Значение имен невесток Ноемини понимается неодинаково. Орфа (евр. Orpah, LXX: Ορφ), по Мидрашу (s. 19), названа так потому, что поворотила спину (oreph) своей свекрови, т.е. оставила ее ( Руф.1:14 ; ср. Иер. 2:27 ); Гезениус производит это имя от арабского корня urf – «грива», Симонис сближает с ophrah – «лань». Руфь (евр. Ruth) в Талмуде (Baba Batra 14, b.) толкуется: «услаждающая» (от глагола ravah): «ибо от нее произошел Давид, который услаждал Святого псалмами»; в Мидраше (s. 19): «оказавшая внимание» свекрови (от глагола raah, видеть, воззреть); но наиболее принято (Гезениус, Гейгер, Филиппсон и др.) производство от геа – ближний, женский род reuth, ближняя (т.е. близкородственная, любящая в отношении Ноемини); последнее производство имеет за себя чтение сирского перевода (Reuth). Женитьбу на иноплеменницах и идолопоклонницах ( Руф. 1:15 ), запрещенную законом ( Исх. 34:16 ; Втор. 7:3 ), ср. относительно моавитян ( Втор. 23:3 , Суд. 10:6 ), таргум и вообще иудейское предание считает причиной ранней и бездетной смерти Махлона и Хилеона, хотя, ради высокого значения праматери Давида Руфи, полагает, что запрещение ( Втор. 23:3 ) принимать в общество Иеговы моавитян относится к мужскому полу этой народности; как видно из Руф. 1:16 , Руфь приняла веру Израиля уже по смерти мужа и по возвращении Ноемини в Вифлеем. Десять лет продолжался, вероятно, голод в Израиле, и столько же длилась супружеская жизнь сыновей Ноемини (ст. 4). Руф.1:6 .  И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей моавитских, ибо услышала на полях моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. Руф.1:7 .  И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, После смерти Махлона и Хилеона семья обеднела. Тогда Ноеминь узнает, что Иегова, по мере верности или неверности Ему Израиля посылавший ему плодородие и голод ( Втор. 28:47–48 ), «посетил», «пакад», (ср. Быт. 21:1 ; Исх. 4:31 ; 1Цар. 2:21 ), т.е. милостью – дарованием урожая хлеба, и немедленно оставляет моавитскую землю и направляется, в сопровождении обеих невесток, в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ч. древнейшим болгарским 3-й четв. XIV в. (РНБ. F. I. 461), положенным в основу издания (Книга на пророк Иезекиил с тълкования/Изд. подгот. от Л. Тасева, М. Йовчева. София, 2003. (=Старобългарският превод на Стария Завет; Т. 2)). В кон. XV в. этот перевод был включен в состав Геннадиевской Библии и в дальнейшем послужил основой всех печатных изданий Библии, начиная с Острожского 1581 г. А. А. Турилов Каноничность книги Кумран. находки свидетельствуют о почитании И. п. к.: среди рукописей Мёртвого м. имеются фрагменты 7 свитков этой книги (для сравнения: из Книги прор. Иеремии - 6 фрагментов, Книги прор. Даниила - 8 фрагментов); кроме того, мн. исследователи отмечают, что И. п. к. имела очень большое значение для экзегезы, часто цитировалась и комментировалась в кумран. документах. Ряд раввинистических текстов свидетельствует о том, что канонический статус И. п. к. подвергался сомнению. Основание для таких сомнений давали главы 1 и 8, содержавшие видение божественного трона (вместе с Быт 1 эти тексты считались мистическими, знакомство с ними для обычного человека могло стать губительным); гл. 16, в составе к-рой оскорбления Иерусалима как блудницы; текст глав 40-48 о храме и богослужении, противоречащий предписаниям законов Пятикнижия. Согласно Вавилонскому Талмуду (Хагига 13а), раввины стремились запретить И. п. к. на том основании, что чтение Иез 1 опасно, однако Ханания бен Хезекия отверг этот запрет. В Талмуде названа еще одна причина, по которой предлагалось исключить И. п. к. из канона: она противоречит законам Пятикнижия (Менах 45а). В Мишне (Мегилла 4. 10) запрещено включать Иез 1 и 16 в традиц. гафтарот - отрывки из пророков, читаемые в субботу после отрывка из Пятикнижия. Синагогальная практика показывает, что по крайней мере в обозримое историческое время этот запрет не соблюдался. Положение И. п. к. после Книги прор. Иеремии в каноне не во всех средневек. евр. кодексах Писания одинаково; существовала др. традиция, помещавшая И. п. к. после Книги прор. Иеремии и перед Книгой прор.

