Отдельные индивидуумы из исполинского племени Рефаимов встречались еще и в более поздний период истории еврейского народа ( 2Цар. 21:16–22 ); память же об этих страшных великанах, вселивших ужас в сынов Израилевых, еще при первом знакомстве их с Ханааном по выходе из Египта ( Числ. 13:34 ), была столь жива и страшна в народе еврейском, что самая преисподняя (шеол) представлялась местом обиталища Рефаимов ( Иов. 26:5 ; Ис. 14:9 ; 26и пр.). К югу от мест обитания рефаимских племен перед Кедорлаомером открывалась гористая местность с пустынными окраинами – Сеир; в настоящее время, т. наз., Вади-Араба, простирающаяся от южного берега Мертвого моря до северной оконечности Еланитского залива. Эта страна, населенная племенем Хореев, была покорена Кедорлаомером до Ел-Фарана, под которым разумеют лежавший при Еланитском заливе город Аилу, позднее – Елаф ( Втор. 2:8 ; 3Цар. 9:26 ) 456 . Производя слово Хореи от еврейского слова «хôр», что значит пещера, под Хореями обыкновенно разумеют обитателей пещер, так наз. троглодитов, дикую расу людей; к такому мнению приводит и то обстоятельство, что в данной местности находится множество пещер, годных для обитания 457 . Однако, такое мнение не является твердо установленным; Сэйс по поводу названия Хореев делает филологические сближения другого рода и видит в них представителей белой расы 458 . В одном из памятников Египта, папирусе Рамзеса III, Хореи названы Сеиритами (жителями Сеира – Sa-a-ira) 459 . Страной Хореев впоследствии овладели потомки Исава – Идумеи ( Быт. 26:8 ). Поражением Хореев Кедорлаомер выполнил первую половину той предполагаемой нами цели, с которой был предпринят им поход: сделал свободным путь из Месопотамии к Еланитскому заливу. Указывают 460 , что самым естественным действием Кедорлаомера после поражения Емимов было бы нападение на соседний Пентаполь, устремление же его в пустынный Сеир и оставление в тылу у себя неприятелей, в лице пентапольских царей, представляется прямо невероятным. С точки зрения ведения военных действий в настоящее время, быт может, это возражение является совершенно справедливым, но вовсе не обязательным по отношению к той эпохе и местным условиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАСК [евр.  ,  ; арам.  ; греч. αμασκς; араб.      ], один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского. Этимология названия Д. неясна. Арам.   (зафиксировано, напр., на стеле Бар-Ракиба (VIII в. до Р. Х.) - KAI. 215. 18) в аккад. (  ;  ;  ;  ;  ;  ), егип. (  ;  ) и евр. (   (3 Цар 11. 24),   (4 Цар 16. 10),   (2 Пар 16. 2; 28. 5)) текстах передается и огласовывается по-разному. Вероятно, оно несемит. происхождения. Географическое и экономическое положение Д. находится к востоку от горы Ермон (совр. Эш-Шейх (Хермон)), у подножия вост. склона хребта Антиливан на границе Сирийской пустыни, вдоль берегов р. Аваны (совр. Барада), единственного постоянного источника воды в регионе. Благодаря этому область Д. всегда была одним из самых богатых сельскохозяйственных регионов на Ближ. Востоке. Вино из Д., особенно из Хелбона (к северу от Д.), было знаменито повсюду на Ближ. Востоке (Иез 27. 18; Strabo. Geogr. XV 3. 