387. Беседа в Великий пяток (Говорена в Александроневской лавре; напечатана отдельно.) 1815 Видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем. ( Uc. LVII. 1 ). Есть предметы, для которых самое обильное человеческое слово так скудно, как немотствование младенческое, и которые сами о себе говорят более, нежели всякое человеческое слово. Таков, христиане, великий предмет, которым теперь должны быть исполнены наши мысли, сердца и самыя чувства. Чего, впрочем, не сделала с своей стороны Церковь , дабы «глас крове» ( Быт.4:10 ) Христовы, ныне пролиянныя, «лучше глаголющия, нежели Авелева» ( Быт.4:10 ) 928 , слышан был в сердцах ваших! Сколько раз открывались ныне пред вами писания пророческие и апостольские, и единое «слово... крестное» ( 1Кор.1:18 ), посредством разных звуков, искало согласить с собою ваши чувствования! Сколько возглашено пред вами песней, могущих питать сладкую и спасительную печаль, яже по Бозе! От заветной вечери, на которой хлеб и вино преложены в тело и кровь Господню, до вечери крестной, на которой тело и кровь Господня уготованы в брашно и питие духовное; от вертограда Гефсиманскаго, где дух Великаго Страдальца сражался со смертными ужасами, до вертограда Голгофского, где плоть Его успокоилась в объятиях гроба; от первого уязвления уст Его лобзанием Иудиным – до последнего уязвления сердца Его сквозь ребро прободенное; от молитвы, которою Он вручал оставляемых и сиротствующих учеников Своих Богу Отцу, до молитвы, которою предал Ему собственный дух, также оставленный и сиротствующий; от крепкого гласа, низложившего иудейское полчище, до крепчайшего вопля, потрясшего землю, – сколько тайн страдания, сколько чудес долготерпения показано вам ныне в чистом зерцале слова Божия! Наконец, дабы внушить вам, что совершаемое здесь не есть одно воспоминание прошедшего, но паче созерцание настоящего, ибо «Агнец, заколенный от сложения мира» ( Anok. XIII. 8 ), еще закалается и будет закалаться до скончания мира, – Церковь даже чувственно показует вам плащаницу погребения Иисусова, с видимым изображением невидимого ныне тела Его, и таким образом всех здесь предстоящих поставляет вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава 7 И) О том, что Мельхиседек есть прообраз Христа и по своему имени, и по городу, и по жизни и священству, в чем он предпочтен даже Аврааму. Евр.7:1 . Сей бо Мелхиседек Царь Салимский, т.е. был. священник Бога вышняго, иже срете Авраама возвращшася от сеча царей, после поражения царей, которых Авраам, когда те ополчились на жителей окрестностей Иордана, разбил, напав на них ночью с своими домочадцами, и из которых одних умертвил, а других прогнал, и благослови его. Как совершившего благое дело. Евр.7:2 . Ему же и десятину от всех отдели Авраам ( Быт.14:18–20 ). Десятую часть всей военной добычи. Изложив в кратком виде все относящееся до этого исторического сказания, Апостол каждую часть сказания (о Мельхиседеке) рассматривает отдельно, и в каждой из них усматривает таинственный смысл. Первее убо сказуется царь правды, по имени: имя «Мелхиседек» означает это самое. Ибо Мелхи – значит царь, а седек – значит правда. Потом же царь Силимский, еже есть царь мира. «Салим» был город, в котором Мелхиседек был царем, и означает «мир». Кто же иной мог бы быть в собственном смысле Царем правды и мира, как не истинный Господь Иисус Христос , как источник праведности, оправдывающий тех, кто верует в Него, умиротворивший враждующих и даровавший нам мир с Богом и между собою? Евр.7:3 . Без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея. В своем сказании о Мелхиседеке ( Быт.14 ) Моисей не указал ни отца его, ни матери, ни того, когда он родился, ни того, когда он умер. Это сделалось по Божественному предусмотрению и по плану домостроительства Божия. чтобы Мелхиседек послужил прообразом Христа. Ибо как Мелхиседек является и безродным и безначальным и бессмертным, так и Христос есть таков по Божеству Своему. Но Мелхиседек таков не по природе своей, а единственно потому, что о нем (с этой стороны) не было письменного сказания, тогда как он, без сомнения, имел и родителей и начало и конец жизни; а Христос – таков по естеству. Мелхиседек есть прообраз по умолчанию истории о его происхождении и смерти, а Христос есть истинно безначальный и бесконечный по самому бытию Своему. И действительно, Христос не имеет отца по земному Своему рождению, ибо родился от Девы; а по предвечному и высшему бытию Своему Он не