« И встал , говорит Писание, Авраам рано утром и пошел на место, где стоял перед лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи » (Быт. 19:27–28). С того места, где он имел беседу с Господом и ходатайствовал о жителях содомских, он увидел следы этой страшной казни и желал узнать что–нибудь о Лоте. Таково свойство святых мужей, что они всегда бывают любвеобильны и сострадательны. И божественное Писание, чтобы показать нам, как благодать Духа немедленно сообщила ему сведение о том (о чем он желал знать), и освободила праведника от заботы, которую имел он о Лоте, говорит: « когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления » (Быт. 19:29). Что значит: « вспомнил Бог об Аврааме »? Разумеется то ходатайство, которое он выражал словами: « неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? » (Быт. 18:23). Как же так, спросит кто–нибудь, праведник (Лот) спасен по ходатайству праотца, а не за собственную праведность? Да, и по ходатайству праотца. Когда мы сами заслуживаем, тогда и предстательство праведных приносит нам большую пользу. Напротив, если сами мы нерадим, а всю надежду спасения нашего возлагаем на них одних (праведных), тогда нам не будет от этого лучше, не потому, чтобы праведники были бессильны, а потому, что мы собственным нерадением губим себя. 2. И чтобы ты знал, что, когда мы сами нерадим, то, хотя бы праведники или пророки были нашими заступниками, нам от того не бывает никакой пользы (их добродетель обнаруживается, конечно, и в этом случае, но нам от того не будет никакой пользы по причине собственной нашей худой жизни), вот — послушай, как Бог всяческих говорит к освященному от чрева (матери) пророку Иеремии: « ты не молись за этот народ, ибо Я не услышу тебя » (Иерем. 7:16). Заметь человеколюбие Господа: Он предупреждает об этом пророка, чтобы тот, не будучи услышан в своих молитвах, не подумал, будто это произошло от собственной его вины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Богоугодные личные отношения мужа и жены основаны на взаимной любви в Боге. Семейная любовь должна была содействовать их духовному росту. Они призваны были являть эту любовь всему тварному миру. По мере появления детей и умножения человечества взаимная семейная любовь должна была прообразовывать тайну любви Божественной Троицы. Для этого Адам, жена его и их дети должны были вместе восходить к Богу. Конечно, здесь возможны были и искажения. Самое опасное из них – вытеснение любви к Богу супружеской любовью. Несмотря на равновеликие достоинство и дарования, муж и жена в рамках семьи имели от Бога разные предназначения, каждый своё. Их взаимные отношения должны были соответствовать замыслу Божию: муж – глава семьи, жена – его помощница ( Быт. 2:18 , Быт. 2:20–24 ), причем не только в семейной жизни, но во всех делах, порученных ему Богом. Нарушение этого древнего принципа приводит к разрушению семьи или её неполноценному существованию. Каждый мужчина и каждая женщина как личности абсолютно уникальны в человеческой истории и равно бесценны в очах Божиих. Природные половые различия сказываются на формировании их личностей, придают им характерные черты, но не препятствуют реализовать свой неповторимый богодарованный потенциал. Брак в раю Вскоре после создания Адам и Ева получили от Бога благословение на основание семьи и рождение детей: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:27–28 ). По сути это было первое и самое великое таинство Брака в истории человечества, так как брачующиеся были совершенно безгрешны, а совершителем таинства был Сам Бог. Православное таинство Брака восстанавливает и реализует это древнее благословение Божие, но притом имеет и свою специфику, связанную со спасением во Христе. Суть таинства Брака как в древности, так и ныне одна – получить благословение Божие на богоугодное прохождение семейной жизни, рождение и воспитание детей. Поэтому нет основания сомневаться в том, что первый брак был заключен в раю. В Новом Завете при разъяснении смысла брака Господь наш Иисус Христос неоднократно цитирует именно первые главы Книги Бытия ( Мф. 19:4–6 ; Мк. 10:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров (Быт. 22, 9). Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность…» . Вот эти слова – устроил там Авраам жертвенник – правильнее перевести, как «восстановил там жертвенник». Слово: там правильнее понимать: «там же». То есть на этом месте до него, до Авраама, уже совершались жертвоприношения. Конечно, и Ной совершал здесь жертвоприношения, и Сим, и Евер – те, которые принадлежали к праведной линии, были благочестивыми и праведными людьми. Авраам как бы восстанавливает жертвенник, и служение там не прекратится. Здесь мы увидим через несколько десятков лет Иакова, который будет на этом месте и почтит его как святое (Быт. 28, 18). И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров (Быт. 22, 9). Иосиф Флавий пишет: «Исаак спокойно выслушал эти слова (потому что при таком отце он сам по необходимости должен был отличаться благородством характера) и, сказав, что его рождение было бы незаконным, если бы он вздумал уклоняться от исполнения решения Господа Бога и отца своего и не предоставил бы себя охотно в распоряжение их обоих, тем более что было бы уже беззаконием не послушаться отца, хотя бы он один только решил совершить это жертвоприношение, взошел на алтарь, готовясь быть принесенным в жертву» . Авраам – истинный пророк, он пребывает в непрерывном молитвенном богообщении В действительности мы в тексте не находим, где Бог говорит об этом месте: вот конкретно гора Мориа. Это свидетельствует о том, что Бог ведет непрерывный внутренний диалог с Авраамом посредством слов, образов и видений. Авраам – истинный пророк Бога, и он пребывает в непрерывном молитвенном богообщении.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Блж. Иероним Стридонский (30, с. 554) Поелику супружеский закон соделал их [супругов – С. М.] одною плотию, то апостол справедливо тело жены назвал принадлежащим мужу, а также и тело мужа – состоящим под властию жены. Но здесь женам первым изрек закон, потому что у жен большею частию, преимущественно пред мужьями в обычае любить воздержание. Блж. Феодорит Кирский (31, с. 319) Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж – спаситель жены, тела своего. Как же телу сему не повиноваться главе, пекущейся о нем и спасающей его? Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 540) Как во всем повиноваться [жене мужу – С. М.]? И тогда будто повиноваться, когда он уклонится в неверие и ее станет склонять к тому же?… У апостола здесь слово не о неверных, а о верных мужах. Христос – глава Церкви – Бог есть, собирает и ведет Церковь Свою к вечной славе. Это она знает и, не колеблясь повинуется Ему во всем, что угодно Ему творить в ней и с нею во внутреннем ее устройстве и во внешней участи. Но о человеке всегда уместно сомнение, а потому и ограничение этого во всем. Оно, впрочем, и в речи апостола очень сильно ограничено словом яко Господу, которое дает и такую мысль: в целях и в видах Господа, как в послании к Колосянам и сказано: Якоже подобает, о Господе (3: 18); и еще более сравнением главенства мужа с главенством Господа, которое исходит из спасения. Что за спаситель муж, если он спасает тело только под условием погубления души?! Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 541–542) Приложение 3 Социальная концепция Русской Православной Церкви о браке и семье (Архиерейский Собор, М., 2000) Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1: 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2: 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28) (Х, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма. XVI.1. Народы и государства вступают друг с другом в экономические, политические, военные и иные отношения. В результате государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении международных отношений. Один из первых примеров межплеменного договора, заключенного между хозяином земли — Авимелехом — и пришельцем — Авраамом — описывается в Книге Бытия: «Авимелех… сказал Аврааму:.. поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь… И они оба заключили союз» (Быт. 21. 22-24, 27). Договоры снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26. 26-31; Иис. 9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7). Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие материальные ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между Соломоном и Хирамом носило характер экономического союза: «Вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз» (3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через послов обсуждались такие вопросы, как возможность прохождения вооруженных людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22), территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать передачу территорий одним народом другому (3 Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).

