Творение человека в Шестодневе противопоставлено творению всего прочего мира. Если ранее Бог обращался к стихиям (Да соберутся воды..., да явится суша..., да произведет земля...), то теперь Он обращается к Самому Себе: И сказал Бог: сотворим человека ( Быт.1:26 ). И уже здесь мы можем почувствовать, что человеку предназначается совершенно уникальное место в ряду прочих творений. Его еще нет, но и этот автоапеллятив и загадочное множественное число сотворим, нарушая обычный ход повествования, показывают, что Бог имеет особое попечение о Своем будущем творении. И то и другое особое место человека и особое попечение о нем Творца раскрываются в следующих словах: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Мне не приходилось встречать, чтобы кто-либо обращал внимание на определенную параллель между первым и последним днем творения, но с учетом особенностей композиции библейского повествования, где конец может возвращать нас к началу (выше мы уже упоминали о хиазме), такая соотнесенность представляется достаточно очевидной: в первый день безвидность и пустота (евр. тоху вавоху), а венчает творение образ и подобие Божие (евр. бэцальмэну кидмутэну). Повествование о творении начинается с описания земли, которая была безвидна и пуста, а заканчивается человеком. Но он также взят от земли ( Быт.2:7 ), и именуется земнородным ( Прем.7:1 ), однако теперь эта земля несет на себе совершенный образ. Вместо безвидности появляется образ Божий, и вместо пустоты подобие Божие. Так что, с одной стороны, человек обитает в храминах из брения, его основание прах ( Иов.4:19 ), он прах и пепел ( Быт.18:27 ), а с другой, он мало чем уступает Богу ( Пс.8:6 , евр. элохим ‘Бог’, возможно ‘боги’; в греч. переводе ‘ангелы’), Который славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих (см. Пс.8:67 ). Вопрос о том, что именно составляет образ и подобие Божие в человеке, породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т. д. Но ближайший контекст, то есть сам текст Библии , как указывали уже древние экзегеты (напр., преподобный Ефрем Сирин , святитель Иоанн Златоуст ), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Притч. 16, 5. Пешитта=Синод.: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем. 150 Лк. 14, 11=Лк.18, 14. Пешитта=Синод.: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится. 151 (A) add. пророк. 152 Иер. 9, 23. 153 2 Кор. 10, 17. 154 (B) кедру. 155 Пс. 37, 35–36 (Пешитта): Ибо видел я нечестивцев, хвалившихся и возвысившихся, подобно деревьям лесным; я прошел, и вот, нет их; я искал их и не нашел. Пс. 36, 35–36 (Синод.): Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот, нет его; ищу его, и не нахожу. Интересно, что чтение данного места из псалма у Афраата ближе к чтению Септуагинты, чем Пешитты и Синод.: Видел я нечестивца, превозносившегося и возвышающегося, подобно кедрам Ливанским; прошел я, и вот, нет его; я искал его, и не нашел места его. 156 Ср. Быт. 4, 14. 157 Ср. Быт. 19, 1–25. 158 Ср. Быт. 27, 36. 159 Ср. Быт. 42, 6. 160 Ср. Исх. 14, 19–30. 161 Ср. Числ. 16, 33. 162 Ср. 1 Цар. 31, 1–4. 163 Ср. 1 Цар. 31, 1–4. 164 Ср. 2 Цар. 18, 14. 165 Ср. 3 Цар. 20. 166 Ср. 4 Цар. 19, 35–37. 167 Ср. Ис. 37, 36. 168 Ср. 3 Цар. 22, 13–38. 169 Ср. 3 Цар. 21, 23. 170 Ср. Есф. 8, 9–10. 171 Ср. Дан. 6, 17–25. 172 Ср. Дан. 6, 17–25. 173 (A) престолы мои. 174 Ис. 14, 13. Пешитта: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе высокой, на краю севера. Синод.: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера… 175 Ис. 14, 15–16. Пешитта=Синод.: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя. 176 4 Цар. 19, 23–24; Ис. 37, 24–25. Пешитта: я взойду на высоту гор, на ребра Ливана, и срублю рослые кедры его, отличные кипарисы его, и приду на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откопаю я и буду пить воду чужую, и осушу ступнями ног лошадей моих все реки глубокие. Синод.: я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские. 