Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства. Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «...Велико развращение человеков на земле... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла. В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48). Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («...нет человека, который не грешил бы» - 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7). Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23). И. может исходить непосредственно от Бога В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение евр. глагола  . Испытание, исходящее от Бога,- это благо, потому что Бог посылает его исключительно с целью воспитания и духовного возрастания человека. Испытывая веру Своего избранника Авраама (Быт 22. 1-18), Бог повелевает ему принести в жертву сына - наследника обетований: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт 22. 2). Это повеление, с одной стороны, заставляет Авраама выбирать между покорностью воле Божией и родительской любовью, с др. стороны, как бы ставит под сомнение данные Богом ранее обетования, которые должны были исполниться через Исаака (Быт 17. 19). Авраам повиновался, в указанном месте возложил на жертвенник сына и был готов заколоть его, но в последний момент Ангел Господень останавливает его, вместо Исаака приносится в жертву овен (Быт 22. 10-13). Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему: «...теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Желая загладить свою вину пред Иаковом, а вместе и обеспечить себе его обязательство работать новые семь лет, Лаван предлагает ему окончить неделю брачного торжества с Лиею (schebua – именно неделя, седьмица дней, а не седьмица лет, как в Дан. 9:2, 24 ) и затем вступить в брак с Рахилью. Женитьба Иакова на Рахили Быт.29:28 . Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. Иаков, непосредственно после брачной недели Лии, женится на Рахили (а не после новых 7 лет работы, как полагали старые толкователи, по примеру И. Флавия и св. И. Златоуста, Бес. на Бытие 61, 599 ). Быт.29:29 . И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили. И второй своей дочери Лаван дает в собственность рабыню Валлу. Обе рабыни названы по именам и именно в истории брака Иакова потому, что обе они сделались для него женами второго ранга ( Быт. 30:3, 9 ). Лия рождает четырех сыновей Быт.29:31 . Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Вместо «нелюбима», греко-слав. более точно передает евр. senuah – «ненавидима»; но мысль одна: Иаков, по сравнению со страстно любимой Рахилью, почти не замечал, не ценил Лии («amorem sequentis priorui praetulit», Vulg.). Иегова, милостиво призирающий на всех несчастных и обиженных ( Быт. 14:7, 21:17, 39:2 ), дарует Свою милость и не имевшей полного супружеского счастья: она делается матерью первая, а Рахиль остается неплодной (что одна из двух жен была любимой, aguvah, а другая – нелюбимой, senuah, было явлением обычным, Втор. 21:15 ). Быт.29:32 . Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой. По обычаю древности (ср. Быт. 4:1 ) имя первенцу Иакова дает мать его, Лия. Рувим евр. Ruben – вот сын – естественное восклицание радости у матери. Но в тексте стиха дается несколько иная этимология имени, основанная на нередкой в еврейском языке игре слов: raah beani – «призрел Господь на мое бедствие». Иудейские комментаторы, обращая внимание на слово (ст. 31) vajiphtach, «и отверз», полагали, что и Лия была совершенно неплодна, и что 12 патриархов родились столь же не вполне естественным путем, как и Исаак, Исав и Иаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Восстань, Боже, суди землю!… Земля сперва была безвидна и пуста ( Быт.1:2 ), но когда рука Зиждителя привела ее в надлежащее устройство, она была вся добра зело. Грех человека навлек на нее проклятие и за проклятием все беды. Проклята земля за тебя ( Быт.3:17 ), — сказал Господь человеку в начале бытия его. Чем долее человек жил потом, тем более надобно было терпеть земле. