Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла к участникам крестных ходов с мощами благоверного князя Александра Невского Исторический крестный ход — 2600 км Первый крестный ход начался в Москве в Храме Христа Спасителя и проходит по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его святых мощей из города Владимира в Санкт-Петербург в  1723 году.  Москва 12.06.2021 • Переславль-Залесский 12.06–14.06 • Ростов Великий 15.06–18.06 • Ярославль 19.06–24.06 • Кострома 25.06–30.06 • Иваново 01.07–04.07 • Владимир 05.07 • Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра 06.07–07.07 • Талдом 08.07 • Клин 09.07 • Акатово 10.07 • Тверь 11.07–17.07 • Старица 18.07 • Торжок, Выдропужск 19.07 • Вышний Волочёк 20.07 • Валдай, поселок Крестцы 21.07 • Великий Новгород 22.07–24.07 • Часовня-киот, М-11,  651 км, Чудово 25.07 • Старая Ладога и Новая Ладога 26.07 • Шлиссельбург и Усть-Ижора 27.07 • Псков 28.07–30.07 • Великие Луки 31.07–01.08 • Торопец 02.08–03.08 Москва 04.08–14.08   Крестный ход по территории России и Беларуси — 6600 км Второй крестный ход берет начало в Вознесенской Давидовой пустыни (Московская область, Чеховский ­район, с. Новый Быт) и охватит Центральную Россию и Белоруссию. Давидова пустынь, г. Чехов 12.06 • Подольск 13.06–16.06 • Коломна 17.06–20.06• Шкинь 21.06 • Тула 22.06–24.06• Калуга 25.06–27.06 • Смоленск 28.06–01.07 • Витебск 02.07–04.07  • Полоцк 04.07–06.07 • Лида 06.07–08.07 • Молодечно 08.07–10.07 • Новогрудок 10.07–12.07 • Гродно 12.07–14.07 • Брест 14.07–16.07 • Пинск 16.07–18.07 • Слуцк 18.07–20.07 • Туров 20.07–22.07 • Гомель 22.07–24.07 • Могилев 24.07–26.07 • Бобруйск 26.07–28.07 • Борисов 28.07–30.07 • Минск 30.07–02.08 • Рязань 03.08–05.08 • Липецк 06.08–08.08 • Воронеж 09.08–11.08 • Курск 12.08–14.08 • Нижний Новгород 08.11–11.11  Городец 12.11–14.11 Южный крестный ход — 3400 км Третий крестный ход идет по городам юга России, включая населенные пункты Крыма. Ковчег с мощами отправился по этому пути из Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону 12.06

http://e-vestnik.ru/church/moshi_alexanr...

