Здесь кое-кто может наивно вступиться: «Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца!« Но с точки зрения святой православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает:  Я и Отец — одно  (Ин. X, 30); и св. Иоанн — апостол, евангелист, богослов, апостол любви — ясно говорит:  Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца  (1 Ин. II, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; а для нас, христиан, Он Отец Господа нашего Иисуса Христа через усыновление (Еф. I, 4–5) в плане искупления. Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании:  И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли  (Быт. XVIII, 1–2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда мы украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда мы прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь:  Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался  (Ин. VIII, 56). Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне:  Сказал Господь Господу моему  (Пс. CIX, 1; Деян. II, 34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. III, 25); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. VII, 13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит:  если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы  (Ин. VIII, 39), а дела эти в том,  чтобы... веровали в Того, Кого Он послал  (Ин. VI, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И становится это возможным потому, что существуют два великих понятия, два ключевых момента в отношениях Бога к человеку и человека к Богу: милосердие и покаяние. И реально объединяются эти два понятия во единое действие - в церковное Таинство Покаяния, или Исповеди. В скобках указывается название книги (части) Священного Писания (Библии: Ветхого и Нового Заветов), номера главы и стиха (строки) цитируемого текста. Например: (Быт. 4, 7) - Книга Бытия, глава 4, стих 7; или: (Рим. 6, 23) - Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 6, стих 23. I. " Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня " . II. " Не сотвори себе кумира " (не делай себе никакого идола). III. " Не произноси имени Бога твоего всуе " (напрасно). IV. " Помни день субботний ( " шаабат " - день седьмой), чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу " . V. " Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле " . VI. " Не убий " . VII. " Не прелюбодействуй " . VIII. " Не укради " . IX. " Не произноси на ближнего своего ложного слова " (не лги). X. " Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его и вообще ничего, что есть у ближнего твоего " (не завидуй). Полный текст десяти заповедей закона Моисеева можно найти, обратившись непосредственно к Библии, в книгах Исход (гл. 20) и Второзаконие (гл. 5). Для более углубленного рассмотрения этого вопроса рекомендуем обратиться к книге архимандрита Иоанна Крестьянкина " Опыт построения исповеди " и к книге протоиерея Анатолия Правдолюбова " В чем каяться на исповеди " , в которых подробно раскрывается жизнь христианина в современном мире с точки зрения десяти заповедей Закона Божия. Аскетика - наука о " духовном делании " и искусство такого делания. Суть аскетики - в очищении души от " скверны страстей " путем самовоздержания и молитвенного подвига, в отвержении своих эгоистических интересов и похотей ради Господа и ради ближних.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1874...

Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мф.15:5 .  А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, Мф.15:6 .  тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. (Ср. Мк.7:11–12 ). У Матфея почти тождественно с Марком, но с пропуском слова «корван» и с заменой слов Марка: «тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей», другими выражениями, изложенными в первой половине 6-го стиха. Конструкция стиха у Матфея менее ясна, чем у Марка. Слово «корван» есть буквальный перевод часто употребляемой иудейской обетной формулы, подвергавшейся многим злоупотреблениям. Основания обетной практики были даны в Священном Писании Ветхого Завета (см. Быт.28:20–22 ; Лев.27:2–4, 27:9–12, 26–29 ; Числ.6:2–3, 6:13–15, 21, 21:2–3, 30:2–17 ; Втор.23:21–23 ; Суд.11:30–31 ; 1Цар.1:11 ). Впоследствии обеты сделались предметом иудейской казуис­тики. Слово «корван» было переиначено в «конам» «из благочестия». Стали говорить не только «данная вещь конам», но и «конам глаза мои, если они будут спать», «конам руки мои, если они будут работать» и даже просто «конам, что я не буду спать» и прочее (см. Талмуд. Пер. Переферковича, III, 183). Дар Богу по-еврейски назывался «корван» (как у Мк.7:11 ), и о нем часто упоминается в Лев.1–3 гл., где агнцы, козлы, тельцы, принесенные Богу во всесожжение, мирную жертву или в жертву за грех, называются «корван», т.е. «жертва». Газофилакия (казнохранилище) в храме, куда складывались приношения от народа, метонимически называется «корван» или «корвана» Мф.27:6 . Обеты могли и должны были часто отменяться, главная причина этого заключалась в том, что в них раскаивались («харата»), и в этом случае законники должны были их отменять. Обычай, который порицает Спаситель, заключался в том, что книжники дозволяли человеку этой формулой посвящать свою собственность храму и таким образом уклоняться от обязанности помогать своим родителям. Законническая формула, таким образом, была более священна, чем божественная заповедь, изложенная в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

