I. Необходимость таинства крещения для всех – 1. Засвидетельствовал Сам Христос Спаситель, когда сказал: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры. осужден будет ( Мк. 16:16 ). 2. Засвидетельствовали св. Апостолы. Св. Петр, после того, как многие из слышавших его первую проповедь умилились сердцем и вопрошали его и прочих Апостолов: что сотворим, мужие братие? отвечал: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа ( Деян. 2:37, 38 ). И вообще считал крещение столько необходимым для всякого, что преподавал его даже тем, которые до крещения удостоились получить дары Св. Духа ( Деян. 10:45–48 ). II. Если же, таким образом, крещение необходимо для всех людей, как единственная дверь в Царствие Божие: то это таинство должно быть преподаваемо не только взрослым людям, но и младенцам, вопреки лжеучению некоторых сектантов (анабаптистов и друг.) Ибо – 1. И младенцы способны к Царствию Божиему, к освящению от Духа Святого. Оставите детей, – говорил Спаситель ученикам Своим, – и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство небесное ( Мф. 19:14 ). Бывали случаи, когда Бог освящал и исполнял младенцев Духом Святым еще от чрева матери, например Иеремию ( Иер. 1:5 ), Иоанна Предтечу ( Лк. 1:15, 41 ). 2. И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в Царствие Божие, как только через крещение. Известно изречение Спасителя: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие. Рожденное от плоти плоть есть ( Ин. 3:5 ; снес. Рим. 5:12, 18 ). 3. В Ветхом Завете обрезание, через которое Израильтяне вступали в завет с Богом, совершаемо было, по повелению Его, и над младенцами ( Быт. 17:12 ). Но обрезание ветхозаветное было прообразом таинства крещения, через которое мы вступаем в завет с Богом в Новом Завете ( Кол. 2:11, 12 ; Гал. 3:26–29 ). След. если в Ветхом Завете Сам Бог признавал и младенцев способными ко вступлению в завет с Ним: то почему же лишать их этого блага в Новом Завете?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XIII.2. Ведь те, которые тщательно исследуют христианство, прежде всего стараются познать совершенную волю Божию; для исполнения заповедей Господних они, с верою и упованием на (блаженную) цель, прилагают (много) усердия, трудов и усилий, подвизаясь великим борением; они надеются достичь и обрести (вожделенное) упокоение; в вере и благодати Христовой стремятся они (развить свою) склонность к добродетели, побуждаемые к совершенству словами Господа и апостолов. Таковые (подвижники) приносят (духовный) плод и стяжают (духовную) прибыль тремя вещами, получая назидание и пользу (душевную) тремя способами. XIII.3. Во–первых, они, как верные рабы, считают слова Господа и апостолов за подлинные (глаголы) Божий. Во–вторых, они, устремляя взор свой к цели христианства и сознавая высоту своего призвания, усиливаются быть мужественными и благородными; твердо, постоянно и непрестанно они трудятся, состязаются и борются, устремляясь к блаженному упованию любви и совершенства; не позволяют они себе расслабляться, зная о том, что цель их возвышенна. В–третьих, они, имея пред очами цель совершенства и веруя в истинность глаголов Господних, надеются на то, что искренне посвящающий себя служению Богу может достигнуть (великой) степени бесстрастия и свободы. Ибо к такому блаженству звания (христианского) призывает Господь следующих по стопам Его, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), — этими словами Он научает относительно того, что мы должны стать (обителью) совершенной чистоты. Этой чистотой обладала душа, сотворенная вначале по образу и подобию (Божиему) (Быт. 1, 26), и она же созидается (ныне) в верующей душе действием (Святого) Духа, согласно сказанному: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12). И Господь, показывая восстановление тех, которые поспешают к совершенным степеням (христианской жизни), и молясь о них, сказал: «Отче! освяти их во имя Твое» (Ин. 17, 11, 17); еще Он изрек: «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17, 24). Также Апостол говорит: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол. 1, 