Постижение того, что Господь руководит историей, обращает жалобу Аввакума в молитвенный гимн хвалы и радости (3,2–19). Вместо того, чтобы пассивно ожидать Божественного вмешательства, он теперь с твердой верой молится о том, чтобы Господь вновь совершил такие же великие деяния и проявил Себя, как во времена исхода и на Синае. В его молитве будущее отражается в настоящем. Предвосхищая события, он с ликованием прославляет пришествие Господа (3,3–7), его гнев (3,8–12) и конечное торжество в природе и истории человечества (3,13–15). Подобно Аввакуму (гл. 1), Павел был убежден в том, что порок и греховность несовместимы с Божией святостью и что исход борьбы этих противоположностей зависит лишь от Божественного вмешательства. Откровение, данное Аввакуму (гл. 2), в принципе раскрывает, каким образом Бог разрешит проблему несовместимости греха и святости. Распятие Христа и страшный суд являются исполнением этого откровения. Содержание I. Заглавие (1,1) II. Первое сетование: народ Божий отошел от жизни в соответствии с заветом (1,2–4) III. Первый ответ: Господь насылает вавилонян (1,5–11) IV. Второе сетование: зачем нужен приход нечестивых вавилонян? (1,11–17) V. Второй ответ: жизнь праведным, горе нечестивым (2,1–20) А. Раскрывается главное различие (2,1–5) Б. От скорби к поклонению (2,6–20) VI. Прославляющая победу молитва пророка (3,11–19) А. Название (3,1) Б. Призыв (3,2) В. Явление Бога (3,3–15) Г. Надежда и ликование веры (3,16–19) Д. Заключение (3,19) Глава 1 1:1 Заглавие книги. См. Введение: Автор. пророк Аввакум. См. Введение: Автор. видел. Указание на сверхъестественное восприятие пророком Божественного откровения. 1:2–4 Первое сетование Аввакума: пророк глубоко опечален и потрясен тем, что народ Божий не живет как избранный и спасенный ( Исх. 19,4–6 ). Но еще более Аввакум озабочен кажущимся бездействием Господа. Нарушение договора с Богом ведет к проклятию и каре ( Втор. 28,15–68; 30,11–19 ; Быт. 18,25 ). Поэтому он взывает к Господу о спасении (1,2 2,20). 1 Доколе..? Настоятельны и неотступны призывы Аввакума к Господу, последнему Судье.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4) Мир есть стена крепкая и неразрушемая, презирающая все стрелы лукавого. Мир есть столп, на котором спасение верных основывается. Мир есть ограда и щит благочестивых мужей и верных. Мир есть иго благо и легко, и пред очами Божиими приятно. Мир есть союз, которым все члены Христовой Церкви сопрягаются, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). Сей союз утверждается на смирении, кротости и терпении, а не на ссоре и распре, о которой Моисей пишет так: и бысть распря между пастухи скота Аврамля и между пастухи скота Лотова ( Быт.13:7 ). Авраам, дабы сохранить союз мира, сказал Лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы. Отлучися ты от мене ( Быт.13:8–9 ). Сей-то мир, который сохранил Авраам в рассуждении Лота, есть мир с ближним. Блаженно то общество, где ближние златою цепью любви совокуплены! Яко звезда утренняя посреди облаков сияет, яко стебель во днях весенних цветёт, яко крин при исходищах воды возвышается, тако общество мирных сердец, согласием питаемое, растёт, множится, цветёт и укрепляется. 5) Что многие народы покоятся в приосенениях безопасности, что от лица их отъемлются брани, что ограждается жизнь их благоденствием, что истинная церковь в единстве веры пребывает – сие всё доставляет согласие. Отсеки корень древа – лишится живности; прегради реки стремление – не будет течения; не положи крепкого основания дому – падёт; опровергни согласие – ослабеет общество и истребится. § IV Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? ( Пс.132:1 ) Следовательно, ежели все выгоды проистекают от мира, то христиане обязаны иметь мир со всеми: 1) потому, что Христово пришествие на землю имело предметом быть, кроме прочих бесчисленных польз – мир; ибо при рождении Его бесплотные Духи огласили воздух сими словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир. 2) Обязаны христиане иметь друг с другом мир потому, что Христос, совершая дело спасения человеческого, все свои увещания туда наклонил, дабы ученики Его, а следовательно, и все христиане, имели между собою любовь. О сем, говорит Он, разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Ибо если все мы одной главы Христа уды, если едино утверждённой Апостолами церкви общество составляем, если все мы одинако раждаемся, одинако умираем – то будем ли мы ссору иметь за гиблющие добра? Вознерадим ли о мире, который в чьём сердце пребывает, там присутствует и Бог мира? Посему-то изрядно негде Августин сказал: „якоже, – говорит, – дух человеческий не одушевляет уды, разве будут между собою сопряжены: тако и Дух Святый людей не оживотворяет силою Своею, разве, когда в союзе мира пребывают». Что же истинно слово Августиново, послушаем Апостола Павла, так сие утверждающего: тожде мудрствуйте, мир имейте; и Бог любве и мира будет с вами ( 2Кор.