Попробуем, однако, рассмотреть этот отрывок и раскрыть его смысл. Мы не можем сомневаться, что злословить Бога есть больший грех, чем упоминать Его имя. Остается показать, что принять грех и «понести» его есть более серьезное наказание, чем смерть. Смерть как наказание за грех очищает от самого греха, за который оно назначено. Таким образом, наказание смертью освобождает от греха, и не остается ничего, что можно было бы найти в Судный день и покарать вечным огнем. Но если кто-то принимает и несет в себе грех, то вина за него, не смытая наказанием, остается на нем и после смерти; а так как здесь он не расплачивается за совершенный грех временным наказанием, то там он претерпевает вечную кару. Ты видишь, насколько серьезней «понести грех», чем быть наказанным смертью. Ибо здесь смерть дается за провинность, а «Господь, праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ), как говорит пророк, дважды за один и тот же грех не наказывает (ср. Наум.1:9 ); но, где нет освобождения наказанием, остается искупить грех только вечным неугасимым огнем. И чтобы показать тебе, что это так, мы можем привести свидетельства из Божественных книг о том, как патриархи Рувим и Иуда говорили со своим отцом Иаковом, когда они хотели взять с собой Вениамина и вести его в Египет, исполняя обещание, данное ими брату Иосифу (ср. Быт.42:20 ). Рувим говорит отцу так: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его [Вениамина] к тебе» ( Быт.42:37 ). Иуда же говорит: «Если не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» ( Быт.43:9 ). Их отец Иаков, зная, что то, что пообещал Иуда, сказавший: «Останусь я виновным пред тобою», намного серьезней того, что сказал Рувим: «Убей двух сыновей моих», не поверил сыну своему Рувиму (ср. Быт.42:38 ), потому что он выбрал себе наказание легче. Иуде же поверил (ср. Быт.43:13 ), зная, что избрал он себе наказание более тяжкое (ср. Лев.24:15 и далее). Хочешь и из Евангелия узнать о том, что кто «понес грех свой» в этой жизни, тот уже больше не несет за него наказание; и, наоборот, для того, кто не «понес» его здесь, он остается там? Оно учит нас на примере нищего «именем Лазарь» и богача, которому патриарх Авраам сказал «в аде»: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

9. Хотел я сказать больше и изложить вам другие причины, по которым была бесплодною Ревекка и Рахиль; но не позволяет время, заставляя поспешить речью о силе молитвы. И это все я говорил для того, чтобы вы знали, как молитва Исаака разрешила бесплодие жены, молитва столь продолжительная. «И молился, – говорит Писание, – Исаак Господу о [Ревекке] жене своей,... и Господь услышал его» ( Быт.25:21 ). Не думай, что он призвал Бога и тотчас был услышан; он провел много времени в молитвах к Богу. Если хотите знать, сколько именно, я скажу вам и это в точности. Двадцать лет провел он, молясь Богу. Откуда это видно? Из самой последовательности речи. Писание, желая показать веру, терпение и любомудрие праведника, не умолчало об этом времени, но и о нем сказало нам, – хотя прикровенно, чтобы пробудить нас от нерадения, а все же не оставило его неизвестным. Послушай же, как оно прикровенно показало нам время. «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина» ( Быт.25:20 ). Видишь ли, сколько ему было лет, когда он женился? Сорока лет, говорит Писание, был он, когда взял Ревекку. Узнав, сколько лет было ему, когда он женился, посмотрим затем, когда он сделался отцом, и сколько было ему лет, когда он родил Иакова; и таким образом, можем видеть, сколько времени жена его оставалась бесплодной, и то, что во все это время он молился Богу. Сколько же было ему лет, когда он родил Иакова? «Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет» ( Быт.25:25–26 ). Итак, если он, когда взял Ревекку, был сорока лет, а когда родил сыновей, был шестидесяти лет, то очевидно, что жена его оставалась бесплодной в течение двадцати лет, и что во все это время Исаак молился Богу. 10. Мы же не стыдимся и не смущаемся, видя, как праведник двадцать лет ждал и не переставал молиться, а сами после первого или второго прошения часто оставляя молитву и приходя в негодование? Притом он имел великое дерзновение перед Богом, и, однако, не негодовал на медленность дара, но оставался терпеливым, а мы, будучи обременены бесчисленным множеством грехов, имея нечистую совесть и не оказывая никакого благорасположения к Господу, если не будем услышаны прежде, нежели выскажем просьбу, падаем