Священное Писание раскрывает взору читателя величественную картину замысла Творца. Мир имеет начало. В начале сотворил Бог небо и землю; Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною ( Быт.1:1: 2 ). Бог есть до создания мира (искони) и человека, все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Бытие, жизнь и все, что наполняет ее, сотворены, и ничего не могло войти в существование вопреки воле Божией. «Бог сотворил из небытия бытие, из невидимого видимое, из несущего сущее», – поясняется в христианском вероучении 4 . Творец дал всему органическому и растительному миру свободу роста и развития, пользования своими силами и использования окружающей среды, каждому в мере, соответствующей его природе и его организации. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду... и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле ( Быт.1:11 ) Да произведет земля душу живую ( Быт.1:24 ). Повеление сие соблюлось в земле, и она не перестает служить Создателю», – пишет святитель Василий Великий (ок. 330–379) 5 . Мир, в котором живет и действует человек, законы, открываемые человеком, держатся Словом Божиим. Возникнув раз по Слову Его, по Его повелению, растения дают плоды, распускаются цветы, всходит трава. От Его Слова зависит плодородие земли, питающей человека. При этом разнообразный мир не сложен из обособленных независимых кусков, а связан в единую гармонию в каждой части своей, имея границы по Слову Создателя: Все реки текут в море, но море не переполняется ( Еккл.1:7 ). Ничего нет, сотворенного напрасно, избыточествующего сверх необходимого, каждая часть творения выполняет положенный ей закон, и нет недостатка в чем-либо нужном. Бог держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных 6 . Мир, созданный Богом, прекрасен: увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 ). Христианское вероучение утверждает, что, после шести дней творения, Господь продолжает печься о мире в каждое мгновение и в каждом месте его. По Слову Его все продолжает исполняться с момента возникновения. Не только в начальных, но и во всех периодах своего существования мир зависит от Бога. Промыслом Божьим живет весь живой мир во всех его подробностях, так и все люди и судьбы их 7 . В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Все части мира взаимосвязаны великим множеством нитей, и каждая часть влияет на другие части, а также и на человека порою недоступным нашему разуму образом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти (то есть греховные он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем; егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи ( Ин.8:44 ). желания) отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи 52 . Сотворение видимого мира и человека . О сотворении видимого или физического мира в св. Писании открыто нам следующее: В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста. Потом Бог постепенно произвел: в первый день мира – свет; во второй день – твердь, или видимое небо; в третий – вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый – солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных четвероногих, живущих на суше, и, наконец человека. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих, то есть прекратил дела творения. Поэтому седьмой день и назван субботою, что в переводе с еврейского языка значит покой ( Быт.1,2:1–2 ); Господь благословил этот день и освятил его. Мир сотворен Богом не таким, каким мы видим его теперь, когда всюду в нем заметны разрушительные следствия греха. При сотворении все было добро зело – весьма хорошо, то есть чисто, прекрасно и безвредно ( Быт.1:31 ). Человек сотворен был особенным образом, не так, как прочие земные создания. Перед сотворением человека Бог во Святой Троицу сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть душу, существо духовное и бессмертное, одаренное умом, чувством и свободной волею ( Быт.2:7 ). Жена Адама Ева создана из ребра первого человека, которое Бог взял у него во время сна. Создание Евы, помощницы Адама, из ребра ее мужа указывает на то, что весь человеческий род по своему происхождению представляет одно тело, и потому люди по самой природе должны быть расположены любить и беречь друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Беседы о каинитах и сифитах Каин и Авель Продолжаем наши беседы на Книгу Бытия. Тема следующей беседы: «Каин и Авель». Прочитаем первый стих 4-й главы: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» ( Быт.4:1 ). Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин – первый человекоубийца на земле. Но здесь надо заметить, что он, Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир уже как следствие и мутация греха. В этом смысле первый человекоубийца не он, а дьявол . Сказано о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Все эти качества мы можем обнаружить в Каине. Чей образ в падшем человечестве? Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию» ( Быт.1:27 ), то его потомки рождались по его (Адама) падшему подобию и образу. Сказано: «и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему» ( Быт.5:3 ). Как и в Послании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Что и позволило Давиду сказать: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания. Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола «канна» («приобретать») и переводится дословно – «приобрела я». Ева , родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…» Далее она говорит: «…человека от Господа». Что означают эти слова? Иными словами, она как бы говорит: «Создавая меня и моего мужа, Бог делал это один, а теперь и мы имеем отношение к тому, что Он чрез нас совершает». Прежде всего в ее словах звучит глубокое упование и надежда на пророчество о «семени жены» ( Быт.3:15 ). Она хочет, чтобы Тот, Который сокрушит главу змея и семя его, пришел как можно быстрее. Как эти надежды созвучны с богослужебным прошением – «от бесовския крови очисти мя». Стремление к лучшему заложено в каждом из нас, но – увы! – не каждый может его реализовать в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

, где описывается грехопадение Адама и Евы, хотя само подстрекательство змея к нарушению прародителями заповеди Божией не называется И. Большинство отцов Церкви, комментировавших этот эпизод, полагали, что в образе змея первых людей искусил сатана . В немногочисленных упоминаниях в Свящ. Писании сатана предстает как лукавый искуситель, «лжец и отец лжи» (Ин 8. 44), он действует не только против человека, завидуя ему (Прем 2. 24), но и против Бога (Зах 3. 1-2), он противопоставляет себя всему божественному творению: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Диалог с Евой змей начинает с вопроса, к-рым ставит под сомнение достоверность слов Бога: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт 3. 1). В этом вопросе заключается ложь в отношении Бога, т. к. запрет преувеличен до крайности. Ева повторяет запрет вкушать плоды с древа познания, но при этом к словам «не вкушайте» добавляет «и не прикасайтесь к ним» (Быт 3. 3). В усилении запрета, а также в напоминании о каре за преслушание - «чтобы вам не умереть» (Там же) прослеживается страх наказания. Следующая реплика змея опирается на этот страх: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Змей усиливает недоверие к Богу и приписывает Ему ложь. Вместе с тем он предлагает Еве свое толкование запрета и тем самым ставит ее перед выбором: либо продолжать с доверием относиться к словам Бога и, следов., признать ошибочным толкование этого запрета змеем, либо согласиться с искусителем, вкусить плод в надежде обрести независимость от Бога, но при этом фактически признать Бога лжецом. Диавол не настаивает на нарушении заповеди и даже не убеждает нарушить ее; он всевает в душу Евы сомнения, которые по его замыслу должны привести ее к осознанному греху - в этом и заключается И. Следующий стих кратко описывает то, как Ева принимает решение: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3. 6). Здесь змей уже не фигурирует, Ева согрешает и способствует греху Адама. Т. о., грех - это результат свободного выбора; благодаря греху в мире людей появилось зло.

http://pravenc.ru/text/674970.html

По сотворении мира и создании прародителей наших, «сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающему по земле, в котором есть душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» ( Быт.1:30 ). Потому-то в Едеме все наземные существа (а также и птицы) должны были есть «всю зелень травную»; то есть должны были питаться растительностью, которая растет на земле сама по себе и не нуждается в культивации. Человеку же предназначались в пищу семена растений и плоды древесные; иначе говоря, человек должен был питаться растениями, которые нуждаются в уходе за собой и обработке (ср. Быт.2:15 ). Так было. Мир, в котором мы живем ныне, отличается от того, каким он был по сотворении его Богом. Мы живем в мире после грехопадения в нем наших прародителей, после братоубийства, после потопа и после рассеяния народов. Человеку после потопа дозволяется вкушение мясной пищи, и, следовательно, дозволяется убивать для своего пропитания живые существа. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все», – говорит Господь послепотопным людям ( Быт.9:3 ). Всесвятой, Всемогущий Господь Своим присутствием оказывает благодатное – и подавляющее! – действие на всякую тварь. В присутствии Бога душа человеческая наполняется сознанием своего ничтожества и своей греховности; при этом человек переживает благоговейный трепет и невольно склоняется пред Богом в молитве о милости. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Как общее выражение почитания истинного Бога – поклонение становится доступным для всех рожденных от Бога и должно совершаться ими не только каким-то внутренним движением нашего «я» – без внешних действий и форм, – но чрез освящение всего нашего существа (духа, души и тела): «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). Наше поклонение пред Богом и наша молитва тогда оказываются истинными, когда они исходят из самой сути человека (от духа человеческого) и направляются к самой сущности Бога, Который есть Дух, по существу. «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Ам. 4:13 . «Вот Он, Который образует горы и творит ветер и объявляет человеку намерение его, утренний свет обращает в мрак и шествует превыше земли. Господь Бог Саваоф – имя Ему». По всей видимости, здесь слово bara обозначает дела Бога в сотворённом Им мире, а не просто изначальное деяние Бога при сотворении мира. Слово, означающее «делать», которое часто употребляется в качестве синонима «творить» (ср. Быт. 1:26, 27; 2:18 в других текстах описывает продолжающиеся провиденциальные дела Бога (ср. Пс. 103:3,4,10 " творить», «посылать» и Другие описания. Библия многочисленными способами изображает труды Божии. Кроме творения и созидания, Он «делает» и «устраивает» всё происходящее в природе. Он держит всё «словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ), «всё Им стоит» ( Кол. 1:17 ), по Его воле всё существует ( Отк. 4:11 ), Он производит самое жизнь ( Пс. 103:14 ). Он неизменно является причиной бытия. Если бы не Бог, не было бы и реальности творения, ни в прошлом, ни в настоящем. Сравнение творения и провидения. Двоякий труд Бога – творение и провиденциальное сохранение – нередко описывается на одной и той же странице, даже в одном и том же стихе. Рассмотрим эти показательные сопоставления. Бог создал и всё же продолжает созидать. В Быт. 1:1 сказано, что «сотворил Бог небо и землю», а позже Бог устраивает так, чтобы на земле произрастала зелень ( Быт. 1:11 ). Первое – акт творения, а второе – провиденциальное поддержание жизни. И то, и другое – дела Божии. Бог почил от дел и все же продолжает труды. В Быт. 2:3 сказано, что после творения Бог «почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Тем не менее Иисус указывает на дела, которые Бог «доныне делает» ( Ин. 5:17 ). В первом случае речь идёт о завершении дел творения; во втором – о продолжении провиденциальных дел в творении. Бог поставил землю на твёрдых основах и все же трудится над её плодородием. В Пс. 103:5 провозглашается, что Бог «поставил землю на твёрдых основах». А через несколько стихов сказано о том, что Бог продолжает делать, «чтобы произвесть из земли пищу» ( Пс. 103:14 ). Первое – созидательный труд, второе – труд возделывания. Это труды Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

И вновь о том, что не человек, но Сам Бог помазывает тебя руками иерея, послушай, как говорит Павел: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21). Поскольку же этими веществами помазуются все члены 19 , ты можешь безопасно удерживать сего дракона и не верить ничему страшному. 8. После сего помазания остается приступить к купальне со святой водой. Тогда иерей, совлекши с тебя одежды, сам подводит тебя к проточной воде. Почему нагого? Он напоминает тебе о прежней наготе, когда ты был в раю и не стыдился, ибо сказано: Были Адам и Ева наги и не стыдились (см. Быт 2:25) пока не приняли одеяние греха, бремя великого стыда 20 . Поэтому здесь не стыдись, ибо купальня намного лучше рая. Здесь нет змея, но есть Христос, приводящий тебя к таинству возрождения от воды и Духа (ср. Ин 3:5; Тит 3:5). Нет здесь деревьев, красивых и приятных на вид (ср. Быт 2:9), но есть дары духовные. Нет здесь древа познания добра и зла, нет закона и заповедей, но есть благодать и дары [Святого Духа]. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим 6:14). 9. Однако после того как с такой радостью выслушали вы мое слово, испрошу я у вас об одном вознаграждении за эту радость, о чем уже просил вас вначале 21 . Когда вы спуститесь в купальню с той водой, вспомните мое несовершенство. Об этом недавно просил я вас, когда упомянул об Иосифе, который сказал виночерпию: Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет (Быт 40:14). И я сказал вам вначале: “Вспомните меня, когда хорошо вам будет”. Ныне же не говорю: “Вспомните меня, когда хорошо вам будет”, но вспомните меня, потому что вам уже стало хорошо. И тот [Иосиф] сказал: “Вспомните, что ничего плохого я не сделал” (ср. Быт 40:15). Я же говорю: вспомните обо мне, ибо много по лукавству своему содеял я зла. Ныне велико дерзновение всех вас к Царю: мы посылаем вас вместе как ходатаев за естество человеческое. Не золотой венец вы подносите Ему, но венец веры, — посему примет Он вас с большим доброжелательством.