341-357; 18. С. 361-377) А. Кириллова, «К истории Южно-Уссурийского края» свящ. Павла Мичурина (1894. 15. С. 324-330; 17. С. 360-364), «Колонизация Сибири и значение монастырей» иером. Алексия (Осколкова) (1894. 20. С. 443-446), «Религиозно-обрядовый быт переселенцев Зазейского края» свящ. Владимира Венчаева (1896. 17. С. 337-345; 18. С. 359-364; 20. С. 399-402; 22. С. 441-446; 1897. 3. С. 47-53); описания неск. городских церквей - «Сказания (старожила) о первом в г. Благовещенске храме во имя свт. Николая» прот. Александра Сизого (1894. 1. С. 13-19), «Историко-статистические сведения о Градо-Благовещенской кладбищенской церкви» свящ. Петра Протодиаконова (1894. 2. С. 36-41; 12. С. 247-252), «К истории хабаровской церкви» свящ. Афанасия Протодиаконова (1894. 19. С. 415-423; 21. С. 465-471), а также нескольких сельских церквей епархии. Важным источником сведений для церковной истории являются подробные описания путешествий по епархии Камчатского еп. Макария и путевые заметки его спутника свящ. С. Тихвинского (1894-1897), описание церквей епархии, составленное свящ. Александром Гаркиным (1898-1899), а также очерки из жизни сектантов и инородцев и материалы по миссионерской тематике, среди них: «Поездка к зазейским молоканам» свящ. Алексия Диаконова (1894. 6. С. 119-129; 8. С. 163-170; 9. С. 187-193); «Явление царя царей: Страничка из жизни амурских прыгунов» (1895. 1. С. 5-11; 2. С. 34-38; 3. С. 62-69; 4. С. 89-95), «Амурские прыгуны или духовные христиане» (1897. 6. С. 111-120; 7. С. 131-137; 9. С. 171-179; 10. С. 187-197; 12. С. 235-245; 13. С. 260-266; 16. С. 319-330; 19. С. 385-402; 22. С. 437-443) и «Материалы истории христианской миссии на Амуре, со времени присоединения его к России до 1865 г.» (1896. 1. С. 1-10; 3. С. 47-59; 6. С. 113-124; 23. С. 461-468; 24. С. 481-495) А. Кириллова; «Миссия среди китайцев и маньчжур» (1894. 9. С. 193-196) и «Несколько слов о Маньчжурской миссии» (1895. 24. С. 524-528) иером. Стефана; статья о гольдах и гиляках «Инородцы Горинского стана (Приморской обл.)» свящ.

http://pravenc.ru/text/1470163.html

Днем 11 июля во встрече Креста в аэропорту Пулково принял участие губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко . Среди встречавших святыню в Казанском соборе были вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Б. Дивинский, заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал А.Н. Федотенков, личный состав Ленинградской военно-морской базы, многочисленные верующие. Крест был установлен в центре собора, где все желающие в ближайшие дни смогут приложиться к святыне. Перед чтением канона Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . С 11 по 15 июля Крест Андрея Первозванного будет находиться в Казанском соборе Петербурга. Доступ для верующих к святыне будет открыт каждый день с 12 июля с 7.00 до 22.00, 15 июля — до 18.00.  Утром 16 июля Крест Андрея Первозванного будет привезен в Москву. Затем святыня будет принесена в Киев и Минск. Крест, на котором был распят апостол Андрей, хранится в православном соборе города Патры. Принесение святыни приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси.  График принесения Андреевского креста: Принесение Креста святого апостола в Санкт-Петербург, Москву, Киев и Минск призвано подчеркнуть, что духовная традиция народов России, Украины и Белоруссии восходит к единому источнику — благословению, данному апостолом Андреем в ходе его миссионерского посещения пределов Руси, и к Крещению, принятому в киевской купели в 988 году. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 .

http://patriarchia.ru/db/text/3093645.ht...

We call on everyone — those in power and ordinary citizens — to take heed of the forthcoming Great Fast, and we cry out with the words of the Gospel: ‘Repent, for the kingdom of heaven is at hand!’ (Matthew 4.17), and ‘Repent, the time is near!’ (Apoc. 22.10), Temperance is required of us, not only in food and drink, but above all in sinful thoughts and passions. A sincere appeal to God will save the world from fratricide, and open the way to peaceful solutions to all our present circumstances. Calling to mind the words of the Grand Duke, St Alexander Nevsky, ‘God is not in power, but in truth!’, we call on all the faithful to intensify their prayers ‘for the peace of the whole world’, for those who suffer, and for the conversion and salvation of the souls of all men. May God bless and have mercy on all of us! Munich  — London 22 February, 2022 + Mark, Metropolitan of Berlin and Germany + Irenei, Bishop of London and Western Europe + Alexander, Bishop of Vevey + Job, Bishop of Stuttgart Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5904223...

