Тогда ее взгляд, чистый и невинный, которым она до тех пор всегда взирала на прекрасные плоды древа познания добра и зла, помутился. И если раньше красота плода не производила на нее особенного впечатления, то теперь ее любопытство страстно и вероломно приковано к нему, и она во что бы то ни стало хочет его попробовать. Помраченным от гордого желания умом она абсолютно верит в то, что ей сказал лжец, прельститель и обманщик. И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ). И немедленно то, что было дерево хорошо для пищи, и ...приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание ( Быт.3:6 ), оказалось семенем смерти! С тех пор грех будет лишь кратковременным услаждением гортани, позднее же его ужасные последствия станут горче желчи, а укоры совести будут острее обоюдоострого меча ( Притч.5:3–4 ). Этим безумным делом человек явил свою преступную неблагодарность и непочтение по отношению к Богу. Своей волей он отверг Источник Жизни. Поступок Евы был первым отступничеством, первым мятежом, который имел место на земле. Это была, так сказать, первая атеистическая акция разумного человека. Об этом свидетельствуют слова самого Адама, сказанные Богу. Когда Бог воззвал ( Быт.3:9 ) к Адаму в Раю пополудни, тот, представ пред Ним в стыде и страхе, сказал Ему: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт.3:10 ). Тогда Создатель сказал Своему творению: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт.3:11 ). По этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов замечает: «Ибо Адам обманулся и действительно подумал, что Бог не знал о грехе его, некоторым образом так говоря в себе: «Скажу, что я наг. Бог, не зная причины этого, спросит: «Отчего же ты стал наг?». А я отвечу Ему: «Не знаю». Так я обману Его и опять получу прежнее покровение. Если же и не получу сего, по крайней мере, Он не изгонит меня теперь же из Рая и не вышлет в другое место». Адаму же следовало так ответить своему Создателю: «Ей, Владыко, истинно согрешил я, преступив заповедь Твою, послушал совета жены своей и большой сделал грех, поступив по слову ее и преступив Твое собственное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Авраам был гостеприимен. «И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он в полдень сидел у дверей своего дома. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. 676 Увидев их, он поспешил навстречу им и поклонился до земли» ( Быт. 18:1–2 ), не ведая, что это за пришельцы; если бы он знал, кто они, то мы не удивлялись бы, что он служил [как] Богу. «И сказал Авраам: „Господи! 677 Если я обрёл благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба своего; принесут воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под деревом, а я принесу хлеба поесть”. Они сказали: „Так и сделаем”. Авраам позвал Сарру, свою супругу, и сказал ей: [„У нас] общая жизнь, пусть будут общими и добрые дела; поскорее замеси три саты лучшей муки”. Сам же поспешил к стаду коров и взял телёнка-сосунка от матери, нежного и хорошего, приготовить пищу» ( Быт. 18:3–7 ). Сарра же поторопилась приготовить пресные хлебы. Авраам хотя и владел 318 слугами, сам заколол и принёс телёнка 678 , приготовил пищу и «и поставил перед ними, и они начали есть» ( Быт. 18:8 ). И пришла с рёвом мать закланного телёнка, и Христос повелел 679 , и телёнок тут же ожил, встал и начал сосать свою мать 680 . «Сам же Авраам стоял подле них под деревом, и они сказали ему: „Авраам, где Сарра, жена твоя?” Он отвечал: „Здесь, в доме”» ( Быт. 18:9–10 ). Они же сказали ему: «Авраам, поскольку вы разделяете труд, то разделите и венец, ибо не ослабла у вас телесная сила, но укрепляясь мыслями и бодростью мудролюбия, преодолела естество; неся телёнка, ты не ощущал тяжести, но чувствовал облегчение при мысли о надежде на большее приобретение; и вот ныне сладкий плод взрастила твоя трапеза: Сарра, жена твоя, родит сына». И тут Авраам увидел Бога. «Сарра, стоя за дверьми дома и слушая, посмеялась, сказав: „Как я могу родить, если прошло уже время родить мне и моему мужу”. Обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось, и она посмеялась, сказав сама себе: „Как мне родить, если муж мой стар и я тоже состарилась?” И сказал Господь Аврааму: „Отчего это рассмеялась Сарра, жена твоя? Есть ли что трудное для Бога? Я дал тебе слово: [у Сарры] будет сын”. Сарра же, испугавшись, [сказала]: „Я не смеялась”» ( Быт. 18:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам» ( Быт.17:1–5 ). И после того, как Бог дал ему это имя, Он сразу же добавил: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт.17:7 ). И после этих слов прибавляет: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу» ( Быт.17:10–11 ). 