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли ( Быт.6:12- 13 ). И  воды потопа пришли на землю ( Быт.7:10 ). Земля принесла за людей очистительную жертву и успокоилась, но ненадолго. Вскоре жупел и огонь Содомский ( Быт.19:24 ) возвестили о новом мучении земли за грехи людские. И надолго печальный долг страдать за человека сделался постоянной долей земли. За грех братоненавистного извета (Быт. гл. 37) она потребляется гладом (Быт. гл. 41 -45), на ропот недовольных «человеком Божиим» отверзает свою внутренность ( Числ.26:10 ), за идолопоклонство и нечестие сохнет (ЗЦар.18:2). Пророк предсказывал в будущем еще большее зло земле: Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ( Ис.24:3-6 ). Земля и все дела на ней сгорят ( 2Петр.3:10 ), — прибавляет апостол. Земля будет тлеть и гореть, потому что должны истлеть и сгореть дела. Итак всё бедствует земля, и всё бедствует за человека! И теперь своим грехом он беспрестанно нарушает ее богоустановленный чин и порядок, жестокостью и невнимательностью мучит ее жизнь, беспрестанно клевещет на нее, позорит ее, поносит, все свои вины слагает на нее, беззащитную.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Как моя покойная бабушка, Журавлева Матрена Федоровна, когда видела моего дядю, теперь уже покойного Николая, у нее такое выражение на лице появлялось, что дальше некуда. Он был единственный в нашей семье коммунист. И когда что-то с ним происходило, она просто говорила: «Коммунист. Что тут поделаешь». Но возможно Иаков говорит этими словами «брат», «Исав»: «Я не знаю! Как он поведет себя. Может быть как мой брат? А может быт как нечестивый Исав?» « Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества » ( Быт. 32:12 ). Кстати, Господь так не говорил Иакову: «как песок морской». Господь говорил: «как прах земной». А вот Иаков как бы немного эти слова приукрасил. Бог говорил ему: «как песок земной» ( Быт. 28:14 ). Но Аврааму Господь точно сказал: «как песок на берегу моря» ( Быт. 22:17 ). Таким образом, Иаков научает нас слова, обращенные к нашим благочестивым предкам, относить и к нам самим. Особенно, если речь идет о неких предостережениях. Ибо «как звезды небесные» ( Быт. 22:17 ) – это одно, другое же – «песок морской». А, если сказать иначе, «прах земной». Ибо звезды сияют с небес, песок морской попирают ногами, а прах земной, и есть то состояние, в которое мы возвращаемся, после нашей смерти ( Быт. 3:19 ). « И ночевал там Иаков в ту ночь… » ( Быт. 32:13 ). – Смотрите, мы так напряженно беседуем: они еще не встретились, они еще не видят друг друга, Исав и Иаков. Те еще идут – 400 человек, и с ними Исав. А Иаков просто «ночевал там», «в ту ночь» – подобное удвоение в описании его сна нечто хочет донести и нам, ибо очевидно, что если «ночевал», то и была «ночь». «Совершенная добродетель имеет тишину и твердый покой; поэтому Господь и обещал этот свой дар более совершенным, говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин. 14:27 ). Поэтому совершенные не столь легко поддаются земным вещам, не смущаются страхом, не волнуются подозрением, не трясутся от ужаса, не поддаются скорби, но, словно находясь на безопасном берегу, имеют свой ум твердо пребывающим в неподвижном состоянии против нахлынувших волн мирских бурь. Эту твердость христианским умам сообщил Христос, принеся внутренний мир душам испытанных людей, чтобы не смущалось наше сердце и не волновалась душа. То, что этот мир превосходит всякий ум, доказывает наш учитель апостол, говоря: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» ( Флп. 4:7 ). Итак, плод мира – не смущаться в сердце. Наконец, жизнь праведного спокойна; неправедный же, напротив, полон беспокойства и смятения. Итак, нечестивый поражается более своими подозрениями, нежели множество людей – ударами других; и в душе его синяки от ран больше, нежели на теле тех, кого избивают другие» 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– что высохло море, и потекла вода из скалы по мановению жезла Моисея ( Исх. 14:21; 17:6 ); – что явился Бог в пламени огня тернового куста, который не сгорал ( Исх. 3:2 ); – что брошенные в огонь мужи не сгорели ( Дан. 3:24–25 ); – что пророк Ионна был во чреве кита три дня и три ночи, и что кит изверг его живым и невредимым ( Ион. 