Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

4. Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поелику вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, - так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, - но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуется ею (Быт.4:1 сл.). 5. Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, - то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжение трех сот лет до своего переселения (Быт.5:21-24 ср. Сир.44:15). 6. А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 7. Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, - и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, - и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт.6:8 сл.). 8. Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. 9. Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, - в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того (Быт.12:1 сл.). 10. Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющаго твердыя основания, коего художник и строитель есть Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Быт.31:53 . Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. Заключительный акт союза – клятва именем Божьим – у Лавана и Иакова совершается различно: у первого в политеистическом, у последнего в чисто монотеистическом, теократическом смысле. Впрочем, упомянув о Боге Авраама и Боге Нахора, как двух различных богах, Лаван затем как бы поправляет себя, употребляя выражение «Бог отца их». «Страхом Исаака» ср. ст. 42. Быт.31:54 . И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. Еврейский толкователь толкует: «заклал животных для пиршества». О совместной трапезе Иакова с Лаваном и его спутниками говорится как здесь, так и выше, в ст. 46. Действительно, еврейский глагол zabach имеет, кроме специально-жертвенного значения, и вообще – закалывать ( 1Цар. 28:24 ; 3Цар. 19:21 ), равно и zebach – не только жертва (обычно жертва мирная), но и трапеза вообще ( Притч. 17:1 ; Иез. 39:17 ). Что здесь речь идет не о жертвоприношении, еврейские толкователи выводят из того, что все примирение Иакова с Лаваном носит характер неискренности. При аналогичном случае из жизни Исаака – при союзе с Авимелехом – имело место только пиршество ( Быт. 26:30 ). Но, конечно, Иаков мог принести и собственно жертву, благодарственную или, как позже в законе Моисеевом она называется, мирную – зебах шламим – ( Лев. 6:12 ): то, что узаконил Моисей, могло и ранее жить в обычае и богослужебной практике народа. Быт.31:55 . И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. Лаван отдает последнюю дань своей родственной нежности к семейству Иакова и, поцеловав внуков и дочерей, возвращается в место свое, по Мидрашу – к идолам своим (Beresch. r. par. 74, s. 365). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что практически на протяжении всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет Его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного Потопа, вызванная тем, что " сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть " (Быт. 6, 2-3). Традиционное толкование говорит, что сыны Божии – это потомки Сифа, верные Господу, а дочери человеческие – каинитки, и смешение этих двух родов привело к гибели древний мир. Помня об этом страшном событии, св. Авраам заставил своего слугу поклясться Богом, что он не возьмет Исааку жену из дочерей Ханаанских (Быт. 24, 3). Точно также и одной из причин отвержения Исава было то, что он взял себе в жены хеттеянок. " И было это в тягость Исааку и Ревекке " (Быт. 26, 35), так что последняя сказала, что она " жизни не рада из-за дочерей Хеттейских " (Быт. 27, 46). Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: " Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих " (Исх. 34, 16) И " тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя " (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала тех, кто нарушал завет Господа. Начиная со страшного поражения в Ваал-Фегоре, когда только удар копья Финееса прекратил поражение, из-за которого погибло 24000 человек (Числ. 25), и в продолжение правления судий, когда Самсон погиб из-за филистимлянки Далиды (Суд. 16), и до страшного грехопадения мудрейшего царя Соломона, чье сердце развратили жены (3 Цар. 11, 3) продолжается борьба за исполнения этой заповеди. И Бог незамедлительно карал тех, кто нарушал Его повеление. Причем заповедь эта ни коим образом не была связана с представлением о чистоте крови. Раав блудница, Сепфора – жена Моисея, Руфь моавитянка, отказавшиеся от своих лжебогов, вошли в народ Божий. Особенно важным эта заповедь стала для свв. Ездры и Неемии, боровшихся со смешением избранного народа с иноплеменниками (1 Ездр. 9-10; Неем.13, 23-29). Слово Божие называет смешанные браки " великим злом, грехом перед Богом " (Неем. 13, 27), " беззаконием, превышающее голову, и виной, выросшее до небес " (1 Езд. 9, 6). Прор. Малахия провозглашает: " вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу " (Мал. 2, 11-12). Не во исполнение ли этого проклятия Божия дети у таких преступников и преступниц становятся безбожниками, а часто и погибают?

