Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди Содержание История создания книги (предисловие редактора) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ РОУЗ И НАУКА 21-го СТОЛЕТИЯ ЧАСТЬ I. Православные Святоотеческие Толкования на Книгу Бытия ВСТУПЛЕНИЕ. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ КНИГУ БЫТИЯ? ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ: КАК ЧИТАТЬ БЫТИЕ 1. Подход 2. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия 3. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия 4. Буквальные противосимволические истолкования 5. Природа текста ГЛАВА II. ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ 1. Введение 2. Общие замечания о Шестодневе 3. Почему шесть дней? ГЛАВА III. ШЕСТЬ ДНЕЙ 1. День первый (Быт. 1, 1–5) 2. День второй (Быт. 1, 6–8) 3. День третий (Быт. 1, 9–13) 4. День четвертый (Быт. 1, 14–19) 5. День пятый (Быт. 1, 20–23) 6. День шестой (Быт. 1, 24–31) ГЛАВА IV. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА V. РАЙ ГЛАВА VI. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА VII. ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЯ 1. Изгнание Адама 2. Каин и Авель 3. Родословие Адама от Сифа к Ною 4. Нечестие людей ГЛАВА VIII. ПОТОП ГЛАВА IX. РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ 1. Ной и завет Бога с ним 2. Родословие сынов Ноевых 3. Башня Вавилонская ЧАСТЬ II. Философия Эволюции ГЛАВА I. НАУКА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ 1. Истинное богословие и светское знание 2. Наука и Христианская Философия 3. Отделение материалистических фантазий от научной истины 4. Наука как низшая форма знания 5. Чуждая система мысли 6. Недостаток философской культуры среди православных христиан 7. Философия святых Отцов ГЛАВА II. КРАТКАЯ КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ 1. Введение 2. Исторический контекст 3. «Доказательства» эволюции 4. Теория эволюции, понимаемая философски 5. Конфликт между христианской истиной и эволюционной философией ГЛАВА III. «ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» 1. Вступление 2. Пьер Ле Конт дю Нуи 3. О. Антоний Костюрос 4. Карл Ранер 5. Стефан Трустер 6. Взгляды римской католической церкви на первозданного человека 7. Феодосий Добжанский 8. Тейяр де Шарден 9. Хилиазм Тейяра де Шардена 1 10. Тейярдизм в свете Православия 11. «Православные» последователи Тейяра де Шардена ЧАСТЬ III.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви» 30 мая 2012 г. 18:38 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном  сайте  Межсоборного присутствия, на портале  Богослов.ru  и в официальном  блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5. Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды. 1. Богословское осмысление вопросов экологии. Экология — это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ. Русская Православная Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности. Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5).

http://patriarchia.ru/db/text/2255572.ht...

III. Попечение православной церкви о некоторых из правоверующих в особенности сообразно их званию в обществе и церковном и гражданском Церковь Православная, благотворно и спасительно осеняя и охраняя вообще всех нас, вступивших в благодатный союз с нею и неизменно пребывающих в послушании ей, из среды нас особенно руководствует и освящает своим Богослужением, сообразно званиям и нуждам нашим, членов государства, клира, семейства, иночества и других членов общества церковного и гражданского. Богослужение для членов Государства Лица Царского дома Государство, подобно нашему телу, состоит из разных членов, соединенных между собою одною властию, одними законами, наречием, обычаями и взаимными выгодами. В теле нашем нет членов лишних и ненужных: так в великом теле Государства ни один член не может сказать другому; ты мне не надобен. Не может око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте ( 1Кор.12:21–22 ). В теле нашем есть члены благообразнии и неблагообразнии ( 1Кор.12:24 ), властительствующие и подчиненные: и в теле гражданском бывают и должны быть члены высшие и нисшие, начальствующие и подчиненные. В теле нашем члены, имея свое частное назначение и деятельность, движутся и служат все, под одним общим управлением, для одной общей цели: и в теле государственном многоразличные члены, имея и сохраняя свое особенное звание и назначение, должны жить и служить для блага общего, по указаниям общего закона и одной Высшей власти, и в служении благу общему обретать собственное. Господь, призвав нас для жизни частно-общественной, глубоко напечатлел в нас чувство долга и подчиненности закону и власти, чем единственно охраняется и утверждается благоденствие частное и общественное. Коренной источник власти и силы в Государстве есть Царь царствующих и Господь господствующих. Как власть и господство над тварями даны Творцем человеку ( Быт.1:28 ): так от Господа же происходит и власть семейная и родительская, церковная и гражданская, например: власть Церкви Божией над человеками ( Быт.27:29 , Мф.18:17 ) власть патриархов, Богом избранных ( Быт.12:7. 