Третьи же толкователи видят в выражении «в начале» указание на первичное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – через Которую все начало быть (см.: Ин. 1:3 ): «Высочайший Художник всяческих Бог , во всем, что должно было делать, пользуясь Своею вседетельною силою, то есть Сыном; ибо все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин. 1:3 ), вначале и прежде всего другого небо и землю сотворил и призвал к бытию, хотя они никогда не существовали. Если же, быть может, кто-либо спросит, каким образом и откуда, то он услышит от нас следующее мудрое и поистине превосходное слово: кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим. 11:34 ). ...В каждом из сотворенных дел Зиждителем было Слово, и одно только мановение Его давало бытие всему» 4 .Действие третьей Ипостаси – Святого Духа – большинство святых отцов видят в словах о Духе Божием, носившемся над водами (см.: Быт. 1:2 ). Святитель Василий Великий поясняет: «Слово ношашеся... в переводе употреблено вместо слова согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу... Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей» 5 . Иными словами, Дух Божий наделял первовещество жизненными силами и через это подготавливал те формы жизни, которые были сотворены впоследствии. Еще одной особенностью рассматриваемых стихов является употребление бытописателем глагола бара, означающего сотворение в собственном смысле: «из ничего» не произвел, но «сотворил». «И поскольку многие из представлявших, что мир от вечности существует с Богом, соглашались не на то, что он сотворен Богом, но что сам собою осуществился, будучи как бы оттенком Божия могущества, и потому хотя признавали Бога причиною мира, но причиною непроизвольною, как тело бывает причиною тени и сияющее – сияния, то пророк, поправляя эту ложную мысль, употребил слова с особенною точностью, сказав: В начале сотвори Бог ( Быт. 1:1 ). Бог был для мира не этим одним – не причиною только бытия, но сотворил как благий – полезное, как премудрый – прекраснейшее, как могущественный – величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва не художника, Который, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой и производит само себе соответственное, согласное и гармоническое целое» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Тридцать первый день. Поучение 4-ое. На всенощном бдении под праздник Обрезания Господня. (Ветхозаветное обрезание в новом завете заменено таинством крещения). I. Обрезание составляло важнейшее священнодействие ветхозаветной церкви. Оно установлено свыше, прежде всех таинств. Обрезанные вступали в завет с Богом, делались членами церкви и имели право на получение благ земных и небесных. Напротив, необрезанным угрожало бедствие и погибель. «Необрезаннаго», говорил Бог, «погубится душа», ( Быт. 17, 14 ). При установлении сего великого священнодействия Бог подтверждал, чтобы чада Авраамовы совершали обрезание вечно, доколе это будет угодно Богу. «И будет завет Мой», говорил Бог, «на плоти вашей в завет вечен» ( Быт. 7, 13 ). Кто же суть чада Авраамовы, обязанные совершать над собою обрезание? Чада Авраамовы суть двоякого рода: одни по плоти, а другие по сходству духа и единству веры. Первыя чада суть племя иудейское, рассеянное по лицу земли; второго рода чада,т.е. по вере, мы, слуш., верующие в Господа Иисуса Христа. Таинственное сие родоначалие открыл апостол Павел. Он говорит, что Авраам есть «отец всех верующих» ( Рим. 4, 11 ) во Евангелие. Если же мы чада Авраамовы, то почему не совершаем обрезания, потомству его заповеданного на веки? Не подвергаемся ли мы чрез это опасности сделаться нарушителями завета Божия, прогневать Верховного Законоположника и лишиться спасения? Нет, мы не нарушаем завета, Богом постановленнаго. Воля Господня, объявленная отцу верующих, в нас истинно действуется. Над нами, яко над новым Израилем, действительно совершается таинственное и богоприятное обрезание. II. Какое же это обрезание? О сем, воспоминая ныне об обрезании Господа нашего Иисуса Христа, побеседуем. Человек, по естеству, подобен дикому древу. Древа сего рода имеют горький сок и дурные плоды. Таков и человек естественно. Он, по выражению св. писания, «в беззакониях зачинается, и во грехах рождается» ( Псал. 50, 7 ). С возрастом человека возрастают и злыя склонности. Ни лета мужества, ни образование, ни опытность не истребляют