Нав.11:20 ), то ими обозначается только та мысль, что то же самое ожесточение сердца употребляется Господом и как наказание для человека ожесточенного. Справедливость такого толкования может быть подтверждена примером Хананеев. Народы Ханаана уже во времена Авраама заслуживали наказания Божия; но так как мера беззакония их еще не исполнилась тогда ( Быт.15:16 ), то, при занятии евреями земли Ханаанской, когда время наказания наступило, Господь и попускает ожесточению сердца их выразиться в борьбе с иудеями, чтобы быть при этом окончательно истребленными ( Нав.11:20 ). Насколько различны проявления состояния греховности, настолько же различны, по ветхозаветному учению, и проявления праведности. Наиболее существенными свойствами сей последней признается в нем: хождение пред Богом или постоянное представление о Его вездеприсутствии, что видим в лице Еноха ( Быт.5:24 ), праведность или благоугождение Богу своею жизнью, что видим в лице праведного Ноя ( Быт.7:1 ), вера в Бога и послушание Ему, что видим в лице Авраама ( Быт.15:6 ), уважение к родителям, что видим в лице Сима ( Быт.9:26 ), обещание самопожертвования за жизнь брата, что видим в Иуде, сыне Иакова ( Быт.43:9 ) и ревность к славе Божией, что видим в прославлении Пророка Божия Илии ( 4Цар.2:11 ). Ни одна впрочем из выставляемых Ветхим Заветом праведных личностей не изображается им безусловно праведною. Сам Пророк Божий Моисей, о котором замечено, что его знал Господь лицом к лицу и что такого, как он, не было более у Израиля ( Втор.34:10 ), не был свободен от некоторого недоверия словам Господа. §40. Смерть и бессмертие 358 Смерть, по учению ветхозаветному, есть явление ненормальное. Она есть следствие греха. От древа познания добра и зла, говорит Господь, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Что эта, изреченная Господом, угроза и приведена была, потом, в исполнение, на это указывают следующие слова Божественного приговора: В поте лица твоего будешь есть хлеб, изрекает Господь Адаму, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Уже одно сказание о миротворении выразительно дает понять, что никакого другого бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но все воинство их есть дело Его творения ( Быт.2:1 ). Он есть Господь не только благочестивого потомства Сифа, но и всего происшедшего от Адама и Евы человечества ( Быт.1:26. 5:1 ). Он есть Судия всей земли, наказывающий всемирным потопом и спасающий праведного Ноя с семейством ( Быт.6–7 ). Он дает, в лице Ноя, благословение всему человечеству ( Быт.9:1–17 ). Не только Авраам, но и Мелхиседек именуют Его Владыкой неба и земли ( Быт.14:19:22 ). Он обещает сделать семя Авраама благословением для всех народов ( Быт.22:18 ). Самый раб Авраама клянется Господом, Богом неба и земли ( Быт.24:2–9 ). У Господа, Бога твоего, говорится во Второзаконии, небо и небеса небес, земля и все, что на ней ( Втор.10:14 ). Велик ты, Господи мой, Господи, взывает Давид в книге Царств, ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя ( 2Цар.7:22 ). Чтобы все народы познали, взывает царь Соломон в молитве при освящении храма, что Господь есть Бог , и нет кроме Его ( 3Цар.8:60 ). Подобным же образом говорится и у других священных писателей ( Ис.40:10–11 . Иер.10:6 ). Насколько Бог истинный изображается у священных писателей единым Владыкой неба и земли, настолько боги языческие характеризуются как боги вымысла. Они не суть что-либо действительно существующее, а или явление природы ( Исх.20:4 ), или дело рук человеческих ( Втор.4:28 ). Боги язычников не могут, по словам писателя 3 кн. Царств, ни внимать, ни отвечать тем, которые им молятся ( 3Цар.18:26 ). Все они ничто и дела их ничто ( Ис.41:24 ). Они называются по-еврейски „Элилим“, что значит: ничтожество, призрачность, обман чувств 257 . Пророк Иеремия предостерегает, поэтому, иудеев, чтобы они отнюдь не страшились знамений небесных, как боятся того язычники. Все основанные на таком страхе законы, т.е. религии, суетны ( Иер.10:2–25 ). Ветхозаветное учение указывает даже причины уклонения к многобожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Восстань, Боже, суди землю!… Земля сперва была безвидна и пуста ( Быт.1:2 ), но когда рука Зиждителя привела ее в надлежащее устройство, она была вся добра зело. Грех человека навлек на нее проклятие и за проклятием все беды. Проклята земля за тебя ( Быт.3:17 ), — сказал Господь человеку в начале бытия его. Чем долее человек жил потом, тем более надобно было терпеть земле. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли ( Быт.6:12- 13 ). И воды потопа пришли на землю ( Быт.7:10 ). Земля принесла за людей очистительную жертву и успокоилась, но ненадолго. Вскоре жупел и огонь Содомский ( Быт.19:24 ) возвестили о новом мучении земли за грехи людские. И надолго печальный долг страдать за человека сделался постоянной долей земли. За грех братоненавистного извета (Быт. гл. 37) она потребляется гладом (Быт. гл. 41 45), на ропот недовольных «человеком Божиим» отверзает свою внутренность ( Числ.26:10 ), за идолопоклонство и нечестие сохнет (ЗЦар.18:2). Пророк предсказывал в будущем еще большее зло земле: Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ( Ис.24:3-6 ). Земля и все дела на ней сгорят ( 2Петр.3:10 ), — прибавляет апостол. Земля будет тлеть и гореть, потому что должны истлеть и сгореть дела. Итак всё бедствует земля, и всё бедствует за человека! И теперь своим грехом он беспрестанно нарушает ее богоустановленный чин и порядок, жестокостью и невнимательностью мучит ее жизнь, беспрестанно клевещет на нее, позорит ее, поносит, все свои вины слагает на нее, беззащитную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1 Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21). Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22). Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1). Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям. Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях. Сон Иакова Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

http://pravoslavie.ru/4305.html

Глава 7 1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира. 1Пар.7:1 .  Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в ( Чис.26:23 ), но в ( Быт.46:13 ) третий сын называется Иов. 1Пар.7:2 .  Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот. 1Пар.7:3 .  Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные. 1Пар.7:4 .  У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей. 1Пар.7:5 .  Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 ( Чис.1:29 ) и во время второго – 64 300 ( Чис.26:25 ), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек. 1Пар.7:6 .  У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с ( Быт.46:21 ), где значится десять сыновей, ( Чис.26:38 ) – пять сыновей, с ( 1Пар.8:1 ) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и ( 1Пар.8:1 ) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию ( Чис.36:40 ), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош ( Быт.46:21 ) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай ( 1Пар.8:1 ) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С рождением шестого (и последнего) сына Лия высказывает еще раз надежду на приязнь мужа (у арабов и поныне значение жены растет по мере увеличения числа ее сыновей); в словах ее – обычная в еврейском языке игра слов: «завад» – «зевед» – дал (Бог) дар (сына); «завал» – будет жить (Иаков); от последнего слова – «Завулон» (по блаженному Иерониму – habitaculum). Быт.30:21 . Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. «Дина» – судящая (женский род к слову «Дан», ст. 6). Ничего более не говорится по поводу имени дочери – ввиду меньшего значения женщин в древнееврейских генеалогиях; равно не упомянуты другие дочери Иакова ( Быт. 46:7 ) – по той же причине. Дина же, может быть, родившаяся позже, упомянута здесь, ввиду бывшего с нею в Сихеме приключения ( Быт. 34 ) и для полноты сказания о детях Иакова. Рахиль рождает Иосифа Быт.30:22–23 . И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. «Вспомнил Бог» – на библейском языке значит: послал милость после испытания (ср. Быт. 8:1, 19:29 ; 1Цар. 1:11, 19 ). «Позор» – бездетности (ср. Ис. 4:1, 54:1–4 ; Лк. 1:25 ). Быт.30:24 . И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына. И имя «Иосиф» (как Завулон, ст. 20, и Иссахар, ст. 18) в устах Рахили имеет двоякое производство и значение: «отнимающий, снимающий» (позор бездетства) и «прибавляющий, дающий еще» (т.