Наконец, Сим дал начало семитским (ближневосточным) этническим группам: Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил ] Салу, Сала родил Евера. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его; Иоктан. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, Гадорама, Узала, Диклу, Овала, Авимаила, Шеву, Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их ( Быт. 10, 22–31 ). Здесь прослеживаются следующие связи: Елам – еламиты (древние персы, ассимилировавшиеся с потомками иафетита Мадая – см. Деян. 2, 9 ); Ассур – Ассирия (где практиковался культ духа Ассура); Арфаксад – халдеи; Иоктан – жители Аравии; Фалек (Пелег) – пеласги; Евер – евреи, Евла; Луд – Лидия (район нынешней западной Турции со столицей Сардис); Арам – арамейцы, сирийцы. Прослеживая исторические судьбы этих народов, нетрудно заметить их соответствие пророчеству, данному Ноем своим сыновьям: Проклят Ханаан; рабом рабов будет он у братьев своих... Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ( Быт. 9, 25–27 ). Наиболее же замечательным представляется тот факт, что «доисторические» хроники, предания и эпические произведения, описывающие генеалогию различных этносов, начиная от пережившего Потоп первопредка, гармонично стыкуются и даже перекрываются с накопленными к настоящему времени историческими и археологическими данными. То же самое относится и к Библии, поскольку уже со времен Авраама библейское и историческое описание идут рука об руку, прекрасно дополняя друг друга. Это ставит в затруднительное положение сторонников взгляда на Библию как на собрание мифов: если миф плавно переходит в реальность, то где граница между ними? Либо библейское повествование – реальность, либо мы – миф. Но и в том, и в другом случае мы – явление того же мира, что и Моисей, Авраам, Ной и Адам. Катастрофы после потопа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Наконец, Иаков призвал всех сыновей своих, благословил их и предсказал судьбу потомства каждого из них, при этом особенно важное благословение преподал Иуде. Иаков сказал ему: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Не отойдет скипетр 151 от Иуды и жезл от чресл его (не отнимется власть от потомков Иуды), пока не придет Примиритель (Спаситель), и Ему покорность народов» 152 . Благословив сыновей своих, Иаков лег на постель и скончался (147 лет). Иосиф велел врачам набальзамировать 153 тело Иакова и после 70 дней плача, торжественно перенес тело его в землю Ханаанскую и похоронил в пещере вместе с Авраамом и Исааком. Возвратившись в Египет, Иосиф прожил там до глубокой старости (до 110 лет 154 ), 54 года по смерти Иакова, и во всем помогал братьям своим. Умирая, он завещал, чтобы, когда потомки Иакова будут переселяться в землю Ханаанскую, перенесли туда кости его. После смерти его, набальзамировали тело его и положили в ковчеге в Египте ( Быт. 47:27–31, 48–50 ). Иосиф, пострадавший от братьев своих, потом прославившийся и спасший их жизнь, был прообразом Иисуса Христа, пострадавшего от людей, прославленного и спасающего их. Святые мужи, не принадлежащие к потомству Авраама Во времена Авраама и патриархов, происшедших от него, были святые мужи и вне рода Авраамова. Особенно замечательны из них Мелхиседек и Иов. Мелхиседек Мелхиседек (царь правды), царь Салима (мира) и вместе священник Бога Вышнего, неизвестный по происхождению и последней судьбе своей, встретивший Авраама, поднесший ему хлеб и вино, благословивший этого родоначальника ветхозаветных священников и принявший от него в дар десятину, был прообразом Иисуса Христа, вечного Царя правды и мира и Первосвященника, преподающего нам Святые Тело и Кровь Свою ( Быт. 14 ; Евр. 7:1–7 ). Иов Был человек в земле Уц 155 , имя его Иов. Он был непорочен, справедлив, богобоязнен и удалялся от зла. Родились у него семь сыновей и три дочери. У него было множество мелкого и крупного скота и весьма много прислуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Иосифу было тридцать лет, когда он был освобожден из темницы и стал управителем всего Египта, чтобы Божьим промыслом мог он отвратить надвигающийся голод (ср. Быт.41:46 ). Сказано, что Иисусу было тридцать лет, когда Он пришел креститься к Иоанну, и «увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него». ( Мк.1:10 ), когда впервые начала приоткрываться тайна Троицы. И ты увидишь многое подобное. Ты узнаешь также, что на пятидесятый день совершался праздник седмиц ( Втор.16:10 ), освящая новый урожай, и пятидесятая доля добычи, захваченной в войне с мадианитянами, предназначалась Богу (ср. Чис.31:37 ). Ты узнаешь также, что Авраам поразил