http://pravenc.ru/text/293579.html

15. Что художник, который живописует на стенах воду, однакож не может тою водою утолить своей жажды; тоже и слово не оправданное деятельностию. Кто говорит о добродетели, что сам испытал на деле, тот так же передает сие слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытыя трудом своим. И кто из собственнаго стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста своя, говоря духовным чадам своим, как престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: аз же даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у Амореев мечем моим и луком моим (Быт. 48, 22). 16. Прекрасно сказал некто, что страх смертный печалит мужа, осуждаемаго своею совестию; а кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни. 17. Если что либо глубоко сочеталось с душею твоею, то почитай сие своим стяжанием не на этот только век, но верь, что оно пойдет с тобою и в век будущий. И если это что либо доброе, веселись и благодари Бога в уме своем; если же это нечто худое, то печалься и воздыхай и старайся освободиться от сего, пока ты в теле. 18. Содержи всегда в уме тягчайшия скорби скорбящих и озлобленных, чтобы самому тебе воздавать должное благодарение за малыя и ничтожныя скорби, бывающия с тобою, и быть в состоянии переносить их с радостию. 19. Во время охлаждения и разленения, представляй в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив о всем, даже до малости; какой показал подвиг, с какою ревностию сопротивлялся тем, кои хотели положить препону шествию твоему. Таким воспоминанием душа твоя опять пробудится, как бы от глубокаго сна, облечется снова пламенем ревности, как бы из мертвых возстанет, и горячим противоборством диаволу и греху возвратится в прежний свой чин. 20. Деятельность крестная двояка: одна состоит в терпении плотских скорбей (телесных лишений, неизбежных в борьбе со страстями), и называется деятельностию собственно; а другая заключается в тонком делании ума, в Божественном размышлении, и в пребывании в молитве, и т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1954...

Для того чтобы оценить богословие «двух мистик», необходимо, с одной стороны, рассмотреть взаимоотношения понятий ума и сердца, с другой – поставить вопрос о природе божественной благодати, о взаимоотношении ее с умом человека. Действительно ли божественная благодать есть для человека нечто внешнее? Как понимали обожение святые отцы? «Когда единичный ум бывает тройственным, пребывая единичным, – пишет святитель Григорий Палама,– тогда он соединяется с Богоначальною Тройческою единицею ( ταν τ νιαον το νο γνηται τρισσν, μνον νιαον, ττε συνπτεται τ θεαρχικ τριαδικτ μονδι) < … > . Бывает же единичный ум тройственным, пребывая единым в возвращении к себе самому и в восхождении чрез себя к Богу» (Γνεται δ τ νιαον το νο τρισσν μνον νιαον ν τ πρς αυτν στροφ, κα τ δι " αυτο πρς θεν νοδ) [ix] . В слове о человеке святитель Игнатий (Брянчанинов) так описывает обожение человека: «Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению быть храмом всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть Умом Божиим(1 Кор. 2. 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим(1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6.17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5. 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества! (2 Пет. 1.4) Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати!» [x] Здесь святитель Игнатий, продолжая мысль святителя Григория Паламы, говорит об обожении триединого ума человека. Безусловно, обоживается прежде всего ум человека. Хотя благодать Святого Духа достигает и тела, но главное изменение происходит в уме. Ведь человек — это не тело, это прежде всего ум. «Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, – говорит преп. Никита Стифат, – но по мысленному естеству ума (τς νοερς φσεως το νο), не описуемаго телом, долу тяготеющим» [xi] . Изменяется ум — изменяется весь человек. Это хорошо подтверждает сама наша жизнь. Бывает, что мы встречаем знакомого нам человека в состоянии крайней подавленности или, наоборот, сильного воодушевления и не сразу узнаем его – он весь меняется. Подобное происходит и тогда, когда человек неожиданно меняет свое мировоззрение. И если это мировоззрение оказывает сильное действие на человека, то в его жизни может измениться буквально все: одежда, жестикуляция, внешний быт, даже лицо человека приобретает новые черты. Человек может быть старым, но имея младенческий ум, становится похожим на ребенка. И, наоборот, когда человек в силу определенных обстоятельств, например, попав в условия военных действий, рано взрослеет в понятиях о жизни, тогда он может выглядеть намного старше своих лет.

