Отрывок 3:21–31 имеет преимущественное значение для понимания того, как апостол Павел трактует правду Божию. Содержание этого отрывка можно изложить в двух фразах: 1). Предвечная правда Божия окончательно явила себя во Христе; 2). Любой верующий, иудей или язычник, оправдан верой в то, что совершил Христос, а не исполнением Закона. д. 4:1–25. Пример Авраама Апостол Павел обнаружил в Книге Бытия один древний текст, который делает его богословскую позицию еще более твердой: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (4:3; Быт.15:6). Это место представляет для апостола интерес, потому что оправдание Авраама, о котором говорится в Бытие, предшествовало обрезанию праотца иудеев. Он был оправдан «до обрезания», а не «по обрезании», которое произошло позже (4:3; Быт.17). Оправдание Авраама не было следствием исполнения Закона, который был дан через Моисея гораздо позже (4:13–17). Авраам поверил Богу, обещавшему ему сына, в то время как Аврааму было 100 лет (4:19; Быт.17:1); он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (4:20–22). «А впрочем, продолжает апостол, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:23–25). Вторая часть. 5:1 – 7:25. Предыдущая часть была, в основном, догматической по содержанию: ап. Павел изложил в ней следующие темы: явление предвечной правды Божией; наше оправдание верой. Во второй части апостол говорит о нашей жизни оправданных в надежде на будущее спасение. а. 5:1–11. Оправданный человек, ожидающий славы Божией «Итак, оправданные верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (5:1). «Мир», о котором говорит апостол, это великий мессианский дар, а не просто расположение души (Ис.2:4; 60:17; Зах. 9:9; Лк.1:79 см. в ТОВ. ком sub loco). Живя в мессианскую эпоху, начало которой положил Христос, мы не лишены надежды, и апостол Павел говорит: «Мы хвалимся», но добавляет, мы «хвалимся надеждою славы Божией» (5:2). В нынешних превратностях, которых нельзя избежать, испытывается наша стойкость и утверждается наша надежда (5:4); ибо если мы оправдались и примирились смертью Иисуса, то «тем более… спасемся жизнью Его» (5:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Священник : То правда, что Бога никто не может видеть в существе Его, ибо Он Дух (см.: Ин.4:24 ), невидимый для наших вещественных очей и безграничный, так что не только взор, но и мысль человека не могут Его охватить, иначе они были бы сокрушены безмерным величием. Первосвященники Ветхого Завета, входя единожды в год во святое святых, где Бог являлся в видимом Своем жилище, совершали, по заповеди, обильное каждение, дабы, увидев Его, не умереть ( Исх.30:10 ; Лев.16:2,12–13 ). Но нужно знать, что икона имеет прообразом Самого Иисуса Христа, Который пришел к своим ( Ин.1:11 ) и жил среди них. Святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков пали на землю, когда Господь на горе Фавор явил им сияние Божества в теле Своем (см.: Мф.17:6 ); стражники у гроба Господня поверглись ниц и стали как мертвые ( Мф.28:4 ) при виде исшедшего из гроба Божественного тела Христова; апостол Павел утратил на время зрение, когда Спаситель явился ему на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–8 ). Отсюда видим, что лицезрение существа Божия было и осталось недоступно смертным. Однако Священное Писание говорит нам о явлениях Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Нет ли противоречия между этими явлениями и словом Писания о том, что Бога невозможно увидеть? Отнюдь! Ибо если человеку невозможно видеть существо Божие, то Богу возможно сделаться видимым для взора и постижимым для ума человеческого без того, чтобы человек умер. И Сам Он обещал, что явится некоторым святым в видимом образе: И сказал Бог Аарону и сестре его Мариам; слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем... устами кустам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:6–8 ). Бога Отца в образе трех странников 70 видел у дуба Мамврийского праотец Авраам (см.: Быт.18:1–3 ); видел Его и праотец Иаков, сказавший: я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ). Видел Бога пророк Моисей в образе человека 71 , говорящего с ним лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим ( Исх.33:11 ); тот же Моисей видел Его на горе Хорив, в купине горящей и