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Произошедшее при третьем богоявлении Авраму обозрение им Обетованной Земли также имеет преобразовательный смысл. Так изъясняет его преподобный Ефрем Сирин : «После того как Лот отделился от Аврама, Бог явился Авраму и сказал ему: встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее ( Быт. 13:17 ). Этим, очевидно, прознаменуется Крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне Креста, за Крест же изнурила чад своих и отдана иным наследникам» 80 . Победа над восточными царями и благословение Аврама Мелхиседеком (Быт. 14:1 – 24) Описанное событие, хотя по своему характеру и разрывает нить повествования, тем не менее является, по мнению большинства библеистов, изложением реальных событий эпохи патриархов. Очень важным является и богословское значение данного раздела. Встретивший Аврама Мелхиседек (евр.: Малки Цедек – «царь правды», «праведный царь») еще в ветхозаветное время считался прообразом Мессии – Священника вовек по чину Мелхиседека (ср.: Пс. 109:4 ). В чем состояло это священство, Кого прообразовал в своем лице Мелхиседек, – это выясняет святой апостол Павел в Послании к Евреям, в седьмой главе. По апостольскому изъяснению, самое имя Мелхиседека, его достоинство как царя Салима (то есть Иерусалима) и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословение, данное им Авраму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, – все это имело глубоко преобразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю и вечному Его священству. При общем прообразовательном значении личности Мелхиседека, толковники в хлебе и вине, с которыми он встретил Аврама (см.: Быт. 14:18 ), видят преобразовательное указание на Таинство Евхаристии: «Мелхиседек, священник Бога Всевышнего ( Быт. 17:18 ), хлебом и вином приветствовал Аврама, возвращавшегося после поражения иноплеменников. Та трапеза прообразовала эту таинственную Трапезу, как и тот священник был образом и подобием истинного Первосвященника – Христа. Ибо Ты, говорит Писание, Священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). Хлебы предложения изображали этот Хлеб. Это – чистая жертва, без сомнения, и бескровная, которая, как сказал Господь через пророка, приносится Ему от востока солнца до запада (ср.: Мал. 1:11 )» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Свое учение о браке Господь Иисус Христос основывает непосредственно на ветхозаветном тексте – рассказе о сотворении человека из 2-й главы Книги Бытия: «В начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк. 10:6–9 ; ср.: Мф. 19:4–6 ). Ссылки на Ветхий Завет во множестве присутствуют и в православном чинопоследовании таинства Брака 5 , поэтому необходимо сначала выявить основные богословские идеи ветхозаветного учения о браке. Ветхозаветное богословие брака Наиболее богословски насыщенными рассуждениями о союзе мужа и жены являются два рассказа о сотворении мира и человека, помещенные в самое начало Ветхого Завета, но, без преувеличения, являющиеся вершиной ветхозаветного богословия брака. В первом из них, Быт. 1:1–2:3 , человек предстает как изначальное единство мужа и жены. В рассказе подчеркивается непосредственная связь между сотворением мира и деторождением, заповедь о котором дается человеку уже при его создании, вместе с благословением: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт. 1:27 –28a). Это повеление Божие в иудейской экзегезе понимается именно как самая древняя заповедь, но не как описание сущности брака, – недаром второй рассказ, Быт 2:4–24 , напротив, вовсе не говорит о деторождении: здесь жена дается мужу потому, что ему «нехорошо быть одному», а не по каким-то другим причинам 6 . Второй рассказ о сотворении начинается с мысли о том, что жена дается человеку непосредственно Самим Богом: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт. 2:18, 22 ). Это не исключает того, что человек делает свой выбор осознанно (ср.: Быт. 2:18–23 ), но подчеркивает, что брак – не просто человеческая договоренность, но дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Что именно хотел сказать автор? Трудно сказать. Возможно, речь идет о грешниках настолько закоренелых, что они потеряли само чувство покаяния. Отрывок заканчивается призывом к упованию (6:9–20). Наша надежда должна зиждиться на обетовании, данном некогда Аврааму: «Истинно благословляя, благословлю тебя и, размножая, размножу тебя» (6:14; Быт. 22:17). Теперь же мы имеем