Впрочем, не непременно в раздирающем горы и сокрушающем скалы ветр Господь, «не в землетрясении» только или «огне Господь»: Он и в гласе хлада тонка (сн. 3 Цар., XIX, 11:12). В самом деле, «аще не Господь созиждет дом», тем более дом молитвы и иноческих подвигов, разве бы не «всуе, трудишася зиждущии» (сн. Nc. CXXVI, 1 )?! Всуе бы бдели и стражи этого места (сн. там же), коль скоро, полустолетие назад, созданное и доселе невредимо сохраненное ими не было делом Божиим (сн. Деян.5:39 ). – А, ведь, не только «той цели, для которой положено начало основания» монастыря «в Бозе почившим высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, то есть быть приютом обращающимся от раскола и ищущим аскетической жизни, и служить вразумлению заблуждающих от истины» (Дух. зав. Архим. Павла), но и цели всякого монастырского устроения, за 50 первых протекших лет жизни, наша обитель не упустила из своего вида. Мало того, временами, как будто, тесным становилось для нее такое младенческое ложе и, в меру Богодарованных сил и талантов, в меру ниспосылавшегося ей «свыше» ( Иак.1:17 ) благословения и оказывавшегося, ближними и дольними, содействия, обитель даже выполняла не одни прежние, но и новые задания. С точки зрения церковного учения, вечное спасение, искание коего породило, между прочим, монастыри и монашествующих, соделывается, по благодати Иисус Христовой, чрез веру и добрые дела. Горел ли огонь религиозной веры в сердцах насельников этой обители? – Несомненно, ибо лишь он один был в силах пробудить жажду веры истинной у тех из них, которые ранее заблуждались, а всех без исключения побудить, самым иночеством, осуществлять высший порядок христианской жизни. Ревность к дому Божию, явно, снедала их (сн. Пс.68:10 ), когда, забывая о собственных немощах, лишь бы излечить недугующих расколом старообрядчества, они бережно охраняли и строго выполняли древний церковный чин, а отдельные из них, не взирая на лица, еще и решительно пресекали естественные или намеренные попытки, хотя несколько, уклониться от принятого богослужебного порядка или совершить дело Божие с известной долей небрежения 12 . Огонь веры, бесспорно, согревал и питал наших насельников в холодных стенах их скудного обиталища, ибо этот монастырь, с самых первых шагов жизни 13 , был всегда богат лишь своею бедностью 14 , попытки же, не роняя достоинства учреждения 15 , скольконибудь обеспечить себя внешне, монастырю, если иногда и удавались, то с значительной трудностью 16 и прямотаки потерей в других отношениях 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

5) Ходатайство святых бесполезно (( Иер. 15:1 ). В указанном месте Бог говорит, что ходатайство Моисея и Самуила не само по себе, а вследствие беззакония народа иудейского (стих. 6) было бы безуспешно. Этим не отрицается угодность молитв святых в других случаях (сн. Исх. 32:11–14 ; Иер. 37:3 –7 ; и др,). Если бы ходатайство святых вообще было дело не богоугодное, то о нем и не было бы нужды упоминать (сн. Иер. 15:1 ). 6) «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» ( Пс. 117:8,9 ; сн. 107:13; 145:3). Во всех этих местах нет речи о молитвенном ходатайстве святых, а говорится о всемогуществе Божием, по сравнению с коим ничтожна сила человека. Обращаясь к святым, мы, сознавая бессилие человеческой помощи, молим их своим предстательством испросить помощи Божией и милостей Его нам и, следовательно, не отрицаем всемогущества Божия, а свидетельствуем, что «все из Него, Им и к Нему» ( Рим. 11:36 ). 7) «Мертвые ничего не знают» ( Еккл. 9:5 ). Так Екклесиаст говорит от лица человека, неверующего в загробную жизнь и мздовоздаяние, самим им признаваемые (– 11:9; 12:7,13,14), «мертвые» знают происходящее на земле ( Лк. 16:20–31 ). 8) Как святые могут слышать наши молитвы? Господь сообщает святым ведение – прозорливость (сн. Деян. 5:1–5 ; 3Цар. 14:4–10 ; 4Цар. 6:8–12 ). 9) Обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге. Сам Бог повелел людям обращаться к молитвенному ходатайству святых ( Быт. 20:7–17 ; Иов. 42:8 ). 10) Святые до страшного суда неизвестны: «изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных» (Мф. 13:49). В приведенном месте Господь говорит о совместном пребывании до конца мира в Церкви земной грешников и праведников, а не о том, будто праведники неизвестны до страшного суда (сн. 1Тим. 5:25 , Мф. 5:16 ). Апостол Павел в Послании к Евреям (11 гл.) поименовал праведников, и слово Божие в других местах именует их. В последующей истории Церкви Господь посредством чудес (по молитвенному ходатайству святых) указывал и указывает св. угодников. 