5.1.3. " Душа " в собственном смысле Душа в ее сущностном тварном смысле встречается прежде всего там, где речь идет о смерти, т.е. об отделении души от тела. А там, где речь идет о жизни, там душа может означать и жизнь, и всего человека, и личность его. Душа как отдельная сущность познается через смерть. И это объективный опыт человека. Горький плод познания зла. Где жизнь - там душа пронизывает все бытие человеческого естества, и увидеть ее в теле, отдельно от тела, независимо - невозможно. Но когда человек умер, тогда открывается страшная картина: бездушное тело и покинувшая его, хотя и невидимая, беспокойная душа. Быт.35:18: И когда выходила из нее душа, ибо она умирала; Втор.4:15: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день; Втор.10:12: ...от всего сердца твоего и от всей души твоей; Иов.2:6: ...он в руке твоей, только душу его сбереги. (Эти слова можно понимать двояко: во-первых, как сохранение жизни Иова, во-вторых, как собственно душу, к которой Господь запрещает прикасаться сатане.) К такому пониманию следует отнести весь спектр психических состояний, выраженных терминах, описывающих состояние души: Быт.34:3: ...прилепилась душа его к Дине (т.е. ему понравилась Дина); 42:21: ...страдание души его; Иов.6:7: ...не хотела... душа моя; 7:15: ..душа моя желает; 18:4: О ты, раздирающий душу твою в гневе; 19:2: Доколе будете душу мою...; 27:2: ...огорчивший душу мою; Пс.6:4: ...душа моя сильно потрясена; 62:2: Тебя жаждет душа моя. Все эти примеры указывают, что любые состояния человека, которые мы современным языком назвали бы психическими, эмоциональными, интеллектуальными и др., есть состояния души. Таким образом, библейская антропология различает всю сферу жизни души человека (которую психология изучает как психику) и саму душу как онтологическую сущность, тварную и бессмертную (чего ни одна психология не рассматривает вовсе, да и не может рассматривать). 5.1.4. Душа - животная жизнь Это значение не относится к антропологии, поскольку приложимо к жизни любого животного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

   Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке.    От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его... и поклонился до земли семь раз» (Быт. 33:1, 3). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42:6, 47:31, ср.: Евр. 11:21). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18:7).    Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого» (1 Пет. 1:23), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), — и в Евангелии Господь говорит «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34), — и еще «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). И еще: как Христос «положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: «Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5:44).    Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5). И Господь наш Иисус Христос говорит «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). И еще: «Если... правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5:29). И апостол говорит «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   пользу, то тем более так будет у Господа всяческих. Если кто окажет какое-либо человеколюбие и сострадание прохожему человеку или поверженному на распутье, то Господь, усваивая Себе это, обещает ввести сделавших им что-либо доброе в Царство Небесное и изречь: придите, благословенные Отца Моего, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25:34-35). Тем более тот, кто оказывает свои услуги подвизающимся ради Господа и облеченным священным саном, получит не только такое же воздаяние, но и гораздо большее, так как человеколюбивый Господь всегда с большим избытком вознаграждает за сделанное нами. Итак, не будем хуже неверных, которые, еще находясь в заблуждении относительно идолов, оказывали такое попечение об их служителях. Но сколь великое различие находится между заблуждением и истиной, между служителями идолов и служителями Божиими, такое же различие покажем и в самом почтении, дабы получить свыше тем большее воздаяние. И жил Израиль в земле Египетской, и плодились, и весьма умножились (Быт. 47:27). Таково было обетование Божие Иакову: там произведу от тебя народ великий. И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет (Быт. 47:28). Бог определил столько времени для жизни Иакова, чтобы он оставил эту жизнь, получив достаточное утешение за те бедствия, которые претерпевал во все продолжение жизни. (1). от имения своего нуждающимся и таким образом умножайте свое богатство, потому что благотворящий бедному дает взаймы Господу, говорит [Премудрый] (Притч. 19:17). Если же ты не хочешь терпеть и ожидать времени воздаяния, то вспомни о тех, которые дают взаймы деньги людям. Они не тотчас берут проценты, но стараются как можно долее держать капитал в руках должника, только бы верно было возвращение и надежен взявший взаймы. Пусть будет то же и здесь: оставь свое в руках Божиих, чтобы Он воздал тебе многократную награду. Не старайся получить все здесь; если ты все получишь здесь, то какое воздаяние получишь там? Потому и Бог соблюдает награды там, что настоящая жизнь скоропреходяща. Правда, Он подает и здесь: ищите, — говорит, — Царства

