Не удалось извлечь искомое из базы (((

Закрыть Мысли меняют Вселенную 16.11.2021 857 Время на чтение 14 минут Всемирный потоп. Художник: Иван Айвазовский Источник: Православие.ру Невероятно, но это так: мысли меняют Вселенную. Мир страдает из-за наших злых мыслей. Вот увидел Бог в допотопных людях, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5) – и навел на землю потоп. Мир погибал от обозленной стихии – хлестали ливни, волны беспощадно сметали на пути своем всё – и лишь потому, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Еще увидел Бог сердечное помышление гордых строителей: «Сделаем себе имя» (Быт. 11: 4) – и смешал в Вавилоне язык их – произошла социокультурная катастрофа. Чем были заняты мысли содомлян, писать стыдно, а представлять мерзко – даже наказанные от Ангелов слепотой, они пытались ощупью найти вход в дом Лота, а самому Лоту сказали: «Пойди-ка сюда» (Быт. 19: 9–11) – страсть переклинила в голове все их мысли, и случившийся затем катаклизм всем известен. Ни травинки, ни рыбки, ни птички – флора и фауна Мертвого моря не радуют глаз. Погаснут звезды, небо совьется, как свиток, солнце превратится во тьму и луна – в кровь из-за того, что мысли людей – и Вавилон, и Содом, и гордый разврат допотопного мира. Итак, мысли – это слишком существенно. Ибо сказано о человеке: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23: 7). Наша суть определяется нашими мыслями. Пусть никто не думает, что в мыслях можно так и сяк, а вот главное – поступать хорошо. Не получится, если в мыслях нет ничего хорошего. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). Не подашь руки немощному, не пропустишь вперед другого (в той же пробке на автодороге), не скажешь теплого слова даже самым любимым – жене, детям, родителям, – потому что в мыслях нет доброго. Выходит, мысли меняют? Да, и не только Вселенную. Мысли вообще всё меняют. Вот был «херувим осеняющий» (Иез. 28: 16) – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28: 11). Но он просто подумал: «Я лучше всех» – и «упал ты с неба, денница, сын зари» (Ис. 14: 12). Поскользнулся на собственной гордости! «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28: 17). «Я» стало центром мироздания – и в чистый Богозданный мир вторглось зло.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/mysli_...

Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что практически на протяжении всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет Его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного Потопа, вызванная тем, что " сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть " (Быт. 6, 2-3). Традиционное толкование говорит, что сыны Божии – это потомки Сифа, верные Господу, а дочери человеческие – каинитки, и смешение этих двух родов привело к гибели древний мир. Помня об этом страшном событии, св. Авраам заставил своего слугу поклясться Богом, что он не возьмет Исааку жену из дочерей Ханаанских (Быт. 24, 3). Точно также и одной из причин отвержения Исава было то, что он взял себе в жены хеттеянок. " И было это в тягость Исааку и Ревекке " (Быт. 26, 35), так что последняя сказала, что она " жизни не рада из-за дочерей Хеттейских " (Быт. 27, 46). Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: " Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих " (Исх. 34, 16) И " тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя " (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала тех, кто нарушал завет Господа. Начиная со страшного поражения в Ваал-Фегоре, когда только удар копья Финееса прекратил поражение, из-за которого погибло 24000 человек (Числ. 25), и в продолжение правления судий, когда Самсон погиб из-за филистимлянки Далиды (Суд. 16), и до страшного грехопадения мудрейшего царя Соломона, чье сердце развратили жены (3 Цар. 11, 3) продолжается борьба за исполнения этой заповеди. И Бог незамедлительно карал тех, кто нарушал Его повеление. Причем заповедь эта ни коим образом не была связана с представлением о чистоте крови. Раав блудница, Сепфора – жена Моисея, Руфь моавитянка, отказавшиеся от своих лжебогов, вошли в народ Божий. Особенно важным эта заповедь стала для свв. Ездры и Неемии, боровшихся со смешением избранного народа с иноплеменниками (1 Ездр. 9-10; Неем.13, 23-29). Слово Божие называет смешанные браки " великим злом, грехом перед Богом " (Неем. 13, 27), " беззаконием, превышающее голову, и виной, выросшее до небес " (1 Езд. 9, 6). Прор. Малахия провозглашает: " вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу " (Мал. 2, 11-12). Не во исполнение ли этого проклятия Божия дети у таких преступников и преступниц становятся безбожниками, а часто и погибают?