11) Православные, почитающие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«В начале апостольского века для традиционного образа Иакова-епископа места нет. Если слово со властью в Иак. действительно принадлежит брату Господню, то его естественнее ожидать в шестидесятые годы, нежели до Собора» , т. е. когда апостольский век постепенно стал уходить на убыль (начало 60-х годов — дата мученической кончины таких корифеев, как апп. Петр и Павел). 122. Место написания Судя по всему, Иаков никуда не выезжал из Палестины . Там он был и похоронен. (Недавно в Израиле был обретен оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» . Правда, мнения ученых насчет подлинности этой находки сильно разделяются.) Некоторые выражения Иак. свидетельствуют о хорошей осведомленности с реалиями жизни и даже климата Палестины. Например: Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5, 7). 123. Адресат ... двенадцати коленам, находящимся в рассеянии... (Иак. 1, 1) «Самое соборное» из всех Соборных посланий, Иак. закономерно стоит первым в их ряду. Под двенадцатью коленами, скорее всего, подразумеваются иудео-христиане, а также и языко-христиане («Израиль духовный» или «Израиль Божий» как в Гал. 6, 16) в рассеянии, например, в Риме , — те, что сохраняли верность Благовестию, проповеданному «в версии Иакова», т. е. в верности иудейскому Закону (в допустимых с точки зрения христианского учения пределах). 124. Иак. — иудео-христианское писание «Завещание иудео-христианства» — так характерно назвал статью об Иак. будущий еп. Кассиан (тогда еще С.С. Безобразов) в «Православной мысли» за 1930 год . Такая проницательная характеристика подразумевает понимание Иак. как своего рода напутственного манифеста иудео-христианства (исторически изначальной формы христианства), обращенного к стремительно растущей за счет притока язычников Церкви. Это прощание с иудео-христианством, перестающим быть подавляющим в количественном и определяющим в идеологическом смыслах, и одновременно пожелание сохранить и унаследовать то доброе и ценное, что накопили иудейская традиция, иудейское благочестие .

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Домашнее задание 1. Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). 2. Сопоставить высказывания Иак. и Евр. о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассин (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 355 – 356). 3. возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. 4. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак. 1:2; 1:12 – 13 ). 5. Найти в тексте Иак. все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (бл. Феофилакт, Лопухин и др.). 6. Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак. 3 ) (см. Приложение 5). План семинара I. Общие сведения о Соборных посланиях 1. Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) 2. Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение 3) 44 II. Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания 1. Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) 2. Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) 3. Предание Церкви об авторстве Иак. (см. основную литературу) 4. Современные предположения об авторстве Иак. (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47 – 48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык 5. Повод написания Иак. а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак. как ответ на Послание к евреям (en. Кассиан. С. 356 – 360)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неодно­кратно (восемь раз) являясь ему, Бог открыл, что имя Авраама будет возвеличено, ибо в нем благословятся вся племена земная ( Быт.12:2–3 ), его семени будет дана земля Ханаанская ( Быт.12:7; 15:8 ) и при этом «во веки» ( Быт.13:17 ), «во одержание вечное» ( Быт.17:8 ); с этим семенем Бог вступит «в завет вечен» ( Быт.17:7 ), и оно «будет в языки, и цари языков из него будут» ( Быт.17:16 ) и о нем «благословятся вси языцы земнии» ( Быт.22:18 ) 262 . Кроме этих славных обетований, в которых Аврааме пророчески видел