несгорающей (см.: Исх.3:2–4 ). Видел Бога пророк Исаия, свидетельствующий: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Видел Его святой пророк Даниил в образе Ветхого днями ( Дан.7:9 ). Также и пророк Амос говорит: Видел я Господа стоящим над жертвенником ( Ам.9:1 ); и пророк Михей: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его ( 3Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Скачать epub pdf Глава 3. Ветхозаветное учение об ангелах Итак, не подлежит сомнению, что в скинии свидения Моисеевой и в храме Соломоновом были изображения херувимов. Как же смотрят на них враги св. икон? Смотрят как на украшения храма наравне с пальмами и цветами. Это совершенно несправедливо. Как смотрели евреи на херувимов? Как на высшие, ближайшие к Богу, небесные ангельские силы. Ими, как на колеснице, носится Господь Саваоф. Царь Давид говорит о Господе Боге: «и воссел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра» ( Пс.17:11 ; Дан.3:54 ). Особенно подробно изображена колесница херувимская св. пророком Иезекиилем по бывшим ему видениям ( Иез.1; 10 ). На херувимах почивала слава Божия, с них сходила, по видению пророка, и опять на них возвращалась ( Иез.10:4,18 ). Посему и Апостол Павел херувимов, осенявших ковчег завета, называет херувимами славы ( Евр.9:5 ). Евреи, следуя откровению Божественному, смотрели на ангелов, как на высшие существа, посредствующие между людьми и Богом ( Быт.28:12–13 ), через которых Бог охраняет или наказывает людей ( Быт.24:7 ; Пс.33:8, 90:11 ; Дан.6:22 ; 2Цар.24:16 ; Ис.37:36 ), которые молятся Богу за вверенных им людей ( Дан.10 ) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь ( Иов.33:23–24 ). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей ( Дан.7:10,26 ); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь ( Дан.4:14 ). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). И конечно это было древнее верование евреев. Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, «находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит,... стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» ( Нав.5:13–15 ). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Последнее прошение молитвы «Отче наш» ставит перед нами целый ряд вопросов экзегетического характера. Что такое искушение? Может ли Бог быть источником искушения, «вводить» в него человека? О каком лукавом идет речь – о диаволе или о зле в целом? Если в искушение вводит Бог , то где связь с просьбой об избавлении от лукавого? Греческий термин πειρασμς может быть переведен как «искушение» или «испытание». В Библии мы встречаемся с несколькими видами искушений. Искусителями-испытателями человека бывают и Бог, и диавол. Бог искушает Авраама для испытания его веры, требуя, чтобы он принес в жертву сына ( Быт.22:1–2 ). Бог испытывает Свой народ «в горниле страдания», чтобы узнать, что в сердце его ( Ис.48:10 ), испытывает «сердца и утробы» людей ( Пс.7:10 ; Иер.11:20 ), испытывает «все глубины сердца» каждого человека ( Притч.20:27 ). С другой стороны, диавол искушает Адама и Еву, внушая им вкусить запретный плод ( Быт.3:1–6 ); диавол трижды искушает в пустыне Иисуса ( Мф.4:1–11 ). При этом, однако, диавол не может действовать без согласия Бога: прежде чем испытать Иова, он просит у Бога разрешения ( Иов.1:6–12; 2:1–6 ). В Евангелии от Матфея, помимо Нагорной проповеди, термин πειρασμς (искушение) встречается всего три раза. Впервые мы встречаем его в рассказе об искушении Иисуса диаволом ( Мф.4:1 ). Затем оно используется в молитве «Отче наш». Наконец, в третий раз оно звучит в Гефсиманском саду, когда Иисус обращается к ученикам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). Эти слова были произнесены в критическую минуту – когда Иисус перед Своим арестом молился Отцу о том, чтобы, если возможно, чаша страдания миновала Его. Ученики же в это время спали, «ибо у них глаза отяжелели» ( Мф.26:43 ). Призывая их бодрствовать и молиться, Иисус напоминает им о немощи плоти – одной из причин, по которым человек впадает в искушение. Из других случаев использования термина «искушение» в Новом Завете следует отметить 1-е Послание Петра, где речь идет о гонениях на христиан: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Пет.4:12–13 ). Здесь говорится о том, что искушение «посылается» (предположительно, Самим Богом) для испытания в вере. С другой стороны, тот же апостол Петр говорит: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Пет.2:9 ). Апостол Иаков вообще исключает возможность искушения от Бога: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24 ). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). «Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?» или «почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?» (Ст. 17). «Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.» (Ст. 18) «О повиновении родителям.» (Ст. 20) «Начало благочестия нужно полагать в юности.» (Ст. 22) «Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.» и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 7:21 ; Иак. 2:26 ; Рим. 2:13 ; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . ( Мф. 5:22–25 ; l Иоан. 3:15 ; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй ( Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй ( Ефес. 4:25 ; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. ( Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. ( Рим. 7:18–23 ; Иак. 1:14–15 ; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи « божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия » ( 2 Пет.1:3 ) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . ( Фил. 2:13 ; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — « ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен » ( 2 Кор. 12:9-10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Первым великим природным катаклизмом в истории человечества становится потоп, когда по повелению Бога вода уничтожает всю первозданную вселенную, кроме одной человеческой семьи и тех животных, которых Ной взял с собой в ковчег: по паре от каждого вида птиц, пресмыкающихся и зверей ( Быт. 7:8–9 ). Судьба животного мира отныне полностью связана с судьбой человека: земля была проклята из-за человека, и всё, что населяло землю, уничтожается вместе с ветхим человечеством за его грехи. Но завет, который Бог заключает с Ноем после окончания потопа, включает в себя и всю природу: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными ( Быт. 9:9–10 ). В чудесах, описанных в Библии, природа нередко участвует наряду с человеком. Казни, навлекаемые Богом на Египет через Моисея и Аарона, имеют прямое отношение к природе: вода превращается в кровь ( Исх. 7:19–20 ); воды производят жаб ( Исх. 8:6 ); персть производит мошкару ( Исх. 8:17 ); налетает множество песьих мух ( Исх. 8:24 ); в земле Египетской вымирает весь скот ( Исх. 9:6 ); пыль вызывает воспаление на людях и на скоте ( Исх. 9:10 ); град истребляет все, что было в поле, от человека до скота ( Исх. 9:25 ); саранча покрывает лицо всей земли и поедает все, что уцелело от града ( Исх. 10:15 ); густая тьма на три дня покрывает всю землю Египетскую ( Исх. 10:22 ). История исхода Израиля из Египта сопряжена с чудесами, имеюшими отношение к природе: переход израильского народа через море, когда морские воды расступаются и становятся стеной по обе стороны ( Исх. 14:21–28 ); превращение горькой воды в сладкую ( Исх. 15:23–25 ); схождение манны с неба ( Исх. 16:13–35 ). Чудеса Иисуса Навина, включая остановку солнца над Гаваоном ( Нав. 10:12–14 ), также связаны с природой. В исторических и учительных книгах Библии человек представлен как неотъемлемая составляющая природного мира, а скот – как постоянный спутник человека. Часто люди и скот упоминаются вместе ( Чис. 20:4, 8, 11, 19 ; Пс. 35:7 и др.). Когда бедствие настигает людей, оно настигает и скот ( Исх. 9:19 ). При взятии вражеского города вместе с населяющими его людьми истребляется и весь их скот ( Втор. 13:15 ; Нав. 6:20 ; Суд. 20:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

