«И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Быт. 2, 7), — говорит богодухновенный писатель книги Бытия. Наше материальное естество, тело, было создано из праха земного (Иов 34, 15) целенаправленным деянием Бога–Троицы (Быт. 1, 26–27). Это дело Божественной любви, не постижимое человеческим разумом, неоднократно подтверждается Священным Писанием: Господь создал человека из земли… (Сир. 17, 1), не только два первозданных человеческих существа, но и каждого потомка Адама и Евы на протяжении веков. Всякий потомок Адама непознаваемым способом устрояется, составляется (2 Мак. 7, 22) в сложный организм, совершенство которого убеждает в том, что он является Божественным созданием. Тело материально и перстно, но имеет высочайшую ценность, согласно с глубокомысленным словом Божиим: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9, 6), и, следовательно, никто не может и не имеет права уничтожить этот образ. Так что тот, кто лишает жизни другого человека, присваивает себе право, которое имеет только Божие величие. Конечно, человеческое тело не просто имеет неизмеримую ценность; это самое совершенное материальное творение — как синтез, гармония, красота и среда. Тело — самое подходящее местожительство для души. Священное Писание называет его «домом», «скинией» и «одеянием» души,. Поэтому Бог …и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… (Быт. 2, 7). Святитель Григорий Нисский пишет: «Поелику естество в нас двояко: одно тонко, духовно и легко, а другое дебело, вещественно и тяжело» [ 93 ]. Но не будем анализировать непостижимую тайну, окружающую соединение человека из двух начал, тем более что это не входит в тему данной книги [ ]. Скажем лишь следующее: изначально человек с его материальным телом и с его разумной и бессмертной душой принадлежит не только к вещественному, но и к духовному миру. Человек, одно из величайших и непостижимых чудес Божиих, живет на земле как единое и неделимое целое. И когда душа связана с телом и действует через тело, она сама по себе не телесна. Тело можно осязать, видеть, наблюдать; душа же недоступна нашим чувствам. И хотя душа соединена с телом, она представляет собой природу особую и совершенно отличную от природы тела — природу, которая имеет свои собственные стремления, желания и цели. Тем не менее человек существует как единая психосоматическая (душевно–телесная) сущность и обращается к Богу с лучшим, что у него есть: «Боже, Боже мой …возжада Тебе душа моя коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне» (Пс. 62, 2). Следовательно, тело и душа вместе разделяют радость жизни и сострадают в горести, как говорит Иов: «Но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов 14, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

— И увидел Исав, что дочери Ханаанские неугодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих» (Быт. 26:34—35, 28:8—9). В другом же месте бытописатель указывает и иные имена жен Едомовых: «Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа» (Быт. 36:2—3).    Так что сколько было у Исава дочерей Хеттейских в качестве жен, Бог весть, мы же знаем одно: самим фактом этих своих женитьб Исав нарушил Господне указание, данное всему еврейскому народу, — не смешиваться с теми (Исх. 34:1, 16)!, кто приносит жертву «идолам Ханаанским» (Пс. 105:38). (Эта заповедь в общем виде, для всего народа, была дана Господом позднее, в дни, когда Моисей вывел своих соплеменников из Египта; но в частном виде, для семьи Аврамовой, она была известна и ранее — ведь Авраам, давая распоряжения касательно женитьбы Исаака, сына своего, специально оговорил: не брать «сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. 24:3), и не просто оговорил, но потребовал клятвенно подтвердить, что это повеление будет исполнено. Не внук ли Исав Аврааму?)    И, видно, были эти жены Исавовы таковы, что «сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских» (Быт. 27:46).    В чем причина такой тоски, которая посетила душу Ревекки? Не в том ли, о чем пишут некоторые богословы: «Жители земли Ханаанской были в большей части таковыми, что полагали все богослужение во внешнем... а такое богослужение само по себе является совершенно идолопоклонническим»? Ведь и иудеи, по свидетельству Ветхого Завета, «много раз впадали в идолопоклонство, поскольку полагали свое богослужение только во внешнем», а уж тем более жители земли Ханаанской, «которые почитали Ваала и других богов, имели подобное внешнее богослужение».     «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Книга Премудрости написана изначально по-гречески. Ее автор – эллинизированный еврей, житель Александрии, самого центра греческой учености, и он недоумевает: «если они (греки язычники) столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?» (Прем 13:9). «Ведь, обращаясь к делам Его, они исследуют и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно» (Прем 13:7). Слово «прекрасно» (греч. калос), которым толковники в 1 главе книги Бытия перевели евр. тов «хорошо, добро», сопровождает появление каждого нового творения: «И увидел Бог, что это прекрасно/хорошо». Но каким бы прекрасным и величественным не представлялось мироздание, не оно является целью творения. Повествование Шестоднева заключается рассказом о сотворении человека, и лишь после того, как появляется человек, говорится, что все не просто хорошо, но «хорошо весьма» (Быт 1: ) Творение человека в Шестодневе противопоставлено творению всего прочего мира. Если ранее Бог обращался к стихиям (Да соберутся воды…, да явится суша…, да произведет земля…), то теперь Он обращается к Самому Себе: «И сказал Бог сотворим человека» (Быт 1:26). И уже здесь мы можем почувствовать, что человеку предназначается совершенно уникальное место в ряду прочих творений. Его еще нет, но и этот автоапеллятив и загадочное множественное число «сотворим», нарушая обычный ход повествования, показывают, что Бог имеет особое попечение о своем будущем творении. И то и другое – особое место человека, и особое попечение о нем Творца – раскрываются в следующих словах: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Мне не приходилось встречать, чтобы кто-либо обращал внимание на определенную параллель между первым и последним днем творения, но с учетом особенностей композиции библейского повествования, где конец может возвращать нас к началу (т.н. хиазм), такая соотнесенность представляется достаточно очевидной: в первый день безвидность и пустота (евр. тоху вавоху), а венчает творение образ и подобие Божие (евр. бэцальмэну кидмутэну). Повествование о творении начинается с описания земли, которая была безвидна и пуста, а заканчивается человеком. Но он также взят от земли (Быт 2:7), и именуется земнородным (Прем 7:1), однако теперь эта земля несет на себе совершенный образ. Вместо безвидности появляется образ Божий, и вместо пустоты – подобие Божие. Так, что, с одной стороны, человек «обитает в храминах из брения» (Иов 4:19), его «основание прах» (Иов 4:19), он «прах и пепел» (Быт 18:27), а, с другой, он мало чем уступает Богу ( Пс 8:6, евр. элохим Бог, возможно – боги; в греч. переводе ангелы), Который «славою и честью увенчал его, поставил его владыкою над делами рук Своих» (Пс 8:6).

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Между чечевичной похлебкой и источником воды живой Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 20 -я Протоиерей Олег Стеняев Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27). Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий , может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение. Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: « Человек кроткий, живущий в шатрах . Слово вообще значит совершенного, но здесь, в противоположении с диким нравом, должно знаменовать в особенности кроткого». Что значит живущий в шатрах ? Здесь имеются в виду шатры, в которых обитала мудрость! Это – школы. В случае с Иаковом это «шатер» Сима (Шема) и Авраама. Помните, сказано: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27). И мы с вами объясняли это пророчество, что шатры Сима – это Библия, написанная лицами еврейской национальности, а сыны Иафета – это мы, европейцы, и мы вошли в это наследие, когда через апостолов получили Священную Книгу в свое достояние. Поэтому Иаков, живущий в шатрах,– это не просто маменькин сынок, это богослов! Как Исаак – помните, как сказано? – вышел в поле «поглумиться» (по-славянски) (ср. Быт. 24, 63). «Поглумиться» означает думать о Божественном. То есть он был богослов, пребывал в богомыслии. И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает Закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: – А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии, еще что-то? – Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама (ср. Быт. 26, 5): за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои . «Повеления», «уставы», «законы» – это три уровня всей законодательной системы Закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии.

