«Падши, поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам ( Есф.8:3 ; Иов.1:20 ; Дан.3:7 ; Пс.71:11 ; Ис.46:6 . ср. Быт.23:7 дал. Быт.43:26, 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай Востока – выражать дарами свое почтение великим лицам ( Быт.32:14, 43:11 ; 1Цар.10:27 ; 3Цар.10:2 и др.), обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самою ценною вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при богослужении, как символ жертвы, приятной Богу ( Исх.30:8 . Лев.16:12 ). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи ( Ин.19:39 ). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли ( Быт.37:25 ); как составная часть она входила в елей для помазания священников ( Исх.30:23 ); употреблялась также как приятная мазь ( Есф.2:12 ; Пс.44:9 ; Притч.7:17 ); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте ( Мк.15:23 ). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу, как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Зиг.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. Мф.2:13 . Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Таким образом, Апостол передал нам мысли этого верного мужа и то, что вера в воскресение была уже во времена Исаака. Поэтому Авраам надеялся на воскрешение Исаака и верил в будущее, которое еще не наступило. Как же тогда они могут быть семенем Авраамовым (ср. Ин.8:37 ) – они, не верившие в то, что свершилось во Христе, в то, что, как верил Авраам, свершилось в Исааке? Мало того, могу выразиться яснее: Аврааму самому было известно, что он служит прообразом будущей истины; он знал, что из его семени должен произойти Христос, Которому суждено стать истинной жертвой за весь мир и воскреснуть из мертвых. 2 . Между тем, как сказано, «Бог искушал Авраама и сказал ему: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь» ( Быт.22:1–2 ), ибо недостаточно было просто сказать «сына», но «единственного». Давайте это рассмотрим. Зачем прибавлено «которого ты любишь»? Уясни важность этого испытания. Отцовская любовь возрастает частым повторением ласковых и нежных имен, чтобы при пробуждении воспоминаний любви правая рука отца, убивающего сына, замерла бы и вся плоть восстала против веры души. Так «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь» ( Быт.22:2 ). Пусть, Господи, напоминаешь Ты отцу, которому повелеваешь убить сына, что он у него единственный. Пусть этого будет достаточно для мучений отца. Ты также добавляешь «которого ты любишь». Пусть в этом будет утроенная мука. Но зачем Ты называешь его имя – Исаак? Разве Авраам не знает, что его единственного сына, которого он любит, зовут Исаак? Зачем оно здесь упомянуто? Чтобы Авраам вспомнил, как Ты сказал ему: «В Исааке наречется тебе семя» ( Быт.21:12 ). Упоминание этого имени, как и обещаний, с ним связанных, повергает его в отчаяние. Но все это произошло, так как Бог испытывал Авраама. 3 . Что происходит далее? Сказано: «Пойди в землю высокогорную и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе» ( Быт.22:2 ). Обрати внимание, как возрастает суровость этого испытания. «Пойди в землю высокогорную». Разве не мог Господь повелеть сперва Аврааму пойти туда и взойти на гору, указанную Им, а там уже сказать ему, что должен он принести своего сына в жертву? Но сначала ему велено принести сына в жертву, а затем сказано, что он должен идти «в землю высокогорную» и взойти на гору. Зачем? А чтобы пока он идет туда, пока добирается до того места, в течение всего этого путешествия горькие мысли разрывали его на части, чтобы мучило его жестокое повеление, чтобы не давала ему покоя пламенная любовь к сыну. Поэтому весь этот путь и последующий подъем на гору были назначены, чтобы все это время в Аврааме шла борьба между любовью и верой, любовью к Богу и любовью плоти, обаянием настоящего и ожиданием грядущего. Итак, послан он «в землю высокогорную», однако высокогорной земли недостаточно, чтобы патриарх исполнил для Бога столь великое дело; ему также велено подняться на гору, чтобы, укрепленный верой, он оставил земное и устремился к высокому.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Этому есть много подтверждений из самого слова Божия: Первым Писанием было Пятикнижие Моисея. В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т. д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их...» ( Быт.4:3–4 ). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения – «от плодов земли дар Господу...», «от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле» ( Быт.7:8 ). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: «[Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт.14:20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «...