Вот и еще одно сравнение, которое дает апостол Павел: прошлое в Священной истории «есть тень будущего, а тело — во Христе» ( Кол 2:17 ). Когда мы смотрим на тень, мы лишь с трудом можем угадать, какому телу она принадлежит. Но когда мы видим тело, то ясно сознаём, какую тень это тело может отбросить. Именно это представление лежит в основе новозаветных толкований событий Ветхого Завета. В событиях древности авторы Нового Завета усматривают тени, предвосхищения, прообразы той реальности, свидетелями и участниками которой они являются. Так вся история осознаётся в ее внутренней связности и единстве. Об этом говорит и сегодняшний отрывок из Послания к Евреям. Книга Бытия упоминает о нескольких обетованиях Бога Аврааму. Сначала Он повелел Аврааму оставить Харран и идти в неведомую землю, которую обещал отдать потомству Авраама ( Быт 12:7 ). Затем Бог обещает Аврааму сделать его отцом множества народов ( Быт 17:5–6 ). Третье обетование — о том, что «от Авраама произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» ( Быт 18:18 ). Наконец, в четвертый раз Бог подтвердил Свое обетование клятвой: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты … не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; … и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быт 22:16-18 ). Слово обетования Божия было твердым и непреложным и само по себе. Но чтобы сделать его еще более убедительным, оно было подкреплено клятвой. Это обетование заключалось в том, что потомки Авраама будут многочисленны и благословенны. Аврааму нужно было проявить терпение, прежде чем он получил обещанное. Лишь через двадцать пять лет после того, как он покинул Харран, у него, состарившегося, и у бесплодной Сарры родился сын Исаак. Но Авраам никогда не поколебался в своей надежде и вере, которая и вменилась ему в праведность ( Рим 4:9) . Христиане, как доказывает апостол Павел, испытав на себе благословение Божие, явственно осознали, что древнее обетование Аврааму осуществилось в Иисусе Христе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

Сектант : А что если предания апостольские – это и есть само Писание Нового Завета? Православный : Нет. Предание, прежде всего, есть устное наставление. Сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Как мы видим, на первом месте стоит слово, а послание следует за ним. Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого Слова Божия: Первым Писанием было Пятикнижие Моисея (евр. Тора). В нем изложен Закон Божий – учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т.д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их…» ( Быт.4:3–4 ). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения – «от плодов земли дар Господу…», «от первородных стада своего и от тука их». Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле» ( Быт.7:8 ). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: «[Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего» ( Быт.14:20 ). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:22 ) и т.д. По этому вопросу св. Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр.5). Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что «Евангелие от Матфея» написал Матфей, а «Евангелие от Марка» – Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла. Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии есть дело Церкви, а значит, и Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Петр. Если, отче, этот брат пришел из сего мира только ради молитв св. Анастасия, хотя и не был призываем к тому гласом, то нельзя ли отсюда заключить, что великие угодники Божий могут иногда по своей молитве получить даже то, что не предопределено Богом? Григорий. Нет; что Богом не предопределено, того они получить никак не могут; но что получают по своей молитве, то так и предопределено, т. е., так и должно совершиться по молитве. Даже самое наследование Царствия Небесного так предопределено всемогущим Богом, что избранные получают оное за подвиги, смотря по тому, как возмогают они молитвою стяжавать себе дары, предопределенные им прежде век всемогущим Богом. Петр. Прошу тебя, отче, изъясни мне вполне: как это молитва может содействовать предопределению? Григорий. Сказанное мною я могу тебе, возлюбленный Петр, объяснить в кратких словах. Ты, без сомнения, знаешь, что Бог сказал некогда Аврааму: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт 21.12); и в другом месте: ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17.5). Еще дано было ему следующее обетование: Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих (Быт 22.17). Эти обетования ясно показывают, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама чрез Исаака; а между тем, вот что читаем в другом месте: И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его (Быт 25.21). Если было предопределено, что потомство Авраама распространится чрез Исаака, то почему же жена его была неплодна? Но это-то и показывает, что предопределение совершается молитвою: ибо тот, кому предопределено было распространить семя Авраамово, только по молитве получил детей. Петр. Слова твои, отче, раскрыли мне тайну, и теперь никакое сомнение меня не смущает. Григорий. Не угодно ли, я расскажу тебе и о св. отцах, живших в Тусции чтоб тебе известно было, какие и там были подвижники и как они своим познанием приближались к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

