Другое затруднение представляет замечание 31 ст., что перечисляемые далее цари идумейские царствовали до появления царя в Израиле: из этого замечания заключили, что книга Бытия (а вместе и все Пятикнижие) в настоящем виде произошла лишь при царях израильских, о которых-де не мог говорить Моисей. Но возможно, что Моисей говорил здесь о появлении царской власти в будущем, а что идея царской власти в избранном племени была близка сознанию Моисея и даже всякого верующего члена потомства Авраама, Исаака, Иакова, видно из того, что каждому из этих патриархов обетовано происхождение вместе с народами и царей ( Быт. 17:6, 26:3, 35:11 ); под влиянием этой идеи законодатель Моисей во Втор. 17:14–20 дает пространное постановление о царской власти, равно предполагает будущее существование царской власти и в предсказании о плене народа и царя ( Втор. 28:36 ). Возможно, впрочем, что весь раздел Быт. 36:31–39 внесен в текст главы позднейшей рукою из 1Пар. 1:43–53 , места, совершенно тождественного с первым; но древность и значение этой табели от того не понижается, так как родословия кн. Паралипоменон по своему началу восходят ко временам древнейшим. Быт.36:32 . царствовал в Едоме Бела, сын Веоров, а имя городу его Дингава. Имя Бела (слав. «Валак») в евр. языке родственно с именем Валаама, и как 1-й царь идумейский, так и известный прорицатель Валаам ( Чис. 22:5, 24:3, 15 ) имели отца Веора: на этом основании некоторые еврейские толкователи отождествляли первого с последним. Но сходство это, без сомнения, случайное. Быт.36:33–34 . И умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры. Умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян. Подобной же ассоциации сходства обязано мнение, что 2-й царь едомский Иовав был не кто другой, как многострадальный Иов. Мнение это внесено в греческий (и славянский) перев. кн. Иова в качестве приписки ( Иов. 42:17 ), причем имя города, откуда происходил Иовав, – Восора (или Боцра), – представлено, как имя матери Иова (Восора-Боцра – известный идумейсхий город, Ис. 34:6, 63:1 ; Ам. 1:12 ). Мнение это с другими учителями Церкви разделял и блаженный Феодорит (отв. на вопр. 95), находя в Быт. 36:33 сходство с историей Иова. Некоторую вероятность этому предположению дает то обстоятельство, что преемником царя Иовава (ст. 34) был фемакитянин, а из Фемана был Елифаз, друг Иова. Но ни исторически, ни грамматически тождество обоих лиц не может быть установлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2901. См.: Флп. 2. 21. 2902. Ср.: Пс. 118. 76. 2903. Ср.: Флп 3. 8. 2904. Ср.: Флп. 1. 21. 2905. Город Forum Cornelii, ныне Имола, находится недалеко от Клатерны. 2906. По мнению М. Цельцер, возможно, здесь содержится намек на резню при Адрианополе в августе 378 г. (см.: Zelzer. Т. 2. Р. 18, not.). 2907. Образ ловушки для птиц. — Примеч. ред. 2908. Ср.: Втор. 19. 14. 2909. Ср. у Вергилия, ecl. 1. 75: uiridi proiectus in antro. 2910. Сабин, епископ г. Плаченцы. Ему адресованы также письма 27, 32–34, 39. — Примеч. ред. 2911. Ср. у Вергилия, Aen. 6. 159: et paribus curis uestigia figit. 2912. Ср. названия посланий ап. Павла: к римлянам, к коринфянам и др. 2913. См.: 2Кор. 10. 10. 2914. См.: 2Кор. 2. 7. 2915. О Евсевии см. примеч. к epist. 26. Написано в конце марта 392 г. (см.: Zelzer. Т. 2. Р. 23, n. 1). Поскольку о лицах, упоминаемых в данном письме, известно очень мало, не все упоминаемые в нем имена, характеристики и факты можно прокомментировать. 2916. То есть брат и сестра, Амвросий и Амвросия. 2917. Речь идет, вероятно, о сыне и внуках Евсевия, нравственные качества которых распределились следующим образом: отца (Фавстина–старшего) отличает доблесть, сына (Фавстина–младшего) — смирение; Амвросий и Амвросия по характеру представляют нечто среднее между отцом и младшим сыном. 2918. Об Амвросии известно, что она избрала путь посвященной девственницы (см. примеч. к epist. 26, а также: inst. u. 1). 2919. Ср.: Быт. 8. 11 и след. 2920. Ср.: Быт. 9. 9. 2921. Ср.: Быт. 9. 20–23. 