После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

12 . Во времена Авраама началось богообщение верных с Богом – просили, взывали в молитве и в уме, и Бог отвечал, возвещал будущее и благословлял людей Своих. 13 . Ангелы Божии, ополчение их, охраняли Иакова, когда он с семейством и скотом от Лавана шел к отцу своему Исааку ( Быт.32:12 ). 14 . В борении Иаков говорил: Я Бога лицем к лицу видел, и сохранилась душа моя. И Бог благословил Иакова и сказал Бог: Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль ( Быт.32:2430 ). 15 . Многими дарами: скотом, воздаянием чести, милосердием и смирением – Иаков расположил сердце Исава, брата своего, к миру ( Быт.33 ). 16 . Бог часто являлся Иакову и говорил с ним, а Иаков в местах Богоявления ставил жертвенники и возливал на них елей, и освящалась земля ( Быт.28:18 ). 17 . Иаков скорбел, ибо не видел страха Божия в сыновьях своих: Симеон и Левий избили жителей Сихема за Дину и имели богов чуждых, и идолов, и серьги, и Иаков закопал их в землю, и продали Иосифа в Египет за двадцать сребренников ( Быт.34:2526; 35:4; 37:2628 ). 18 . Праведный Иосиф был угоден Богу, и ради его Бог благословил весь Египет, и он питал хлебом всю землю во время голода ( Быт.41:5657 ). 19 . Бог повелел Иакову идти в Египет, и семьдесят пять душ переселились: Рувин, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон – сыны Лии; Гад, Асир – сыны Зелфы; Иосиф и Вениамин – сыны Рахили; Дан, Неффалим – сыны Валлы ( Быт.46:827 ). 20 . Крест Христов прославил Иаков, ибо руки крестообразно возложил на Ефрема и Манассию, благословляя сыновей Иосифовых и десницею возвышая Ефрема, младшего сына ( Быт.48 ). 21 . Иаков пророчески возвестил, что от Иуды родится Христос и Он призовет народ Израилев и язычников в Виноградник Свой – Церковь – и Кровью Своею на Голгофе убелит, освятит души верных ( Быт.49:812 ). 22 . А из колена Дана будет змей на дороге, аспид на пути ( Быт.49:1618 ), законоположитель, судия на 3,5 года. 23 . О чудном Промысле Божием сказал Иосиф братьям своим: Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро и сохранил жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Быт.18:20 . И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; Это уже известный нам библейский образ, выражающий ту мысль, что всякое насилие и неправда, совершающиеся на земле, не скрываются от божественного всеведения и получают от Него соответствующее им возмездие ( Быт. 4:10, 6:13 ; Исх. 3:7 ; Ис. 5:7 ). В особенности часто так изображается грех притеснения слабых сильными, соединенный с кровопролитием и убийством ( Быт. 4:10 ; Втор. 24:14–15 ); им страдали и жители Содома, которые отличались крайней нравственной распущенностью и высокомерно-презрительным отношением к низшим и слабейшим ( Иез. 16:47–56 ). Быт.18:21 . сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю Слова эти – снисхождение к нашей немощи, для более понятного выражения той мысли, что божественный суд основывается на самом полном и непосредственном знакомстве с самым предметом этого суда. ( Пс. 72:20 ; Ис. 11:3 ; Притч. 18:13 ; Мф. 7:1 ). Быт.18:22 . И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; В Содом пошли не все три мужа, а только два Ангела, как это определенно указано ниже ( Быт. 19:1 ). Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Третий, оставшийся с Авраамом, спутник здесь прямо называется Господом; «стоять же пред лицем Господа» на языке св. писателя часто означает ходатайствовать или молить Господа за кого-либо ( 1Цар. 7:9 ; Пс. 105:23 ). Авраам ходатайствует о сохранении этих городов Быт.18:23–32 . Весь этот заключительный раздел данной главы представляет любопытную и поучительную беседу Бога с Авраамом, свидетельствующую как о высоком дерзновении праведника, так и крайнем снисхождении Бога. Быт.18:23 . И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? В самом вопросе Авраама слышится уже и ответ на него, ответ отрицательный – именно тот, что высшая божественная любовь и правда не допустят гибели своих избранников. Быт.18:24 . может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь и не пощадишь [всего] места ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

