Предпочтя бескорыстию жизнь, привязанную к земным благам, я теперь нахожусь, Спаситель, под тяжким бременем. Я украсил кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов, и подвергаюсь осуждению. Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней, по образу Божию устроенной скинией. Отобразив в себе безобразие страстей, я исказил красоту ума сластолюбивыми стремлениями. Зарыл я красоту первобытного образа в грехах, Спаситель, как некогда драхму, Ты взыщи и найди её( Лк.15:8 ). Согрешил, взываю к Тебе, как блудница, один я согрешил пред Тобою; прими и от меня, Спаситель, вместо мира слёзы ( Лк.7:37 ). III. Я пал от невоздержанности, как Давид, и осквернился; но, Спаситель, омой и меня слезами ( 2 Цар.11:4 ). Как мытарь взываю к Тебе: смилуйся надо мною, Спаситель; ибо я согрешил пред Тобой, как никто из Адамовых чад ( Лк.18:13 ). Ни слёз, ни покаяния, ни умиления нет у меня: Ты Сам, Спаситель, как Бог, даруй их мне. В то время (исхода моего), Господи, не затвори Твоей двери предо мною; но отвори её для меня, кающегося Тебе ( Мф.25:11 ). Человеколюбче, желающий всем спасения! Ты призови меня кающегося и прими, как благой. Внемли, Спаситель, стенаниям моей души, прими слёзы моих очей и спаси меня. Богородице: Пречистая Богородица Дева, единая, всеми воспеваемая, моли усердно, чтобы нам спастись. Ирмос: Видите, видите, что я — Бог, в древности пославший манну и источивший воду из камня Моему народу в пустыне Моею десницею и силою ( Исх.16:17 :6). Видите, видите, что я — Бог; так, душа моя, внемли взывающему Господу, оставь прежний грех и убойся, как праведного Судии и Бога. Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому Ламеху, жестоко поразив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями? ( Быт.4 -я гл). Вспоминая всех, живших до закона, ты, душа, не уподобилась Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху чрез переселение к Богу, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных ( Быт.5 гл.). Ты одна, душа моя, отверзла бездны гнева Бога своего и потопила, как землю, всю плоть, дела и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега ( Быт.7 -я гл).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

– Ещё Бог попускает страдать человеку для возбуждения другого к соревнованию, чтобы, видя возрастающую славу пострадавшего, и другие бестрепетно подвергались страданию, в надежде будущей славы и из желания будущих благ; так было с Мучениками. Иному попускает Бог склониться па позорное дело для исправления другой худшей страсти» 403 . 6) По учению Откровения, благий Промысл уже и в настоящей жизни умеряет силу зла физического, по мере нравственного очищения и усовершения человека, иногда устраняя самое зло и подавая блага ( Втор.6:18. 30:19–20 . Ис.1:19 . Иер.32:42 ); и всегда подкрепляя и утешая его среди скорбей и бедствий силою Божественной благодати ( Деян.5:41. 20:23 . Рим.8:35–39 . 2Kop.1:3–5. 4:8–9. Флп.1:29 ): но совершенное торжество благополучия и жизни над скорбями и смертью настанет в обновлённом мире, когда тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 . слч. 2Пет.3:13 . 1Пет.1:6–7. 4:1 ). III. Зло нравственное не противно понятию о святости Божией 1) Священное Писание открывает нам, что святой Бог не сотворил зла нравственного, но как все творения в начале, по учению Св. Писания, были добра зело ( Быт.1:31 ), так и человек вышел из рук Творческих невинным и правым ( Еккл.7:30 ); нравственное же несовершенство произошло от злоупотребления Богом дарованной ему свободы ( Быт.3:6–7 . Рим.5:12–19 ). Следовательно, не Бог был виновником нравственного зла, но само творение, одарённое нравственною свободою, и во зло употребившее сей дар. 2) Маловерие, или неосторожная пытливость спрашивают; почему же человеку допущено ввергнуться в бездну нравственного повреждения? Отвечаем: потому, что он сотворён свободным. Чтобы человек не мог во зло употребить дарованной ему свободы, для этого надобно было лишить его свободы; что без сомнения не было угодно премудрому Промыслителю, ибо знаем, что так не сделано. – Что мог первосозданный человек устоять в невинности, это видим из того, что