Эти слова требуют внимательного рассмотрения. Новое здесь, конечно, – сказанное: «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба» ( Быт.22:15 ). Но то, что прибавлено к этому, отнюдь не ново, ибо слова «благословляя благословлю тебя» уже были сказаны и фраза «умножая умножу семя твое» была уже произнесена и было обещано, что станет оно «как звезды небесные и как песок на берегу моря» ( Быт.22:15 ). Так что же нового сказано с небес во второй раз? Какое новое слово добавлено к уже данным обетованиям? Какая еще награда дана за то, о чем сказано: «Так как ты сделал сие дело» ( Быт.22:16 ), то есть пожертвовал ради Меня своим единственным сыном? Я не вижу ничего нового, так как сказано то же, что было обещано прежде. Не излишне ли снова повторять уже сказанное? Напротив, необходимо, ибо все, что случается, происходит в тайнах. Если бы Авраам жил только «по плоти» и был бы отцом лишь одного народа, порожденного им «по плоти» (ср. Гал.4:29 ), одного обещания было бы достаточно. Но теперь, чтобы, прежде всего, показать, что ему суждено было стать отцом обрезанных «по плоти», обетование в отношении народа обрезания дано ему во время его обрезания. Во-вторых, так как ему суждено было стать отцом верных и тех, кто стал наследником через страдания Христа, обещание, данное народу, спасенному страданиями и воскресением Христа, обновлено во время страданий Исаака. Кажется, что многое повторено, но есть значительные различия, ибо то, о чем говорится в первый раз в отношении прежнего народа, сказано на земле. Так, в Писании сказано: «И вывел его вон» – из шатра, разумеется – «и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» ( Быт.15:5 ). Но когда это обещание повторяется во второй раз, указывается, что это сказано ему «с неба» ( Быт.22:15 ). Первое обетование дано с земли, второе – «с неба». Разве это не подтверждает сказанное Апостолом: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 )? Таким образом, второе обетование, относящееся к верным, дано «с неба», первое – с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Закон Ветхий держался до Иоанна Крестителя последнего из праведников, приуготовлявших путь Христу (см.: Мф.11:13 ). Подвластные закону рождались в рабство, подобно Исмаилу сыну Авраама от рабыни его Агари, подвластные же Христу рождаются в свободу наследования, подобно Исааку сыну Авраама от жены его Сарры. Ибо Агарь и Сарра прообразы двух Заветов (см.: Гал.4:22–31 ). Поэтому слова Спасителя: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков ( Мф.5:17–18 ) имеют следующий смысл: «Пришествие Мое не есть нечто чуждое закону Моисееву, но, напротив, находится в полном согласии как с законом Моисеевым, так и с учением пророческих книг. Ибо прообразованное в них всецело исполняется во Мне». Сектант : Бог благословил и освятил день седьмой еще в начале мира, когда завершил творение, как написано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:2–3 ). Значит, после шести дней творения день седьмой был первым, который освятил Сам Бог, и потому он остается священным для всех людей на все времена. Свяшенник : Два приведенных тобою стиха Писания говорят о Боге и о Его деле, которое Он завершил и после которого опочил. О человеке же здесь не сказано ничего, но ему и незачем было отдыхать, прожив лишь день от сотворения его Богом (см.: Быт.1:26–31 ). Поставленный хранить и возделывать Эдемский сад ( Быт.2:15 ), Адам не имел заповеди о праздновании дня седьмого. Бог дал ему одну-единственную заповедь не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ), дни же были для нашего праотца все одинаковы. Но и по изгнании из рая Адам и Ева не получили заповеди о дне покоя. Напротив, вся жизнь человека стала с той поры непрестанным трудом на проклятой по вине его земле ( Быт.3:17 ). В Библии повествуется о том, как Бог опочил в седьмой день от трудов Своих, но что это за день, там не сказано. Да и не было еще такого исчисления дней, при котором день седьмой совпадал бы с субботой, и поныне столь драгоценной для вас, адвентистов. Итак, остается признать, что