зла, существующего в сердце. Самые лучшие люди жаловались и жалуются на свирепство собственных страстей. История рода человеческого есть история могущества зла, владычествующего над человечеством. «Мир весь во зле лежит» ( 1Иоан. 5,19 ), говорит один из тех, коим Бог показал род человеческий без личины, в настоящем его виде. Так! человек, по естеству, зол – дикое древо. Что же делают с диким древом, когда хотят его поправить и сделать способным приносить добрые плоды? Обыкновенно, его срезывают и к корню прививают ветви древа сладкого и благоплоднаго. Равным образом, чтобы и человека, по природе склонного к злу, поправить и сделать другом добродетели, нужно истребить его злыя склонности, и на место них привить к человеку склонности добрыя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

[Февраль] Фудель И., свящ. Церковное и внецерковное учительное слово, как главная основа успеха внутренней нашей миссии//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 163–171 «Мы же в молитве и служении слова пребудем». Деян.6:4 I. «Замечательно, что наша Православная Российская Церковь не мало веков, можно сказать, чуждалась проповеди живой, ораторской проповеди. Чуждалась не по одному только малому развитию как пастырей, так и пасомых, но и по духу глубокой веры. Придут верные во храм, здесь слушают уставные слова молитв церковных, благоговейно внимают каждому слову протяжно раздающихся священных чтений слова Божия, стараясь умилённо, по мере разумения, проникнуть в словенские речения святоотеческих поучений. И, помолившись, со-утешившись общецерковной верой, укрепившись духом, исходят из церкви без сомнений и колебаний, с духовным утешением и умилением, часто с веселием и миром о Духе-Святе в душе. Был свой глубокий смысл в нашем древне-церковном строе и быте. А теперь дух этого строя отлетел, древний быт исчез, настроение душ стало иное...» Это писал много лет тому назад приснопамятный Никанор, архиепископ Херсонский. Эти слова можно повторить не раз, с умилением оглядываясь на пройденный исторический путь русской Церкви и с тревогой всматриваясь в ближайшее будущее. Да, был глубокий смысл в нашем древне-церковном строе и быте, была гармония, лучше сказать, полное внутреннее соответствие между этим строем и бытом и духовным настроением народа, это была младенческая пора веросознания народа, пора для народа блаженная и невозвратная, как и для каждого человека. Восприявши веру чувством, народ бережно хранил и вынашивал её в тайниках своей души, питаясь из богатой сокровищницы церковности и почерпая оттуда всё, что нужно было для воспитания духа в течение многих веков. Поэтому и сама проповедь церковная мыслилась тогда не иначе, как учительным словом святых духоносных отцов Церкви, которое по своему духу, языку и произношению было как бы частью самого богослужения. Но пора та миновала. Самый невнимательный наблюдатель должен сознаться, что мы отжили самое спокойное время исторической жизни и что настал период критический, когда приходится проститься с глубокой колеёй пройденного прямого исторического пути и волей-неволей вдумываться да всматриваться в бездорожную даль, как бы не заблудиться, да как бы совсем не свернуться на бок... Быт народа подвергся коренной ломке. Экономические отношения изменились и перепутались, социальный строй потерял свою устойчивость, в народную жизнь вошли чуждые ей элементы, действующие в ней разлагающим образом, и «настроение душ стало иное». Простая младенческая вера отцов стала заменяться «испытующей» верой детей. Духовные запросы народа час от часа растут и возникают даже там, где их менее всего можно было ждать. Мысль народная проснулась и жадно ищет удовлетворения. Что же делать?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть 1. Сверхъестественное откровение Отдел 1. Библейское учение о распространении ветхозаветнаго откровения вне богоизбранного народа Глава 1. Судьбы истинного богопознания и богопочитания вне избранного рода Авраамова до времени утверждения Моисеева законодательства Только одна книга во всем мире утверждает высокую религиозно-нравственную истину единства происхождения рода человеческого. От одной крови Бог произвел весь род человеческий, учит нас Библия , от одного мужа, ибо жена от мужа, и это единство происхождения определяет единство качеств, обязанностей и назначений. Но созданные по образу Божию, самоопределяющие себя к