22). С древнейших времен через территорию Д. проходили караванные пути с севера на юг. Древнейшие свидетельства Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа) Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа) Д. впервые упоминается в обнаруженном на стенах храма Амона в Карнаке списке сиро-палестинских городов, правители к-рых были захвачены фараоном Тутмосом III (ок. 1504-1450 гг. до Р. Х.) после сражения при Мегиддо ок. 1482 г. до Р. Х. Встречается и на статуе, найденной в гробнице Аменхотепа III (ок. 1417-1379 гг. до Р. Х.), где перечислены неск. городов и гос-в, к-рые были в подчинении у Египта (или в дружественных отношениях с ним), а также в амарнских письмах и на табличке, найденной в Камид-эль-Лоз (Кумиди) (XIV в. до Р. Х.). Согласно этим источникам, Д. в XV-XIII вв. до Р. Х. находился в сфере политического влияния Египта. Земля Апум, в пределах к-рой располагался Д., оказалась в центре противостояния между Египтом, гос-вом хеттов и Митанни за господство в Сирии. О борьбе хеттов с Египтом за Д. и Апум во времена правления Аменхотепа IV говорится в 4 амарнских письмах (EA. 53, 107, 189, 197). Д. дважды упоминается в кн. Бытие в связи с повествованиями о патриархах (Быт 14. 14-15; 15. 2). Однако отнесение этих упоминаний к конкретной исторической эпохе является предметом научных споров.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Миква в Масаде. 66–73 гг. [Микве; евр.   - скопление [воды]; ср.: Быт 1. 10], в иудаизме - водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты. Согласно священническому кодексу (см. в ст. Пятикнижие ), погружение в воду было обязательным во всех случаях, когда иудей оказывался в состоянии ритуальной нечистоты (Лев 14. 9; 15. 5, 7; 16. 4, 24; Числ 19. 7-8 и др.), напр. в результате прикосновения к мертвому телу (Числ 19. 11-13) или к.-л. иному нечистому объекту (Лев 5. 2-3; 11. 24-35), вслед. нечистых телесных выделений (Лев 15). Некоторые типы сосудов очищали погружением в воду (Лев 11. 32), полосканием в ней (Лев 15. 12) или «проведением через воду» (Числ 31. 23). Миква в Кумране Миква в Кумране В поздний период Второго храма эти предписания понимали как указания на полное погружение в воду. Их достаточно много в письменных источниках того времени (ср.: Ios. Flav. Antiq. III 263; Мк 7. 3-4; Лк 11. 38). Согласно Дамасскому документу (см. в ст. Кумранская община ), вода, используемая для ритуальных омовений, должна быть чистой и ее должно быть достаточно для погружения (CD X 10-12; 4QDe 6 iv 21), но указаний об устройстве резервуара в тексте нет. Самый ранний источник, описывающий подобный резервуар, содержится в Мишне (редакция 1-й четв. III в. по Р. Х.), где он назван «Бет-Тевила» (дом погружения), или в более общем смысле - М. (об омовениях см.: Lawrence. 2006. P. 23-154). В иудаизме омовение предписывается при переходе в иудаизм, а женщинам - после родов. Однако постепенно, с отменой большинства галахических предписаний, касавшихся ритуальной чистоты (частично было связано с разрушением храма), обязательными остались лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. Омовение в М. практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности в канун субботы , праздников и постов, особенно в Йом Киппур . Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в М. перед ежедневной молитвой «Шахарит». В М. также омывают посуду, изготовленную неевреями (ср.: Числ 31. 21-23).