30:11–13: Гада, Асира. 30:118–21: Иссахара, Завулона, Дины, 30: 23–24: Иосифа, Бенони, Вениамина. (Далее особо, намечаются именования Ира, Онана, Шана, Фареса и Зары: Быт. 38:35, 28–30 ). Особо мотивировано (как естественно ожидать) имя Моисея: «и нарекла (дочь фараона) имя ему Моисей, потому что (говорила она) из воды я вынула его» ( Исх. 2:10 ), а также и его сыновей: «Сепфора родила сына и Моисей нарек имя ему Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле». (И зачавши еще, родила ему другого, сына), и он нарек ему ими, Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона» ( Исх. 2:22 , ср. 18:2–3). Особо отмечено именование Овида соседками ( Руфь. 4:17 ) и Самуила («ибо, говорила Анна, от Господа (Бога Саваофа) я испросила его» ( 1Цар. 1:2 ). Мы затруднились бы уверенно высказаться о том, почему особо объяснены данные имена и только эти имена, можно лишь сказать одно, что в этих случаях мы присутствуем не только при рождении людей, но и при рождении имен, почему относительно, да и абсолютно, более всего этих случаев отмечается в книге Бытия, хотя надо сказать, что число объясненных имен составляет совершенно ничтожную часть общего числа имен, упоминающихся в Библии. Достойно внимания, что подобное же объяснение дается во многих случаях и для географических имен, особенно когда именование или переименование связано с каким-либо религиозным, событием, а иногда и бытовым. Так объясняются следующие имена: Сигар ( Быт. 19:22 ) место: Иегова-ире ( Быт. 22:14 ), колодези Есек и Ситна и Реховоф ( Быт. 26:20–22 ), колодезь Шива и гор. Беершива (Вирсавия) ( Быт. 26:32–33 ), место Вефиль, прежде Луз ( Быт. 28:19 ), холм, названный Лаваном Иегор-Сагадуфа, а Иаковлев; Галаад также Мицпа ( Быт. 31 :, 47–49); Манахаим и Пенуел ( Быт. 32:10, 30 ), Эл-Вефиль ( Быт. 35:7 ), Герем – Гаатад переименовав в плач египтян, что при Иордане ( Быт. 50:11 ); Сокхос ( Быт. 33:17 ). Мерра ( Исх. 18:23 ), Масса и Мерива ( Исх. 17:7 ), жертвенник Иегова-Нисси ( Исх. 17:15 ); Тавера и Кибротч-Гаттаава ( Числ. 11:3, 34 ); Есхол ( Числ. 13:25 ); Хорма ( Числ. 21:3 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мы держимся мнения Кука. и взята была она в дом фараонов. Быт. 12:16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Быт. 12 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. Какие удары были нанесены дому фараона, мы не знаем; позже, при подобном же случае с Авимелехом, дом царя был наказан бесплодием ( Быт. 20:18 ). Быт. 12:18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Быт. 12:19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. Взял было её себе в жену, т. е. не взял ещё; вероятно, после взятия Сары ко двору должно было пройти немало времени, пока её сочли достойною предстать пред владыкою. Так, по крайней мере, было при дворе Персидском ( Эсф. 2:12 ). Поэтому можно предположить, что само взятие Сары фараоном ко двору послужило ей спасением от дерзких попыток вельмож или воинов обидеть пришельца, и что действительно, как видно в Быт. 12:16 , Авраму это доставило почётное положение в стране. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. Быт. 12:20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, Фараон приказывает охранять Аврама на пути, провожая его из страны. Нет сомнения, что он убедился или сновидением, как Авимелех ( Быт. 20:3–7 ), или, может быть, словами Сары, если он спрашивал её, что он встретился с мужем, особо хранимым Провидением. и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]. Глава XIII. Отделение Аврама от Лота, первое откровение Авраму Быт. 13:1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг. М. Филарет переводит «Вышел Аврам из Египта и жена его… в полуденный край " » и присовокупляет замечание, что именем этим евреи означали южный край Палестины ( Авд.1:19–20 ). Точно такое же мнение высказывают комментаторы Англиканской Библии. Негеб, юг, употреблялось как имя собственное в Палестине для обозначения южной части её (см. ниже Быт. 13:3 ), как море употреблялось в смысле запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.21:17 . и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; В минуту такого полного отчаяния Агарь вдруг слышит ободряющей ее голос, который шел с неба от Ангела Божия. По мнению большинства толкователей, этот Ангел Божий, названный в подлиннике «Малеах-Элогим», есть одно и то же лицо с Малеах-Иеговой, т.