суббота как день покоя стала отмечаться не в раю, а лишь через две с половиной тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Мало того, есть и еще один момент: она, Ева , оказывается здесь одна – нарушен принцип соборности! «Иша! Где твой иш?! Жена! Где твой муж?!» « И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть » ( Быт. 3:2 ). Казалось бы, что она восстанавливает справедливость, ведь как бы оклеветан Бог: « плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть » ( Быт. 3:2–3 ). А здесь уже неправду говорит наша праматерь! Разве же Бог говорил: «И не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть»? Бог этого не говорил ! Бог говорил: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2:16–17 ). А тут – как эти слова передаются? «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним («не прикасайтесь» даже к ним! – это такая ложная религиозность, фанатизм некий религиозный добавляется: якобы, не помешает и не прикасаться – чем строже, тем лучше! – О. С.), чтобы вам не умереть». И вот здесь Библия нам подсказывает, что было дальше. Что оставалось делать змею? Только подтолкнуть ее к дереву! Она прикоснулась и… не умерла! А потом осталось сказать ей: «Ну вот, видишь, я был прав, ты ж не умерла! Может быть, попробуешь теперь и откусить?» В Библии нет случайных слов, каждое слово имеет глубокий смысл! « И сказал змей жене: нет, не умрете » ( Быт. 3:4 ). Скорее всего, это произошло, когда он уже подтолкнул Еву к заветному дереву. « но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло » ( Быт. 3:5 ). Он, диавол, предлагает каждому из них стать автономным богом, который будет каждый со своим представлением о добре и зле. А теперь мы отвечаем на вопрос: что такое древо познания добра и зла? Древо познания добра и зла реально представляло собой и символизировало право или приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« Ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем » ( Быт. 18:19 ). Вот такое великое обетование об истинном Наследнике. Истинный Наследник обетования, с одной стороны – это, конечно, Исаак, но, прежде всего, настаивает святитель Амвросий Медиоланский – это Иисус Христос! Вот почему так переживает Сарра, вот почему так быстро бегает Авраам! Совершенно не похоже на пожилого человека! Пророк Давид восклицал о праведниках, подобных Аврааму, и эти слова, прежде всего, относятся к самому Аврааму: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь» ( Пс. 91:14–16 ). Далее – последняя часть нашей беседы – спор о Содоме. « И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю » ( Быт. 18:20–21 ). Зачем здесь употребляются эти слова: «сойду и посмотрю» ( Быт. 18:21 )? Дело в том, что Библия разговаривает с нами на языке человеческом (см.: Ос. 11:4 ) и учит нас определенной манере поведения! Речь идет о том, что Судья хочет вынести приговор городам и уничтожить их. И вот в этих словах: «сойду и посмотрю» ( Быт. 18:21 ) устанавливается заповедь, что судья, который выносит смертный приговор, должен обязательно сам прийти, посмотреть, допросить всех свидетелей и увидеть место преступления, а далее – и присутствовать при казни, если он все-таки вынес смертный приговор! То есть здесь создается некий юридический прецедент! «Господь это сказал не потому, что не знал их грехов, – Он еще ранее сказал: «грех их, тяжел он весьма» ( Быт. 18:20 ). Но Он хотел этим показать пример судьям, чтобы они не произносили приговора прежде, чем рассмотрят дело вполне. Если Знающий все представил Себя как бы незнающим, чтобы не определить наказания прежде суда, то насколько более судьи должны сознаваться в своем незнании и не изрекать приговора прежде исследования дела» 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Злат.). – В Египет: откуда бы до отца его не мог дойти слух о нем. Они сделали все возможное, чтобы удалить Иосифа из семьи навсегда и его, так сказать, уничтожить, но оставленного всеми Бог не оставил его и сделал его спасителем от голода всей его фамилии. Дальнейшее сказание Стефана об Иосифе все точно основывается на сказаниях книги Бытия. – Мудрость: явленную Иосифом особенно в толкованиях снов, бывших виночерпию и хлебодару Фараона и самому царю Фараону ( Быт.40 ; Быт.41 ). – Семьдесят пять душ: Стефан следует в этом счете переводу LXX, который считает именно 75, тогда как в подлинном еврейском тексте считается только 70, каковому счету следует и Флавий (Annt. 2, 7. 