Через десять лет после того как впервые Авраму было обещано передать землю Ханаанскую его потомкам, он говорит: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2-3). Дело в том, что по древним законам, если у человека не было потомства, то его наследником мог стать его домоправитель. И вот, Елиезер из Дамаска, иноплеменник, должен был стать наследником дома Аврамова, поскольку у него не было детей. И это притом, что ему было обещано потомство, как песок морской. «И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:4-6). Это одно из ключевых мест Ветхого Завета. Аврам (заметим, ему было уже 85 лет) поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, – помимо всех прочих его заслуг и всех прочих его дел, которые были в большинстве своем именно проявлением веры. Затем было совершено формальное действие, обряд вступления в завет, когда три жертвенных животных — трехлетняя телица, коза и овен — были рассечены пополам и положены рядом. При наступлении темноты дым и пламя прошли между рассеченными животными. Это известный халдейский обряд, символизирующий единство, в которое вступают эти две стороны, и одновременно показывающий, что будет с тем, кто этот договор нарушит. Объясняя это место Писания, святитель Кирилл Александрийский говорит: «Под видом огня разумеется опять Божество, по обычаю халдеев совершающее клятву. Посему и божественный Павел понимает это в значении клятвы, говоря: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр.6:13-17)» кн. 2, с. 74].

http://sedmitza.ru/lib/text/430856/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суд I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего ( Пс. 57:12 ; Иер. 17:10 ). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот ( Исх. 22:21–23 ; Исх. 23:7 ; Пс. 25:1 ; Пс. 67:6 ; Пс. 118:52 ). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров ( Лев. 26:14 ; Втор. 28:15 ; Иер. 28:16 ); 2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4 ) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ; Иак. 1:17 ). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы ( Ин. 3:19 ). «Все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:11–23 ). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет. II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ 1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15 ). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение ( Лк. 9:56 ; Ин. 12:47 ). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии ( Иез. 33:11 ; Лк. 5:32 ; Лк. 19:10 ; 1Тим. 1:15 ; 1Тим. 2:4 ). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно; 2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» ( Лк. 2:34 ). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. ( Ин. 12:31 ). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

II. Действия промыслительной любви Божией к первозданному человеку, указываемые в откровении, являются соответствующими свойствам и состоянию его природы. Свойства и состояние его природы в откровении изображаются в таких чертах. По душе первозданный не имел несовершенств возраста младенческого; силы его были крепки, здоровы, не повреждены грехом, однако еще требовали развития. Ум его был чист и светел, чужд всяких предрассудков, заблуждений и был способен к легкому и быстрому пониманию всех вещей (как показывает наречение Адамом имен животным), но не был в состоянии полного разумения, но обладал самим знанием истины, мог и уклониться с правого пути, пуститься в многие помыслы ( Еккл.7:29 ), мог быть побежденным хитростью змея; Ева решилась вкусить запрещенного плода наиболее потому, что он дает знание ( Быт.3:8 ). Воля первых людей обладала полною, ничем не стесняемою свободою выбора, также силою и способностью стремиться к высочайшему добру и осуществлять его в себе, не знала внутренней борьбы между добром и злом (что свойственно свободе падшей или начинающей падение), имела преимущественное влечение к добру, но не находилась в состоянии непоколебимой святости; возможность зла в ней оставалась. 317 Его сердце было чисто и ничем греховным не возмущаемо: были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт.2:25 ), что составляет, по выражению св. И. Дамаскина «верх бесстрастья». 318 Закон добра, начертанный в сердце каждого человека ( Рим.2:15 ), особенно ясно и живо говорил сознанию и чувству невинного человека о добре. Посему его сердце свободно могло стремиться к верховному благу, воспитывать в себе любовь к Богу, однако не чуждо возможности допускать в себе греховные движения, могло увлечься красотою древесного плода. Тело было свободно от состояния младенческой немощи и разрушительного действия стихии, не получило никаких недостатков – ни внутренних, ни внешних, и было облечено силою ( Сир.17:3 ), т. е. обладало силами свежими и неиспорченными. Чуждое болезней, скорбей, бедствий и смерти оно не было для души человека гнетущим бременем и тяжелыми оковами, но было чистым, гибким и послушным орудием духа. Первозданные не знали чувственных похотей, «воюющих против духа», которые так глубоко унижают человека в настоящее время. Однако телесные силы человека нуждались в постоянном подкреплении и освежении, равно как и все тело в поддержании жизни. С таким исключительным состоянием и нуждами первозданного человека сообразны и промыслительные действия Божии о нем. Сам Бог был непосредственным воспитателем и наставником человека. Необычайная и единственная история непосредственного воспитания человека Богом изображается в бытописании Моисея в таких чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Беседа 11. Притча о работниках и винограднике Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И мы будем читать 20-ю главу с 1-го по 17-й стих. Данная тема называется: Притча о работниках и винограднике. Главная тема всех притч Господа Иисуса Христа – это тема о Царствии Божием. Таким образом