4 . И так как мы достигли этого места, мне хотелось бы спросить, когда всемогущий Бог, Властитель неба и земли, возжелал поставить завет с этим святым, сделал ли Он главным в нем обрезание крайней плоти и то, что будущие его потомки мужеского пола должны быть обрезаны. Сказано: «Будет завет Мой на теле вашем» ( Быт.17:13 ). Было ли это тем, что Бог неба и Бог земли ( Быт.24:3 ) передал в вечном Своем завете тому, кого Он избрал из всех смертных? Ведь это – то единственное, в чем учителя в синагогах видели славу святых. Но пусть придут они, если захотят, и послушают, как Церковь Христова, которая через пророка провозгласила: «Но для меня друзья Твои, о Боже, прославятся», славит друзей Жениха, и Его слава передается им, в них отражаясь. Поэтому мы, наученные апостолом Павлом, говорим, что как многое было сделано в образе и подобии будущей истины, также и обрезание крайней плоти имело форму духовного обрезания, о котором «Бог славы» ( Пс.28:3 ) дал Свои заповеди смертным. Послушайте же, как Павел – учитель «язычников в вере и истине» ( 1Тим.2:7 ) – учит Церковь Христову тайне обрезания. «Берегись обрезания», – говорит он об иудеях, обрезающих крайнюю плоть, – «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» ( Фил.3:2–3 ). Это один взгляд Павла на обрезание. Рассмотри и другой: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим.2:28–29 ). Разве не кажется тебе, что такое понимание обрезания более подходит святым и друзьям Бога, чем обрезание плоти? Однако новизна этого выражения может отпугнуть не только иудеев, но и даже некоторых из наших братьев, ибо Павел, говоря об «обрезании сердца», похоже, допускает невозможное. Ибо как можно обрезать внутренний орган, скрытый от взоров людей? Обратимся к словам пророков, которые, вашими молитвами, могут пролить свет на интересующие нас вопросы. Пророк Иезекииль говорит: «Никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое» ( Иез.44:9 ). И также говорит с укором в другом месте не меньший пророк: «Все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» ( Иер.9:26 ). Итак, сказано, что с необрезанным сердцем и плотью «не должен входить во святилище» Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. Такое поведение говорит о том, что люди не хотели общаться с Богом, так как испытывали чувство вины. Грехопадение разрушило атмосферу доверия и сыновней преданности Богу. Само желание скрыться от Бога обнаруживает в прародителях потемнение рассудка и крайнее смятение совести, ибо как можно скрыться от Всеведущего? Быт.3:9 . И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Интересно, что Бог обращается к мужчине, так как он получил заповедь от Самого Бога и был главой семьи. Вопрос Бога ни в коем случае не означает, что Бог не знал, где находится Адам. Этим вопросом Бог дает Адаму возможность признать свой грех и раскаяться. Возможно, если бы люди покаялись, то они не были бы изгнаны из рая. Быт.3:10 . Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. В еврейском языке дополнение обычно стоит после подлежащего и сказуемого. В ответе Адама дополнение поставлено первым, для того чтобы сделать на нем акцент. Таким образом, Адам выражает мысль, что он спрятался не по причине собственного греха, а потому что услышал голос Бога. Следовательно, Адам не проявил раскаяния. Быт.3:11 . И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Милостивый Бог задает еще один вопрос, который вновь обусловлен не тем, что Бог не знал о грехопадении, но тем, что хотел побудить человека к покаянию. Быт.3:12–13 . Ни муж, ни жена не хотят признать свою вину: муж обвиняет жену, жена – змея. Слова мужа жена, которую Ты мне дал означают, что Адам косвенно обвиняет Самого Бога в своем падении. Почему же человек не покаялся и не возвратился к Богу? Одним из побуждений и в то же время самым страшным следствием грехопадения стало искажение образа Бога в сознании людей. Увидев в Боге перед вкушением плода подозрительного деспота, ревниво оберегающего Свою власть, человек и впоследствии стал опасаться Бога. Адам просто испугался, что предстанет перед Богом униженным должником, что должен отплатить угрызениями совести, должен отказаться от себя, дабы удовлетворить оскорбленному самолюбию Бога. Адам и Ева не поверили в любовь Божию, не увидели подлинный образ Отца и не смогли представить свое возвращение в ином свете. 5.3. Последствия разрыва с Богом. Первоевангелие (Быт. 3:14–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Ной выпускает голубя из ковчега Грехопадение – не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна – всемирный потоп . О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф – 912, Енос – 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак – 180, Иаков – 147, Моисей – 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека – 70–80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью… И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7–8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю… но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5–6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» – это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, – спрашивает отец Серафим, – если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые» . Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3–4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, – предполагает отец Серафим.

