От издательства Для кого эта книга? Она для многих. Для тех, кто еще не переступил порога православного храма, но уже интуитивно почувствовал, что там, за этим порогом – нечто настоящее, надежное и ничем, скорее всего не заменимое. Для тех, кто входит уже постепенно в церковную жизнь – и чем глубже входит, тем больше вопросов у него возникает. Для тех, кто живет жизнью Церкви многие годы и не мыслит уже без этого собственной жизни, и именно поэтому хочет как можно больше знать, как можно глубже чувствовать, живо переживать все, происходящее в этих святых стенах. Православное богослужение – это красота смысла и смысл красоты. Но для того, чтобы ясно это увидеть, каждому из нас нужно потрудиться. Православие – вера не для ленивых, и это обстоятельство нельзя ни от кого скрывать, оно должно быть известно каждому, вошедшему в храм. Эта книга призвана помочь тем, кто готов к труду, кто находит в себе терпение и внимание. На наши (надеемся, что также и ваши) вопросы о православном богослужении, о его истории, содержании, символических смыслах ответит кандидат богословия, заведующий библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин . Он познакомит читателя с богослужениями суточного круга, поможет по-настоящему полюбить церковные праздники, вместе с ним мы рассмотрим чинопоследование Божественной литургии, откроем для себя богословский смысл многих церковных традиций. Мы – все, чьим трудом эта книга появилась на свет, – уверены, что милостью Божией при всех наших немощах сумели сделать дело, угодное Ему и нужное Его людям. Там Я посреди них Что такое богослужение? Как оно зарождалось и развивалось? И зачем оно дано человеку? Почему нельзя без него обойтись? Чем отличается священнодействие в храме от магического обряда и от «гражданского» ритуала? – Книга Бытия: У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (4: 26). Означают ли эти слова, что именно тогда, еще при жизни Адама и Евы, вскоре после рождения их внука Еноса было положено начало богослужению? Или этот отсчет нужно начинать раньше, от братьев Каина и Авеля, которые приносили Богу жертвы (см.: Быт. 4:3–4 )? Как понимать слова «призывать имя»?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

П.В. Громов Часть третья Обозрение управления Святителя Иннокентия Нам неизвестен крестоносный путь Иннокентия до назначения Его в Пекин (в 1721 г.). Но с этой поры видим, что коль скоро в повелении Петра I, услышал Он, подобно Аврааму, глас Божий: или в землю юже ти покажу ( Быт. 12:2 ) продолжалось шесть лет; и Его переселения, в виду будущей паствы, из Иркутска за Байкал, и из-за Байкала в Иркутск по воле Правительства, – Его равноапостальные отношения к Селенгинским бурятам, – беззлобие против наветов архимандрита Платковского и против заслуженной нерасположенности со стороны Саввы Владиславича 93 , тихий нрав и кроткая наружность, обратили на Него почтительное внимание Сибири прежде, чем принял Он в Иркутске первосвятительский жезл. На Иркутской кафедре числился Он со дня состояния Высочайшего указа (15 Января 1727 г.) 4 года 10 месяцев и 11 дней, а действительно управлял епархиею, со времени получения указа (26 августа) 4 года и 3 месяца. Довольно времени, чтоб близким и дальним всмотреться в чистоту души иерарха, и чтоб при самом погребении Его обнаружиться чаянию, что Светильник церкви пресветлый не навсегда сокрывается под спудом. Но прежде, чем коснемся глубинных основ такого чаяния, опустим на минуту из вида, что Епископ Иннокентий есть уже прославленный угодник Божий, и обратим испытующий взор на Его земное служение, как человека, как администратора, как основателя и образователя одной из самых отдаленных; в то время, епархий во глубине Сибири. Мы провели, по мере сохранившихся фактов, всю историю управления Святителя Иннокентия Иркутскою Епархиею, не обойдя даже мелких подробностей, не затаив ни одного события в ущерб истине, и что же видим? проницательность и безошибочность в рассмотрении дел; быстроту и беспристрастие в их решении; при всем беззлобии неумытную строгость без лицеприятия, где она оказывалась необходимою для очищения края от накопившейся нравственной порчи, и в то же время непременный при каждом взыскании проблеск милосердия; настойчивость до конца, когда нельзя было от нее отказаться без вреда благу общему, и уступчивость разумную вещах безразличных, коль скоро это было необходимо для поддержания согласия с местными властями. При ровном, спокойном характере Святитель неуклонно был верен своим правилам, каковые единожды навсегда начертал для своего управления; а правила были таковы, что первый Иркутский Епископ мог смело спросить: кто обличит мя о гресе или попущения непорядков, или опущения случаев к водворению порядка, или преложения истины в неправду?