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Точно так же следует почитать святые Божественные Тайны — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться им. Ибо сначала Господь создал человека обладающим свободной волей и повелел ему всегда пребывать в послушании Сотворившему его — а тот преступил заповедь и сам себя предал смерти и тлению. Но Творец и Создатель рода нашего, по своему милосердию, уподобился нам, став Человеком безгрешным, соединился с нашим естеством, нищим и немощным, и Плотию очистил нашу плоть, Душою освятил нашу душу, как говорит Сам Господь: «Сие есть Тело Мое», — и: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас проливаемая; ядите и пейте во оставление грехов» (См. Мф. 26:26 — 28; Мк. 14:22—24; Лк. 22:19—20). И «слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12), и Он творит все, что захочет, — ведь Он сказал «Да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). И еще Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву» (Быт. 1:11), — и так и доныне она взращивает свои растения, укрепляемая Божественным повелением.    Ведь если Бог Слово пожелал, и стал Человеком, воплотившись от крови Пречистой Приснодевы Марии, без семени составил Плоть Свою, и был распят на Кресте, и источил нам Кровь и воду из пречистых ребр Своих, неужели Он не может претворить хлеб в Плоть Свою и вино и воду — в Кровь Свою? Пресвятая Дева Богородица спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) — и архангел отвечал «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35), — так и в Причастии: Дух Святой приходит и творит это.    Ибо Господь знает человеческую немощь: от того, что неестественно, Он отвращается и скорбит о том; и вместе с тем то, что естественно, Он постоянным сошествием сверхъестественно освящает.    При крещении людей омывают водою и помазывают миром, и таким образом им сообщается дар Святого Духа: человек двусоставен, из души и плоти, и потому двойное дано нам и очищение — от воды и Духа, ибо видимое тело омывается видимою водою, душа же невидимая очищается Духом невидимым. Так и в Причастии: у людей существует обычай — есть хлеб и пить вино и воду, и Он присоединил к этому Свое Божество и сделал так, что через обычное для естества мы станем выше естества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Человеку, который любит спорить, нет мира не только среди своих близких, но и с чужими людьми. Везде он хочет насытить свою страсть к спорам, вечно придирается к мелочам, постоянно раздражается сам и выводит из себя других, и все его ненавидят. Ведь написано в книге Бытия, как Исав взял себе жен от иноплеменных и как они постоянно ругались с Исааком и Ревеккой (Быт 26. 34- 35). А потом Ревекка говорит: «Я жизни не рада от дочерей Хеттейских» (Быт 27. 46). Из этого видно, что спорить пристало людям безбожным, а не тем, кто верит и благочестив. Потому что те, кто действительно христиане и ученики Христа, подражают своему Владыке и Учителю, а о Нем написано: «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» (Мф 12.19). И те, кто христиане, ни одно дело не пытаются решить спором и пререканиями — только терпением, молитвой, послушанием и надеждой. Они никогда не стремятся настаивать на своем мнении или требовать, чтобы было по их воле, по слову Господа: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6. 38).    Если ты живешь вместе с братом и хочешь, чтобы какое-то дело состоялось, а брат, с которым ты живешь, этого не хочет, уступи ему, а не то начнется спор и ты огорчишь его. Будь у брата словно в гостях: ничего ему не приказывай и не стремись быть главным над ним. Если он велит тебе сделать то, что ты не хочешь, борись со своей волей, пока не сделаешь то, что приказано. А иначе ты огорчишь его, станешь дерзким и не сможешь жить с ним в мире. Если он тебе скажет: «Свари мне что-нибудь», — спроси его: «Что тебе сварить?» И если он оставит это на твое усмотрение и скажет: «Что хочешь», — возьми то, что есть, и приготовь со страхом Божиим.    Если разговор между вами пойдет о смысле слов Писания, пусть тот, кто знает эти слова, подчинит свою волю брату и доставит ему радость. Ведь смысл, который вы ищете, — в том, чтобы во всем смирить себя перед братом. Поэтому, кто постоянно думает о Суде, на котором он должен предстать, тот все свои силы прилагает к тому, чтобы не пришлось ему молчать именно в тот страшный час, и лишь оттого, что нечего сказать в свое оправдание. Если вам нужно идти по какому-то небольшому делу, не пренебрегайте один другим. Не уходи один, оставив своего брата в келии, чтобы его не мучила совесть. Скажи ему с любовью: «Хочешь, чтобы мы пошли?» И если ты видишь, что брат твой сейчас неспокоен или болен телом, не спорь с ним: дескать, нам надо идти сейчас. Отложи на время дело и удались в свою келию с любовью и состраданием. Смотрите, ни в чем не противоречьте брату, чтобы не огорчить его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

