Согласно с таинственным значением этого числа и этот самый пророк спал на правом боку за колено Иудино сорок лет, и народу предвозвещается, что он будет в рабстве в Египте четыреста лет ( Быт.15:13 ), которые составляют сорок декад или четыре κατοντα’δας (сотни). Также дожди потопа наводняли землю сорок дней. Ибо справедливость требовала, чтобы оскорбляющий Бога чрез четыре стихии мира, из которых, как говорят, все слагается, когда Он это любит и поддерживает, был наказан чрез это самое число, и Израиль, согрешавший относительно субботы, нес наказание в течение семи декад, то есть семидесяти лет. И делается земля египетская пустынной и города ее [оказываются] среди разоренных земель и городов, построенных не из камней, а из кирпича и соломы, чтобы рассеялся Египет, который худо был скреплен, и чтобы был развеян по землям, именно для того, чтобы пшеница отделилась от соломы, и по окончании сорока лет Египет будет восстановлен и возвратятся пленники его и поселятся в земле фатурской, означающей хлеб попранный, где тот хлеб, который сказал: Азь есмь хлеб, иже сшедый с небесе ( Ин. 6:51 ), был попираем ничтожеством еретическим, чтобы они, пришедши к Церкви, жили хлебом попранным и не превозносились высокомерно, но были царством смиренным. И возвратившись в прежнее состояние, они принизятся чрез смирение, так как они жили в Египте, и строили кирпичные города, и будут среди многих царств Церкви смиренными, и познают, против Кого они грешили, и не будет вперед Египет возноситься над церквами, распространенными по всему миру, но будет умален и немногие останутся в нем согласно с написанным: Даждь им, Господи. Что даси им? Даждь им утробу неплодящую и сосцы сухи ( Ос. 9:14 ), чтобы они не радовались и не превозносились чрез множество обольщенных, но были умалены: мнози бо суть звани, мало же избранных ( Мф. 20:16 ). И не будут они вперед обольщать дом Израилев, то есть Церковь , и обещать им тщетную надежду и уверенность, уча беззаконию, чтобы они избегали церковного учения и следовали египетским вожделениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если Фотий были так обилен и излиятелен в сообщениях с посторонними и дальними, то тем более долженствовал он, как архипастырь добрый и ревностный, быть сообщительным при исправлении обязанности ближайшей, – в проповедовании слова Божия своей пастве. А между тем, проповедей его до сих пор отыскано не более двадцати двух по разным публичным библиотекам, да и те далеко не все напечатаны. Большая часть их говорены на господские и богородичные праздники. Мы останавливаем внимание на трех из них: первой, интересной по своему высокому красноречию, которая говорена была по случаю освящения сооруженной Василием Македонянином, в его палате, церкви, и на других двух говоренных им по поводу нападения Руссов на Константинополь (ες τν φοδον τν Ρς), по национальному для нас интересу. В первом слове 116 Фотий восторженно описывает великолепие новосозданного храма. «Это новая,– говорит вития,– еще более великолепная палата в великолепной палате. Можно подумать, что это не дело рук человеческих, а дело божественной сверхъестественной силы: такою красотою она сияет. Ход представляет осуществление сказания об Орфее, одушевляющем бездушное, а входя во внутренность, воображаешь себя вдруг перенесенным на небо. Все здесь блестит золотом, серебром, мрамором; столб и пол, и все окружающее ослепляет и приводит в восторг, а сияющий вверху величественный образ Христа с окружающим его сонмом ангелов, и на алтаре изображение Пресвятой Девы, апостолов, мучеников, пророков и патриархов, от которых как будто бы слышатся их гласы: от Давида: коль возлюбленна селения Твоя, Господи ( Ncaл. LXXXIII, 2 )! – от патриарха Иакова: несть сие, но дом Божий и сие врата небесные! (Быт., XXVIII, 17) и от «истиннозрящего» сына Восорова, Валаама: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю ( Чucл. XXIV, 5 ) – невольно возбуждают в стоящем во храме благочестивые чувства и возносят душу к небу». В заключение, проповедник призывает к засвидетельствованию благодарности и радости пред императором сперва сына, затем сенат, а после и всех предстоящих и выражает желание, ходатайством Преблагословенной Девы, всем сподобиться милости Божией и радости в вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

