Слав.-гр.-лат. горесть соответствует евр. которое в других местах переводится точнее словом δλος ( Быт.27:35; 34:13 ) – коварство (русск.), в слав. лесть, как переведено здесь следующее синонимическое с ним слово (=ложь, обман). Может быть значение «горесть» избрано во избежание тождесловия с этим последним; или же 70-т, вместо читали или от горьким быть (ср. Притч. 14:10 ; Втор.32:32 ; Иов. 13:26 ). Во всяком случае, чтение их вполне сообразно с ходом мыслей и принято Апостолом ( Рим.3:14 ). в начале ст. не только не имеет себе соответствующего слова в евр., но и представляется излишним при другом местоимении к. Присдитъ въ ловительств съ богатыми въ тайныхъ, убити неповиннаго: чи на нищаго призирает. 29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; л. Ловитъ въ тайн к левъ во град своей, ловитъ восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещ и 30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; ла. Въ сти своей смиритъ преклонитс и падетъ, внегда бладати убогими. 31. сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; лв. Рече бо въ сердцы своемъ: забы бгъ, врат лиц сво, да не видитъ до конца. 29–32. По образу своих действий в отношении к чтителям Господа нечестивые уподобляются разбойникам и кровожадным львам. Как разбойники, укрываясь в засаде= въ ловительств), в потаенных местах позади селений, подстерегают неосторожных путников и, внезапно нападая, убивают их, чтобы воспользоваться их собственностью (ср. Ос.6:9 ; Иов.24:13–14 ), или как лев, притаившись в своём логовище (= во град своей), подобно хитрому ловчему, незаметно расставляющему свои сети, высматривает оттуда свою добычу и мгновенно, одним прыжком бросаясь, схватывает и терзает ее своими когтями (ср. Пс.16:12 ): так нечестивый на каждом шагу коварно подстерегает бедного, ни в чем неповинного праведника, чтобы так или иначе, незаметным для него образом, причинить ему вред, подвергая его какой-либо опасности или лишая имущества, чести, здоровья и самой жизни (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

13 чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. По милости Своей исцеляя Иеровоама, Господь дает еще одно подтверждение тому, что пророк говорит от Его имени. 13 не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Если бы пророк согласился разделить с Иеровоамом трапезу, это означало бы его молчаливое согласие с избранным царем образом действия. 13 не ешь... не пей... не возвращайся. Пророк получил от Бога конкретные указания относительно дальнейших действий, и не желает подвергаться наказанию за их нарушение. 13 В Вефиле жил один пророк-старец. Этот «пророк-старец», в отличие от человека Божиего из Иудеи, был лже-пророком. 13 Он солгал ему. Человек Божий не догадывается о том, что его собеседник лжет, хотя полное несоответствие слов пророка-старца указаниям, полученным пророком от Господа, должно было внушить ему подозрение. 13 слово Господне было к пророку. Подлинный пророк ослушался Его указаний, и Господь теперь вкладывает истинное пророчество в уста лживого «пророка» из Вефиля. 13 тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. В израильской традиции считалось очень важным быть похороненным в семейной гробнице вместе с предками (1,21; Быт. 47,30 ; Нав. 24,32 ; 2Цар. 2,32; 17,23 ). 13 осел... и лев. В этой ситуации явно необычно то, что лев не тронул осла и не растерзал тело убитого им человека Божиего и что оба животных еще долгое время оставались на дороге у тела. Чудесный характер происшествия не укрылся от путников, когда же весть о нем дошла до пророка-старца, он сразу понял, что именно оно означало. 13 подле костей его положите кости мои. Пророк-старец признает истинность прорицательства человека Божиего о жертвеннике в Вефиле (ст. 32), и его желание быть похороненным вместе с пророком из Иудеи должно было, видимо, символизировать его присоединение к этому пророчеству. Много позже, оскверняя жертвенник, Иосия из уважения к памяти двух провидцев не стал тревожить их останки ( 4Цар. 23,17.18 ). 