http://pravenc.ru/text/2563176.html

Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1). Под «небом» и «землей», по мнению О., здесь следует понимать не части наст. космоса, а 2 разных мира - первозданный мир разумных существ и видимый материальный мир ( Orig. De Pascha. 42; De princip. III 6. 1). Понятие об идеальном мире (мире идей), предшествующем реальному (материальному) миру, присутствует уже у Филона Александрийского ( Philo. De opif. 16. 36), однако учение О. в данном вопросе зависит не столько от Филона, сколько напрямую от платонизма (см.: Bostock. 1987). Проблема предсуществования мира не сводится у О. лишь к вопросу о Божественном предведении и Промысле, как полагают нек-рые исследователи ( Harl. 1987). О. говорит не просто о предведении Богом всех вещей и событий актуального космоса, а о реальном существовании некоего др. мира, к-рый был создан «в начале» и отличался от наст. видимого мира. Он состоял только из разумных существ, или интеллектуальных природ ( Orig. De princip. III 1. 22), к-рых О. также называет «умами» (νες/νο, λογικο, mentes), «душами» (ψυχα, animae/animi), «разумными творениями» (rationabiles creaturae). Первые сущности были созданы благим и справедливым Богом совершенными и онтологически равными, между ними не существовало никакой иерархии. О. настаивает, что первичные природы были именно разумными существами, наделенными свободой воли, способными к самоопределению в сторону добра или зла. Их состояние О. характеризует понятиями «единство», «блаженство», «святость». Первые сущности были совершенно «невинны» и обладали жизнью «нематериальной и бестелесной» (In Ioan. comm. I 17. 97), поскольку были причастны атрибутам, к-рые Бог имеет по природе (De princip. I 6. 2; II 1. 2). Эта причастность тем не менее была акцидентальной, а не субстанциальной, и каждое создание теоретически могло лишиться получаемых от Бога свойств (Ibid. I 5. 5). Первые умы созерцали Бога, при этом созерцание Отца было для них возможно через Сына. О. стремился согласовать 2 противоречащие концепции: библейское учение о всемогущем Боге, Творце мира духовного и материального, Который актом творения «в начале» установил историческое течение времени, и платоническую теорию о вечном и совершенном мире идей, существующем вне времени и являющемся моделью и образцом для чувственного мира.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

20:9. Взял за бороду. Приветствие поцелуем между не связанными родственными узами людьми встречается крайне редко, если не считать ситуаций выражения почтения к вышестоящим лицам (напр., во многих древних текстах, в том числе в эпосе о Гильгамеше, упоминается целование ног). В некоторых случаях поцелуй был знаком примирения (см. историю Иосифа и его братьев в Быт. 45:15 ). Иногда поцелуй выражал сочувствие и озабоченность общей проблемой, как во 2Цар. 15:5 . При поцелуе мужчин считалось допустимым браться за бороду. Жест, ассоциирующийся с агрессивным поведением в поединке, делал обоих уязвимыми, но при поцелуе он символизировал полное доверие. В данном случае доверие Амессая не оправдалось, и Иоав воспользовался возможностью расправиться со своим соперником. 20:14. Авел-Беф-Маах . Отождествляемый с Tell Abel el-Qamh, в 3 милях к северо-западу от Дана, Авел-Беф-Маах упоминается в перечне завоеваний Тугмоса III. Стратегическое значение этого города подтверждается описанием его завоевания Тиглатпаласаром III в 4Цар. 15и в ассирийских анналах. 20:15. Осадный вал. Одним из основных методов захвата укрепленного города было возведение вала, который позволял штурмовать стены и использовать осадные орудия ( 4Цар. 19:32 ; Иер. 6:6 ; Иез. 4:1–8 ). Необходимость возведения вала была обусловлена тем, что высокие стены и скаты затрудняли возможность лобовой атаки. Археологические исследования обнаружили следы подобных осадных валов (напр., в Масаде), а их использование изображено на ассирийских рельефах и описано в анналах Сеннахирима и других ассирийских царей. Древнейший из найденных осадных валов связан с осадой Лахиса ассирийцами в 701 г. до н. э. 20:16. Умная женщина. См. коммент. ко 2Цар. 14:2 . 