царский образ своего Божественного Потомка, сему патриарху показан был еще скорбный образ Мессии Страдальца, предызображенный в лице его сына Исаака, которого он должен был принести в жертву Богу 263 , хотя, впрочем, тот же Исаак и в том же событии (жертвоприношении) явился пред Авраамом и образом Христа – Царя – победителя смерти, ибо «во всем прообразовал собою Христа» 264 . Но еще ранее сего события Авраам пророческим духом мог видеть Иисуса Христа, как Первосвященника и Царя (и вместе Сына Божия – Евр.7 ) в лице сретавшего его Мелхиседека, «царя Салимского» и «свя­щенника» 265 . Причем, по мнению св. Иоанна Златоуста , «про­образованием Христа было то событие, (когда) Авраам прини­мает дары от Мелхиседека ( Быт.14:18 ) и даже то самое, что было принесено (Мелхиседеком – разумеются «хлеб» и «вино», ибо и оное) предзнаменовало нечто таинственное» 266 . Исааку Бог повторил Свое обетование, данное отцу его, в словах: «тебе и семени твоему дам всю землю сию» ( Быт.26:3 ). Из двоих сыновей Исаака, это обетование Божие, согласно с предречением Божиим ( Быт.25:23 ) и при особых благо­приятных условиях ( Быт.25:33 ), как бы предвосхитил вместе с другими правами первородства чрез родительское благосло­вение младший Иаков ( Быт.27:27–29 ), который и сам был, по мнению св. Отцов Церкви, образом Христа 267 , и впослед­ствии, в особом видении, Бог и ему, как его праотцам, подтвердил Свое обетование о «Великом Семени» ( Быт.28:13–14 ). По мнению св. Ефрема Сирина , «елей, излиянный Иаковом на камень ( Быт.28:18 ), изображал ему тайну сокрытого в нем грядущего Христа» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Итак пророк слышит и возвещает страшное откровение о бедствиях народа еврейского, однако не без радостной надежды избавления. Не иная мысль высказывается и – б) в начале книги, только сокращеннее и отрицательно: неси ли ты искони Иегова, Бог мой, Святый мой? и не умрем (1, 12). Тот же трепет от страшного известия и та же надежда: Бог , хранитель своего народа, накажет его, однако не до погибели. На такое же содержание, только еще сокращеннее, указывается и – в) в надписании книги: бремя (hammassa) – или грозное видение, еже виде Аввакум пророк (1, 1). Предмет откровения есть бремя 38 , или скорбь и теснота (сн. Наум.1:1 ; Зах.9:1 ; Зах.11:1 ; Мал.1:1 ) на всяку душу человека, творящего злое ( Рим.2:9 ), – и прежде всего на иудеев, которых нечестие возбудило столь справедливые вопли и жалобы церкви ( Авв.1:5–17 ), потом – главным образом – на язычников, избранных в орудие Божие для наказания народа, но также своим нечестием заслуживших гнев Божий (гл. 2). В знаменательном имени Емлющагося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом говоря с твердой верой: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня – Быт.32:26 ), – или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий – утешающего его, после страшных откровений, надеждой лучшей будущности, подобно как мать обнимает или утешает плачущее дитя (сн. 1Сол.2:7 ; Гал.4:19,20 ), – в имени Аввакума 39 предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это – бремя исправления или вразумления (открывающееся первым: вот 1, 6), суд гнева не без милости (сн. 1, 12); для последних – бремя истребления огнем (сн. 2, 13) или безвозвратной погибели (открывающееся вторым: вот 2, 4); для дома Божия – начинающийся с него суд временный, для врагов сего дома – кончина вечная (сн. 1Пет.4:17 ); для одних воня смертная в смерть, для других воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Название пророка (hannabi) служит указанием звания его между членами ветхозаветной церкви (пророк по служению, не только по дару) и вместе залогом верности всего откровения или свидетельством его происхождения свыше, что «он не от сердца говорит, но сообщает слово Божие, как пророк и исполненный для этого Божией благодати» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