10 Юлиан, прозванный Отступник, — император Восточной и Римской империй с 360 по 363 г. Был возведен на императорский трон галльскими леги­онами. Предпринял попытку языческого возрожде­ния, объединив в одном лице светскую и религиозную (язычество) власть. Абсолютно веря в превосходст­во античной философии и религии над христианст­вом, считал, что христианство возможно преодолеть в ходе открытого диспута с ним. Тирания, припи­сываемая ему христианскими авторами, явно пре­увеличена. 11 В 312 г. Константин выступил в поход против узурпатора Максенция. Впервые в этом сражении на щитах воинов Константина была монограмма Хрис­та «ХР». Битву выиграл Константин. Перед победой Константину во сне явился крест, как бы начертан­ный на небе, что было расценено как знак Божьего заступничества. 12 Григорий Назианзин выступил суровым обличителем Юлиана. См.Первое слово. 13 Евстафий Плакида — великомученик в Риме при императоре Адриане (ок.118 г.). 14 Ослица пророка Валаама заговорила челове­ческим голосом, обличая неправедные намерения пророка в отношении Израиля (Числ.22:28—30). 15 Музыка имела огромное значение в древнем обществе, именно в ней выражалось неповторимое своеобразие души народа. Она сопровождала быт человека и всенародные богослужения. Сам Давид сопровождал свои славословия Богу игрой на псалтири. В период Вавилонского пленения музыкальная культура приходит в упадок, отчего и говорит псалмопевец (Пс.136:2): «повесили: 16 На IV Вселенском соборе в Халкидоне была анафематствована монофизитская ересь. 17 Здесь рассказывается о событиях, предшест­вовавших I Вселенскому собору в Никее 325 г. Они были вызваны распространением арианской ереси по всему Востоку 18 Диоскор — александрийский епископ, всту­пивший на кафедру в 444 г. На Халкидонском со­боре стал последователем Евтихия. 19 Флавиан и Анатолий — Константинопольские епископы. Флавиан (446—449) активно противосто­ял монофизитам на разбойничьем соборе 449 г. и был избит во время одного из заседаний. Анатолий (449—458) являлся активным участником Халки­донского собора 451 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3243...

22 февраля научно-образовательная конференция «Традиционные ценности и образы будущего» продолжила свою работу в СПбГУ. Пленарное заседание открыли епископ Сергиево-Посадский Кирилл и ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Н.М. Кропачев. Модератором пленарного заседания выступил доцент Института теологии СПбГУ, председатель учебно-методической комиссии СПбГУ по теологии В.А. Шорохов. В качестве докладчиков и слушателей второго дня конференции также участвовали представители различных регионов России, иностранные студенты, обучающиеся в СПбГУ, СПбДА и других петербургских вузах, представители православной учащейся молодежи, молодежи различных христианских, мусульманских, буддийских, еврейских религиозных организаций, а также участники из Сербии и Антарктиды. Доклады по различным аспектам ценностно-мировоззренческой проблематики представили молодые ученые: В рамках мероприятия состоялось заседание Совета НОТА. Его возглавили епископ Кирилл и Н.М. Кропачев. В рамках мероприятия на площадке СПбГУ также прошло заседание Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/6106091.ht...