13 Это вело дом Иеровоамов ко греху. См. ком. к 12,30. Глава 14 14 чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова. Отдавая должное могуществу и авторитету Ахии, Иеровоам, тем не менее, старается избежать личной встречи с пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст. 2–6. После бедствий, описанных в предыдущих главах (2 и 3), после поражения всех грешников, на Сионе останутся только праведники, охраняемые силой Божией. в. В день оный возсїет Бгъ в совте со славою на земл, єже вознест и прославити станок Ісраил. 2. В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 2 . В день оный=в то же время, которое в Ис.2:2 названо «последними днями», и от времени, когда пророк произносит свою речь, отделено событиями, описанными в Ис.2:6–4:1 . станок Ісраил – те, которые пережили дни бедствия, посланного Судьёй Господом на грешников (ср. Ис.10:20; 37:31 ). Праведный Господь вознесёт и прославит их, потому что они будут святы (ср. ст. 3), ср. Рим.8:30 . По русскому переводу, отрасль Господа – буквально произрастение Господа, т. е. (ср. Быт.19:25 : «произрастения земли») то, что обязано возникновением, существованием, развитием и процветанием Господу, – народ Божий, имеющей восстать на развалинах царства иудейского. Словам «отрасль Господа» во второй половине стиха параллельны слова: для уцелевших сынов Израиля. Словам в красоте и чести параллельны слова: плод земли в величии и славе=произведения земли, отличающиеся роскошной красотой. «Красота и честь» означают нравственные преимущества и достоинства праведного народа. Возсїет Бгъ в совте (πιλμψει ϑες ν βουλ). Первое слово есть перевод евр. , подобным образом переведённого и в Иер.23:5 и Зах.3:8 (νατολ в обоих случаях). Слово «в совете» соответствует евр. , принятому, по-видимому, в значении, принадлежащем тому же корню в халд. наречии (хотеть, желать), отчасти в арабском языке (врагу указывать чьё место). г. И бдетъ станокъ в Сїне и станокъ во Іерсалим, сти наректс вси написаннїи в жизнь во Іерсалим: 3. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 3 . Сти наректс ср. Ис.60:21 ; Иер.31:33 и сл. написаннїи в жизнь во Іерсалим: менее точно с евр., но понятнее – вписанные в книгу дли житья в Иерусалиме, т. е. предназначенные к жизни в Иерусалиме. Выражение, в первоначальном своём смысле прилагаемое к народной переписи или счислению людей ( Исх.30:12 . Иез.13:9 ). Записываются в книгу, вносятся в списки только живые, а умершие тотчас по смерти исключаются из списков. Отсюда слова: изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал ( Исх.32:32 ) в устах Моисея значат: «повели мне умереть, дай мне умереть». По Пс.68:29 в «книгу живых» (=книгу жизни) записываются правосудным Богом только праведники. Оставшиеся в Сионе и в Иерусалиме будут предназначены к жизни потому, что «святи нарекутся»=будут на самом деле праведниками (ср. толков. Ис.1:26; 61:6; 62:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Исх.20:6 .  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом ( Втор. 4:15 ) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел» ( Втор. 4:16 )) и под другими формами, образами 14 . Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим ( Втор. 4:15 ), запрещение же поклоняться и служить им ( Исх.20:5 ) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель ( Втор. 4:24, 6:15 , Нав. 24:19 ), т.е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам ( Ис. 42:8, 48:11 ). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога- " ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему ( Исх. 34:7 , Чис. 14:18 , Ис. 14:21 ). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24:16 , Иер. 31:30 , Иез. 18:1–32 , а тех детей, собственная преступность которых ( «ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов. Исх.20:7 .  