содомитов с тремястами человек ( Быт.14:14 ), и Гедеон одолел мадианитян с тремястами лакавших воду языком своим ( Суд.7:5–7 ). Дверь устроена не спереди или сверху, но сбоку, наклонно, так как она – время Божьего гнева, ибо сказано, что день Господень – «день скорби и тесноты» ( Соф.1:15 ); потому что хоть и кажется, что некоторые спасены, тем не менее, многие, чьи деяния осуждены, гибнут – дверь стоит наклонно, чтобы открылось сказанное пророком: «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас» ( Лев.26:27–28 ). Далее рассмотрим то, что в Писании называется отдельно двумя нижними и тремя верхними палубами, и тогда, возможно, эти слова разъяснят сказанное Апостолом: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:10 ); здесь показано, что названное Апостолом преисподней является самой нижней палубой в ковчеге; следующая палуба, находящаяся над ней, есть область земная, а три верхние палубы, о которых сказано, все вместе являются пределами небесными, в них отмечаются добродетели тех, кто может, по словам апостола Павла, подняться «до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). В ковчеге много гнезд, и это указывает на то, что у Отца «обителей много» ( Ин.14:1 ). Но какой еще образ мы должны увидеть в животных, зверях, скотах и всем разнообразии живых существ, как не тот, который показал Исайя, когда сказал, что в Царстве Христа волк будет жить с ягненком, барс – с козленком, лев и вол будут пастись вместе, а детеныши их будут есть солому, и, более того, малое дитя – без сомнения, одно из тех, о которых Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), – протянет руку в гнездо аспида, и не будет ему вреда ( Ис.11:6–8 )? Или тот, уже присутствующий в Церкви, образ, которому научает нас апостол Петр, когда пишет, что было ему видение, как все четвероногие твари и звери земные и птицы небесные собраны в одно полотно веры, привязанное за четыре угла Евангелий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

б. Библейские тексты Я могу лишь вкратце напомнить две серии текстов, два библейских течения, на первых взгляд противоречивых и даже исключающих друг друга. а) Во-первых, это те тексты, которые делают акцент на вездесущии Бога и его проявлениях. Они настаивают на абсолютно реальном присутствии Бога в самых разных доступных человеческому восприятию формах. Вспомним все ветхозаветные богоявления. Иаков борется с Богом ( Быт.32:24–31 ) и именует место, где Бог явился ему, «Пенуэл», то есть «Лицо Божие», «ибо, – говорит он, – я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя» ( Быт.32:30 ). Бог говорит с Моисеем лицом к лицу, как с другом ( Исх.33:11 ; Втор.34:10 ), и лицо Моисеея светится отблеском от лица Божия, так как лицо Божие светло: «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим» ( Числ 6:25 ). Псалмы говорят о «свете лица Божия» ( Пс.4:7; 30:17; 66:2; 79:4; 89:8 ). Иов возвещает свою надежду в воскресении увидеть Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). И дальше: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42:5). Это один из самых сильных ветхозаветных текстов, подчеркивающих очевидность и реальность видения Бога. б) Другие тексты, наоборот, подчеркивают трансцендентность и недоступность Бога. В первую очередь, надо упомянуть известный отрывок, где Бог говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). Бог скрывает Моисея в расселине скалы и, когда проходит, покрывает его рукою Своею, а когда руку Свою отнимает, то Моисей видит Его сзади. Значительность этого отрывка не может быть преувеличена. Он повлиял на все мистическое богословие: как на раввинистическое и филоново, так и на христианское. Климент Александрийский , Ориген , Григорий Нисский – одним словом, все христианское предание, западное и восточное, основано на нем. Недоступность Бога выявляется и в других существенных образах, в особенности в образах облака и мрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: " И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли " (Быт.19:24,25). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении - за послушание (см., например, Втор.28). Необходимо отметить, что различные наказания, включая смерть, являются для человека не только необходимым следствием его грехов, но и благодеяниями Божиими по отношению к грешнику. " Главная цель их - уврачевание греха, пресечение греховных путей человека и его исправление " (23:337). Как сказано в Священном Писании: " Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну " (Прит.3:12); " для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему " (Идф.8:27). См. также: Прит.23:13,14; Евр.12:6,8; Откр.3:19). В.