духом, унываем, оставляем молитву: оттого всегда мы и отходим с пустыми руками. Кто из нас двадцать лет молил Бога об одном предмете, как этот праведник, или лучше – кто только двадцать месяцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Мелкая, но весьма характерная деталь, доказывающая, до какой степени нравственной чуткости доходило моральное чувство двух этих достойных сынов Ноя. Быт.9:24 . Ной проспался от вина своего Отсюда ясно, что все предшествующее случилось с Ноем во время его сна, т. е. помимо участия его сознательной воли. и узнал, что сделал над ним меньший сын его, «Откуда он узнал это? – спрашивает Иоанн Златоуст и отвечает так: может быть рассказали братья, не с тем, чтобы обвинить брата, но чтобы объяснить дело, как оно происходило, дабы Хам получил соответственное своей болезни врачевство» (Бес. 24.). Не менее мудро разрешает Иоанн Златоуст и другое недоумение – каким образом следует понимать здесь наименование Хама «меньшим» или младшим сыном, когда достоверно известно, что он был средним ( Быт. 9:18 ): «Хам, конечно, не был самым младшим; он был второй и старше Иафета, но если он и был старше его по возрасту, то по душе оказался моложе и дерзость поставила его ниже младшего брата». В еврейском тексте слово «меньший» выражает собой сравнительную форму, а не превосходную и следовательно не указывает на Хама, как на самого меньшего из всех сынов Ноя, а лишь на сравнительно младшего именно по отношению к Симу. Ной проклинает Ханаана Быт.9:25–27 . Три данных стиха заключают в себе вдохновенное пророчество Ноя, который, исходя из фактов, обнаруживших склонности и поведение его детей, предрекает будущую судьбу каждого из них, вместе с их потомством. Быт.9:25 и сказал: проклят Ханаан; На вопрос, почему вся тяжесть этого проклятия падает не на Хама, главного виновника всего, а на сына его Ханаана, существует несколько более или менее правдоподобных догадок. Так, Ориген , следуя иудейской традиции объясняет это тем, что отрок Ханаан будто бы первый заметил непристойное положение своего спящего деда и указал на него своему отцу Хаму: но это объяснение, помимо всего прочего, не выдерживает критики уже по одному тому, что никогда нельзя считать в одном и том же проступке более ответственным юного, неразумного отрока, чем зрелого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вред для человека Нарушение седьмой заповеди разрушает не только свою и чужую семью. Имена разрушает саму жизнь человека, лишая его сил. Не праведную жизнь, а именно жизнь как таковую. Всякую. И дело тут не в сексуальных излишествах, порой пагубно сказывающихся на здоровье, — это лишь следствие, до которого доходит не каждый развратник. Дело в разрушении целомудрия. Целомудрия в смысле той внутренней цельности, без которой жизнь невозможна, потому что жизненная сила будет утекать, как вода в песок. Дело не в том, что разврат безнравствен. Божьи заповеди вообще, как ни парадоксально это прозвучит, не делают мораль и нравственность самоцелью: Богу нужна не наша нравственность, а наше сердце. Нарушение заповедей страшно не тем, что оно аморально, а тем, что оно отрезает нас от Бога. Не позволяет Ему войти в наше сердце. А значит, лишает нас того источника жизни, без которого мы не можем существовать как люди. Человек изначально не был задуман для автономного существования, к которому Бог предназначил все остальные живые существа. Собака, кошка, даже обезьяна или дельфин самодостаточны, «их душа в их крови» (Быт 9:4), и больше им ничего не нужно для того, чтобы жить. Сотворены они соответственно собственному виду, качество которого определено Богом («по роду их», как передает это Синодальный перевод, Быт 1:24–25). Они существуют сообразно заданному для них Богом алгоритму, выражающемуся, например, в инстинктах — инстинкт перелета, инстинкт материнства, инстинкт размножения. С человеком все по-другому. Вот что говорится в Библии о создании человека: « 2 6 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26–27); « 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Человек существует лишь как образ и подобие Бога. Он — дух в первую очередь, а природа, прах — лишь во вторую. У человека нет природного алгоритма его собственного существования, как есть у животных, потому что человек не предназначен Богом для относительно автономного существования. Жизнь человека всецело определяется дыханием жизни, которое Бог дает ему при сотворении: именно это делает человека «живой душой» (Быт 2:7).