большое основание «взяться за предлежащую надежду» (6:18) войти «во внутреннейшее за завесу» (небесного Храма), куда за нас как предтеча вошел Иисус, сделавшийся навеки Первосвященником по чину Мелхиседекову (6:19–20). Теперь понятнее становится смысл стиха 4:14, где говорилось об Иисусе «Первосвященнике великом, прошедшем небеса»: ведь в стихе 6:20 идет речь об Иисусе, проникшем внутрь завесы, но не земного Иерусалимского храма, куда раз в год входит иудейский первосвященник, а небесного Святилища, куда новый Первосвященник вошел как наш предтеча (προδρμο), подтвердив нашу надежду. Превосходство Первосвященника по чину Мелхиседека над ветхозаветным священством (7:1–28) В одном мессианском (вероятно, позднем) псалме сказано: «Клялся Господь, И не раскается. Ты священник вовек По чину Мелхиседека ( Пс.110 /109:4) В Послании к Евреям этот текст отнесен к Иисусу со ссылкой на Книгу Бытия (Быт.14:17–20). Там рассказывается, что «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил Его», и Авраам дал десятую часть всего (Быт.14:18–20). В Евр. читаем, что имя Мелхиседек этимологически означает «царь правды» ( ) (7:2). Кроме того, он «царь мира» (7:2). (Салим может быть производным , экзегеты усмотрели здесь аллюзию на Иерусалим). В Быт. нет никаких сведений о Мелхиседеке, он «без отца, без матери, без родословия» (7:3); в Евр. из этого делается вывод, что Мелхиседек не имеет «ни начала дней, ни конца жизни» и поэтому является прообразом Сына Божия, пребывающего священником навеки (7:3). В Послании богословское толкование развивается: в то время как левиты, которые произошли «от чресел Авраамовых», берут десятину со своего народа, Мелхиседек, «не происходивший от рода их» (7:6), «получил десятину от Авраама» (7:6). Следовательно, тот, кто получил десятину от Авраама и благословил его, выше Авраама, а значит – и самого священства Левиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Вместе с божественным призванием – идти в землю, которую ему Господь укажет, Авраам получает от Господа и обетование ожидающих его благ: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земныя» ( Быт. 12:2–3 ). Блаженный Августин обращает внимание на двоякий характер, получаемого Авраамом обетования: «заслуживают внимания», говорит он, «два предмета обещанные Аврааму: первый – это то, что семя его получит во владение землю ханаанскую; другой далеко превосходнее, касается не телесного, а духовного семени, но которому Авраам есть отец не одного народа израильского, а всех народов, идущих по следам его веры; обещание последнего начинается со слов: «…и благословятся в тебе все племена земныя» 239 . Из этого божественного обетования усматривается та высокая, промыслительная о спасенпи рода человеческого цель, послужить которой призывается Авраам и его семя. Цель эта указывается в словах Божиих: «и благословятся в тебе все племена земныя». При повторении божественных обетований Аврааму, при подтверждении их Исааку и Иакову, главное божественное обетование повторяется почти в одних и тех же выражениях ( Быт. 18:18 ; Быт. 22:18 ; Быт 26:4 ; Быт. 28: 4 ), что в Аврааме (Исааке и Иакове) и семени его «благословятся все племена земныя» 240 . Таким образом, высшим назначением семени Авраамова будет принесение благословения Божия всему роду человеческому, над которым тяготеет божественное проклятие со времени грехопадения Адамова. Это благословение было принесено людям Единым Великим Потомком Авраама – Господом Иисусом Христом. Но, так как этому Потомку Авраама предстояло явиться в условиях обычного исторического бытия человеческого, то необходимо было подготовить соответствующую среду для этого явления. Этой исторически-необходимой средой и являлось потомство Авраамово, которое и само постепенно, путем божественных обетований, пророчеству прообразов, подготовлялось к принятию Спасителя, признанию Его за Сына Бога Истинного и последованию Его божественному учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава 1 1–23. Десять допотопных патриархов от Адама до Ноя, три сына Ноя и 70 происшедших от них народов. 24–42. Десять потомков Сима до Авраама, сыновья последнего от Агари, Хеттуры и Сарры. 43–54. Цари Идумеи. 1Пар.1:1 .  