Беседа VII «И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающые по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их» ( Быт.1:20–21 ). 1. Вчера мы достаточно обличили ходивших на конские ристалища, показали им великий вред, какой они потерпели, расточив вдруг духовное богатство, собранное ими от поста, и из великого обилия внезапно повергши себя в крайнюю нищету. Сегодня же употребим более легкий способ врачевания и обвяжем душевные раны так, как бы это были наши члены: ведь и вчера мы приложили более острые лекарства не для того, чтобы только опечалить их и увеличить боль, но чтобы сильным средством достигнуть 38 раны. Так обыкновенно делают и врачи, и отцы: первые прикладывают более сильные лекарства, а как рана прорвется 39 , тогда уже употребляют успокоительные; а отцы, когда видят своих детей бесчинствующими, употребляют сперва сильные обличения, а потом внушения и увещания. Таким же образом и мы вчера сказали сильное обличение, а сегодня побеседуем кротко и будем врачевать их, как свои члены. Как ваше преспеяние сообщает нам более дерзновения, и наше духовное богатство – видеть вас возрастающими в духовном, сияющими добродетелью и воздерживающимися от вредного, так, когда замечаем, что вы протыкаетесь и увлекаетесь дьявольскими обольщениями, исполняемся скорби, и стыд, так сказать, разливается у нас по душе. Подобно блаженному Павлу, «мы тогда живи есмы, аще вы стоите о Господе» ( 1Фес.3:8 ). Итак, как совершенные и разумные, заднее забывайте, а простирайтесь вперед; и возобновив заветы, которые вы поставили со Христом, храните их впредь твердо; здравым рассуждением заключив всякий вход дьявольским козням, последующим усердием смойте нечистоту, приставшую к вам от беспечности; победите неуместную и вредную привычку, размыслив, что зло не в том только, что ходящие туда (на конские ристалища) причиняют самим себе великий вред, но и в том, что служат соблазном для многих других. В самом деле, когда увидят язычники и иудеи, что тот, кто каждодневно бывает в церкви и постоянно слушает поучение, вдруг является там и смешивается с ними, то не сочтут ли нашего (учения) обманом и не возымеют ли такого же мнения обо всем, что есть у нас? Разве не слышишь, как блаженный Павел громогласно убеждает и советует: «Безпреткновени бывайте» ( 1Кор.10:32 )? А чтобы не подумал ты, будто такое внушение его касается только своих, принадлежащих вместе с нами к одному обществу 40 , он прибавил: «и иудеем и еллином», и потом уже сказал: «и Церкви Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В сей паремии (1 Ин. 4:20–21; 5:1–5), читаемой в праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), говорится о несовместимости любви к Богу с нелюбовию к ближним и о силе веры. Гл. 4, ст. 20. Возлюбленнии, аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? Истинная любовь к Богу имеет необходимую связь с любовью к ближним. Где нет любви к ближнему, там нет любви к Богу. Наш ближний есть видимый носитель образа Божия. Даже не возрожденный, естественный человек сохраняет это достоинство ( Быт. 9. 6 ); тем паче оно принадлежит возрожденному благодатью крещения. Но что мы видим, то нам легче любить, чем то, чего не видим, подобно тому, как веровать легче, когда предмет веры пред глазами, чем если бы он не был видим ( Ин. 20:29 ). Чрез чувственное зрение предмет любви производит непосредственное впечатление на душу и живее овладевает ею, чем чрез духовное созерцание. Посему, если бы кто стал уверять, что любит Бога, Которого не видит чувственными очами, но не любит (ненавидит) ближнего, которого видит, тому нельзя верит: он ложь есть. Ибо нельзя надеяться, чтобы не исполняющий легкого, более доступного ему, мог исполнить трудное, менее доступное ему. Ст. 21. И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего. Заповедь о любви к Богу совместно с любовию к ближнему дана от Бога (от Него) в Ветхом Завете и подтверждена Новозаветным Законодателем Сыном Божиим Иисусом Христом. По слову Его, на ней утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:38–39 ). Гл. 5, ст. 1. Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть. И всяк, любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него. В предшествующих двух стихах основание любви к ближнему указано в том, что ближний есть видимый носитель образа Бога невидимого, также в ясной заповеди ветхозаветной и новозаветной о любви к ближнему нераздельно с любовию к Богу. В подлежащем рассмотрению стихе указывается новое основание для исполнения долга любить ближнего, – вера во Христа Искупителя. Кто имеет эту веру, тот от Бога рожден. Чрез крещение, которое есть духовное рождение, верующий во Христа сродняется с Ним и чрез Него с Богом Отцом, делается чадом Его по благодати и следственно братом прочих верующих во Христа, имея общего с ними Отца. Но братьям свойственно любить друг друга по самой природе ради того, что произошли от одного отца. Подобно сему и верующим во Христа, как рожденным от Отца Бога, свойственно любить и детей Его, как братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Глава 10 1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения. Дан.10:1 . В третий год Кира, царя Персидского, было открове­ние Даниилу, который называл­ся именем Валтасара; и истин­но было это открове­ние и великой силы. Он по­нял это открове­ние и ура­зу­мел это виде­ние. По своему характеру откровение было совершенной истиной; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби ( «силы»). Дан.10:2 . В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Дан.10:3 . Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполне­ния трех седмиц дней. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею ( Быт.27:25 ; Ис.22:13 ), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости ( Еккл.9:8 ; Ис.61:3 ; Ам.6:6 ). Так проводил пророк три недели первого месяца ( Дан.10:4 ), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ( Дан.10:12 ), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина ( Дан.9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник ( 1Ездр.3:1–2 ), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе ( 1Ездр.3:12–13 ), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма ( 1Ездр.4:1–5 ). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 Избрание Саула на царство. 1Цар.10:1 .  И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя Господь в царя над наследием Своим]: Доселе в Ветхом Завете упоминалось о помазании святым елеем (для сообщения духовных даров Божих) только первосвященника ( Исх.30:23 ). Но если для успешного прохождения своего служения требует особой божественной помощи пастырь душ человеческих, то не меньшей помощи требует и устроитель земного благополучия людей – царь, который в теократическом государстве (см. примеч. к 1Цар.8:6 ) есть вместе с тем и помощник первосвященника в деле упасения душ вверенного им народа ( Втор.17:14–20 ). «И вот тебе знамение того, что помазал тебя Господь»: душевное состояние Саула требовало какого-либо осязательного подтверждения его богоизбранничества в цари над Израилем ( 1Цар.9:20–21 ). 1Цар.10:2 .  когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: «нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?» «Близ гроба Рахили». Согласно Быт.35:19 , гроб Рахили находится близ г. Вифлеема, к югу от Иерусалима, в пределах Иудина колена. Полагают, что «в пределах Вениаминовых, в Целцахе», была местность, также носившая название Гроба Рахили – из уважения к памяти родоначальницы вениамитян. 1Цар.10:3 .  И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином; «Дубрава Фаворская» не может быть дубравой известной горы Фавор, так как последняя (т.е. гора Фавор) расположена значительно севернее колена Вениаминова, совершенно не по пути Саула в его родной город – Гиву Вениаминову ( 1Цар.10:26 ). Упоминаемая здесь «дубрава Фаворская» (как и «гроб Рахили»), по всей вероятности, название какой-нибудь, неизвестной в настоящее время, местности Вениаминова колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–7. Отведение Даниила и его друзей в Вавилон. 8–17. Их жизнь и воспитание при дворе Навуходоносора. 18–21. Испытание царем мудрости друзей. Дан.1:1 . В третий год цар­с­т­во­вания Иоакима, царя Иудейского, при­шел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Первый отмечаемый Библией исторический факт из жизни пророка Даниила – отведение его в плен Вавилонский (3–6) совпадает по времени с завоеванием Иерусалима Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского». Встречающаяся во всех древних переводах книги Даниила, эта дата расходится с показаниями пророка Иеремии. Последний не знает о взятии Иерусалима Навуходоносором не только в третьем году Иоакима, но даже и в четвертом. Помеченная данным годом его пророческая речь говорит о нашествии Навуходоносора на Иудею, как о событии только еще предстоящем ( Иер.25:1, 9 ). Оно полагает начало 70-летнему плену (11–12); следовательно, является первым по времени вторжением халдеев в Иудею; более раннего (до 4 года Иоакима) не было. К тому же самому