– Да вот хоть бы взять первую Церковь Апостольскую, когда «у всех верующих было одно сердце и одна душа» ( Деян. 4, 32 ). Это ли еще не святая Церковь ? – Верую, что Церковь была тогда святою; но знаю, что члены ее и тогда были не все чисты. В тех же Деяниях Апостольских, в которых написано о единодушии первых последователей Христа, говорится ведь и о спорах из-за столов между еллинистами и евреями ( Деян. 6, 1–2 ). А где споры, взаимное «пренебрежение», – там, согласись, людям далеко еще до непорочности или высоты духовного совершенства (ср.: 1Кор. 3, 2, 3 ). Я умалчиваю уже об Анании и Сапфире, грех которых так ужасно наказан был Ап. Петром ( Деян. 5, 1–5 ). Я упоминаю лишь о тех «лжебратиях», которые подсматривали за свободой во Христе Ап. Павла. Эти люди тоже ведь были из числа первых иерусалимских христиан, а вспомни, как Апостол отзывается о них в послании и к Галатам? ( Гал.2:4–12 ). Те, которые были нечисты, впадали в грехи, они и в Церкви при Апостолах не состояли, – подсказал молодой баптистский «дьячок». – Это откуда же видно? – Из Апостольских посланий. Они писаны только «святым и верными братьям». К грешникам же не относятся, – продолжал говорить тот же «дьячок». Его горячо поддержал и Григорий. § IV. Отдохнув немного, я приступил к рассмотрению нового возражения. Начал я с послания Ап. Иакова.Иаков Апостол, – сказал я, – писал «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» ( Иак.1, 1 ). Никакого различия между этими коленами он не делает. Он шлет увещание всем вообще христианам из иудеев; называет их всех «братьями». И вот что обличает в этих своих «братиях». Они, во-первых, позабыв, что Христос умер за всех людей одинаково , в собраниях своих отдавали незаконное преимущество богачам пред бедняками ( Иак.2:1–7 ), – «презрели бедного», – говорит Апостол. Во-вторых, тогдашние христиане из иудеев были склонны, подобно нынешним сектантам, к непризванному учительству ( Иак.3:1–2 ); вели между собою «вражды и распри» ( Иак.4:1 ), были исполнены мирских «вожделений» ( Иак.4:4 ), пересуживали друг друга ( Иак.4:12 ). За эти слабости Апостол называет их «грешниками двоедушными» ( Иак.4:8 ), «надменными и тщеславными» ( Иак.4:16 ). А баптисты думают, что к «грешникам» Апостольские послания не относятся? Какое заблуждение!..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Именно с этим, третьим среди упоминаемых в Новом Завете Иаковом, (сводным) братом Господа Иисуса, первым иерархом иерусалимской церкви и отождествляют чаще всего автора Иак. Попутно отметим, что именем Иакова названы несколько апокрифов: «Протоевангелие Иакова», на котором базируется Священное Предание о Рождестве и отрочестве Пресвятой Богородицы, в том числе о Ее введении в Иерусалимский храм, а также «Апокриф Иакова» и два «Апокалипсиса» (см. § 27). Ни один из этих памятников ни коим образом не выдает знакомства с нашим Посланием Иакова. Исходя из текста Послания, можно сказать, что его автор был весьма консервативно настроен в отношении соблюдения Закона, что неудивительно для иудео-христианина. С другой стороны, Иаков не относился к тем крайним консерваторам (иудействующим христианам), с которыми спорил Павел и которые выступали, прикрываясь именем Иакова. Напротив, в Деян. 15 и в Гал. 2 говорится, что Иаков выказал солидарность с тем же Павлом в вопросе о мере соблюдения Закона язычниками. Все это позволило возникшим в иудео-христианской среде таким писаниям, как Мф. и Иак., «вписаться» в допустимое многообразие первоначального христианства и войти в канон книг Нового Завета. Греческий язык Иак. — один из хороших языков Нового Завета. В греческом тексте Иак. 1, 17 узнают гекзаметр, а в 1, 19 — аттический императив . Иак. свойственна литературная, плавная речь, цитаты Ветхого Завета даются в переводе LXX. 121. Датировка Датировка связана с вопросом об авторстве. Поскольку речь идет об Иакове Праведном, погибшем в начале 60-х годов, то и Послание датируется в пределах этого времени. Если же Послание писал ученик Иакова после его смерти, то все равно это было не позднее последней трети I века. Об этом говорит тот факт, например, что явные и в то же время не буквальные параллели между Иак. и Нагорной проповедью по Мф. свидетельствуют о знании автором Иак. учения Иисуса (но не в сложившемся, оформленном письменно виде). Теоретически возможно, что Иак. было написано в раннюю пору истории первоначальной Церкви, даже до Апостольского собора 49-51-го годов (см. Деян. 15). Но все-таки более предпочтительной выглядит поздняя дата (не ранее 60-го года).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