http://bogoslov.ru/article/3415902

Исх.32:11 .  Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, Исх.32:12 .  чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; Исх.32:13 .  вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям ( Исх.32:11 ), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» ( Втор.11:28 ). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетовании. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще ( Быт.48:19 ), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета. Исх.32:14 .  И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. Грозное определение отменяется только до времени ( Исх.32:34 , Чис.14:22 и др.). Исх.32:15 .  И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; Исх.32:16 .  скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. Исх.32:17 .  И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Исх.32:18 .  Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не кажется уместным присутствие в учебнике ОПК западноевропейской легенды про Марию Магдалину и покрасневшее яйцо (эта поздняя - не ранее 14 века - и локальная католическая легенда подается как «христианское предание» с. 142). Этим же словом - " предание " - почему то именуется и рассказ Евангелия (о землетрясении в минуту смерти Спасителя) (с. 36). Поверхностным и даже граничащим с кощунством представляется толкование Муравьевым слов Христа «имеющий уши, чтобы слышать, пусть услышит»: якобы эти слова «Христос сказал о неписаных преданиях», к числу которых относится крестное знамение, поклоны, одежда христианина (с. 19). Многократно сделанный Христом проповеднический акцент лишь однажды стоит в соседстве с темой преданий. Но - как! «...устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 7, 13-16). Не менее странен комментарий к иллюстрации на стр. 25: «Во второй день творения Бог, согласно Библии, сотворил твердь, то есть землю». В Библии сказано иначе : «И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1.8). Есть корявости: «душа важна для православных христиан» (с. 43). «Бог для православных христиан очень близкое существо» (с. 25). «В православной культуре любовь имеет большое значение» (с. 48). Есть просто странные фразы «В Библии говорится: начало премудрости - страх Божий . Это значит, что со временем христианину открываются тайны Бога» (с. 19). Я не знал, что синонимом «страха Божия» является время. Конечно, бывает, что мудрость приходит с возрастом. Но иногда возраст приходит один... Есть сюсюканье - «Посмотри вокруг себя: ты видишь мир! Люди много знают о мире - вон сколько наук создали!» (с. 26).«Тут началось нечто совсем странное. Внезапно, как рассказывает Библия, Христос пришел в гости к своим ученикам как ни в чем ни бывало, потом еще и еще!» (с. 36).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Русские исследователи тоже расходились во мнениях. Еп. Агафангел считал, что книга Иова написана во время Моисея; еп. Ириней и проф. П. Юнгеров полагали, что книга написана перед вавилонским пленом, а архиеп. Рижский Филарет (Филаретов) в своем солидном исследовании о книге Иова высказывал мнение об ее послепленном происхождении. Мнение о позднем, послепленном происхождении кн. Иова обычно подтверждают тем, что язык ее содержит много арамеизмов, а в содержании проводится пророческая идея личной ответственности человека перед Богом, впервые возвещенная Иеремией и Иезекиилем. Кроме того, признаком послепленной эпохи считается критикой учение об ангелах и о сатане. В книге пророка Захарии (3:1) и в 1 Паралипоменон (21:1) сатана изображается такими же чертами, как и в книге Иова. Приведенные разногласия библеистов свидетельствуют о трудности определения даты и автора кн. Иова. Наиболее вероятным следует признать мнение о допленном происхождении ее, основанное на следующих аргументах: а) Праведный Иов упоминается в книге пророка Иезекииля вместе с двумя другими великими праведниками древности, Ноем и Даниилом: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» ( Иез. 