На что и он также указывая сказал, что переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков ( Прем. 7:27 ). Ибо чрез нее первый Адам сделался и пророком и мудрым, как показало и знание его о жене ( Быт. 2:23 ), и наречение имен животным, каждому соответственно природе и склонностям ( Быт. 2:19–20 ), и по этой мудрости сверхестественным образом беседовал с Богом, то есть до прегрешения. О нем и Соломон опять сказал, обращаясь к Богу: Ты даровал премудрость Свою и послал Духа Твоего Святаго, и люди научились тому, что угодно Тебе, и премудростию Твоею спаслись ( Прем. 9:17–19 ). Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения; ибо дала ему силу владычествовать над всем. А отступивший от неё неправедный в гневе своем погиб от своей братоубийственной ярости ( Прем. 10:1–3 ). Она сверхестественно прославила лице Моисея, так что разговаривающие не могли смотреть на него ( Исх. 34:29–35 ), законодателем и вождем народным соделала его, и священником Божиим, а лучше сказать – от себя поставляющим и помазующим самих священников, и со многим дерзновением слушающим свыше Божественный голос и повеления. Ибо, говорится, говорил Господь с Моисеем, как бы говорил кто с другом своим ( Исх. 33:11 ). И опять: Ты приобрел благоволение в очах Моих, говорит ему Сам Владыка, и я знаю тебя больше всех ( Исх. 33:12 ). Она в надлежащее время воздвигала святых пророков, общников и проповедников Божественных таин, неизреченным образом просвещая владычественное 15 в них, соделывая боговидцами и неложными предрекателями будущего. Поэтому они удостоились таинственно видеть и знать ( Ин. 8:56, 12:41 ) и впоследствии открывшееся страшное и неизреченное домостроительство единородного Сына Божия во плоти, и ясно предвозвестить. И отец сего премудрого, Давид царь и пророк, ею прославился выше древних, божественные тайны принявши и познавши и проповедавши ясно, как вряд ли кто из всех, так что удостоился и Божественного изречения, сверхестественно утверждающего за ним великие и новые откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

5:19), то есть творящего в Своем уме. Ведь Отец действует умом, а Сын совершает то, что видит в уме Отца. Именно так все через Сына начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин. 1:3). 16.  Не думай, что через Сына Произошло только творение мира, но также и все, что было содеяно Богом впоследствии. Ибо Отец, Который любит Сына и все предал в руку Его (Ин. 3:35), от начала любит [Его] и от начала предал, поэтому от начала Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Именно Ему дана Отцом всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). И Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22), также изначально. Ведь когда Он говорит о всякой власти и всем суде и о том, что все через Него начало быть(Ин. 1:3), а также о том, что все передано в руки Его, Он не допускает никакого временного ограничения, ибо всего этого не было бы [у Сына], если бы оно не было во всякое время  . Поэтому Сын есть Тот, Кто осуществлял суд от начала, низвергнув горделивую башню, смешав языки, наказав весь мир страшным потопом, излив на Содом и Гоморру огнь и серу, — Бог от Бога [Иегова от Иеговы] (Быт. 19:24). Ибо Он Сам всегда сходил и беседовал с людьми, начиная с Адама до патриархов и пророков, в видении, во сне, в зерцале и в гадании, от начала всегда приуготовляя Свой путь, которому Он последовал в конце  . Таким образом, Бог всегда имел обыкновение общаться с людьми на земле, и не Кто иной, как Слово, Которое должно было стать плотью. Он приучал [нас], чтобы распространить среди нас веру и чтобы мы легче поверили и узнали [потом], что Сын Божий сошел в мир, бы мы уже заранее знали, что подобное происходило и прежде. Ведь ради нас все как написано, так и произошло, [нас], в которых века достигли конца (1 Кор. 10:11). Так, уже тогда, [в начале мира], Он познал человеческие страсти  , намереваясь воспринять сами составные части человеческой сущности   — плоть и душу. Он спрашивал Адама, словно бы не ведая: Адам, где ты? (Быт. 3:9). Он раскаивался, что сотворил человека, словно не предвидел [этого].