Сл.: «И нищему простри руку твою, да совершится (Остр.: да съблюдется) благословение твое». И здесь Евр. Α испорчен сыростью и может быть восстановлен только при помощи переводов. Лат. прибавляет: «умилостивление и благословение твое», т.е. – «Божие над тобою».   36–38 . Продолжая речь ο благотворительности, премудрый увещевает оказывать благодеяние не только живым, но и умершим: «подавай даяния всякому живущему», буквально: «пред лицом всякого живущего, но и умершего не лишай милости», или «и также от умершего не удерживай милости». О какой милости к умершему идет речь, можно видеть из примера Товита, который не боялся даже пострадать за то, что погребал умерших, лишенных погребения ( Тов. 1:19, 2:8 ). и за это получил награду от Бога ( Тов. 12:12–13 ); возможно, что уже во времена бен-Сира существовал обычай, отмеченный во 2Мак. 12:43–46 , приносить жертвы за умерших, «яко да от греха очистятся». В канонических книгах говорится об оплакивании умерших, которое близкие его считали своим непременным долгом по отношению к нему ( Быт. 50:3, 10 , Числ. 20:30 , Вт. 21:13, 34:8, 1Цар. 31:13 и др.), этот обычай подтверждается и в книге Сираховой (22:9–11, 38:16 дал.); вероятно, и здесь премудрый имеет в виду главным образом эту «милость» живых к умершему. Автор Р. 59, а также в последнее время Сменд, основываясь на 30:18, где говорится ο «брашнах, предлежащих у гроба», и отчасти на Тов. 4:17 («иждивай хлебы твоя при гробе праведных»), полагают, что бен-Сира имеет в виду обычай «ставить пищу на гробах умерших», причем предполагалось, что ею пользуются сами умершие 2 . Однако, едва ли бен-Сира советует именно такого рода «милость» к умершим; неоднократные напоминания его ο достойном погребении и оплакивании умершего говорят за то, что и здесь разумеется именно этот последний долг умершим. Α далее автор дает советы относительно милосердия к людям несчастным, постигнутым горем и болезнию: не следует, из нежелания расстраивать себя чужим горем, сторониться от плачущих или от болящих, – напротив, нужно разделить чужое горе, чтобы несчастным было легче его переносить, а больного следует посещать, – «за это он полюбит тебя», или буквально: «ибо им ты будешь возлюблен».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