21 . И как переходило проклятие, подобно этому перешло также и благословение на род благословенного, по порядку на каждого. Между этими сначала благословен был Сим в следующих словах: «благословен Господь Бог Сима, и Хам будет рабом ему» ( Быт. 9:26 ). Сила же благословения в том, что Бог и Господь всего сделался для Сима особенным обладанием поклонения, когда благословение возросло и достигло до Авраама, который представляет десятое поколение в ряду родов от семени Сима. Поэтому Отцу и Богу всего угодно было называться Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, ибо благословение Сима простирало свое действие до Авраама. Благословение же Иафета следующее: «да распространит Бог Иафета и да обитает он в доме Сима, а Хам будет рабом ему» ( Быт. 9:27 ); и это должно обозначать что в конце времен (спасение?) явилось избранным Господа из призвания язычников, когда Бог распространил на них призвание. И далее: «по всей Земле прошла их речь и до пределов вселенной их слова» ( Пс. 18:5 ). «Распространить» должно понимать относительно призвания язычников, то есть о церкви, а «он обитает в дому Сима» должно значить, что (он будет обитать) в наследии отцов, во Христе Иисусе получая права первородства. Таким образом, в каком ряду каждый благословен, в том же порядке он получает по своему происхождению плод благословения. 22 . После потопа Бог установил завет со всем миром, равным образом со всеми животными и с людьми, в том, что он не будет губить потопом всякого произрастения земли. И Он дал им такое знамение: «когда воздух покроется облаками, явится в облаках радуга, и Я помяну завет Мой и не буду опять губить водою всякого живого существа на Земле» ( Быт. 9:14, 15 ). И Он переменил пищу людей, заповедав им есть мясо; ибо  от первозданного Адама и до потопа люди питались только семенами и плодами деревьев , мясная же пища не была дозволена им. А так как три сына Ноя положили начало человечеству, то Бог благословил их на размножение и плодовитость, сказав: «раститесь, размножайтесь, населяйте землю и обладайте ею. Страх и трепет придет от вас на всех живущих (на земле) и на всех птиц небесных, и они будут служить вам пищей, как и зеленая трава. Только плоти, которая еще имеет в себе свою кровь жизни, вы не должны есть; вашу же собственную кровь Я отмщу на всяком звере и на всяком человеке. Кто прольет человеческую кровь, того кровь прольется вместо этой крови. Ибо по образу Божию Он создал человека» ( Быт. 9:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Видишь, как велик в нас народ пороков? И если мы заслужим произнести слова Святого Духа: «Ради страха, Твоего, Господи, в утробе приняли мы и мучились в родах и родили; Дух спасения Твоего мы исполнили на земле» ( Ис.26:18 ) 12 , то тогда и другой народ, рожденный в духе, обрящется в нас. Ибо «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ) и тому подобное. Как видишь, есть в нас и другой народ, но он – меньший, а тот, другой – больший. Ибо всегда плохих людей больше, чем хороших, и пороки более многочисленны, чем добродетели. Но если мы будем такими, как Ревекка, и сподобимся зачать от Исаака, то есть от слова Божьего, то «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт.25:23 ) даже в нас, ибо плоть станет служить духу, а пороки уступят добродетелям. Далее сказано: «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее» ( Быт.25:24 ). Это утверждение, то есть «настало время родить ей», почти не встречается в Писании и относится только к святым женщинам. Ибо это сказано о Ревекке, о Елисавете, матери Иоанна Крестителя (ср. Лк.1:57 ), и о Марии, матери Господа нашего Иисуса Христа (ср. Лк.2:16 ). Поэтому, как мне видится, подобное рождение обнаруживает нечто сверхъестественное, превосходящее возможности других людей. Видимо, когда говорится, что настало время, то это указывает на рождение совершенного потомства. 4 . «Первый вышел красный, весь, будто шкура, волосатый 13 ; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» ( Быт.25:25–26 ). В другом месте Писания об этом сказано, что «еще во чреве матери запинал он [Иаков] брата своего» ( Ос.12:3 ), и свидетельством этого является то, что рука его сжимала пяту брата его Исава. Исав вышел из утробы матери «будто шкура, волосатый» ( Быт.25:25 ), а Иаков – чистый и гладкий. Поэтому Иаков и назван этим именем 14 , а Исав – как говорят те, кто толкует еврейские имена, – получил свое имя либо от красноты, либо от земли, то есть «красный» или «земной», или, как считают другие, его имя может означать «нечто созданное».