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Бог давал Аврааму не одно, но многие обещания, как то: обещевал ему умножение потомства, возвеличение имени Его, защищение и многую мзду, завет, землю Ханаанскую, сына и наследника, благословение ему самому, и благословение в семени его всем народам земным ( Быт.12:2:15:1:17:2:8:17:21:17–18 ). Апостол же не сказал, что получил обетования, но обетование, в семени его всем народам земным. Апостол же не сказал, что получил обетования, но обетование, в единственном числе. Какое убо из сих обещаний, говорит, что получил Авраам долготерпев? Обещание о Исааке сыне его: ибо оно есть выше всех других обещаний, и все другие содержит в себе, потому что от Исаака произошел Давид, а от Давида Пресвятая Дева, от нее же Сын и Слово Божие, плоть приявший и вочеловечившийся, сыном соделался Аврамовым по плоти. Почему Авраам есть отец Сына Божия по человечеству. От Иисуса же Христа дано благословение всем народам земным: поелику Он дал власть всем верующим в Него « чадом Божиим быти » ( Ин.1:12 ). « Сии же суть чада Авраамли, яко сущии от веры, сии суть сынове Авраамли » ( Гал.3:7:9 ). Онии же сущии от веры благословляются с верным Авраамом. Почему они суть благословенное его семя, о котором Бог сказал к нему: « яко во Исааце наречется тебе семя » ( Быт.21:12 ). Так и Павел к Галатам пишет: « мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы » ( Гал.4:28 ). А от сего благословения Христова и духовного усыновления народов соделалось умножение чад Авраамовых. Отсюда мы видим духовных его чад, умножившихся по числу звезд небесных и песка вскрай моря. Обетование таковое в Исааке преимущественно получил Авраам не тотчас по обещании Божии, но по прошествии некоего времени. Почему и сказал Апостол, что долготерпев получил оное, то есть, терпеливно ждав, и нимало не сомневаясь. « И не изнемог верою », говорит инде о нем, « ни усмотри своея плоти уже умерщвленныя, столетен негде сый, и мертвости ложесн Сарриных. Во обетовании же Божии не усумнеся неверованием, но возможе верою, дав славу Богови » ( Рим.4:19–20 ). Сие же как бы мимоходом сказав о обетовании, которое получил Авраам, обращает слово к обетованию клятвою, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вера Адама и Евы в обетованного Мессию явствует из того, что и сын их Авель, по их примеру, принёс Богу жертву с верою; и воззре Бог на Авеля ( Евр. 11:4 ; Быт. 4:5 ) (первее на Авеля и на его веру – потом) и на дары его; на Каина же (не имевшего веры не воззре) и на жертву его не внят; и когда Каин о сем опечалися зело; то рече Господь Бог Каину: всякую прискорбен еси? еда право принесл еси, но не право разделил еси (не разделил еси жертвы с верою от жертвы без веры); не согрешил ли еси? – Умолкни. ( Быт. 4:6–7 ) Да умолкнут убо вольнодумцы, ( 2Тим. 1:13 ) Священное Писание без веры и любви яже о Христе Иисусе, чтущие главному Священного Писания предмету не внемлющие и не отделяющие случайных в Священном Писании окрестностей от главного его предмета. Главный Священного Писания предмет Обетованный Мессия, дражайший Искупитель мира Иисус Христос; о сем Он Сам о Себе и в Ветхом и в Новом Завете вещает тако: В главизне книжне писано есть о Мне 2 , книжная главизна разумеется здесь главное содержание всех Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть: искупление человеческого рода через Иисуса Христа. Но что во главизне книжне написано о Христе? О сем великий тайнозритель Святой Апостол Павел в послании к Евреям объясняет вкратце: что Ветхозаветные жертвоприношения, от Бога узаконенные, прообразовали жертву Христову во удовлетворение правосудию Божию за грехи человеческие: но когда Израильтяне разделились на