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Так и Иоанн видит во Христе Жениха, фактически вступающего в брак с Церковью. – Так же рассматривает себя и Христос. Когда ученики Иоанновы стали упрекать Его, почему ученики Его не постятся, то Христос сказал им: «...могут ли печалиться сыны чертога брачного (ο υο το νυμφνος), пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ; ср. Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). Тут ученики обозначены как «сыны чертога брачного», т. е. как товарищи Жениха. «Его пребывание с Его учениками походит на ликование жениха с своими товарищами во время брачных пиршеств. Могли Он приглашать Своих учеников поститься, пока был с ними? Когда Он будет взят от них, тогда они будут поститься» 763 . Христа спрашивали о посте ( Мф.9:14 и др.), а Он отвечал о печали. Это объясняется тем 764 , что пост и скорбь или печаль соединяются ( 1Сам.17:2 ; 2Сам.12:16–22 ). Не потому, чтобы пост был причиною скорби, что было бы чистым лицемерием, но пост есть знак или следствие скорби». Поэтому было бы для всех нелепым явиться на брак в черной одежде, со слезами на глазах, не есть (древний пост был полным воздержанием от пищи) и не пить. Наоборот, если случалось, что жених неожиданно умирал, то тогда начинался пост в знак траура по нагрянувшему бедствию. – В разбираемом образе Христос берёт тот момент свадьбы, когда невеста, закрытая покрывалом, находилась ещё обособленною (её прямо вводили в опочивальню), тогда как жених пировал с товарищами и друзьями 765 . Этим объясняется, что о ней нет упоминания, так что этот момент должен предшествовать тому, о котором говорил Иоанн Креститель. Образ Церкви-Невесты, как мы видели, почти переходит в образ Церкви-Жены. Но и этот последний выступает с ясностью в других местах. Христос, напоминая фарисеям Закон Божий о браке, указал им на таинственное слияние мужа и жены в одно существо, откуда явствует невозможность развода «не за прелюбодеяние» ( Мф.19:9 ). «Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 )?» И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

И если кто внимательнее рассмотрит слова пророков о конце и то, что Иоанн ученик Господа видел в откровении, то найдет, что народы примут те же самые казни вообще, какие тогда поразили Египет по частям. Глава XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия, которых Писание не осудило, но, скорее, видеть в них образы будущих вещей: пример – кровосмешение Лота 1. Объясняя такого рода сказания о древних людях, (прежде упомянутый) пресвитер вразумлял нас и говорил: «за те проступки, в которых самыя Писания обличают патриархов и пророков, мы не должны упрекать их и делаться подобными Хаму, посмеявшемуся над срамотою своего отца и подвергшемуся проклятию, но должны благодарить Бога за них, потому что грехи их прощены им с пришествием Господа нашего, ибо, – говорил он, – и они благодарят и прославляются за наше спасение». Относительно же тех (действий), которых Писания не осуждают, но которые просто изложены, мы не должны быть обвинителями, ибо мы не тщательнее Бога и не можем быть выше Учителя, но должны в них искать прообраза. Ибо ничто из того, что изложено в Писаниях без осуждения, не лишено значения. Пример сего представляет Лот, который извел из Содома дочерей своих, зачавших от своего отца, и оставил на границе жену свою, стоящую в виде соляного столпа до сего дня. Ибо, Лот (действуя) не по своей воле и не по своему плотскому похотению, и без всякого знания, понятия или мысли о таком действии, совершил его как прообраз (будущего). Так Писание говорит: «и вошла старшая (дочь) и спала с отцом своим в ту ночь, и Лот не знал, когда она спала и когда встала» ( Быт.19:33 ). И о меньшой то же самое: «и он не знал, – сказано, – когда она спала с ним и когда она встала» ( Быт.19:35 ). Когда же человек не знал и не служил своей похоти, тогда