и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:22 ) и т. д. По этому вопросу святитель Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр. 5). Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число Посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла. Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии – есть дело Церкви, а значит, и Предания. С другой стороны, все слова Божии не вмещаются в Библейский свод. Сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг... » ( Ин.21:25 ). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились. В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: ″се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих...″» ( Иуд.1:14 ); а в первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: «Я писал вам в послании...» ( 1Кор.5:9 ) – то есть ранее писал.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо человечество, которое в единой Ипостаси было соединено с неприступной и Самосущей Премудростью, не могло бы что­либо не знать, как о настоящем, так и о будущем или прошедшем, и не может быть ложным сказанное что­либо Им. «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ), если же не так, то тогда они будут вынуждены во всем дерзко признать и неведение у Отца. Сказанное же Спасителем: «Где вы положили Лазаря?» ( Ин.11:34 ) было сказано в напоминание и объяснение для присутствовавших иудеев. Ибо не только это, но и нечто другое сделал Он, сказав: «развяжите его, пусть идет» ( Ин.11:44 ), чтобы из того, что Он отчасти видел и отчасти слышал, верным было и неоспариваемо, и неизгладимо в памяти. Говорит он, что одно сказанное о Христе говорится в переносном смысле, а другое – в истинном смысле. В переносном смысле, например, что Он стал за нас грехом и клятвой (ибо Он не был этим, но словно голова воспринимает то, что свойственно остальному телу, Он воспринимает то, что от тела). По истине же говорится, что Он стал человеком, алкал, жаждал и все тому подобное. Так что если кто желает сказать о Его неведении в переносном смысле, то есть, что не вне неведения было тело Его, то есть человеческая природа, которой Он есть Голова, то весьма правдоподобно будет говорить так, а не утверждать о неведении Отчей Премудрости. Но если дерзают необразованные вывести из слов Его «Где вы положили Лазаря?» неведение, то почему же тогда они не припишут и Отцу такое же неведение, говорящему Адаму: «Где ты?» ( Быт.3:9 ), и к братоубийце: «Где Авель, брат твой?» ( Быт.4:9 ). Или: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт.18:20 ). Спрашивал так же и Иисус демона: «Как имя тебе? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» ( Мк.5:1 ). И у слепых спрашивал: «Чего вы хотите от Меня?» ( Ин.11:44 ). И почему же отсюда не ясно, что это не неведение было, но Он спросил у самого демона, желая показать ученикам множество обитающих в одержимом, чтобы научить их, что Он (Господь) над многими демонами одержал верх, и чтобы дать ученикам веру и дерзновение «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

39. Ин. 8:39 . Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. Ин. 8:33 ; Рим. 9:1 д. 40. Ин. 8:40 . А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Отец наш Авраам: Господь, упомянув об отце, и не назвал его (Он назвал его после – ст. 44), но они поняли, что Он говорит о другом отце их каком-то, а не Аврааме, ибо Христос противопоставил отца их Своему Отцу, т. е. Богу, хотя поняли смутно, не представляя точно, о ком Он говорит. Поэтому они вновь усиленно повторяют то, что высказали немного ранее (ст. 33), что отец их – Авраам. – На это Господь решительнее уже отрицает сыновство их Аврааму, давая, впрочем, довольно ясно понять, что сыновство Он разумеет не в плотском, но в особенном смысле, – сыновство по духу, по вере. Если бы они были истинные дети Авраама по духу, по вере, то и дела их были бы подобны Авраамовым; а так как они ищут убить человека, говорящего истину от Бога, то, очевидно, они не дети отца верующих, который ничего не делал подобного. – Истину: т. е. всё учение о Своём Лице и Своём Царстве, истину безусловную, совершеннейшую, так как она от Бога. – Авраам этого не делал: отец верующих известен безусловным послушанием божественной истине ( Быт. 12:22 ) и почтительною любовью к провозвестникам сей истины ( Быт. 14 и далее). Какую противоположность ему в этом отношении составляют потомки его по плоти! Они ищут убить Человека, говорящего им истину, принятую от Бога. Нет, они не дети отца верующих по духу; дела их указывают, что они дети другого отца по своим нравственным расположениям и стремлениям. 41. Ин. 8:41 . Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Ин. 8:44 ; Ис. 57:3, 63:16 ; Еф. 4:6 . 42. Ин. 8:42 . Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Ин. 16:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Верная душа говорит: Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс. 85:11). Отвечает Христос: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). Я есмь Путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Я есмь Истина: верующий в Меня и слову Моему не прельстится. Я есмь Жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11:25). Верная душа говорит: Как желает лань на источники вод, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:2). Христос отвечает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Верная душа с апостолом говорит: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23). Христос говорит: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Статья 4. О христианской должности ко Христу, Сыну Божию   Глава 1. О вере во Христа   Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16)   О вере и ее свойствах сказано во второй главе первой статьи этой книги. Здесь еще о вере во Христа нужно предложить тебе, любезный читатель, поскольку в вере состоит все наше блаженство. А так как верою во Христа все спасаются, которые ни спасаются, то для лучшего понятия веры во Христа нужно здесь предложить и то, что нас вринуло в ров погибели, от которой верою во Христа спасаемся, и вкратце коснуться дивного о нас Божия смотрения, которым нас человеколюбиво благоволил спасти, – особенно ради простых людей. 1) Бог наш и Творец, в трех Лицах поклоняемый, когда сотворил небо и землю и все украшение их, после создал человека Адама и помощницу ему Еву. От них двоих весь род человеческий произошел и умножился. Их двоих все люди имеют первыми своими родителями. 2) Этих наших прародителей преблагой Бог создал не так, как прочие вещи, но неким дивным и человеколюбивым советом. Созидая прочие твари, Бог говорил: Да будет, – и было так (Быт. 1:3, 6, 9, 11, 14, 15, 20, 24); Он изрек, и они явились, повелел, и создались (Пс. 148:5). Перед тем, как создать человека, говорил: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Настолько высоко человека, выше прочих тварей, превознес, что не только Своим Божественным советом, но и по образу Своему сотворил его. От этого познай, человек, твое высокое и дивное первоначальное благородство и непостижимую благость Бога нашего. По образу Божию ты создан! (Быт. 1:27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

7–15). Сказав: «Я есмь лоза», Христос непосредственно за сим объясняет, в каком смысле Он назвал Себя лозой, говоря, что мы должны питаться благодатью Его так же, как ветви питаются соками своего ствола; что мы любовию должны быть соединены с Ним также тесно, как Он соединен со Своим Отцем (ст. 5–10). Но когда Иисус Христос говорит: «Сие есть Тело Мое», Он не дает понять, что Он говорит иносказательно, и не дает никакого объяснения Своих слов. Иудеи соблазнились, многие из учеников оставили Его, все стали говорить: «какие странные слова», но Иисус Христос повторяет ту же истину решительно и ясно: «Если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Вопрос. Св. Писание не учит ли, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе, откуда Он придет при конце видимого мира для страшного суда? Ответ. Это учение ясно выражено в следующих словах Св. Писания: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Вопрос. Как согласить с этим то, что Тело Иисуса Христа присутствует в таинстве Евхаристии? Ответ. В этом убеждает нас тоже Св. Писание, которое учит, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе; посему мы верим в то и другое. Тем же, которые увидели бы в этом противоречие, должно указать на то, что Господь, после своего вознесения на небо, видимым образом явился ап. Павлу в Иерусалимской крепости ( Деян.23:10–11 ). Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» ( Мк.14:7 ). Ответ. Это Иисус Христос сказал о Своем видимом присутствии; невидимо же Он всегда пребывает с верующими в Него: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вопрос. Как должно понимать слова ап. Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей...»? ( 1Кор.11:26 ). Ответ. Ап. Павел Тело Господа, предлагаемое верующим в таинстве Евхаристии, называет хлебом, потому что оно имеет вид хлеба; но он говорит: «сей хлеб», показывая этим, что он разумеет необыкновенный хлеб. Ап. Павел называет хлебом, но говорит, кто причащается его, тот причащается Тела Господа. Иисус Христос также употребляет слово хлеб, но присовокупляет: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, в Св. Писании есть много примеров, где предметы, природа которых изменена, удерживают то название, которое они имели прежде. Так, Ева названа костью ( Быт.2:23 ); Адам назван прахом, потому что он был создан из праха ( Быт.3:19 ); жезл Аарона назван жезлом и после того, как он превратился в змея ( Исх.7:12 ); вода, которая была претворена в вино, названа водою ( Ин.2:9 ). Св. Писание называет предметы по их наружному виду: так, ангелы, имеющие вид мужей, называются мужами ( Быт.18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Быт.4:8. И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле. И бысть внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его.    