деятельности люди всегда могли не исполнять своих обязанностей и идти в противоположную сторону от своего назначения. Первые люди нарушили заповедь Божию. Первый сын первого человека пошел от лица Господня ( Быт. 4, 16 ). Первый сын оказался блудным, и вслед за ним в течение тысячелетий уходили многие человеческие сыны от лица Божия на страну далече. И всегда не Бог покидал людей, но люди безумно пытались уходить от Бога. Повествование книги Бытия о судьбе рода Каинова (4 гл.) и о сынах человеческих (6 гл.) показывает нам, что и впавшее в тяжкие прегрешения и нравственно одичавшее человечество долго было предметом особенного божественного попечения. Люди многократно призывались к покаянию, и подобно тому, как много позже ассириянам, им был дан срок для покаяния. Праведный Ной призывал их к покаянию ( 2Пет. 2, 5 ). Люди не послушались этого призыва и были погублены в волнах потопа. Однако самая эта временная гибель, как учит нас позднейшее писание, послужила некоторым к вечному спасению ( 1Петр. 3, 20 ). Первые шаги на обновленной земле родоначальника нового человечества Бог освятил благоеловениями и обетованиями и в лице родоначальника и его сыновей Бог заключил завет со всем последующим человечеством, что никогда до конца дней мира оно не подвергнется полному и насильственному истреблению. Что же после этого человечество? Оно как будто торопится оправдать слова Господа, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт. 8, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Шестнадцатый день. Поучение 4-ое. День нерукотворенного образа Спаса. (Образ Божий в нас). I. На восток от Иерусалима в Малой Азии, между реками Тигром и Евфратом, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессою. Во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа авгарь, или князь этой страны, поражен был неизлечимою страшною болезнию – проказою. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он просил его письмом посетить его и исцелить от болезни. Спаситель, взяв плат, отерся им, отобразил при этом на нем лик Свой и послал его к едесскому князю, обещая совершенно исцелить его после чрез одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святый образ Господа, поклонился ему, облобызал его и почувствовал большое облегчение от болезни. По вознесении Господа, святый Фаддей, один из 70 апостолов, пришел к авгарю и совершенно исцелил его от болезни. Тогда весь город Едесса принял святое крещение. Князь поместил святый убрус в стене города над главными вратами его. Святый образ прославился великими чудесами и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Едессу для поклонения этой святыне. В седьмом столетии по Рождестве Христовом Едессою завладели арабы, но не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу. В десятом веке греческий император Роман I возымел пламенное желание перенести эту святыню в столицу свою Константинополь. Но арабский эмир не соглашался отдать ее; тогда греческие войска, опустошив окрестные места Едессы, осадили и стеснили этот город. Мусульмане выдали святый убрус посольству императора. Это было в 944 году по Р. X. С сего времени установлено совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16 день месяца августа. II. Для чего установлено сие празднество? Для того, чтобы воздать славу и честь Господу нашему Иисусу Христу, Который, для спасения падшего человека, принял на Себя образ его, и для того, чтобы напоминанием о сем возбуждать христиан к обновлению в себе образа Божия. (Канона песнь 3-я). В числе первых истин Своего откровения Господь Бог возвещает нам чрез святого пророка Моисея, что он пред созданием человека имел совет в тайне Своего Тройческого единства: «и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию» ( Быт. 1, 26 ); а о самом сотворении человека святой Моисей говорит: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт. 1, 27 ), – о сотворении же по подобию Божию не говорит. «Почему же, спрашивает святый Григорий, епископ нисский, не сделано того, что было в намерении? Почему не сказано: и сотвори Бог человека по образу и по подобию? Быть по образу Божию, ответствует сам святый отец, свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности, приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности». (Слово его в Христ. чтен. 1840. III, 320 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Аудио Содержание Предисловие Введение. Великий пост: путь к Пасхе Глава 1. Приготовление к посту 1. Желание (Неделя о Закхее) 2. Смирение 3. Возвращение в отчий дом 4. Страшный суд 5. Прощение Глава 2. Великопостные Богослужения 1. «Светлая печаль» 2. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина 3. Священное Писание 4. Триодь Глава 3. Литургия Преждеосвященных Даров 1. Два значения причастия 2. Два значения поста 3. Вечернее причащение 4. Порядок службы Глава 4. Постное странствие 1. НАЧАЛО: Великий Канон 2. Великопостные субботы 3. Воскресенья великого поста 4. «Преполовение» (половина) великого поста: крест 5. На пути в Вифанию и Иерусалим Глава 5. Великий пост в нашей жизни 1. О принятии поста " всерьез» 2. Участие в великопостных Богослужениях 3. «...только молитвою и постом» 4. Великопостный образ жизни, быт     Радостно приимем, вернии, боговдохновенное завещание поста, якоже прежде Ниневитяне: и паки, блудницы и мытари: яже покаяния проповедь от Иоанна есть; воздержанием уготовимся к преселению в Сион, Владычняго священнодейства, слезами предочистимся в нем божественного умовения. Помолимся видети образные зде Пасхи совершение, и истинныя явление. Уготовимся на поклонение Креста, и Воскресения Христа Бога, вопиюще к ему: Не посрами нас от чаяния нашего, Человеколюбче. Стихира на вечерне Сырного вторника Предисловие Это краткое толкование Великого Поста написано для тех все более многочисленных в наши дни читателей, которым хотелось бы лучше понять богослужебную традицию Церкви и принимать более сознательное участие в ее жизни. Мы знаем, что покаяние – начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: «Покайтесь» ( Мф.4:17 ). Но что такое покаяние? В суете нашей ежедневной жизни мы не успеваем задуматься над этим и считаем, что в общем-то, к чему нас обязывает Пост – это воздерживаться от скоромной пищи и излишних развлечений, пойти исповедаться, получить от священника разрешение грехов, причаститься (один раз за весь год!) и затем считать, что «все в порядке» до будущего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит I. ПРАВОСЛАВНЫЙ БРАК 1. Сегодня институт семьи оказался под угрозой в связи с такими явлениями, как обмирщение и нравственный релятивизм. Священный характер брака утверждается Православной Церковью как ее фундаментальное и неоспоримое учение. Заключённый в свободе союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака. 2. В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший институт божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы (Быт. 2:23). С самого начала этот союз подразумевал как духовное общение супружеской пары – мужчины и женщины, так и продолжение жизни человеческого рода. Благословленный в раю брак между мужчиной и женщиной стал священным таинством, которое упоминается в Новом Завете, в повествовании о Кане Галилейской, где Христос сотворил первое чудо , претворив воду в вино, и явил тем славу Свою (Ин. 2:11). Таинство неразрывного союза мужчины и женщины является образом единства Христа и Церкви (Еф. 5:32). 3. Христоцентрический характер таинства брака объясняет, почему епископ или пресвитер благословляют этот священный союз особой молитвой. Поэтому в послании к Поликарпу Смирнскому святой Игнатий Богоносец подчёркивал, что вступающие в общение брака « должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти (человеческой). Пусть все будет во славу Божию » (гл. V, 2). Священный характер богоустановленного союза и его высокое духовное содержание объясняют апостольский призыв: « Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно » (Евр. 13:4). Вот почему Православная Церковь осуждала любые нарушения чистоты брака (Еф. 5:2-5, 1 Фес. 4:4, Евр. 13:4 и др.). 4. Союз мужчины и женщины во Христе являет «малую Церковь», образ Церкви. Посредством благословения Божия союз мужчины и женщины возвышается, ибо общение превосходит индивидуальное существование, оно приобщает супругов к жизни по образу Царства Пресвятой Троицы. Необходимое условие для брака – вера в Иисуса Христа, которую должны разделять жених и невеста, муж и жена. Основой единства в браке является единство во Христе, дабы в благословлённой Святым Духом супружеской любви отражалась любовь Христа и Церкви, как тайна Царства Божия и вечной жизни человека в любви Божией.

http://pravmir.ru/tainstvo-braka-i-prepy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010