http://patriarchia.ru/db/text/419128.htm...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. В точности исполнилось пророческое слово: родился мальчик; мальчик рос и подрос на столько, что в один день уже пошёл в поле к отцу своему, бывшему при жнецах. Здесь его сразил солнечный удар и он, повторяя младенческими устами одно и тоже: «голова моя! голова моя болит!» умер на коленях матери. Огорчена у неё душа. Зачем нужно было пророку потревожить долголетнюю болящую рану надеждой на исцеление: закрыть на время эту рану, чтобы – вдвое болезненнее она вскрылась? Только обманутой в надеждах матери может быть понятно и ею оценено бесслёзное горе Сонамитянки, которое эта, – ухватившись за ноги человека Божия, обещавшего ей сына, так скоро отнятого от неё, – выразила в немногих словах: просила ли я сына у господина моего? Не говорила ли я: не обманывай меня? ( 4Цар.4:8–28 ). Эта потребность материнства, как неумолкающий голос, то тихо и стройно, то бурно ( Быт.19:31, 38 . Второз.25:5–10) проходит по всей исторической жизни евреев… Перед вопросом: за что исчезать имени отца нашего от племени его, потому что нет у него сына? не отступают с ложной стыдливостью пять дочерей Салпаада. И конечно недаром нам даны и сами имена этих отважно – целомудренных дев; и вот имена дочерей его (Салпаада): Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца ( Числ.27:1–11; 36:2–11 ). Они даны в свидетельство того, что эти дочери – прямые дочери Евы – матери всех живущих, – долженствующие быть в свою очередь и время такими же матерями, как и та. Но это – события древние… Даже писатель книги Руфь, и тот говорит, что только прежде такой был обычай у Израиля ( Руфь 4:7 ). Обычаи же изменяются… Нельзя скрывать того, что было. А был у евреев Онан ( Быт.38:8–10 ). И у евреев был обычай: поела и обтёрла себе рот, и говорит: я ничего худого не делала. (Притчи Сол.30:20). Так характеризовалась упрямая дочь, которая, как томимый жаждой путник, отверзала уста и пила всякую близкую воду ( Сир.26:10–12 ). Правда, об этих «поевших и обтеревших себе рот» с особой развязностью, ходили в народе не особенно лестные для них песни ( Ис.23:15–16 ); но суровый обычай ( Быт. 38:24 ) и писаный закон ( Исх.22:16–19 ; Лев.21:9 ; Втор.22:18–29 ) должны были сдерживать чудовищ, рождающих, но не дающих сосцов своих, не желающих кормить детей своих (Плач Иер.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

И пойдут эти в вечное ничтожение. И пойдут сии в муку вечную. Человеческому разуму постичь эту истину невозможно. Здесь необходима вера. Есть известная история о том, как блаж. Августин размышлял об идее Троичности Бога, пытаясь понять ее. Вдруг, видит: юноша маленьким сосудом черпает воду из моря, носит на берег и выливает в ямку. Долго смотрел он, а потом спросил: «Что ты делаешь?» – «Хочу все море вместить в эту ямку». – «Но это невозможно!» – воскликнул блаженный Августин . И юноша открылся ему: «Я – ангел Господень. Пришел показать тебе тщетность твоих стараний. Тайна Святой Троицы подобна этому большому морю, а ум наш подобен этой ямке, может ли он вместить невместимое!»... После этого блаж. Августин отказался от попыток рационально объяснить эту тайну, ибо понял, что ее нужно принимать сердцем. Но хотя самого слова «Троица» нет в Библии, указания на Нее присутствуют и в Ветхом, и в Новом завете. Уже с первых страниц Библии Творец говорит о Себе во множественном числе: Быт.1:26 : «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему». Быт.11:7 : При столпотворении Вавилонском Господь говорит: «Сойдем же и смешаем там язык их». Быт.18:1–2 : Господь явился Аврааму в виде трех Ангелов: «И явился ему Господь у Дубравы Мамре ... три мужа стоят против него?» Что это были Ангелы, говорится в главе 19 стих 1. Ис.6:8 : Пророк Исаия слышал «голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас». Но все же тайна Троичности Божества до времени была сокрыта от людей. Только с приходом в мир Спасителя, Сына Божия, который возвестил нам все, что видел у Отца Своего ( Ин.8:38 ), люди получили полное познание о Боге. Так, при крещении Иисуса Христа в Иордане мы видим, как Сын крестится, Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ; Мк.1:10–11 ; Ин.1:32 ) и Дух Святой сходит на Господа в виде голубя. Мф.28:19 : Посылая Своих учеников и апостолов на проповедь Евангелия, Господь наш Иисус Христос сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

« Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих (они, наверное, уже возвращались с праздника, потому что выше сказано, что никого не было. – О. С.) и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея 28 ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом (и это достоверно: она одежду держит в руках, а Иосиф, бедненький, там голый где-то прячется! – О. С.) , и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою (мол, специально уже разделся и стоит в таком виде! – О. С.) , и побежал, и выбежал вон. И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой » ( Быт.39:13–16 ). Его начинают ловить домочадцы: где он!? Это же очень достоверно: он же голый совершенно! Это была трагедия для него. « И пересказала ему (мужу, Потифару – О. С.) те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною [и говорил мне: лягу я с тобою] (здесь как раз слово «ругаться» – «лецахек», от «мецахек», то есть издеваться, заигрывать. – О. С.) , но, когда [услышал, что] я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон » ( Быт.39:17–18 ). Зло – оно банально, поэтому она свою историю повторяет. Любая клевета банальна: если клевещут на человека, то говорят точно одно и то же, потому что зло ограничено, здесь нет творческого начала. Святой Кирилл Александрийский , писал: « Такова всегда жизнь святых. Поэтому против них строили козни и клеветали те, кто привык считать решивших жить во Христе невыносимыми, так что они подвергались искушениям и оказывались узниками. Но они помнили Христа, говорившего: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а поскольку вы не от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ), – так и эта похотливая женщина ненавидела Иосифа » 29 . И вот она мужа уже убеждает, что так и произошло. « Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом » ( Быт.39:19 ). Казалось бы, логично было бы предположить, что он воспылал гневом на Иосифа, который голый там бегал; его, конечно, поймали в таком виде, привели: «Вот твоя одежда, срамник, что ты голый-то бегаешь?! Распалился-то как!» А он бегал не за блудом – он бегал от блуда! И он испытывает стыд, но его стыд отличается от стыда Иуды патриарха. Тот стыдился, но все-таки преодолел свой стыд, а Иосиф… Что он скажет?! Эти люди ему не поверят, потому что они живут по закону греха, для них блуд – это норма, для них молодой человек – это тот, кто ищет блуд, бегает за блудом. И если кто-то скажет, что молодой человек убегает от блуда – такого, конечно, не бывает. Но Иосиф как раз был таким человеком, потому что он был верующий!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если оставить в стороне историю первобытных времен ( Быт. 1–11 )… то исторический период, представленный в книгах Ветхого Завета, охватывает около 1700 лет. Чудеса, о которых там рассказано, относительно немногочисленны для такого долгого периода и не распределяются равномерно по разным эпохам. Они почти отсутствуют в истории патриархов, кроме гибели Содома и Гоморры ( Быт. 19:24–28 ) и рождения сына-первенца у Сарры в старости ( Быт. 21:1–7 ), но изобилуют в книге Исход и в начале книги Иисуса Навина; очень редки в истории Илии и Елисея (3 и 4 Цар.), а затем почти совсем исчезают 17 . В памяти израильского народа наиболее ярко запечатлелись события, связанные с исходом из Египта. Именно эти события легли в основу главных религиозных праздников, именно о них чаще всего вспоминали в проповедях, звучавших в синагогах. На разных этапах своего бытия народ израильский возвращался мыслью к славному прошлому, описанному на страницах исторических книг Ветхого Завета, к чудесам и знамениям, сотворенным Богом. Ностальгия по этим чудесам пронизывает значительную часть Ветхого Завета начиная с Псалтири, где они описываются как совершённые во дни древние ( Пс. 43:2; 142:5 ). Псалмопевец говорит: Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил ( Пс. 77:2–4 ). Пророк Исаия взывает к Богу: Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! (51:9). Представление о том, что чудеса остались в далеком прошлом, а к настоящему времени иссякли, что Бог некогда являл Свою силу, а теперь перестал, было широко распространено в Израиле в течение длительного периода. Ко временам Иоанна Крестителя и Иисуса это представление имело уже многовековую историю. 3. Чудеса в Евангелиях Атмосфера чуда, присутствующая в книгах Бытия, Исход, Иисуса Навина и в некоторых пророческих книгах, возрождается в евангельских рассказах о событиях, сопровождающих рождение Иисуса в Вифлееме. Эта атмосфера создается прежде всего за счет присутствия в повествовании ангелов 18 . У Матфея ангел трижды во сне является Иосифу ( Мф. 1:20; 2:13, 19 ). У Луки ангел Господень является Захарии ( Лк. 1:11–20 ), затем ангел Гавриил посылается к Деве Марии ( Лк. 1:26–38 ). Ангел возвещает пастухам о рождении Младенца, а потом вместе с ним является многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:9–14 ). После того как Иисус преодолел все искушения от диавола в пустыне, оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему ( Мф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010