Поэтому язычники Халдеи верили, что Божество ночью открывается во сне и дает предуказания касательно будущего. Господь явился во сне Авимелеху ( Быт.20:3 ), Лавану ( Быт.31:24 ), Соломону ( 3Цар.3:5–15; 9:2–4 ), пророку Даниилу ( Дан.7:1–28 ) и другим. Откровение Бога пророкам во сне признается обычной формой ( Чис.12:6 ). Божественное откровение в ночных видениях получали Авраам ( Быт.15:12 ), Самуил ( 1Цар.3:3 ) и Нафан ( 2Цар.7:4 ). В книге Иова 33:14–18 сообщение божественных откровений во сне и в экстазе считается обычным. И Валаам конечно не видел надобности оставлять этот общепризнанный способ вопрошения Божества 178 . И Вседержитель, созерцая пути спасения человечества, благоволил с целью испытания явиться Валааму: «и пришел Бог к Валааму, говорить выразительно» бытописатель, «и сказал: какие это люди у тебя». Это богоявление подобно явлению Бога Авимелеху ( Быт.20:3 ) и Лавану ( Быт.31:24 ); как там, так и здесь оно изображается словами: «и пришел Бог». Только там оно было неожиданно, здесь ожидалось с уверенностью. Там Он пришел во сне, здесь, по-видимому, в особом состоянии полузабытья, среднего между сном и бодрствованием. По своей форме это душевное состояние, может быть походило на то явление духа, о котором повествует один из друзей Иова Елифаз: «Среди размышлений, (говорить он), о ночных видениях, когда сон находить на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида его, только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос»... ( Иов.4:13–16 ). Так или иначе, но Бог или Его Ангел явился Валааму 179 и, желая прямо показать Свое нерасположение к делу, по которому Валаам обращался, строгим тоном спросил: «какие это люди у тебя» ( Чис.22:9 ) 180 . Валаам отвечает кратким указанием на повод и цель прибытия моавитского посольства ( Чис.22:10–11 ), именно выставляет для снискания благоволения Божия несправедливое, якобы угрожающее Моавитянам поведение «вышедшего из Египта народа» и законное стремление Валака избавить свой народ от той горькой участи, которую только что вкусили от руки Израильтян Сигон Амморейский и Ог Васанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Творение человека в Шестодневе противопоставлено творению всего прочего мира. Если ранее Бог обращался к стихиям (Да соберутся воды..., да явится суша..., да произведет земля...), то теперь Он обращается к Самому Себе: И сказал Бог: сотворим человека ( Быт.1:26 ). И уже здесь мы можем почувствовать, что человеку предназначается совершенно уникальное место в ряду прочих творений. Его еще нет, но и этот автоапеллятив и загадочное множественное число сотворим, нарушая обычный ход повествования, показывают, что Бог имеет особое попечение о Своем будущем творении. И то и другое особое место человека и особое попечение о нем Творца раскрываются в следующих словах: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Мне не приходилось встречать, чтобы кто-либо обращал внимание на определенную параллель между первым и последним днем творения, но с учетом особенностей композиции библейского повествования, где конец может возвращать нас к началу (выше мы уже упоминали о хиазме), такая соотнесенность представляется достаточно очевидной: в первый день безвидность и пустота (евр. тоху вавоху), а венчает творение образ и подобие Божие (евр. бэцальмэну кидмутэну). Повествование о творении начинается с описания земли, которая была безвидна и пуста, а заканчивается человеком. Но он также взят от земли ( Быт.2:7 ), и именуется земнородным ( Прем.7:1 ), однако теперь эта земля несет на себе совершенный образ. Вместо безвидности появляется образ Божий, и вместо пустоты подобие Божие. Так что, с одной стороны, человек обитает в храминах из брения, его основание прах ( Иов.4:19 ), он прах и пепел ( Быт.18:27 ), а с другой, он мало чем уступает Богу ( Пс.8:6 , евр. элохим ‘Бог’, возможно ‘боги’; в греч. переводе ‘ангелы’), Который славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих (см. Пс.8:67 ). Вопрос о том, что именно составляет образ и подобие Божие в человеке, породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т. д. Но ближайший контекст, то есть сам текст Библии , как указывали уже древние экзегеты (напр., преподобный Ефрем Сирин , святитель Иоанн Златоуст ), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Удивительно ли, что