28), и: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Наконец, третьи места Ветхого Завета говорят порознь о личности и божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы, упоминая притом самые имена их, например:    а) о личности и божестве Отца и Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7), или: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (Пс. 109:1), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (3);    б) о личности и божестве Святого Духа, как и двух первых Лиц: и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис. 48:16); и почиет на нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Господень, (Дух Всевышнего), дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3); или: Дух Господа Бога на Мне, говорит сам Мессия, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы (Ис. 61:1; срав. Лук. 4:18-21, также Быт. 1:2; Пс. 32:6). Не должны ли были все эти и многие другие подобные места внушать Иудеям, что в Боге не одно лице, а есть у Него и Сын, есть и Дух Святой?    И нет сомнения, что древние Иудеи — а) имели понятие о Пресвятой Троице, по крайней мере, некоторые достойнейшие и в некоторой степени: доказательства — у их парафрастов, в их каббале и талмуде, в писаниях их раввинов;    б) имели понятие о Сыне Божьем и о Святом Духе, как Лицах Божеских, и об Их единосущии с Отцом, хотя не вполне ясные и определенные: доказательства — там же.    А почему не вполне ясные, почему угодно было Богу открыть в ветхом Завете таинство Пресвятой Троицы только в некоторой степени, — это скрывается в планах Его бесконечной премудрости. Богомудрые учители полагали тому преимущественно две причины:    а) одну в свойстве вообще человеческой природы, ограниченной и поврежденной, которую надлежало возводить к познанию высочайших тайн откровения только постепенно, по мере раскрытия и укрепления ее сил и приемлемости: «небезопасно было, рассуждает святой Григорий Богослов, прежде нежели исповедано божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели призван Сын (выражусь несколько смело), отягчать нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет; надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, восхождениями, поступлениями от славы в славу и преуспеяниями;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   Что есть сущего, чего не знает человек?    Даже некие образы сущности Божественной Господь благоволил нам («отчасти и... гадательно» (1 Кор. 13:12)) открыть, а в Воплотившемся Христе — и явить воочию нашею!    Лишь не-сущего — зла, греха — он может не узнать. Того, что не имеет собственной сущности. Того, что совершенно невидимо, что прячется за сущностями других, чтобы обольстить, связать своими сетями и лишить, в конце концов, сущности — святости! — и самого плененного человека, так, как были пленены не-сущим, скрывшимся под личиной живого существа — змея, — праотцы Адам и Ева (См.: Быт. 3:1—19).    Какое же средство применить, чтобы открыть это не-сущее?     «Вера, — говорит апостол, — есть... обличение вещей невидимых» (Евр. 11:1).    Верою познаем мы даже невидимого и не доступного зрению (Ин. 1:18); также: 1 Ин. 4:12; 1 Тим. 6:16. И хотя пророки — например, Исаия или Амос — иногда говорили: «Видел я Господа» (Ам. 9:1), это было не непосредственное видение, а откровение, некий образ, который посылал Господь, — ведь непосредственное и очень ограниченное видение Себя Господь, по великой милости Своей, даровал лишь Моисею (см.: Исх. 33:18—34, 8), и «не было, — сказано, — более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). и познанию Бога — в ту меру, в которой Он благоволил дать нам такое знание.    Истинная вера поможет нам обличить, вывести на свет то невидимое не-сущее, не имеющее в себе существа и жизни, что всеми силами своими стремится не дать нам стать истинными чадами Божиими, — ведь «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).    Помни, душа моя, что неоднократно говорил Господь наш Иисус Христос: «Вера твоя спасе тя» (Мф. 9:22; Мк. 5:34, 10:52; Лк. 7:50, 8:48, 17:19, 18:42).    