1:7;2:10 ); – что прокаженный Нееман очистился по слову пророк Елисея омывшись в Иордане( 4Цар. 5:13–14 ); – что дерево утонуло, a железо всплыло ( 4Цар. 6:6 ); – что солнце остановилось, и закат не наступал (Иис. Нав. 10:12–13 ); Вот что я думаю, разве верующие во все это не понимают, что превозносящиеся над верой все это сочтут за больший бред нежели то, в чем те обвиняют христиан. Будет правильно не принимать то, чем пренебрегают, или не пренебрегать тем, что приняли. Глава V В Ветхом Завете о Боге сказано гораздо больше отталкивающего для ума неверующего, чем о Христе, однако иудеи и мусульмане утверждают, что Он не может быть Богом. Христиане же принимают и Ветхий, и Новый Завет в соответствии с правильным пониманием их содержания. Те же, кто верит пророкам, но считают Евангелие ложным, на самом деле пренебрегают книгами пророков, в которых Бог говорит о Себе Самом. Плотской ум содрогнется, услышав это. Кто же из тех, у кого ум вместо веры примет следующее из Писаний: – что Бог гулял по раю ( Быт. 3:8 ); – что Он обонял приятное благоухание ( Быт. 8:21 ); – что Он раскаялся, сотворив Адама ( Быт. 6:6 ); – что Он сошел и смешал языки в Вавилоне ( Быт. 11:7 ); – что Он пришел к Аврааму, ел и пил у него ( Быт. 18 ); – что сказал Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли ни поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю " ( Быт. 18:20–21 ); – что Он стоял на лестнице и разговаривал с Иаковом ( Быт. 28:13 ); – что Он сошел на гору Синай, сказав Моисею как своему товарищу, что никто не может видеть Меня и остаться в живых ( Исх. 33:20 ); – что Господь приняв вид облака, покрыл скинию ( Исх. 40:34 );

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Быт. 41:7 и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Т. е. сначала он не понял, так живо было впечатление этого сна, и, только опомнившись, он понял, что виденное им была не действительность, а сон. Быт. 41:8 Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта «Толкователей священных письмен» – так переводит м. Филарет слово «хартумме», и очень близко к этому передаёт это слово комментарий Англ. Библии, указывая, что слово это должно быть передано словами «священные писцы». И м. Филарет, и Англ. Библия указывают одинаково на происхождение этого слова от еврейского и сирского видел, или истолковал, и закрыл (отсюда слово «тайна»). М. Филарет прибавляет следующее: «Не без причины разумеют под сим средний разряд жрецов египетских (иерограмматеис), толкователей священных письм, одним словом, иероглифов… Фараон имел особую причину обратиться к толкователям иероглифов, ибо в сновидении его с первого взгляда приметен был характер иероглифический. Под именем мудрецов разумеются, может быть, жрецы высшей степени» (Зап. на Кн. Бытия, ч. II, стр. 195). и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. М. Филарет делает замечание, что сон кажется ясным и, казалось бы, должен был быть легко истолкован людьми, постоянно занимавшимися истолкованием снов и иероглифов. Нет сомнения, что затмение, нашедшее на них, было делом особого промысла Божия 162 . Быт. 41:9 И стал говорить главный виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; Или грех, совершённый перед фараоном, или, вернее, грех неблагодарности к Иосифу, которому он обещал помочь выйти из темницы, если будет сам освобождён ( Быт. 40:14–23 ). Быт. 41:10 фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей; См. комментарии к предыдущей главе. Быт. 41:11 и снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон особенного значения; Быт. 41:12 там же был с нами молодой Еврей, раб начальника телохранителей; мы рассказали ему сны наши, и он истолковал нам каждому соответственно с его сновидением;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Очевидно, что все это – предания, вышедшие из одного общего первоисточника; но тогда как мрак языческой Халдеи успел многое затмить и обезобразить в этих первобытных сказаниях, чистый свет откровенной истины продолжал сохраняться в линии богоизбранного народа и таким дошел до Моисея, предавшего его письменам под особым руководством Духа Божия. Быт.11:29 . Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; Интересуясь всякой подробностью, касающейся личности и семьи Аврама, бытописатель отмечает и факт женитьбы Аврама и оставшегося в живых его брата – Нахора. «Сара» – имя жены самого Аврама, по более точному переводу, означает «госпожа»; из XX гл. 12 ст. видно, что она доводилась родственницей Авраму – или сводной сестрой (от разных матерей), или даже племянницей, будучи родной сестрой Милки и дочерью уже умершего брата Аврама – Арана ( Быт. 20:12 ). Быт.11:30 . И Сара была неплодна и бездетна. Важная подробность, приготовляющая к последующему повествованию ( Быт. 16:1, 18:11–12 ). Выход Фарры из Ура в Харан Быт.11:31 . И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. Моисей здесь не объясняет нам мотивов переселения Фарры из его отечественной земли, но в ином месте ( Быт. 15:6–7 ) он и сам отчасти указывает, а другие священные писатели и прямо говорят, что это было сделано им в силу особого божественного повеления ( Неем. 9:7 ; Деян. 7:3–4 ), имевшего, очевидно, своею целью сохранение дома Фарры от заражения всеобщим идолопоклонством ( Нав. 24:2–3 ). Из южной области Ура Халдейского Фарра со всеми перечисленными здесь членами своего семейства двинулся на север в землю Ханаанскую, т. е. к пределам Сирии и Палестины; но на пути своего переселения они сделали более или менее продолжительную остановку в Харране, области, лежавшей при реке Белии, на прямом пути между Низибией и Гаргамами, нередко встречающейся в клинообразных текстах и известной также по знаменитой битве Красса с парфянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4–6 Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, автор отмечает, что вера Авеля проявилась, когда он верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Отличие состояло не в качестве жертвы ( Быт. 4:3–4 ), но в разнице позиций двух братьев (которая подразумевается в Быт. 4:4–7 ). Каину было сказано, что его приношение будет принято, если содеянное им было правильным (ср.: Прит. 15:8 ). Но Бог по достоинству оценил праведность Авеля и его веру, когда Он оценил жертву Авеля как лучшую, нежели Каина. Авель говорит еще в том смысле, что он свидетельствует о вере, к которой благоволит Бог. Пример Еноха, который переселен был так, что не видел смерти, был знаком того, что он угодил Богу. В Быт. 5:22 и 24 говорится, что он «ходил с Богом» ( в русской синодальной Библии – «пред Богом»), и для автора Послания к Евреям это образец веры, жизни с верой, ибо без веры угодить Богу невозможно (6). Такой вывод соответствует определению веры в ст. 1 и двум ее составляющим. Ибо необходимо, чтобы приходящий [букв. «приступающий», как в 4:16; 7:25; 10:22; 12:22] к Богу веровал, что Он есть [уверенность в невидимом], и ищущим Его воздает [убежденность в исполнении обетовании]. 7 Когда Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, ему было сказано о приближении суда в виде потопа ( Быт. 6:13–22 ). Он с благоговением и послушанием откликнулся на слово Божье, выразив свою веру тем, что построил ковчег для спасения своего дома и погибавшего мира. Ной сделался наследником праведности по вере в том смысле, что его праведное поведение ( Быт. 6:9; 7:1 ) было плодом его веры. 8–10 Авраам находится в центре внимания вплоть до ст. 19 отчасти потому, что он являет собой образец совершенной веры, а отчасти из–за его роли в осуществлении замысла Божьего о спасении. Впервые упоминается обетование, данное Аврааму о стране, которую он имел получить в наследие ( Быт. 12:1 ). Поверив в это обетование, он пошел, не зная, куда идет. Вера Авраама проявилась в незамедлительном исполнении, отклике на призыв Бога. Причиной такого послушания была надежда на получение в наследство земли обетованной. Потом он жил на земле обетованной, как на чужой, с теми, кто были сонаследниками того же обетования. Когда автор послания говорит об Аврааме как об ожидавшем города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог, он раскрывает Его главную цель – небесную страну или небесный город, о котором говорится в 11:13–16; 12:22–24и 13:14. Ожидая исполнения обетовании о земном наследии, патриархи