разные секты и возникли в их жертвоприношениях зловредные суеверия, а в некоторых и явные знаки пагубного неверия: в таком случае Ветхозаветные жертвоприношения учинились неблагоугодны Богу; и для того-то Апостол Павел представляет Иисуса Христа к Богу Отцу глаголющего так: всесожжений о гресех не благоволил еси тело же свершил ми еси; ( Евр. 10:6–8 ) (тело к приношению жертвы за грехи всего мира предназначил ми еси): Се иду сотворити волю Твою, Боже! Тот же Тайнозритель в том же послании объясняет; для чего Иисус Христос выше всех Праотцов и Пророков и самых даже Ангелов? И пишет так: кому бо когда рече от Ангел: Сын Мой еси ты Аз днесь родих тя 3 ; те же слова написал и порфироносный Пророк о Христовом Царском звании; ( Евр. 1:5 ; Псал. 2:6–12 ; Лук. 1:35 ) в той же силе и о таинственном рождении Христове по плоти Архангел Гавриил рече к Преблагословенной Деве Марии; те же слова и Бог Отец провозгласил при крещении Иисуса Христа во Иордани и при Его преображении на Фаворе ( Матф. 3:17 ; Лук. 9:5 ); те же слова повторил и Апостол Павел при Христовом из мертвых воскресении; ( Деян. 13:33 ; Рим. 1:4 ) при всех сих случаях глас Бога Отца свидетельствовал о Божестве Христове, именуя Его предвечным своим Сыном истинным Богом и прежде воплощения и по воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. Ср. Мф. 3,4 . Оба пророка Илия и Иоанн Креститель своим служением несли людям суд Господа и взывали к покаянию ( Мф. 3,1–12 ; Лк. 3,2–17 ). 1 человек Божий! царь говорит: сойди. С точки зрения Охозии, пророчество Илии являлось вмешательством в дела государства, и поэтому пророк должен был держать ответ за свои слова лично перед царем. Поведение Охозии свидетельствует о том, что ему свойствен произвол, характерный для восточных тиранов. 1 если я человек Божий. Илия клянется, и правдивость его клятвы немедленно подтверждается грозным знамением (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). По убеждению пророка, цари должны подчиняться требованиям закона наравне со своими подданными ( Втор. 17,18–20 ; 1Цар. 12,14.15 ; 3Цар. 2,2–4 ). 1 воцарился Иорам. Иорам, как и Охозия, был сыном Ахава (3,1; 3Цар. 22,51 ). Его не следует путать с Иорамом, сыном и наследником Иосафата (см. 8,16.25), который примерно в то же время правил в Иудее. 1 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 2 2 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох ( Быт. 5,24 ), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса. Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар. 17,1 . из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона. 2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12,29. 2 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божий избранники могли продолжить свой путь посуху ( Исх. 14,13–31 ; Нав. 3,1–17 ). 2 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве ( Быт. 25,31 ; Втор. 21,17 ; Лк. 15,12 ). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1). 2 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея. 2 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1,10.12.14; З Цар. 18,38; ср. З Цар. 19,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7. Ведь и души зародышей или выкидышей после того, как они оформились, не умирают и не гибнут, но вместе с нами приводятся после Воскресения из мёртвых к Богу благодаря Его неизреченному действию и всесилию. 8. Вот всё, что мы можем вкратце сказать о душе — не в плане догматическом и не в качестве определения, но по любви. А остальное восполнят и исправят братья и учители во Христе, перед которыми мы робеем. Вопрос 22 Вопрос. Сердца многих верующих тайно соблазняются и колеблются относительно Воскресения наших тел, поскольку они размышляют таким образом: как тело, которое съело множество диких зверей и исклевали птицы, или которое утонуло в море и было поглощено несметным количеством рыб, или ввергнуто в пучину и расторглось, — как подобные тела вновь соединятся в единое целое и воскреснут 9 ? Ответ. 1. Вера есть то, что объемлет всего христианина и все христианские таинства, а истинная вера есть безыскусное внутреннее согласие души на Богопочитание 10 , поскольку если мы начнём суемудро исследовать как речения и деяния Священного Писания, так и словеса и дела Божии, то погрузимся в пучину безверия. 