Впервые Ж. в ВЗ упоминается в связи с рассказом о Ное и окончании потопа (Быт 8. 20). Ветхозаветные патриархи чаще всего воздвигали Ж. там, где им являлся Господь, или там, где они жили (Авраам воздвиг Ж. в Сихеме (Быт 12. 6-7), между Вефилем и Гайем (Быт 12. 8), в Хевроне (Быт 13. 18), на горе в земле Мориа (Быт 22. 2, 9); Исаак - в Вирсавии (Быт 26. 23-25); Иаков - в Вефиле (Быт 35. 1-7)). Иногда Ж. устраивались в память об особых благодеяниях Божиих (Суд 6. 23-24; Исх 17. 15-16). Материалом для изготовления Ж. обычно служили земля и камни (Исх 20. 24-25). В скинии и затем в Иерусалимском храме были 2 Ж. Один, стоявший внутри скинии и служивший для приношения курений, был сделан из дерева и обложен вокруг золотом (Исх 30. 1-5; 39. 38); другой, стоявший во дворе скинии Ж. всесожжения, был также сделан из дерева, но обложен медью (Исх 27. 1-6; 38. 30; 39. 39). Медным был Ж. всесожжения в храме Соломона (3 Цар 8. 64; 2 Пар 4. 1). После дарования закона на Синае Ж. вне скинии должны были сооружаться только из земли или необработанных камней (Исх 20. 24-26). Этот запрет объясняется по-разному: стремлением избежать нанесения на камни изображений или символов как в ханаанских культах; стремлением возводить Ж. из Богом данных материалов, к-рых не касалась рука человека; стремлением подчеркнуть значимость искусно сделанного Ж. скинии на фоне простых и безыскусных, отдельно стоящих Ж.; согласно Мишне, Ж. должен продлевать жизнь человека, тогда как железо несет угрозу жизни (Мишна Миддот 3. 4). Исх 20. 24 обещает присутствие Божие в том месте, где будет находиться Ж. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. 546-547 гг. Лев 17. 1-9 запрещает приносить жертвоприношения где-либо, кроме Ж. скинии. Централизация ветхозаветного богослужения утверждается и во Втор 12, хотя на протяжении допленной истории евреи уклонялись в идолопоклонство, к-рое сопровождалось возведением Ж. языческим богам (Числ 25. 1-3; 3 Цар 11. 5-8; 12. 32-33; 16. 32; 4 Цар 17. 9-12; 23. 13; 2 Пар 28. 22-25; 33. 3-5, 15). В царствование Давида и Соломона отдельно стоящие Ж. вне Иерусалима ассоциировались с проявлениями язычества. Ж., построенный Соломоном, был гораздо больше, чем предыдущие (2 Пар 4. 1). Однако, несмотря на размеры, этот Ж. все равно оказался мал для всесожжений (3 Цар 8. 64; 2 Пар 7. 7).

http://pravenc.ru/text/182233.html

К договорам между равными относятся прежде всего международные договоры, напр. между Соломоном и Хирамом, царем Тира (3 Цар 5. 12), между царем Иудеи Асой и арам. царем Венададом (3 Цар 15. 19), между царем Израиля Ахавом и Венададом (3 Цар 20. 34). К этой подгруппе примыкают договоры между племенами и конфедерациями племен: между Израилем и хананеями (предостережение от заключения договоров с ними в Исх 23. 32), между Израилем и жителями Гаваона (Нав 9. 18). Договоры между Авраамом и Авимелехом (Быт 21. 22-34), Исааком и Авимелехом (Быт 26. 12-31), Иаковом и Лаваном (Быт 31. 43-54) по сути являются договорами между группами людей (кланами или семейными общинами). Возможно, единственным упоминаемым в ВЗ договором между 2 частными лицами является договор между Давидом и Ионафаном (1 Цар 18. 3). В ряде случаев более или менее очевидно, что договаривающиеся стороны не совсем равны, нередко одна из сторон занимает более сильную позицию (Ахав по отношению к Венададу, Израиль по отношению к жителям Гаваона и др.); в таких случаях инициатором заключения договора обычно выступает более слабая сторона. Характер указанных договоров далеко не всегда ясен, но, как правило, они предполагают мирные обязательства, в частности не нарушать границ, узаконивают право на владение нек-рой территорией, являются гарантией экономической взаимопомощи или обеспечивают право на торговлю в определенной местности. Перечисленные условия договоров показывают, что за терминологическим единообразием (все они обозначаются термином   или выражением    ) стоит довольно большое разнообразие юридических трансакций. Судя по Мал 2. 14, брачный договор мог также именоваться  . Особую область употребления термина   составляют тексты, где речь идет о договоре между Богом и людьми. Это, в частности, З. с Ноем (Быт 9. 8-17; Ис 54. 17), с Авраамом (Быт 15. 18; 17. 1-16), с народом Израиля на горе Синай (Исх 19. 5; 24. 3-8; 34. 10; Втор 4. 13; Ис 56. 4 и др.). К этой группе текстов примыкают упоминания З., в к-рых с одной стороны выступает Бог, а с другой - вожди и цари Израиля вместе с народом Израиля (Иодай, 4 Цар 11. 17; Езекия, 2 Пар 29. 10; Иосия, 4 Цар 23. 3), а также договор Бога с Ездрой и народом Израиля (1 Езд 10. 3). В упомянутых текстах главным условием З. является обязательство царя и народа соблюдать закон Господа и быть верным только Ему. З. Бога с Давидом не может быть поставлен в этот ряд, поскольку здесь на 1-й план выступает обещание Господа сохранять династию Давида на троне (Пс 88. 4-5; 131. 11). Отдельную группу составляют пророческие тексты, в к-рых помимо З. говорится о т. н. новом завете (    ) c народом Израиля на совершенно новых условиях. Среди текстов пророков (Ис 42. 6; 49. 8; 55. 3; Иер 32. 40; 50. 5; Иез 16. 60; 20. 37), в к-рых употребляется слово «З.», выделяется Иер 31. 31-40 как основополагающий текст; у малых пророков отмечено единственное упоминание З. в Ос 2. 18-23.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