Адам, Сиф, Енос, 1Пар.1:2 .  Каинан, Малелеил, Иаред, 1Пар.1:3 .  Енох, Мафусал, Ламех, 1Пар.1:4 .  Ной, Сим, Хам и Иафет. Перечисление десяти допотопных патриархов с указанием лет жизни каждого встречается в пятой главе кн. Бытия. Автор Паралипоменон приводит одни имена без всякой связи, вероятно, потому, что происхождение патриархов и продолжительность их жизни он считал известными своим читателям из кн. Бытия. 1Пар.1:5 .  Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 1Пар.1:6 .  Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 1Пар.1:7 .  Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 1Пар.1:8 .  Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 1Пар.1:9 .  Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан. 1Пар.1:10 .  Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле. 1Пар.1:11 .  Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима, 1Пар.1:12 .  Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима. 1Пар.1:13 .  Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета, 1Пар.1:14 .  Иевусея, Аморрея, Гергесея, 1Пар.1:15 .  Евея, Аркея, Синея, 1Пар.1:16 .  Арвадея, Цемарея и Хамафея. 1Пар.1:17 .  Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Потомки сыновей Ноя перечисляются также в десятой главе книги Бытия. Но в книге Паралипоменон опущены вводное и заключительное замечание ( Быт.10:1,21,32 ), а также исторические указания кн. Бытия на основание Нимвродом царства в Ниневии ( Быт.10:10 ) и на расселение иафетитов и хамитов по местам их жительства ( Быт.10:5,19 ). Кроме этого различия, а равно незначительных особенностей в произношении имен и пропуска некоторых слов в стихе 17 (см. ниже), оба списка сходны между собой и по перечисляемым именам и по форме. Так в стихах 5–9, как и в ( Быт.10:2–7 ), члены списка соединяются через выражение «убеней» («сыны»); от стиха 10, как и в стихе 8, – через «йалад» («родил»); в ( 1Пар.17 ) снова через «беней», как в стихе 22, и в стихе 18 вновь через «йалад», как в стихах 24 и 25 книги Бытия. Ввиду этого список потомков Ноя кн. Паралипоменон можно считать заимствованным из кн. Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И когда Христос стоял перед Пилатом, Он говорил: Кто от истины, слушает слова Моего (Ин 18:37). Но на вопрос Пилата: Что есть истина? (Ин 18:38), Христос ничего не ответил, потому что вопрос “что?” нельзя ставить; поэтому Христос промолчал. Истина — не “что”, а только Кто; Истина была перед ним. Так вот, Истина сделает вас свободными. Соблазн первых людей построен на лжи. А ведь всё это повторяется, и это случается с каждым человеком; это не то чтобы когда-то бывшее, это и в нашей жизни будет повторяться. Диавол заставил людей поверить в то, чего на самом деле нет. Помните, в начале книги Бытия змей, то есть диавол, сказал жене: Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт 3:1). Она отвечала: мы всё можем есть, кроме плодов с дерева познания добра и зла, чтобы нам не умереть. Тогда змей сказал жене: Нет, не умрете, но будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:4–5). То есть он сказал таким образом, что Бог не прав и что Бог не хочет, чтобы люди были подобны Ему; и получается, что Бог не то чтобы завидовал человеку, а как будто бы не хотел, чтобы человек стал подобным Богу. А это ложь; и первые люди почувствовали недоверие к Богу и попались на удочку этой лжи. И узнали они, что они наги и сделали себе опоясания (Быт 3:7) — то есть того единения, которое было в раю, уже не стало. В раю они не видели, что они наги, потому что каждый из них, смотря на другого, видел дивную красоту, и настолько видел себя в другом, что видел в нем “второе я” — Адам в Еве, и Ева в Адаме; такое было единение, как бы одно целое. А когда совершилось грехопадение, они начали видеть себя как особи, то есть — это уже “другой” я. Они ощутили себя отдельно друг от друга, и возникла совершенно другая психология. С ними это случилось потому, что они ослушались Бога. И первое, что они сделали — спрятались: скрылся Адам и жена его от лица Господа (Быт 3:8), у них появился стыд; а потом возникло самооправдание: Адам стал сваливать все на жену… Так вот, будете, как боги, будете знать добро и зло (см.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-besed-o-...

