А тем более возможна истинно нравственная жизнь и полная надежда на восстановление человечества в первобытное блаженное состояние в христианстве. Оно основывается на учении Нового Завета о пришествии на землю Сына Божия и искуплении Им человеческого рода и на действии в христианской Церкви св. Духа. Из всего сказанного следует, что воззрения оптимистическое (пеллагианское) и пессимистическое (манихейское) не могут быть приняты во внимание, хотя и содержат часть истины. Вот почему в Свящ. Писании высказывается двоякий взгляд на наш мир. С одной стороны, там заповедуется не любить мира, ни того, что в мире ( 1Ин. 2:15 ); в любящем мир нет любви Отчей (там же); дружба с миром называется враждой против Бога ( Иак. 4:4 ); мир представляется юдолью скорби и страданий (в псалмах); а с другой стороны говорится – так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3:16 ); мир представляется полем, на котором насаждается царство Божие ( Матф. 13:27 ). След., по учению Свящ. Писания, наш мир есть как бы двустороннее существо; он ни небо, ни ад, ни оптимистичен, ни пессимистичен, но он есть преддверие к тому и другому. В нем пшеница и плевелы смешаны. Учение Откровения о высоком назначении человека По ясному учению Бытописателя и автора книги Екклезиаст ( Быт. 2:7 ; Еккл. 12:7 ; ср. Матф. 10:28 ), человек есть двусоставное существо: чувственное, или естественное, и духовное, или личное. Чувственная, или естественная, сторона человека есть общая с остальными существами и предметами физического мира; и здесь нет высшего достоинства и назначения; нет образа и подобия Божия, а есть только, так сказать, след Божий, только отражение свойств Божиих. Но так как чувственная, или телесная, сторона соединена в человеке с духовной и личной стороной в одно существо и назначена быть непосредственным органом и символом ее, то и по телу своему, по строению и выражению его, человек отличается от животных и превосходит их. Вертикальным положением человеческого тела (в отличие от горизонтального положения тела животных), направлением лица, обозревающего все окружающее и устремляющегося взором вверх, указывается назначение человека быть господином природы ( Быт. 1:26 ) и выполнять высшую миссию на земле. Из телесных органов, в особенности указывающих на нравственное назначение человека, следует обратить внимание на руки. Между тем, как соответствующие рукам, органы животных служат только подпорой для тела и отчасти помогают приобретению пищи, руки человека назначены ко всесторонней деятельности. Руки делают человека способным к промышленным и художественным предприятиям и созданиям. Руками человек налагает на природу свою печать. Руку подает он ближнему в знак дружбы и примирения. Рукою же он благодарит. Руки он возносит на молитве и благословляет ими младших. Руками же совершаются всевозможные преступления. Даже есть особое умение по рукам угадывать жизнь и судьбу человека (хиромантия).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Если грех не мог без особенного искушения проявиться в человеческой природе даже тогда, когда в глубине ее покоилась происшедшая из довременного самоопределения греховность, то каким же образом он мог произойти в довременном существовании человека, когда этот последний ничем не обусловливался в своем греховном самоопределении? Это остается совершенно необъяснимым. Нужно признать одно из двух: или то, что грех произошел из довременного самоопределения человека, и что этот последний в силу безусловного своего самоопределения получил настолько твердое и неизменное греховное направление, что уже не нуждается в особенном искушении для проявления своего греховного состояния, или же, допуская необходимость временного искушения человека, должны мы отвергнуть довременное греховное самоопределение его и признать чистоту его природы в начале временного существования, оба же положения невозможно совместить между собой. В силу всего сказанного мы не можем