2922. Амвросий, старший сын. 2923. Ср.: Быт. 9. 23. 2924. См.: Быт. 9. 26; 10. 1 и след. 2925. См.: Гал. 3. 29. 2926. Ср.: Быт. 18. 18. 2927. Ср.: Быт. 9. 27, а также у Иеронима (nom. hebr. 7). 2928. Ср.: hymn. 5. 29: geminae gigas substantiae. 2929. Ср. у Вергилия, georg. 3. 58: et faciem tauro propior. 2930. См. примеч. к epist. 27, 32–34, 37. Свт. Амвросий извещает Сабина о событиях в Медиолане. 2931. См. примеч. к epist. 32. 2932. Обращение не к адресату письма, а к оппоненту в споре. 2933. В Синод, пер.: которые в существе не боги.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ Приступая к изложению суждений о любви и самолюбии с религиозной точки зрения, мы считаем необходимым дать насколько возможно ясное понятие о Боге, Который есть вечное Бытие, Жизнь и единственный Источник жизни, Первопричина всякого бытия во вселенной. При этом мы не будем возбуждать вопроса о бытии Божием вообще, а потому и доказательств бытия Его не будем приводить, ибо самое бытие и жизнь всего существующего во вселенной служит явным доказательством существования Бога — Источника жизни. Кроме того, Божественное Откровение и вера в бытие Божие всех народов мира служат несомненным доказательством этого — разве только безумный скажет, что нет Бога (Пс. 13:1; 52:2). Мы постараемся изложить здесь самые доступные разуму понятия о Божестве, Его жизни и свойствах, заимствованные нами из книг Божественного Откровения и учения Свв. Отцов. Нам кажется, что самое верное, доступное для человека богопознание могут дать нам имена Божии, которыми Он именуется в писаниях свв. пророков и особенно во Св. Евангелии Христа Спасителя, ибо Евангелие есть слово воплотившегося Сына Божия, Который говорит: Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть (Мф. 11:27). И еще: Бога никто не видел нигде, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18). Однако же Святая Церковь Христова исповедует, что и через пророков говорил Дух Божий и Слово Его по воле Отца Бога. А потому и через пророков данное богопознание так же истинно, как истинно боговедение, принесенное человечеству Сыном Божиим, Иисусом Христом. Имена Божии, если человек стремится познать Бога, имеют важное значение, потому что в них выражаются свойства жизни непостижимого для нас Существа Божия. Правда, относительно Божества мы должны помнить, что никакое наименование Его не может полностью выразить Существа Его и свойств жизни Его. Тем не менее человечество — особенно свв. пророки и другие угодники Божии — по внушению Духа Святого, давало Ему имена, сообразные проявлениям свойств и совершенств жизни Его. Кроме того, Сам Бог открывал свойства Своей жизни человеку, давая им понятные наименования. Так, говоря с пророком Моисеем, Бог назвал Себя словом Сый, т.е. Сущий (Быт. 14:22; Втор. 4:39; 32:39); пророку Исаии было сказано то же (см. Ис. 1:24). Бог именовал Себя Премудростью, Разумом, Всемогущим (см. 1 Цар. 11:3), Творцом всего сущего (см. Быт. 1:1 и далее), Господом разумов (см. 1 Цар. 11:3). Кроме того, Бог называл Себя словом Элогим (Быт. 1:1), что значит могущественный, достопоклоняемый; Эльшаддай (Быт. 17:1) — сильный, крепкий; Иегова (Исх. 3:14-15) — вечный; Адонаи (Быт. 15:2, 8; Исх. 24:9; Втор. 3:26) — Господь, Судья, Управитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

Сама духовная брань ведется христианами «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). А тот факт, что Сын Божий и «сущий над всем Бог» (Рим. 9:5) принял плоть от Пресвятой Девы Марии, как представительницы народа израильского, ставится Апостолом в заслугу этой нации. Словосочетания «плоть и кровь» (σρξ κα αμα, Лев. 17:11; Прем. 7:2 ; Сир. 17:30; Соф. 1:17; Мф. 16:17; Ин. 6:54–56; 1 Кор. 15:50; Еф. 6:12; Евр. 2:14), «мясо и кровь» (κρα κα αμα, Лев. 6:27; 16: 27; Числ. 19: 5; Втор. 12:23. 