Далее сказано: И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22, 18). Здесь Господь как бы говорит: «Да, от твоего семени, точно, произойдет Мессия, Который принесет благословение всем народам, всем племенам, ибо через Него люди познают Заповедь Божию». И возвратился Авраам к отрокам своим (Быт. 22, 19). Они нисходят с этой горы, где, казалось бы, небо преклонилось и голос Бога был слышен. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии (Быт. 22, 19). – А от Вирсавии до горы Мориа день пути, очень близко, даже меньше, чем день. Но тогда он три дня шел, он боролся с теми помыслами-прилогами-бесами, которые одолевали его. И только когда он возвел очи, то есть молитвенно обратился к Богу, помощь пришла, Господь его укрепил, чтобы он выполнил волю Его. После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху (Быт. 22, 20–24). Почему здесь, сразу после такого трагического описания, идет вот эта информация? Исааку – 37 лет, Исааку пора жениться. Авраам это понимает. Конечно, это переживание на горе Мориа останется с Авраамом до конца его земных дней, и он спешит увидеть потомство Исаака, которого он чуть было не потерял. Сарра не перенесла этого переживания – она умирает. И тематически 22я глава связана с 23й, где сразу говорится о смерти Сарры, которая, скорее всего, просто не перенесла весть о том, что происходило на горе Мориа. Рейтинг: 9.7 Голосов: 741 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Максим 28 декабря 2017, 07:59 Спаси Бог! некто 27 декабря 2017, 03:35 Спасибо, очень глубоко и в тоже время, доходчиво. Образ послушания Авраама Богу и Исаака Богу, думаю, можно сопоставить с единством Любви. Единство Любви в Боге, от Бога и к Богу, делает Авраама и Исаака монолитом. Где уже совершено невозможно, определить,где,заканчивается послушание одного и начинается послушание другого.Они прообраз одного целого-Пресвятой Троицы.Бог не раз поочередно перечисляет имена праотцев:Я Бог Авраама, Исаака, Иакова. Бог воздвиг в них Святую веру и они произошли один из другого,но прежде всего,из Бога.И их Любовь имеет такую крепость, потому,что основание имеет одно-Бога.И их нежность и благоговение друг к другу приоткрывает для нас,предвечную непостижимость Бога.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Весь рассказ третьей главы Бытия – со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете» – есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «...только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть " ( Быт. 3:3 ). Ту же мысль выражает Псалмопевец словами Господа: «Я сказал: вы – Боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете как человеки, и падете, как всякий из князей» ( Пс. 81:6–7 ). Несомненность идеи бессмертия в Ветхом Завете приходится подчеркивать потому, что существует взгляд, отрицающий существование у евреев веры в бессмертие души. В повествованиях Моисеевых есть указание на веру в бессмертие души. Относительно Эноха Моисей замечает, что «не стало его, потому что Бог взял его,» т. е. Он переселился к Богу, не испытав смерти ( Быт. 5:24 ). Библейские выражения о смерти Авраама ( Быт. 25:8 ), Аарона и Моисея ( Втор. 32:50 ): «и приложился к народу своему» – нелогично понимать в смысле положения в одной гробнице или месте, даже в одной земле со своим народом, так как каждый из этих ветхозаветных праведников умирал не в земле своих предков, а в новой области переселения (Авраам) или странствования (Аарон, Моисей). Патриарх Иаков, получив весть о растерзании своего сына зверями, говорит: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт. 37:35 ) – ад, очевидно, не в смысле гробницы, а в смысле пребывания души. Это состояние души по смерти изображалось в Ветхом Завете, как схождение в преисподнюю, т. е. как безрадостное состояние в области, где не слышно даже хвалы Господу, как это выражено в ряде мест книги Иова и в псалмах. Но уже в Ветхом Завете, особенно, ближе к пришествию Спасителя, слышится надежда на то, что избегнут этого безрадостного состояния души людей праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: « вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа » (Быт. 20:3). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: « берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого » (Быт. 31:24). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они помазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: « теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив » (Быт. 20:7). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помазание Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался » (Ин. 8:56). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мамврийского, о чем именно и Писание сказало: « и явился ему Господь у дубравы Мамр е» (Быт. 18:1). « И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил » (ст. 16). 3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверонравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, послал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из–за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. « Всякий стебель хлебный истребил », т. е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и прочем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь. « Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф » (ст. 17). Эти слова в одно и тоже время говорят и о злобе братьев, и о мудрости Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