признать справедливым воззрение Юлия Мюллера на происхождение греха. Что же касается того положения Юлия Мюллера, что его воззрение на происхождение греха вполне согласно с учением Священного Писания , то этого уже ни в каком случае невозможно признать справедливым. Воззрение Юлия Мюллера идет совершенно в разрезе с учением Священного Писания о творении человека, его первобытном состоянии и распространении греха от одного человека. Человек, по библейскому сказанию, представляется начавшим своего существование только здесь, на земле, и нигде в Священном Писании мы не находим следа о его довременном существовании ( Быт. 1:26–27, 2:7, 22 ). По воззрению Юлия Мюллера, человек во временном первобытном своем состоянии имел уже в своей природе греховность 161 , между тем как по учению Священного Писания человек представляется сотворенным по образу и подобию Божию ( Быт. 1:26–27 ) и, следовательно, чистым по природе и совершенно свободным от греха (ср. Еккл. 7:29 ), потому что в Боге, как Первообразе человека, невозможно допустить существования греха.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

1114,10 Осия обвиняет Израиль в неверности Господу и предсказывает, что в будущем он вновь будет верен Богу. 1112,14 В этом разделе книги Израиль обвиняется в измене Богу и подвергается осуждению. В нем повторяются темы прежней измены Израиля и его нежелания слышать слово Божие, изреченное через пророков. 11 Окружил. Северное царство как бы взяло Бога «в осаду». держался еще. Иначе: «ходит с». Некоторые комментаторы полагают, что пророк говорит о верности Иуды либо Богу (в противоположность Израилю; ср. 1,6.7), либо ханаанскому богу и его «святым». Бога. Это слово в еврейском тексте может относиться к некоему языческому божеству или даже к Элу, главному богу ханаанского пантеона. Глава 12 12 пасет. См. Притч. 15,14 ; Ис. 44,20 . ветер... за восточным ветром. См. 8,7; 13,15; Иов 15,2 ; Еккл. 1,14 ; Иер. 18,17 ; Иез. 17,10 . Эти образы тщеты и разрушения прилагаются к союзу Израиля с Ассирией (5,13; 7,11; 8,9; 14,3; 4Цар. 17,3 ) и Египтом ( 4Цар. 17,4 ). Такие союзы были не только проявлением негодной внешней политики, но и выражением неверности по отношению к Господу. ложь. Ложью были попытки лавировать между Ассирией и Египтом (7,11) и натравливать их друг на друга ( 4Цар. 17,3.4 ). елей. В процессе заключения союза часто подносились дары. 12 суд. Как и в 4,1–3 и 4,4–10, Господь выступающий здесь одновременно в роли истца, судьи и обвинителя в судебном процессе, предъявляет обвинение Своему народу (ст. 2–15). Он возвещает о наказании за грех (ст. 2) и последующем возвращении Израиля к Богу (ст. 6). Иакова. Т.е. Израиль (10,11). 12 запинал. Это еврейское слово одного корня с именем Иаков ( Быт. 25,26 ). боролся. Еврейское слово одного корня со словом Израиль ( Быт. 32,22–32 , особ. ст. 29), чьим именем назван весь израильский народ, служит для обоснования обвинения Израилю. Причем, если в ст. 4 о нем говорится, скорее, в положительном смысле, в ст. 3 с осуждением: возмужав, Израиль столь же упорно боролся с Богом, как при своем рождении со старшим братом. 12:4 Богоугодное поведение патриарха Иакова, о котором говорится здесь, будет в ст. 6 поставлено в пример всему израильскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

еще Еккл. 5:5 ), но значение этого имени в данных местах, по контексту речи, чисто нарицательное (поскольку имеется в виду идея их служения). Вообще же пророки называются именем , isch elohim, «муж Божий» ( Втор. 33:1 ; 1Цар. 2:27, 9:6 ; 3Цар. 13:1 ; Неем. 12:24, 36 ), человек Божий, но не Maleach Iehovah. Образ речи явившегося, если сравнить эту речь с речью пророка, о котором говорится в книге же Судей ( Суд. 6:8 ), решительно говорит, что Первый есть существо высшего мира, именно существо Божественное. Если пророк (не названный по имени), Суд. 6:8 , говорит сынам Израилевым: «так говорит Иегова: Я вывел вас из Египта»..., то Maleach Iehovah ( Суд. 2 ) все дело освобождения и водительства Израиля приписывает непосредственно Себе, и народ приносит на месте Его явления жертву ( Суд. 2:5 ) 246 . Итак, в данном месте мы имеем явление Ангела, и именно Ангела Иеговы. Он некогда клялся отцам, т. е. патриархам, дать их потомству землю ханаанскую (ср. обетования Ангела Иеговы Аврааму Быт. 18:19  и Иакову Быт.28:13  и повторение их Моисею Исх. 3:8  и др.). Во исполнение этих обетований, Он вывел евреев из Египта, Чис. 20:16 ; Исх. 20:1 , и ввел в обетованную землю, т.