выводу приводит сравнение 15–26 ст. той же 25 гл. кн. пророка Иеремии с 46 гл. Подчинение Навуходоносору вместе с иудеями других народов, начиная с египтян, о чем говорит первое место, последует, по указанию второго, после битвы при Кархемисе. И так как эта последняя падает на четвертый год правления Иоакима иудейского ( Иер.46:2 ), то очевидно, что до этого времени Иудея и Иерусалим не подвергалась нашествию вавилонян. Одним из наиболее надежных средств к устранению указанного разногласия считается у экзегетов несколько иной по сравнению с принятым перевод 1-го стиха. Именно, основываясь на том, что еврейский глагол «бо», переданный в настоящем случае фразой: «пришел» ( «в третий год... пришел Навуходоносор»), значит еще «отправиться, начать, предпринять путь» ( Ион.1:3 ; ср. Быт.37:10 ; Исх.6:11 ; Исх.9:1 ; Исх.10:1 ; Чис.32:6 и т. п.), все данное место читают так: «в третий год царствования Иоакима, царя иудейского, выступил (из Вавилона) Навуходоносор к Иерусалиму и осадил его». Пророк Даниил отмечает, таким образом, только начало похода, а затем указывает результат его, не определяя при этом ни времени прибытия Навуходоносора к Иерусалиму, ни продолжительности и окончания осады города. По мнению других экзегетов (Раши, Саадиас), под третьим годом Иоакима разумеется третий год со времени его измены Навуходоносору ( 4Цар.24:2 ). Но подобное понимание несовместимо с библейским выражением: «в третий год царствования Иоакима», – третий год от вступления на престол, но не со времени попытки восстановить независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 21 (1) Как опустошительная буря с юга, Идёт он из пустыни, Из земли страшной. (2) Ужасное видение открыто мне: Грабитель грабит, Опустошитель опустошает. Иди, Элам, Осаждай Мид, Я прекращу все вздохи; (3) Потому что утроба моя переполнилась болью, Муки схватили меня, Как муки – рождающей, Я содрогаюсь от того, что слышу, Трепещу от того, что вижу, (4) Мечется сердце мое, Ужас смущает меня, Ночь моего наслаждения – и та мне страшна. (5) Расставляют столы, Окружают седалищами, Едят, пьют.... Встаньте, князья! Мажьте щиты! (6) Ибо так говорит мне Господь: «Ступай, поставь стража, Что он увидит – пусть скажет». (7) И видит он всадников, сидящих на конях, Всадников – на ослах, Всадников – на верблюдах; И прислушивается он внимательно, Очень внимательно. (8) И кричит по – львиному, с вышки, «Господи! Я стою ежедневно, И на стражу мою выставляют меня всякую ночь (9) И вот что! Едет всадник, Человек, сидящий на коне, Отвечает он и говорит: «Пал, пал Вавилон, И все изваяния богов его, разбитые – на земле». (10) О! молотьба моя И произведение гумна моего»! Что слышал я от Иеговы воинств, Бога Израилева, то и передаю вам. XV Приговор Думе 117 . (11) Кричат мне с Сеира 118 , «Сторож! сколько прошло ночи? Сторож! сколько ночи»? (12) Отвечает сторож: Наступает утро, Но еще ночь 119 . Если вы так настоятельно спрашиваете, То возвратитесь и приходите после. XVI Приговор Аравии 120 . (13) В лесах аравийских ночуйте, караваны Дедана 121 (14) Несите воду на встречу жаждущим, Жители земли теманской 122 , Встречайте со своим хлебом беглецов; (15) Потому что бегут они от опустошения, От меча извлечённого, От лука натянутого, От тягости войны. (16) Ибо так сказал мне Господь: «Пройдёт еще год, Год такой, как наёмничий, И вся слава Кедара 123 исчезнет; (17) Мал остаток стрелков И немного храбрых потомков Кедара». – Так сказал Иегова, Бог Израилев. XVII Приговор долине видений 124 . 117 Одно из названий той части аравийской пустыни, в которой обитали потомки Измаила, сына Авраамова, от Агари, и впоследствии, потомки Исава – Эдома. Дума был шестой сын Измаила. Быт. 25, 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 7 1–6. Всякий человек по своей природе и происхождению немощен, 7. поэтому он нуждается в помощи Премудрости. 8–10. Она для человека ценнее всех благ земных, 11–12. ибо она их виновница. 13–21. В Премудрости неистощимое сокровище всякого рода знания для людей. 22–30. По своему существу и происхождению Премудрость божественна. Раскрытию учения о Премудрости предшествует речь Соломона, устами которого говорит писатель, о том, что он имел общее со всеми людьми телесное происхождение, чувствовал ту же самую беспомощность при рождении, что и все люди и будет иметь один со всеми конец – смерть. Таким началом писатель имел в виду двоякую цель: 1) противопоставить смирение выдающегося и славного царя надменности тех властителей народов, к которым он обращался в предшествующих главах; 2) показать, что не знатное происхождение и не высокое общественное положение дает право на обладание мудростью, она есть дар Божий и каждый человек ее может получить, если просит о том Бога. Прем.7:1 . И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. Прем.7:2 . И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, 1–2 . Соломон вместе со всеми людьми имеет общее физическое происхождение: «потомок первозданного земнородного», т.