нынешние люди, увидев знамение, четыре солнца, распознали в нём лишь природное явление – паргелий… Ведь они так мало связаны с миром, что, по слову А. Блока, их «душа для видений ослепла»… Надо сказать, что знамение – это не только предупреждение людям. «Предупреждён, значит вооружён» – хотя и справедливо житейски, но не из области духа. Если бы это было так, то людям достаточно было бы прекрасных инструкций, по которым они жили бы. Или – справедливых законов вместо молитв, и «по возможности их точное исполнение», что и предлагал В. Белинский в полемике с Н. Гоголем. Но жизнь человека не определяется только законами и не вмещается в них. Да что законы, если на Божии заповеди люди часто смотрят так, словно это к ним не имеет никакого отношения… Знамения характеризуют не только и не столько природу, сколько самого человека среди стихий этого мира. Знамение, может быть, и предсказывает будущее, в которое заглянуть невозможно, да и не нужно. Только всегда, во все времена оно почему-то – «не к добру». Но то, что оно характеризует состояние умов и душ людей, его наблюдающих, бесспорно. Иначе почему люди живут какое-то время без всяких знамений, не чувствуя в них никакой потребности. А в иные периоды знамения преследуют их чуть ли не на каждом шагу. Наверное, всё-таки дело не в знамениях, а в нас. Поражает и озадачивает в знамении 23 марта 2022 года радуга – то, что она перевёрнута, направлена дугой не в небо, а к земле. И здесь мы должны сказать о природе и сущности радуги, так как «не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеком» (Быт. 6: 3). После Потопа, посланном Господом на землю потому, что она оказалась «растленной», ибо «всякая плоть извратила путь свой на земле», Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8: 21). То есть зло в человеке – от юности, от его несовершенства. Таким образом, Господь оставляет человеку путь совершенствования для спасения себя и этого мира. Но вместе с тем Он, говоря современным языком, не оставляет человека без надзора, и ставит радугу между собой и людьми. Как посредника, опять-таки говоря современным языком, дабы люди помнили, что Он есть: «Вот знамение завета, который Я поставлю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами…» (Быт. 9:12); «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:13); «Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9:18).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/ta...

Это знамение есть непреложное для евреев доказательство, что Мессия уже пришёл. В комментарии к Быт. 3мы говорили, как от первого откровения, данного Адаму («семя жены сотрёт главу змия»), до воплощения Бога Слова во всём Ветхом Завете яснее и яснее выступало грядущее таинство: Аврааму ( Быт. 12:3 ) было обещано, что в нём благословятся все племена земные, Иаков уже прямо указывал на племя Иуды, из которого изыдет Примиритель. Моисей обещал народу израильскому пророка, который говорить будет слова Божии ( Втор. 18:15–18 ; Деян. 3:22 ); пророки, и в особенности пророк Исайя ( Ис. 9:6 ), говорят о царстве Князя мира; наконец, весь древний мир, по свидетельству Светония (жизнь Веспасиана), ожидал явления Царя мира из Иудеи (Titus Flavius Vespasianus; IV). Быт. 49:11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; Быт. 49:12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока. Картина довольства и богатства удела племени Иудина. В полной мере исполнилось пророчество это при Соломоне. Некоторые однако из еврейских комментаторов и христианских писателей относят это время к царству Мессии (Англ. Библия указывает на таргумы Иерус., на Иоанна Злат., Феодорита и др.). Быт. 49:13 Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона. Сравни Втор. 33:19 , пророчество Моисея о Завулоне: «…питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке». Удел Завулона граничил к северу с Финикией и с уделом Неффалима, с востока примыкал к озеру Киннерет, или Генисаретскому, и к югу граничил с уделами Иссахара и Манассии. Западная его сторона была, сколько нам известно, отделена от берега моря уделом Ассира и частью Финикии (карта Ленормана и комментарий Англ. Библии), но, по всей вероятности, потомки Завулона искали средств жизни преимущественно в торговых сношениях с Сидоном и в морском плавании. Англ. Библия замечает, что именно это неполное совпадение пророчества с уделом Завулона доказывает, что Пятикнижие не написано, как хотели доказать некоторые критики, при или после Соломона, ибо тот, кто взялся бы подделывать священные сказания времён Моисея, избежал бы этих противоречий с действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Притч. 