е. водил их во время странствования, Исх, 14:19–23, 20 и дал. 33:14, и содействовал им в завоевании Ханаана, Нав. 5:13; 6:1–4  и др. Таким образом Ангел Иеговы ввел Израиля в обетованный им покой ( Исх. 33:14 ). Но покой имел быть, по целям Ангела Иеговы, только средством, благоприятствующим религиозному развитию Израиля. Препятствия со стороны хананеян в этом отношении должны были быть устранены изгнанием их, и Ангел Иеговы имел содействовать Израилю в достижении этого, существенно необходимого для него, условия верности Иегове. Но Израильтяне оказались не на высоте своего теократического призвания, – мирную, беспечную, может быть, и роскошную 247 жизнь совместно с хананеями они предпочли трудной борьбе с ними и вступили с ними в союз. Поэтому Ангел Иеговы решает предоставить евреев, по крайней мере, на время их собственным силам, чтобы опытом познали они всю гибельность ослушания Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

ж) Вхождение смерти через утрату человеком богообщения. Через богообщение человек мог победить смерть (вкушать от Древа Жизни). Утратив непосредственное единение с Творцом, он оказывается под властью закона распада (смерти). «Бог не сотворил смерти и не радуется о погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 1,13; 2,23-24). Примечание. Ветхий Завет долгое время не имел откровения о посмертном воздаянии. Картину загробной жизни Израилю пришлось заимствовать из религии соседних народов. Древняя идея Шеола (Преисподней, Ада) в целом совпадала с аналогичными идеями Шумера, Вавилонии, Ханаана. Темную пещеру под землей, где влачат жалкое существование тени умерших, в Месопотамии называли «страной без возврата». Точно так же и в Ветхом Завете Шеол — область, где люди находятся далеко от Бога, в забвении, полусне и мраке (Пс 6,6; 29,10; 87,11-13; 93,17; Иов 3,13; Еккл 9,10; Ис 38,18 сл.; Иер 51,39). Этот безнадежный взгляд промыслительно подготавливал в людях жажду воскресения (Ис 26; Пс 15,10; 79,19; Дан 12,2; 2 Макк 7,9), весть о котором с трудом воспринимали те, кто верил в возможность загробного блаженства (Деян 17,32). Кроме того, долгое отсутствие веры в посмертное воздаяние укрепляло в Ветхом Завете требование земной справедливости. 4. Братоубийство и потомки Каина (Быт 4,1-24). Сказание говорит о росте греха: а) Уже первый сын Адама из зависти лишает жизни своего брата. Предпочтение, оказанное Богом Авелю перед Каином, связано, очевидно, с внутренними мотивами, которые двигали братьями при жертвоприношении (ср. Евр 11,4). Это первое в Библии указание на то, что без очищения сердца культ — ничто (ср. Ис 1,10 сл.). Каин хочет как бы силой вырвать благословение Неба, устраняя соперника. Он не внемлет предупреждению Божию и, убив брата, пытается скрыть это от Бога (черта, характерная для грубомагического отношения к Творцу и Его дарам). Пастух Авель духовно выше своего более цивилизованного брата-земледельца. Авель стал прообразом страждущего праведника (Мф 23,35), что указывает на трагичность истории падшего человека: праведник в этой жизни чаще других испытывает на себе силу зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Ср. Мф. 11:16–19; 12  и дал.). Итак, если на внутреннее содержание или материю наших действий не может иметь влияния внимание к нравственным интересам окружающих нас, то зато оно должно определять форму, образ или способ наших действий, могущих влиять на других, как в «созидательном», так и в «разорительном» ( 2Кор. 13:10 ) направлении 1205 . LIX. Любовь к усопшим (предкам) и к потомству Любовь христианская к нашим ближним, которая, по апостолу, «николиже отпадает» ( 1Кор. 13:8 ) и для которой «несть закона», т.