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово 14. О любви к бедным 98 1. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство Царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Ис. 58:7 ) духовный, или подобно древнему Моисею низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16:4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыни многие тысячи, как после Иисус – истинный хлеб ( Ин. 6:32 ) и истинной жизни Виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и прежде всех заставляет сорвать себя. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. 2. Прекрасны вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех упова призывати Господа ( Быт. 4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель – божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим. 9:3–4 ), и Сам Бог, Который называется любовию ( 1Ин. 4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель сего между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет. 2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр. 11:31 ). – Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр. 2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на дела благая ( Еф. 2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас, странников, к горним благам, но и Сам соделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Содержание Параграф I    Необходимость хр. апологетики, как научного самооправдания христианства. — Сравнение первых веков истории хр. Церкви с нынешним временем. — Материалистическое направление в современной жизни и в науке. — Проповедники монизма. — Критическое положение западно-богословских наук. — Общие выводы в отношении антихристианской научной полемики и её значение для практической жизни верующих. — Особенность этой полемики но сравнению с древне-языческими нападениями на христианство, — её отношение к простым классам. — Православная Церковь, как охранительница своих членов от неверия и её отношение к вероотступникам.    «Возлюбленнии, не всякому    духу веруйте, но искушайте духи,    аще от Бога суть: яко мнози    лжепророцы изыдоша в мир“    1 Ио. 4, 1.    «Слово ваше да бывает    всегда во благодати, солию    растворено» Кол. 4, б.    Не Господь всесильный «требует Себе служения рук человеческих» Деян. 17:25, а сам немощный человек постоянно нуждается в сторонней помощи для того, чтобы сохранить невредимыми святость своей жизни и чистоту мысли Ио. 14, 6. 1 Кор. 15:10. Кол. 2:18, 19. Поэтому, может быть, никто еще, как христианский апологет, не должен так неослабно переноситься своею мыслью к той памятной ночи, в которую один из самых первых и самых пламенных исповедников Христа решился было с оружием в руках защищать великого Страдальца. Тогда Господь сказал ап. Петру: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов» Мф. 26:52. 53? Сравнительно с такими защитниками Распятого не должен ли хотя бы и самый лучший апологет христианства исповедать свое ничтожество словами ветхо-заветного праотца: «аз же есмь земля и пепел“ Быт. 18:27, и с тем еще большим усердием отдаться заботам о немощных членах Христовой Церкви, раскрывая пред ними неизмеримую высоту и величие христианства, проявившиеся в нем высочайшую премудрость и благость Божию, и, тем самым утверждая верующих в истинности исповедуемой ими религии, с одной стороны, и, с другой, отражая многочисленные нападения на христианство со стороны его озлобленных врагов? «I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ф. Вигуру (католик) Отдел I. – История первого человека (Быт.2:4–4:26) Творение Адама, – Евы.– Земной рай.– Древо жизни и древо познания добра и зла. – Падение наших прародителей. – Исторический характер сказания о падении. – Первое мессианское пророчество. – Дети Адама. – Долголетие первых людей. Творение Адама, первый человек 1 . Человек был сотворен в завершение всего, не только после растений, рыб, пресмыкающихся, птиц, но также и после всех млекопитающих, так что он занимает самую высшую ступень в лестнице творения. Он сотворен посредством особого творческого акта. Хотя он явился на земле в тот же период, в какой и земные животные, то есть в шестой день, но он вызван к бытиго не чрез одно простое повеление Божие, как прочие твари, но после рода торжественного совещания. Сотворим человека 976 no образу нашему и no подобию, сказал Господь; тогда Он Сам, Своими руками, образовал его из персти земли, 977 и вдунул в него дыхание жизни, то есть душу, которой дуновение означает духовность, 978 и которой чувствительность, ум и деятельность служат очень, конечно, несовершенным, но тем не менее действительным, отображением божественных совершенств. „И сами мы узнаем в себе“, говорит бл. Августин, „образ Бога, то есть высочайшей Троицы, образ, правда, неравный, даже отличный, не совечный и, чтобы коротко сказать, все не той же сущности, которой Бог, хотя в вещах, Им созданных, наиболее по природе Своей к Богу приближающийся, образ, требующий пока усовершенствования, чтобы быть ближайшим к Богу и по подобию. Ибо мы существуем и знаем, что существуем и любим это наше бытие и знание“. 