Относительно упомянутой мной в статье незаконности отказа Префектуры г.Москвы в проведении пикета гражданами православного вероисповедания Российской Федерации в поддержку митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина привожу ниже разъяснение юриста. Комментарий руководителя общественной юридической службы Союза «Христианское Возрождение» и Движения «Сопротивление Новому Мировому Порядку» Чепурной Ирины Юрьевны: Мы являемся православными христианами Русской Православной Церкви Московского Патриархата и осуществляем правозащитную деятельность с самого начала рождения нашей общественной организации Движение «Сопротивления Нового Мирового Порядка» на базе Союза «Христианское Возрождение» по благословению избранных нами духовных наставников, являющихся пасомыми РПЦ МП. В силу действующего светского и церковного законодательства особого благословения Священноначалия РПЦ МП в данном случае не требуется, что следует из Устава РПЦ и других церковных документов. Целью нашей деятельности является правозащитная деятельность, которая осуществляется в соответствии с нормами действующего светского (ст.ст. 28, 29 Конституции РФ, Федерального закона от 26.09.97 «О свободе совести и религиозных объединениях») и церковного права, в том числе Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека ( Москва , Храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 г.). " ...Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). III.4. Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)... . Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Сказав о многих и великих дарах, которые обещал дать ему, и приводя причину, Он указал на эту его (добродетель): вем бо, говорит, яко заповесть Авраам сыном своим и дому своему по себе: и сохранят пути Господа Бога творити правду и суд (Быт. XVIII, 19). Это сказано мною теперь для того, чтобы мы знали, что Бог не будет снисходительно переносить нерадение о тех, о которых сам Он столько печется. Ибо не возможно, чтобы один и тот же (Бог) и столько делал Сам для спасения (детей), и оставлял без внимания нерадение о них (со стороны родителей). Так, Он не оставит этого без внимания, но будет сильно негодовать и гневаться, как и оказалось на самом деле. Посему и блаженный Павел, настоятельно убеждая, говорить: отцы, воспитывайте чада в наказании и учении Господни (Еф. VI.4). Если мы имеем повеление неусыпно заботиться о душах их, яко слово воздати хотяще (Евр. XIII, 17), тем более - отец, который родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Как не может он прибегать к извинению и оправданию в своих собственных грехах, так точно и в проступках детей. И это также ясно выразил блаженный Павел. Заповедуя, каковыми должны быть принимающие начальство над другими, он, вместе со всеми другими необходимыми для них качествами, требует и попечительности о детях, так что нет нам извинения, когда дети у нас развратны (1 Тим. III, 4, 5). И совершенно справедливо! Потому что, если бы порочность в людях была от природы, то иной имел бы право прибегать к извинению; но так как мы бываем и худы, и хороши по свободной воле, то какое благовидное оправдание может представить допустивший до развращения и порочности (сына) любимаго им больше всего? То ли, что не хотел сделать его честным? Но ни один отец не скажет этого; потому что сама природа настоятельно и непрерывно побуждает его к тому. Или то, что не мог? Но и этого нельзя сказать; потому что многое - и то, что он взял сына (на свое попечение) еще в нежном возрасте, и то, что ему первому и одному только вручена власть над ним, и то, что он постоянно имел его при себе, - делает для него воспитание (сына) легким и очень удобным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Следовательно, воспринят ум». Учение Аполлинария, по мысли свв. отцов, полностью разрушает спасительное домостроительство Христа. 2.3.3. Отличия Иисуса Христа от нас по человечеству Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом    Со времен Адама все люди подвержены власти первородного греха. Первородный грех, как порча человеческой природы, проявляющаяся в удобопреклонности человека ко злу, наследуется каждым человеком от своих родителей. Бог же есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин.1:5). Божественная жизнь и грех — вещи взаимоисключающие, и ничто греховное Бог не может сделать содержанием Своей Божественной жизни, ни с чем греховным не может вступить в общение и соединиться. Поэтому Христос не мог родиться естественным образом.    