http://pravoslavie.ru/120.html

И мы видим, как сложно этот поток семени, праведного семени, святого семени пробивается к нашему Господу Иисусу Христу! Потому что назначение еврейского народа было двоякое: с одной стороны, создать корпус слова Божьего, то, что называется Библия, и второе назначение – способствовать по плоти воплощению Божественного Слова-Логоса: Христос рождается как сын Давидов, как сын Аврамов, от этого семени Авраамова, дома Давидова. Здесь идет некое противостояние, но оно оправдано, это противостояние. И далее Господь говорит: И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое (Быт. 21, 13). Семя пророков не может пропасть просто так, бесследно, и вы знаете, что от Измаила произошел арабский народ, все мусульмане в той или иной степени считают Измаила своим праотцем. Но здесь нет свободной полноты Божьего обетования: Господь говорит, что Он позаботится, да, но это – не сын обетования (свободный) в полном смысле. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной (Гал. 4, 30). И Авраам подчиняется божественному решению… Но здесь происходит что-то очень странное, смотрите: Авраам – это же богатый человек и ранее мы уже прочитали: и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды (Быт. 12, 16). Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды? – О.С.) ,и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии (Быт. 21, 14). Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам, ему – 99 лет, Измаилу – 13 лет. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, – почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог уже сказал ему: И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое (Быт. 21, 13). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, – он верит Богу, то есть доверяет Его словам. И, кроме того, ему надо укрепить веру Агари: представляете, в каком раздражении женщина, которую Сарра прогоняет, и к тому же без всего.

http://pravoslavie.ru/109223.html

Сверх того, в первобытное время, от Авеля до Ноя, приносились (Богу) дары произвольные. «Утешит, – говорит, – нас жертвоприношениями своими ( Быт.5:29 )». Потом Ной принес жертву на алтаре, устроенном на горе Кордуйской ( Быт.8:20–22 ). 681 (За сим) последовали жертвоприношение Авраама на горе Аморрейской ( Быт.22:1 сл.), Иакова в Вефиле ( Быт. 28:18:19 ), Иисуса (Навина) среди реки Иордана на месте перехода ( Нав. 4:9 ), потом жертвоприношения в Силоме, где была поставлена скиния ( Нав.18:1 ), и после сего жертвоприношение Соломона в первом храме Иерусалимском ( 3Цар.8 ; 2Пар.6 ), и жертва Христова, которую Он установил в церкви Своей до скончания века; ибо сия уже не пременяется. Посему «исполнились времена», потому что с этого времени, как говорит Евангелист, «царствие Божие будет благовествоваться ( Лк.16:16 )». Или: «исполнились времена», то есть, времена Израиля. —78— «Ученики Его крестили ( Ин.3:22 ср. 4:2)», поскольку сами были крещены; ибо быть не могло, чтобы крестили других, не будучи сами крещены, чему и научает следующими словами: «(у тех), кои крещены, нет ни в чем недостатка (ср. Ин.13:10 )». Сие, если угодно, может отнести к тому, что они были крещены водою; иначе слушай то, что сказал им: «вы чисты чрез слово Мое, которое Я говорил вам ( Ин.15:3 )». Итак, согласись, что слово Христа было для них крещением, поскольку само крещение освящается тем же словом подобно тому, как и Иоанн был освящен и освятил вверенное ему крещение повелением, какое он получил ( Лк.3:2 ). Иные говорят, что вместо крещения для них было то, когда Он дал им (Свое) тело. Ведь, каким образом они могли бы крестить или быть крещенными, если бы не имели веры в плоть и кровь Его? Ибо в предупреждение говорил им: «если не будете есть плоти Его и пить крови, то нет вам жизни ( Ин.6:53 )», и когда они разгневавшись роптали, сказал двенадцати: «не хотите ли и вы отойти! И ответил Ему Симон: «мы уверовали и познали ( Ин.6:67:69 )». 682 Каким образом они уверовали, если не посредством того же, чрез что и прочие Иудеи могли веровать в Него, то есть, слушать Его и понимать?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этого момента печать Г. ложится на все человеческие деяния, а зарождающаяся история человечества будет протекать и завершится в эсхатологической перспективе под знаком Г. Появившийся Г. нарушает единство не только между Богом и человеком, но и между самими людьми. Разрыв происходит уже между Адамом и Евой (ср.: Быт 3. 12), распространяясь впосл. и на их детей. Убивая Авеля , Каин усугубляет этот разрыв (Быт 4. 8-9). История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) История Авеля и Каина. Миниатюра из Слов Иакова Коккиновафского. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 35v) Царство насилия вступает в свои права (Быт 4. 23-24). Г. переступает рамки семейных отношений и распространяется во всем народе. В то время когда Бог заключает завет со Своим народом (Исх 31. 18), последний изменяет Ему и избирает для себя в качестве бога «золотого тельца» (Исх 32. 1-8). С этого времени измены Богу будут сопровождать Израиль на протяжении всей его истории, создавая устойчивое сравнение народа с неверной женой, отказывающей своему Супругу, т. е. Богу, в верности (Ос 2. 2-13). Идолопоклонство прямо называется в Библии «блудодействием» (Исх 34. 15 слл.). Бог ревниво ограждает от него Свой народ. Уподобляясь супругу, Он осуждает веру в иных богов и определяет этот Г. не только как заблуждение, но и как неверность Ему. Однако неверность Богу проявлялась в народе и при отсутствии идолослужения. Она выражалась в совершении многочисленных Г., перечисление к-рых часто встречается в книгах пророков. «...Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле,- сокрушался прор. Осия.- Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос 4. 1-2). Все это вызывает у Бога священный гнев; библейские авторы неоднократно отмечают, что Г. народа «раздражают» и «прогневляют» Бога (3 Цар 14. 22; 16. 2), вызывают у Него скорбь (Быт 6. 6). Когда Господь увидел, «что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», то, по выражению бытописателя, Он даже «раскаялся...