имеет матери: прежде всего Он без матери, говорит Григорий Богослов , а потом – без отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша задача — " заправить " себя Благодатью, отобразить в себе образ Христа» Наши земные внешние различия — не повод для превозношения ни мужчины над женщиной, ни наоборот 24.10.2020 921 Время на чтение 4 минуты «Кому легче спасаться: мужчине или женщине? Встречал мнение, дескать, женщине спастись сложнее. Аргументы приводят разнообразные: сотворение после Адама, подчиненное положение и попечение о земном — забота о семье и доме. Будто бы по этим причинам женщине труднее преодолевать свою ветхость и двигаться к Христу, нежели мужчине», - пишет на сайте «Вечерняя Москва » митрополит Калужский и Боровский Климент. Он отметил, что в Ветхом Завете говорится, что Ева — плоть от плоти Адама, кость от кости его (Быт. 2:22–23). Женщина, подобно мужчине, создана по воле Божией (Быт. 2:18). «Более того, она названа не служанкой Адама, а его помощницей. Это еще раз подчеркивает, что природа женщины и мужчины одна и та же. Упоминающие о ежедневных обязанностях женщины почему-то забывают, что мужчина тоже должен постоянно заботиться о семье. Апостол Павел говорит: человек, не имеющий спутника жизни, призван угождать Господу, а имеющий — заботиться об угождении мужу или жене (ср. 1 Кор. 7:32–34). То есть и мужчина, и женщина, если выбирают путь семейной жизни, должны печься о близких, в частности, выполнять домашние обязанности. В равной степени мужчины и женщины могут не вступать в брак, посвятить жизнь Богу», - подчеркнул владыка. Также архипастырь отмечает, что блаженный Иероним Стридонский, развивая эту мысль, говорит о том, что внешние отличия не ограничивают возможности человека быть христианином и того, «что подобает ему как христианину». «К внешним отличиям можно отнести социальное положение, возраст, национальность, наличие или отсутствие семьи, уровень достатка, здоровья, физические данные и прочее. Пол — в том числе, поскольку мужское и женское начала — это не две разных, а одна и та же человеческая природа, с одними и теми же основными характеристиками», - пишет владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/24/na...

Истинные последователи Христа, говорят адвентисты, не останутся в неведении о дне второго пришествия Христова. В этом убеждает нас ап. Павел, когда говорит: „вы, братия, не во тьме, чтобы день тот застал вас, как тать“ ( 1Сол.5:4 ). Господь же Иисус Христос говорит, что Он найдет как тать только на тех, которые не будут бодрствовать ( Откр.3:3 ); следовательно, те, которые будут ожидать пришествия Христа, не будут застигнуты врасплох. Как было во дни потопа, говорят адвентисты, так будет и пред вторым пришествием Спасителя. Господь не допустил наказания без предупреждения и наказание это не случилось в одно мгновение. За много времени Господь возвестил об имеющем быть потопе Ною, который был единственным праведником в то время на земле, дабы дать ему возможность приготовиться. Через Ноя Господь предупреждал о предстоящей гибели и современников его, хотя они и не поверили ему. Точно так же поступил Господь и пред разрушением Содома. Первоначально Он открыл о Своем намерении верному рабу Своему Аврааму ( Быт.18 ), а потом о том же возвестил и Лоту, дабы дать ему возможность выйти заблаговременно из города. Чрез Лота Господь предупреждал о грядущем наказании и живущих в Содоме нечестивцев, хотя последние только насмехались над ним ( Быт.19:4 ). Когда, продолжают адвентисты, Господь решил разрушить город Ниневию, το прежде послал к жителям Своего пророка Иону, дабы чрез него призвать их к покаянию ( Ион.1 ). Наконец, и накануне первого явления Мессии Бог чрез пророка Иоанна Крестителя призывал людей к покаянию, приготовляя их к принятию Христа. И мы знаем, говорят адвентисты, что жившие в то время праведники не только ожидали, что Мессия скоро приидет, но и знали, что не умрет род тот, пока не приидет Сам Спаситель мира ( Лк.2:25–39 ). Так, напр., Анна пророчица давно ожидала явления Христа в мир, а праведный Симеон Богоприимец даже знал, что не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами Спасителя мира. Можно бы привести много случаев таких, которые научают нас, что Господь милостив и не желает, чтобы кто погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Переселил Бог праведного Авраама от сродников его и от всех ему своих; терпит он бедствия на чужой стороне и с