В греч. Септуагинте евр.  (  ) в большинстве случаев передается словом κκλησα. В классическом словоупотреблении κκλησα имеет значение собрания граждан, объединенных соответствующим социально-правовым положением и общей целью. Собрание это созывалось согласно закону. Т. е. «κκλησα заключает в себе два признака: упорядоченное единство и призвание (κλσις, κκαλεν)» ( Иларион (Троицкий), архим. 1912. С. 11). Кроме того, «в понятии κκλησα заключается сильный момент видимости» ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 13) (см. ст. Церковь). Тем не менее полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной Церкви как о формально едином и имеющем четкие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет. Приведенные характеристики в строгом смысле применимы только к подзаконному Израилю. Но при букв. использовании их по отношению к ветхозаветным праведникам, жившим вне Моисеева Закона (напр., Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов), экклезиологический статус последних оказался бы под вопросом. Т. о., Церковь ВЗ и в этническом, и в хронологическом отношении намного шире Израиля, и ее границы следует связывать не с теми или иными формальными признаками, а в первую очередь с реальной принадлежностью истинному Богу. Исходя из засвидетельствованных в Свящ. Писании фактов, говорящих о степени принадлежности Богу и древнего Израиля как общины, и конкретных ветхозаветных праведников (Быт 4. 4, 26; 5. 24; 6. 8-9; 12. 8; 14. 18; 17. 1-2; Иов 1. 1, 8; Иона 3. 5; 4. 11), можно предпринимать попытки описания границ ветхозаветной Церкви. При этом следует признать, что исчерпывающий рациональный критерий в данном случае невозможен. В НЗ слово κκλησα встречается и в изначальном нерелиг. значении (Деян 19. 32, 39-41), и в ветхозаветном смысле «собрания израильтян» (Деян 7. 38). Однако в остальных случаях этот термин указывает на совершенно новую реальность, созидаемую воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом (Мф 16. 16-18). Причем κκλησα может означать Церковь и как конкретную общину (Мф 18. 17; Деян 15. 41; Рим 16. 16; 1 Кор 4. 17; 7. 17; 14. 33; Кол 4. 15), и как вселенское собрание верных (Мф 16. 18; Деян 20. 28; 1 Кор 12. 28; 15. 9), и как открывающееся в тварном мире Царство Божие (Еф 1. 22). Идея тождества при одновременном различии этих 3 составляющих новозаветной экклезиологии представляет сложную богословскую задачу, в т. ч. и при решении вопроса о Г. Ц.

http://pravenc.ru/text/166375.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010