е. запрета ( Гал. 5:23 ), не ограничивается своими благотворными действиями в отношении только к живым людям, но простирает их и на усопших, и между последними как на тех, с кем мы сами были тесно связаны, так и тех, кого мы никогда не видели; и прежде всего она простирается на тех, с кем мы связаны узами веры ( Гал. 6:10 ), узами крови ( 1Тим. 5:8 ) и проч. В силу этого свойства бессмертной любви, соединяющей нас с нашими усопшими, обязанности наши к ближним не прекращаются и со смертью их, хотя уже они не могут быть теми же, какими были прежде. Смерть наших ближних прекращает только видимое, земное и чувственное общение с ними, но в Царстве Христовом смерти собственно нет ( Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ), то, что называется смертью, есть только переход из временной жизни в вечную 1206 . Самым достойным видом погребения христианство с древнейших времен считает предание тел умерших земле, или так называемую, ингуманацию (от humus, земля), согласно с самой природой человека и твердо установившимся обычаем в народе еврейском. Евреи останки усопших своих искони предавали земле согласно тому откровенному учению, по которому тело, образованное из земли, через смерть должно возвратиться в землю ( Быт. 3:19 ; Еккл. 12:7 ). У древних патриархов почиталось особенным счастьем покоиться вместе с предками – в гробах и пещерах отеческих ( Быт. 23:2–4; 25:8–10; 35:29; 47:29–31; 50:25 ). Что погребение в земле практиковалось у евреев не только в патриархальные времена, но и потом, видно из того, что у них существовали частные и общественные кладбища ( Суд. 8:32 ; 2Цар. 21:14 ; Иер.26:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

15. Hamilton (2012) — Hamilton V.P. //The New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. Michigan, 2012. Vol. 1. P. 453-455. 16. Klein (1987) — Klein. E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the Hebrew Language for Readers of English. Jerusalem, 1987. 17. Maass (1997) — Maass. //Theological Dictionary of the Old Testament. US, 1997. Vol. 1. P. 75-87. 18. Plöger (1997) — Pl ö ger J . G. //Theological Dictionary pf the Old Testament. US, 1997. Vol. 1. P. 88-98. 19. Wenham (1987) — Wenham G.J. Genesis 1-15//A Word Biblical Commentary Series. Dallas, 1987. Vol. 1. Данная лексическая единица может выступать как в роли собирательного существительного со значением «человечество», «люди» («человек» как таковой) (Быт 1:26; 2:5; 8;21; Втор 8:3; Иер 47:2), так и означать отдельного представителя человеческого рода (Притч 28:17; Еккл 5:18; Иез 23:17). Наконец ‏‎ (’ аа m) — это еще и имя собственное «Адам» (Быт 4:25; 1 Пар 1:1). Любопытно, что связь между др.-евр. ’ аа m и ’ а m а h такая же, как между лат. homo (человек) и humus (почва). В этой связи некоторые англоязычные авторы предлагают буквально перевести существительное’ аа m , как “earthling” («существо из земли», «земляныш». — Свящ. М. Ю.) [Hamilton, 2012, 264]. Слово включает в себя самый широкий спектр оттенков красного цвета от рубинового до рыжего, грязно-коричневого или даже розового. На это в своем труде «Иудейские древности» указывает уже Иосиф Флавий. Он вообще переводит сущесвительное «Адам» как «красный», т.е. происходящий из красной глины (Иосиф Флавий, 2011. Иудейские древности, 8. 1:1:2). Ср. с араб. ’ adam ( a ), ’ adamat — кожа, ’ addam — дубильщик, кожевник; геэз — ’ adim — кожа красноватого цвета; др.-евр. омон. ’ аа m — кожа? (Ос 11:4). Цвет тел мужчин, кстати, резко контрастировал с желтым цветом женских фигур. Это наблюдение не столь важно, т.к. и в самой Палестине встречается данный тип почв, обнажающих свою красноту в особенности на вспаханных участках [Фрэзер, 1989, 29].