http://bible.predanie.ru/vypusk-sedmoy-p...

Следовательно, истина бессмертия души и ее загробной вечной жизни хранилась в устном предании, пока Моисей первым не упомянул о ней в разных местах своего Пятикнижия. О том, что сознание загробной жизни было общим для всего человечества, свидетельствует Иоанн Златоуст : «С нашим верованием о воздаянии каждому по делам в будущей жизни согласны и эллины, и варвары, стихотворцы и философы, и вообще весь род человеческий» («Беседа 9-я на 2-е Послание к Коринфянам»). Божественное Откровение Ветхого и Нового Заветов открыло человеку истину о его личном загробном существовании. Моисей писал: и сказал Господь Авраму... а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй ( Быт.15:13,15 ). Известно, что тело Авраама похоронено в Ханаане, а тело его отца Фарры погребено в Харране, а тела предков Авраама – в Уре. Тела покоятся в разных местах, а Бог говорит Аврааму, что он отойдет к своим отцам, то есть его душа соединится за гробом с душами предков, находящихся в шеоле (аду). И скончался Авраам... и приложился к народу своему ( Быт.25:8 ). Точно так же Моисей описывает и смерть Исаака, говоря, что он приложился к народу своему ( Быт.35:29 ). Патриарх Иаков, сраженный скорбью о смерти своего любимого сына, говорил: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт.37:35 ). Слово «преисподняя» означает таинственное загробное жилище. Иаков, чувствуя приближение смерти, сказал: я прилагаюсь к народу моему... и скончался, и приложился к народу своему ( Быт.49:29,33 ). Бог повелел Моисею приготовить его брата Аарона к исходу от земной жизни: пусть приложится Аарон к народу своему... пусть Аарон отойдет и умрет ( Числ.20:24,26 ). Потом Господь и Моисею сказал: приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой... отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему ( Числ.27:13, 31:2 ). Всех людей Кореевых, по слову Моисея, поглотила земля, и сошли они со всем , что принадлежало им, живые в преисподнюю ( Числ.16:32,33 ). Господь сказал царю Иосии: Я приложу тебя к отцам твоим ( 4Цар.22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Это выражено прямо и непосредственно, как следствие того в книге Быт. 2:24 : «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть», на что прямо указал и Сам Господь Спаситель по вопросу о расторжении супружеских отношений по всякой причине, Мф. 19:3–6 сл. Мар. 10:2,6–9 , срав. 1Кор. 6:16 . Но св. апостол Павел, сам таким образом ( 1Кор. 6:16 ) признавая истолкованный Господом, прямой смысл ветхозаветного изречения об этом союзе, придает ему, в прежнем же направлении, и таинственное значение, называя этот союз, великой тайной ( Еф. 5:32 ). «Что же это значит? Называет брак великой тайной, поскольку на нее указывает, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей или лучше, – Бог . Притом аз глаголю, говорит, во Христа, так, как и Он, оставил Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней» 151 . Из того же отношения жены к мужу по происхождению, как мы сказали, проистекают, по апостолу, и свойства самих супружеских отношений их. И прежде всего: главенство мужа над женой, 1Кор. 11:3  срав. Быт. 3:16 , в образе главенства Христа в церкви, как теле Его Еф. 5:23,24 и, во–вторых, любовь мужа к жене, Еф. 5:28,33 срав. Быт. 2:23–24 в образе любви Христа к церкви, за которую Он, по этой любви, предал Себя, чтобы освятить ее, очистив баней водной, чтобы представить ее Себе славной церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна, – Еф. 5:25–27 . Как это живо напоминает преобразовательные черты изображения Иезек. 