б) восторжествуют, наконец, над диаволом: Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:20 ). Торжество Господа нашего над диаволом предсказано: Семя жены будет поражать тебя в голову [по слав.: сотрет главу твою] ( Быт.3:15 ). Ты, Господи, восшел на высоту, пленил плен ( Пс.67:19 ). Состояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: Отойди от Меня, сатана. Тогда оставляет Его диавол ( Мф.4:10 ). Мы имеем такого Первосвященника, который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр.4:15 ); б) в изгнании бесов: Приводили ко Господу всех бесноватых и лунатиков, и Он исцелял их ( Мф.4:24 ). Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом ( Деян.10:38 ); в) в даровании Своим ученикам власти, изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтоб изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте ( Мф.10:1,8 ). Созвав двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Се вам власть наступать на всю силу вражью; и ничто не повредит вам ( Лк.9:1 ; Лк.10:17,19 ); г) в разрушении дел диавола: Для сего явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ). Торжество над диаволом Господь довершил смертью Своею: рукописание, которое было против нас, Господь взял от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ). Диавол и его ангелы а) низвержены в бездну до суда: Ты, денница, низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис.14:15 ). Легион бесов просил Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну ( Лк.8:31 ). Бог ангелов согрешивших, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком; на суд великого огня ( Иуд.1:6 ); б) будут ввержены в последний день в огнь вечный: диавол ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сей есть Денница, прежде денницы устроившая бестелесные Силы небесных воинств и чинов. Сей есть Тот, Который един простер небо ( Пс. 103:2 ; Иов. 9:8 ) и по морю ходит, как по суше. Сей есть Тот, Который повил бездну мглою, как пеленами ( Иов. 38:9 ). Сей есть Тот, Который утвердил землю на водах ( Пс. 135:6 ). Сей есть Тот, Который оградил море песком ( Иер. 5. 22, 11 ), как стеною. Сей есть Тот, Который отделил свет от тьмы ( Быт. 1:4 ). Сей есть Тот, Который устроил звездный круг. Сей есть Тот, Который премудро создал весь мир, видимый и разумеваемый. Сей есть Тот, Который нерукотворенными руками из персти составил и образовал человека. Сей есть Тот, Который создал нас по образу Божию, ныне Сам соделался человеком по образу нашему, и есть человек, но вместе и Бог: есть человек, по внешнему виду, совершенно такой же, как и я, со всеми моими свойствами, дабы, очистив, спасти меня; есть и Бог совершенный по внутреннему существу, имеющий сущность совершенного Отца. Будучи образом Господа Бога, Он ныне принял мой образ раба, не умалив достоинства Божества, но освятив смешение моего естества: один и тот же по всему и на небе и на земле познаваемый; на небе рожденный безвременно, на земле – бессеменно, на небе Творец, как Бог, – на земле тварь, как человек. Услышите сия, вси языцы ( Пс. 48:1 ). Слушай, Израиль: Тот, Которого я, твой священник Симеон, в объятиях ношу и великим гласом в храме народу проповедую и свидетельствую, есть Господь Бог твой. Итак, внемлите, людие мои, слову моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих ( Пс. 77:1 ). Се – то Отроча, о Котором предрек Исаия, говоря: Отроча родися нам, сын и дадеся нам: и нарицается имя Его: велика совета Отчего Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ). Если же сие Отроча – Бог Крепкий, то ясно, что о Нем сказал Давид: явится Бог богов в Сионе ( Пс. 83:8 ). О сем-то Отроке взывает и Иеремия: Бог на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Сей-то Отрок древле рассек море Израилю и потопил Фараона ( Исх. 14:21 ), – дал закон Израильтянам, одождил манну, руководил в пустыне огненным столпом народ Еврейский, рассек камень ( Числ. 20:8 ) и сохранил купину (куст) нестираемою от огнеросного пламени ( Исх. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Таким образом Авдиане расположены спорить об этом более надлежащего и идут против церковного предания, верующего, что всякий человек создан по образу Божию, и не допускающего, что образ Божий находится в какой-либо части человека. И сами те, которые допускают баснословное учение относительно этого предмета, и те, которые отрицают оное, не могут ничего доказать. Одни говорят, что образ заключается в душе, думая, что об образе в теле можно только умозаключать. И такие люди не понимают того, что и о душе делается умозаключение, если только нужно обращать внимание на умозаключения, а не просто, с искреннею мыслью обращаться к Богу и верить, что сказанное Богом – истина, известная только Ему одному, ведущему всякую истину. Другие же говорят, что ни в душе, ни в теле ее заключается образ Божий, но в добродетели. А иные полагают образ Божий не в добродетели, но в крещении и в благодати, получаемой при крещении, согласно со сказанным: якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго ( 1Кор.15:49 ). Другие опять не соглашаются и с этим, но хотят сказать, что образ Божий был в Адаме; но когда он оказался в преслушании и вкусил от древа и был изгнан из рая, он потерял образ Божий. И велика страсть к измышлению басен у этих людей, которым ни на час не должно уступать ( Гал.2:5 ), ни этим, ни тем, которые говорят то так, то иначе, но надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке, а не просто в человеке. А где находится и где заключается образ Божий, это ведомо самому единому Богу, по благодати своей даровавшему свой образ человеку. Ибо человек не утратил образа Божия, хотя и унизил образ Божий, осквернив себя безрассудными делами и неисцельными грехами. Вот что Господь после Адама говорит Ною: вот Я дал тебе все, яко зелие травное. Заколи и яждь. Не ешь мяса в крови души, потому что я взыщу душ ваших. Всякий, проливаяй кровь человечу на земле, в ея место его кровь пролиется: яко во образ Божий сотворих человека и Я взыщу крови вашей от всякаго проливающаго ее на лице земли. ( Быт.9:3–7 ; Деян.10:13 ). Видишь ли, что в человеке признается существование образа Божия после десятого поколения от Адама? Хотя Давид спустя много времени говорит Духом Святым: всяческая суета всяк человек живый ( Пс.38:6 ), однако же и после него Апостол говорит: муж не должен растить власы, образ и слава Божия сый ( 1Кор.11:7.14 ). Но и после него Иаков, рассуждая о языке, говорит: неудержимо зло, исполнь яда смертоносна. Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки, бывшия по образу Божию; не подобает, братия моя, сим тако бывати ( Иак.3:8–10 ). Смотри, как пало учение тех, которые говорят, что Адам утратил образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