http://ruskline.ru/opp/2021/10/29/biblei...

Мы знаем или видим место упокоения ближнего, представляем себе внешний его вид, положение во гробе – как бы на ложе в состоянии временного сна, от которого он некогда снова возбудится. Эти как бы священные для нас останки усопшего, полный высокой таинственности и величественной грусти последний церковный совершенный над ним обряд, самый надгробный памятник над прахом побуждают родных, опираясь на определенный пункт упокоения в земле, чаще вспоминать о любимом существе. Так, кладбища для нас суть свидетели непрестающей любви нашей к ближним усопшим, места общений с ними в молитве, и отнюдь не невежество, не народные предрассудки, а чувство самой простой гуманности, сыновнее почтение, супружеская и братская любовь к умершему, даже дружба, вообще чувство естественного уважения к нему и желание человека по возможности долее, по крайней мере в точно известном месте земли, как бы удержать вблизи себя любимое лицо, безжалостно природой похищенное из нашей среды – вот что лежит в основании предания усопших земле! Между тем предание трупа на сожжение – с намерением ускорить разложение искусственным способом, и это с крайней поспешностью, в самое короткое время, чтобы как только возможно скорее изгнать со света труп, уничтожить его – является не менее как забвение[м] всякой деликатности к почившему и оскорбление[м] священных нравственных чувств человеческой природы, и с этим поспешным и жестоким разрушением тела никак не может помириться истинно образованный человек. Защитники трупосожигания пытались с богословской точки зрения аппробовать его. Так, в Священном Писании , говорят они, нигде ведь нет формального запрещения погребать мертвых посредством сожигания. Но во всяком случае оно нигде и не рекомендуется. Между тем относительно погребения в землю есть откровенное учение, представляющее его как обязательный к исполнению закон Творца-Судии в Его определении: «Ты земля и в землю пойдешь» ( Быт. 3, 19 ; ср. Еккл. 12, 7 ) . Если приверженцы сожигания трупов говорят, что чрез сожжение человек одинаково возвращается к своему первоначальному земному состоянию, как и при зарывании в землю, то на это следует указать, что в подлинном еврейском тексте употреблено слово epher, что значит пыль, тонкий прах от земли (из которого сотворен человек), а не пепел; для обозначения же пепла, образуемого при сожигании тел животных и трупов, служит в еврейском языке особое слово teschen (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Ст. 2. ...Судия земли – «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ) – так называл Бога Авраам; Исаия говорил о Боге как о Судии народов (см.: Ис. 3:13 ). Ст. 6. Псалмопевец выступает против «позиции силы», против нарушения нравственных норм в среде своего народа. Забота о слабых – вдове, сироте, пришельце – требование Моисеева Закона, заповедь Самого Бога (см.: Исх. 22:21–22 ). Пророки от имени Бога укоряли свой народ в притеснении вдов, сирот, иностранцев и требовали доброго отношения к ним (см.: Ис. 1:17; Иер. 7:6 ; Иез. 22:7 ). Ст. 7. ...Бог Иаковлев – см. примеч. к пс. 77:5. Ст. 13. ...падет в яму – существовала пословица: «Кто роет яму, тот упадет в нее» (ср.: Притч. 26:27 ; Еккл. 10:8 ). Ст. 16. ...ополчится – букв. «поднимется, встанет». Ст. 19. ...терзали – букв. «умножались». Ст. 21. ...праведника – букв. «душу праведника».   