А может быть, благий и премудрый Владыка, не смотря на наше недостоинство и ничтожество, для вас и вашей пользы " даст " нам слово во отверзение уст наших (Ефес.6:19), во славу Его и наше назидание. Итак, возложив всю надежду на вышнюю благодать, и призвав на помощь Того, Кто " отверзает очи слепым " (Пс.145:8), и ясным делает " язык немого " (Ис.35:6), приступим к рассмотрению того, что недавно прочтено (из Писания), и, что подаст Он по Своему человеколюбию, то и предложим вашей любви. Только, прошу, напрягите свой ум, и, удалив от себя все житейские помыслы, внимательно слушайте предлагаемое, чтобы мы могли бросить духовное семя как бы в тучную и плодородную землю, очищенную от сорных трав и терний. " Вот " , говорится, " житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом " . Этим окончилось вчерашнее поучение; потому надобно предложить, что следует далее. " Родил " , сказано, " Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета " . Не без причины божественное Писание указало нам и время и число сыновей праведника; нет, и в этом оно хотело показать нам, хоть и не прямо, необыкновенное величие его добродетели. Выше оно сказало, что " был Ной пятисот лет " , и тут же присовокупило: " и родил трех сынов " (Быт.5:32), научая нас, как необычайно велико было его воздержание, и притом в такое время, когда все тогдашние люди преданы были такой невоздержности и такому разврату, и всякий, так сказать, возраст, устремился на зло. Вы ведь слышали, как божественное Писание говорит: " и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло " от юности (Быт.6:5), и этим ясно показывает нам, что и юноши старались превзойти (в нечестии) старших по возрасту, и старцы безумствовали не менее юношей, и что даже самый невинный возраст сильно увлекался к пороку.   2. Итак, чтобы мы знали, как, не смотря на то, что все эти люди предавались такому неистовству и разврату, праведник один подвизался, при других добродетелях, в целомудрии до пятисотлетнего возраста, Писание, сказав: " был Ной пятисот лет " , говорит уже: " и родил трех сынов " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Быт.25:6 вместе с Хеттурою причислена к pilagschim Авраама, таковы служанки жены Иакова, одна из которых Быт.35:22 прямо называется наложницею; 2) служанки купленные ( Исх.21:7 и д.), или захваченные во время войны пленными ( Втор.21:10–14 ), или наконец, 3) жены, приобретенные покупкою, с которыми соединялся потом муж беъ дальнейших формальностей (без подарка невесте, и без брачного торжества) независимо от того, были ли они или нет его рабынями,–такова наложница одного левита в кн. Суд.19:1 и д. Слич. Заальшутца, Mos. R. стр. 750 и д. 880 Обесславленная девица подвергается в этом случае тому же самому наказанию, как и ее соблазнитель, «потому что она не кричала в городе», т. е. не спасала своей невинности призыванием на помощь ( Втор.22:24 ). Напротив если она была схвачена мужчиною и обесчещена на поле, где не было по близости других людей, которые могли бы придти к ней на помощь, то должен был умереть только мужчина, как насильственный соблазнитель, но девица, как невинная, должна была остаться без наказания (ст. 25–27). 881 Только за сообщение с рабынею, назначенною для другого мужа, было простое наказание, как месть, а самое сообщение примирялось жертвою греха, слич. там. 1 стр. 221.–Впрочем муж в Израиле подвергался наказанию (так как он мог свободно вступать в брак более, чем с одною женою и кроме жены мог иметь еще наложниц) за нарушение супружеской верности только тогда, когда вступал в половое общение с женою или с пользующеюся правами жены обрученною невестою другого. Половое же смешение с (необрученною) девицею считалось за блуд и разврат только в том случае, когда мужчина не хотел взять ее в жены или наложницы. 882 Втор.24:1–4 гласит: «если таким образом кто возмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в его глазах, потому что он встретит в ней нечто неприятное, и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома и она выйдет из его дома и пойдет и сделается женою другого мужа, но и другой муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома, или же умрет другой муж, который взял ее в жену: то первый муж, отпустивший ее, не может снова взять ее себе в жену, после того как она осквернена; ибо это мерзость пред Иеговою» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В западной части Наблуса (ближе к телю) находится синогога самарян, в которой и хранится принадлежащий им древний свиток Пятикнижия. На горе Гаризим, рядом с их священными местами, видны руины христианской церкви, построенной византийским императором Зеноном (474–491 гг.) на месте более древнего храма. А на восточной окраине Наблуса, у самого подножия горы Гаризим, находится знаменитый колодец Иакова. Расположенная здесь арабская деревня называется Аскар («лагерь»), ее название многие связывают с библейским топонимом Сихары. Здесь была земля Иакова. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет ( Быт. 33, 18–19 ). Здесь же, «под дубом, близ Сихема», Иаков закопал всех богов чужих, бывших в руках домочадцев его, и серьги, бывшие в ушах у них (см. Быт. 35, 4 ). Праотцем Иаковом был, по преданию, ископан колодец, возле которого состоялась знаменитая беседа Христа с самарянкой. ...