979 Сказанием о творении человека, Писание научает нас, какова наша природа, и дает нам сведения о нашем непосредственно божественном происхождении; оно осуждает, таким образом, с одной стороны материализм, устанавливая различие тела, сотворенного из персти земной и души, происходящей от Бога, 980 и с другой стороны – теорию эволюции и трансформизма, которая осмеливается утверждать, что человек есть лишь усовершенствованное животное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ковчег завета I. НАЗВАНИЕ 1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»; 2) «Ковчег завета» Господня [евр. арон берит яхве; Числ. 10:33 ; Втор. 31:26 ; ср. Евр. 9 и т.д.] был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля; 3) название «ковчег откровения» ( Исх. 25:16.22 ) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли; 4) выражения «ковчег Божий» ( 1Цар. 3:3 ; 1Цар. 4:11 ) и «ковчег могущества Твоего» ( 2Пар. 6:41 ; Пс. 131:8 ) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия. II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии , имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» ( 2Пар. 3:3 ) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом ( Исх. 25:10–16 ). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4 , наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона ( Исх 16 и след.; Числ. 17:10 ; но ср. 3Цар. 8:9 ). К.З. был накрыт ⇒ крышкой . III. ИСТОРИЯ Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок ( Числ. 10:33 ). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

(5) [Col. 904] О чем будем говорить с тобою, любезнейший отец наш, мы, отторгнутые ради Бога от твоей святой утробы? Что скажем приятного или радостного? Ничего жалобного или печального, досадуя на кажущееся изгнание, мы не скажем. Таковым мы научились от тебя признавать не это [изгнание], так как мы пришельцы всей земли (см. Быт.15:13 ; Пс.118:19 ), но одно только отпадение и далекое отлучение от Бога через преступление какой-либо заповеди Его. Поэтому радуемся и веселимся по поводу того, что и мы, хотя недостойные неба и земли 2 , удостоились вместе с тобою, святым отцом нашим, потерпеть это за Его заповедь и лишиться общения с тобою по плоти 3 . Впрочем, ты, отец, всегда с нами, перед нашими глазами и собеседуешь с нами. И как же иначе могли бы мы [благополучно] жить, когда каждый из нас пребывает отдельно сам по себе, если бы покровом святых молитв твоих не были сохраняемы невредимыми от лукавого? Однако мы все остались целыми, невредимыми и твердыми, хотя дорогой немного пострадали, так что некоторые и заболели, однако Сказавший взгляните на птиц небесных и полевые лилии ( Мф.6:26, 28 ) и неложный в обетованиях Своих сохранил нас, как мы не надеялись, приведши нас сюда и [Col. 905] склонив к состраданию нашим бедствиям сердца здешних мужей 4 , (6) и особенно архиепископа. Одна остается у нас забота и непрестанная дума, соединенная с усердным и недостойным молением, чтобы ты укреплялся, вожделеннейший отец наш, и пребывал твердым и непреклонным в предпринятом исповедании за истину Божию, ничего не страшась и не колеблясь духом от наветов людей, старающихся низвратить дарованные тебе благодатью Божией подвиги за благочестие. Ибо молва об этом распространилась повсюду и устрашила души почти всех, и воздвиг рог спасения ( Лк.1:69 ) [Господь] между христианами и снял поношение с монашествующих (ср. Лк.1:25 ); и знаю, каждый здравомыслящий скажет, что в нас живет и царствует Христос, и Ему мы повинуемся более, чем людям, которых Он создал не для того, чтобы Ему быть презираему, но прославляему ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вопрос: Почему Православная Церковь так резко отрицательно относится к гомосексуализму? Я не говорю о гей-парадах, сама этого не понимаю, хотя и живу с женщиной. Чем мы-то отличаемся? Чем мы грешнее всех остальных? Мы такие же люди, как и все. Почему к нам такое отношение? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно исцеление того, кто пребывает в слепоте и не видит своего бедственного состояния. Священное Писание называет грехом всякое нарушение Божественного закона (см. 1 Ин. 3: 4). Господь Творец наделил мужчину и женщину душевными и телесными особенностями, чтобы они дополняли друг друга и тем самым составляли единство. Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместном спасении, в общем труде, взаимопомощи и телесном соединении для рождения детей и их воспитания. Из всех земных союзов брак является самым тесным: будут одна плоть (Быт. 2: 24). Когда люди ведут половую жизнь вне брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя все к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели. Поэтому святая Библия определяет всякое сожительство вне семейных уз смертным грехом, ибо попирается Божественное установление. Еще более тяжким грехом является удовлетворение чувственной потребности противоестественным способом: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18: 22). В равной степени это относится и к женщине. Апостол Павел называет это постыдной страстью, срамом, непотребством: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27). Люди, живущие в содомском грехе, лишаются спасения: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники , ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).

http://pravoslavie.ru/31069.html

Глава 8 Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Проповедь Филиппа в Самарии (6–8). Симон Волхв (9–13). Петр и Иоанн в Самарии. Грех Симона Волхва (14–25). Крещение Филиппом евнуха царицы Ефиопской (26–40) Деян.8:1 .  Савл же одобрял убие­ние его. В те дни про­изошло великое гоне­ние на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рас­сеялись по раз­ным местам Иудеи и Самарии. «Савл одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он ( Деян.22:20 ). «В те дни...» – εν εκενη τ ημρα... – слав. «в той день...» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон – Никанор. (Чет. Мин. 28 июля). «Все, кроме Апостолов, рассеялись...», – может быть, припомнив слова Господа ( Мф.10:23 ). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости...» Деян.8:2 .  Стефана же по­гребли мужи бла­го­говейные, и сделали великий плач по нем. «Мужи благоговейные...» – может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благоразумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа. Эти благочестивые почитатели мученика устроили, по еврейскому обычаю, и «великий плач» об умершем ( Быт.50:10 ; Втор.34 и др.). Деян.8:3 .  А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще раз о демографическом обвале Протоиерей Николай Стремский и его дети. Сейчас среди них 60 приемных В последнее время довольно часто появляются публикации, посвященные демографической ситуации в нашей стране. Причем главной причиной демографического обвала (другими словами то, что происходит, назвать нельзя) большинство авторов считает экономические проблемы. В таком случае наиболее развитые в экономическом отношении страны должны отличаться самой благоприятной демографической ситуацией. Между тем в реальности это далеко не так. В 1897 году в Российской империи была проведена всеобщая перепись, выявившая численность народонаселения в стране. Без учета среднеазиатских вассальных княжеств и Финляндии она составила 126 млн человек. В Великороссии жило 66,4 млн человек. После реформы царя-освободителя Александра II, которая была проведена в 1861 году, прошло 36 лет. За эти годы крестьянское народонаселение в европейской России увеличилось примерно в два раза. Во всех регионах страны наблюдался рост рождаемости. В царствование Николая II численность народонаселения России выросла еще приблизительно на 40%. В наше же время все тревожнее и тревожнее говорится о демографическом обвале. В чем же причина? Ответ на этот вопрос прост: в христианском отношении к браку и рождению нового человека. Рождение новой живой человеческой души всегда оставалось для человека великой духовной тайной. Еще Ветхий Завет учил о человеке как об образе Божием: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26–27). Христос принес в мир принципиально новый, невиданной прежде высоты взгляд на человека, который не противопоставлялся ветхозаветному, а раскрывал его внутреннее содержание. Феномен личности во всей ее глубине не был знаком людям до Христа. Христианское учение о человеке, о его предназначении, о его ценности, о его бессмертной личности налагало на христианина особые обязанности и нормы.

http://pravoslavie.ru/702.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010