он сотворён правым, и из того, что, нарушив заповедь, сам человек сознал вину свою и раскаялся, чему не надлежало быть, если бы падение произошло по необходимости; и также из того, что он подвергся строгому осуждению за преступление заповеди, чего благий и праведный Бог не допустил бы, если бы Адам и Ева не тяжко согрешили. – Что Бог не хотел человеческого грехопадения, это очевидно, как из вышесказанного, т. е. из того, что человек согрешив сознал себя виновным перед Богом, и от Бога подвергся строгому осуждению; так и из того, что кроме естественного закона, начертанного на сердце человека ( Рим.1:14–15 ), Бог дал ему положительную заповедь, самую удобоисполнимую ( Быт.2:16–17 ), и оградил ее угрозою самою страшною, открыв строгое определение суда в случае преступления заповеди: смертию умрете (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21:13. Аравия. Аравию, на территории которой сосуществовали различные бедуинские племена, ассирийские цари включали в состав своей империи, но так полностью и не покорили. Арабские племена заселяли область между южной частью пустыни Негев и севером центральной части Аравийского полуострова. В данном тексте предпочтительнее было бы передать этот термин словом «пустынная область», а не Аравия, в свете параллелизма с понятием «пустыня приморская» (точнее – «заболоченная местность») в 21:1. Некоторые арабские племена занимались перевозкой товаров по караванному пути, по которому транспортировали рабов, благовония и красители в Египет и Месопотамию. Впервые арабы упоминаются в анналах Салманасара III в связи с битвой при Каркаре в 853 г. до н. э., где арабы сражались против него. Саргон II перечисляет арабов среди народов, насильно переселенных в Палестину после падения Самарии в 722 г. до н. э. 21:13. Караваны Деданские. Потомки Дедана ( Быт. 10:7 ) жили в районе Khuraybah (совр. al- " Ula) в северо-западной Аравии. Раскопками обнаружены многочисленные древние поселения в долине вади al-Qura. Деданиты занимались караванной торговлей с Сирией, Финикией и Палестиной. В VII в. до н. э. они, возможно, находились в сфере влияния Эдома и контроля со стороны Ассирии. 21:14. Земля Фемайская. Фема долгое время, на основании упоминания в ассирийских и арамейских надписях, ассоциировалась с городом-оазисом Тайма на западной окраине Северо-Аравийской пустыни. Он лежит на пересечении трех крупных торговых магистралей «благовонного пути» из Южной Аравии в Сирию, Месопотамию и Восточную Аравию. Ассирийский царьТиглатпаласар III упоминает этот город среди тех, которые платили ему дань в 734 г. до н. э. Как и Дедан, Фема была крупным городским центром этого региона в VII и VI вв. до н. э. Халдейский царь Набонид избрал ее в качестве своей резиденции, когда пытался взять в свои руки торговлю благовониями (553–543 гг. до н.э.). 21:16. Кидар. Ассирийские и нововавилонские источники называют эти северо-аравийские племена Qidr и Qadr. Это потомки измаильтян ( Быт. 25:13 ), которые занимались разведением овец и обслуживанием караванного пути вплоть до эллинистического периода. Упоминание их в данном стихе совместно с Фемой, вероятно, можно связать с завоевательной кампанией Набонида в этом регионе в 553 г. до н. э. В вавилонских административных документах Кидар и Фема тесно связаны между собой. 22:1–25 Пророчество об Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И.д. доцента Евгением Воронцовым студентам I курса по еврейскому языку, по сообщены «compendium’a» сведений по еврейской фонетике и этимологии, были прочтены и комментированы: ( Чис.22:21–36 ; Быт.32:24–32 ; Нав.10:11–16 ; 2Цар.4:32–38 ). Студентам II курса по библейской археологии было прочитано о древностях культа и сообщены некоторые данные из древностей быта и из палеографии Библии. И.д. доцента Дмитрий Коновалов по кафедре греческого языка и его словесности студентам I курса прочитал очерк греческой палеографы и диалектологии (параллельно с практическими упражнениями в чтении снимков с греческих датированных рукописей и разборе диалектологических текстов). – Студентам II курса была прочитана история греческой поэзии (эпос и лирика), сообщены сведения о художественной прозе и дан перевод «Картин» Филострата. – Студенты III курса занимались историей греческой драмы и чтением трагедии Эврипида «Медея». И.