пришли к осознанию того, что эта жизнь не завершается сама по себе, но представляет собой паломничество в будущее, которое только Бог может построить для Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава 7 Вход Ноя в ковчег Быт.7:1 . И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег Вот положительное повеление Божие о предварительном размещении Ноя в ковчеге, которое было последним предостережением для всех и последним призывом грешного мира к покаянию. Быт.7:2–3 . и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, В этих словах мы имеем первый случай разделения животных на чистых и нечистых; к первым относились все те животные и птицы, которые или только употреблялись в пищу ( Лев. 11:1–47 ), или, кроме того, приносились в жертву ( Лев. 1:2, 10, 14 ; Быт. 8:20 ). Хотя точное разграничение всех этих видов и принадлежит уже позднейшей эпохе – дано в законодательстве Моисея, – однако, на практике оно существовало гораздо раньше, восходя, как мы видим отсюда, еще ко времени потопа, хотя Ноево выделение животных и птиц чистых для жертвы ( Быт. 8:20 ) и не совпадало с постановлениями закона Моисеева о принесении в жертву только 3-х пород скота и двух пород птиц. Закон же впоследствии в данном случае, как и в других, ему аналогичных, подтвердил, точно формулировал и узаконил то, что раньше было лишь установившимся обычаем. Всего чистого заповедано было взять всемеро больше, во-первых, с тем расчетом, чтобы обеспечить их лучшее сохранение и большее распространение после потопа, а во-вторых, быть может, и для продовольствия людей, заключенных в ковчеге. Быт.7:4 . ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю Последняя неделя была назначена, очевидно, для окончательного размещения всех людей и животных в ковчеге. Само по себе это указание на неделю, в связи с другими, имеющимися в той же истории потопа ( Быт. 7:10, 8:12 ), может говорить за глубокую древность недельного цикла и за первобытное происхождение семидневной недели и затем субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эта добродетель прилепляется к мудрому и верующему человеку и крепко держится его, даже к тому мудрецу, что сказал о мудрости: «Пожелал взять ее в невесту себе» ( Прем.8:2 ). Поэтому Бог говорит Аврааму: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт.21:12 ). Тем не менее, эти слова не относятся к физическому браку, так как в известном Божественном утверждении, открытом женщине о мужчине, сказано: «В нем найдешь убежище», «и он будет господствовать над тобою» ( Быт.3:16 ). Если сказано, что муж – господин своей жены, то как же тогда сказано мужчине: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт.21:12 )? Если кто-то принял добродетель в супруги, пусть слушает голоса жены своей во всем, что она ему посоветует. Итак, Авраам не хочет называть добродетель своей женой. Ибо пока добродетель называется его женой, она принадлежит только ему и никому другому. И пока мы не достигли совершенства, добродетель души должна быть внутри нас и принадлежать только нам. Когда же достигнем совершенства и сможем наставлять других, не будем уже запирать добродетель в сердце, как жену, но пусть она, словно сестра, единится с другими, с теми, кому она нужна. Ибо совершенным Божественное слово говорит: «Скажи мудрости: “ты сестра моя!”» ( Прит.7:4 ). В этом смысле Авраам сказал, что Сарра – его сестра. Он, будучи совершенным, позволил иметь добродетель всем, кто пожелает. 2 . Когда-то Сару хотел взять и фараон ( Быт. 12:15 ), однако желание его было не от чистого сердца, а добродетель может соединиться только с чистотой сердца. Поэтому в Писании говорится, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его» ( Быт.12:17 ). Ибо добродетель не может пребывать с губителем – именно это означает слово «фараон» на нашем языке. Но давайте посмотрим, что Авимелех сказал Господу. «Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» ( Быт.20:5 ). Как видим, Авимелех поступает совсем не так, как фараон. Он не такой невежественный и подлый и знает, что для добродетели он должен подготовить чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010