«Скажи им: живу Я, – говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего, и жив был» ( Иез.33:11 ). «О человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Посмотрите, сколько здесь любви и снисхождения! Но Бог свят! И только святое, чистое может пребывать пред лицом Его. Предвидя, что люди одними собственными усилиями не в состоянии будут совершенно освободиться от греха, Бог обещает послать им Спасителя. Уже при первом грехопадении прародителей наших, Адама и Евы, искушенных сатаною в образе змея, дал Господь темное обетование, что «семя жены будет поражать змея в голову» ( Быт.3:5 ). Обетование это, чем дальше, тем всё яснее раскрывалось. Так, в конце книги Бытия мы уже читаем: «придет Примиритель и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). А в последней книге Моисея, «Второзаконие», читаем: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, – говорил Моисей народу Израильскому, – воздвигнет тебе Господь, Бог твой...» «И сказал мне Господь: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему». ( Втор.18:15, 18 ; Ин.4:34, 8:28, 12:49, 17:8, 20:17 ) Из Пророков всего боле находим мы предсказаний о Спасителе в книге пророка Исайи, жившего за 600 лет до явления Христа на земле. Приводим их здесь: Ис.7 :14: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, – что значит «с нами Бог» ( Мф.1:23 . Ср. Лк.1:26–38 16 ). Ис.9 :2, 6: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий... Ибо Младенец родился нам, Сын дал нам, – владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира» (Ср. Мф.4:14–16 ; Лк.2:4–14 .) Ис.11:1–5 : «И произойдет Отрасль от корня Иессеева... и почиет на Нем Дух Господень» (Ср. Мф.12:17–21 ). Ис.25:9 : «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ср. Еф.1:12 ; Евр. 3:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял [внизу] источники бездны (Притч 8:27–28). Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в свои места, и образуются моря: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах (Пс 32:7). Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том, что Бог дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его (Притч 8:29), они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца: Я утвердил ему [морю] Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим (Иов 38:10–11). Этот мотив возникает и в созерцательном 103 псалме, который в греческом тексте озаглавлен “псалом Давида о сотворении мира”: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут, и не возвратятся покрыть землю (Пс 103:9), и в грозном обличении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут (Иер 5:22). И хотя процесс разграничения продолжается в третий день — Господь полагает границу морю, и является суша (см. Быт 1:9) — но уже в этот же день устраняется также и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья (Быт 1:12). Воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами (Сир 16:30), полна земля, — восклицает Псалмопевец, — произведений Твоих (см. Пс 103:24). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое да будет приводит в бытие звезды и два великих светила (см. Быт 1:16): Солнце чудное создание, дело Всевышнего! Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. И луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века (Сир 43:2–6 и сл.). И, наконец, в пятый день морские воды становятся обиталищем для рыб и пресмыкающихся, которым нет числа (см. Пс 103:25).

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я [была] там Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны Когда утверждал вверху облака Когда укреплял [внизу] источники бездны… (Прем 8:27-28) Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в «свои места», и образуются моря. Он собрал, будто груды, морские воды, Положил бездны в хранилища. (Пс 32:7) Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том что Бог «дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его» (Пр 8:29) они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца. Я утвердил ему [т.е. морю] Мое определение, И поставил запоры и ворота, И сказал: «доселе дойдешь, и не перейдешь, И здесь предел надменным волнам твоим». (Иов 38:10-11) Этот мотив возникает и в созерцательном 103/4 псалме, который в греческом тексте озаглавлен «псалом Давида о сотворении мира»: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут И не возвратятся покрыть землю. (Пс 103/4:13) И в грозном облечении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, Предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, Вечным пределом, которого не перейдет; И хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; Хотя они бушуют, но переступить его не могут. (Иер 5:22) И хотя процесс разграничения продолжается в третий день – Господь полагает границу морю, и «является суша» (Быт 1:9 ) – но уже в этот же день устраняется также и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья (Быт 1:12). «Воззрел Господь на землю и наполнил ее своими благами» (Сир ), «полна земля – восклицает псалмопевец, – произведений Твоих» (Пс 103/4:24). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое «да будет» приводит в бытие

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым… (Быт 2:19–20), то есть интеллектуальная работа — это труд, сложный, но благословленный Богом, желающим через него взрастить и образовать человека должным образом в ту меру, которую Он задумал. Такое понимание не совершенно чуждо и израильским толкователям, но встречается лишь как один из вариантов стиха у Ибн Эзры (Свиток Когелет, 50). Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Еккл 1:14 Таргум на Книгу Екклесиаст — текст, являющийся расширенным пересказом классического памятника с иврита на арамейский, — уточняет: «все людские дела». Тогда как отец христианского богословия Ориген замечает, что суете подвержены не только дела человеческие, и вспоминает слова апостола Павла: …тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… (Рим 8:20), по воле Бога соподчинившего творение его венцу — человеку и из-за падения человека и тварь увлекшего в тление (см. Быт 3:14–19). Потому призрачность, эфемерность результата и близость распада сопутствует не только делам человеческим, но и природе, будь то живой или не живой. Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать Еккл 1:15 Выражение, которое можно наполнить произвольными смыслами, наподобие классического «нельзя объять необъятное» Козьмы Пруткова. Так, например, иудейские комментаторы выводят отсюда совершенно нехарактерную для автора мысль о том, что искривленное при жизни невозможно выправить после смерти: «В этом мире искривленное еще можно выправить, а недостающее восполнить, но в грядущем искривленное нельзя будет выправить, а то, чего недостает, уже не восполнить» (Когелет раба, 1.38). Данный комментарий представляется совершенно избыточным ввиду полнейшего молчания Екклесиаста о связи жизни на земле с каким-либо воздаянием в посмертии, да и в целом — неоднозначности для него самой идеи посмертного бытия. В 3-й главе он говорит: Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл 3:21), а в 12-й: И тогда тело вернется в землю, откуда оно и было взято, а дух вернется к Богу, Который дал его   (Еккл 12:7).