е. Адама ( Быт. 2:7 ; Сир. 18:1 ; 1Кор. 15:47 ). Даже способ и образ прохождения один и тот же (2 ст. ср. Иов. 10:10 ; Пс. 138:13–15 ). Прем.7:3 . и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, Прем.7:4 . вскормлен в пеленах и заботах; 3–4 . При рождении он обнаружил ту же беспомощность, те же потребности, что и все. Выражение «Ниспал на ту же землю» сопоставляют с Прем. 8:19–20 ст. и видят в нем намек на предсуществование душ. Однако, хотя мысль о предсуществовании душ писателю кн. Премудрости Соломона не чужда, в данном месте находить ее нельзя: контекст речи говорит за то, что выражение «ниспал» указывает только на образ появления человека из лона матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V Озлобление на иудеев со стороны окрестных народов ( 1Мак.5:1–2 ). Победоносный поход на идумеев, веанитян и аммонитян ( 1Мак.5:3–8 ). Бедствия Галаадских и галилейских иудеев от язычников ( 1Мак.5:9–15 ). Снаряжение им помощи ( 1Мак.5:16–20 ). Победы Симона в Галилее ( 1Мак.5:21–23 ). Поход Иуды с Ионафаном в Галаад ( 1Мак.5:24–36 ). Сражение с Тимофеем при Рафоне ( 1Мак.5:37–45 ). Возвращение в Иудею ( 1Мак.5:46–54 ). Несчастный выход Иосифа и Азарии против Иамнии ( 1Мак.5:55–64 ). Победоносный поход Маккавеев против идумеев около Хеврона и против филистимлян ( 1Мак.5:65–68 ). 1Мак.5:1–2 . Когда окрестные народы услышали, что построен жертвенник и возобновлено святилище, как прежде, сильно вознегодовали; и решились истребить род Иакова, живший среди них, и начали убивать и истреблять людей в этом народе. «Окрестные народы…» – это, по контексту речи (ср. 1Мак.5:3 ), именно были идумеяне, сыны Веана, и аммонитяне, издавна питавшие непримиримую злобу на «род Иакова» (теократическое обозначение иудеев). – «Живший среди них…», τος ντας ν μσω ατν, в качестве приложения к предыдущему «род Иакова». 1Мак.5:3 . Тогда Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме, так как они держали в осаде Израиля, и поразил их великим поражением, и смирил их, и взял добычи их. «Сынов Исава…» – старинное обозначение идумеев, ср. Быт.36:10 . – «В Акравиме» – την A­ κραβαττνην – приложение к предыдущему τους υιος σ. εν т. Ιδ. – «Акраваттина» – это не топархия того же имени в центре Палестины на восток от Неаполиса (Сихем) и южнее по Иордану (Ios. Bell. Jud. III, 12, 4, 20; 4, 22, 2; III, 3, 4 и Euseb. Onom. – A­ κραββεν), от имени которой до сих пор один участок земли называется Akrabi или Akrabeh, – но полоса земли в Идумее, так названная, вероятно, от евр. ... – «высоты скорпионов», на юго-восточной границе Палестины ( Чис.34:4 ; Нав.15:3 ). – «Так как они держали в осаде Израиля…» – περιεκθηντο τ. " Ισρ., точнее – «окружали со всех сторон» – не в том смысле, что осаждали их по-военному, но – располагались по границе Израиля и, подобно нынешним бедуинам, постоянно делали набеги на израильские области, угрожая их мирному благосостоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVII Абсолютная правота и правосудие миродержавства Божия должны находить свое отображение в людях. Царственность на земле добра. Пределы терпимости зла. Царственные на земле народы и народы-рабы, этнографический материал. Жезл пастырства в народах. Что составляет душу и дает жизнь царственному народу? Пророчественные слова патриарха Ноя о потомстве своих сыновей в общем обозначают судьбы народов и племен на земле. Точнейшее раскрытие смысла и содержания пророчественных слов патриарха Ноя. Выводы и заключения. Соблюдая добро в мире, ограничивая и сокращая зло, Господь абсолютно праведен в этом Своем промыслительном действии о судьбах рода человеческого. Правда – идеальная и совершеннейшая – есть основание и утверждение царственного в судьбах рода человеческого Престола Божия. «Правосудие и правота – основание престола Твоего, – говорит пророк Давид, – милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Пс.88:15 ). «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его» ( Пс.96:1–2 ). То миродержавное действие Божие, по которому злые воли сокращаются на земле Самим Богом и созревшее до своих