д. доцента Николаем Туницким по предмету русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы студентам II курса прочитано: I. Курс —42— славяно-русской палеографии с практическими упражнениями в чтении и разборе палеографических снимков. – II. Фонетика церковно-славянского языка. – III. Методологическое введение в истории древней и новой русской литературы. Специальный обзор направлений и фактов в русской литературе 20-х и 30-х годов 19 столетия. И.д. доцента Анатолий Орлов по кафедре истории и разбора западных исповеданий прочитал студентам III курса об историческом развитии католического (религиозно-объективного) идеала и о постепенном крушении его в средневековом сознании. Частнейшие вопросы, входившие в содержание этих чтений, – таковы: а) религиозный идеал бл. Августина, как прототип и основа средневекового теократического мipoboззpehuя; b) воплощение средневекового теократического идеала в миссионерских завоеваниях католической церкви, – в средневековой морали и науке (схоластика), – в папско-иерархическом строе церкви, – в социально-политической деятельности папства; с) средневековые мистико-рационалистические секты, как первые симптомы крушения католической теократии; d) средневековый гуманизм, как отрицание католического (теократического) идеала; е) культурные и социально-политические движения в Европе в 15 в.; f) столкновение старого (католического) и нового (мистико-гуманистического) религиозно-культурных идеалов в личности Лютера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Исааке наречется тебе семя. Преднареченное Аврааму семя суть: евреи, по преимуществу названные чадами его; все верующие, яко чада обетования по Исааку (Рим. IX. 8. Гал. IV. 28) паче же и прежде всех; Христос, яко начало и образ всякого сыноположения (Гал. III. 16). Измаил также был преднаречен (Быт. XVI. 11), но только Агари, а не Аврааму. И от сына рабыни Я произведу народ; потому что и он есть твое семя. Так много значит родиться от отца облагодатствованного! Богатый благословениями Божиими, он распространяет их на многочисленное и отдаленное потомство. Из сего следует, что родители, не старающиеся привлечь на себя благословение Божие, суть враги как себе, так и своему потомству; и что потомки, пренебрегающие своими предками, унижают себя самих или несправедливостью и неблагодарностью, или признанием, что они суть дикого корня дикие отрасли. И взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плеча. Отпуская сына и жену с таким убогим напутствием, Авраам оказывает, по–видимому, большую жестокость, нежели та, которая возмутила его в Сарре. Однако сей поступок, без предосуждения, можно изъяснить тем, что он поспешает исполнить известную волю Божию, не беспокоясь о неизвестных от сего последствиях, и, может быть, с намерением оставляет Агарь беспомощною, дабы она прежде времени не удалилась от дома его. После он наградил Измаила так, как и других сынов, не признанных наследниками (XXV. 6). Беэр–шава. Имя сие употреблено здесь по предварению (31). Услышал Бог глас отрока. Агарь плачет — Бог слышит глас Измаила. Потому так, что благодать течет чрез Авраама на Измаила. От места, где он находится. Измаил изгнан отцом; Измаил оставлен матерью, но Бог слышит глас его, где бы он ни был. Тогда Бог отверз очи ее (см. выше прим. на Быт. III. 7). Источник воды. Некоторые полагают, что он открылся чудесно. Можно, впрочем, думать и так, что Агарь усмотрела кладезь, прежде не примеченный; ибо жители пустынь аравийских, по свидетельству Диодора (Bibl. LXIX), имеют обыкновение закрывать отверстия кладезей, ими устроенных, и делать неприметными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Отношения А. с древнеевр. государственностью насчитывают неск. сот лет. Израиль и Иудея стали объектами ассир. экспансии в странах Вост. Средиземноморья, где основным противником А. был Арам-Дамаск. Ок. 1100 г. до Р. Х., в правление Тиглатпаласара I, А. впервые появляется на границах Св. земли и подчиняет себе Сев. Финикию вплоть до Сидона. Возможно, воспоминания о великом завоевателе Тукульти-Нинурте I (1244-1208 до Р. Х.) отразились в образе Нимрода (Быт 10. 