16, 5. Пешитта=Синод.: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем. 150 Лк. 14, 11=Лк.18, 14. Пешитта=Синод.: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится. 151 (A) add. пророк. 152 Иер. 9, 23. 153 2 Кор. 10, 17. 154 (B) кедру. 155 Пс. 37, 35–36 (Пешитта): Ибо видел я нечестивцев, хвалившихся и возвысившихся, подобно деревьям лесным; я прошел, и вот, нет их; я искал их и не нашел. Пс. 36, 35–36 (Синод.): Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот, нет его; ищу его, и не нахожу. Интересно, что чтение данного места из псалма у Афраата ближе к чтению Септуагинты, чем Пешитты и Синод.: Видел я нечестивца, превозносившегося и возвышающегося, подобно кедрам Ливанским; прошел я, и вот, нет его; я искал его, и не нашел места его. 156 Ср. Быт. 4, 14. 157 Ср. Быт. 19, 1–25. 158 Ср. Быт. 27, 36. 159 Ср. Быт. 42, 6. 160 Ср. Исх. 14, 19–30. 161 Ср. Числ. 16, 33. 162 Ср. 1 Цар. 31, 1–4. 163 Ср. 1 Цар. 31, 1–4. 164 Ср. 2 Цар. 18, 14. 165 Ср. 3 Цар. 20. 166 Ср. 4 Цар. 19, 35–37. 167 Ср. Ис. 37, 36. 168 Ср. 3 Цар. 22, 13–38. 169 Ср. 3 Цар. 21, 23. 170 Ср. Есф. 8, 9–10. 171 Ср. Дан. 6, 17–25. 172 Ср. Дан. 6, 17–25. 173 (A) престолы мои. 174 Ис. 14, 13. Пешитта: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе высокой, на краю севера. Синод.: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера… 175 Ис. 14, 15–16. Пешитта=Синод.: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя. 176 4 Цар. 19, 23–24; Ис. 37, 24–25. Пешитта: я взойду на высоту гор, на ребра Ливана, и срублю рослые кедры его, отличные кипарисы его, и приду на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откопаю я и буду пить воду чужую, и осушу ступнями ног лошадей моих все реки глубокие. Синод.: я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские. 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Сверх того, в первобытное время, от Авеля до Ноя, приносились (Богу) дары произвольные. «Утешит, – говорит, – нас жертвоприношениями своими ( Быт.5:29 )». Потом Ной принес жертву на алтаре, устроенном на горе Кордуйской ( Быт.8:20–22 ). 681 (За сим) последовали жертвоприношение Авраама на горе Аморрейской ( Быт.22:1 сл.), Иакова в Вефиле ( Быт. 28:18:19 ), Иисуса (Навина) среди реки Иордана на месте перехода ( Нав. 4:9 ), потом жертвоприношения в Силоме, где была поставлена скиния ( Нав.18:1 ), и после сего жертвоприношение Соломона в первом храме Иерусалимском ( 3Цар.8 ; 2Пар.6 ), и жертва Христова, которую Он установил в церкви Своей до скончания века; ибо сия уже не пременяется. Посему «исполнились времена», потому что с этого времени, как говорит Евангелист, «царствие Божие будет благовествоваться ( Лк.16:16 )». Или: «исполнились времена», то есть, времена Израиля. —78— «Ученики Его крестили ( Ин.3:22 ср. 4:2)», поскольку сами были крещены; ибо быть не могло, чтобы крестили других, не будучи сами крещены, чему и научает следующими словами: «(у тех), кои крещены, нет ни в чем недостатка (ср. Ин.13:10 )». Сие, если угодно, может отнести к тому, что они были крещены водою; иначе слушай то, что сказал им: «вы чисты чрез слово Мое, которое Я говорил вам ( Ин.15:3 )». Итак, согласись, что слово Христа было для них крещением, поскольку само крещение освящается тем же словом подобно тому, как и Иоанн был освящен и освятил вверенное ему крещение повелением, какое он получил ( Лк.3:2 ). Иные говорят, что вместо крещения для них было то, когда Он дал им (Свое) тело. Ведь, каким образом они могли бы крестить или быть крещенными, если бы не имели веры в плоть и кровь Его? Ибо в предупреждение говорил им: «если не будете есть плоти Его и пить крови, то нет вам жизни ( Ин.6:53 )», и когда они разгневавшись роптали, сказал двенадцати: «не хотите ли и вы отойти! И ответил Ему Симон: «мы уверовали и познали ( Ин.6:67:69 )». 682 Каким образом они уверовали, если не посредством того же, чрез что и прочие Иудеи могли веровать в Него, то есть, слушать Его и понимать?