совершалось распоряжение (Божие), по которому означались две дочери, т. е. две синагоги, от одного и того же отца, родившие детей без плотского хотения. Ибо не было никого другого, кто мог бы дать им жизненное семя и деторождение, как написано: «старшая сказала младшей: отец наш стар и никого нет на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Пойдите в противолежащее селение — несомненно, имеется в виду Виффагия. Найдете молодого осла привязанного — слово poloj означало ‘молодое животное, детеныш’, если в контексте было другое слово, обозначающее вид животного; если такого слова не было, poloj означало ‘лошадь’. Однако Марк, а за ним и Лука здесь руководствуются значением слова в переводе Семидесяти (Быт 49:11; Зах 9:9), где оно несомненно означает осла. Может быть, животные содержались специально для нужд путешественников, которые могли нанимать их, ср. систему почтовых станций в позднейшее время. Привязанного — отзвук Быт 49:11 (благословение Иакова Иуде), отрывка, толкуемого в мессианском смысле. На которого никто из людей никогда не садился — ср. Чис 19:2; Втор 21:3; 1 Цар 6:7; 2 Цар 6:3; на молодом осле в Зах 9:9. Животные, предназначенные для священнодействий или для царя, не могли быть использованы в других целях. Он надобен Господу — Иисус неоднократно гостил в Вифании (Ин 11:1; Мф 21:17); следовательно, жители окружающей местности скорее всего признавали Его как Учителя и знали Его учеников. Накинув одежды свои на осленка,посадили на него Иисуса — знак почтения, подобающий царю (3 Цар 1:33). Когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге — еще один знак почтения, ср. 4 Цар 9:13; Иосиф Флавий, Иудейские древности 9:111. Приблизился к спуску с горы Елеонской — процессия достигла вершины горы и теперь должна была спускаться к городу. В этот самый момент перед паломниками открылась величественная панорама Иерусалима и храма, отсюда и всплеск радостного воодушевления: все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога. Выражения хвалы напоминают славословия ангелов и пастухов при Рождестве (2:13,20). Лука опускает еврейское слово осанна, которое было бы непонятно читателю из язычников. Благословение Пс 117:26 Благословен грядущий во имя Господне употреблялось в евангельское время как приветствие, обращенное к паломникам, приходящим к иерусалимскому храму. Однако в самом псалме эти слова, по-видимому, обращены к царю, входящему в храм для богослужения. Приветствие возглашается учениками, а не жителями Иерусалима, и это означает, что пророчество Иисуса в 13:35 еще не исполнилось, о чем Он Сам свидетельствует (ст. 41–44). Славословие завершается загадочным двойным восклицанием, которое находим только у Луки: Мир на небесах и слава в вышних! Ср. 2:14, где говорится, что Рождество принесло мир на землю, то есть спасение. Может быть, ключ к пониманию этого необычного выражения содержится в Откр 7:10 (восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле), где воздается хвала Богу как источнику спасения; ср. еще Откр 12:10; 19:1. В вышних — эвфемистическое обозначение Бога.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Первым великим природным катаклизмом в истории человечества становится потоп, когда по повелению Бога вода уничтожает всю первозданную вселенную, кроме одной человеческой семьи и тех животных, которых Ной взял с собой в ковчег: по паре от каждого вида птиц, пресмыкающихся и зверей ( Быт. 7:8–9 ). Судьба животного мира отныне полностью связана с судьбой человека: земля была проклята из-за человека, и всё, что населяло землю, уничтожается вместе с ветхим человечеством за его грехи. Но завет, который Бог заключает с Ноем после окончания потопа, включает в себя и всю природу: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными ( Быт. 9:9–10 ). В чудесах, описанных в Библии, природа нередко участвует наряду с человеком. Казни, навлекаемые Богом на Египет через Моисея и Аарона, имеют прямое отношение к природе: вода превращается в кровь ( Исх. 7:19–20 ); воды производят жаб ( Исх. 8:6 ); персть производит мошкару ( Исх. 8:17 ); налетает множество песьих мух ( Исх. 8:24 ); в земле Египетской вымирает весь скот ( Исх. 9:6 ); пыль вызывает воспаление на людях и на скоте ( Исх. 9:10 ); град истребляет все, что было в поле, от человека до скота ( Исх. 9:25 ); саранча покрывает лицо всей земли и поедает все, что уцелело от града ( Исх. 10:15 ); густая тьма на три дня покрывает всю землю Египетскую ( Исх. 10:22 ). История исхода Израиля из Египта сопряжена с чудесами, имеюшими отношение к природе: переход израильского народа через море, когда морские воды расступаются и становятся стеной по обе стороны ( Исх. 14:21–28 ); превращение горькой воды в сладкую ( Исх. 15:23–25 ); схождение манны с неба ( Исх. 16:13–35 ). Чудеса Иисуса Навина, включая остановку солнца над Гаваоном ( Нав. 10:12–14 ), также связаны с природой. В исторических и учительных книгах Библии человек представлен как неотъемлемая составляющая природного мира, а скот – как постоянный спутник человека. Часто люди и скот упоминаются вместе ( Чис. 20:4, 8, 11, 19 ; Пс. 35:7 и др.). Когда бедствие настигает людей, оно настигает и скот ( Исх. 9:19 ). При взятии вражеского города вместе с населяющими его людьми истребляется и весь их скот ( Втор. 13:15 ; Нав. 6:20 ; Суд. 20:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отрывок из неоконченного сочинения «Библия в общедоступных рассказах» И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его ( Быт.2:15 ). И сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею! ( Быт.1:28 ). Вот первые заповеди Господни, данные человеку. Отдавая землю в обладание человеку, заповедуя для этого людям плодиться, размножаться и заселять земной мир, Бог внушил им, что без труда счастье невозможно даже в раю, – что и в этом чудном саду надо трудиться, надо возделывать и хранить его. И этот закон труда дан первым людям не в наказание за грех (так как они тогда еще не согрешили), а как необходимое условие счастливой жизни. В рассказе своем о сотворении первых людей и водворении их в раю, Моисей, по непонятной причине, умалчивает о главнейших законах Бога, в которых выражена вся правда Божия, и говорит о них только в других книгах своих. Во Второзаконии , напоминая евреям все заповеди Божии, он говорит: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими! ( Втор.6:5 ), а в книге Левит : Люби ближнего твоего, как самого себя! ( Лев.19:18 ). Эти две заповеди Иисус Христос назвал наибольшими, главнейшими ( Мф.22:35–40 ; Мк.12:28–31 ; Лук.10:27 ), так как в них вмещаются все другие заповеди, гласящие об отношениях человека к Богу и к людям. Поэтому, было бы странно полагать, что только в Синайской пустыне, через Моисея, Бог впервые поведал людям Свою волю, выраженную в этих основных заповедях. Если Господь, создав людей, отдал им в обладание землю и повелел для этого размножаться и заселять ее, – если Он заповедал Адаму и Еве трудиться даже в раю, то несомненно, что Он им же открыл Свою волю, которой они и их потомки должны были руководиться в жизни. Несомненно, что первым же людям были даны три основных закона: Люби Бога! Люби ближнего! И трудись! Открывая в этих законах Свою волю, Господь, тем самым, научил первых людей, как они и их потомки должны жить, чтобы уподобиться Ему, чтобы быть достойными сынами своего Творца. Согласуя с этими заповедями все свои действия, всю свою жизнь, исполняя их беспрекословно, как законы Верховного Царя, люди должны были образовать на земле Царство Божие, то есть управляемое волей Бога или Самим Богом, общество трудящихся людей, любящих Бога и друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Воздерживаются христиане постом от мяса, молока и, вообще, от скоромной пищи не потому, что она не хороша, как думают хлысты, но для обуздания тела. Мясо признают творением диавола только еретики: «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам, обольстителям и учениям, бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим.4:1–4 ). Пост положен людям еще в Раю: «Сказал Бог; вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя: вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него»... ( Быт.2:16, 17 ). Значит, хоть и все плоды можно было есть, а на одни пост наложен. В Ветхом Завете все великие праведники постились: Постился Моисей ( Исх.24:18 ; Исх.34:28 ; Втор.9:9 ). Постился царь Давид ( 2Цар.3:35 ; Пс.34:13 ; Пс.108:24 ). Постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился пророк Даниил ( Дан.10:2–3 ). Посты общие Постились израильтяне ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6 ; 1Цар.31:13 ). Постились ниневитяне ( Ион.3:5 ). Они – пример нам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Если не будешь подражать посту древних, то Господь осудит: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф.12:41 ). А сектанты ни каяться не желают, говоря, что они безгрешные, ни поститься не хотят, считая себя лучше Христа и Апостолов Его. Новозаветный пост Первым Спаситель постился и нам этим дал пример поста: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ). Спаситель указал, что пост полезен для победы над диаволом: «Сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

II  Что бы ни говорили, но сама по себе царская власть не стала изменой Израиля Богу и теократии, как иногда полагают. Она напрямую была обещана Господом потомкам Авраама и Иакова (Быт. 17:6; 35:11). В свою очередь, Иаков передает память об этом обещании Бога Иуде (Быт. 49:10). О будущем царе Израиля предрекал и Валаам (Числ. 24:7). В законодательстве Моисея также говорится, когда и как Бог даст Израилю царя: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и скажешь: “Поставлю я над собой царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня”, то поставь над тобой царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Втор. 17:14). Этот последний стих и является самым важным! Царя Израилю должен был поставить Господь. А что случилось в действительности? Именно то, что предвидел Бог: евреи решили сами поставить над собой царя, и этот царь стал копией правителей соседних народов. Есть только один важный нюанс: соседи евреев являлись язычниками . К чему это приведет, мы скоро увидим. Таким образом, грех Израиля заключался в своеволии . Они не ждали царя, поставленного им Богом, а выбирали его . Это просто поразительно! Евреи, зная о том, что Господь избрал их, не захотели оставаться детьми Бога, «царством священников», а пожелали жить «как все», т. е. как соседи-язычники. Они предлагали царскую власть всем, кому угодно, но не просили царя непосредственно у Бога. Легко убедиться, что за все время поисков ни разу их глаза не поднялись к Небу, но рыскали по земле. Уже победитель мадианитян судья Гедеон удостоился этого предложения, но благоразумно ответил отказом, прекрасно понимая, что просить нужно не его, а Бога (Суд. 8:22). Евреи не послушали его, и уже вскоре попытку узурпировать царство сделал Авимелех, начавший с того, что убил всех своих братьев числом до 70 человек (Суд. 9:5). И два племени признали его в этом качестве. Наконец, с аналогичным предложением все старейшины Израиля обратились к судье Самуилу, «и не понравилось слово сие Самуилу» (1 Цар. 8:6). Причины, разумеется, понятны. Поэтому, когда, идя навстречу желаниям евреев, Господь все же разрешил Самуилу помазать на царство Саула, судья сказал соотечественникам: «Вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали» (1 Цар. 12:13), откровенно показывая тем самым, что в данном случае не Божья воля, а человеческое желание, избрание легло в основу царской власти. И понятно, почему с такой горечью Господь сказал Самуилу: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). И Самуил передал евреям Его слова: «Вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасал вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших» (1 Цар. 10:19).

http://bogoslov.ru/article/6026753

Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010