http://pravoslavie.ru/120.html

24. И после того, как пришло определенное время, т. е. десятый век после потопа, является Авраам, который ищет того, что принадлежало ему от благословения его предка, и Бога, для него достойного (поклонения). И когда он, по внутреннему побуждению своей души, прошел всю вселенную, спрашивая, где Бог, и, когда он оказался слабым и не достиг своей цели, то Бог сжалился над ним, только тайно искавшим Его, и явился Аврааму, давая ему познать Себя посредством слова, как посредством луча. Ибо Бог говорил с Авраамом с неба и сказал: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12: 1). И он доверился небесному голосу, когда сам был уже в преклонных летах, – так как ему было семьдесят лет и он был женат, – отправился вместе с ней из Месопотамии, взяв с собой Лота, сына своего умершего брата; и когда он пришел в землю, которая теперь называется Иудеей и которую тогда населяли семь племен, потомков Хама, тогда Бог явился ему в видении и сказал: Потомству твоему отдам Я землю сию (Быт. 12: 7). [После этого его потомки оставались в не принадлежащей им земле как пришельцы, подвергались там различным бедствиям, в течение 400 лет терпя скорбь и рабство. И в IV веке они возвратились в обетованную Аврааму страну. Бог же осудил народ, который принуждал его потомство к рабству.] И чтобы Авраам узнал как многочисленность, так и славу своего потомства, Бог вывел его (из шатра) ночью и сказал ему: Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… Столько будет у тебя потомков (Быт. 15: 5). Так как Бог видел непоколебимость и твердость его духа, то Он свидетельствовал о нем через Святого Духа, говоря в Писании: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15: 6). Но Авраам не был обрезан, когда это было засвидетельствовано о нем. А чтобы превосходство его веры было познано посредством знака, то Бог дал ему обрезание как печать веры необрезанности того, кто был в необрезании. Потом от Сарры, от неплодной, по обетованию Божию, у Авраама родился сын Исаак, которого он обрезал, как повелел ему Бог, и от Исаака родился Иаков. Через это наследие Духа разделилось в них, ибо Он называется Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. И Иаков родил двенадцать сыновей, по которым названы двенадцать колен Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

24. И после того, как пришли определенные времена, т. е. в десятом веке после потопа, является Авраам, который ищет того, что принадлежало ему от благословения его предка, и Бога, для него достойного (поклонения). И когда он по внутреннему влечению своей души прошел всю вселенную, расспрашивая, где Бог, и когда он оказался слабым и не достиг цели, то Бог умилосердился над ним, только тайно искавшим Его, и явился Аврааму, давая ему познать Себя посредством слова, как посредством луча. Ибо Он говорил с ним с неба и сказал: " Выйди из твоей земли, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу тебе и поселись там " (Быт. XII. 1). И он в доверии к небесному голосу, когда сам был уже в зрелых летах, так как ему было семьдесят лет и он имел жену, - отправился вместе с нею из Месопотамии, взяв с собою Лота, сына умершого своего брата; и когда он пришел в землю, которая теперь называется Иудеею и которую тогда населялн семь племен, потомков Хама, тогда Бог явился ему в видении и сказал: " Землю эту Я дам тебе и потомству твоему после тебя в вечное наследие " (Быт. XII, 7). [После этого его потомки оставались в не принадлежавшей им земле в качестве пришельцев и подвергались там бедствиям, в течение 400 лет терпя скорбь и порабощение. И в четвертом веке они возвратились в обетованную Аврааму страну, Бог же осудил народ, который принуждал его потомство к рабству]. И чтобы Авраам узнал как многочисленность, так и славу своего потомства, Бог вывел его (из шатра) ночью и сказал ему: " Взгляни на небо и посмотри на звезды в небе, можешь ли ты сосчитать их; таковы будут твои потомки " (Быт. XV, 5). Так как Бог видел непоколебимость и твердость его духа, то Он свидетельствовал о нем чрез Святого Духа, говоря в Писании: " И веровал Авраам, и это вменено было ему в правду " (Быт. XV, 6). Но он был необрезан, когда это засвидетельствовано было о нем. А чтобы превосходство его веры было познано посредством знака, Он дал ему обрезание как печать веры необрезанности того, кто был в необрезании. Потом от Сарры, от неплодной, согласно обетованию Божию, у него родился сын Исаак, которого он обрезал, как Бог повелел ему. И от Исаака родился Иаков; и таким образом первоначальное благословение Снма дошло до Авраама, и от Авраама до Исаака, и от Исаака до Иакова; чрез это наследие Духа разделилось в них; ибо Он называется Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. И Иаков родил двенадцать сыновей, по которым названы двенадцать колен Израиля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: « вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа » (Быт. 20:3). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: « берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого » (Быт. 31:24). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они помазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: « теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив » (Быт. 20:7). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помазание Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался » (Ин. 8:56). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мамврийского, о чем именно и Писание сказало: « и явился ему Господь у дубравы Мамр е» (Быт. 18:1). « И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил » (ст. 16). 3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверонравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, послал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из–за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. « Всякий стебель хлебный истребил », т. е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и прочем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь. « Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф » (ст. 17). Эти слова в одно и тоже время говорят и о злобе братьев, и о мудрости Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:15 ). Справед­ливость постигшего потомков Авраама отвержения подтверждается и тем, что они не устыдились благодеяний, оказанных их предкам, между тем эти благодеяния принесли пользу даже язычникам. В самом деле, праотцы их, говорит, будучи весьма малочисленными и пришельцами, при господствовавшей тогда враждебности между наро­дами и жестокости властителей, безопасно совершали свои путешествия под покровом Промысла Божия. Так, Авраам из земли халдейской переселился в Ханаан, из Палестины в Египет и оттуда в Ге­рар, где после него обитал Исаак; Иаков из Палестины пересе­лился в Египет. И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: «вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» ( Быт.20:3 ). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» ( Быт.31:24 ). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они по­мазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помаза­ние Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мам­врийского, о чем именно и Писание сказало: «и явился ему Господь у дубравы Мамре» ( Быт.18:1 ). " И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил» ( Пс.104:16 ). 3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверо­нравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, по­слал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. «Всякий стебель хлебный истребил», т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и про­чем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2) Сам Христос, по человечеству, повиновался Ей: Лк. 2:51 , исполнял Ее просьбы: Иоан. 2:1–10 заботился о Ней: Иоанн. 19:26–27. 3) Пресв. Богородица – Приснодева: Исаия 7:14; Мф. 1:18–24; Лк. 1:34–35 ; Иезек. 44:2. 4) Наименование «жена» не всегда означает «замужняя», как и «муж» – «женатый»: Исаия 7:14 снеси Гал. 4:4 ; Иоан. 20:13 ; Пс. 1:1 ; Деян. 1:10–11 ; См. ч. 2 п. 4–й. 5) «Братья Господни» – двоюродные Ему и сыновья Марии Клеоповой, сестры Божьей Матери: Иоан. 19:25 ; Мф. 27:55–56; Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 . 6) «Первенец» означает и «единственный»: Исх. 4:22; 13:2 ; а «дондеже» – «после того, как» Исаия 46:4; Быт. 8:7  и Пс. 109:1 . 7) Богоматерь спасает нас Своим ходатайством перед Богом: Иер. 31:22–23 , за что мы и все христианские народы должны всегда ублажать: Лк. 1:46–49 и умолять Ее о заступничестве перед Богом: Пс. 44:13 . О почитании св. мощей и других останков угодников Божьих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор. 6:19–20 ).                         Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божьих, части их тел или же их кости и частицы костей, через которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, например, риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, через которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последних, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1:20  и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лицо его дыхание жизни» ( Быт. 1:26–27; 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010