Быт. 14 :9. На Ходоллогомора, царя Еламскаго, и Фаргала, царя народов 202 , и Амарфала, царя Сеннаарскаго, и Ариоха, царя Елласарскаго; четыре царя — на пять. Быт. 14 :10. А в Соляной долине были смоляные колодцы 203 . И побегли царь Содомский и царь Гоморрский и упали в них. А остальные убежали в горы (и ограбили их) 204 . Быт. 14 :11. (Победители) 205 взяли всю конницу Содомскую и Гоморрскую, и всю пищу их, и ушли. Быт. 14 :12. Взяли также и Лота, сына брата Аврамова, и имущество его, и удалились, — ибо он жил в Содоме. Быт. 14 :13. И пришел один из уцелевших, возвестил Авраму пришельцу, который жил у дуба Мамврия 206 Аморрея, брата Есхола и брата Авнана, которые были союзниками Аврама. Быт. 14 :14. Аврам, услышав, что взят в плен Лот, сын брата 207 его, собрал счетом домочадцев своих, числом триста восемнадцать, и погнался вслед их вплоть до Дана. Быт. 14 :15. И напал на них ночью сам и отроки его (с ним) 208 , и поразил их, и преследовал их вплоть до Ховала, который находится слева от Дамаска. Быт. 14 :16. И возвратил всю конницу Содомскую и Лота, сына брата 209 своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Быт. 14 :17. И вышел царь Содомский на встречу ему, когда он возвращался с поражения Ходоллогомора и царей, бывших с ним, в долину Савину, это было поле царское. Быт. 14 :18. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино. Он был священником Бога Вышняго. Быт. 14 :19. И благословил он Аврама, и сказал: «благословен Аврам Богом Вышним, Который создал небо и землю. Быт. 14 :20. И благословен Бог Вышний, Который предал врагов твоих в руки твои». И дал ему Аврам 210 десятину от всего 211 . Быт. 14 :21. Царь же Содомский сказал Авраму: «отдай мне мужчин, а коней возьми себе». Быт. 14 :22. И сказал Аврам царю Содомскому: поднимаю 212 руку мою к Господу Богу Вышнему, Который сотворил небо и землю, Быт. 14 :23. Что от нитки до ремня сапожного не возьму ничего твоего, чтобы ты не сказал: «Я обогатил Аврама», Быт. 14 :24. Кроме того, что поели отроки, и кроме доли мужей, которые ходили со мною; (только) Эсхол, Авнан, Маврий 213 пусть возьмут (свои) 214 части.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 8 :11. И возвратилась к нему голубка вечером и держала масличный сучек с листом во рту своем. И узнал Ной, что сошла вода с поверхности земли. Быт. 8 :12. И промедлив еще семь дней других, снова выпустил голубку, и она уже не возвратилась к нему потом. Быт. 8 :13. В шестьсот первый год жизни Ноя, в первый день первого месяца, изсякла вода с поверхности земли. И открыл Ной кровлю ковчега, который он сделал, и увидел, что изсякла вода с поверхности земли. Быт. 8 :14. А во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца, высохла земля. Быт. 8 :15. И сказал Господь Бог Ною так: Быт. 8 :16. Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих с тобою, Быт. 8 :17. И все звери, которые с тобою; и всякую плоть 106 , от птиц даже до скотов, и всякого гада, движущагося по земле, выведи с собою. И возрастайте и размножайтесь на земле. Быт. 8 :18. И вышел Ной, и жена его, и сыновья его, и жены сыновей его с ним. Быт. 8 :19. И все звери, и все скоты, и все птицы, и все гады движущиеся, по роду своему на земле, вышли из ковчега. Быт. 8 :20. И построил Ной жертвенник Господу и взял из всех скотов чистых и из всех птиц чистых и вознес во всесожжение на жертвенник. Быт. 8 :21. И обонял Господь 107 приятное благоухание, и сказал Господь Бог, размыслив: не буду более проклинать землю за дела людей, ибо помысл у человека 108 прилежно устремлен ко злу от юности его, не буду более поражать всякую плоть живущую, как Я сделал. Быт. 8 :22. Во все дни земли посев и жатва, холод и зной, лето и весна, день и ночь не прекратятся. Глава 9 Быт. 9 :1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею. Быт. 9 :2. И страх и трепет пред вами будет у всех зверей земных (и у всех скотов земных) 109 , и у всех птиц небесных, и у всех пресмыкающихся по земле, и у всех рыб морских: в руки 110 ваши Я отдал (их) 111 . Быт. 9 :3. И все движущееся, что живо, вам будет в пищу, как зелень травную всю Я дал вам 112 . Быт. 9 :4. Только мяса с кровью души 113 не ешьте.