27:29; 48:19 .); вождей ( Исх.3:10, 7:1 . Нав.1:5 ); судей ( Суд.2:16 . Деян.13:20 ), и царей у народа Божия ( 1Цар.9:16, 17. 16:1 . Прем. 9:7 ), а равно и у других народов; ибо комуждо языку Господь устроил вождя ( Сир. 17:14 ). Несть бо власть, аще не от Бога: сущыяже власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ). Дана есть от Господа держава Царям и сила от Вышняго (Премуд. 6:3). Князи служителие бо Божии суть ( Рим.13:6 ); слуги царства Божия ( Прем.6:4 ). Судии не человеческий суд творят, но Господень ( 2Пар.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Глава I. О книге Бытия 1 I. Надписание книги Бытия. Наименование книги Бытия произошло не от руки ее писателя. Священные писатели сию и прочие книги Моисеевы приводят под одним названием Закона Моисеева или Моисея. Евреи называют ее: берешит т.е. тем речением, которым начинается ее текст. Греческое имя ее γευεσς, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из ей самой Быт. 2:4, 5:1 2 и приличествует ее содержанию. Писатель ее. О писателе книги Бытия не сомневались в течении трех по крайней мере тысяч лет от времен Моисея. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют оные у Моисея, или мнят видеть ее поврежденной, уже довольно слабое по своей новости, опровергается: а) Рассматриванием сей самой книги; ибо хотя в ней содержатся происшествия бывшие до Моисея, однако их без прекословия мог описать Моисей при помощи близких к нему преданий и вдохновения Божия. б) Несомненным о ней свидетельством христианских св. писателей, напр. Деян.15:20–21 3 . Сн. Быт.9:4 и Самого Иисуса Христа, Ин.5:46 4 ; сн. Быт.49:10 . III. Время, в которое написана книга Бытия можно рассматривать: 1) Вообще, в отношении к роду человеческому и церкви, и 2) в особенности, в отношении к состоянию еврейского народа и жизни Моисея. 1) Книга Бытия является тогда, когда устное предание становится недостаточным средством к сохранению в чистоте истины веры и истории церкви. Поскольку а) Пределы жизни человеческой сократились. б) Понятия о Боге и законе естественном в большей части рода человеческого затмились. в) Избранное Богом племя возросло в народ, но в котором редкие достойны были непосредственного просвещения от Бога, и который также был в опасности потерять веру и самое бытие свое. 2) Иосиф Флавий, Филон, а с ними и Евсевий утверждают, что она написана в земле мадиамской, когда Моисей более пользовался досугом и уединением и когда евреи еще страдали в Египте. Большая часть христианских писателей охотнее и справедливее полагают сие после призывания Божия, ниспослания на Моисея пророческого духа и законоположения в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пн Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности 13 липня 2015 р. 20:11 Документ принят на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года ( журнал 40 ). 1. Основания церковной экологической деятельности Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его (ср. Быт. 2:15), владычествовал в нем (ср. Быт. 1:26). После грехопадения земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами (ср. Быт. 3:17). С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон: начали происходить массовые загрязнения атмосферы и водных источников, неправильная утилизация бытовых, химических и ядерных отходов, неконтролируемая вырубка лесов и добыча ископаемых ресурсов, браконьерство, опасные эксперименты в области генной инженерии, разработка бактериологических средств поражения. Мир поставлен на грань глубокого экологического кризиса, когда естественная регенерация природы по своим темпам не может обойти негативного воздействия человеческой деятельности. Русская Православная Церковь, основываясь на Священном Писании и святоотеческой традиции, на протяжении истории неоднократно заявляла о необходимости бережного и ответственного отношения человека к окружающему миру. В современный период тема отношения Церкви к вопросам экологии нашла свое отражение в концептуальных документах: Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4158738...