Н. Лосский по данному вопросу говорит: " Проклятие смерти никогда не было со стороны Бога " судебным преследованием " . Смерть была наказанием любящего отца, а не тупым гневом тирана. Она исправляла и поучала. Она препятствовала увековечиванию расколотой жизни, была помехой беспечному пребыванию в противно-природном положении. Она не только полагала предел распаду нашей природы, но через присущую ей смертную тоску помогала человеку войти в сознание его положения и повернуться к Богу " (20:283). Архимандрит Сергий (Страгородский) отмечает, что " Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, - а так, что Бог, как именно святой носитель жизни и истины, от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт.1:31) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле зло, тем самым обрекает себя на определенную злую участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, - и была принесена жертва Эта-то правда не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию " (цит. по 5:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Священник : У торжественной клятвы имеется много оснований в Писании, о чем говорят, к примеру, следующие места: Быт.14:22–23 ; Исх.6:8 ; 3Цар.8:31–32 ; Откр.10:5–6 . Мы приносим ее в храме, потому что так делалось и в Ветхом Законе (см.: Числ.5:11–22 ), а при необходимости и вне храма, но перед святым Евангелием, святым Крестом, с возжженными свечами и в присутствии священника, потому что без Церкви, без Евангелия и особенно без святого Креста – это то же, что без Бога. Православный : А что есть обет? Священник : Обет приближается к клятве и состоит в том, что христианин обязуется пред Богом совершить некое дело в благодарность за полученные от Него благодеяния. Обет не должен относиться ни к тем делам, которые мы и так обязаны совершать по заповеди, ни к тем, что не имеют ценности в очах Божиих. Обет может быть принесен любым христианином, он укрепляет волю к добродетели и выказывает принесших его подлинно благочестивыми. Православный : Есть ли примеры обета в Священном Писании? Священник : Писание неоднократно повествует о принесении обетов благоговейными мужами. Так, Иаков, восстав от вещего сна, обещал сделать жертвенником Богу камень, на котором спал (см.: Быт.28:20–22 ). А о святом апостоле Павле читаем, что он остриг голову свою во исполнение некоего обета (см.: Деян.18:18; 21:23–27 ). Обет, однажды принесенный, следует исполнять, ибо неисполнение его указывает на отсутствие веры и послушания Богу. Это знали и в Ветхом Завете: Если даешь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех ( Втор.23:21 ). И еще: Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл.5:4 ). Глава 15. О нашем спасении Священник : Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Учение о духовной смерти со всею ясностью и подробностью раскрыто в Новом Завете, но некоторое представление о ней не было чуждо сознанию и ветхозаветного человечества. Первым раскрытием этого понятия нужно считать повествование о грехопадении прародителей. Господь, вводя Адама в рай и запрещая ему вкушать от древа познания добра и зла, говорит: в день, в который ты вкусишь от него (запрещенного древа), смертию умрешь ( – Быт.2:17 ) 26 . Большинство отцов в изъяснении этого места обращают преимущественное внимание на отношение его к смерти телесной. Так св. Иоанн Златоуст , решая вопрос, почему прародители умерли не тотчас же по вкушении запрещенного плода, замечает: «Адам и Ева много прожили лет, но с той уже минуты, как услышали: земля еси и в землю отыдеши, они получили приговор смертный и сделались смертными, и, можно сказать, умерли. На это-то указуя, Писание и сказало: в онь же аще день снесте, смертию умрете, вместо, того, чтобы сказать: получите приговор быть вам уже смертными» 27 . Точно так же изъясняют эти слова св. Ириней Лионский 28 , бл. Феофилакт 29 и Феодорит, причем последний ссылается на Симмаха, который перевел их так: «с того дня, в который вкусишь от дерева, будешь смертен» 30 . В отношении к телесной смерти такое объяснение слов божественной заповеди не может быть оспариваемо; но при всем том оно не может быть признано и вполне достаточным, так как не имеет в виду другой, более существенной стороны разбираемых слов, – их отношения к смерти духовной 31 . Наказание смертью должно было последовать в день, в который человек вкусит плодов запрещенного дерева. Употребленное здесь еврейское выражение , как и самое существительное имеет в ветхозаветных книгах неопределенное значение. Иногда оно указывает на непосредственное следование событий, как в 3Цар.2:37 : в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь (ср. ст. 42-й: в тот день, в который... 