8-9). Однако более определенные сведения об А. Свящ. Писание приводит только с IX в. до Р. Х. В 853 г. до Р. Х. Салманасар III , пытаясь захватить Сирию, потерпел поражение в битве при Каркаре от коалиции местных царей, включая израильского царя Ахава , царя Дамаска, царя Аммона и др. В 841 г. до Р. Х. Салманасару удалось одержать победу над Дамаском, и израильский царь Ииуй стал почти на 10 лет данником А. вместе с правителями Тира и Сидона. После длительного перерыва ассирийцы появились на рубежах Израиля ок. 796 г. до Р. Х., при Ададнерари III, и ненадолго покорили израильского царя Иоаса , царя Дамаска, Эдом (библ. Едом ) и филистимлян, а Иоас, воспользовавшись ослаблением Дамаска под ударами ассирийцев, «возвратил города Израилевы» (4 Цар 13. 25). Потерпев поражение от Урарту, ассирийцы вновь оказались в этом регионе только при Тиглатпаласаре III, к-рый, захватив Сев. и Центр. Сирию, ок. 740 г. до Р. Х. добился выплаты дани со стороны израильского царя Менаима (4 Цар 15. 19). При царе Факее Израиль пытался восстановить свою независимость (ок. 737 до Р. Х.), но Тиглатпаласар, вмешавшись по просьбе иудейского царя Ахаза в его конфликт с царями Израиля и Дамаска, разгромил Израиль (733 до Р. Х.), захватил Дамаск и добился замены Факея на Осию (732 до Р. Х.). Большая часть территории Израиля была занята ассирийцами, на оставшуюся часть с центром в Самарии наложена тяжелая дань. В результате Иудея впервые за свою историю попала в зависимость от А. (4 Цар 16. 10). Попытка Осии по смерти Тиглатпаласара освободиться от А. вызвала карательный поход, осаду Салманасаром V Самарии (725-722 до Р. Х.) и после ее падения захват Израильского царства Саргоном II, подавившим в 720 г. до Р. Х. восстание в Самарии. Значительную часть израильтян в неск. этапов переселили на восток, а на их место поселили арамеев и арабов (4 Цар 17. 4-6). После смерти Саргона II Иудейское царство отказалось признавать власть А. (ок. 704 до Р. Х.). Карательный поход нового ассир. царя Синаххериба против Иудеи в 701 г. до Р. Х. завершился признанием царем Езекией владычества А. и выплатой огромной дани (4 Цар 19. 37). С тех пор Иудея не выходила из-под ассир. власти вплоть до нашествия скифов (ок. 630 до Р. Х.), положившего конец могуществу А. Это помогло иудейскому царю Иосии восстановить независимость, а также присоединить к Иудее все земли, к-рые принадлежали ей во времена царствования Давида и Соломона.

http://pravenc.ru/text/76692.html

563 О том свидетельствует св. Иустин-философ в своем письме к Диогнету; а во второй своей апологии он рассказывает случай, как одна христианка послала своему мужу, на основании римских законов, repudium по причине грубого им нарушения супружеской верности. Zhishm. 9–10 стр. 564 Особенно со стороны лиц высших фамилий – Cod. Theod. Ііb. III. tit. VI. I. 3; сравн. Cod. Just. V. IV. XXII. 565 Nov. 74 с. 4. Дефенсор должен был составить протокол adjunctis trіbus аит quatuor religiosissimis clericis (non pavcіores, quam tres) и, подписав его вместе с ними, отдать его брачующимся или же хранить в церковном архиве. 568 Nov. 74. сар. IV и V. Bingh. t. IX. lіb. 22. с. III. § 10. Zhishm. 141 стр. Dieghof – ibid. 17 стр. 570 Императора Льва Философа (893 г.) 89 новелла. Ne matrimonia citra sacram benedictionem confirmentur. Zachariae a Lingenthal; Jus graeco-romanum.Pars III. стр. 185. 572 Сравни. Дубакин «Влияние христианства на семейный быт русского общества», стр 20 и след. Спб. 1880. 574 «Яко же еси рекл, оже не бывают на простых людех благословения и венчания, но бояре токмо и князи венчаются, простым же людем яко именем и плесканием (т. е. объявлением новобрачных на дому и приветствием, по всей вероятности, хлопанием в ладоши) разум даем всяк и речем: иже простие законы простцем и невежам си творят совокупление и проч.» Русск. достопам. 