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕТРИЙ ХРОНОГРАФ евр. историк и экзегет эпохи эллинизма. Время и обстоятельства его жизни точно неизвестны. Прозвище Хронограф добавлено к его имени в XIX в. нем. историком и теологом Я. Фройденталем ( Freudenthal. S. 35-37). Большинство исследователей считают, что Д. Х. жил в Александрии в посл. четв. III в. до Р. Х. Последний по времени правитель, о к-ром идет речь в его сочинении,- Птолемей IV Филопатор (кон. III в. до Р. Х.). По мнению Ф. Кланси, Д. Х. был современником евр. историка Евполема и работал в Иерусалиме в сер. II в. до Р. Х., а под упоминаемым им правителем Египта «Птолемеем IV» (греч. Πτολεμαου Τετρτου - Clem. Alex. Strom. I 21. 141. 2) подразумевается Птолемей VIII Эвергет II (145-117 гг. до Р. Х.) ( Clancy. 2005). Евсевий Кесарийский называет Д. Х. в числе еврейских писателей, которые доказывали древность иудейского народа и его установлений ( Euseb. Hist. eccl. VI 13. 7; ср.: Hieron. De vir. illustr. 38). Однако, по мнению Иосифа Флавия, Д. Х. был язычником ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 23. 218). Скорее всего Флавий принял его за Деметрия Фалерского. Основной труд Д. Х.- «О царях, правивших в Иудее» (Περ τν ν τ Ιουδα βασιλων) - сохранился лишь во фрагментах. Он посвящен хронологии основных событий и вычислению времени жизни праотцов (возможно, начиная с Адама), патриархов и правителей Израиля и Иудеи. В наст. время известно 6 фрагментов, связанных с повествованиями книг Бытие и Исход. 5 из них сохранилось у Евсевия Кесарийского в 9-й кн. «Евангельских приуготовлений» в виде цитат из соч. «Об иудеях» Александра Полиистора (ок. 112-40 гг. до Р. Х.). 1-й фрагмент ( Euseb. Praep. evang. IX 19. 4), анонимный (приписывается Д. Х., начиная с работы Фройденталя), содержит краткий рассказ о жертвоприношении Авраамом Исаака (Быт 22). 2-й фрагмент ( Euseb. Praep. evang. IX 21. 1-19), самый обширный, посвящен истории жизни патриархов Иакова и Иосифа. Он начинается с рассказа о бегстве Иакова к Лавану (Быт 27.

http://pravenc.ru/text/171662.html

10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей – священнослужитель Православной Церкви, посвященный во вторую степень священства — во пресвитера. Иерей может быть совершителем всех Таинств Православной Церкви, за исключением рукоположения (хиротонии). Синонимы: « священник »; «пресвитер». Этимология Слово «иерей» представляет собой кальку, полученную в результате транскрибирования греческого слова «ερες» со значением, аналогичным русскому «священник». История Язычество В античной культуре словом «ερες» или, употребляя русский вариант этого слова, иереями называли жрецов, приносящих жертвы языческим богам. Такое словоупотребление встречается у Гомера, Платона и др. античных авторов, писавших на древнегреческом языке. Ветхий завет При подготовке Септуагинты — перевода текста Ветхого завета на древнегреческий язык, выполненного в Александрии, как считается, в III–II вв. до н. э.,  слово «ερες» использовалось в качестве регулярного эквивалента для древнееврейского «коген». Так в Ветхом Завете именуются лица  (потомки Аарона, брата Моисея ( Исх.29:9 )), совершавшие регулярные жертвоприношения сначала в скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Ветхозаветное священство было сословно-наследственным. Глава этой ветхозаветной иерархии именовался «великий священник» («коген гаггадол», греч.: « ερες μγας») — «первосвященник» в русском переводе (кроме того, в греческом варианте употребляется слово «ρχιερες»). До исхода из Египта, в эпоху ветхозаветных патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) принесение Богу жертв совершалось, как правило, главой семейства: в тексте Пятикнижия многократно упоминается принесение жертв Богу самим Авраамом, его сыном  Исааком и внуком Иаковом. Один из наиболее известных эпизодов, связанных с жертвоприношением, касается несостоявшегося принесения Авраамом в жертву своего сына Исаака ( Быт.22:1-13 ). Это событие стало испытанием веры Авраама. Согласно нарративу книги Бытия, жертвоприношения истинному Богу совершались не только в семействе Авраама, но и за его пределами: так жертвы приносил праведный Иов ( Иов.1:5 ). В Книге Бытия сообщается о  Мелхиседеке, царе Салима и священнике Бога Всевышнего» ( Быт.14:18-20 ). Помимо того, что этот царь и священник исполнял, как царь и священник, свои обязанности, он служил прообразом Мессии ( Пс.109:4 ; Евр.5:6 ), Господа Иисуса Христа, Первосвященника по чину Мелхиседека ( Евр.5:10 ).