упованием ждет исполнения обетования. Великое налагается на патриарха испытание, которым и доказана твердость его пред Богом. Много проходит времени; юность увяла наконец как цвет; старость при дверях; природа, преклоняясь к дряхлости и терпя свойственное ей, изнемогла; и в нем и в супруге его угасли от старости и крепость и сила к чадородию; у обоих тела, с утратою их юности, стали согбены по закону естества. Но сильна была в них надежда на Бога. Не только она не старела, но даже была она непреодолима. По сему-то сверх упования Авраам родил Исаака, который во всем прообразовал собою Владыку. Ибо не делом было естества, чтоб мертвая утроба зачала, и сухие сосцы снабжали млеком Исаака; не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа и без растления родила Спасителя вселенной. Господь Сарру в старости соделал матерью, а Марию по рождении показал Девою. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (Быт.18:14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родит сына благодатная (Лк.1:28.31). Рассмеялась Сарра, видя свое неплодство, смотря на омертвение, не поверя слову. Как этому быть, говорит она, когда я и Авраам не способны уже к плодоношению? Недоумевала и Мария, видя свое девство и печати его храня нерушимыми: како будет сие мне, которая мужа не знаю (35)? Ибо обетование было странно для естества. Но сверх упования Сарре Давший Исаака, от Девы сам родился по плоти. Обрадованы были Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, когда родился Иисус, как сказал Гавриил; обильно текли в уста Исааку источники млека у заматоревшей летами; обильно сосцы Девы источали млеко Питающему все концы мира. Кто сказал бы Аврааму, что Сарра в старости млеком питает сына? восклицала неплодная (Быт.21:7). Кто сказал бы людям, что я, дева, и родила, и питаю млеком? говорила Мария. Не ради Исаака смеялась Сарра, ни ради Того, Кто родился от Марии. И как Иоанн взыгранием, так Сарра смехом, выразили радость. Младенец возрастал, приходя в цветущий возраст юношей; был строен и прекрасен, с лепотою тела ежедневно приумножая в себе и доблести душевные, приводил в восхищение родителей. Подражайте сему вы, у кого есть дети. Как восхищается отец, видя юного сына, и как радуется, примечая, что отрок успевает или прилежен к наукам!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/855/...

По духу Евангелия вся ваша деятельность – наши мысли, желания и действия должны проистекать из любви к Богу и ближнему. Возлюбиши, заповедал Спаситель, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф. 22:37, 38 ). А чтобы люди знали: как любить Бога всем сердцем, всей душей, всем разумением своим, и как любить ближнего, Бог дал святой Закон свой, в котором, во-первых, заповедал: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене ( Исх. 20:2 ). Сия заповедь требует от нас, иметь живую уверенность в бытии Бога, Существа всесовершенного ( Аввак. 2:4 . Евр. 11:6 ), всемерно стараться возрастах в познании Его ( Иер. 9:23, 24 ), а для его упражняться в чтении Священного Писания ( 2Тим. 3:16,17 .) и других душеспасительных книг, или внимательно слушать их чтение, также церковные поучения и благочестивые разговоры о Боге, о промысле Божием, дела Его в Церкви ( 1Сол. 5:11 ), во всех обстоятельствах жизни нашей обращаться к Нему единому ( Пс. 42:5 ), на Него единого возлагать всю надежду свою ( Рим. 8:31 ), поступать осмотрительно до того, чтобы все дела и мысли наши были проникнуты благоговейным чувством вездеприсутствия и всеведения Божия ( Быт. 17:2 ), почитать гнев Его высочайшим для себя несчастием ( Быт. 39:9 ), безропотно во всем покоряться Его воле ( Втор. 11:13, 14 ), прославлять Его ( Пс. 21:24 ), как всесовершенного, благодарить Его, как Промыслителя и Спасителя нашего ( 1Сол. 5:18 ), призывать Его как всеблагого и всемогущего ( Пс. 49:15 ), исповедовать Его устами и святостью жизни ( Пс. 104:1 ), быть послушным сыном св. Церкви Его ( Мф. 18:17 ), и воздавать Богу поклонение, по ее руководству ( Евр. 10:25 ), как Существу высочайшему. Но так как мы большей частью бываем осквернены грехами до того, что и молитвы наши нечисты, безжизненны, недостойны святости и величия Божия, то руководствуемые Церковью Святой, почитая действующую во святых Ангелах и Угодниках Божиих благодать Его, по чувству своего непостоянства, просим их о подкреплении наших молитв своим предстательством у Бога. В сем случае мы поступаем подобно тому, как имея нужду в земных