1.101.102. Преосвящ. Макар. II. 376 стр. 586 Блаженный Августин считал законными даже третьи, четвертые и пятые браки... на том основании, что апостол выразился «жена связана законом, доколе жив муж ее» – вообще, а не первый, второй или третий и т д. Bingh. кн. 16. гл. XI. стр. 487. 588 «По прошествии непродолжительного времени и по упражнении в молитвах и в посте… опять допустить к церковному общению»; впрочем св. Васил. Великий свидетельствует, что он устанавливает годичную или двухгодичную епитимию для второбрачных – на основании древней дисциплины (4-е прав.). 595 Преступивших предел второбрачия считает недостойными имени мужа и жены–4-е прав.; потому что третий брак не составляется по закону; впрочем всенародному осуждению не подвергает и не считает его недействительным – 50 прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

III. Цель, знаменование и значение жертв Ветхого Завета Цель учреждения Моисеевых жертв Все вышеисчисленные жертвы были учреждены Богом для того, чтобы израильтяне воздавали Ему поклонение, какое Ему подобало; они назначены были в то же время служить к отвращению их от идолопоклонства и к прообразованию искупления рода человеческого Иисусом Христом. 1415 Знаменование жертв 1 . Жертвы имели прообразовательное (типическое) знаменование; они представляли, как мы сейчас увидим, будущую жертву нашего Господа. – 2. Они также имели символическое и нравственное значение. 1416 Значение жертв Жертвы ветхого завета имели в себе самих род сакраментального смысла ex ореге operato, в силу которого они производили законное очищение. Нарушение известного числа Моисеевых предписаний, которые не имели своим предметом запрещать дурные действия в себе самих, могло быть заглаживаемо средствами, предусмотренными в законе. Что касается до отпущения грехов, то приношение жертв не давало его. Новый Завет учит нас, что кровь тельцов и козлов не уничтожала грехи ( Евр.10:4 ); эти жертвы были лишь предуказанием и прообразом будущей искупительной жертвы Иисуса Христа, „кровь Которого очищает нас от всякого греха“. 1417 § III. – Суббота и праздники 385. – Суббота 1418 1 . Каждый день, утром и вечером, представляли Богу одного агнца, во всесожжение, с приношением и возлиянием ( Исх.29:38–42 ; Числ.28:3–8 ), но, кроме этого ежедневного культа, Бог желал, чтобы Его почитали особым образом во все субботы года и в известные праздники. 2 . Празднование субботы ( Исх.20:11; 31:17 ) состояло главным образом в покое или прекращении всякого служебного дела ( Втор.5:14; 31:16–17 ; Быт.2:2 ). Отдых был предписан строжайшим образом ( Числ.15:32–36 ; Исх.16:23,29; 35:2:3 ; Иер.17:21 ; Неем.10:31 ). Никакое специальное отправление культа не дозволено было в этот день частным лицам; но некоторые, на основании еврейского текста Левит (23:2 и сл.), который говорит о migra godesch, или „священном собрании“, думают, что именно в этот день собирались для собеседования о религиозных предметах. Бесспорно, что позднее евреи делали это в синагогах, где сходились в день субботний для молитвы, чтения и изъяснения священных книг ( Деян.13:14–15; 15:21 ). 1419 Во Святилище священники переменяли в день субботний хлебы предложения, и приносили, между двумя ежедневными всесожжениями утра и вечера, еще другое всесожжение двух агнцев, сопровождаемое приношением и возлиянием ( Числ.28:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Рыба I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ В Библии Р. называются все животные, обитающие в воде. В повествовании о сотворении мира ( Быт. 1:21 ) они разделяются на «больших рыб» и на «животных пресмыкающихся, которых произвела вода». Под эти определения подпадают обитающие в воде или хорошо плавающие млекопитающие («морская корова», дельфин, выдра), рептилии (черепахи, водяные змеи, крокодилы), все виды пресноводных и морских рыб, а также обитающие в воде низшие животные (раки, улитки, моллюски). В Быт. 1все они названы «рыбами морскими». Израильтянам разрешалось употреблять в пищу все, что имело плавники и чешую, т.