20:19. Мать городов в Израиле. Лексические параллели понятию " em, «мать», в финикийском, угаритском и старовавилонском языках являются понятиями, обозначающими родство между кланами. Поэтому весьма вероятно, что умная женщина призывает не уничтожать один из кланов Израиля, а не «древнейший город». Этот довод согласуется с давно закрепившейся за жителями Авеля репутацией людей рассудительных. Таким образом, она убеждает Иоава уподобиться им в «мудрости» и пощадить своих братьев по завету.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14. Итак, поелику дети, названные так по обетованию, приобщились плоти и крови, то есть греху, который обозначается плотью, - то и Он подобным же образом стал причастен тому же состоянию страдания, в подобии плоти (Рим.8:3; Флп.2:7), и воспринял их (плоть и кровь с страданиями), дабы быть для людей образцом добра, - и потом предал Себя смерти, чтобы чрез смерть свою упразднить того, кто имел у себя над смертию державу, то есть диавола, навлекшего на тварей смерть по случаю вкушения плода (Быт.3:1 сл.). 15. Итак Он умер для того, чтобы смертью Своею освободить тех, над коими царствовал страх смерти и кои во всю жизнь повинны были рабству вечной смерти. 16. Итак, не от Ангелов приемлете вы это животворное врачество жизни вашей, но от Самого Семени Авраама, коему сказано: в Семени твоем благословятся все народы (Быт.22:18). 17. Посему Он должен был во всем уподобиться братьям Своим, сынам Авраама, чтобы милостив был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего (Исх.32:31-32), - и чтобы был Он верен и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти (Числ.16:48). Первосвященником же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление. 18. Ибо в том, что соизволил Сам (претерпеть) страдания и искушения, то есть в чем искушен был по одинаковости природы Своей с нашею, в сем Он помогает и тем, кои страдают немощью плоти и подвергаются искушениям, - Он сможет помочь им, как знающий немощь плоти, - именно теперь, после того как восприял плоть. Глава III 1. Отсюда, братья святые, возлюбленные, призвания участники, - не закона, данного на горе Синае, но призвания небеснаго, то есть обетования, данного Аврааму с неба, - уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поелику исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

1:16. Воскурение фимиама. Фимиам представлял собой смесь благовонных трав, которые при сгорании издавали приятный аромат. По всему Ближнему Востоку и в Израиле был распространен обычай воскурения фимиама. Чаще всего курение сопровождало жертвоприношение (см. коммент. к 44:18). Одним из наиболее ценных и дорогостоящих ингредиентов курения был ладан (белая ароматическая смола) из Савы (Савеи) в Южной Аравии. Археологическими раскопками обнаружено немало разнообразных жертвенников курения по всему Израилю, в том числе два в Араде и десять в Экроне. 1:18. Метафорический язык: железный столб и медные стены. Железо и медь символизируют могущество во многих библейских текстах (см. коммент. к Ис. 45:2 ). Медные ворота, построенные ассирийцами, найдены в Балавате. Они служили украшением массивных стен. Египетский фараон Тутмос III называет себя железной и медной стеной для Египта, т. е. нерушимой твердыней. 2:1–3:5 Израиль удаляется от Господа 2:8. Пророчествовали во имя Ваала. Несмотря на религиозные реформы Езекии и Иосии, народ Иудеи вновь обратился к религиозному синкретизму (смешению религий), совершая обряды и поклоняясь хананейским богам. Пророки, которые восприняли эту смешанную систему, возвещали вести от Ваала и испрашивали пророчества перед идолами Ваала. 2:10. Острова Хиттимские (Киттимские). Киттим упоминается в «таблице народов» ( Быт. 10 ) как потомок Иавана (греч. Иония) и ассоциируется с Эгейским морем и Восточным Средиземноморьем. Возможно, «Киттим» – древнееврейское название Китиона, близ современной Ларнаки на юге центральной части побережья Кипра, но, скорее всего, относится ко всему острову. В бронзовом веке там было поселение. В эпоху Иеремии понятие «Киттим», по всей вероятности, обозначало Грецию или любое отдаленное место на западе. На черепке из Арада VII в. до н. э. упоминаются выходцы из Киттима, носившие греческие имена. Вполне вероятно, что это были купцы с Кипра. 