27; 32:42; Иез. 39:17; Пс. 49:13), а также «плоть и кости» (Быт. 2:23; Иов. 10:11; Пс. 37:4; Лк. 24:39; Еф. 5:30) употребляются либо для того, чтобы обозначить вещества тел жертвенных животных, либо чтобы подчеркнуть физическую сторону человеческой природы. При этом, кроме нейтральных и негативных контекстов употребления этих формул, мы находим и сугубо положительный, когда, например, речь идет о единой природе человека в мужском и женском естествах (Быт. 2:23), а также о полноте восприятия Сыном Божиим человеческой природы для победы над диаволом (Евр. 2:14). Также несомненно присутствие положительного богословского значения в ветхозаветных жертвенных мясе и крови, которые явились прообразами Евхаристических плоти и крови Христа Спасителя (Лев. 6:27; Иез. 39:17; Ин. 6:54–56; Евр. 9:13–14). Так, например, пророчество Иезекеиля «о великой жертве (θυσαν μεγλην) на горах Израилевых» (Иез. 39:17), куда призываются верные «есть мясо и пить кровь» и которая будет связана с явлением славы Господней «между народами» и излиянием Духа Божия «на дом Израилев» (Иез. 39:21. 29) имеет прообразовательное значение Голгофской и Евхаристической жертв 309 . Мы оставляем за рамками нашего обзора подробный анализ употребления термина «тело» (σμα), ввиду очень широкого круга его возможных значений, многие из которых не имеют прямого отношения к телу человека. Относительно же использования термина «σμ» к человеку отметим только характерный сдвиг (по сравнению к понятию «плоти») в понятийной нагрузке термина к более целостному описанию человеческой природы. Однако зачастую значение этого термина практически тождественно вышерассмотренному понятию «плоть» 310 . В исследовательской литературе мы найдем зачастую противоположные мнения: как в пользу качественного различия 311 , так и в пользу отождествления понятий «плоть» и «тело» у апостола Павла 312 . Для традиции православного богословия характерно понимание учения о воскресении именно как восстания преображенной человеческой плоти. К сожалению и удивлению нашему, даже среди православных богословов мы встречаем сегодня значительный крен в оценке этого таинственного события в сторону восстановления бытия хотя и «целостной природы», но только психо-соматического личностного порядка, которая признается «ничего общего не имеющей с телом погребенным в могиле» 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

4Цар.5:6 .  и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 4Цар.5:7 .  Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог , чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Из того, что сирийский царь без колебания посылает Неемана к израильскому царю с решительным требованием в письме (содержание письма передается, ст. 6, кратко), можно заключать, что сирийские цари после поражения Ахава продолжали считать израильских своими вассалами; в самом требовании царя снять проказу с Неемана видно воззрение на чудо, как на дело магии. По обычаю Востока, этикет которого требует приношения богатых подарков важным лицам, Нееман берет с собой (ст. 5) много серебра и золота и, кроме того, также по восточному обычаю ( Быт.41:14 ; 1Цар.28:8 ; 2Цар.12:20 ), 10 перемен одежд. Несмотря на это, царь израильский, понявши письмо сирийского царя в смысле пребывания к нему самому и, видимо, совершенно не думавши о великом пророке Елисее, приходит в отчаяние (ст. 7): от печали раздирает одежды свои (ср. 4Цар.2:12 ), признает, что лишь Богу свойственно умерщвлять и оживлять (ср. Втор.32:39 ) – проказа почиталась бедствием почти равным смерти ( Чис.12:12 ), и подозревает в требовании сирийского царя искание повода к войне. 4Цар.5:8 .  Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 4Цар.5:9 .  И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 4Цар.5:10 .  И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. Теперь сам пророк напоминает царю о себе, о том, что Бог , умерщвляющий и оживляющий, невзирая на отступления народа и царя, готов явить им милость через своего пророка. Однако, когда Нееман прибыл к дому пророка Елисея, «он, храня закон, как живущий под законом не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев.13–14 ), а приказал ему 7 раз измыться в реке Иордане» (блаж. Феодорит, вопр. 19), обещая ему «обновление тела» и «чистоту» (ст. 10, ср. Лк.17:11 ), как говорилось обычно об исцелении от проказы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.10:12 . сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее. 12 . Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном ( Быт. 31:23 ) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава ( Быт. 32:7–8 ); «…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом ( Быт. 32:24, 28, 30 ; Ос. 12:3–4 ). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия. Прем.10:13 . Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: Прем.10:14 . она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу. 13–14 . Пример Иосифа, «проданного праведника» ( Быт. 37:25–28 ), которого премудрость «спасла от греха», разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:7–12 ). – «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья ( Быт. 37:22 ) и из египетской тюрьмы ( Быт. 39:20–21 ); «принесла ему скипетр царства…» – ср. Быт. 41:39–40 . «…Показала лжецами обвинявших его…» – разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:14–18 ); «даровала ему вечную славу…» – бессмертную память в потомстве (ср. Прем.4:1, 8:13 ). Прем.10:15 . Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его, 15–21 . В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства. 15 . Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта ( Иез. 20:8, 23:3 ). Непостоянство в религии, склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение ( Исх. 19:5–6 ; Втор. 26:18–19 ). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Выражение: «не обвиняй в этом» может означать не только отрицание преступности факта, но и отрицание самого факта. А что первосвященник отрицал не преступность только факта (потому будто бы, что он, вопрошая Бога для Давида, вопрошал, как бы для самого царя), а самый факт, это можно видеть из более точного понимания слов: «теперь ли я стал вопрошать для него Бога“? Собственное, первоначальное значение глагола – просверливать, прокалывать, затем, он всего более употребляется в значении: убивать, поражать, ранить, как ( Иез. 28:9 , Ис. 51:9; 53:5 ), также в значении: оскорблять, бесславить, нарушать, как ( Числ. 30:3 , Иез. 25:3; 39:7 ). Наконец, этот глагол значит иногда и просто: стал, начал (что-либо делать). Но и в этом, последнем случае, как видно из мест, где он встречается, он означает не простое начинание, как ( Втор. 1:5 , 1Цар.17:39 ), а какое-нибудь особенное, так что его первоначальный смысл, заключающий в себе понятие разрушения, силы, и также отваги, несколько удерживается, напр., «сей (Нимрод) начал быть силен на земле», т. е., как нужно предполагать, Нимрод был первым царем завоевателем или первым организатором военной силы ( Быт. 10:8 ) «с сего дня я начну распространять страх и ужас перед тобой на народы под всем небом». ( Втор. 2:25 ). «И он (Самсон) начнет спасать Израиля от руки филистимлян», т. е., собственно, начнет поражать филистимлян. И начал дух Господень действовать в нем в стане Дановом» – значение то же, что и выше ( Суд. 13:5, 25 ). «Что они начали делать и не отстанут они от того». Здесь разумеется дерзкое предприятие людей в земле Сеннаар ( Быт. 11:6 ) и, потому, ближе к сущности дела это место можно бы было перевести так: на что они отважились, дерзнули, от того не отстанут. И вообще во всех вышеприведенных местах, кроме ( Втор. 2:25 ), смысл, заключающийся в глаг. , может быть выражен русскими словами: возъимел мужество или смелость, отважился, дерзнул. Точно так же и в ответе первосвященника слова всего лучше, по нашему убеждению, перевести так: осмелился или дерзнул вопросить.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