http://azbyka.ru/ierej

III. Господь наш Иисус Христос есть Владыка жизни и смерти Смерть и ее начало Кому из нас, братие, не знакомо действие смерти, кто не видел мертвецов? Умерли наши прадеды, скончались деды, а у многих и отцы, дети, близкие родные и друзья. Посмотри на кладбище. Сколько тут под крестами тяжелыми покоятся мирно до всеобщего воскресения когда-то живших людей? Придет время, и мы почием сном смертным. И нас с молитвами отнесут и положат бездыханных по соседству с прежде нас скончавшимися. Итак, что же такое смерть? Разлучение души с телом. Отделится душа, тело станет бездыханным трупом, разлагается и предается тлению. Это и есть смерть телесная. Откуда же она, когда Бог создал первого человека бессмертным? Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша, т. е. одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Так Апостол Павел отвечает на вопрос, откуда в роде человеческом смерть? Грех внес смерть в род человеческий. Впервые согрешили наши прародители, Адам и Ева. Бог ввел их в рай и повелел им хранить его и возделывать. И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт.2:16–17 ). Приметь, какая легкая дана была заповедь первому человеку. Господь Бог желал от него только свободного послушания. При любви к своему Творцу, исполнить волю Его человеку было не трудно. Но если бы даже не достало свободного послушания, то страх наказания должен был бы действовать благодетельно. Боязнь умереть могла удержать человека от пагубного для него вкушения запрещенного плода. Но человек не сохранил заповеди Божией. Воля его склонилась к искусительному слову лукавого. Будете яко бози, ведяще доброе и лукавое ( Быт.3:5 ), говорил обольститель. И точно, опытом люди узнали, по вкушении, и зло. Оно разразилось над ними во всей силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Михаил и Ангели его, песнославящие Господа, суть и хранители человеков. Господь, приснопокланяемый и славимый св. Ангелами, являя премудрость, благодать, могущество и величие Своего Божества в творении, управлении и искуплении мира, назначил св. Ангелов особенными хранителями человеков; – и Ангела хранителя для каждого из нас. Это смотрение Божие о человеке словом Божиим многократно засвидетельствовано. Патриарх Иаков в явлении ему особенного небесного покровительства видел над собою Господа и Ангелов ( Быт.28:12–15 ). Благословляя внуков своих, он произнес: Ангел, иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия ( Быт.28:16 ). Ангел руководил и охранял полки сынов Израилевых во время их странствования из Египта ( Исх.14:19 ). Царь-пророк глаголет: Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити Тя во всех путех Твоих ( Пс.90:11–12 ). Не вси ли (т. е. Ангелы), говорит Апостол Павел, суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр.5:14 ). И Сам Иисус Христос произнес о смиренных верующих: блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных бесплотных сил, Когда Апостол Петр, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, пришел к ученикам своим, они сначала не поверили, что пришедший был сам Петр, но говорили: это Ангел его ( Деян.12:15 ). На основании священного Писания, Церковь со времен Апостольских ежедневно молит Господа дать нам «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». В IV веке св. Макарий великий составил молитву Ангелам-хранителям, которую ныне православная Церковь внушает произносить нам, отходящим ко сну. Благочестивые Греческие цари посвящали св. Ангелам-хранителям храмы Божии и с ними города и царства. И наша первопрестольная Москва благочестивыми нашими царями вверена хранению Ангелов, чрез посвящение имени их современного основанию столицы Архангельского кафедрального собора, основанного в 1333 году Калитою, пересозданного в распространенного славным Иоанном III.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010