4. 6, 5. 6). Число 70 по еврейскому тексту вышло так, что к 66 душам, происшедшим из чресл его, по Быт.46:26 , причисляются еще в ст. 27 Иосиф, два его сына и сам Иаков. Перевод же LXX, вероятно, причисляет к ним еще внуков и правнуков Иосифа, упоминаемых в Быт.46:20 – числом 5 – и потому считает не 70, а 75, исчисляя таким образом не только переселившихся в Египет членов семейства Иаковлева, но и тех из членов его, которые пребывали в Египте, т.е. всю фамилию Иакова, за исключением женского пола. 15. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; 16. И перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. 17. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, 18. До тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. 19. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. И отцы наши: т.е. сыновья Иакова, выше названные патриархами, как родоначальники 12 колен израилевых. – И перенесены были в Сихем и положены во гробе и пр.: речь идет собственно только об отцах или 12 сыновьях Иакова, а не о самом Иакове, так как Иаков погребен был Иосифом и братьями его близ Хеврона в пещере, которую Авраам вместе с полем купил там для погребения Сарры ( Быт.50:13 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Быт. 25:3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Шева и Дедан, сыновья Раамы, внуки Хуша или Куфа, значатся в родословной таблице Х главы ( Быт. 10:7 ). Полагают, что между семитами и хамитами произошло смешение, и потому племена по происхождению хамитские дали имена свои родам семитским. «Жилище Шевы (говорит м. Филарет) должно было быть неподалёку от наватеев (Страбон, L, 16). От этого, по догадке Бохарта, савеи – хищники стад Иова ( Иов. 1:15 )». Наватеи, по Ленорману (Atlas d’histoire ancienne), было племя, происходившее от Амалика и кочевавшее к северу от Ецион-Гавера, или залива Еланитского (восточного залива Синайского полуострова). Остальные имена этого стиха совершенно неизвестны и, по всей вероятности, смешались с другими племенами Аравии. Попытки отождествить их с именами, упомянутыми у позднейших географов, были сделаны Кнобелем, Кнейлем и др. Быт. 25:4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. То же самое надобно сказать и о сыновьях Мадиана. Ефа – в нашем славянском переводе Гефа или Гефар – упомянут у пророка Исайи ( Ис. 60:6 ) вместе с Мадианом: эти два племени изображены как везущие в Иерусалим золото и благовонные смолы из царства Шевы или Саабы (откуда приходила царица «южская» к Соломону). Все сии сыны Хеттуры. У Ленормана в его Manuel d’histoire ancienne (T. III, p. 244 Arabes) есть интересные указания об Амалика, египетских шазу, одною ветвию которых арабские предания считают Кетура – родовое название всех происшедших от Хеттуры. Быт. 25:5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Быт. 25:6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. «Отослал сыновей наложниц от Исаака». Одарив их, Авраам отделил их от того, который был представителем избранного семени и который должен был наследовать один не только наследство отца, но и землю обетованную. Под именем земли восточной обыкновенно понимают Аравию, жители которой все вообще назывались Бене-Кедем – «сыновья востока» (Англ. Библия); так их называют Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 . Они впоследствии назывались по-арабски Шаркиин, т. е. восточными, из чего составилось слово Сарацины (митрополит Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Независимо от повторения обещания, данного Аврааму и Исааку, в словах Господа есть ещё особое утешение одинокому страннику, столь нуждавшемуся в этом укреплении духа его. Заметим, что Иакову не открывается всей будущности народа