2:10. Кидар. Кидар был вторым сыном Измаила ( Быт. 25:13 ) и родоначальником племени измаильтян, которое процветало в период с VIII по IV в. до н. э. Это племя известно из ассирийских и вавилонских текстов под названием Кадар. Личные имена кидаритов были связаны с южной ветвью семитских языков. Это племя обосновалось на Аравийском полуострове, и его представители часто перемещались в Левант через Синайский полуостров. Кидариты заселяли восточную часть пустыни, а племя Киттим обитало в Восточном Средиземноморье.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

97. Почему мы называем первый грех наших прародителей наследственным? Первый грех наших прародителей мы называем наследственным потому, что его последствия, как злое наследство, переходят на все потомство Адама и Евы, т. е. на весь человеческий род. 98. Навсегда ли осудил Бог людей после первого греха? Бог осудил людей после первого греха не навсегда; Он обещал послать им Спасителя, Который избавит их от греха и сделает их снова достойными Царства Божия и вечного блаженства. 99. Кто этот обещанный Спаситель или Искупитель (Избавитель)? Обещанный Спаситель или Искупитель (Избавитель) – Сам Господь Иисус Христос. 100. Когда пришел на землю обещанный Спаситель? Обещанный Спаситель пришел на землю тогда, когда настало к тому время, т. е. когда люди уже были приготовлены и ожидали Его пришествия. Пояснения: I. Так как человек создан по образу и подобию Божию, то каждая человеческая душа стремится к Богу и удовлетворяется только тогда, когда найдет свое успокоение в Боге. II. Если человек старается употреблять свои способности к деланию добра, то он уподобляется Богу, и Бог ему в этом помогает; но если он их направляет ко злу, то он уподобляется дьяволу . III. Каждый человек расположен ко греху, и эта наклонность проявляется уже у детей: они сами собою, без того чтобы их кто-нибудь этому учил, умеют лгать, красть, сердиться, упрямиться, мучить животных и по-иному грешить. Эту наклонность ко злу апостол Павел называет «законом греховным». Он говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:22–23 ). IV. Известно, что дети наследуют от своих родителей способности, но также недостатки, пороки и склонность к определенным страстям; и поэтому понятно, что первый грех наших прародителей, их первый мятеж против Бога должен был иметь глубокие и роковые последствия для потомков первых людей. V. Обещание о Спасителе было сделано тотчас после первого грехопадения, когда Бог сказал, что придет Тот, Кто сотрет главу змея, т. е. победит дьявола, который обольстил первую женщину Еву ( Быт.3:15 ). Это обещание было снова дано и праотцу Аврааму, которому было сказано, что один из его потомков принесет счастье, спасение всем народам земли. ( Быт.22:18 ) Св. апостол Павел написал, что это обещание осуществилось во Христе ( Гал.3:16–19 ). Человечеству Спаситель был необходим потому, что человек грешит легко, но избавиться от греха он сам не в состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Нельзя не усмотреть также в этом особенного божественного промышления о всех вновь сотворенных существах, выразившееся в заботе об их хранении и поддержании их жизни ( Иов. 39:6 ; Пс. 103:14–15, 27, 135:25, 144:15–16 ; Деян. 14:14 и др.). Быт.1:31 . И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. Заключительная формула божественного одобрения всего дела творения существенно разнится по степени своей силы от всех остальных, ей предшествовавших: если раньше, по сотворении различных видов растений и животных, Творец находил, что создание их удовлетворяло Его и было «хорошо» ( Быт. 1:4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ); то теперь, окидывая одним общим взором всю картину уже законченного творения и видя его полную гармонию и целесообразность, Творец, как говорит Псалмопевец, возвеселился о своем творении ( Пс. 103:31 ) и нашел, что оно, рассматриваемое в целом, «хорошо весьма», т. е. вполне отвечает предвечным планам божественного домостроительства о создании мира и человека. И