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свое учение о браке Господь Иисус Христос основывает непосредственно на ветхозаветном тексте – рассказе о сотворении человека из 2-й главы Книги Бытия: «В начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк. 10:6–9 ; ср.: Мф. 19:4–6 ). Ссылки на Ветхий Завет во множестве присутствуют и в православном чинопоследовании таинства Брака 5 , поэтому необходимо сначала выявить основные богословские идеи ветхозаветного учения о браке. Ветхозаветное богословие брака Наиболее богословски насыщенными рассуждениями о союзе мужа и жены являются два рассказа о сотворении мира и человека, помещенные в самое начало Ветхого Завета, но, без преувеличения, являющиеся вершиной ветхозаветного богословия брака. В первом из них, Быт. 1:1–2:3 , человек предстает как изначальное единство мужа и жены. В рассказе подчеркивается непосредственная связь между сотворением мира и деторождением, заповедь о котором дается человеку уже при его создании, вместе с благословением: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт. 1:27 –28a). Это повеление Божие в иудейской экзегезе понимается именно как самая древняя заповедь, но не как описание сущности брака, – недаром второй рассказ, Быт 2:4–24 , напротив, вовсе не говорит о деторождении: здесь жена дается мужу потому, что ему «нехорошо быть одному», а не по каким-то другим причинам 6 . Второй рассказ о сотворении начинается с мысли о том, что жена дается человеку непосредственно Самим Богом: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» ( Быт. 2:18, 22 ). Это не исключает того, что человек делает свой выбор осознанно (ср.: Быт. 2:18–23 ), но подчеркивает, что брак – не просто человеческая договоренность, но дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Святость Бога является источником освящения человека. Апостол Петр призывает верующих: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет 1:15–16 ). Апостол Иоанн говорит христианам: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин 2:20 ). Согласно апостолу Павлу, Бог наказывает верующих в Него для их пользы, чтобы они имели участие в Его святости ( Евр 12:10 ). Святость Бога следует отличать от святости ангелов и людей. По словам святителя Кирилла Иерусалимского , «поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы: но не по естеству, а по причастию, подвигу и Бог — праведный Судия. В Ветхом Завете о Боге говорится, что Он — «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ), «Судия праведный» ( Пс 9:5 ), Который воздает возмездие гордым ( Пс 93:2 ), щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи ( Исх 34:6–7 ). Так же и в Новом Завете Бог предстает как Судия, Который будет судить праведным судом ( Рим 1:32; 2:5; 3:5 ; 2Фес 1:5 ; Евр 6:10 ), нелицеприятно и беспристрастно ( 1Пет 1:17 ; Рим 2:11 ; Гал 2:6 ). § 5. Бог един, но в трех Лицах Церковь верует в Единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа — Единосущную и Нераздельную Троицу. В Символе веры говорится: «Верую во Единаго Бога Отца… И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго…». Церковь верует в Триединого Бога — единого по Своей Божественной сущности и троичного в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа. Три Лица Пресвятой Божественной Троицы — не три Бога, а один Бог. Каждая Божественная Ипостась в полноте обладает Божественным достоинством, так что сущность Божества не разделяется, но пребывает единой. Уже в Ветхом Завете можно усмотреть прикровенные указания на троичность Единого Бога . Указание на Слово Божие и Святого Духа можно словах Псалма: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» ( Пс 32:6 ). Намек на троичность Божества усматривается в тех случаях, когда Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт 1:26 ); «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их» ( Быт 11:6–7 ); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт 3:22 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Заключенный, согласно Быт 17, З. окончательно утверждается в рассказе об испытании веры Авраама, к-рый должен принести в жертву единственного сына Исаака (Быт 22. 1-19, особенно 16-18). После испытания готовности Авраама «ходить непорочно» перед Богом (Быт 17. 1) Он Сам клянется Аврааму исполнить данные ему обетования, и прежде всего обетование о благословении народов (Быт 12. 