израильского, как Аврааму ( Быт. 15:13 ); ему лишь позже, перед самым путешествием в Египет Господь сказал: «Я и выведу тебя (потомство твоё) обратно» ( Быт. 46:4 ). Аврааму одному, мужу твёрдому духом, Господь открыл, что потомство его будет в порабощении 400 лет. Быт. 28:16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! Митрополит Филарет и Английская Библия приводят мнение некоторых (между прочими Кирилла Алекс.), что патриархи не имели ясного понятия о вездесущии Божием, но – замечают оба комментария – иногда сам Бог возвещал особую святость мест (ср. Исх. 3:5 ). Иаков, не смея по смирению приписывать это видение своему значению, относит его к святости места, на котором он уснул. Быт. 28:17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. Страшно сие место, – говорит Иаков, и чувство это совершенно понятно: когда грешник приближается к святыне, то сердце его не может не ощущать страха, хотя святыня эта и не сожигает его, а примиряет его с Богом. Вот почему, говорит О. Герлах, и таинство Св. Причащения названо было древнею церковью страшным таинством, sacramentum tremendum. Иаков, находясь на месте, на котором он видел «небо отверсто и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих» и самого Иегову, Который не кто иной, как Тот, Который явил Себя позже под смиренным именем Сына Человеческого, воскликнул в Боговдохновенном настроении: «Это дом Божий, это врата небесные». И грешнику страшно стоять перед ними, пока Божия благодать не введёт его на этот путь небесный. Быт. 28:18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. «Елей был в глубокой древности признаваем за чувственный образ милости и благодати Божией, оживляющей и обновляющей, а потому почитался средством посвящения Богу известного предмета» (О.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В целом, можно сказать, что в образе ангела Господня различимы черты, характерные, с одной стороны, для наиболее древней ангелологии, в которой, в каждом случае явления ангелов, акцент делался на факте Божественного посланничества, а с другой – присущие поздней ангелологии, развившейся после освобождения Израиля из вавилонского плена. Раввинистическая экзегеза видела в образе ангела Господня то лишь одного из ангелов, то явления Самого Бога, а иногда толковала его как прямое указание на присутствие Божие. Обратимся к текстам. В отрывке Быт.16:7–13 ангел Господень является Агари, сбежавшей от Сарры. В тексте сначала несколько раз (ст. 7, 9–11) говорится об «Ангеле Господнем», а в заключении сказано: «И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» ( Быт.16:13 ). Вновь ангел Господень появляется в сцене жертвоприношения Исаака ( Быт.22:10–18 ). Он же говорит с Иаковом во сне ( Быт.31:11–13 ), возвещая: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет» (13). То же самое в эпизоде явления Моисею Неопалимой купины ( Исх.3:2–6 ), где сначала говорится: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста» (2), а затем сказано: «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста» (4) 10 . В свете развития, которое получило осмысление отношений Бога со Своим народом, особенно в послеплененный период, ряд текстов был подвергнут определённой редакции, в смысле прямого и полного отождествления ангела Господня с Самим Богом (см. Исх.4и Ис. Нав.6:14–16 ). Подобная трансформация произошла и в греческом тексте Септуагинты. Филон Александрийскии подчёркивает абсолютную трансцендентность Бога и Его совершенную имманентность в Его силах и энергиях. В образе ангела Господня он, в частности, видит явление Логоса. В схожих богословских рассуждениях отцы александрийской школы отождествили ангела Господня с Логосом, Вторым Лицом Святой Троицы. Священномученик Ириней Лионский и блаженный Феодорит Кирский показали, что Бог подготавливал людей к Воплощению посредством многочисленных преобразовательных богоявлений. Они считали, что образ ангела Господня является одним из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Страх заставит жителей страны искать спасения в укрепленных городах. 