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 23 :4. Я у вас переселенец и пришлец, дайте мне собственное место для гроба между вами, чтобы мне схоронить мертвеца моего от лица моего 328 . Быт. 23 :5. И сказали сыновья Хеттеевы Аврааму так: нет, господин! Быт. 23 :6. Послушай нас. Ты — царь от Бога среди нас 329 , в лучшей из гробниц наших похорони мертвеца своего, никто из нас не воспрепятствует тебе воспользоваться его гробницей 330 , чтобы там похоронить своего мертвеца. Быт. 23 :7. И встал Авраам и поклонился народу земли, сынам Хеттеевым, Быт. 23 :8. И сказал им Авраам так: если вы согласны, чтобы я похоронил мертвеца моего от лица моего, послушайте меня, и скажите обо мне Ефрону, сыну Саара. Быт. 23 :9. Пусть он даст мне Двойную 331 пещеру, принадлежащую ему, находящуюся на части его поля, за надлежащую цену 332 , пусть отдаст мне ее у вас в собственность для погребения. Быт. 23 :10. А Ефрон сидел среди сынов Хеттеевых. И отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму и сказал, вслух сынов Хеттеевых и всех приходивших в город, так: Быт. 23 :11. Нет 333 , господин, послушай меня: поле и пещеру, которая на нем, тебе отдаю, пред всеми согражданами моими я отдал тебе, похорони мертвеца твоего. Быт. 23 :12. И поклонился Авраам пред народом земли. Быт. 23 :13. И сказал Ефрону вслух всего народа земли: так как ты делаешь угодное мне 334 , то послушай меня: цену за поле возьми с меня, тогда я похороню там мертвеца моего. Быт. 23 :14. Ефрон же в ответ Аврааму сказал: Быт. 23 :15. Нет, господин, я слышал, что земля (стоит) четыреста дидрахм серебра 335 , но что это для меня и для тебя? А ты мертвеца своего похорони. Быт. 23 :16. И послушал Авраам Ефрона, и отдал Авраам Ефрону серебро, о котором он говорил вслух сынов Хеттеевых, четыреста дидрахм серебра, принятого 336 у купцов. Быт. 23 :17. И стало поле Ефроново, которое входило в Двойную пещеру, что против Мамврия, поле и пещера, которая на нем, и всякое дерево, которое было на поле, и все что было в пределах его вокруг, - Быт. 23 :18. (Стало) 337 собственностию Авраама у сынов Хеттеевых и всех приходивших в город.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт.6:13 И сказал Господь Бог Ною: время всякого человека уходит предо Мною; ибо наполнилась земля неправдою их. И вот Я истреблю их и землю. Быт.6:14 Итак сделай себе ковчег из дерев четвероугольных [[Имеющих ствол четвероугольный, а не круглый. Знать, был такой род дерев, особенный, отличный от всех прочих.]]: гнезда наделаешь в ковчеге, я осмолишь его внутри и снаружи смолою. Быт.6:15 Но так сделай ковчег: триста локтей длина ковчега, и пятьдесят локтей ширина, и пятьдесят локтей высота его, Быт.6:16 Съуживая сделаешь ковчег, и в локоть сведешь его вверху, а дверь ковчега сделаешь с боку; нижний, второй и третий ярус сделаешь в нем. Быт.6:17 Я же, вот, наведу потоп водный на землю, дабы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небом; и все, что бы ни было на земле, скончается. Быт.6:18 И установлю завет мой с тобою: войдешь же в ковчег ты, и сыны твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Быт.6:19 И из всех скотов, и из всех пресмыкающихся, и из всех зверей, и от всякой плоти, по паре из всех введешь в ковчег, дабы кормить с собою: самец и самка будут. Быт.6:20 Из всех птиц летающих по роду, и из всех скотов по роду, и из всех ползецов пресмыкающихся по земле по роду их, по паре из всех войдут к тебе питаться с тобою, самец и самка. Быт.6:21 А ты возмешь себе разные снеди, какия едите, и заготовишь у себя, и будет что есть тебе и им. Быт.6:22 И сделал Ной все, что только повелел ему Господь Бог: так сделал. Глава 7 Быт.7:1 И сказал Господь Бог Ною: войди ты и весь дом твой в ковчег; ибо Я увидел тебя праведным предо Мною в роде сем. Быт.7:2 Из скотов же чистых введи к себе седмь – седмь, самцов и самок, а из скотов нечистых два – два, самцов и самок, Быт.7:3 и из птиц небесных чистых седмь – седмь, самцов и самок, и из всех птиц нечистых два – два, самцов и самок, дабы сохранить семя для всей земли. Быт.7:4 Ибо еще дней седмь, и Я наведу дождь на землю в сорок дней и сорок ночей, и истреблю все живущее, что Я сотворил, с