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Быт. 11:26 сказано: Фарра жил семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Арана. Фарре было 70 лет, когда у него родился Аврам. Быт. 12:4 – Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Согласно словам архидиакона Стефана, произошло это по смерти его отца Фарры: Тогда он (Авраам) вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю Ханаанскую ( Деян. 7:4 ). 70 лет жизни Фарры при рождении Авраама, и 75 лет жизни Авраама до исхода его из Харрана, по смерти Фарры, дают 145 лет жизни Фарры, в то время, как сказано, что прожил он 205 лет. Можно указать на три возможных способа согласования этой хронологической неувязки. Первый способ – по блаж. Августину. Святой отец объясняет так: «Стефан не утверждает, что он [Авраам. – Г.Ф.] вышел из Харрана после того, как умер его отец, а говорит, что Бог переселил его оттуда сюда после того, как умер отец его. Нужно понимать все это так: Бог говорил Аврааму, когда он был в Месопотамии и еще не поселился в Харране; но Авраам, сохранив про себя заповедь Божию, пришел с отцом в Харран и вышел из него на семьдесят пятом году своей жизни, и на сто сорок пятом – жизни отца. Поселение же его в земле Ханаанской, а не выход из Харрана, Стефан представляет совершившимся после смерти его отца, потому что отец его был уже умершим, когда он купил землю и сделался там собственником» 386 . В таком случае, поселение Авраама в земле Ханаанской произошло через 60 лет после его исхода из Харрана и относится, скорее всего, к пребыванию его в Хевроне, возможно, к приобретению во владение поля Ефронова при Махпеле против Мамре ( Быт. 23:17–18 ). Этому объяснению вполне соответствует и то, что в Харране Авраам призывается Богом выйти из дома отца своего ( Быт. 12:1 ). Второй способ – по блаж. Иерониму Стридонскому . Объяснение блаж. Иеронима приводится у блаж. Августина в «О граде Божием, кн. 16, гл. 15»: «Семьдесят пятый год жизни Авраама, на котором он вышел из Харрана, считается не со времени рождения, а с того времени, когда он был спасен от огня Халдейского, так, как бы, это время следовало преимущественнее считать за время его рождения». В таком случае, Аврааму было 60 лет, когда его бросили халдеи в огонь. Из 205 лет жизни Фарры следует вычесть 70 лет, когда у него родился Авраам, и 75 лет Авраамовой жизни от избавления из огня до кончины Фарры, и получится 60-летний возраст Авраама, при его огненном испытании. Агада отмечает 50-летний возраст Авраама, когда он восстал против идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но если хочешь знать причину, почему тебе не должно бояться, послушай Мое обетование: «Там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя в конце» ( Быт.46:3–4 ). Поэтому тот, с кем Бог нисходит на брань, не боится «сойти в Египет»; он не страшится противостать этому миру и вступить в брань с противоборствующими ему демонами. Ибо послушай, что говорит апостол Павел: «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). Когда в Иерусалиме у многих возникали с ним разногласия и он бесстрашно отстаивал слово Божье и проповедовал Господа, Господь стоял рядом с ним и говорил то же, что теперь сказано Израилю: «Мужайся, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» ( Деян.23:11 ). Думаю, однако, что в этом отрывке сокрыта еще более великая тайна. Ибо меня интересует следующее утверждение: «Там Я произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя в конце» ( Быт.46:3–4 ). Кто же тот, от кого в Египте произойдет «великий народ» и кто будет выведен в конце? К Иакову, о котором, как предполагается, это сказано, это относиться не может, так как он не