История не раз наглядно демонстрировала примеры того, что самые жестокие тоталитарные, «демонические» режимы существуют потому и постольку, поскольку они востребованы подавляющим большинством народа, для которых социальное рабство и «демоническая» власть – «свое, родное». Так было уже в годы строительства Вавилонской башни (XXVIII в. до Р.Х.), когда все люди земли, как «один народ», с одним языком и наречием, сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем; построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11:1-3). Немало примеров явил нам и минувший век. Как бесы, ненавидя Бога, человека, весь Космос и своих собственных «собратьев», тем не менее спаяны силой власти Вельзевула, источником которой является их желание жить именно таким образом и подчиняться ему в надежде самим пройти по головам других бесов к вершине (или, вернее, к самому дну) адской пирамиды, так и человеческое общество, живущее, «аки бесы», соединено желанием жить именно таким образом, и никак иначе. Разумеется, мы говорим о крайностях, первой из которых не видим (это непостижимый для нас мир духов, о нем нам свидетельствует церковное учение и предание), а вторая возникнет лишь в конце существования мира, когда тот по попущению Божию будет отдан под власть антихриста. Но как живая картинка, эта иллюстрация весьма наглядна в интересующем нас контексте вопроса об общественной солидарности и власти. Другое дело, что такие политические союзы, безнравственные по своей сути, определяют для себя иные приоритеты, среди которых задача формирования нравственной, просвещенной и образованной человеческой личности не значится. И хотя в таких политических условиях Церковь может и не упраздняться, но она обесценивается, принимая очертания одной из общественных организаций. Упраздняется или донельзя содержательно выхолащивается религиозный культ, на основе которого ранее возникло и развивалось данное государство. Даже «закон совести» перестает быть более обязательным для власть предержащих, а вслед за ними и обывателей. Общество становится не просто безрелигиозным, оно делается бессовестным. И если уж «когда нет Бога – все позволено», то в последнем случае страшно представить, куда может завести человека отказ даже от правил элементарной, «естественной» нравственности.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/15/so...

   Хотя преп. Иоанн Дамаскин говорит о вдуновении Божием как о душе, он не учит иначе, чем преподобный Серафим, который говорит об этом вдуновении как о благодати Святого Духа. Преп. Иоанн Дамаскин вообще едва ли говорит о благодати в создании человека, ибо она понимается как присутствующая во всем процессе творения, прежде всего в сотворении образа Бо­жия, души, которая, как он учит, является частью нашей приро­ды. Свят. Григорий Нисский также говорит о сотворении чело­века, не уделяя особого внимания тому, что исходит от «природы», а что «от благодати», а лишь заканчивает весь свой труд словами: «Но да возвратимся и все к той боговидной благодати, с которой в начале сотворил Бог человека, сказав: сотво­рим человека по образу Нашему и по подобию» (Обустрое­нии человека, XXX, 34).    Преп. Иоанн Дамаскин и другие, говорящие о вдуновении Божием как душе, рассматривают этот предмет в несколько ином аспекте, чем преподобный Серафим; но очевидно, что учение всех этих Отцов относительно сотворения человека и, в частно­сти, что касается вопроса о том, можно ли из повествования Книги Бытия заключать о разнице во времени между «форми­рованием» и «вдуновением» человека, одно и тоже. Св. Иоанн Дамаскин говорит за всех Отцов, когда замечает, что они (фор­мирование и вдуновение — прим. пер.) произошли «в одно время; а не так, что одно прежде, а другое после».    Говоря это, преп. Иоанн Дамаскин, в частности, отвергает оригенскую ересь о «предсуществовании душ». Но была и про­тивоположная ересь, учившая о «предсуществовании» человечес­кого тела, совсем как учат современные «христианские эволюци­онисты». Эту ересь особенно опровергает св. Григорий Нисский.    Рассмотрев оригенистскую ошибку «предсуществования душ», свят. Григорий продолжает:    «Другие же, держась описанного Моисеем порядка в устроении человека, говорят, что душа по времени вторая после тела. Поелику Бог, сперва «взем персть от земли» (Быт. 2:7), создал человека: а потом уже одушеви его вдуновением: то на сем основании доказывают, что плоть предпоч­тительнее души, вошедшей в предварительно созданную плоть. Душа, говорят они, сотворена для тела, чтобы не быть ему тварью бездыханной и недвижимой. А все, дела­емое для чего-нибудь, конечно, малоценнее того, для чего делается... учение тех и других равно не может быть при­нято» (Об устроении человека, XXVIII)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

