще)? Если там найдутся тридцать? И сказал Он: не погублю ради тридцати. Быт. 18 :31. И сказал: так как я решаюсь 268 говорить Господу 269 : если там найдутся двадцать? И сказал Он: не погублю, если там найдутся двадцать. Быт. 18 :32. И сказал: что, Господи, если еще однажды скажу: если найдутся там десять? И сказал Он: не погублю ради десяти. Быт. 18 :33. И отошел Господь 270 , как только перестал говорить с Авраамом, а Авраам возвратился в свое место. Глава 19 Быт. 19 :1. И пришли два Ангела в Содом вечером, а Лот сидел пред воротами Содома. Увидев, Лот встал на встречу им и поклонился лицем до земли Быт. 19 :2. И сказал: почтенные мужи! 271 зайдите в дом раба вашего, и отдохните, и омойте ноги ваши, а поутру пойдете в путь свой. Они же сказали: нет, мы ночуем на улице. Быт. 19 :3. Но он насильно упросил их, и они пошли к нему, и вошли в дом его, и сделал им угощение, и испек им пресных лепешек, и они ели.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 24 :14. И будет: если девица, которой я скажу: наклони водонос твой, чтобы я напился, скажет мне: пей ты, и напою верблюдов твоих досыта, — эту Ты приготовил рабу Твоему, Исааку, и чрез сие я узнаю, что Ты явил милость господину моему Аврааму. Быт. 24 :15. И было: прежде чем он окончил эту речь в уме своем, вот выходит Ревекка, — которая родилась у Вафуила, сына Мелхи, жены Нахора, брата Авраама, — держа водонос на плечах своих. Быт. 24 :16. Девица же была очень красива лицем, она была девица, муж не знал ея. Сошедши к колодцу, она наполнила водонос свой и вышла. Быт. 24 :17. И побежал раб на встречу ей и сказал: напой меня немного водою из водоноса твоего. Быт. 24 :18. А она сказала: пей, господин! и поспешила снять водонос на руки 347 свои, и напоила его досыта. Быт. 24 :19. И сказала: и верблюдам твоим налью, пока все напьются. Быт. 24 :20. И поспешила вылить водонос в поило, и снова побегла к колодцу почерпнуть воды, и вылила всем верблюдам. Быт. 24 :21. А человек тот изучал 348 ее и молчал, (желая) знать, благословил-ли Господь путь его, или нет. Быт. 24 :22. Когда же все верблюды персетали пить, взял человек золотые серьги, весом в драхму, и два запястья на руки ея, — вес их десять золотых 349 , Быт. 24 :23. И спросил ее, говоря: чья ты дочь? скажи мне: нет ли у отца твоего места переночевать нам? Быт. 24 :24. Она же сказала ему: я — дочь Вафуила (сына) 350 Мелхи, которого родила она Нахору. Быт. 24 :25. И сказала ему: много у нас соломы и сена и есть место для ночлега. Быт. 24 :26. И человек тот благословил и поклонился Господу 351 . Быт. 24 :27. И сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не лишил Своей правды и истины господина моего, и меня Господь прямо привел в дом брата господина моего. Быт. 24 :28. А девица побежала в дом матери своей и разсказала об этом деле. Быт. 24 :29. У Ревекки был брат, по имени Лаван; Лаван поспешил к человеку на колодезь 352 . Быт. 24 :30. И когда он увидел серги и запястья на руках сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: «так говорил со мною этот человек», то подошел к человеку, который стоял с верблюдами у колодца,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 11:17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:18 Фалек жил тридцать лет и родил Рагава. Быт. 11:19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:20 Рагав жил тридцать два года и родил Серуха. Быт. 11:21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:22 Серух жил тридцать лет и родил Нахора. Быт. 11:23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:24 Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру. Быт. 11:25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Быт. 11:27 Вот родословие Фарры: Особая родословная Фарры до Авраама указывает на то, что на Аврааме сосредоточивается весь интерес повествования. Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Митрополит Филарет в Записке на Книгу Бытия делает замечание, что хотя Авраам поставлен первым, но нет почти сомнения, что он последний из сынов Фарры, ибо, сопоставляя годы Фарры при его смерти (см. ниже Быт.11:32 ) с Быт. 11:26 , видно, что Аврааму должно было быть 135 лет при смерти Фарры, если бы он был первенец, но между тем из Быт. 12видно, что ему было только 75 лет. Аран родил Лота. Быт. 11:28 И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Ур Халдейский. Роулинсон (Ancient Monarchies, Chaldea, Vol. I, p. 15) говорит, что Ур был один из четырёх царственных городов южной Халдеи, которые были: Ур (или, как его называли, Хур), Хурук, Ниппур и Ларса, или Ларанча, которые соответствуют библейским названиям Ура Халдейского, Ереха, Халаха и Елласара. Халах потому соответствует Ниппуру, в Талмуде есть прямое указание на эту тождественность. Ур (продолжает Роулинсон) должен был находиться невдалеке от устья Евфрата; он был главным складочным пунктом торговли, так как в двуязычной надписи (Journal of the Geographical Society, Vol. XXVII, p. 185) корабли Ура названы вместе с кораблями ефиопскими. Теперь имя Ура дают развалинам, находящимся к западу от русла Евфрата, в шести милях, на высоте соединения его с Шат-ель-Хие (рукав Тигра, впадающий в Евфрат). Развалины эти носят название Муггейр (Maugheir), т. е. смолистые. Посреди их возвышаются остатки высокого храма – на 70 футов выше равнины. (Ленорман думает, впрочем, что урочищу Халане должно быть присвоено имя древнего Ура).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 37 История Иосифа Быт.37:1 . Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской. Возвращаясь, после перерыва (перечня родословий племени Исава, гл. 36) к повествованию об Иакове и ближайшем потомстве его (ср. Быт. 35:27–29 ), священнописатель напоминает, что по отделении и удалении Исава ( Быт. 36:6–7 ) от Иакова, последний был по-прежнему «в земле странствования отца своего» – в Ханаане, который хотя в будущем, по обетованиям Божиим, имел быть собственностью потомства Авраама – Иакова, но пока был лишь землей странствования (евр. megurim – Мидраш сближает со словом ger, пришелец, прозелит, и говорит, что Исаак, как Авраам и Иаков, приобретали в Ханаане прозелитов истинной веры, – Beresch. r. Par. 84, s. 409). В частности, Иаков в данное время жил в Хевроне ( Быт. 35:27, 37:14 ). Быт.37:2 . Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их. Хотя далее следует история преимущественно Иосифа, но так как с ней тесно связана и история братьев и самого Иакова, то в заголовке истории Иосифа и стоит замечание: «вот житие (последующая история) Иакова». Как по смерти Авраама ( Быт. 25:8 ) дается родословие (toldoth) Измаила ( Быт. 25:12–18 ), а затем продолжается история (toldoth) Исаака ( Быт. 25:19 ); так и после смерти Исаака, приводится родословие (toldoth) Исава ( Быт. 36 ), затем продолжается история Иакова (с 37 гл. до конца книги Бытия). Предпочтение, какое священно-писатель оказывает Иосифу перед Иаковом, Мидраш объясняет тем, что судьба Иосифа имела величайшее сходство с судьбою Иакова, напр., оба подверглись братней ненависти и опасности жизни и проч. (Beresch. r. Par. 84, s. 409–410). В том, что об Иосифе, после указания 17-л. его возраста, говорится, что он был молод (naar, отрок), еврейские толкователи видели указание на детски-наивное (отчасти – в неодобрительном смысле) поведение Иосифа, благодаря которому он невольно навлек на себя ненависть своих братьев. Иосиф пас мелкий скот своего отца в качестве помощника при близких к нему по возрасту сыновьях Иакова от Валлы – Дане и Неффалиме ( Быт 30:6–8 ) и от Зельфы – Гаде и Асире ( Быт. 30:11–13 ); к первым двум братьям Иосиф стоял особенно близко, как к детям рабыни своей матери Рахили, после смерти последней заменившей Иосифу и Вениамину мать. Отношение Иосифа к старшим братьям, по Быт. 37:13–14 , напоминает отношение юноши Давида к старшим его братьям, отправившимся на войну ( 1Цар. 17:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Скачать epub pdf Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» ( Быт.2:7 ), поэтому он назван «перстным» ( 1Кор.15:47 ). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Адам был сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога ( Быт.1:27 ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу ( Быт.1:26 ). О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), и более подробно: «для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:20–23 ). Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы. Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт.1:28 ). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным ( Быт.2:19–20 ), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Быт. 21:24 И сказал Авраам: я клянусь. Быт. 21:25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Быт. 21:26 Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Быт. 21:27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. Надо полагать, что Авраам внёс в казну владетеля земли по обычаю за пользование землёю и, исполнив этот обычай, приступил к заключению договора и союза как равный с равным. Выше ( Быт. 21:25 ) он, вероятно, ссылаясь на прежний договор или на обычное право, указывал Авимелеху, что если он, Авраам, не отступает от этого права, то со стороны Авимелеха было нарушение его. Объяснение Авимелеха он счёл достаточным, так как тот не защищал незаконных действий слуг своих. Быт. 21:28 И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Быт. 21:29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц [ из стада овец], которых ты поставил особо? Быт. 21:30 [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Мы имеем перед собою любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало ещё письменности. Слова, произнесённые хотя при свидетелях, не считаются достаточными: передаваясь из уст в уста и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращён. Надобно укрепить договор действием, которое осталось бы в памяти. Число семь всегда считалось священным; не Авимелех Аврааму, а Авраам Авимелеху даёт семь агниц, как бы покупая навсегда тот колодезь, который он сам выкопал и который по обычному праву ему принадлежал. Принявший дар не мог сказать впоследствии, что он не помнит, чей колодезь, точно так же принятые семь агниц и в потомстве его служили напоминанием, что колодезь не принадлежал Авимелеху, а принадлежал заплатившему за него Аврааму. Быт. 21:31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись Беер-шава – колодезь клятвы. Из Быт. 26:18, 33 видно, что после Авраама колодцы, им выкопанные, были завалены филистимлянами и что Исаак снова отрывал их и давал им прежние имена (м. Филарет). Беер-шава, или Беер-шева, означает колодезь семи, ибо слово шева – семь принималось всегда таинственным священным числом (сравни Геродота III, 3; Гомера «Илиада», XIX, 243). Бир-ес-Себа, селение при колодцах в двадцати часах пути на юг от Хеврона, существовало ещё при блаж. Иерониме. Теперь, говорит Робинсон, видны развалины поселения, носящие это имя, при них находятся два колодца хорошей воды в долине или ложбине, называемой Вади-ес-Себа (Англ. Комм. Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010