Он попросил у нее пить, и женщина удивилась, почти испугалась: «Ты просишь воды у самарянки? Ведь иудеи не общаются с самарянами». Спаситель улыбнулся и сказал: «Если бы ты знала, Кто пришел к тебе, ты бы просила воды у Меня». Светлана не поняла. «У Тебя и ведерка нет, – ответила она Господу, – а колодец глубок» (он и действительно 35 м в глубину). Но Христос говорил о другом источнике – о воде вечной жизни, к которой припадают не устами – душой, и уже никогда не испытывают духовной жажды. И пьют из этого источника все верующие в Христа и вступающие в Православную Церковь – независимо от цвета кожи, национальной и духовной принадлежности. Сегодня в Самарии, на родине Светланы, живет лишь горстка последних представителей вымирающей, но все также упорствующей в своих заблуждениях секты. А святая вода Евангелия утоляет все народы, всех людей, обращающихся к Спасителю. Самарянка Светлана тоже сделала свой выбор. Она стала христианкой, уехала из родных мест и жила в Карфагене, а старший сын ее Виктор был воином в римском войске. Во время гонений при императоре Нероне она вместе с сыном и всей семьей засвидетельствовала свою верность Христу мученической смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В эти дни и начнут проповедь против антихриста два пророка, сошедшие с Небес, – Енох и Илия. Сказано: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» ( Откр.11:3 ). Через их проповедь мир распознает зверя-антихриста, его подлинные чувства и намерения. О реакции иудеев на проповедь пророка Илии сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал.4:5–6 ). Слова: «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам» – свидетельствуют о том, что иудеи отвергнут свои заблуждения и исповедают Иисуса Господом и Сыном Божиим, «и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах.12:10 ). Таким образом, авангард антихриста его «апостолы» перейдут на сторону Христа и Его Церкви. Возможно, что именно тогда и произойдет примирение евреев с арабской нацией, и дом Сима обретет искомое столько лет единство всех чад Авраама – и Исаака и Измаила. Основанием для последнего предположения служит текст из 25-й главы Книги Бытия, 9-й стих: «И погребли его (то есть Авраама. – О.С.) Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле» – то есть Измаил признал первенство Исаака, поэтому имена и даны в такой последовательности. В случае с погребением Исаака имена погребавших сыновей даются в ином порядке, по отношению к благословению и обетованию. Сказано: «и погребли его его (то есть Исаака. – О.С.) Исав и Иаков, сыновья его» ( Быт.35:29 ) – то есть Исав останется противником Израиля. В этом смысле, возможно, что однажды арабы (Измаил) признают первенство евреев (Исаака), и будут едины и потомки Сима, и Иафета. Сказано: «некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:10 ). Не только сыны «Иафета… вселится он (то есть они. – О.С.) в шатрах Симовых…» ( Быт.9:27 ), но и Хам возрастет в Господе, ибо сказано: «благословен народ Мой – Египтяне» ( Ис.19:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вдумайся: мы почитаем друг друга потому, что Бог изначально сотворил человека по образу Своему; поэтому все имеют одинаковую честь и напоминают об общем Владыке. От древних мы восприняли обычай кланяться друг другу, — ведь книга Бытия говорит: “Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его… и поклонился до земли семь раз”(Быт. 33, 1, 3.). И еще: Иаков увидел Иосифа, сына своего, и поклонился на верх жезла своего; и братья Иосифовы, увидев Иосифа, упав ниц, поклонились ему (См. Быт. 42, 6; 47, 31; ср.: Евр. 11, 21.). И Моисей, увидев Иофора, поклонился ему до земли (Ср.: Исх. 18, 7.). Еще и потому мы кланяемся друг другу, что братья наши — члены тела, во Христе, “возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго”(1 Пет. 1, 23.), и принявшие божественное крещение в одной купели. Ведь Бог сказал: “Люби ближнего твоего, как самого себя”(Лев. 19, 18.), — и в Евангелии Господь говорит: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”(Ин. 13, 34.), — и еще: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”(Ин. 13, 35.), “в почтительности друг друга предупреждайте”(Рим. 12, 10.). И еще: как Христос “положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”(1 Ин. 3, 16.). И святые божественные отцы наши говорят: если ты видел брата своего — видел Господа Бога своего. Даже если и враждуют, или укоряют, или обижают, или ранят, — да не отлучит нас ничто от любви их, как говорит Господь: “Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас”(Мф. 5, 44.). Если же кто-то возбраняет исполнять заповеди Господни или провозглашает еретические учения, то от такого следует не только отворачиваться, но и убегать, как от змеи. На такого следует и гневаться, по пророческому слову: “Гневаясь, не согрешайте”(Пс. 4, 5.). И Господь наш Иисус Христос говорит: “Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”(Мф. 18, 17.). И еще: “Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”(Мф. 5, 29.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010