3:1; IV, 5). Ближайший воскресный день пред праздником Крещения называется неделею пред просвещением. Последний воскресный день пред праздником Крещения, как и пред праздником Рождества Христова, называется навечерием праздника.    В навечерие Крещения Христова при богослужении Церковь представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения, богослужение в навечерие Крещения составляют Царские часы и Литургия, своим составом совершенно сходные с часами и Литургией в навечерие рождества Христова, по древле бывшему соединению праздников Рождества и Крещения Христова.    На 1 часе в псалмах XXXI и XXVI Церковь изображает Господа, принявшего крещение, Пастырем, Который, по предречению Давида, пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне всели и на воде покойне воспита. Который просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? В паремии 1 часа словами пророка Исаии Церковь произносит о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа (Ис. 35:1—10); чтением Апостола (Деян. 13:25—32) и Евангелия (Мф. 3:1—11) возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и божественном величии.    На 3 часе во псалмах XXVIII и XLI пророк изображает власть и могущество Господа крестившегося — над водою и всеми стихиями мира. Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Вся воды твоя и волны твоя на мне преидоша. В паремии слышим пророка Исаию, который предвидел духовное возрождение чрез крещение и призывал к нему: измыйтеся и чисти будете (Ис. 1:16—20); в Апостоле о различии крещения Иоаннова от крещения во имя Господа Иисуса (Деян. 19:1— 8); в Евангелии о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1:1—8).    В полдень навечерия нераздельно совершаются вечерня и литургия св. Василия Великого. На вечерне произносится 13 паремий. Первая, сказуя о воде, верху коей, при сотворении мира, Дух Божий ношашеся: и бысть свет, прообразовательно указывает на духовное пакибытие и просвещение в Таинстве Крещения (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами рада церков – на християн – Порушення прав Церкви – Православна Церква – розколи в –   Кирила з Церкви Сходу на Мар Авою III Президента В.В. з представниками об " Московського Кирила з головою католицьких кардиналом Маттео Кирила з главою Татарстан Р.М. Виступ Кирила на з державними та громадськими мусульманських Кирил з головою мусульман Кавказу Предстоятеля Церкви з головою Духовного мусульман Татарстану Кирил взяв участь у Групи бачення – Кирил з ради церков Кирила з членами групи з Руською Православною Церквою та Маланкарською Церквою   Календарь ← 11 апреля 2024 г. (29 марта ст.ст.) четверг → Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Св. Михаила Викторова исп., пресвитера (1933). На 6-м часе: Ис. XXVIII, 14–22 . На веч.: Быт. X, 32 – XI, 9 . Притч. XIII, 20 – XIV, 6 . Богослужебные указания 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6028457...

23, 42)). Есть, впрочем, существенная разница в том, как человек должен относиться к скорби своей и чужой. Потому что, хотя и не без Воли Божией постигла скорбь ближнего, и он должен принять ее со смирением, благодаря Бога и терпеливо перенося, но нет Воли Божией на то, чтобы мы говорили: «Раз постигло его это, то есть на то Воля Божия, а значит пусть страдает себе на здоровье», а есть Воля Божия на то, чтобы мы сочувствовали скорбящему, всеми силами старались облегчить ему скорбь и молились о его исцелении. Итак, какую же свободу мы все-таки ищем? Св. ап. Павел говорит, что « где Дух Господень – там свобода» (2 Кор. 3, 17). А Дух Господень пребывает в тех, которые Христовы суть, т.е. которые ленивую, грехолюбивую плоть « распяша со страстьми и похотьми » (Гал. 5, 24) для того, чтобы победить страсти души: тщеславие, зависть, осуждение и т.п. Знал святой Апостол, что сказал Господь Бог: « не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть » (Быт. 6, 3), поэтому и свидетельствовал, говоря: « умерщвляю тело мое и порабощаю,  да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор. 9,27) [xxvii] . Хотя слово это может показаться несвоевременным – ведь рабство теперь почти повсеместно изжито, не стоит, однако, обольщаться, ведь «наши времена... настолько наполнены тем, что может быть названо «апокалиптическими» явлениями, что мы должны отдавать себе в этом отчет... Чтобы быть к этому готовыми духовно, очень полезны для нас чтения о том, что происходит с людьми в тюрьмах и лагерях. Такие рассказы показывают нам: независимо от того, что должно произойти, даже если мы живем при власти антихриста и в заключении, мы можем выжить, ибо у нас есть Христос» [xxviii] . Дай Бог, чтобы мы приобрели-таки настоящую свободу – свободу от греха, ибо, как говорил блж. Августин: «Велика свобода быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить». И в самом деле: никто не скажет, что плохо, когда человек не может украсть или убить, или принимать наркотики (равно как никто открыто не скажет, что это хорошо, когда человек может и убить, и украсть, и т.д.), но так же все знают, что хорошо, когда человек не может солгать или гневаться на брата своего напрасно, или злословить, или сквернословить, или завидовать, или ненавидеть.