«…памятником неверной души – стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота ( Быт. 19:26 ). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор. 29:23 ; Ис. 1:9, 13:19, 23:14 ; Иер. 49:18, 50:40 ; Иез. 16:49–50 ; Ос. 11:8 ; Мф.10:15, 11:23 ; Рим. 9:29 ; 2Пет. 2:6 . 8 . Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель. Прем.10:9 . Премудрость же спасла от бед служащих ей. 9 . В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. Прем.10:10 . Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. Прем.10:11 . Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, 10–11 . Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» – указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию ( Быт. 27:43 ). «…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы ( Быт. 28:12–13, 17 ). «Царство Божие» – мир ангельский. «…даровала ему познание святых…», т.е. ангелов (ср. Прем.5:5 ), или вообще сверхчувственного мира ( Прем.9:10 ; Притч. 30:3 ); «…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался ( Быт. 31:39–42 ). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него ( Быт. 30:43, 31:7 ). В этом Иаков видел дело Божие ( Быт. 31:9–12 ), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. Прем.7:11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В словах «и на земле, как на небе» используется терминология, характерная для Библии, начиная с самого первого ее стиха. Детальное исследование употребления терминологической пары «небо – земля» в Ветхом Завете 36 показывает, что в общей сложности она встречается там не менее 185 раз. Иногда небо и земля соединяются в одну тематическую пару, соединенную союзом «и»: «В начале Бог сотворил небо и землю» ( Быт.1:1 ); «Так совершены небо и земля и все воинство их» ( Быт.2:1 ); «Содрогнутся небо и земля» ( Иоил.3:16 ). Иногда земля противопоставляется небу в рамках одного предложения, например: «Ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои?» ( Втор.3:24 ); «Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу» ( Втор. 4:39 ); «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу» ( Втор.5:8 ); «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» ( Пс.72:25 ); «Да веселятся небеса и да торжествует земля» ( Пс.95:11 ). В некоторых случаях «небо» упоминается в паре не с землей, а с другим понятием, имеющим сходную функцию: бездной ( Пс.106:26 ), преисподней ( Пс.138:8 ). Прямая речь Иисуса, как она отражена на страницах Нового Завета, в полной мере впитала в себя традицию одновременного употребления понятий «небо» и «земля» в качестве терминологической пары: Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона ( Мф.5:18 ; Мр.13:31 ; Лк.16:17 ). Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его ( Мф.5:34–35 ). Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф.7:19–20 ). Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли ( Мф.11:25 ; Лк.10:21 ). Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ; Лк.21:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

235. Быт. 11:4. 236. См.: Быт. 13:12. 237. Быт. 12:1. 238. Числ. 11:4–6. 239. Sokol J. lovk a svt oima Bible. P. 33. 240. Лев. 25:2–5. Урожая шестого года должно было хватить на три следующих года. См.: Лев. 25:20. 241. Символика этого числа связана с его кратностью семерке. 242. См.: Лев. 25:8. 243. «…И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее…» (Лев. 25:10–11). 244. «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» (Лев. 25:39–43). 245. См.: Фергюсон Н. Восхождение денег. С. 41. 246. Другая проблема заключалась в том, что, по свидетельству исторических источников, как в Месопотамии, так и у евреев со времен Ветхого Завета данное требование на практике исполнялось редко. 247. Пс. 23:1. 248. Лев. 25:13–16. 249. Лев. 25:23. 250. Лев. 23:22. 251. Втор. 24:19. 252. См.: Втор. 26:12–15. 253. Tamari M. The Challenge of Wealth. P. 52. 254. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). См. также: Ис. 1:11; подобный пассаж можем найти и в Евангелии от Матфея, 9:13: «…Пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». И еще в Евангелии от Матфея, 12:7: «…Если бы вы знали, что значит: “милости хочу, а не жертвы”, то не осудили бы невиновных». 255. 1 Цар. 2:8. 256. Притч. 14:31. 257. Притч. 21:13.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010