14:14 ). б) Учение кн. Иова об ангелах и сатане в действительности не является признаком ее послепленного происхождения, так как вполне согласуется с древним учением об ангелах в кн. Бытия (28:12; 32:1; 48:16); Исход (33:1–3); Царств ( 3Цар. 22:19 Псалмах (33:8; 90:11) и во всем Ветхом Завете. Идея злого духа встречается на первых же страницах Ветхого Завета в повествовании о грехопадении и будущем спасении прародителей ( Быт. 3 ). в) О древности книги Иова свидетельствует оригинальный текст ее, который содержит много темных мест, вероятно, вследствие большой древности этого текста. В переводе 70-ти, составленном в III – II вв. до P. Х., текст книги Иова значительно сокращен, по-видимому, по причине трудности перевода. Наличие же арамеизмов в еврейском тексте Иова можно рассматривать как признак работы соферов-книжников, возможно, старавшихся прояснить древний текст книги, заменяя устаревшие и малопонятные слова современными им арамейскими словами. Вопрос единства автора книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Ст. 13. Безместная (неуместное) бо видети не хощет Господь: Сам бо Вседержитель зритель есть творящих беззаконная, и спасет мя. Так как Господь все содержит в Своей власти и с беспредельных высот неба зрит все Сам; то Он видит и «неуместное» – что несовместно с предопределенным Его планом, несогласию с определением Его воли, что не соответствует человеку, созданному по образу и подобию своего Творца. И, не желая видеть «неуместное». Господь премудро устраняет оное, карает беззаконных и спасает ревностно-чтущих Его всесовершенную волю (ср. гл. 34, ст. 21 – 28). Ст. 14 – 15 а. Судися же пред ним (Богом), аще можеши похвалити Его , яко же есть и ныне (т. е. как должно и теперь) . 49 Яко несть посещаяй гневом своим, и не позна прегрешения коего-либо зело. Проникнутый глубоким благоговением ко всесовершенному правосудию Божию, Елиус предлагает Иову совет: пусть Иов представляет совершающийся над ним суд Божий, но пусть в тоже время помнит, где обитает его Судия, пусть исповедует всеведение сего Судии и вместе достойно восхваляет правосудие Божие, которое всегда сопровождается Его неисповедимою благостью, ибо Господь никогда ни одного прегрешения человека не судит по всей строгости. Таково действие правды Божией: Сам Бог благоволил дать ведение человеку от начала мира, обновлённого действием потопа (Быт. гл. 8, ст. 21). Так милостив Господь в суде своем над всеми людьми, так Он милосерд и в суде над Иовом. Ст. 15 б. Иов же всуе отверзает уста своя, неведением словеса отягощает. По убеждению Елиуса, Господь потому не слушает Иова, что он, хотя громко и продолжительно, но неосновательно высказывает свою жалобу на определение суда Божия: надменно равняя себя с Богом, Иов недостаточно представляет себе всесовершенство правосудия Божия; это неведение делает слова его столь несправедливыми и тяжелыми, что у слушателей не достает терпения их выслушивать (ср. гл. 32, ст. 14. 16 – 19): в душе их само собою возникает обличение резкой неправды говорящего. 48 Союза и, стоящего в конце стиха 12-го, нет в еврейском текст и во всех древних рукописях греческих. Он опущен и в издании Штира и Тэйле, 1864 года

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Татьяна 4 февраля 2012, 00:21 Надо всем вместе защищать наших детей и не бояться резких высказываний сейчас идет агитация по поводу ювинальной юстиции опять хотят поближе к детям забрать у родителей даже не особо вникая и в дет. Дом там легче использовать детей и не верю Астахова новые должности опять деньги так проще не понимаю я вас 29 января 2012, 18:43 у нас в епархии священник манерный, епископ об этом знает. в храмах есть " такие " пономари и певчии. может внутри церкви сначала чистку провести? евгений 27 января 2012, 21:01 педерастов при советской власти,садили в тюрьму,по 121 статье..и отношение к ним было в обществе,презрительное...и не дай Бог,кого-то обозвать педерастом,как говорится,за педераста,ответишь...