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: « вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа » (Быт. 20:3). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: « берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого » (Быт. 31:24). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они помазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: « теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив » (Быт. 20:7). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помазание Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался » (Ин. 8:56). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мамврийского, о чем именно и Писание сказало: « и явился ему Господь у дубравы Мамр е» (Быт. 18:1). « И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил » (ст. 16). 3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверонравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, послал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из–за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. « Всякий стебель хлебный истребил », т. е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и прочем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь. « Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф » (ст. 17). Эти слова в одно и тоже время говорят и о злобе братьев, и о мудрости Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:15 ). Справед­ливость постигшего потомков Авраама отвержения подтверждается и тем, что они не устыдились благодеяний, оказанных их предкам, между тем эти благодеяния принесли пользу даже язычникам. В самом деле, праотцы их, говорит, будучи весьма малочисленными и пришельцами, при господствовавшей тогда враждебности между наро­дами и жестокости властителей, безопасно совершали свои путешествия под покровом Промысла Божия. Так, Авраам из земли халдейской переселился в Ханаан, из Палестины в Египет и оттуда в Ге­рар, где после него обитал Исаак; Иаков из Палестины пересе­лился в Египет. И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: «вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» ( Быт.20:3 ). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» ( Быт.31:24 ). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они по­мазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помаза­ние Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мам­врийского, о чем именно и Писание сказало: «и явился ему Господь у дубравы Мамре» ( Быт.18:1 ). " И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил» ( Пс.104:16 ). 3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверо­нравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, по­слал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. «Всякий стебель хлебный истребил», т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и про­чем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но они суть те, кто занимают самое высокое положение и находятся в самой верхней части ковчега. На нижних палубах содержится множество неразумных животных или даже зверей; особенно много тех зверей, чьи хищнические повадки не смогла смягчить сладость веры. Однако из них несколько выше находятся те, у которых хоть и не много разума, но, тем не менее, они сохраняют больше простоты и невинности. И, таким образом, поднимаясь по отделенным друг от друга ярусам жилищ, ты оказываешься рядом с Самим Ноем, Чье имя означает «покой» или «праведность» и Кто есть Иисус Христос . Ибо то, что сказал Ламех – отец Ноя, – относится не к древнему Ною: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» ( Быт.5:29 ). Ибо как мог древний Ной дать покой Ламеху и всему народу, среди которого он жил? Как во дни Ноя могло наступить успокоение от скорбей и трудов? Как могло устраниться проклятие, которое Бог наложил на землю, когда разгорелся гнев Божий и сказал Бог: «Я раскаялся, что создал их [человеков]» ( Быт.6:7 )? И еще: «Истреблю с лица земли всякую плоть» ( Быт.6:7 ), а уничтожение всего живого указывает на крайнюю степень немилости. Но если воззришь на Господа нашего Иисуса Христа, о Котором сказано: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), и еще сказано: «Искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ), и снова говорится: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ), «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), то увидишь, что Он – Тот, Кто поистине дает человеку покой и освобождает землю от проклятия, которым Господь Бог проклял ее. Поэтому сказано этому духовному Ною, давшему людям покой и взявшему на Себя грех мира: «Сделай себе ковчег из бревен четырехугольных» ( Быт.6:14 ). 4 . Давайте посмотрим, что есть бревна четырехугольные. Такие бревна не качаются из стороны в сторону, но, будучи установленными на свое место, лежат прочно, обеспечивая требуемую надежность.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010