благах, хотя все они, собственно, суть дары Божии, обращаемся с просьбой о наделении нас ими к земным благотворителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса Христа Источник Скачать epub pdf Это – то, сладчайший Иисусе, что образно представили тогда волхвы, пришедшие из Персии в Вифлеем, принесли свои дары: не только золото, как Царю, и ливан – как Богу, но и смирну – как смертному, родившемуся тогда Тебе ( Матф. 2, 11 ) 1 . Это – то оружие, которое имело пронзить Мое сердце, как предсказал Симеон ( Лук. 2, 35 ). Это – тот огонь, который Ты пришел низвести на землю, как это Ты Сам предсказал ( Лук. 12, 49 ). Потому что более жгуче, чем огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. В малом, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова Благовещения Гавриила ( Лук. 1, 28–55 ). Потому что не только сейчас Господа нет со Мною, как Он Мне возвестил ( Лук. 1, 28 ), но Ты, будучи бездыханным и среди мертвых, озаряеши внутренния сокровищницы ада, а Я, между тем, вдыхаю воздух и пребываю среди живущих. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты был убиен? Потому что добродетель Твоя, как говорит Аввакум, покрыла небеса ( Авв. 3, 3 ); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты – Который прекраснее, паче (всех) сынов человеческих ( Пс. 44, 3 ), и не имея славы, будешь предан земле, Ты – славу Котораго возвещают небеса ( Пс. 18, 2 ). И гробница, вырубленная в камне принимает Тебя, которую, как отсеченную без участия человеческих рук гору видел Даниил ( Дан. 2, 34–35 ). Безстрастным явилось здесь Рождество Твое, как и в Купине Божественное Твое соединение с людьми ( Исх. 3, 2–4 ), и на Иосифе (Прекрасном) был как образ представлен злой умысел Иудеев в отношении Тебя ( Быт. 37, 11–28 ), как и подобие смерти – в Исааке ( Быт. 22, 1–18 ). Итак, остается (неисполненной еще) тайна Твоего Воскресения, предъявленная в Ионе ( Матф. 12, 39–40 ; Лук. 11, 29–30 ). Увы, в камень Ты полагаешься как мертвый, Воздвизающий чада Аврааму из камней ( Матф. 3, 9 ; Лук. 3, 8 ). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причине Твоей спасительной Страсти, камни разсеклись 27, 51), многие не уверовали бы имени Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни Источник Скачать epub pdf Введение Православная Церковь в Америке, будучи, вместе со всеми Православными Церквами в этом мире, единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью Христа, действуя в соответствии со своим поручением учить всех людей Божьей истине, торжественно подтверждает, что каждый человек создан по образу и подобию Божьему для вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Как венец Божьего доброго творения, искупленный Христом и освященный Святым Духом, все мужчины, женщины и дети – молодые и старые, больные и здоровые, богатые и бедные, сильные и слабые, образованные и необразованные, рожденные и нерожденные – вечно драгоценны в глазах Бога. Все люди будут воскрешены из мертвых в последний день. Те, кто ищет истину, творит добро и следует Божьему закону, написанному в их сердцах и полностью открытому миру в Иисусе Христе, воплощенном Слове Божием, унаследуют вечную жизнь. Те, кто упорствует в своих злых путях, следуя своей собственной воле, навечно погибнут (ср.: Рим. 2:14–16 ; Ин. 1:1–18, 5:25–30 ). Священный Синод Епископов Православной Церкви в Америке, собравшийся на собор со священниками и избранными прихожанами-мирянами, серьезно обеспокоен деградацией человеческой жизни в наши дни. Мы особенно обеспокоены осквернением брака и семейной жизни, поношением безбрачия и девственности, извращением человеческой сексуальности, обесцениванием человеческих страданий и разрушением окружающей среды. Поэтому мы пользуемся этой возможностью, собравшись на наш Десятый Всеамериканский Церковный Собор, чтобы подтвердить данное Богом видение этих основных аспектов человеческого бытия и жизни. Таинство Брака Бог создает людей по Своему образу и подобию, мужчин и женщин. Он объявляет человеческую жизнь со всем, что Он создает, «хорошей весьма» ( Быт. 1:27–31 ). Бог желает, чтобы мужчины и женщины вступали в брак, становясь мужьями и женами. Он повелевает им возрастать и размножаться в рождении детей, соединяясь в «одну плоть» посредством Его божественной благодати и любви. Он желает, чтобы люди жили в семьях ( Быт. 1:27; 2:21–24 ; Православное последование венчания).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/suzh...