http://bogoslov.ru/article/1299847

Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 307, бес. 58; срав. св. Иустина – «Разговор с Триф. Иуд.» 50, 61, 127; св. Ирин. Лионск. «Против ересей» кн. III, IV; Тертулиана. – «De carue Christi». «Advers Ргахеат», с. VII; Kagpuaha т. II, стр. 34,35. – «Против Иудеев»; Евсевия Кесар. – «Demoustr. Evangel»; lib. V, cap. ΙX, X, XI. Eclogae Proph.» lib. I, cap. IV и друг. 496 Св. Кир. Александр, т. IV, стр. 290; Григорий Великий «Moralia in lob.» lib XXVIII, cap I; Августина «De Trinitate> lib. II, cap. IX. XVII, lib. III, cap. IX; «о Граде Бож.» кн. XVI, гл. 39; св. Ефр. Сир. т. VIII, стр. З65, Толк, на кн. Быт. гл. XXXII; бл. Иеронима – «Comment, in Epist. ad Galat.» lib. II, cap. IV. 500 Твор. св. Кир. Александр, т. IV, стр. 267–270; ср. св. Амвросий «De lacob et vita beata». lib. II, cap. V, 24,25: cap. VI, 26. 501 Толкование имени – Израиль не одинаково у св. отцов и писателей церковных. По бл. Иерониму – (Liber. Hebr. Quaest in. Genes XXXII, 27,28), бл. Августину (0 «Граде Бож.» кн. XVI, гл. 39), Евсевию Кессарийск. (Demosmr. evangel. lib. V, cap XI) и Оригену (Περ ρχν, lib. IV, cap. IV), Израиль значить «муж видящий Бога». Это же толкование мы находим и у Филона в его «De sacrif. Abel, et Caini» pag. 117. По мнению св. Муч. и Фил. Иустина Израиль – значит «человек побеждающей силу» (Разг. с Триф. Иуд.», 125). По Иосифу Фл., Израиль значит «Борющийся с Ангелом Божиим» (Древн. Иуд.» кн. I. гл. 20). Но согласно с кн. Быm. XXXII, 1–32 , Израиль значит собственно «Богоборец». 510 И св. Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: «Видишь целомудрие детей Иакова? Они считали поступок Сихема величайшим для себя (для своего нравственного чувства) оскорблением» (Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 321, 321, 326, Бес. 59). 522 Св Иоан. Злат. Бес. на кн. Бит. ч. III, стр. 345, Бес. 61; срав св. Кирил. Алекс, т. IV, стр. 310–311; бл. Феодорита т. 1, стр. 80. Толк, на кн. Быт. вопр. 90. 535 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 440, Бес. 66, тоже см. Твор. бл.Феодорита т. I, стр. 92–93, Толк. на кн. Быт. вопр. 110. По мнению св. Епифания Кипр. «Иаков, пекущийся о костях своих, как о не гибнущих показал образ воскресения» (мертвых). Твор. его т. I, стр. 60, «Самар.» гл. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11). Не должны терять из виду и способов в означении, на круглых календарях, знаков китайского компаса или разности румбов: юг под знаком ву, восток – мао, запад – су, север – цзы, ю-в. – синь, с-з. – гэн, ю-з. – цянь, ю-в. – кхунь, прочие мелкие деления 24 суть: ю. – ву, ю. в. – дин, ю. в. – вэй, ю-в. кхунь, ю. в. – шэнь, ю. в. – гэн, в. – су, в. с. – синь, в. с. – ву, в. с. – хай, в. с. – жень, с. цзы. с-в. – цянь, с. з. – гуэй, с. з. – жи, с-з. – гэн, с. з. – ин, с. з. – цзя, з. – мао, з. ю. и, з. ю. – чэнь, ю-з. – сюнь, з. ю. – цзи, з. ю. – бин. Четыре времени года – сы-цзи, суть: весна – ли-чун (с 4 февраля), лето – ли-ся (с 6 мая), осень – ли-цю (с 8 августа), зима – ли-дун (с 9 ноября). У даосских составителей календаря, к вышеозначенной троекратной в кругах системе, присоединяются еще знаки счастливых и несчастных дней, дней жертвоприношения разным духам и означение главных звезд, имеющих гадательное значение, коих подробности и смысл коренятся в книгах