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха ( Быт. 31:42 ), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30, 4:30, 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.15:11 : ...вдохнувшего в него дух жизни. Впрочем, чаще всего такие значения встречаются в Пятикнижии. 7.1.2. «Дух человека» Собственно антропологическим понятием является дух как понятие «дух человека». Такое понятие может быть отнесено к конкретному человеку (например, «дух Илии») или к человеку вообще. Быт.35:29 : И испустил Исаак дух и умер...; 41:8: Утром смутился дух его; 2Пар.21:16 : дух Филистимлян; 36:22: дух Кира; Иов.10:12 : ...попечение Твое хранило дух мой...; 32:8: Но дух в человеке...; Пс.30:6 : ...В Твою руку предаю дух мой...; Притч.18:15 : Дух человека переносит его немощи...; Дан.7:15 : Вострепетал дух мой во мне...; Мф.26:41 : ...дух бодр, плоть немощна...; 1Кор.2:11 : Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Дух есть источник и совершитель в человеке многообразных духовных явлений. Часто дух отождествляется с самой психической жизнью. Так понимается дух в Библии. 7.1.3. «Дух» – действие и состояние Многообразны психические состояния человека. Среди них есть собственные и привнесенные, радостные и печальные, активные и пассивные – все они именуются духами. Такова одна из традиций Священного Писания. Встречаются такие словосочетания, как «дух истины», «дух премудрости», «дух ревности» и т.д. Характерно, что в этом случае «дух» является своеобразным носителем того или иного качества души человека. Исх.28:3 : И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости [и смышления]; Чис.5:30 : ...когда на мужа найдет дух ревности..; Втор.2:30 : ...ожесточил дух его...; 1Цар.1:15 : И отвечала Анна: я жена, скорбящая духом...; 3Цар.21:5 : ...отчего встревожен дух твой?...; 2Пар.18:22 : И теперь вот, попустил Господь духа лжи [войти] в уста сих пророков; Иов.4:5 : ...ты упал духом; 4:9: ...от духа гнева...; 20:3: ...дух разумения; Пс.50:12 : ... дух правый обнови...; Еккл.1:17 : томление духа; Иез.11:19 : ...и дух новый вложу в них... Дух есть единичное качество, которое можно человеку приобрести, утратить, обновить. Человек может испытывать влияние самых разных духов. Но всегда ли в этом значении под термином «дух» можно понимать некоторую сущность? Или, может быть, это метафора?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Человечество после потопа развивается также под законом греха. Уже в самом семействе Ноя обнаруживается нечестие: Хам за неповиновение отцу проклинается со всем своим потомством. В истории столпотворения Вавилонского снова проявилось хотение быть «яко бози», вызвавшее суд смешения и разделения языков. Хотя после этого наказания люди не могли уже совершить общечеловеческого зла, но они все продолжали грешить. Даже и в Симово потомство проникло нечестие, так что ему грозила опасность потери веры, идолопоклонства. В богоизбранном семействе, из которого произошёл отец верующих Авраам, Фарра, отец Авраама, имел идолов. Праведность самого Авраама была относительной, так как и сам отец верующих не был свободен от греха ( Быт.12:11, 13, 20:2 ; Ис.43:27 ). Избрание Авраама и Израиля указывает на всеобщую силу греха в роде человеческом, если нужно было обособить отдельное лицо и племя из всего рода, на которых должны были сосредоточиться все чаяния. Сам Иегова становится руководителем народа, открывает ему Свою волю, даёт чрез Моисея закон, определяющей религиозный, гражданский и домашний быт его; ему принадлежали: «всыновление и слава, и заветы и законоположение, и служение и обетования» ( Рим.9:4 ) – и тем не менее в продолжение всей своей истории начиная с Египта, народ оставался жестоковыйным, непокорным и непослушным, с крепким лбом и жестоким сердцем ( Исх.32:9 ; Втор.9:6 ; 4Цар.17:14 ; Ис.48:4 ; Иер.5:3 ; Иез.2:4, 3:7:9 ), часто отпадал от Иеговы, чтил идолов языческих народов и ходил во всех грехах и пороках. «От юности», с раннего утра сыновья Израилевы и сыновья Иудины зло делали пред очами Иеговы ( Иер.32:30, 7:25–26 . Иез.16:22–23 ), «от чрева матери были беззаконниками». ( Ис.48:8 ). Наконец, последним, тягчайшим преступлением Израиля было отвержение и распятие Спасителя грешников. «Непрерывная смена форм греха, замечаемая во всей ветхозаветной истории, предполагает для себя никогда не прекращающееся, общее всему человечеству, внутреннее тяготение ко греху» 92 , от которого не свободны даже праведники. Пророк Исаия говорит о себе: «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

5 . «Пришли и мытари креститься» ( Лк.3:12 ). Согласно простому толкованию, он учит мытарей не брать более того, что должно по закону. Если же кто взыскует больше, тот нарушает не наставление Иоанна, а заповедь Святого Духа, Который говорит через Иоанна. Я не знаю, содержится ли здесь, в иносказательном смысле, нечто более замечательное и нужно ли рассказывать о подобных сверхъестественных предметах этой аудитории, особенно тем, кто не исследует глубинный смысл Писания, а пленяется одной лишь внешней формой. Это опасно, но все же я вкратце и вскользь коснусь этого вопроса. Когда мы оставим этот мир и жизнь наша преобразится, некие существа сядут на границе мира, словно сборщики податей, и будут тщательно обыскивать нас, чтобы отыскать в нас что-то, принадлежащее им. 6 . Сдается мне, что «князь мира» похож на сборщика податей, потому и в Писании о нем сказано: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Нам должно с благоговением уяснить то, что мы читаем у Апостола: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» ( Рим.13:7–8 ). Исходя из этого, поразмыслим над тем, какой великой опасности мы подвергаемся, ибо если нам нечем будет уплатить подати и отдать долги, то с нами произойдет то же, что обычно бывает с теми, кто не платит земные налоги, – такового заключают в темницу, и он становится рабом государства. И многим из нас суждено оказаться в руках подобных сборщиков податей, которых Иаков, муж святой, не очень-то страшился; он не боялся, что мытари найдут у него то, что смогут отобрать. 7 . Иаков бесстрашно говорит мытарю Лавану: «Узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе» ( Быт.31:32 ). Писание свидетельствует об этом и говорит, что Лаван «обыскивал, но ничего не нашел» ( Быт.31:33 ) у него своего. Спаситель наш и Дух Святой, Который говорит через пророков, научает не только людей, но и ангелов и невидимые силы. Почему я говорю о Спасителе? И пророки, и апостолы возвещают все, что они передают, не только людям, но даже ангелам. Ты знаешь, что это так, ибо сказано: «Внимай, небо, я буду говорить» ( Втор.32:1 ) и «Славлю Тебя всем сердцем моим» пред ангелами ( Пс.137:1 ) и «Хвалите Его, небеса и воды, которые превыше небес» ( Пс.148:4 ) и «Хвалите Его, все Ангелы Его» ( Пс.148:2 ) и «»Благословите Господа, все дела Его» ( Пс.102:22 ). Во многих местах Священного Писания , особенно в псалмах, вы встретите слова, обращенные к ангелам. Человеку дана власть, по меньшей мере тому, кто имеет в себе Святой Дух, говорить и ангелам. Я приведу пример, чтобы мы могли уяснить, что человек может наставлять ангелов. В книге Откровения Иоанна сказано: «Ангелу Ефесской церкви напиши: …имею [нечто] против тебя» ( Откр.2:1, 4 ). И еще: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: …имею немного против тебя» ( Откр.2:12, 14 ). Ясно, что именно человек пишет ангелам и повелевает им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