пределов беззаконие изъемлется от земли могуществом десницы Божией, должно находить свое отображение и в людях – в их отношении к добру и злу. Если же этого нет в народах и царствах, то настоящее и будущее кончается вместе с оскудением их в добре, вместе с истощением в их общественно-народно-бытовой жизни нравственных начал и вместе с утверждением, следовательно, их волей в злых инстинктах и нравах. Здесь перестает уже быть борьба добра со злом; должна, следовательно, перестать быть и история для таковых народов, ибо история может быть только для таких народов, для которых борьба со злом составляет священное знамя: таков закон Божественного правосудия. Сменяются народы на лице земли в их положениях и в самом их существовании, но не сменяется порядок и миродержавный закон воли Божией в положении и в существовании народов. Закон и порядок существования и положения народов состоят в преклонении народов перед добром и в царственности добра с одной стороны, в отвращении от зла и в сокращении зла на земле – с другой стороны. Царственное положение зла на земле должно приблизить землю к ее уже концу после всемирного потопа ( Быт.8:21–22 ; 2Сол.2:3–4 ). Поэтому политическое отношение племен и народов между собой, определяющееся исторически в государствовании одних и подчинении других племен, имеет в основе своей нравственное превосходство и нравственную силу в устроительстве социальной жизни в порядке добра одних и нравственную немощь, равно и отсутствие должной нравственной силы в устроительстве порядка социальной жизни других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

иерей Вячеслав Зыков Глава 8 Явление Аврааму Бога в виде трех странников. Гибель Содома и Гоморры. Авраам в Гераре. Рождение Исаака и удаление Агари с Измаилом. Союз Авраама с Авимелехом. ( Быт. 18:19, 20 и 21). Вскоре после того, как Авраам свое вступление в особенный завет с Господом Богом запечатлел совершением над собой обряда обрезания, он удостоился явления ему Бога в особенно ощутительном для человека виде, именно – в образе человеческом. Это, так называемое, явление Бога Аврааму в виде трех странников, представляющееся по своей определенности и конкретности единственным в ряду ветхозаветных богоявлений, несомненно, было прообразом новозаветного богоявления – явления во плоти человеческой Господа Нашего Иисуса Христа. Именно это пришествие в будушем во плоти Спасителя имел своей конечной целью тот завет, который поставлялся Иеговой с Авраамом; и поэтому явление Бога Аврааму в образе человеческом было особенной милостью Божией, которая, по разуму человеческому, вполне соответствовала данному моменту: Авраам своими телесными очами видел Того, Который, явясь по прошествии многих веков как потомок Авраамов по плоти, принес благословение всем племенам земным. Время патриархов народа еврейского, как время выделения известной части рода человеческого для особого завета с Богом, помимо общего завета со всем человечеством вообще, было временем наиболее частых богоявлений, которые вместе с тем являлись в этот именно период и наиболее необходимыми, чем в какой-либо другой 581 . То особенное, совершенно изолированное в религиозном отношении положение, в которое ставились патриархи, то чрезвычайное обетование («в семени твоем благословятся все народы земли»), быть хранителями которого они призывались, и, наконец, те опасности, которые со всех сторон угрожали хранению между людьми истинной религии, требовали по отношению к немощной природе человеческой и особенных проявлений божественного промышления, божественного откровения. Поэтому-то начало особого завета Божия с Авраамом и его потомством ознаменовывается и укрепляется обилием богоявлений, завершением которых, в смысле наибольшей доступности природе человеческой, и было явление Бога Аврааму в образе человеческом в наиболее соответствующий этому по ходу событий момент. Сравнительно с бывшими ранее богоявлениями Аврааму и, в частности, сравнительно с предшествовавшим этому богоявлению, когда установлено было обрезание, богоявление в виде трех странников отличается той особенностью, что его удостаивается и Сарра: как праматерь по плоти своего Великого Потомка, в Котором благословятся все народы земли, она и сама непосредственно от Господа получает обетование о рождении от нее сына. Для принятия этого обетования, необходимо было иметь великую веру в Бога, которую и имел Авраам, но недостаток которой у Сарры нуждался в особом ее восполнении и укреплении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010