На то, что рождение Христа, Мессии, произойдет каким-то особенным образом, имеются указания уже в Ветхом Завете. Например, в Быт.3:15: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. В этом странном словосочетании семя жены свв. отцы видят указание на особый, таинственный способ рождения Богочеловека. Пророк Исайя говорит: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14). Истолкование этого пророчества связано с некоторыми трудностями и предполагает определенные филологические изыскания, поскольку в древнееврейском языке имеются разные слова для обозначения молодой женщины и девственницы. Так, слово b6;ûl обозначает незамужнюю девственницу, а слово alm, которое и употреблено в Ис.7:14, означает вообще молодую женщину, достигшую брачного возраста. Хотя слово alm может обозначать и женщину замужнюю, но тем не менее в Ветхом Завете в этом значении оно практически не употребляется. При переводе Ветхого Завета на греческий язык в III в. до P. X. оба слова, b6;ûl и alm, могли переводиться как παρθνος, «дева». Именно это слово употреблено в рассматриваемом стихе в переводе 70 толковников.    Отцы Церкви, в частности св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего… а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего… И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры» (Быт. 18:2-3, 5, 9-10). Авраам встречает Трех, а поклоняется Одному. Ты=Вы, пройди=идите, сказал=сказали, 1=3… Пророк Исаия описывает свое видение Господа, вокруг Которого стояли Серафимы, взывая «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Господь говорит: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» На что пророк отвечает: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:1-8). Опять равенство между «Мне» и «Нас». В Ветхом Завете, кроме того, много пророчеств, говорящих о равенстве Сына Мессии и Бога Отца, например: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7) или «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня… Из чрева прежде денницы родил Тебя» (Пс. 109:1, 3). Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16). Троичная терминология Христиане с первых дней существования Церкви верили в Отца, Сына и Святого Духа, основываясь на словах Христа и свидетельствах Писания. Однако понадобилось несколько столетий, чтобы учение о Троице было облечено в точные богословские формулировки. Выработать соответствующую терминологию было необходимо, во-первых, для того, чтобы опровергать возникавшие ереси, и, во-вторых, чтобы о Троице можно было говорить людям, воспитанным на традициях античной философии. В III веке Церковь столкнулась с ересью Савеллия, который учил, что Бог — единое Существо, а три Лица — это как бы три проявления одной и той же Природы, как бы три «личины», под которыми Бог является людям (греческий термин «лицо» — prosopon — означает не столько личность, сколько «личину», маску актера).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Упорство или противоречие дознанной и утвержденной истине есть грех, состоящий в том, когда кто-нибудь основательно уразумел, что есть добро, но для того только, чтобы с большей смелостью грешить, упорно восстает против оного и словом и делом, вопреки внушениям совести. О тех, которые подвержены сему греху, писание говорит: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою ( Рим.1:18 ). Подобным образом грешат и те, которые злословят добрые дела ближних, говоря, что они не от Бога происходят. Так фарисеи и иудеи поступали со Христом 21 , когда он изгонял словом нечестивых духов и творил чудеса. Таковому греху причастен и тот, кто в ближнем своем завидует Божией благодати и кто по злонамеренности не учит непросвещенных людей членам веры. Христе Царю, искорени зло сие из сердец всех кафолических и православных христиан. Тоже можно думать и о тех, которые благочестие и другие добродетели, происходящие от Духа Святого, приписывают лицемерию. Еще подлежат сему греху те, которые отвергают веру Христову, как сказано: всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим небесным ( Мф.10:32–33 ). Испов., III, отв. на вопр.41. IX. О вменении Вменение есть признание кого-либо виновником известных действий и, смотря по их качеству, достойным награды или наказания; такое понятие о вменении предполагается, напр., наказанием наших прародителей, верою во всеобщий суд. Что произошло от греха Адамова? Проклятие и смерть. Проклятие есть осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее зло в наказание человекам. Бог сказал Адаму: проклята земля за тебя ( Быт.4:17 ). Катих., с.30. ...На последнем суде люди отдадут отчет в мыслях, словах и делах, по словам Писания: говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). И Апостол говорит: не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 ). – Испов., I, отв. на вопр.59.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010