16:8 и дал. 152 ! Из этих же двух свойств естественно вытекают два, так сказать, практические следствия и именно: из первого – почтительная боязнь, повиновение жены в отношении к мужу, ( Еф. 5:22,33 ) срав. Быт. 3:16  – в образе повиновения церкви Христу Еф. 5:24 ; а из второго попечение мужа о жене – Еф. 5:28,29 срав. Быт. 2:23–24 и 3:16 в образе любвеобильно попечительного отношения Христа к церкви, – Еф. 5:29,23 153 ). в) Но вместе с тем этот союз мужа и жены есть чистый и святой (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак, « Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему » ( Быт.38:7–8 ). То, что говорит Иуда, соответствует Моисееву закону! По закону Моисея, если умирает старший брат, но не остался ребенок после него, то следующий, младший брат, должен взять вдову и родить от нее ребенка. Но этот ребенок не будет считаться ребенком младшего, он будет считаться ребенком покойного и носить его имя ( Втор.25:5–6 ). Имя покойного брата будет как бы сохранено, потому что в тогдашнем понимании бездетный – это то же самое, что и мертвый. Помните, как Рахиль говорила: «дай мне детей, а если не так, я умираю» ( Быт.30:1 )? «Иначе я как покойница! Что это: я живу, а детей нет?!» Жизнь – она должна продолжаться! Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь!» Но как ведет себя Онан? « Онан знал, что семя будет не ему (то есть, если ребенок родится от Фамари, то он не будет считаться ребенком Онана, он будет считаться ребенком Ира. – О. С.) , и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему » ( Быт.38:9 ). Своим именем Онан дает название греху рукоблудия, который иначе называется «онанизм». « Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его » ( Быт.38:10 ). Видите, как Господь устраняет ханаанскую кровь, этих детей, рожденных от безымянной ханаанки, имя которой даже не приводится? Двое умерли. Фамарь же, как мы с вами уже установили, по древним преданиям, – потомок Мелхиседека из дома Сима. « И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего (то есть он ее как бы отгоняет в дом ее отца. – О. С.) , пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего » ( Быт.38:11 ). Кто-то может задать вопрос: а зачем нам изучать историю этой Фамари? Фамарь – это праматерь Иисуса Христа! Так же, как и других праматерей со сложными судьбами, таких, например, как Руфь, Вирсавия, мы эту линию чтим. В Рождественские дни как раз вспоминается родословие Иисуса Христа, потому что до Рождества Христова происходила вот эта самая брань – чтобы чистая кровь не смешивалась с нечистой кровью! А если смешение допускалось, то при приоритете религиозных ценностей: как, например, моавитянка Руфь – она приняла веру своей свекрови, прошла гиюр, как это называется в еврейской традиции, и стала духовной дочерью Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; Быт. 43:9 я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни; Быт. 43:10 если бы мы не медлили, то уже сходили бы два раза. Быт. 43:11 Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей Буквально: «возьмите с собою воспеваемое земли сей». Так Английская Комментированная Библия и Отто Герлах. М. Филарет переводит: «лучшие произведения земли». Буквальный перевод, приведённый выше, означает то же самое, т. е. те известные произведения, «которыми земля наша славится и которые восхваляются в песнях». Засуха, как видно, не повредила сбору плодов, чем и может быть объяснено небольшое количество хлеба, которое покупали сыновья Иакова в Египте. и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама О. Герлах даёт еврейские названия упоминаемых в тексте произведений земли, которые мы и приводим здесь. Бальзам – по-евр. Цари – смола от бальзамового дерева. Ср. третий комментарий к Быт. 37:25 . и несколько меду, Мёд, Дбаш (Дваш). О. Герлах полагает, что это не пчелиный мёд, а сгущённый виноградный сок, известный ныне под именем Дибс (рахат-лукум), который и теперь ввозится как лакомство в Египет (Ср. Ист. Египта Брюгша, 1877, стр. 343). стираксы Стиракса, Н’кот или Н’коф – смола стираксового дерева. и ладану, Ладан – по-евр. Лот – благоухающая смола, мирра (cistus ladanifera). фисташков Фисташки, по-евр. Батним; LXX переводчиков передают это слово «теревинф», потому, вероятно, что фисташковое дерево походит несколько на теревинфовое дерево. Слово Батним разъяснено впервые Цельсием, а из новейших – Бохартом. и миндальных орехов; Миндальные орехи, Ш’кедим. Палестина была всегда богата этими плодами. Быт. 43:12 возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 5 1–10. Потомство Рувима. 11–17. Потомство Гада. 18–22. Война колена Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина с арабскими племенами. 