1-3). В более поздней библейской лит-ре З. с патриархами неизменно понимается как «вечный» (    ), и, когда Израиль совершает греховные преступления, Бог наказывает его, чтобы помочь ему, потому что Он не хочет «разрушить завет» (Лев 26. 44). В уверенности, что Яхве «вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов» (Пс 104. 8), Израиль не раз в своей истории взывал к Нему: «Призри на завет Твой...» (Пс 73. 20). В 1 Пар 16. 15-18 царь Давид повторяет слова этого псалма, побуждая народ помнить «вечно завет Господа… то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку, и что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «тебе дам Я землю Ханаанскую, в наследственный удел вам»». З. на Синае Исполнением обетования Аврааму стал синайский З. Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Евреи, бывшие рабами в Египте, воззвали к Господу, и Бог услышал «стенание их, и вспомнил… завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Исх 2. 24). Частично обетование З. было уже исполнено: потомки Авраама через Исаака и Иакова стали большим народом. Но обетование также включало и наследование ими земли Ханаана, поэтому оно становится основанием для освобождения Израиля, к-рый теперь должен не вернуться в землю как «пришелец», но получить ее во владение. Обетование Господа освободить народ из рабства (Исх 6. 6-8) указывает на то, что Бог по-прежнему Тот, Кому принадлежит инициатива в заключении З. и в тех событиях, к-рые являются исполнением этих обетований, однако теперь З. неотъемлемым образом подразумевает и ответ со стороны народа. Прор. Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай. Миниатюра из Парижской Псалтири. 2-

http://pravenc.ru/text/182425.html

Не действовал ли здесь суеверный страх каинитов пред тою областью или местом поселения сифитов, которая считалась ими во власти невидимого Бога и к которой они поэтому избегали, может быть, даже приближаться? Если так, то это обстоятельство многое объясняет нам относительно многолетней и беспрепятственной, по-видимому, постройки Ноем ковчега, а равно и то событие, что звери, животные и птицы, собравшиеся по действию воли Божией к месту поселения Ноя, долженствовавшего, наконец, оставаться на месте своего жительства с одною только своею семьею, свободно и беспрепятственно совершили вхождение свое в ковчег Ноя. Одним словом, при таких условиях воля Божия свободно и беспрепятственно, в течение многих лет, могла быть приводима в исполнение, и самые запасы годовые для продовольствия населяющих ковчег требовали лишь времени или забот для их заготовления, а не хлопот охранения и сбережения. Замечательно, что в свидетельстве Св. Писания Ной противополагается всему остальному роду человеческому и тем как бы выделяется по своему месту жительства: «Ной же , – говорится в Св. Писании, – обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета ( Быт.6:8–10 ); вслед же за этим повествованием говорится: «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» ( Быт.6:11 ), а равно и впереди того повествования о Ное говорится: «...увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле» ( Быт.6:5 ). Очевидно, Ной обособляется от всех насельников земли, и как будто бы самая земля, как место поселения человеческого рода, противополагается месту жительства семейства Ноя. Выражение Св. Писания о Ное «в роде своем» обозначает не собственно род или родство Ноя, а вообще – поколение людей, живших во времена Ноя, и в этом смысле оно объясняется самим Св. Писанием: «Ной оказался совершенным, праведным, – говорит сын Сираха, – во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» ( Сир.44:16–17 ). Как остаток, хранивший в себе святое семя и в нем обновление земли, Ной противополагается всей земле, следовательно, поселение «сынов Божиих» сократилось в числе своем до единственного семейства праведного Ноя; как праотец и родоначальник новых поколений человеческого рода, от его чресл имеющих произойти и населить землю, Ной вступает с Богом в завет, в котором подразумевается и заключается не только продолжение истории рода человеческого, но и исполнение ее в Благословенном Потомке, имеющем поразить змия-искусителя в голову: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, – говорил Господь Ною, – чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой...» ( Быт.6:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010