32 .Но с другой стороны оно употребляется и в неопределенном смысле – «в то время» 33 , как в той же второй главе Бытия. Вот происхождение неба и земли... в то время (), когда Господь Бог создал небо и землю ( Быт.2:4 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Бог открывается человеку как Истина в Слове и как Жизнь Духом Святым в Их диадической нерасторжимости. В Никейско-Константинопольском символе говорится о Дух Св.: «глаголавшего пророки». Дух не есть Слово. Но здесь слово Слова вдохновляется, «глаголется» в пророках Духом Св., и таково вообще двуединство Божественного откровения: оно есть слово, как известное содержание, но и вместе с тем вдохновение жизни, «многочастное и многообразное» ( Евр. 1,1 ). В отличие от «естественного откровения», которое есть самооткровение человека в его божественной основе, в Софии, хотя и тварной, откровение в точном смысле слова есть действие Бога в человеке, богоснисхождение . Оно есть акт воли Божией во исполнение любви Божией к человеку. Оно есть подлинно встреча Бога с человеком, и ее образ мы имеем в многочисленных событиях в жизни ветхозаветного и новозаветного человечества. При этом человек сохраняет всю человечность свою и, утверждаясь в ней, борется за нее с Богом, так как Израиль – в символическом образе В. З.-та – целую ночь боролся с таинственным Незнакомцем: «боролся Некто с ним до появления зари и увидел, что не одолевает его и сказал: отпусти меня, ибо взошла заря» ( Быт. 32, 25–27 ). И говорил Иаков-Израиль-богоборец: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (31). Но человек призван не только бороться с Богом, но и быть другом Ему: «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33,11 ). Откровение совершается Богом по воле Божией, но оно осуществляется в человеке и, следов., имеет дело с его человечностью. Эта человечность имеет свои собственные судьбы. Важнейшей из них является тот переворот, который совершился в человеке в его грехопадении. Ранее его человек был способен к прямому богообщению, «беседовал» с Богом, и пути откровения были открыты (это выражено в массивных мифологических образах Быт. 1–3 : «и услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня...» (3,8). Но после грехопадения образ Божий затмился в человеке, человек стал противиться откровению, скрываться от Бога, и человеческая сторона богочеловеческого процесса откровения приняла тяжелый, трудный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

5, 18; 24, 35, сн.: Лк. 21, 33; Мк. 13, 31). Итак, если истинно то, что закон был словом Христовым и дан чрез посредство Ангелов, то он был в роде благословения Израилю, Христа же мы будем разуметь, как росу небесную и тук земли. Ибо как множество Ангелов как бы услаждается, напаяемое росами, свыше сходящими и духовными; так и тучная земля пользуется мысленными дождями для плодоношения духовного. Но мы, которые во Христе чрез веру, обогатились хлебом и вином. Израиль же непричастен сему, потому что это е значится в числе предметов данного ему благословения. И в ином смысле непричастны таинственного благословения нечастные иудеи; поскольку и это не дано служению по закону, но лучше сказать соблюдено народам, которые во Христе и в вере. И мы в мире чрез Христа, Израиль же в войне. Мы и чувственно наследовали землю обетования, служащую образом вышней и мысленной земли, о которой упомянул Сам Спаситель, говоря: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). И мы находимся в положении чад чрез свободный дух и приступаем ко Христу, как подобному нам и брату нашему, находясь в прекрасном и свободном подчинении. Израиль же находится под игом и обременен законами Моисея. Ибо Исав слышал слова: и будешь служить брату твоему (Быт. 27, 40), то есть подчинишься, притом не добровольно тому, который по природе подобен тебе. Моисей же был человек и подобный нам, ничего не имевший особенного в рассуждении человечества. Так и Владыка всех называл Израиль народом Моисеевым. Они сотворили себе тельца в пустыне. Тогда Бог сказал Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской (Исх. 32, 7). Божественный же Павел и самый закон в его письмени приписывает Моисею; ибо он сказал так: [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью (Евр. 10, 28). А что Израиль имел свергнуть возложенное на него премудрым Моисеем иго, когда Христос призывает его к благодати чрез веру, это предуказано в словах: будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010