е. жертвами и особенно жертвенной кровью), само же небесное лучшими сих жертвами ( Евр. 9:23 ), или: «если кровь тельцов и козлов и пепел (рыжей) телицы, через окропление, освящает оскверненных к чистоте плотской: то кольми паче кровь Христова» и пр. (ст. 13–14). Итак, мы видим и здесь, при типологии, утверждение и исторической действительности, союз типики с символикой, основанный на глубочайшей идее жертвы ветхозаветной в ее отношении к новозаветной и самой в себе по Божественному ее установлению. И действительно, жертвы ветхозаветные, столь разнообразные, по законным постановлениям о них, не только в своих видах, в способах совершения их, в материале своем и проч. но даже и в названиях, с чем всем соединено было особое символическое значение 578 , этим самым разнообразием своим доказывали, как бы свою неудовлетворительность для цели. Ибо цель была лишь одна: «восстановить утраченное через грех общение с Богом», иначе сказать «вновь даровать потерянную через грех в смерти – вечную жизнь». И только истинная жертва Христа заменила все это разнообразие в своем единстве и удовлетворила вполне всем требованиям, которые связаны были с этим разнообразием, приведши и к конечной, единой цели всех тех жертв – вечной жизни в мирном общении с Богом (сн. Рим. 5 и др.). И это в духе новозаветного толкования ветхозаветных жертв. Именно: 1) вообще Христос: а) есть жертва – θυσα ( Еф. 5:2 ; Евр. 9:26  ср. 23:10,12), то есть закланная (от θειν, для чего сн. 1Кор. 5:7 ; Деян. 10:13 ; Мф. 22:4; σφττειν Апок. 5:6; 13:8 ), как те животные, кровавые жертвы 579 , но вместе с тем есть и приношение – προσφορ ( Еф. 5:2 ; Евр. 10:10,14 ), как всякий кровавый и бескровный дар – δρον – minchah (сн. Быт. 4:3,4,5 ; Лев. 2:35; 7 и дал. 6, 7 и дал. также Мф. 5:23,24; Евр. 5:1; 8:3,4; 9:9 ), приносимый (προσφρειν – hikrib (сн. Лев. 3:1,6 и дал. и др. также Мф. 5:23,24 ; Евр. 5:1; 8:3,4; 9:7  и дал.), получающий отсюда и свое название 580 ; б) по общим требованиям свойств от жертв есть непорочный μωμος – mamim сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ересь Иоанна Итала 5. Допустимо ли именовать эволюционизм «ересью»? Часть II. Учение о сотворении человека Глава 5 Существовал ли Адам как историческое лицо 1. Свидетельства Священного Писания и Предания 2. О молитвенной связи с Адамом и Евой 3. Значение праотцев в свете вероучительного содержания православного богослужения Глава 6. О сотворении Адама из праха земного 1. Церковное учение об Адаме перстном 2. О «возвращении» в землю 3. Адам как первый человек 4. Святые Отцы – против эволюционной теории о происхождении человека от обезьяны 5. Об одновременности создания тела и души Адама 6. О несовместимости эволюционизма с церковным учением о сотворении человека из праха земного Глава 7 О сотворении Адама по образу и подобию Божию 1. Образ и подобие 2. О царственном достоинстве человека 3. О богоподобии человека 4. О безсмертии первозданного Адама Глава 8. О грехопадении 1. Связь греха и смерти 2. Последствия грехопадения 2.1. Последствия грехопадения для Адама 2.2. Последствия грехопадения для человеческого рода 2.3. Последствия грехопадения для мира 3. Причина подобия человека животным: грехопадение 4. Об искуплении греха Адама Христом Спасителем Глава 9. Связь первозданного Адама со вторым Адамом – Христом 1. Христос – Сын Человеческий 2. Христос – Новый Адам 3. Адам как прообраз Христа Создание человека из девственной земли (Быт.2:7) – прообраз рождения Христа от Девы Рай (Быт.2:8) – прообраз Церкви Вдуновение Божие в Адама (Быт.2:7) – прообраз боговоплощения от Святого Духа Наречение Адамом имен животным (Быт.2:19) – прообраз господства Христа над всем миром Сон Адама (Быт.2:21) – прообраз крестной смерти Христа Нагота Адама в раю (Быт.2:25) – прообраз наготы Христа Глас Господа Бога в раю пополудни (Быт.3:8) – прообраз последних времен Время грехопадения Адама (Быт.3:8) – прообраз дня и часа распятия Иисуса Христа Синаксарь Великого Пятка: Установление вражды между семенем жены и семенем змия (Быт.3:15) – прообраз появления Семени от Девы Марии Брак Адама и Евы (Быт.2:24) – прообраз союза Христа и Церкви Райский сад (Быт.2:15) – прообраз Гефсиманского сада Вкушение запретного плода (Быт.3:6) – прообраз горького пития Древо в Раю (Быт.2:9) – прообраз Креста Простертые к запретному древу руки Адама – прообраз пригвожденных ко Кресту рук Христа 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010