так было..для меня это так и осталось,и,думаю,наше поколение,в большинстве своём,так думает...как же получилось,что это мерзкое явление стало повседневностью?неужели мужик,превратился в бабу..даже тошно от этого..не знаю как вы,а мы,раньше,педерастов просто били,и показывали им,их место...очень действенно. Галина Шуркина 22 января 2012, 21:59 Русь Святая, храни Веру Православную! «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь» (Быт.19,24) ПРАВА СОДОМА Рекламой низменных страстей Развращать своих детей – Как отвратительно, как гнусно! И как печально, больно, грустно Смотреть на то, как подменяют Понятия и называют Правами человека то, Что делать стыдно и грешно. «Имею право воровать!» – Иной ведь может так сказать. А разве не ворует гей? Он похищает у людей Семью, здоровье, портит нравы И говорит: «Имею право!» Тут возмутятся педофилы: «Все по согласию ведь было! Пора и детям дать права На все их личные дела, Нельзя же ущемлять детей, Права должны быть у людей! Пусть каждый так живет, как хочет, Кому-то нравится ведь кочет, Кому-то – «шведская семья», И плачет матушка Земля… Нет, нужно зло остановить, Иначе можно развратить Все население планеты; Пора и желтые газеты С рекламой мерзкою борделя Закрыть властям уж, в самом деле! 2011г. Роман 19 января 2012, 16:48

http://pravoslavie.ru/49973.html

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава и оказавшему существенное влияние на последующую богослужебную традицию, 1 янв. совершается праздничная служба: на вечерне кафизма опускается, на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6: 3 стихиры - О. Г. и 3 стихиры-подобны - свт. Василию; совершается вход; на стиховне - 3 самогласна свт. Василию, а на «Слава, и ныне:» - самогласен О. Г. Отпустительный тропарь назначается только свт. Василию. На утрене указана только одна кафизма, после нее - седален праздника; канон авторства Феофана 2-го гласа: 2 тропаря О. Г. по трижды - на 6, а святому - на 8; по 3-й и 6-й песнях - песнопения свт. Василия; стихиры на хвалитех; на стиховне самогласен О. Г. и стихиры свт. Василию. На литургии - прокимен Пс 48. 3, Апостол - Кол 2. 8-12, аллилуиарий Пс 79. 1, Евангелие - Лк 2. 20-21, 40-52, причастен Пс 111. 6 (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-372). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 1 янв. совершается торжественное богослужение: на вечерне рядовая кафизма отменяется (за исключением случая, если 1 янв. выпадает на воскресенье), на «Господи, воззвах» стихиры поются на 8 (сами стихиры уже известны по Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам); назначаются 3 паремии: из Быт (начало с 17. 1), Нав (начало с 5. 2) и Притч (начало с 10. 31); указан отпустительный тропарь О. Г. 1-го гласа Ο θρν πυριμρφ ν ψστοις καθμενος (            ); на утрене вместо рядовых кафизм назначаются особые антифоны (Пс 14, 111, 131), а также степенные псалмы и антифоны , прокимен Пс 88. 8, Евангелие свт. Василию - Ин 10. 9-16, канон, кондак (только свт. Василию), стихиры на хвалитех, великое славословие ( Arranz. Typicon. P. 90-91); на литургии прокимен, аллилуиарий и чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе. В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 183-184) и Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. Л. 75б - 76б) - 1 янв. указано совершать службу с полиелеем ; в целом гимнографический состав последований тот же, что и в Типиконах студийской эпохи, причем отпустительные тропарь и кондак все еще назначаются только свт. Василию; на вечерне состав паремий меняется: вместо Нав читается Притч (начало с 8. 22); в Типиконе Сербского архиеп. Никодима авторство общего канона О. Г. и свт. Василию приписывается Стефану и Иоанну Монаху, а не Феофану Начертанному, как в Евергетидском Типиконе. Если 1 янв. выпадает на воскресный день, совершается всенощное бдение , причем воскресные песнопения имеют приоритет.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010