е. другого сына), – «Бог отнял позор и да прибавит Он другого сына», говорит Рахиль; последнее желание, по раввинам, было пророчеством (Beresch. r. Par. 72:5, 354); оно сбылось в рождении Вениамина ( Быт 35.16–18 ), причем Рахиль умерла. Иаков, собираясь возвратиться в Ханаан, заключает новый договор с Лаваном, снова работает у него 6 лет и, благодаря искусству и хитрости своей, богатеет Быт.30:25–26 . После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и я пойду в свое место, и в свою землю; отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зная, что Он именуется и Ангелом великого совета Отчего, Его, а не другого кого, нарек благословляющим и избавляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков Ангел; но Кого сам призывал, говоря: не пущу Тебе, аще не благословиши мене ( Быт.32:26 ), а это был Бог, как говорит сам Иаков: видех Бога лицем к лицу ( Быт.32:30 ), – Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божию повелению; неоднократно Ангел предшествует народу Божию, чтобы изгнать Амморея и посылается охранять народ на пути; но и это не его есть дело, но повелевавшего ему и пославшего его Бога. Который один может избавлять, кого восхощет избавить. Посему не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: се Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, имже аще пойдеши ( Быт. 28:15 ); опять не иной кто, но явившийся Бог воспрепятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, да не возглаголет ко Иакову зла ( Быт. 31:24 ), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: изми мя от руки брата моею Исава, яко боюся его ( Быт. 32:11 ), и беседуя с женами, говорил: не даде Бог Лавану зла сотворити мне ( Быт. 31:7 ). Посему и Давид не иного кого, но Бога умолял об избавлении: к Тебе, Господи, внегда скорбети ми, воззвах, и услышал мя еси. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива ( Пс.119:1–2 ). Ему восписуя благодарение, глагола словеса песни в семнадцатом псалме в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула, и рече: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой ( Пс.17:1–3 ). И Павел, претерпев многие гонения, не иного кого, но Бога благодарил, говоря: от всего избавил меня Господь, и избавит, наНьже уповахом ( 2Кор. 1:10 ). Не иной кто, но Бог благословил Авраама и Исаака. И Исаак, молясь об Иакове, сказал: Бог мой да благословит тя, и возрастит тя, и умножит тя: и будеши в собрания языков, и да даст тебе благословение Авраама отца моего ( Быт. 38:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

“Но (и в таком состоянии) не презрел человека Милосердый, даровавший ему бытие и блаженное состояние, но первоначально вразумлял его многими способами и призывал к обращению — стенанием и трясением (Быт 4:14), водным потопом и истреблением всего почти человеческого рода (Быт 6:13), смешением и разделением языков (Быт 11:7–8), руководством Ангелов (Быт 18:2 и др.), сожжением городов (Быт 19:24 и др.), прообразовательными богоявлениями, войнами, победами, поражениями, знамениями и чудесами, явлением различных сил, законом и пророками. Всем этим имелось в виду достигнуть истребления греха, разлившегося многоразличными потоками, поработившего себе человека и нагромоздившего жизнь всякого вида пороком, а также — и возвращение человека к блаженному состоянию”, — писал преподобный Иоанн Дамаскин, видя и в войнах милосердный Промысел Божий о человеке. Битва пяти царей против четырёх (около 1900 г. до Р. Х.) …кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт 9:6) Уже описание военных столкновений эпохи патриархов даёт представление о военном искусстве того времени. Четырнадцатая глава книги Бытия сразу предоставляет обильный материал для исследователя стратегии и тактики древнего мира. Первые стихи этой главы вводят читателя в военно-политическую ситуацию в районе Малой и Средней Азии, говоря об альянсах и военных союзах между правителями и подчинёнными им территориями. И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор (Быт 14:1–2). Первый упомянутый в Писании союз — это союз четырёх месопотамских царей Амрафела (Хаммурапи), Ариоха, Кедорлаомера и Фидала. Данные, вскользь упомянутые в Ветхом Завете, скрывают масштаб этого военно-политического объединения, однако исторической науке стал известен документ, описывающий объединительные тенденции того времени в данном регионе, и вот какую оценку даёт им военный историк Е. А. Разин: «Военная мощь нового государства была столь велика, что к Саргону обращались за военной помощью торговые колонии семитов, находившееся в Малой Азии. Ко времени правления внука Саргона I относится первый документально засвидетельствованный военный договор о взаимопомощи, заключённый “Шумером и Аккадом” с царьками государства Элам, находившегося в юго-западной части нынешнего Ирана» 6 . Саргон I правил в XXIV веке до Р. Х., поэтому время правления его внука достаточно близко подходит к рассматриваемому периоду. Упомянутые в документе “царьки государства Элам” с большой долей вероятности ко времени жизни Авраама и составили свой собственный союз, естественно, не без ведома, а может быть и с подачи тогдашнего правителя Вавилона, который в XIX веке до Р. Х. стал новым политическим и экономическим центром в Междуречье.