— И увидел Исав, что дочери Ханаанские неугодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих» (Быт. 26:34—35, 28:8—9). В другом же месте бытописатель указывает и иные имена жен Едомовых: «Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа» (Быт. 36:2—3).    Так что сколько было у Исава дочерей Хеттейских в качестве жен, Бог весть, мы же знаем одно: самим фактом этих своих женитьб Исав нарушил Господне указание, данное всему еврейскому народу, — не смешиваться с теми (Исх. 34:1, 16)!, кто приносит жертву «идолам Ханаанским» (Пс. 105:38). (Эта заповедь в общем виде, для всего народа, была дана Господом позднее, в дни, когда Моисей вывел своих соплеменников из Египта; но в частном виде, для семьи Аврамовой, она была известна и ранее — ведь Авраам, давая распоряжения касательно женитьбы Исаака, сына своего, специально оговорил: не брать «сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. 24:3), и не просто оговорил, но потребовал клятвенно подтвердить, что это повеление будет исполнено. Не внук ли Исав Аврааму?)    И, видно, были эти жены Исавовы таковы, что «сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских» (Быт. 27:46).    В чем причина такой тоски, которая посетила душу Ревекки? Не в том ли, о чем пишут некоторые богословы: «Жители земли Ханаанской были в большей части таковыми, что полагали все богослужение во внешнем... а такое богослужение само по себе является совершенно идолопоклонническим»? Ведь и иудеи, по свидетельству Ветхого Завета, «много раз впадали в идолопоклонство, поскольку полагали свое богослужение только во внешнем», а уж тем более жители земли Ханаанской, «которые почитали Ваала и других богов, имели подобное внешнее богослужение».     «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мне кажется, что есть много причин, по которым мы живем на этой земле. Первая причина, по которой мы живем на земле, та, что мы не были достойны жить в раю. И потому были изгнаны на землю, ибо нарушили заповедь Божию ( Быт. 3, 22–23 ). Вторая причина та, что мы должны исполнять епитимию на земле в скорбях и поте лица своего до самой смерти ( Быт. 3:17–19 ). Третья – чтобы, исполняя благословение Божие, люди росли и множились на земле ( Быт. 1:28 ). Четвертая – чтобы люди владычествовали над землей и всякой тварью Божией в воде, на небе и на земле ( Быт. 1:26 ). Пятая – чтобы мы блюли заповеди Божии здесь, на земле, куда были изгнаны, и через их соблюдение снова вошли в свое вечное отечество, в рай ( Чис. 15:40 ; Мф. 19:17 ). Шестая – чтобы через соблюдение заповедей Божиих мы спаслись ( Ин. 5:24 ). Седьмая – чтобы люди исполняли волю Божию как на небе, так и на земле ( Мф. 6:10 ). Восьмая – чтобы мы любили Бога всем сердцем своим, всем разумением своим и всеми силами своими ( Втор. 6:5 ; Мф. 22:37 ). Девятая – чтобы из любви нашей к Богу мы соблюдали Его заповеди и соделались обителью Божией, по написанному: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:21, 23 ). Десятая причина, по которой мы живем на земле, – чтобы исполнять закон Божий, любя друг друга и ближнего, как самих себя, потому что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13:8–10 ). Одиннадцатая – чтобы мы жили на этой земле, как братья в семье, вместе со всеми народами мира, потому что мы имеем одного Отца на небесах, как говорит Писание: Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? ( Мал. 2, 10 ). И еще: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф. 4:6 ). Двенадцатая – чтобы мы радовались в надежде нашего спасения, всегда думая о тайне домостроительства во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, спасшего мир через соработничество четырех Своих свойств, открывшихся в тайне спасения рода человеческого: благости Его совершенной, премудрости Его совершенной, справедливости Его совершенной и силы Его совершенной, как говорят об этом богоносные отцы наши Максим Исповедник и Григорий Нисский .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

«Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:15 ). Справед­ливость постигшего потомков Авраама отвержения подтверждается и тем, что они не устыдились благодеяний, оказанных их предкам, между тем эти благодеяния принесли пользу даже язычникам. В самом деле, праотцы их, говорит, будучи весьма малочисленными и пришельцами, при господствовавшей тогда враждебности между наро­дами и жестокости властителей, безопасно совершали свои путешествия под покровом Промысла Божия. Так, Авраам из земли халдейской переселился в Ханаан, из Палестины в Египет и оттуда в Ге­рар, где после него обитал Исаак; Иаков из Палестины пересе­лился в Египет. И Моисей описывает, как Бог не потерпел, чтобы они были обижены, вразумив о них царей. Так, фараона Он удержал великими и ужасными угрозами от захвата Сарры, жены Авраамовой. Так, Авимелеха Он устрашил ночью, говоря: «вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» ( Быт.20:3 ). Так, тогдашним обитателям Палестины Он внушил уважение к Исааку. Так, Лавану Он угрожал: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» ( Быт.31:24 ). Праотцов называет Господь помазанниками, не потому, что они по­мазаны елеем, до потому, что они были избранниками. Авраама же Бог назвал и пророком: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). Или может быть называет помазанниками, как получивших невидимое помаза­ние Духа. А что Сам Он говорил с ними, это показывают Его слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Когда же он увидел? Когда, подняв глаза свои, увидел Бога, стоящего пред ним у дуба Мам­врийского, о чем именно и Писание сказало: «и явился ему Господь у дубравы Мамре» ( Быт.18:1 ). " И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил» ( Пс.104:16 ). 3. Грех влечет за собой наказание; наказание обличает зверо­нравную жизнь; а обличение производит перемену жизни. Итак, по­слал Бог голод за беззаконную жизнь тогдашних людей. Но в тоже время в этом самом выразилась заботливость Его о своих слугах. Бог произвел голод в целях домостроительства, чтобы, переселившись из-за него (в Египет) и (там) умножившись, они потом получили во владение землю обетования. «Всякий стебель хлебный истребил», т.е. во всем, что служит для питания, произвел Он недостаток, не только в пшенице, но и в ячмене, и бобах, и про­чем, чем только живут люди. Так обыкновенно и бывает по гневу Божию во время голода, чтобы людям нечем было поддерживать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Они встали, поприветствовали Авраама, как рассказывает эта притча-сказка. Авраам рассказал, что он их потомок, рассказал, что происходит на земле. Адам послушал и спокойно лег, а Ева все хотела выйти, посмотреть, как же там люди живут. И Авраам с трудом засунул ее обратно в ее место, но она сопротивлялась, все хотела посмотреть, она была такая любопытная, ей было все интересно. И потом Авраам понял, что это место для погребения очень хорошее, потому что там – праотцы. Это, конечно, сказка, хотя в ней даже больше реализма, чем в любом нашем историческом повествовании. Но дело в том, что в Библии очень часто встречается такое выражение: когда говорится о мертвом человеке, что он «приложился к отцам своим» ( Быт. 25:8 ; Дан. 14:1 ; Деян. 13:36 и др.), то есть «лег с отцами своими». И в Новом Завете сказано, что верующие, когда умрут, будут на лоне Авраама возлежать: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). И это – абсолютная истина и правда! Итак, пещера Махпела – это особое место, и это первая и единственная собственность, которую Авраам имел на Святой земле. Это очень важный вопрос – вопрос погребения наших близких 234 . И теперь мы переходим к радостному моменту в библейском повествовании, это история о сватовстве – 24-я глава Книги Бытия. « Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу » ( Быт. 24:1–3 ). – Что значит «положи руку твою под стегно». Стегно – это бедро. То есть: «Положи руку мне под бедро». Так клялись в древности, и это связано с тем, что древние считали, что бедро, это-то место, где… – это мужская сила, что зачатие происходит от этой части тела, нижней части тела. «…положи руку твою под стегно мое ( Быт. 24:2 ). На греческом языке написано так: «под стегно мое» ( Быт. 24:2 ), а по-еврейски читается: «под чресло». Почему же так говорит праотец? Потому что таков был обычай у древних; также и потому, что здесь было начало рождения Исаака» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Онкелос придерживался распространённого в его время учения о Слове Божием, как о личном существе, отдельном от Единого Бога. Слово Божие является посредником между Богом и видимым миром. Согласно этому учению, Онкелос вместо упоминаемого в оригинале явления Господа в мире, говорит о явлении Слова Божия. Например, Моисей, по библейскому тексту, говорит во Втор.5:5в: «я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа», а в таргуме: «в то время я стоял между Словом Божиим и вами и возвещал вам говоримое Богом». Подобное же олицетворение имело возникшее в межзаветную эпоху учение о [шехина] или «Слава Божия». Шехине так же как и Слово Божие, представлялась личным посредником между Богом и людьми. И о ней Онкелос упоминает, когда говорит о явлениях Господа. Так, по тексту Библии Быт.8:27 «распространит Господь Иафета и вселится в шатрах Симовых», в таргуме: «и шехина Яхве будет обитать в шатрах Сима». По тексту Быт.28:13 Иаков на верху лествицы видел Господа, а по таргуму: «шехину Яхвы». Особую ценность для библеистики представляет перевод мессианских пророчеств. Так, Быт.3:15 переводится: «вражду положу между тобою и женою, сыном твоим и Сыном её. Он вспомнит тебе (т. е. отомстит) то, что ты сделал в начале, а ты будешь служить Ему до конца». Быт.49:10 — «не отнимется имеющий власть от Иуды и соферим от сыновей сынов его во веки, пока не придёт Мессия, Которому принадлежит царство, и Ему покорятся народы». Чис.24:17 — «вижу Его, но не ясно, созерцаю Его, но не близко, потому что восстанет Царь из дома Израиля и помажется Мессия из дома Иакова». Перевод этих мессианских мест в таргуме Онкелоса свидетельствует о том, что сами древние евреи понимали их в мессианском смысле. Другой известный таргум — «Таргум Ионафана» — перевод раздела пророков в Еврейской Библии. Об авторе таргума сведения разноречивы и неопределённы. Таргум Ионафана относится ко II в. после Р. X., но в окончательной редакции сложился, видимо, не раньше V в. В отличие от таргума Онкелоса, таргум Ионафана гораздо более вольно обращается с текстом, периодически превращаясь в комментарий к нему.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