Христос осуществлял Свое теократическое служение Отцу Своему Небесному. В наше время верующих занимают самые различные вопросы, но тема теократии остается далеко отстоящей от наших насущных вопросов. В словах же и действиях Сына Божия, напротив, тема теократии, или установления Царства Божия «и на земли, яко на Небеси», – доминирует. Изучая притчи Иисуса Христа, не будем об этом забывать. Выхолащивая из учения Сына Божия суть Его проповеди, современное христианское общество идет путем соглашательства с миром, которое, в свою очередь, вызывает презрение к нам и со стороны самих «внешних» (то есть неверующих). В свое время В. С. Соловьев произнес: «Впрочем, я не стану полемизировать с теми, кто в настоящее время отрицательно относится к религиозному началу, я не стану спорить с современными противниками религии, – потому что они правы. Я говорю, что отвергающие религию в настоящее время правы, потому что современное состояние самой религии вызывает отрицание, потому что религия в действительности является не тем, чем она должна быть» 131 . То есть мы, христиане, уже перестали являть миру Христа, быть Его свидетелями (мартирос) и погрязли в коррупции, склоках, политике и взаимной неприязни. Сказано: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:23–24 ). И мы читаем 1-й стих 20-й главы Евангелия от Матфея: Мф.20:1 . «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Слова: « рано поутру » означают «от создания мира». Ибо первым виноградником Божиим, был «рай в Едеме на востоке», о котором и сказано: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» ( Быт.2:8 ). А зачем Бог поместил в Раю первого человека (Адама)? Сказано: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). Таким образом мы и устанавливаем, что Адам и был первым виноградарем, который возделывал и хранил сад Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседы об Иосифе Прекрасном Ответственность перед ближними (Беседа первая) В славянской традиции Иосиф называется «Прекрасным», потому что его внутренний мир соответствовал внешнему. Сказано: «…Иосиф же был красив станом и красив лицем» ( Быт.39:6 ). Известно из Писания, что Израиль (Иаков) любил Иосифа, сына Рахили, больше всех своих сыновей, одевал его в дорогие разноцветные одежды. Но остальные братья возненавидели его. Им было досадно, что Иосиф рассказывал сны, из которых следовало, что они, старшие, должны будут поклоняться ему. Братья думали, что эти его сны есть проявление его честолюбивых фантазий. Но в действительности это было проявление пророческого дара, причем еще в детском возрасте. И однажды Израиль отправил Иосифа отнести братьям, пасшим вдалеке скот, пищу и узнать, как у них дела. Иосиф сбился с пути. И некто, встретившийся ему в поле, указал дорогу к братьям. Святые Отцы говорят, что это был Ангел Божий. Когда мы сбиваемся с пути, Ангел-хранитель обязательно приходит нам на помощь и показывает нам правильную дорогу. Сказано: «И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане» ( Быт.37:15–17 ). Здесь мы опять видим слово «некто», которое, как и в случае с Иаковом (когда он боролся с Ангелом), означает «муж» («иш» – по-еврейски). И как в случае с Иаковом, это слово означает в данном контексте «Ангел». Юноша Иосиф, блуждающий по полю, символизирует собой блуждания молодости. Юность есть опасная пора в жизни человека, и она более нуждается в откровении свыше, чем степенная и зрелая старость. Сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» ( Притч.22:6 ). В наше время молодость является очень респектабельным, с точки зрения возможных перспектив, возрастом. Если человеку за 35–40 лет, то его не считают уже перспективным и могут не взять на работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > 4. Грехопадение. Тайна Египетских казней Конспект занятий воскресной школы для взрослых 12.10.2016 1174 Время на чтение 11 минут Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Пс.118:73) 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения 3. О пятом и шестом днях творения Адам сотворен был совершенным по душе и по телу, видом прекрасен, духом светел, чист и безгрешен, однако совершенство его могло быть легко утрачено. Получив от Бога творческие способности и свободную волю, Адам мог употребить свою свободу на зло. Поэтому немедленно Господь начинает обучение и воспитание Адама. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:8,9) Бог устраивает в определенном месте «на востоке» прекрасный сад Эдем (Эдем - «наслаждение», в славянском тексте - «Рай сладости»), и в этом саду помещает Адама. Местоположение Рая «на востоке», (то есть, там, где восходит солнце), символизирует путь Адама к вершине духовного совершенства, рассвет красоты его души на этом пути. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь . (Быт.2:15-17) Разумеется, Эдемский сад, как и все творение Божие, был «весьма хорош». Но, по-видимому, свободный рост деревьев и другой зелени Эдема в дальнейшем мог привести сад к «одичанию». Поэтому сад поручен заботливым рукам Адама. Уход за садом Эдемским садом символизирует необходимость рассудительности и сдержанности во всех вожделениях свободной воли Адама. Хотя душа его благоустроена и совершенна, ей требуется «хранение и возделывание», то есть, развитие в себе навыка самодисциплины, умения во имя собственного блага, и блага всего творения, добровольно отсекать худое и держаться доброго. И поскольку Бог является абсолютным источником всякого добра, всегда охотно подчиняться благодатному вождению Святаго Духа Божьего. Дана же и первая заповедь - запрет вкушать от «древа познания добра и зла» как упражнение в добровольном ограничении своей воли, через воздержание.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

Комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств Введение Автор Книги царств (первые две из которых в западной традиции носят название «Книги пророка Самуила») не содержат никаких сведений относительно того, кто является их автором. То обстоятельство, что с ними связывают имя пророка Самуила, объясняется не его предположительным авторством, а той выдающейся ролью, которую он сыграл в установлении в Израиле монархического правления. Вопрос же о возможном авторстве Самуила не рассматривается, поскольку в 1Цар. 8,1 он представлен уже весьма пожилым человеком, а в 1Цар. 25,1 говорится о его смерти т.е. очевидно, что он скончался задолго до того, как произошли многие из описанных в Первой и Второй книгах царств событий. В то же время в 1Пар. 29,29 сообщается о неких «записях» Самуила и его преемников-пророков Нафана и Гада, которые вполне могли войти составной частью в записанную историю Израиля. В том виде, в каком мы имеем ее сейчас, Первая книга царств была, судя по всему, составлена человеком или несколькими людьми, находившимися под сильным влиянием системы богословия, развитой в книге Второзаконие (см. Введение к историческим книгам). Время и обстоятельства написания Время и обстоятельства написания Первой и Второй книг царств так же проблематичны, как и их авторство. Однако некоторые заключения сделать можно. Во второй половине одиннадцатого столетия до Р.Х., Израиль из конфедерации родственных племен превратился в единое государство с монархом во главе. Возникновение в Израиле института монархии ознаменовало собой переломный момент его истории. Царское правление как таковое не было чем-то совершенно новым и чуждым в глазах израильтян о нем они успели составить себе вполне отчетливое представление на примере соседних народов (см., напр., Суд. 3,12; 4,2; 8,5 ; ср. также эксперимент с возведением на престол Авимелеха, Суд., гл. 9). Достойным внимания является не сам факт перехода Израиля к монархическому образу правления, а то обстоятельство, что случилось это достаточно поздно. Главная из причин, заставлявших Израиль относиться с настороженностью к идее царской власти, отразилась в известных словах Гедеона: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» ( Суд. 8,23 ). Одним из основополагающих моментов веры Израиля была убежденность в том, что Сам Господь (Яхве) является его Властелином, его великим Царем (см. Чис. 23,21 ; 1Цар. 8,7; 12,12 ; Пс. 5,3 ; Мал. 1,14 ). Однако в начальных книгах Библии имеется множество указаний на то, что, когда настанет время, над Израилем будет царствовать человек ( Быт. 49,10 ; Чис. 24,7.17–19 ; ср. Быт. 17,6.16; 35,11 ). Во Втор. 17,14 Моисей предсказывает утверждение Израиля в земле обетованной и возникновение у него желания иметь над собою царя; далее следуют указания относительно того, как этому царю надлежит вести себя (ст. 15–20; ср. 28,36). К моменту, с которого начинается повествование Первой книги царств, предсказанное Моисеем время было уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Оправдание В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В основе этого понятия лежит представление о судебном разбирательстве, в результате которого обвиняемый получает О. «Оправдать» значит «установить правду», «признать кого-либо правым», «помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство», «признать за кем-либо его правоту или правду вообще». Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном ( Быт. 44:16 ; Притч. 17:15 ), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис. 50:8 ; Исх. 23:7 ; человек признает Бога правым: Пс. 50 и др.): 1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен ( Исх. 23:1 ; Ам. 2:6 ). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, «Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» ( Втор. 10:17.18 ). Он мог испросить у Него помощи: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс. 42:1 ; ср. Пс. 53 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: «Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом» ( Иов. 13:3 ). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. «И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)» ( Быт. 30:6 ). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей» ( 1Цар. 24:13.16 ). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс. 71:4 ; Пс. 102 и др.); 2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ. Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 11 1–8. Пороки Соломона. 9–13. Гнев Божий на Соломона и предречение разделения царства его. 14–22. Начало осуществления суда Божьего над Соломоном и домом его; первый противник Соломона – Адер Идумеянин. 23–25. Второй враг Соломона – Разон, узурпатор царской власти в Сирии. 26–28. Третий враг Соломона – Иеровоам Ефремлянин. 29–39. Предсказание пророка Ахии Иеровоаму будущего его царствования над 10 коленами. 40–43. Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломона и смерть последнего. 3Цар.11:1 .  И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 3Цар.11:2 .  из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3Цар.11:3 .  И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Несметные богатства Соломона ( 3Цар.10:14–29 ) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом ( Втор.17:16–17 ) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к ( 3Цар.10:23–26 ) ), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3) ). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: φιλογνης, слав.: «женолюбив», ср. И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства – суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей 10 . Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами ( Исх.34:16 ; Втор.7:1–4,23:3 ). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт.48:22 ; Нав.24:15 ; Втор.1:7 ). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней ( Песн.6:8 ) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 80 наложниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010