4 лев... истребитель. Ср. 2,15; 6,26. 4 препояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте. Ср. Иона 3,5 . 4 в тот день. Т.е. в судный день, когда все пророчества отойдут в прошлое (ср. Ис. 2,11.12 ). 4 не для веяния... не для очищения. Этот ветер не принесет никакой пользы. 4 облакам... вихрь... орлов. Заимствованные из мира природы образы отображают мощь и стремительность врага. 4 Долго ли..? Возглас скорби и отчаяния (см., напр., Пс. 13,1 ). 4 народ Мой глуп. Эти слова могут в равной степени принадлежать как Богу, так и самому Иеремии, поскольку пророк отождествляет себя не только со своим народом, но и с Богом (см. также Притч. 1,7 ). умны на зло. Злу учатся так же, как и всему остальному, и оно становится хорошо усвоенной привычкой (ср. 9,5). 4 разорена и пуста ... небеса и нет на них света. Ср. Быт. 1,2.14.15 . Суд Божий как бы отменяет само творение. 4 нет человека. Ср. Быт. 2,5 . Творение возвращается к первоначальному хаосу. 4 Кармил пустыня. Благословения завета сменяются проклятием ( Втор. 8,7–16 ). 4 одеваешься... обрисовываешь. Образное сравнение Иудеи с блудницей. любовники... ищут души твоей. В этой фразе раскрывается самообман иудейского народа. 4 дочери Сиона. Дочь Сиона является персонификацией Иерусалима (см. Плач. 1,6 ). Глава 5 5 не найдете ли человека. Этот стих, заключающий в себе аллюзию на слов Авраама, просившего Бога помиловать Содом ( Быт. 18,22–32 ), содержит ответ на моление Иеремии о спасении погрязшего во грехе (см. 7,16) Иерусалима. 5 лица свои сделали они крепче камня. Упорное нежелание народа иудейского покаяться более всего печалит пророка (ср. Иез. 3,7–9 ). 5 лев... волк... барс. Вопиющее нарушение завета навлекает на народ проклятие ( Лев. 26,22 ). отступничества. См. ком. к 2,19. 5 Как же Мне простить тебя за это? См. ст. 1. Я насыщал их, а они прелюбодействовали. Причины, толкнувшие иудеев к поклонению ложным божествам, коренились в ошибочной вере в то, что боги земли Ханаанской могли сделать ее плодородной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Создавая человека, Господь Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). В образе и подобии Божием, которые находятся в душе человека, и заключается весь смысл нашей жизни, высшая ее цель: по своему образу и подобию мы должны стремиться к Перовообразу, т.е. к Богу, чтобы более и более Ему уподобляться и в единении с Господом находить свое блаженство; короче сказать, – цель существования человека – «богоуподобление». О таком назначении человека ясно сказано и в Ветхом Завете: «будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» ( Лев.11:44; 19:2; 20:7 ), и в Новом: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Такое блаженное единение и богоуподобление и в раю достигалось прародителями через послушание заповеди Божией ( Быт.2:16–17 ). Достойно примечания, что сила искушения диавольского и греховного ослепления заключалась в том, что диавол обещал прародителям то богоуподобление, какое они уже имели («будете, как боги» ( Быт.3:5 )), но только через преступление заповеди Божией. Так и теперь «по вся дни» диавол искушает и погубляет души людей тем, что склоняет людей найти смысл бытия и свою жизнь построить помимо Бога, через преступление Его закона; тело же искушает различным видом чревоугодия ( Быт.3:6 ). Но если диавол искушает людей, повергает их в грех и погибель, то Господь Иисус Христос спасает грешных ( Мф.9:13 ; Лк.5:32 ; 1Тим1:15 ), указывает истинный путь жизни, дает высшее удовлетворение всем силам человека: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Господь Иисус Христос – Спаситель – есть «путь», следовательно, только через Него познаем смысл бытия, через Него достигаем спасения; Он – «истина», следовательно, только через Него просветимся, достигнем премудрости; Он – «жизнь», следовательно, через Него только достигнем блаженства, покоя души, так как без Него, как без солнца ( Мал.4:2 ), нет жизни, духовной радости, а только мрак и тьма смертная ( Мф.4:16 ): Он «свет миру» ( Ин.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010