По сотворении мира и создании прародителей наших, «сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающему по земле, в котором есть душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» ( Быт.1:30 ). Потому-то в Едеме все наземные существа (а также и птицы) должны были есть «всю зелень травную»; то есть должны были питаться растительностью, которая растет на земле сама по себе и не нуждается в культивации. Человеку же предназначались в пищу семена растений и плоды древесные; иначе говоря, человек должен был питаться растениями, которые нуждаются в уходе за собой и обработке (ср. Быт.2:15 ). Так было. Мир, в котором мы живем ныне, отличается от того, каким он был по сотворении его Богом. Мы живем в мире после грехопадения в нем наших прародителей, после братоубийства, после потопа и после рассеяния народов. Человеку после потопа дозволяется вкушение мясной пищи, и, следовательно, дозволяется убивать для своего пропитания живые существа. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все», – говорит Господь послепотопным людям ( Быт.9:3 ). Всесвятой, Всемогущий Господь Своим присутствием оказывает благодатное – и подавляющее! – действие на всякую тварь. В присутствии Бога душа человеческая наполняется сознанием своего ничтожества и своей греховности; при этом человек переживает благоговейный трепет и невольно склоняется пред Богом в молитве о милости. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Как общее выражение почитания истинного Бога – поклонение становится доступным для всех рожденных от Бога и должно совершаться ими не только каким-то внутренним движением нашего «я» – без внешних действий и форм, – но чрез освящение всего нашего существа (духа, души и тела): «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). Наше поклонение пред Богом и наша молитва тогда оказываются истинными, когда они исходят из самой сути человека (от духа человеческого) и направляются к самой сущности Бога, Который есть Дух, по существу. «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24) 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Наверное, излишне говорить о значении этого праздника, ведь семья во все времена была главным сокровищем общества и основной опорой государства, а без любви и верности семейный союз попросту невозможен. Что же такое христианская семья? Ее часто называют домашнею Церковью, тем самым как бы указывая на то, что брак установлен Богом и имеет огромное значение в деле нашего спасения. Начальный союз И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю …(Быт. 1, 28) Брак — первый человеческий союз, установленный Богом еще в раю между Адамом и Евой. Однако отцы Церкви единодушно говорят о том, что до грехопадения брака не было в том виде, каким мы его знаем теперь. «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке,— пишет святитель Иоанн Златоуст.— Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Желание полового общения, зачатия, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам». Святитель Григорий Нисский также говорит о том, что половое влечение и зачатие, рождение в муках — это последствия грехопадения, свойства падшей, подверженной тлению и смерти человеческой природы. Подтверждение этого мнения мы находим в книге Бытия, когда, после вкушения людьми запретного плода, Бог сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою... (Быт. 3, 16) Заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт.1, 28) была дана людям до грехопадения, но как, каким образом они должны были плодиться и размножаться — мы не можем сказать, так как не знаем, каким было человеческое тело в первозданном виде. По этому вопросу существуют различные богословские мнения. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит о неком «духовном размножении» человеческого рода. Вообще нужно сказать, что вопросы брака и половых отношений в богословии разработаны недостаточно. Расходясь во мнениях в частностях, святые отцы согласно учат, что брак в том виде, в котором мы его знаем теперь, в раю не существовал. После грехопадения в отношениях между первыми людьми появилась дисгармония, в этот начальный союз во­шли тление и разлад, которые, как составляющие первородного греха, через зачатие и рождение распространились на все человечество. Поэтому в семейных отношениях порою бывает столько сложно­стей и взаимного непонимания. Для того чтобы достичь гармонии в браке, нужно, прежде всего, работать над своим сердцем, чему и учит Церковь.

http://pravoslavie.ru/47517.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010