2. И это я говорю тебе не только о воскресении из мёртвых, но и о самом изначальном творении нашем. Ибо если не примем Писания в простоте и безыскусности веры, то ввергнемся в бездну безверия. А оно гласит: И вот, взял Бог персть от земли и создал человека, и вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт 2:7) 11 . Ещё здесь говорится: Глас слышах Тебе, ходяща в раи (Быт 3:10). Ведь поскольку Бог не имеет телесных рук, будучи нетелесным, как Он взял персть и создал Адама? Нет у Него ни рта, ни уст. Как же Он вдохнул в него дыхание жизни? Видишь, следует воспринимать Божественные Писания с безыскусной верой, иначе ты поддашься сатане, который тайно и постоянно засеивает в тебе распущенность помыслов суемудрия и неверия 12 . Но он пойдёт и дальше и не пощадит тебя, внушив тебе соблазнительные помыслы относительно Самого Бога. 3. Итак, прошу, давайте с верой принимать и учение о воскресении тел, потому что сказано: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин 5:25) 13 . Ибо если веруем, что Он есть Всемогущий и привёл человека из небытия в бытиё, то само собою разумеется, что Он легко сможет это создание, сотворённое Им и расторгнутое смертью в результате греха, вновь воссоздать и возобновить. Если веруем, как то сказал Давид, в руце Его вси концы земли (Пс 94:4), то даже если тело умерло, расторглось, было сожжено или поглощено кем-либо, всё равно в руце Божией — и огонь, и вода, и звери, и так далее, а потому Бог исторгает из них любое тело: и то, которое съедено, и то, которое было усвоено, и то, которое было поглощено волнами.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi/

А с кем боролся Иаков? «Ты боролся с Богом», – сказано ему ( Быт.32:28 ). А пророк Осия говорит: «Возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом» ( Ос.12:3 ). И своего сына Иосифа Иаков напутствует такими словами: «Бог, пред Которым ходили отцы мои..., Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:15–16 ). Не сказано «да благословят», но «да благословит», – Бог опять оказывается тем же, что и Ангел. Кто вывел Израиль из Египта? Конечно же, Бог: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта» ( Суд.6:8 ). Но вновь – «пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю» ( Суд.2:1 ). В чем же дело? Просто необходимо знать, что еврейское слово maleax и греческое aggelos не содержат в себе указания на некоего тварного духа, участника небесной иерархии. Они значат просто «посланник, эмиссар». Эти слова могут прилагаться к людям, которые представляют интересы пославших их владык. Поэтому именование кого-то ангелом не означает непременную принадлежность к иерархии небесных тварных духов. Христос есть Ангел по отношению к Отцу: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ). Христос Сам есть апостол Отца, посланник Отца, Ангел Отца. Именно Он называет Себя в Ветхом Завете «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», и Он есть Иегова. И этот же Ангел стал человеком во Христе. То есть, если выразиться проще, то можно сказать, что ветхозаветный Бог Иегова есть не только Отец, но и Сын Божий, воплотившийся в Иисусе Христе. Тому есть и другие указания из Священного Писания. В книге пророка Исаии говорится: «Ибо Я Иегова, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой» ( Ис.43:3 ) – Перевод архимандрита Макария, и далее: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня»( Ис.43:11 ). То же сказано и у пророка Осии: «нет спасителя, кроме Меня» ( Ос.13:4 ). То есть Бог Иегова в Ветхом Завете называет Себя Спасителем, причем подчеркивая, что единственный Спаситель. Но давайте обратимся теперь к Новому Завету. Наверное, сложно и сосчитать, сколько раз назван Иисус Христос Спасителем. Назван апостолами, прекрасно знающими Писания, и что единственный Спаситель – Иегова. Отсюда можно заключить, что апостолы отождествляли Иегову со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Все создано единым мановением единой воли Божией или единым словом Божиим. Той рече и быша, повеле и создашася ( Пс.32:9, 148:5 ). Образ действования чрез слово приписывается Богу для выражения величества Его свободы, всемогущества и премудрости. Это вместе указывает на Ипостасное Слово Божие, которым создано все ( Ин.1:3 ; Кол.1:16,17 ). Всем трем лицам Божества принадлежит дело творения мира. О Боге Отце говорится: Нам