Псалом 94 Ст. 8–11. Не ожесточайте сердец ваших – ср.: «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» ( Притч. 28:14 ); ...во дни испытания в пустыне –выйдя из Египта, еврейский народ сорок лет странствовал по пустыне, пока не утвердился в Земле Обетованной. За эти годы мучимый жаждой и голодом народ много роптал, падал духом и жалел о покинутом Египте (см.: Исх. 17:1–7 ; Чис. 14:1–4 ).   Псалом 95 Надписание, по-видимому, свидетельствует о том, что псалом составлен Давидом и пелся, когда вернувшиеся из вавилонского плена древние евреи восстанавливали храм. Этот псалом перекликается с хвалебным псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:7–36 ). Ст. 7. Этот стих перекликается с 1Пар. 16:29 ; ...отцы племен – речь идет, очевидно, о паломниках, которые стекались в храм. Ст. 8. ...во дворы – во двор храма. Ст. 10–13. Бог восхваляется как Царь и Судия, вся природа торжествует о Нем; ...судить...по правде -справедливый суд, наряду с милостью, – непременное свойство Божие ( Втор. 1:17 ; Пс. 75:9–10 ; Иез. 7:3–4 ). Ст. 11. ...небеса ...зелия ...море – т. е. весь видимый мир. Ст. 12. ...поля – равнины, открытая местность.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Предисловие к современному читателю Никто не отказался бы взойти на Небеса и наслаждаться нескончаемым блаженством, если бы этого можно было достичь, не прилагая усилий и подвига. Все мы готовы быть с Господом во славе Его, но мало найдется тех, кто пребудет верным Ему в скорбях и поношениях. И даже если уже решились идти вслед за Христом, при первой трудности наш ветхий человек начинает вопиять о нарушении своих " прав " , о невыносимости такого пути. Он готов, подобно древним израильтянам, вернуться назад к египетским " мясам " , готов обернуться вспять, как жена Лотова. И какой тогда требуется труд, чтобы обуздать его, чтобы сохранить верность Господу и не бросить взятого креста! Тем, кто переживает подобное, адресована эта книжка в напутствие и укрепление. Только узким путем войдем мы в Царство Небесное; только с приложением усилий, по неложному слову Господа, только многими скорбями, только отвергшись себя и возненавидев душу свою, в скверне греховной валяющуюся, возможем мы пронести до конца свой крест. Но иногда, в минуты позорного малодушия, бывает полезно поразмыслить о том, что составляет радость и услаждение этого безумного мира, в который нас тянет ветхий человек. И что же? Обрядиться нарядными одеждами, которые по сути-то своей есть не что иное, как лукавое прикрытие нашей греховности, унаследованной от Адама, - ведь праотцы наши ходили по раю наги и не стыдились (см.: Быт. 2, 25). В чем еще мирское счастье? Хорошенько поесть, повкусней и побольше, потешить чувства удовольствиями, понежить тело перинами, усладиться благоуханиями и так далее и тому подобное. И все? Но это ведь гробы повапленые (ср.: Мф. 23, 27). Это ведь внешний блеск при внутренней пустоте и гнилости. И таковых в современном мире большинство! Так неужели должно ринуться за этим шумящим потоком, несущимся пространным путем в погибель? Но, скажет ветхий человек, ведь не все таковы: есть и те, кто посвятил себя науке, искусству, семье... И что ж, обрели они счастье? Поищите счастливых в этом мире - и вы не найдете ни единого! Премудрый Соломон познал все мирские удовольствия, всю славу мира сего и заключил - суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010