е. собственно Р., остальные водные животные считались нечистыми ( Лев. 11:9–12 ); II. ВИДЫ РЫБ Р., которую в Иерусалим доставляли тиряне, вероятно, была морской ( Неем. 13:16 ). В Библии чаще говорится об изобилии Р. в палест. озерах. Такие озера были как в окрестностях Иерусалима, так и в других областях страны. Особенно много Р. было в Геннисаретском озере, в реке Иордан и ее притоках, в частн. Иавоке. Благоприятные условия для нереста Р. сложились в озере Хуле и в лежавшем южнее его болоте, что и обеспечивало обилие Р. в Геннисаретском озере. В основном здесь встречались Р. семейства Chromidae c характерным гребешковым плавником. Р. этого семейства особенно вкусна, и некоторые рыбаки предпочитали ловить только ее. (⇒ Рыболовство.) Семейство карповых (Cyprinidae) представлено усачом (Barbus spec.), достигающим в длину 40–50 см. Разновидность этого семейства – Alburnus sellah, Р. длиной 12 см с серебристо-белой чешуей, похожая на сардину. Многочисл. косяки этой Р. появляются у берегов озера с декабря по апрель. В Тивериадском озере встречается один из видов сома – Cla-rias macracanthus, достигающий в длину 1,5 м и весящий до 45 кг. Так как у этой Р. нет обычной чешуи, она считалась у евреев нечистой. Угорь (Anguillula vulgaris) обитает в реках, но не встречался ни в Геннисаретском озере, ни в Иордане. Угорь также считался нечистой Р. Рыбы, попавшие из Иордана в Мертвое море, погибают из-за высокого содержания в нем соли и становятся добычей хищных птиц; III. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Египтяне образно уподобляются Р., выброшенным из Нила и отданным на съедение «зверям земным и птицам небесным» вместе с фараоном – крокодилом, «к чешуе» которого они прилеплены ( Иез. 29:3–5 ). Попавшей в сеть Р. уподобляются беспечные люди, которые «уловляются в бедственное время» и запутываются в сетях ( Екк. 9:12 ; ср. Авв. 1:14 ). Наконец, с Р. сравниваются люди, которых «ловцы человеков» обращают к Богу и Его Царству ( Мф. 4:19 ; ср. Иер. 16:16 ; Иез. 47:10 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

III. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою» ( Пс.36:5 ). IV. Вера в Провидение Божие должна нас поощрять к тщательному и точному исполнению наших обязанностей. Согрешил бы тот, кто, в уповании на Божие Провидение, предался бы бездействию и лени. Мы обязаны сотрудничать с Провидением Божиим. г) Об Ангелах 70. Какие главнейшие (совершеннейшие) Божии творения? Главнейшие (совершеннейшие) создания Божии – это Ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные и бессмертные, одаренные умом и свободной волей. 71. Какими сотворил Бог Ангелов? Бог сотворил Ангелов добрыми. 72. Все ли Ангелы остались добрыми? Не все Ангелы остались добрыми; многие из них согрешили тем, что возгордились и перестали повиноваться Богу ( Ис.14:12–15 ). 73. Как наказал Бог злых ангелов? Злых ангелов наказал Бог тем, что отверг их навсегда. 74. Как вознаградил Бог Ангелов, оставшихся добрыми? Ангелов, оставшихся добрыми, Бог вознаградил вечным блаженством. 75. Как относятся к нам добрые Ангелы? Добрые Ангелы предохраняют нас от всякого зла, внушают нам добрые мысли и чувства и молятся за нас (Быт.19и далее; Зах.1:12–13 ; Лк.1:8–20 ; Деян.5:19–20 ; Откр.8:2–4 ). 76. Какие Ангелы особенно заботятся о нас? Особенно заботятся о нас Ангелы Хранители ( Пс.90:11 ; Мф.18:10 ). 77. Как относятся к нам злые ангелы? Злые ангелы всячески вредят нам, приводя нас своею хитростью и лукавством к грехам ( Быт.3:1–6 ; Мф.4:3–11 , Мф.13:25, 39 ). 78. Откуда происходит и что значит слово «ангел»? Слово «ангел» греческого происхождения и значит вестник или посол Божий. 79. Как называются злые ангелы? Злые ангелы называются дьяволами. 80. Откуда происходит и что значит слово «дьявол»? Слово «дьявол» греческого происхождения и значит обольститель, лжец или соблазнитель. Пояснения: I. Ангелы принадлежат к миру невидимому. Как в видимом мире существует известный порядок, например – ископаемые, растения и животные разных видов, так и между Ангелами имеются известные степени. Ангелы высшей степени именуются в Священном Писании Архангелами ( 1Сол.4:16 ), из которых некоторые названы по имени, как Михаил, Рафаил и Гавриил. Ангелы наивысшего чина – Херувимы и Серафимы ( Ис.6:2 ; Ис.37:16 ). Ангелов мы называем также Силами или Небесными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010