http://blog.predanie.ru/article/ekklesia...

Вопрос: Вера в Бога должна быть в сердце. Обряды, молитвы, посты - всё это придумали люди. Нуждается ли Господь в этом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):   В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4). После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.   Иисус Христос, принес Себя на Голгофе за грехи всего мира. Этой единственной (в силу Божественного достоинства Христа) Жертвой  Спаситель мира отменил все ветхозаветные вещественные жертвоприношения, но духовные жертвы в Новом Завете остались. Первоверховный апостол призывает: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр.2:5). Другой апостол, которого Господь назвал Мой избранный сосуд (Деян.9:15), говорит: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15).   Теперь о молитве. Вновь обратимся к Священному Писанию. «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения < …> Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар.7:12-16). Священная история имеет множество примеров молитвы праведников к Господу. В Новом Завете все живет и дышит молитвой. Сам Господь дал образец совершенной молитвы: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!...» (Мф.6:9-13). Она так и называется - молитва Господня. Спаситель наш постоянно побуждает нас к молитве: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44); «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38); «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ((Мф.26:41); «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Задумаемся: если святые апостолы, которым были открыты тайны духовной жизни, постоянно молились, можем ли мы что-нибудь возразить против их опыта: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14).

http://pravoslavie.ru/6631.html

Рождество Христово Имя «ангел» значит «вестник», ибо ангелы возвещали людям волю Божию. Но ангелы – не только вестники, а еще и певцы, регенты мира небесного. Песнь – гармония звуков и слов, мыслей и чувств. Песнь – воскликновение из глубин сердечных. От избытка сердца говорят уста (Мф.12, 34), а от преизбытка сердца уста поют. У ангелов – преизбыток благ, полнота райской радости. И люди поют, когда радуются, либо когда хотят разогнать тоску, чтобы вернуть себе радость. Ангелы поют, потому что не могут не петь. Пение ангелов – ликование Неба. Ангелы на небесах всегда видят лице Отца Небесного (Мф. 18, 10), Ангелы всегда с Богом, а разве может не ликовать тот, кто с Богом? И наши земные радости выражаются в пении. Но наше пение, даже самое вдохновенное, лишь слабая тень радости на Небесах. В Ветхом Завете ангелы не пели. Точнее, Господь не сподоблял людей слышать ангельского пения. Ибо как услышит тот, кто духовно глух, как поймет гармонию Неба тот, кто привык лишь, по Лермонтову, к «скучным песням земли»? Только праведному многострадальному Иову Сам Господь приоткрыл тайну: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7) – радость жизни, радость бытия ангелы встретили чудным хором славословия Божия. Да еще пророк Исаия созерцал высший ангельский чин – серафимов, предстоявших величественному престолу Божию: Взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 3). В Ветхом Завете Ангелы являли людям свое неприступное величие и превосходящую мощь. Херувим с пламенным мечом грозно охранял затворенный для людей Рай (Быт. 3, 24). Ангел Господень в одну ночь умертвил 185 тысяч ассирийцев, осаждавших Иерусалим (4 Цар. 19, 35). И даже поразивший немотой священника Захарию архангел Гавриил действовал по правилам Ветхого Завета – то было лишь преддверие Нового Завета. И только когда родился Христос, когда ученые волхвы шли вслед за чудесной звездой, а простые пастухи стерегли стадо кротких овечек, ангельское пение озарило наш земной, дольний мир чудным славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение . Бог стал человеком, Небо явилось на земле, и потому люди обретают родство с ангелами. Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред ангелами: славой и честью увенчал его (Пс. 8, 5–6). Весь смысл христианской жизни в том, чтобы мы оказались там, где сейчас ангелы. Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Вот почему в Новом Завете ангелы поют для чистых сердцем людей, а людям Господь дал возможность говорить ангельскими языками.

http://pravoslavie.ru/109761.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010