http://pravoslavie.ru/111168.html

Мы уже говорили о трех основных расах: семитах, хамитах и иафетитах и о тех регионах, где жили эти люди. В Библии есть ряд имен, которые показывают развитие человека и его расселение после Всемирного потопа. Много имен отсюда знать не надо, но для себя надо уяснить некую красную нить, которая тянется от Адама до Авраама. Именно ради этого бытописатель и приводит нам родословие Сима. Когда Ной благословлял своих сынов, он сказал такие слова: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:26). Ной, дав благословение своим сыновьям, предрек судьбу будущих поколений, которые исходят от них. Библия перечисляет затем сынов Иафета, Сима и Ханаана (сына Хама, внука Ноя). «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова» (Быт. 10:21). Здесь упоминается имя Евера. Это был потомок Сима, который родился спустя несколько, может быть, даже столетий. «Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада» (Быт. 11:10), Арфаксад затем родил Каинана, а затем Салу; у Салы родился Евер. «Евер жил сто тридцать четыре года и родил Фалека» (Быт. 11:16) и т.д. Именно Сим является родоначальников семитов, от которых произошли и евреи. Слово «еврей» — от имени Евера. Именно этого праотца нужно помнить. Затем Библия повествует о том моменте, когда на историческую арену приходит Авраам и его потомки. Как мы помним, после Потопа Бог заключает с Ноем новый нравственный завет, по которому утверждается статус человека в мире. Господь говорит, что отныне, как бы ни согрешал человек, Он не будет его уничтожать и полагает завет между человеком и Богом. Знамением завета становится радуга — некий духовный мост, соединяющий небо и землю. К сожалению, Потоп не исправил нравственную природу человека. Движение к падению продолжается, причем в самом же первом праведнике — в Ное. Он испивает вина и делается пьяным, что ведет ко греху его сына Хама, который осуждает отца, насмехается над ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Наконец, тринитарным заблуждением является " филиокве " , окончательно утвердившееся в Западной Церкви в первой половине XI столетия. Большинство древних ересей были воспроизведены в том или ином виде в протестантизме. Так, Михаил Сервет в XVI веке возродил модализм, Социн, примерно в то же время, динамизм, Яков Арминий — субординатизм, согласно этому учению, Сын и Святой Дух заимствуют у Отца Свое Божественное достоинство. У шведского мистика XVIII века Эммануила Сведенборга возрождено патрипассианство, т. е. учение о страдании Отца. Согласно этому учению единый Бог Отец принял на себя человеческий образ и пострадал. 4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге 4.1. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): " Вначале сотворил Бог небо и землю " . Глагол " барра " (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное " элогим " — во множественном, что буквально означает " боги " . В своих заметках на книгу Бытия святитель Филарет Московский отмечает: " В сем месте еврейского текста слово " элогим " , собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение " сотворил " , показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы, заслуживает уважения " . Быт. 1, 26: " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему " . Слово " сотворим " стоит во множественном числе. То же самое Быт. 8, 22: " И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло " , из Нас — тоже множественное число. Быт. 11, 6-7, где речь о Вавилонском столпотворении: " И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их " , слово " сойдем " — во множественном числе. Святитель Василий Великий в " Шестодневе " (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова:

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Несчастия не привели в уныние мужества Иосифова; быстрое возвышение не переменило его добродетели. Всегда мудрый, всегда верный Тому, Который самое сопротивление людей наклоняет к исполнению достойных обожания судеб Своих, Который соделывает чрез них, и даже против воли их, все, что Ему угодно, он употреблял величие свое на прощение тех, кои, пользуясь его слабостью, гнали его. Но редкое сие милосердие более всего оказал он против своих братьев, приехавших в Египет искать помощи против недостатка в хлебе. Желая узнать, не поступили ли они с меньшим братом его Вениамином, так как с ним, он употребил невинную хитрость, приведшую их в великий страх. Наконец он Открылся им, принял их весьма ласково, одарил их весьма щедро и убедил переселиться во владения Фараоновы, чтоб избавиться от продолжительного и жестокого сего голода. Сыны Израиля, прибывши в землю Ханаанскую, сказали отцу своему ( Быт.45:26 ): Иосиф жив, и теперь он владычествует над всею землею Египетскою. При сем известии Иаков воспрянул как бы от глубокого сна: Довольно! воскликнул он, еще жив сын мой Иосиф! пойду, и увижу его, пока не умер (28). Он действительно, не медля, отправился в путь со всем своим семейством, из семидесяти человек состоявшим, не считая жен; и Бог явился ему ночью, и сказал ему ( Быт.46:3–4 ). Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет. Я пойду с тобою в Египет; Я и выведу тебя оттуда обратно. Иосиф побежал на встречу к отцу своему, и, обнявши его с нежностью, представил его Фараону, который спросил у него о летах его жизни ( Быт.47:9 ). Дние лет жития моего, яже обитаю, ответствовал святой муж, сто тридесять лет; малы и злы беша дние лет жития моего. Иосиф поселил отца своего и все его семейство в плодороднейшей в Египте земле Гесем, где Иаков прожил еще семнадцать лет. Достопочтенный Патриарх прежде, нежели отдал Создателю чистую и святую свою душу, благословил обоих сынов Иосифовых, Манассию и Ефрема, присоединил их к числу долженствовавших быть начальниками его народа, и предпочел меньшего старшему. Потом приказал собрать всех детей своих и предсказал им все то, что в течении времени с каждым из них должно было случиться. Иуде, четвертому сыну своему, он сказал ( Быт.49:8–11 ): Иуда! тебя восхвалят братья твои, рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Иуда юный лев. Ты идешь с ловитвы, сын мой; он преклоняется на холена, возлегает, как лев и как львица. Кто пробудит его? Не отнимется скиптр от Иуды, и Законоположник от чресл его, пока не придет Умиритель, и ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе превосходного винограда, сына ослицы своей. Омывает вином одежду свою, и кровию гроздов одеяние свое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Откуда она? Повторим и здесь опять то же апостольское слово: вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:17 ). Источник, основание и утверждение всякой веры есть глагол Божий, кроме которого разум человеческий не склоняется ни перед чем. Послушаем этот предвечный глагол. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, — сказано было о нас, когда мы были еще только в мысли Зиждителя, — и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею ( Быт.1:26 ). Не мог внимать, конечно, этому глаголу тот, кто имел обладать землей, как еще не существовавший, но дыхание Божественное, положенное в основу его жизни, могло впоследствии с большей или меньшей ясностью раскрыть ему тайну господственного влияния его на природу. Этого недостаточно. Господь в слух уха первых людей повторил Свое благословение и Свое определение владычествовать над всею землею ( Быт.1:28 ). Внимая этому двоякому внушению, человек не мог забыть, что он обладатель природы земной, находил себя действительно таким и верил в свою великую власть над миром. То блаженное время давно и очень рано для человечества окончилось. Первый повелитель стал первым рабом в своем расстроенном царстве; и чем более он погашал в себе вседетельный Дух, тем менее оставалось в нем царственного величия. Мир отовсюду восставал на него, теснил его, томил, уничижал. Вместе с тем погасала и вера обладателя в свое владычество. Он не только перестал думать о своем высоком значении для земли, но сам добровольно возвысил над собой землю от великого до малого из ее явлений и произведений. Величайший муж Ветхого Завета, обновитель рода человеческого Ной, принимая от Бога новое благословение на новое обладание землей, имел уже нужду в посторонней поддержке своего пререкаемого достоинства. Да страшатся и да трепещут вас. все звери земные, — говорил ему Бог, — в ваши руки отданы они ( Быт.9:2 ). Другой великий муж, явивший в себе беспримерную силу духа и заслуживший имя отца всех верующих ( Рим.4:11 ), прямо и торжественно исповедал перед Богом, что он прах и пепел ( Быт.18:27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

«Падши, поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам ( Есф.8:3 ; Иов.1:20 ; Дан.3:7 ; Пс.71:11 ; Ис.46:6 . ср. Быт.23:7 дал. Быт.43:26, 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай Востока – выражать дарами свое почтение великим лицам ( Быт.32:14, 43:11 ; 1Цар.10:27 ; 3Цар.10:2 и др.), обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самою ценною вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при богослужении, как символ жертвы, приятной Богу ( Исх.30:8 . Лев.16:12 ). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи ( Ин.19:39 ). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли ( Быт.37:25 ); как составная часть она входила в елей для помазания священников ( Исх.30:23 ); употреблялась также как приятная мазь ( Есф.2:12 ; Пс.44:9 ; Притч.7:17 ); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте ( Мк.15:23 ). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу, как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Зиг.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. Мф.2:13 . Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По сотворении мира и создании прародителей наших, «сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающему по земле, в котором есть душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» ( Быт.1:30 ). Потому-то в Едеме все наземные существа (а также и птицы) должны были есть «всю зелень травную»; то есть должны были питаться растительностью, которая растет на земле сама по себе и не нуждается в культивации. Человеку же предназначались в пищу семена растений и плоды древесные; иначе говоря, человек должен был питаться растениями, которые нуждаются в уходе за собой и обработке (ср. Быт.2:15 ). Так было. Мир, в котором мы живем ныне, отличается от того, каким он был по сотворении его Богом. Мы живем в мире после грехопадения в нем наших прародителей, после братоубийства, после потопа и после рассеяния народов. Человеку после потопа дозволяется вкушение мясной пищи, и, следовательно, дозволяется убивать для своего пропитания живые существа. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все», – говорит Господь послепотопным людям ( Быт.9:3 ). Всесвятой, Всемогущий Господь Своим присутствием оказывает благодатное – и подавляющее! – действие на всякую тварь. В присутствии Бога душа человеческая наполняется сознанием своего ничтожества и своей греховности; при этом человек переживает благоговейный трепет и невольно склоняется пред Богом в молитве о милости. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Как общее выражение почитания истинного Бога – поклонение становится доступным для всех рожденных от Бога и должно совершаться ими не только каким-то внутренним движением нашего «я» – без внешних действий и форм, – но чрез освящение всего нашего существа (духа, души и тела): «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). Наше поклонение пред Богом и наша молитва тогда оказываются истинными, когда они исходят из самой сути человека (от духа человеческого) и направляются к самой сущности Бога, Который есть Дух, по существу. «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010