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Таким образом, следствиями грехопадения явились искажение природы человека, нарушение гармонии в отношениях между супругами и между людьми вообще, между человеком и природой, утрата возможности бессмертия. Быт.3:20 . Адам дает имя своей жене, что означает его власть над ней. Само имя Ева переводится как «жизнь» или «изводительница жизни». Мать всех живущих – указание на кровное единство человеческого рода. Быт.3:21 . И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. Так как людям предстояло жить в суровых условиях испорченного грехопадением мира, то Бог дает им одежду. Слово «кожаные» некоторые толкователи понимают как буквальное указание на изготовление одежды из шкур животных. Но такое понимание вряд ли приемлемо, так как убийство животного не могло быть совершено Богом. Скорее всего, термин «кожаные» здесь используется в символическом смысле. Быт.3:22 . И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло… Эти слова адресованы Лицам Святой Троицы. Как о сотворении человека был Совет Божий, так и о его горькой судьбе по падении происходит собеседование Святой Троицы. Этим подчеркивается важность случившегося с нашим праотцем события. Все толкователи единодушно признают, что во фразе: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло – имеется аллюзия на слова змея: в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:5 ). Что же касается смысла слов Божиих, то одни толкователи видят здесь напоминание об обмане змея и желание вразумить людей (святитель Иоанн Златоуст [см.: 7, с. 158] ), другие – печальную иронию Бога (блаженные Феодорит и Августин). Этими словами человекообразно выражается сожаление Божие о неразумии падшего человека, возмечтавшего быть как Бог. И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Здесь говорится о необходимости изгнания человека из рая с целью удаления его от дерева жизни. Если бы человек имел доступ к дереву жизни, то он мог бы вечно грешить, а вместе с этим стали бы вечными связанные с грехом скорби и болезни человека. Как говорит об этом преподобный Ефрем Сирин , Бог изгнал Адама и Еву из рая «для того, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастия, в сравнении с тем, какое принесено им древом познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях» с. 250]. Кроме указанных причин, изгнание было необходимо и потому, что человек уже физически и морально не мог выносить близкого присутствия Бога и, мучимый вечным чувством вины и недоверия, был бы вечно несчастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

“Если у кого будет две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая, родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство перед первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства“ ( Втор.21:15–17 ). Этим точным определением права первородства закон дает юридическую форму древнему обычаю, который в своей прежней, неопределенной форме давал повод к различным семейным ссорам, интригам, неудовольствиям, которым теперь положен конец. Право первородства давало привилегию на двойную часть в наследстве. Первенцу, говорит закон, должно “дать двойную часть из всего, что найдется“ у оставившего наследство. Закон утверждает это древнее право потому, говорит Зальщюц, что оно имеет близкую связь “с определениями закона о земельном владении и с особенностями начал, положенных в основу семейной жизни“. В соответствие с ними тот, кто призван был после смерти отца быть главою его дома, получал большую часть в наследстве для того, чтобы мог поддерживать родовое достоинство дома (нечто подобное составляют новейшие майораты). Право на двойную часть в наследстве простиралось, как видно из ( Втор.17 ), не только на недвижимое, земельное владение, но на все, что только было, следовательно и на движимое имущество“. 135 Получали ли часть в наследстве и сыновья наложниц и какую именно, закон не определяет, предоставляя дело давнему обычаю и установившейся практике. A по обычаю и они наследовали часть из имения наравне с другими сыновьями, кроме первородного. Так, Иаков в благословении своем не делает различия между сыновьями своих жен и служанок (наложниц) ( Быт.49:1 и др.; ср. Быт.35:22 ). Обыкновенно приводимый против этого случай – лишение Измаила наследства в пользу Исаака, доказывает скорее равномерность раздела наследства, так как Сарра из боязни, что Авраам разделит свое имущество и сыновьям наложниц, и таким образом лишит ее собственного любимца-сына значительной части богатства, настояла на удалении и наложниц, и их сыновей. “И показалось это Аврааму весьма неприятным“, т.е. как бы противным обычаю ( Быт.21:9–11 . Ср. Быт.25:5–6 ). Сыновья блудниц по-видимому, не наследовали вовсе, как показывает лишение Иеффая, который был плодом незаконной связи, братьями отца его части в наследстве ( Суд.11:1–2 ). Но самый протест Иеффая, то, что он считал такое лишение ненавистью и жестокостью, показывает, как справедливо говорит Михаэлис, что этот случай не был обыкновенным. 136 Общая мысль Моисеева законодательства в данном случае та, чтобы каждый член рода мужеского пола, носящий родовое имя, пользовался и родовым владением, связанным с этим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010