е. и Ангелом Иеговы, под Которым, как мы видели выше, теснее всего разуметь Вторую Ипостась Святой Троицы, или Сына Божия (ср. Быт 16:9 и др). Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; Бог услышал невинные страдания отрока и посылает ему избавление или, как еще думают, Бог услышал молитву отрока, обращенную к Нему, и исполняет его просьбу. Быт.21:18 . встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. Первая половина этой фразы служит прекрасным дополнением к картине самого путешествия Агари с Измаилом (доказывает, что она вела его за руку, а не несла на плечах, как ошибочно некоторые заключали на основании 14 ст.), а вторая дает лучшее утешение матери за судьбу ее сына ( Быт. 21:13, 16:10, 17:20 ). Быт.21:19 . И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. Бог открыл глаза Агари; т.е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала ( Быт. 3:5–7 ; 4Цар. 6:17, 20 ; Лк. 24:16, 31 ) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни. Быт.21:20 . И Бог был с отроком; Это часто встречающееся в Библии выражение указывает на особую промыслительную деятельность Бога, направленную к достижению Его обетовании ( Быт. 28:15, 39:2–3 и др.). и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Указание на дикий и воинственный характер родоначальника будущих бедуинов и вместе на исполнение божественного предсказания об этом ( Быт. 16:10–12 ). Быт.21:21 . Он жил в пустыне Фаран; Так называлась горная область, отделявшая Едом от Египта и получившая свое имя от множества находившихся в ней пещер ( Быт. 14:6 ; Чис. 13:4 ; Втор. 1:1 ; 1Цар. 25:1 ). Современное название этой пустыни – Ел-Ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» ( Быт.2:7 ), поэтому он назван «перстным» ( 1Кор.15:47 ). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Адам был сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога ( Быт.1:27 ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу ( Быт.1:26 ). О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), и более подробно: «для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:20–23 ). Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы. Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт.1:28 ). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным ( Быт.2:19–20 ), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Быт. 15:19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Кенеи. См. о них пророчество Валаама ( Чис. 24:21–22 ): «и увидел он Кенеев… и сказал: крепко жилище твое и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен». Это было племя, жившее на юг от Ханаана, близ амалекитов. Впоследствии они жили в самой Палестине в колене Иудине ( 1Цар. 27:10; 30:29 ). Кенезеи. У Нав. 14некто Халев называется Кенезеянином, откуда м. Филарет заключает, что и они жили в пределах племени Иудина. Кедмонеи значат восточные. Ермон в 88 псалме ( Пс. 88:13 ) употреблено в смысле востока. Ермон было название места, возле которого жили Евеи ( Нав. 11:3 ), по тексту же Суд. 3Евеи жили на горе Ливане. Поэтому м. Филарет думает, что Кедмонеи суть Хивви, или Евеи, жившие близ Ермона. Быт. 15:20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Хеттеи: новейшие египтологи видят в них известное в иероглифических надписях имя сильного племени Кхета, владевшего Сирией. Цари кхетские (или, по нашему тексту, хеттейские) известны были при Соломоне ( 3Цар. 10:29 ). Их главное местопребывание до создания царства Израильского было при Хевроне ( Быт. 23:10 ) и около Вефиля ( Суд. 1:23–26 ). Ферезеи. См. комментарий к Быт. 13:7 . Особое племя хананеев. Рефаимы. См. комментарий к Быт. 14под буквой а). Быт. 15:21 Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев. Аморреи. См. комментарий к Быт. 14:7 . Хананеи по Быт. 10 – прямые потомки Ханаана, сына Хама. От Ханаана же происходят, между прочим, нижеупомянутые Гергесеи и Иевусеи. В Быт. 10пределы всех Хананеев определены так: «от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши». Здесь, вероятно, надо