23–24. Полуколено Манассиино. 25–26. Отведение трех восточно-иорданских колен в плен. 1Пар.5:1 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева, – он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однако ж, чтобы не писаться им первородными; Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в ( Быт.49:4 ), но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается ( Быт.48:5–6 ), где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел ( Втор.21:17 ). 1Пар.5:2 .  потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа. Сыновья Иосифа не писались первородными потому, что они не обладали данными для такого права первенства, как право власти. Оно основывается на силе, а сильнейшим и по численности, и по влиянию был Иуда ( Быт.49:8 ; Суд.1:2 ), из его же колена происходили и представители власти – цари ( 1Цар.13:14,25:30 ). 1Пар.5:3 .  Сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми. Сыновья Рувима в том же порядке исчисляются в ( Быт.46:9 ; Исх.6:14 ; Чис.26:5–7 ). 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, 1Пар.5:5 .  его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал, 1Пар.5:6 .  его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян. Потомки Иоиля – единственная линия, сохранившаяся в известную эпоху в нескольких поколениях. Семь перечисленных здесь имен встречаются и в других местах Ветхого Завета, но в качестве имен потомков Рувима – нигде. Равным образом неизвестно, от кого происходил Иоиль. 1Пар.5:4 .  Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей, Стоящее после имени «Шемай» еврейские слово «beno» (сын его) LXX поняли в качестве собственного имени Βαναα и потому вставили между Шемаем и Гогом нового потомка Рувима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Р. Ляйнвебер (1845–1921) Жертвоприношение Авраама.      Трудно предположить, что это совпадение… Итак, Книга Бытия сообщает нам, что по смерти Авраама Бог благословил Исаака, и Исаак жил при источнике, при колодце Беэр-лахай-рои. Потом перечисляются имена сыновей Измаила, и мы обратили внимание на то, что здесь впервые в Библии встречаются арабские имена. Таким образом, бытописатель Моисей подчеркивает, что Измаил, сын Авраама,– предок всех арабов. Арабы это знают и очень любят заострять на этом внимание, и, согласно их преданиям, как я вам уже говорил однажды, Авраам принес в жертву не Исаака, а Измаила, то есть они поменяли местами библейских персонажей, потому что каждому хочется быть поближе к такому праведному человеку, как Авраам. И вот мы читаем далее: Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их (Быт. 25, 16). Как и было предсказано праматери арабского народа, служанке Агарь, что великий народ произойдет от нее (Быт. 21, 18). Вот здесь говорится о 12 князьях, которые создают свои племена (родовые линии). И далее мы читаем: Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему (Быт. 25, 17). Сопоставляя с годами жизни Измаила годы жизни Иакова, мы узнаем, что Иаков провел 14 лет, уйдя из дома своего отца Исаака, предположительно, в доме Евера, в его пророческой школе, прежде чем пришел в дом Лавана. Ведь Измаил умрет, когда Иаков покинет отца, как и сказано: И пошел Исав к Измаилу (Быт. 28, 9). Об Евере мы поговорим и чуть ниже… Каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас Ибо хотя хронология событий не всегда соблюдается в тексте, он точен в сути излагаемого. Важно осознавать, что каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Жизнь Измаила была сложной. Это был сын от Агари, он уклонялся от путей истины, но когда совершалось погребение Авраама, мы видим, что он признал первенство Исаака над собой, то есть пережил покаяние. И вот это выражение – и приложился к народу своему … А какой это народ? Его отец – Авраам, сам родоначальник еврейской нации. Но если бы было сказано: «приложился к отцу своему», как Господь наш Иисус Христос учит: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11), – так было бы понятней.

http://pravoslavie.ru/110922.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010