един Бог Отец, из него же вся ( 1Кор.8:6 ); о Сыне Божием, Боге Слове; вся тем быша и без него ничто же бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ); о Духе Святом: Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт.1:2 ; сл. Иов.33:4 ). В приложении к творению сим изображается такое действие, которым животворящий Дух Святый, ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая ему самого существа своего и не смешиваясь с ним. Св. Василий Великий называет Отца первоначальной причиной сотворенного, Сына – причиной зиждительной, Духа Святаго – причиной совершительной (Св. Василий Великий . О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому. гл.16). 1. О духовном мире или об Ангелах Время сотворения Ангелов Прежде всего создан Богом мир невидимый, мир Ангелов. Сказано: Бог сотвори небо и землю ( Быт.1:1 ). Под небом нельзя здесь разуметь ни воздушное, ни звездное небо, ибо твердь создана во второй и украшена в четвертый день. Здесь надобно разуметь мир невидимый, о создании которого говорит Апостол Павел Кол.1:16 . Сам Бог говорит у Иова: кто положил краеугольный камень земли, при всеобщем ликовании утренних звезд и торжестве всех сынов Божиих ( Иов.38:7 ), т. е. Ангелов ( Иов.1:6, 2:1 )? Так веровала всегда Церковь , так учат и отцы церкви. Василий Великий пишет: «Еще ранее бытия мира (вещественного) было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, приснопродолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира» ( Василий Великий , Беседы на Шестоднев, беседа 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Далее стих первый раскрывает „бездну богатства и премудрости и ведения Божия“ ( Рим. 11:33 ) и любви Бога ( 1Ин. 4:8 ), с милосердием относящагося к слабому и грешному человеку. Весь Новый Завет и преимущественно Евангелия глубоко отпечатали в душе нашей священный образ ходившего по земле Бога, не гнушавшагося грешников, и пришедшего стереть всякую слезу, исцелить всякую немощь, но паче всего поднять душу человеческую выше плоти и мира, и приуготовить ее к духовной жизни, разорвав воскресением Своим завесу, скрывавшую от взоров смертного загробный мир, полный радости для верующих: „проповедать пленным освобождение.... утешить сетующих“. Пришедшие верою к „горе дома Господня“, к Сиону, пока находятся во плоти, еще не освобождены от сетования (ст. 3), но Господь и в последней Своей любвеобильной беседе (см. Ев. Иоанна) и впродолжение всей Своей проповеди обещал верующим, что „претерпевший до конца спасется“ ( Мф. 10:22 ) 1781 . Эти претерпевшие до конца суть: „насаждение Господа во славу Его“ 1782 . Это насаждение ( Ис. 60:21 ), благодатью Божией укрепляемое и возращаемое, стало „дубами правды“ (как переводится буквально это место в ст. 3 толкования Спб. Дух. Ак. стр. 895). Это тот же образ, на который указывал Господь наш, говоря о „семени, которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом“. Господь глаголал ( Мф. 13:31–32 ) о Царствии небесном которое „внутрь нас“ ( Лк. 17:21 ) и есть сила веры и любви, которые не только наполняют все сердце человека радостью и стремлением к Богу, но соделывают его и великим древом, под которым укрываются более слабые братья его. Этих называют сильными (или дубами) правды и насаждением Господа во славу Его. Они-то суть работники в саду Господнем. Они 4 . И застроют пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. В зам. на ст. 12 главы 58-й Исаии мы говорили уже, что только одной Церкви Христовой и может приличествовать название „восстановительницы развалин“. Весь мир лежал в развалинах в последние года римской республики и при императорах: это были развалины общества, семьи, государства, социального устройства, всякого человеческого достоинства. Мы не станем напоминать страницы Суетония, Тацита, Ламприда, Флавия Вописка, Елия Капитолина и других писателей, мы напомним только, что человечество гибло безвозвратно и нравственно и материально, и только поднялось благодаря тому, что Господь, искупив человечество, послал на проповедь „свидетелей Своих“, которые и были теми „дубами правды“, которые проповедью своею подняли мир, подняв духовную силу его, т. е. душу человеческую, которой Творец поручил землю (см. 31 прим. наше на Быт. 1и 16 пр. на Быт. 2в 1-й т. Св. Летоп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010