вернулся из Египта, а умер там. Было бы абсурдно предположить, что возвращение Иакова из Египта заключалось в том, что привезли обратно его тело. Но если принять такое объяснение, то тогда неверно утверждение о том, что «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Мф.22:32 ). Поэтому неправильно считать, что эти слова относятся к мертвому телу – они сказаны о живых. Тогда давайте посмотрим, можно ли в этом утверждении увидеть образ Господа, сошедшего в мир, от Которого произошел «народ великий», то есть Церковь язычников, и затем, когда все было исполнено, вернувшегося к Отцу. Или может ли это быть образ «первозданного земнородного» ( Прем.7:1 ), который после того, как лишился райских наслаждений, нисходит к борениям этого мира. Ему предстоит борьба со змеем, ибо сказано: «Ты будешь поражать его в голову, а он будет жалить Тебя в пяту» ( Быт.3:15 ), и еще, когда обращается к жене: «Вражду положу между ним и тобою, между семенем твоим и семенем его» ( Быт.3:15 ) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И хотя Авраам поспешает во всем, он, тем не менее, знает, что Господу или ангелам должно предлагать отменное и превосходное. Поэтому он взял или выбрал из стада «нежного и хорошего» теленка «и дал отроку, и тот поспешил приготовить его» ( Быт.18:7 ). Сам Авраам бежит, жена его торопится, отрок спешит. Никто не мешкает в доме мудреца. Он подает теленка и с ним хлеб из лучшей пшеничной муки и еще молоко и масло. Авраам и Сарра показали должное гостеприимство. Теперь посмотрим, что делал Лот. У него не было ни превосходной муки, ни отменного хлеба, была только простая мука. Не знал он, как подавать своим гостям «три саты лучшей муки», не мог он подать им и γκρυφας, то есть скрытые, сокровенные хлебы. 2 . Теперь давайте проследим, что Авраам делает с тремя мужами, стоящими над ним. Заметьте, что здесь использовано выражение «над ним», а не «перед ним». Авраам, вне всякого сомнения, подчинил себя воле Бога, поэтому и сказано, что Бог стоит над ним. Он подает «пресные хлебы», замешанные на трех мерах лучшей муки. Он принимает трех мужей, замешивает хлеб из трех мер лучшей муки. Все, что он делает, имеет таинственный смысл, все наполнено тайной. Подается теленок; вот еще одна тайна. Сам теленок не жесткий, а «нежный и хороший». А что может быть нежнее, что может быть лучше Того, Кто «смирил Себя» ради нас «до смерти» ( Фил.2:8 ) и положил «душу Свою за друзей Своих» ( Ин.15:13 )? Он – тот «откормленный теленок», которого отец заколол, чтобы принять своего блудного сына. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин.3:16 ) за жизнь этого мира. Но все же этот мудрец знал, Кого он принимает. Он бежит к трем мужам, но поклоняется одному и говорит, обращаясь к одному: «Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:3 ). Но почему дальше он продолжает, как бы обращаясь к нескольким людям: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быт.18:4 )? Этим Авраам, отец и учитель народов, наставляет тебя, как должно принимать гостей и что следует тебе омывать им ноги. И даже это имеет таинственный смысл. Ибо известно ему, что тайны Господа не исполняются иначе, как в омовении ног (ср. Ин.13:6 ). И, безусловно, знал он и том, сколь важно наставление, в котором Спаситель говорит: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» ( Мк.6:11 ). Таким образом, Авраам хотел предупредить это и омыть их ноги, как бы не осталось на них пыли, которая, будучи отрясенной, будет «в день суда» свидетельствовать о его неверии. Поэтому мудрый Авраам говорит: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши» ( Быт.18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010