разуметь одно из колен хананеев, удержавшее имя предка. Евеи. См. комментарий к Быт. 15:19 , кедмонеи. Гергесеи жили на запад от Иордана ( Нав. 24:11 ); иевуссеи покорены Давидом, жили около Иерусалима, который прежде назывался Иевус и город Иевусеев ( Суд. 19:10–11 ). При Давиде ( 2Цар. 24:18–24 ) упоминается об Орне Иевусеянине, у которого Давид купил гумно для создания жертвенника Господу. Странно, что Англиканская Библия читает это место ( 2Цар. 24:23 ) так: «вё это Царь Орна отдает царю», разумея под этим, что Иевуссеяне посреди Палестины удержали собственное управление. По смыслу нашего перевода Орна не называется царём. Глава XVI. Сара отдаёт служанку свою Агарь Авраму; бегство Агари; возвращение её; рождение Измаила

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прем.10:12 . сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее. 12 . Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном ( Быт. 31:23 ) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава ( Быт. 32:7–8 ); «…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом ( Быт. 32:24, 28, 30 ; Ос. 12:3–4 ). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия. Прем.10:13 . Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: Прем.10:14 . она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу. 13–14 . Пример Иосифа, «проданного праведника» ( Быт. 37:25–28 ), которого премудрость «спасла от греха», разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:7–12 ). – «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья ( Быт. 37:22 ) и из египетской тюрьмы ( Быт. 39:20–21 ); «принесла ему скипетр царства…» – ср. Быт. 41:39–40 . «…Показала лжецами обвинявших его…» – разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:14–18 ); «даровала ему вечную славу…» – бессмертную память в потомстве (ср. Прем.4:1, 8:13 ). Прем.10:15 . Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его, 15–21 . В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства. 15 . Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта ( Иез. 20:8, 23:3 ). Непостоянство в религии, склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение ( Исх. 19:5–6 ; Втор. 26:18–19 ). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 29:14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. Для того, чтобы Лаван удостоверился, что перед ним сын сестры его, а не обманщик, нужно было, чтобы Иаков в подробности описал ему жизнь матери своей и её историю, как он слышал её от неё, и свои собственные приключения – тогда только Лаван с уверенностью мог признать его родственником. И жил у него Иаков целый месяц. Быт. 29:15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? После первого чувства родственной приязни Лаван, как человек расчётливый и своекорыстный, под видом заботливости о благе Иакова выведывает, не будет ли заявлено от него за службу каких-либо больших требований. Если дочери хозяина пасли стада ( Быт. 29:9 ), то можно судить, как были дороги рабочие руки, и Лаван, конечно, не хотел упустить из семьи хорошего добросовестного работника. Быт. 29:16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. Рахиль по-еврейски значит «овца». Быт. 29:17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Быт. 29:18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Авраамов раб Элиезер пришёл и принёс дары невесте; доселе на востоке жених вносит калым, т. е. определённую сумму за невесту свою (эта сумма в большей части случаев обеспечивает содержание жены в случае развода). Иаков – странник, перешедший Иордан с одним посохом ( Быт. 32:10 ), – предложил себя, т. е. работу свою жадному своему дяде, который, зная всю жизнь Иакова, не постыдился заключить этот выгодный для себя договор и ещё обманул своего зятя в первом браке. Быт. 29:19 Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. У восточных до сих пор заключаются браки преимущественно в кругу родства. Быт. 29:20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Поэтически прекрасное выражение, из которого видно, что древним семитам не чужда была истинная, чистая и почти платоническая любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010