Изъяснение псалма 18-го. Пс.18:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец, псалом Давиду». От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. «Невидимая бо Его, – говорит Апостол, – от создания мира твореньми помышляема, видима суть» ( Рим. 1, 20 ); и еще: «егда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии, закона не имуще, сами себе суть закон» ( Рим. 2, 14 ). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: «преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою ходатая» ( Гал. 3, 19 ). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. «Закон бо духа жизни свободил мя есть, – говорит он, – от закона греховнаго и смерти» ( Рим. 8, 2 ). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему и «в конец» отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет . Пс.18:2 .  Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Видимой только лепоты небес, видимаго их величия, говорит Пророк, достаточно к тому, чтобы проповедать силу Создателя. Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто рассматривает хорошо и красиво устроенную ладию, тот представляет в мыслях строившаго судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно с учением великаго Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом ( Быт. 1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Лекция LXXXVI ОЧЕРК ВАЖНЕЙШИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II. КРЕПОСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ. ПОМЕЩИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО. НАСТРОЕНИЕ КРЕСТЬЯН. ВСТУПЛЕНИЕ НА ПРЕСТОЛ АЛЕКСАНДРА II. ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ. СЕКРЕТНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕЛАМ. ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ. ПРОЕКТЫ РЕФОРМЫ. РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. ПОЗЕМЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КРЕСТЬЯН. КРЕСТЬЯНСКИЕ ПОВИННОСТИ И ВЫКУП ЗЕМЛИ. ССУДА. ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОЧЕРК ВАЖНЕЙШИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II Кратким обзором царствования Николая собственно закончилась программа нашего изучения. На 18 февраля 1855 г., т. е. дне смерти императора Николая, можно положить конечный рубеж целого периода нашей истории, который начался с воцарением новой династии после Смутного времени. В этот период действовали известные начала, которые служили основанием нашей политической и общественной жизни. С 18 февраля 1855 г. начинается новый период, в который выступают иные начала жизни. Начала эти мы знаем, знаем их происхождение и свойства, но не знаем их последствий, а потому они не могут быть предметом исторического изучения. Однако в это время, с 18 февраля 1855 г., разрешены некоторые вопросы, поставленные еще в предшествующий период. Мы видели, как эти вопросы ставились, какими потребностями была вызвана их постановка; нам нужно узнать по крайней мере, как они были разрешены. То, о чем я хочу сказать, т. е. краткий очерк важнейших реформ Александра II, будет только пояснением того, что мы изучали в предшествующем периоде. Мы знаем, какими двумя чертами характеризуется наш политический и общественный быт в предшествовавший период. Эти черты были: невольный обязательный труд в пользу государства всех сословий; с половины XVIII в. этот обязательный крепостной труд остался только на одном крестьянском сословии. Далее, другой чертой, характеризующей жизнь этого периода, было разобщение этих сословий, прекращение их совместной политической деятельности. С половины или с конца XVIII столетия ходом дел поставлены были два коренных вопроса, от разрешения которых зависело правильное устройство политического и хозяйственного быта России: 1) вопрос об освобождении от обязательного крепостного труда крестьянского населения и 2) вопрос о восстановлении прерванной прежде совместной деятельности сословий в делах политических и хозяйственных. Эти два коренных вопроса и были разрешены известным образом в царствование Александра II. Первый был разрешен освобождением крестьян с землею; второй – введением земских учреждений. Изучением этих двух реформ мы окончим свои занятия. Теперь нельзя историку изложить ни той, ни другой реформы: для этого еще нет достаточных исторических данных, по которым он мог бы судить о значении той или другой реформы; ни та, ни другая не обнаружили своих последствий, а исторические факты ценятся главным образом по своим последствиям. Итак, я изложу не историю, а короткий очерк хода и сущности той и другой реформ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010