Такая вера, которой «не нашел Господь в ветхом Израиле» (Лк. 7:9), о коем сказал Он: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     Когда первый мир был уничтожен водами потопа, Господь, давая человечеству еще один шанс, пообещал, что «не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11), и в знамение этого завета воздвиг на небесах радугу. Однако впоследствии люди перегнали в своем развращении допотопный уровень, и более чем тысячу лет спустя библейские пророки начинают тревожно говорить о том, что всеобщее наказание за грех будет, но осуществится оно с помощью уже не воды, но огня. Один за другим возвещают это библейские авторы, как бы намекая на то, что беззакония последних времен уже нельзя будет смыть водой, они могут быть лишь выжжены огненным пламенем. «Вот, придет Господь в огне... Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью», – предостерегает Исаия (Ис. 66:15-16). «Огнем ревности Моей пожрана будет вся земля», – пророчествует Софония (Соф. 3:8). Самый великий из рожденных женами, последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Завета Нового – Иоанн Креститель, – проповедуя о грядущем Мессии, говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3:16-17). Сам Мессия в Своих проповедях тоже упоминает этот страшный образ огненного суда. Он говорит людям о геенне огненной, где червь не умирает и огонь не угасает (см. Мк. 9:47-48), и предупреждает, что «всякий огнем осолится» (Мк. 9:49). Христос умирает, воскресает, возносится на небо, и проповедь о грядущем пламени суда Божьего продолжают апостолы. Павел пророчествует о явлении «Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» (2 Фес. 1:7-8). Подобное утверждает и апостол Петр, который пишет в своем послании: «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Вот и сегодня, братья и сестры, мы слышали в апостольском чтении ту же проповедь о приближающемся огне Божьего неподкупного суда. В этом огне будет уничтожен всякий грех, всякая нечистота, и перед Богом и всем миром откроется внутренняя суть всех человеческих поступков. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13-14), – говорит нам апостол Павел.

http://pravoslavie.ru/114744.html

А что с каждым из верных есть Ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа сказавшего: «не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах» (Мф. 18:10). И Псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33сравните Пс. 90:11). И: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла» (Быт. 48:16), и тому подобное. А что также некоторые Ангелы начальники целых народов, этому учит нас Моисей в песне, говоря: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангел Своих» (Втор. 32:8). И премудрый Даниил в видении слышал Ангела, который говорил: « князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан. 10:13); и немного после он же говорит: «придет князь Греции». Но говорится и о каком-то Архистратиге « воинства Господня», явившемуся Иисусу Навину при Иордане (Нав. 5:14). И еще упоминаются какие-то легионы Ангелов, когда Господь говорит ученикам: «или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов» (Мф. 26:53). Поэтому Архистратиг Ангелов, поставленных легионами, конечно, есть князь.    Поскольку все можно подвести под одно из двух именуемых: Божество и тварь, владычество и рабство, сила освящающая и освящаемая, сила от естества имеющая в себе добродетель, и сила по произволению в ней преуспевающая; то к какой части отнесем Духа? К числу ли освящаемых? Но Он сам есть святыня. К числу ли приобретших добродетель своими доблестями? Но Он по естеству благ. К числу ли существ служебных? Но есть иные «служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14). Поэтому несправедливо нам назвать Его служебным, как владычественного по естеству, и причислять к твари, как числимого в божественной и блаженной Троице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Алла встала, махнула рукой: — Да что и говорить-то с вами! Вы не знаете ничего, не понимаете! Христос придет, и мы будем править с Ним! Тысячу лет. А вы… пропадайте как хотите! И она вышла, резко и крепко закрыв за собою дверь. Глухая, ошеломленная тишина осталась после нее. «Что же это? — в беспомощном отчаянии думала Соня. — Что же это?.. Что же это?!» Тихо сидела Оксана, глядя в пространство страдающими глазами. Потрясение, пережитое ею, казалось, не вмещалось в ее уме, в ее душе. А перед ними на маленьком столике лежала раскрытая Книга, и с белоснежной страницы ее смотрели на них слова: «…По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие»» . В передней громко хлопнула дверь. Алла ушла. Опубликовано в журнале " Москва " . М.,1997, 3, с.190-208, а также в книге: В. Ульянова. Дарованный путь. М., 2005. См.