II  Что бы ни говорили, но сама по себе царская власть не стала изменой Израиля Богу и теократии, как иногда полагают. Она напрямую была обещана Господом потомкам Авраама и Иакова (Быт. 17:6; 35:11). В свою очередь, Иаков передает память об этом обещании Бога Иуде (Быт. 49:10). О будущем царе Израиля предрекал и Валаам (Числ. 24:7). В законодательстве Моисея также говорится, когда и как Бог даст Израилю царя: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и скажешь: “Поставлю я над собой царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня”, то поставь над тобой царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Втор. 17:14). Этот последний стих и является самым важным! Царя Израилю должен был поставить Господь. А что случилось в действительности? Именно то, что предвидел Бог: евреи решили сами поставить над собой царя, и этот царь стал копией правителей соседних народов. Есть только один важный нюанс: соседи евреев являлись язычниками . К чему это приведет, мы скоро увидим. Таким образом, грех Израиля заключался в своеволии . Они не ждали царя, поставленного им Богом, а выбирали его . Это просто поразительно! Евреи, зная о том, что Господь избрал их, не захотели оставаться детьми Бога, «царством священников», а пожелали жить «как все», т. е. как соседи-язычники. Они предлагали царскую власть всем, кому угодно, но не просили царя непосредственно у Бога. Легко убедиться, что за все время поисков ни разу их глаза не поднялись к Небу, но рыскали по земле. Уже победитель мадианитян судья Гедеон удостоился этого предложения, но благоразумно ответил отказом, прекрасно понимая, что просить нужно не его, а Бога (Суд. 8:22). Евреи не послушали его, и уже вскоре попытку узурпировать царство сделал Авимелех, начавший с того, что убил всех своих братьев числом до 70 человек (Суд. 9:5). И два племени признали его в этом качестве. Наконец, с аналогичным предложением все старейшины Израиля обратились к судье Самуилу, «и не понравилось слово сие Самуилу» (1 Цар. 8:6). Причины, разумеется, понятны. Поэтому, когда, идя навстречу желаниям евреев, Господь все же разрешил Самуилу помазать на царство Саула, судья сказал соотечественникам: «Вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали» (1 Цар. 12:13), откровенно показывая тем самым, что в данном случае не Божья воля, а человеческое желание, избрание легло в основу царской власти. И понятно, почему с такой горечью Господь сказал Самуилу: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). И Самуил передал евреям Его слова: «Вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасал вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших» (1 Цар. 10:19).

http://bogoslov.ru/article/6026753

(См. также: Ос.12:1 ). (е) Разрушив города земли Обетованной, Евреи не вдруг перешли потом к оседлой жизни в постоянных жилищах; к тому же, с другой стороны, их оседлому поселению мешали соседние враждебные народы: «Сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры» ( Суд.6:2 ). Еще долгое время большая часть Израильтян жила «в шатрах своих, как вчера и третьего дня» ( 4Цар.13:5 ). Полагаем не излишним привести здесь находящиеся в Библии немногие сведения об устройстве городов и домов, в которых жили Евреи, когда уже прочно утвердились в Палестине. Города были обнесены стенами и располагались на возвышенностях. Улицы, вероятно, были узки, как и в настоящее время на всем востоке. В Библии упоминается только одна улица под собственным названием – улица хлебопеков в Иерусалиме ( Иер.30:21 ); быть может, улицы вообще носили названия, заимствованные от ремесла и занятия жителей своих. У городских порот находились площади, где происходили народные собрания, совещания старейшин и рынки ( Неем.8:1, 6 ). Отсюда – метафорическое выражение «врата ада» ( Мф.16:18 ). Ворота города прикрывались башнями (2Πар.26:9). Каждый город имел общественные цистерны и колодези; большие города имели водопроводы ( Ис.7:3 ). Об устройстве домов древних Евреев можно судить отчасти по современным постройкам в Палестине, так как климатические условия, влиявшие на быт древних Евреев, существуют в Палестине и в настоящее время. Евреи строили дома из глины ( Иов.4:19 ), из обожженных кирпичей ( Ис.9:10 ) или из камней ( Лев.14:40 ). Цементом для этих построек употреблялась известь ( Ис.27:9 ; Втор.27:4 ); она же употреблялась и для штукатурки ( Иез.13:10 ). Из деревьев строительным материалом служила сикомора ( Ис.9:10 ). Крыши домов делались плоские и только к средине имели незначительную выпуклость, чтобы могла стекать дождевая вода ( Прит.19:13 ). Кровля огораживалась перилами; это предписывалось законом: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» ( Втор.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010