Непосредственно после упоминания о занятиях Иосифа и братьев его сообщается и обстоятельство, послужившее первой причиной ненависти братьев против Иосифа: он доводил до сведения отца недобрые слухи о них (Vulg.; «crimine pessimo»). LXX толковников и славянский текст дают обратную мысль, т.е. что братья оклеветали Иосифа (так и святой Иоанн Златоуст ). Но Таргум Онкелоса, Ахила, Симмах, самарянский перевод, арабский, Вульгата выражают мысль еврейского масоретского текста (как и русский Синодальный). В чем состояло обвинение, библейский текст не говорит; Мидраш и раввины строили об этом разные предположения (Beresch. r., s. 410). Быт.37:3 . Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду. Особенная любовь Иакова к Иосифу мотивируется тем, что последний был сыном старости его. Но Иссахар и Завулон, сыновья Лии, родились у Иакова почти одновременно с Иосифом ( Быт. 30:18–23 ), Вениамин же был еще моложе Иосифа лет на 15. Поэтому свидетельство Библии может быть восполнено показанием Иосифа Флавия, что Иаков любил Иосифа как рожденного Рахилью (после долгих ожиданий) и отличившегося красотою ( εγνεια) тела и добродетелью души (Ant. 2:2, 1). Преимущественную любовь свою к Иосифу Иаков выразил тем, что сшил ему как бы первенцу (ср. Быт. 27:15 – о богатой одежде Исава) особую одежду, ketoneth passim. По буквальному значению еврейского слова pas, это – «одежда оконечностей», т.е. длинная с рукавами туника (tunica manicata et talaris – Гезен., по Акиле и Симмаху); в таком виде надо представлять себе ketoneth passim и дочери Давида, Фамари ( 2Цар. 13:18 ). Но LXX толковников (также слав.-русск.) передают: χιτν ποικλον, хитон разноцветный, и обычаи Востока, древнего и нового, – употребление преимущественно цветных материй для костюмов ( 2Цар. 1:24 ; Притч. 31:22 ) дают вероятность этому переводу (Vulg:. «tunicam polymitam»). На одной из страниц Бени-Гассана семиты изображены в одеждах ярких цветов. Быт.37:4 . И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сверх того, в первобытное время, от Авеля до Ноя, приносились (Богу) дары произвольные. «Утешит, – говорит, – нас жертвоприношениями своими ( Быт.5:29 )». Потом Ной принес жертву на алтаре, устроенном на горе Кордуйской ( Быт.8:20–22 ). 681 (За сим) последовали жертвоприношение Авраама на горе Аморрейской ( Быт.22:1 сл.), Иакова в Вефиле ( Быт. 28:18:19 ), Иисуса (Навина) среди реки Иордана на месте перехода ( Нав. 4:9 ), потом жертвоприношения в Силоме, где была поставлена скиния ( Нав.18:1 ), и после сего жертвоприношение Соломона в первом храме Иерусалимском ( 3Цар.8 ; 2Пар.6 ), и жертва Христова, которую Он установил в церкви Своей до скончания века; ибо сия уже не пременяется. Посему «исполнились времена», потому что с этого времени, как говорит Евангелист, «царствие Божие будет благовествоваться ( Лк.16:16 )». Или: «исполнились времена», то есть, времена Израиля. —78— «Ученики Его крестили ( Ин.3:22 ср. 4:2)», поскольку сами были крещены; ибо быть не могло, чтобы крестили других, не будучи сами крещены, чему и научает следующими словами: «(у тех), кои крещены, нет ни в чем недостатка (ср. Ин.13:10 )». Сие, если угодно, может отнести к тому, что они были крещены водою; иначе слушай то, что сказал им: «вы чисты чрез слово Мое, которое Я говорил вам ( Ин.15:3 )». Итак, согласись, что слово Христа было для них крещением, поскольку само крещение освящается тем же словом подобно тому, как и Иоанн был освящен и освятил вверенное ему крещение повелением, какое он получил ( Лк.3:2 ). Иные говорят, что вместо крещения для них было то, когда Он дал им (Свое) тело. Ведь, каким образом они могли бы крестить или быть крещенными, если бы не имели веры в плоть и кровь Его? Ибо в предупреждение говорил им: «если не будете есть плоти Его и пить крови, то нет вам жизни ( Ин.6:53 )», и когда они разгневавшись роптали, сказал двенадцати: «не хотите ли и вы отойти! И ответил Ему Симон: «мы уверовали и познали ( Ин.6:67:69 )». 682 Каким образом они уверовали, если не посредством того же, чрез что и прочие Иудеи могли веровать в Него, то есть, слушать Его и понимать?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010