был вечер, и было утро: день шестой. Этот день был последним актом космогонического видения заключением всего творческого шестоднева. Глубоко историческая древность библейской космогонии подтверждается довольно согласными следами ее, сохранившимися в языке древности (argumentum ex consensu gentium). В ряду их особенное значение и ценность имеют древнейшие предания халдеев, обитателей Ура Халдейского, откуда впоследствии вышел и сам Авраам, родоначальник еврейского народа. Эти традиции халдеев имеются у нас в отрывочных записях халдейского жреца Бероза (в III в. до Рождества Христова) и, что еще гораздо ценнее, в недавно открытых клинообразных табличках т. н. «халдейского генезиса» (в 1870 г. английским ученым Георгом Смитом). В последнем мы имеем поразительную по своей близости (хотя и проникнутую политеизмом) параллель к библейской истории творения: здесь то же, как и в Библии, деление на шесть последовательных актов, из которых каждому посвящается своя особая таблица, приблизительно то же содержание каждой из этих таблиц, как и в истории каждого из библейских дней, та же их общая последовательность и – что особенно любопытно – одни и те же характерные приемы, выражения и даже отдельные термины. Ввиду всего этого сравнение библейской космогонии с данными халдейского генезиса получает высокий интерес и великую апологетическую важность (подробнее об этом см. в диссертации А. Покровского: «Библейское учение о первобытной религии», с. 86–90).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24:7. Агаг. Могущественный царь амаликитян во времена Саула ( 1Цар. 15:7,8 ). Хотя Саул нанес ему поражение, амаликитяне продолжали причинять беспокойство Израилю ( 1Цар. 27:8; 30:1 ; 2Цар. 1:1 ). Имя Агага снова возникает в Книге Есфирь в наименовании национальности Амана «Вугеянина». Некоторые полагают, что слово «Агаг» следует понимать как титул (наподобие титула «фараон»), но доказательств этому недостаточно. 24:17. Звезда и жезл. Несмотря на то что образ звезды часто использовался на древнем Ближнем Востоке применительно к царям, в Библии он встречается редко ( Ис. 14:12 ; Иез. 32:7 ). Сочетание звезды и жезла, символа царской власти ( Пс. 44:7 ), придает такому толкованию еще большую убедительность. Таким образом, оракул Валаама предвещает возвышение Израильского царства и распространение его власти (словно по мановению жезла) на земли Трансиордании. Как явствует из надписи фараона Тутмоса III (1504–1450 гг. до н. э.), жезл использовался и как булава, сокрушающая головы врагов. 24:20. Амаликитяне. Союз племен, населявших степные районы на юго-востоке Ханаана ( Исх. 17 ; Суд. 6, 7 ). Кроме того, отдельные группы амаликитян обосновались в горной местности к западу от Самарии. Они всегда изображаются как соперники Израиля в борьбе за территорию. Выражение «первый из народов» может относиться либо к самооценке амаликитян, либо к тому обстоятельству, что это был первый народ, напавший на израильтян ( Исх. 17:8–15 ). 24:21,22. Кенеи. Несмотря на то что ранее кенеи изображались как дружественный народ ( Исх. 2:16–22 ), в этом оракуле они проклинаются наряду с амаликитянами. Кенейские племена кочевали вокруг Кадеса на севере Синайского полуострова и в районе Галилеи. Вероятно, среди них было немало кузнецов (неподалеку находились медные копи) и пастухов. Валаам насмехается над их жилищами в скалах, предсказывая, что это не спасет их от покорения Ассуром. 24:22–24. Ассур. Маловероятно, что здесь подразумевается Новоассирийская империя, господствовавшая на всем Ближнем Востоке в VIII-VII вв. до н. э. Такое толкование сместило бы «фокус» этого предсказания в слишком отдаленное будущее. Однако Ашурим, племя, ведущее свое происхождение от Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:3 ), едва ли было столь могущественным, чтобы покорить кенеев. Ассирия XIV в. до н. э. располагала достаточной военной мощью, чтобы покорить хурритское царство Митанни, но сведения о ее продвижении на запад отсутствуют. По всей видимости, Ассур следует отождествлять с Ассирией, упоминаемой в связи с измаильтянами в Быт. 25:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010