Зависть к Авелю и злоба на него созрела в Каине до решимости убить его, от которой напрасно предостерегал Каина Господь. Чтобы беспрепятственно совершить зло­деяние и скрыть следы его, Каин пригласил брата в поле. И приглашение, и беседа на пути, без сомнения, имели вид дружелюбия, иначе Авель не пошел бы за Каином. В душе Авеля, невинной и радостно настроенной благоволением к нему Божиим, не было и тени подозрения на брата, дышав­шего злобою и скрывавшего ее под лицемерною наружностию. Каин привел Авеля в такое место, где не могло быть свидетелей замышленного им злодейства, и убил его. Убие­ние совершено было с пролитием крови, как это видно из обличительных слов Господа к Каину (Быт.4:10), и из слов Иисуса Христа, грозившего Иудеям казнию за их кровавые преступления, начиная от «крови Авеля праведного» (Мф 23:35). Злодеяние Каина — это был первый взрыв предвозве­щенной Богом (Быт 3:15) вражды между семенем жены и семенем змия-диавола, продолжающейся чрез всю исто­рию человеческого рода. Зло не может жить в мире с добром. «Всяк делающий худые дела ненавидит свет и не идет  к свету, чтобы не обличились дела  его, потому что они злы» (Ин 3:20). Первый, исконный ненавистник добра есть диавол. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде, и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены в лице Авеля. На такое значение Каинова преступления указывает апостол Иоанн, говоря: «Каин был от лукаваго, и убил брата своего. А за что убил его? За  то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин 3:12). Самый способ проявления вражды к Авелю свидетельствует о сродстве Каина с диа­волом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» (Ин. 8.44), ибо «завистию диаволею смерть вниде в мир». И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В шестой день Бог повелел земле извести четвероногих, и зверей, и скотов. И наполнилась земля множеством новых живых обитателей. Когда Бог украсил землю и наполнил ее и моря многою живою тварью, то ввел в сей благоукрашенный дворец человека. И сотворил Бог человека по образу Божию «и вдунул в лице его дыхание жизни и ввел его в рай» ( Быт. 2:7–8 ). «И благослови Бог день седьмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих» ( Быт. 2:3 ). И это творение мира и начало Бытия было в период весны, в месяце марте, за 5508 лет до н.э. Человек был бессмертным, время не имело над ним власти. Но ему дана была заповедь и прещение Божие за непослушание: «смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Значит, жизнь его зависела не от времени, но от жития, от исполнения заповеди Божией. Он должен был, как говорят Отцы «хранить и возделывать рай». По преслушании Адам, согрешив, впал во власть времени, то есть стал тленным и смертным; однако он помнил рай и всю жизнь каялся и плакал, но своими силами сам не мог вновь уподобиться Богу. Господь наш Иисус Христос «смерти жало сокрушил еси, и Адам от клятвы избавлен бысть» /воскр. кондак гл. 5/. Перед крестными страданиями Спаситель молился: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:1–3 ). А еще ранее благовествовал: «Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец. Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин. 12:49–50 ). И снова: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и живот суть» ( Ин. 6:63 ). Эти Божественные откровения ясно показывают, что через Спасителя жизнь вечная вновь открывается падшему человеку во Христе, в познании Его через исполнение святых Его заповедей. Сама Жизнь явилась и животворит всех верных любовию. После Воскресения Христова наступило это «время исправления» ( Евр. 9:10 ), время обновления благодатию. Бог обновляет человека, но теперь уже вместе с ним, так чтобы воля его через познание истины и исполнение заповедей Божиих, сливаясь с волей Божией, была свята. Апостол Павел научает: «...истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:21–24 ). Отсюда осознаётся жизненный путь: доброделание во имя Господне – средство «искупления» времени нашей жизни, ведущее к вечности – Богопознанию. И поэтому доброделание становится мерой времени, его ценою, – времени не астрономического, но осознанного – онтологического (бытийного), духовного (в отличие от растительного) времени. Его можно назвать «человеческим».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010