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц октябрь. Кн.2. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993, с.83-85. См. тж. Житие св. апостола Карпа. Там же, месяц май, кн.9, с.720-722. Мф. 16, 18. 1 Тим. 3, 15. 1 Тим. 3, 15. 2 Пет. 1, 20-21. Требник. Последование исповеди. Ин. 20, 22-23. Мф. 18, 18. Мф. 28, 19-20. Ин. 6; 48, 51, 53, 59. Ин 20, 28. Ин. 10, 30. Ин. 1, 1. Ин. 1, 14. Ин. 1, 3. Преосв. Иоанн (Митропольский). История Вселенских Соборов. М., 1995, с.37. Быт. 1; 26, 27. Преосв. Иоанн (Митропольский). Указ. соч., с.35. Ин. 11, 41-42. Св. Иоанна Златоустого избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993. Т.1, с.321, 423, 432. Мф. 26, 38. См.: Соборное послание св. Льва, архиепископа г. Рима (против ереси Евтихия); Воспоминание 4-го Вселенского Собора. - В кн.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц август. Кн.12, 1992, с.639-676.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Ангел засвидетельствовал Деве: «Ты обрела благодать у Бога» ( Лк.1:30 ). До благовестия Ангела на протяжении Своей юной жизни Она обрела милость Божию. Чем? Как? Очевидно, что верою, послушанием, смирением. В этих добродетелях – сущность святой общечеловеческой природы и та духовная сила Жены, которую Она, по определению Божию, в борьбе с диаволом, поразит его в голову, в его дух неверия, непослушания и гордости. Силою этих добродетелей и «Семя жены» – Иисус Христос , победил диавола. Тот, Кто должен был явить среди людей образец смирения, как путь спасения – «Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), – и этим же смирением именно человеческой, не Божественной только природы, победить диавола ( Мф.4:1–10 ), должен был принять природу человеческую, душу и тело от смиреннейшей Рабы Господней. Христос – «Семя жены» ( Быт.3:15 ), чтобы поражать змея в голову, должен был быть подлинным семенем Жены, носителем истинного смирения взятой от Нее общечеловеческой природы. Потому Он и «призрел» именно «на смирение рабы Своей» и «вознес смиренную» ( Лк.1:48, 52 ). Природа человеческая в Ней была приспособлена для спасительного Божественного дела именно в смирении, важнейшем нравственном качестве для восстановления падшего через гордость человеческого естества. «Вот на кого Я призрю, – говорит Господь: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). И призрел Он на Нее и сделал Ее новым престолом Божества, потому что Сам сказал о Своем жилище: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом» ( Ис.57:15 ). Таким образом, строго последовательны и сами по себе верны дела и слова Божии, и Пресвятая Дева Мария со свойствами Своего характера, твердо и ясно указанными в Священном Писании , в силу этих свойств, необходимо, а не случайно, не как обыкновенная среди всех дев со всеми их недостатками, включается в дело спасения человечества. То, что Ева извратила, испортила в своем духе, то Мария исправила, восстановила в Себе и сделалась «ответственной» Самому Господу, отвечала целям Божиим, приспособила человеческую природу в Себе для принесения Ее в дар Богу для дела Его спасения. Все, что можно сделать для Своей личной святости человеческими силами, Мария сделала, оставалось только спасти в жизнь вечную божественными силами Ее природу, сделавшуюся во Христе общечеловеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