лица земли. Быт.7:5 И сделал Ной все, что повелел ему Господь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 11:17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:18 Фалек жил тридцать лет и родил Рагава. Быт. 11:19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:20 Рагав жил тридцать два года и родил Серуха. Быт. 11:21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:22 Серух жил тридцать лет и родил Нахора. Быт. 11:23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:24 Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру. Быт. 11:25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Быт. 11:26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Быт. 11:27 Вот родословие Фарры: Особая родословная Фарры до Авраама указывает на то, что на Аврааме сосредоточивается весь интерес повествования. Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Митрополит Филарет в Записке на Книгу Бытия делает замечание, что хотя Авраам поставлен первым, но нет почти сомнения, что он последний из сынов Фарры, ибо, сопоставляя годы Фарры при его смерти (см. ниже Быт.11:32 ) с Быт. 11:26 , видно, что Аврааму должно было быть 135 лет при смерти Фарры, если бы он был первенец, но между тем из Быт. 12видно, что ему было только 75 лет. Аран родил Лота. Быт. 11:28 И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Ур Халдейский. Роулинсон (Ancient Monarchies, Chaldea, Vol. I, p. 15) говорит, что Ур был один из четырёх царственных городов южной Халдеи, которые были: Ур (или, как его называли, Хур), Хурук, Ниппур и Ларса, или Ларанча, которые соответствуют библейским названиям Ура Халдейского, Ереха, Халаха и Елласара. Халах потому соответствует Ниппуру, в Талмуде есть прямое указание на эту тождественность. Ур (продолжает Роулинсон) должен был находиться невдалеке от устья Евфрата; он был главным складочным пунктом торговли, так как в двуязычной надписи (Journal of the Geographical Society, Vol. XXVII, p. 185) корабли Ура названы вместе с кораблями ефиопскими. Теперь имя Ура дают развалинам, находящимся к западу от русла Евфрата, в шести милях, на высоте соединения его с Шат-ель-Хие (рукав Тигра, впадающий в Евфрат). Развалины эти носят название Муггейр (Maugheir), т. е. смолистые. Посреди их возвышаются остатки высокого храма – на 70 футов выше равнины. (Ленорман думает, впрочем, что урочищу Халане должно быть присвоено имя древнего Ура).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 19 :4. Прежде чем они легли спать, городские жители, Содомляне, с юноши до старца, весь народ толпою (собравшись) окружили дом, Быт. 19 :5. И звали Лота и говорили ему: где мужчины, вошедшие к тебе ночью? выведи их к нам, чтобы нам быть с ними. Быт. 19 :6. И вышел к ним Лот в преддверие, а дверь затворил за собою. Быт. 19 :7. И сказал им: нет, братья, не делайте зла! Быт. 19 :8. Есть у меня две дочери, которые не познали мужа, выведу их к вам и поступайте с ними, как вам угодно, только мужам сим не причиняйте обиды 272 , ибо ради этого они вошли под кров дома 273 моего. Быт. 19 :9. А они сказали ему: 274 уходи отсюда, ты пришел (сюда) 275 жить, ужели и суд производить (будешь)? Ныне поступим с тобою хуже, чем с ними. И весьма грубо насильно оттолкнув 276 мужа сего, Лота, приблизились ломать двери. Быт. 19 :10. Тогда мужи 277 , протянувши руки, вовлекли Лота к себе в дом и двери дома заперли. Быт. 19 :11. А людей, бывших пред дверями дома, поразили слепотою, от малого до большого, так что они обезсилели ища двери. Быт. 19 :12. И сказали мужи Лоту: есть ли у тебя здесь: зятья, или сыновья, или дочери? или еще если кто есть у тебя другой в городе, выведи (их) 278 из этого места. Быт. 19 :13. Ибо мы истребляем это место, так как вопль на них дошел до Господа, и Господь послал нас истребить его 279 . Быт. 19 :14. И вышел Лот, и говорил зятьям своим, взявшим дочерей его, и сказал: вставайте и выходите из места сего, ибо истребляет Господь город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Быт. 19 :15. А когда настало утро, Ангелы принуждали Лота спешить, говоря: вставай, бери жену свою и двух дочерей своих, которые с тобою, и выходи, чтобы не погибнуть тебе, за беззакония города. Быт. 19 :16. И пришли они в смущение 280 , и взяли Ангелы за руку его, и за руку жену его, и за руки обеих дочерей его, ибо Господь пощадил его. Быт. 19 :17. И когда они вывели их вон, сказали: спеши спасти свою душу 281 , не оглядывайся назад и не останавливайся нигде во всем (этом) 282 пределе, спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть вместе (с ними).