б. Библейские тексты Я могу лишь вкратце напомнить две серии текстов, два библейских течения, на первых взгляд противоречивых и даже исключающих друг друга. а) Во-первых, это те тексты, которые делают акцент на вездесущии Бога и его проявлениях. Они настаивают на абсолютно реальном присутствии Бога в самых разных доступных человеческому восприятию формах. Вспомним все ветхозаветные богоявления. Иаков борется с Богом ( Быт.32:24–31 ) и именует место, где Бог явился ему, «Пенуэл», то есть «Лицо Божие», «ибо, – говорит он, – я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя» ( Быт.32:30 ). Бог говорит с Моисеем лицом к лицу, как с другом ( Исх.33:11 ; Втор.34:10 ), и лицо Моисеея светится отблеском от лица Божия, так как лицо Божие светло: «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим» ( Числ 6:25 ). Псалмы говорят о «свете лица Божия» ( Пс.4:7; 30:17; 66:2; 79:4; 89:8 ). Иов возвещает свою надежду в воскресении увидеть Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). И дальше: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42:5). Это один из самых сильных ветхозаветных текстов, подчеркивающих очевидность и реальность видения Бога. б) Другие тексты, наоборот, подчеркивают трансцендентность и недоступность Бога. В первую очередь, надо упомянуть известный отрывок, где Бог говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). Бог скрывает Моисея в расселине скалы и, когда проходит, покрывает его рукою Своею, а когда руку Свою отнимает, то Моисей видит Его сзади. Значительность этого отрывка не может быть преувеличена. Он повлиял на все мистическое богословие: как на раввинистическое и филоново, так и на христианское. Климент Александрийский , Ориген , Григорий Нисский – одним словом, все христианское предание, западное и восточное, основано на нем. Недоступность Бога выявляется и в других существенных образах, в особенности в образах облака и мрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Припомните историю об Амане, наместнике царя Артаксеркса, гонителя Евреев, и многих других сильных людей, полагавших свою надежду не на Всевышнего, но на своих покровителей, а потому и погибших. Упование на человека подобно тени Все мы создание Божье: потому нам следует укреплять себя Божьей благодатью, милостью и Его величеством. Давид, наученный бедствиями, по своему опыту всех увещевает: " не надейтесь на вельмож " ! Почему же не надеяться на тех, которые между нами очень могущественны? — Потому, отвечает Давид, что они сыны Адамовы, в которых нет спасения. Зачем же, бедный человек, уповаешь на такого же человека, в котором нет спасения, ибо выйдет из него дух его, тело его возвращается в землю и в тот же день исчезают все замыслы его? Но блажен тот, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога своего (Пс.145:3–5). Надежду на человека называет священное Писание сенью или тенью : " идут… чтобы укрыться под тенью Египта " (Исаии 30:2). Что же есть непостояннее и обманчивее тени? Подобно ей лишь упование на человека. " Многие ищут благосклонного лица правителя; но судьба человека — от Господа " (Притч. 29:26). Патриарх Иаков, когда возвращался из Мессопотамии в землю Ханаанскую, встретив брата своего Исава и с ним четыреста человек, испугался их, как бы неприятельского войска, и усердно молился Богу о спасении. Близок был к нему Бог и благословил его, когда он боролся с ангелом (Быт.32:26), обещая ему помощь Свою — но однако отпустил его хромающим (Быт. 32 глава; сравни гл. 33). Скажешь: что же это: помощь или провидение? Иаков просит помощи и молит Бога о ней, а отпущен с поврежденной ногой? Действительно в этом открылась помощь: Бог потому отпустил от Себя Иакова с поврежденной ногой, чтобы он, а через него и мы научились не надеяться ни на свои, ни на чужие силы, а только полагаться в надежде своей на величество, власть и благость Единого Бога. Ибо и у сильных, по Своей воле, отнимает Бог крепость, а немощным, хромым, слепым и тому подобным, оказывает невидимо свою помощь, что и оправдалось над хромым Иаковом и вооруженным Исавом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010