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Быт. 33:19 И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. Кесита. Слово это (говорит митрополит Филарет) употреблено только в двух местах Св. книг: у Иисуса Навина ( Нав. 24:32 ) и у Иова ( Иов. 42:11 ). Хотя в текстах семидесяти, Вульгаты, Сирской Библии и др. употреблено слово «агнец» или «агница», но, по всей достоверности, надобно предположить, что это была монета, тем более, что на сирском языке слово костро и на арабском кастарон означают монетчика и соответствуют слову кесита. (Зап. на Кн. Бытия in loco). Буквально почти то же говорит Англ. Комм. Библия. Быт. 33:20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева. «И поставил жертвенник и назвал его: Бог крепкий, Бог Израилев» (перевод м. Филарета); точно так же переводит Остервальд; Англ. Библия переводит: «и назвал его: Ель-Елоге Израель (Бог, Бог Израилев)», т. е., как поясняет Англ. Библия, отныне Иаков уже не призывает, как прежде, «Бог отца моего», а призывает Его как Бога своего, ибо он вступил в землю обетования. Глава XXXIV. Насилие Сихема над Диной; он предлагает взять её себе в жёны; обрезание Сихемитов; разграбление Сихема; упрёки Иакова Симеону и Левию Быт. 34:1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. Дина, рождение которой упомянуто ранее рождения Иосифа ( Быт. 30:21–24 ), должна была быть несколько старше его. Когда Иосифа продали братья его, ему было 17 лет ( Быт. 37:2 ); вероятно, это последнее событие имело место года через два после несчастия Дины. Стало быть, Дине должно было быть более 15 лет (Английская Библия приводит этот расчёт против мнения Туха, который предполагал, что Дине было только 6 или 7 лет). Книга Яшар, также и Фл. Иосиф (Antiq. I. 21), говорит, что у сихемитян бывало особое празднество молодых девушек, на которое, естественно, пошла и Дина. Быт. 34:2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. Быт. 34:3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Предметом творения пятого дня являются рыбы, птицы и земноводные. В этот день «воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты, и из воды в то же время взлетели в воздух птицы» 15 . Здесь вторично употребляется слово бара (см.: Быт. 1:21 ), так как речь идет о новом виде творения – душе живой (ср.: Быт. 1:20 ). Шестой день (Быт. 1: 24 – 31) Предметом творения шестого дня являются домашние и дикие животные, пресмыкающиеся и человек. Творение человека предваряется особым Советом, в котором участвуют все Лица Святой Троицы, о чем свидетельствует не только обращение Бога к Себе во множественном числе (по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 )), но и наименование пророком Исайей Сына Божия Великим Советником (ср.: Ис. 9:6 ) и осознание ветхозаветными людьми того факта, что человека Дух Божий создал (ср.: Иов. 33:4 ). По мысли многих святых отцов, в Троическом Совете произошло предопределение и дальнейшей участи человека – вплоть до его искупления и воссоздания в Богочеловеке Иисусе Христе. При творении человека в третий раз употребляется глагол бара, так как создается нечто новое, не бывшее прежде. Человек, венчая все творение Божие, принадлежит всем его трем уровням, каждый из которых создавался творческим словом Божиим: материальному миру (плоть), животному (душа) и духовному (дух). Такое постепенное создание человека красочно описывает святитель Кирилл Александрийский : «Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностию своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и Животворящим Духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ) " 16 . Об этой цели свидетельствует и различие, проведенное в описании творения человека между понятиями «образ» и «подобие» Божий. Определение Троического Совета: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) заключается указанием на то, что сотворил Бог человека по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Согласно святоотеческому пониманию, словом по образу означается сила ума и сила свободы и словом по подобию – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно 17 . «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010