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Библия). Название её передавали словами: tunica manicata et talaris (Гезениус). Напомним, что Ревекка в Быт. 27:15 , чтобы обмануть слепого Исаака, надела на Иакова богатую одежду Исава, которая, вероятно, исключительно принадлежала первенцу. На этом основании многие комментаторы думают, что Иаков после проступка первенца от Лии Рувима, осквернившего его ложе ( Быт. 35:22 ), перенёс право первородства на Иосифа, первенца от Рахили, которую он всегда считал первой женой, потому что за неё он работал по уговору с Лаваном первые 7 лет, и что богатая одежда, по обычаю предоставляемая первенцу, надетая на Иосифа, была главной причиной ненависти братьев его. С этим отчасти согласуется и весь рассказ. Быт. 37:4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. Не могли. М. Филарет останавливает внимание на этом выражении, которое доказывает, что ненависть их была так сильна, что они не могли скрывать её. Быт. 37:5 И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более. Быт. 37:6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: Быт. 37:7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; Из Быт 26мы знаем уже, что патриархи жили не исключительно кочевою жизнию, но занимались и земледелием. Иаков даже построил себе дом в Сокхофе ( Быт. 33:17 ). и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. Быт. 37:8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. Быт. 37:9 И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. Быт. 37:10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его Трудно представить, чтобы Иаков, столь опытный в откровениях, мог серьёзно бранить отрока за рассказанный сон, которого, конечно, он выдумать не мог. Далее, в Быт. 37:11 , мы видим, что он сам придавал ему таинственное значение. Если же он при всех сделал замечание Иосифу, то, по всей вероятности, только для того, чтобы сдержать негодование братьев его, которые давно ненавидели Иосифа и завидовали ему. и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, В комментарии к Быт. 37мы приводили уже мнение комментатора Англ. Библии, что, быть может, часть событий из отроческой жизни Иосифа должна относиться к тому времени, когда Рахиль была ещё жива. Очень быть может, что и этот сон, приведённый здесь, как одна из причин ненависти братьев, относится ко времени жизни Рахили, т. е. когда Иосифу было 6 или 7 лет. Если же сон этот рассказан Иосифом незадолго до продажи его в рабство, тогда надобно разуметь под именем матери старшую жену Иакова, госпожу дома, т. е. Лию, которая по смерти сестры, конечно, пользовалась названием матери от сынов Рахили.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 36 Вот старейшины сынов Исавовых. Главы, или вожди племён. Еврейское аллуф – вождь происходит от слова «елеф», которое означает «тысячу», а иногда «племя». Ср. Суд. 6:15 ; Мих. 5:2 (митрополит Филарет, также и Англ. Библия). Бохарт и другие, говорит Англ. Библия, переводят слово «аллуф» словом хилиарх – тысяченачальник, другие же словом филиарх – родоначальник. Резенмюллер думает, что слово это употреблено вместо рода, т. е. «вот роды, происшедшие от Исава» (ср. ниже комментарий к Быт. 36:31 ). Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, Быт. 36:16 старейшина Корей, Корей был сын Оливемы, а не внук Ады. Предполагают, что его имя внесено здесь по ошибке. Ср. Быт. 36:14 и Быт. 36:18 . старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. Быт. 36:17 Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой. Быт. 36:18 Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой. Быт. 36:19 Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом. Быт. 36:20 Сии сыновья Сеира Хорреянина, Хориты, как мы говорили в комментарии к Быт. 14:6 (in loco), были троглодиты, жители пещер. Из Быт. 32можно заключить, что Исав овладел гористою областию Сеир, а сыны и внуки его частию покорили, частию уничтожили жителей её ( Втор. 2:12, 22 ). Нет сомнения, однако, что часть хоритов, или хорреев, оставалась на местах жилищ своих, управляясь по своим обычаям собственными старшинами. О. Герлах замечает, что покорение хоритов явствует из того, что Оливема, жена Исава, и Фамна, жена Элифаза, были взяты из этого племени, и что роды старейшин хорреевых приведены только для того, чтобы выяснить родословные Фамны ( Быт. 36:22 ) и Оливемы, дочери Аны ( Быт. 36:29 ). жившие в земле той: Лотан, Кнобель думает видеть воспоминание о Лотане или родство с ним в названии свирепого племени лейатан в окрестностях Петры.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И призвал Иаков Рахиль и Лию и сказал им: «Отец ваш, которому ( Быт.31:6 ) всею силою моею работах, ( Быт.31:7 ) десять раз измени мзду мою: но не даде ему Бог зла сотворити мне, и все козни отца вашего обратились на него же самого. Когда обещал он дать мне в награду овец пестрых, думая, что родится их немного, тогда рождалось множество пестрых овец. А когда обещал мне овец с крапинами, думая, что таких родится немного, тогда все рождались с крапинами». Тогда Рахиль и Лия сказали ему: ( Быт.31:14 ) «Нет нам части в дому отца нашего. Все, что было у него, отдал он сыновьям своим, а нас ( Быт.31:15 ) продаде, и снеде снедию серебро наше. Истощил и твои силы в те четырнадцать лет, в которые ты работал ему за нас. ( Быт.31:16 ) Ныне убо, елика тебе рече Господь, твори: мы готовы идти с тобою в тот день, когда пошлет тебя Бог». ( Быт.31:20 ) Украде у Лавана Иаков сердце, а Рахиль – богов его. И пришли они на гору Галаад, Лаван же ( Быт.31:23 ) гна в следе и достиже. ( Быт.31:21 ) И явился Бог Лавану во сне, и рече ему: блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла, большого или малого. Однако ж Лаван не мог скрыть гнева своего и сказал: ( Быт.31:29 ) «Рука моя может озлобити вас, но Бог отца твоего воспретил мне это вчера вечером». ( Быт.31:30 ) Вскую украл еси боги моя и дочерей моих и бежал? Прекрасна была любовь Иакова к Рахили, которая возлюбила Бога его, идолов же отца своего презрела, потому что обесчестила их не только тем, что похитила, как нечто маловажное и ни к чему не годное, но и тем, что в день, когда отец искал их, сидела на них, имея ( Быт.31:35 ) обычная женская. Лаван не удовлетворился и на другой день утром после того, как вечером явился ему истинный Бог, требует богов своих; вопреки тому, что сам прежде говорил: «Ты обогатил меня, потому что благословил меня Господь пришествием твоим», говорит теперь: ( Быт.31:43 ) Скоти, скоти мои: и вся елика ты видиши здесь, моя суть. ( Быт.31:44 ) Гряди, завещаем завет, и будет во свидетельство между мною и тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Маханаим – впоследствии город убежища ( Нав. 21:36 ) упоминается не раз в истории Давида и Соломона ( 2Цар. 2:8, 17:24, 27, 19:32 ). Быт.32:3 . И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже – maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт. 25:25 ), др. прозвание его – Едом ( Быт. 36:1 ), вероятно, ввиду случая с чечевицею ( Быт. 25:30 ), здесь употреблено пролептически (как в Быт. 14:6 ) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава ( Втор. 2:12, 4–5, 8 ). Исав с семьею переселился туда позже ( Быт. 36:6 ), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия – охоты. Быт.32:4 . и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, – акт восточной вежливости (ср. Быт. 23:6 ; 1Цар. 24:9 ), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву – и очевидное captatio benevalentiae. Быт.32:6 . И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет навстречу с 400 мужей, – вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился ( Быт. 28:9 ). Быт.32:7–8 . Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты ( Быт. 28:13–15, 31:13 ), – на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи – обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама Быт. 15:6 ). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010