б) Появляются ли какие-либо бедствия и сокрушают надежду многих? Они следуют за Христом, Который «дал им мир,» какого мир не дает. в) Смущает ли их мрачная мысль о загробной жизни? Они не перестают следовать за Христом, Который есть «воскресение и жизнь» и т. д. 6) Так достойные последователи Христовы «грядут» за своим Господом, и никто из них не спрашивает: куда Он идет или куда ведет; ибо они — уверены, что с ними идет Он Сам и непременно приведет их к блаженной цели, хотя бы они шли посреди сени смертной. Посему: а) Они охотно оставляют обыкновенные пути , которыми обыкновенный человек стремится только к обыкновенным выгодам, к чувственным удовольствиям и суетности. б) Они охотнее следуют за Христом путем крестным , потому что этот путь, хотя узок и тернист, однако же приводит к жизни и славе (Рим. 8:17 ). Путь христиан есть путь к небу « Будьте святы » (1 Петр. 1:16). Сегодня Церковью совершается празднество в честь всех святых. Мы должны не только удивляться святым и почитать их, но и подражать им. Мы должны идти их путем, а этот путь есть путь к небу. Путь христиан есть путь к небу. 1. Великая цель на этом пути. Неба достигают только святые , следовательно, совершенно чистые, или очищенные покаянием, или такие, которые имеют в себе одно доброе и ничего злого. Кто поставил такое великое требование ? Кто говорит об этом ? а) Бог в Священном Писании . К Аврааму: « ходи предо Мною и будь непорочен » (Быт. 17:1), к Моисею и Аарону: « будьте святы, потому что Я свят » (Лев. 11:45). Христос: « Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » (Мф.5:48). Апостол Петр: « по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках » (1 Петр. 1:15). Апостол Иоанн: « не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи » (Апок. 21:27). б) Церковь , которая с этою целью и установила праздник святых, чтобы мы, видя « имея вокруг себя такое облако свидетелей » сами « с терпением будем проходить предлежащее нам поприще » святости (Евр. 12:1). в) Разум человеческий . Кто не победил, тот неможет удостоиться венца. Кто не чист, следовательно, не свят, тот не может зреть всечистейшего Бога. Кто не решил заданной ему задачи, тот не может участвовать в вечных радостях. Кто не отрешился от мира, тот не имеет в себе условия для восхождения к небу, тот не годен для неба.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В Ветхом Завете даны несколько прообразов крещения, и все они включали детей. Ап. Павел пишет: «...отцы наши... прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море...» (1 Кор. 10:1-4). Здесь как раз присутствуют все 4 шага спасения, о которых мы говорили: 1) весть о спасении; 2) вера слышавших; 3) действие (переход на ту сторону) и 4) другой берег - место спасения. Стал ли кто-то спрашивать детей, верят ли они и хотят ли, что бы их спасли? Нет, их просто взяли и спасли в крещении в море. Также в Кол. 2:11-12 Ап. Павел проводит определенную параллель между обрезанием и крещением: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении...». А кого обрезывали в Ветхом Завете? Маленьких мальчиков. Их вводили в завет Божий без их согласия, но потом, вырастая, этот мальчик или подтверждал решение своих родителей или отказывался от него и становился идолопоклонником, как это часто происходило при Ахаве и других царях. Как раньше Бог заключил завет со всем Израилем, так и сейчас. Ап. Петр, призвав народ веровать и креститься во имя Христа, говорит: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим...» (Деян. 2:37-39). Протестанты говорят, что под детьми здесь подразумеваются потомки. Детей нужно здесь понимать и как потомков, но вовсе не только в этом смысле. Первый и более простой смысл этих слов в том, что именно уже имевшимся на тот момент времени детям принадлежит обетование крещения. В Писании есть и другие места, где, когда говорится о детях, имеются в виду прежде всего уже имеющиеся дети, а потом уже и потомки (Быт. 43:8; 48:6; Чис. 14:6). Но вы не найдете, видимо, ни одного места, когда о детях говорится как только о потомках. Кроме этого, Христос велит: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Здесь не делается никакого исключения, тогда как Писание, когда не имеет кого-то в виду, делает оговорки, как, например, в Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010