http://pravoslavie.ru/71153.html

33:10). Прими, говорит, приносимые тебе от меня дары, потому что с такой радостью увидел я лицо твое, как если бы увидел кто лицо Божье. Праведник сказал это из особенного угождения, чтобы смягчить его и расположить к братской любви. « И ты был благосклонен ко мне », то есть, сделаешь угодное мне. « Прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все » (Быт. 33:11). Не откажись, говорит, принять это; все это даровано мне Богом; Он — податель всего, что имею. Через это Иаков незаметно давал ему понять, какого удостаивается он божественного промышления, и располагая его к тому, чтобы он оказывал ему большое уважение. « И упросил его и тот взял ». Видишь, какая последовала перемена. « И сказал Исав: поднимемся и пойдем » (Быт. 33:12), то есть, будем совершать путешествие вместе. Но (Иаков), нашедши, благовидный предлог, просит: « господин мой , говорит, знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот » (Быт. 33:13); я не могу, говорит, спешить в путешествии; я принужден идти тихо и понемногу ради детей и стад, чтобы большим трудом не причинить им вреда. Итак, иди ты, говорит; а я, разделив на части труд детей и стад, настигну тебя в Сиире. Выслушав это, брат сказал: если хочешь, « оставлю я с тобой несколько из людей, которые при мне » (Быт. 33:15), — показывая этим свое уважение и услужливость. Но (Иаков) и этого не принял. « К чему это? , говорит, только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего ». Я об одном всего более заботился, чтобы приобрести твою благосклонность; когда я достиг этого, то ни в чем более не нуждаюсь. « И двинулся , сказано, в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф (Кущи) » (Быт. 33:17). 5. Слыша это, будем подражать этому праведнику показывать такое же смиренномудрие. И если кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не станем еще более воспламенять его нерасположения, а кротостью и смирением в словах и делах будем умирять вражду и, таким образом, врачевать озлобленную душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поэтому язычники Халдеи верили, что Божество ночью открывается во сне и дает предуказания касательно будущего. Господь явился во сне Авимелеху ( Быт.20:3 ), Лавану ( Быт.31:24 ), Соломону ( 3Цар.3:5–15; 9:2–4 ), пророку Даниилу ( Дан.7:1–28 ) и другим. Откровение Бога пророкам во сне признается обычной формой ( Чис.12:6 ). Божественное откровение в ночных видениях получали Авраам ( Быт.15:12 ), Самуил ( 1Цар.3:3 ) и Нафан ( 2Цар.7:4 ). В книге Иова 33:14–18 сообщение божественных откровений во сне и в экстазе считается обычным. И Валаам конечно не видел надобности оставлять этот общепризнанный способ вопрошения Божества 178 . И Вседержитель, созерцая пути спасения человечества, благоволил с целью испытания явиться Валааму: «и пришел Бог к Валааму, говорить выразительно» бытописатель, «и сказал: какие это люди у тебя». Это богоявление подобно явлению Бога Авимелеху ( Быт.20:3 ) и Лавану ( Быт.31:24 ); как там, так и здесь оно изображается словами: «и пришел Бог». Только там оно было неожиданно, здесь ожидалось с уверенностью. Там Он пришел во сне, здесь, по-видимому, в особом состоянии полузабытья, среднего между сном и бодрствованием. По своей форме это душевное состояние, может быть походило на то явление духа, о котором повествует один из друзей Иова Елифаз: «Среди размышлений, (говорить он), о ночных видениях, когда сон находить на людей, объял меня ужас и трепет, и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною, дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида его, только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос»... ( Иов.4:13–16 ). Так или иначе, но Бог или Его Ангел явился Валааму 179 и, желая прямо показать Свое нерасположение к делу, по которому Валаам обращался, строгим тоном спросил: «какие это люди у тебя» ( Чис.22:9 ) 180 . Валаам отвечает кратким указанием на повод и цель прибытия моавитского посольства ( Чис.22:10–11 ), именно выставляет для снискания благоволения Божия несправедливое, якобы угрожающее Моавитянам поведение «вышедшего из Египта народа» и законное стремление Валака избавить свой народ от той горькой участи, которую только что вкусили от руки Израильтян Сигон Амморейский и Ог Васанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010