магических и астрологических. Нами дается поэтому понятие весьма краткое и на основании только приложенных таблиц рисунков (табл. VI, 3 и 4, 1, 9); остальное можем почерпнуть в исследовании Шлегеля о китайской уранографии, которой резюме и предлагаем. Для нас важно установление основных понятий о каждом созвездии и цикле, основанных на земной жизни китайцев; их небо представляет оригинальное отражение характера народа, его быт, нравы, обычаи, занятия, церемонии и обряды, совершаемые в известные времена года в неизменяемом виде. Порядок сего рода сообщаемых нами очерков следующий: 1) XXVIII лунных созвездий «су» с подразделениями в четвертях года; 2) зодиак XXVIII животных; 3) солнечный зодиак XII знаков, «ши-эрр-цзы»; 4) цикл XII ветвей, животных, «ши-эрр-чжи-чао»; 5) звездный XII часовой цикл «ши-эрр-чень»; 6) астрономический planetarium XXVIII «су» с замечаниями о семи планетах; 7) времена разных празднеств в течении года у даосов, буддистов и конфуциан, составл. по Dictionn. franc. chin. Perny; 8) к сему присоединяем также переведенные нами с народного китайского календаря за 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Глава XXVIII. О событиях последнего времени: пред пришествием антихриста и на обличение его должны видимым, чувственным образом явиться пророки Илия и Енох I. Блаж. Иероним Стридонский : а) «Енох и Илия, победив закон смерти, от земного общества восхищены в небесное царствие так, как были в силах» ( Быт. 5:4 ; 3Цар. 2 ) (ч. III, стр. 112, пис. 95-е). б) Закон бо и пророцы до Иоанна прорекоша – не в том смысл, чтобы в Иоанне был конец пророков и закона, но конец этот в том, о ком свидетельствовал в своей проповеди Иоанн. Сам же Иоанн, по таинственному изречению Писания у Малахии (4:5), есть Илия, хотяй приити ( Мф.11:14 ), – не в том смысл, чтобы и у Илии и у Иоанна была одна и та же душа (как предполагают еретики), но в том, что он имел ту же благодать Св. Духа, носил пояс как Илия, жил в пустыне как Илия, терпел преследование от Иродиады, как тот переносил его от Иезавели; так что, как первый Илия явился предтечею второго, так и Иоанн преветствовал имеющего приити во плоти Господа Спасителя, не только в пустыне, но и во чреве Матери, и возвестил о нем радостным движением Своего тела» (ч. III, стр. 174–175, пис. 97-е). в) «Енох преложен во плоти. Илия взят на небо плотским ( Быт. 5:4 ; 3Цар. 2 ): не умершие, но уже жители рая, они имеют члены, с которыми взяты и преложены» (ч. IV, стр. 345). г) «Енох и Илия, о которых мы прежде сказали, в течении столь долгого времени остаются в том же возрасте, в каком были взяты. Имеют они зубы, чрево, родотворные члены, и однако не нуждаются ни в пище, ни в женах» (ч. IV, стр. 348–349). д) «Под двумя ветвями маслин, или двумя отростками и сынами тучности или сияния понимают священство и закон, подающие радость всей земле. Другие – Еноха и Илию, из которых один был богоугоден в необрезании, а другой в обрезании и оба были живыми взяты на небо» (ч. XV, стр. 48). е) В толк. на 11 гл. ст. 14–15 ев. от Мф.: «И если вы хотите знать: он есть Илия, который имеет придти . Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит. Слова: если вы хотите знать: онесть Илия таинственны и нуждаются в понимании, что и показывает следующая речь Господа: имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010