25 По нашей Библии, имея сто лет (Быт. 11:10). 26 По Библии, Амарфала. 27 По Библии, Фаргала. 28 В подлиннике, ста пяти ( ρε ), а по венецианскому списку: ста девяти; но и то и другое, очевидно, ошибка писцов. 29 » Δε «, по исправлению Петавия, вместо: » δι ’» рукописей. 30 Слово: « δν », взято из прежних изданий Панария; по тексту венецианскаго списка оно опущено. 31 Все сие отделение есть добавка к известному прежде тексту Панария, найденная Элером в венецианском списке, и изданная им в приложениях к его изданию Панария (Corp. haeresiolog. T. 2. p. 3. pag. 642), а Диндорфом в новейшем издании Панария внесенная в самый текст его. 32 В греческом тексте сему слову предшествует слово: « Μελχισεδκ ». Потому, вероятно, св. Епифаний и относит слова сии к Мелхиседеку. 33 Т. е. исходя от Отца и от Сына приемля, как выше сказал св. Епифаний. 34 В Славянской Библии: планетам (4 Цар. 23:5). 35 Неестан, или змия медная (4 Цар. 18:4). 36 Веелзевуф, или ваал, скверный бог (4 Цар. 1:2). 37 Такое слово встречается в некоторых весьма древних списках Евангелия, между прочим в Синайском IV века. 38 Κανδλα — лампада с маслом, возжигаемая в церкви. Такия лампады устроялись из стекла (см. Ducange Gloss. Graecit. I. p. 580). 39 В известных нам Постановлениях Апостольских приведеннаго св. Епифанием места не находится. 40 Яснее обозначены эти три пункта в 50 ереси гл. 3. именно: 14 день луны, весеннее равноденствие и воскресный день. 41 В Постановлениях Апостольских напротив запрещается праздновать Пасху вместе с иудеями; в 17 главе 5 книги там читается: «И так вы, братия, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностию и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтоб единожды Умершаго воспоминать в году однажды не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждаются и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удадившиеся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Для нас же смысл данной работы видится в другом – сопоставить точку зрения, излагаемую в библейских книгах, относящихся к жанру «премудрости», с аналогичными ближневосточными литературными произведениями в вопросе – что же такое «премудрость» и какое значение она имеет в отношениях между Богом и человеком, и как эти отношения отразились в рассматриваемом нами материале. Следует также отметить его определенную неполноту, в некотором смысле, неполноценность: если ветхозаветные тексты сохранены достаточно полно, и переводы их осуществлены грамотными богословами (вопрос о качестве самого перевода мы здесь не рассматриваем) , то древние тексты Междуречья и Египта страдают фрагментарностью, незавершенностью, и перевод их, делавшийся часто людьми, далекими от религиозного мировосприятия, хотя может быть, и научно добросовестный, тем не менее несет на себе отпечаток мировоззрения их авторов. Это вполне естественно, так как «человек не может придти, начиная изучать тот или иной предмет, в состояние «tabula rasa», он всегда приступает к нему с известным содержанием и всегда будет предубежден» 2 . Глава I. Понятие «премудрости» в учительных книгах Ветхого Завета § I. Общее понятие «премудрости» Слово «премудрость», по-еврейски (хохма), по-гречески – Σοφα составляет основную тему библейской дидактической письменности 3 , получившей по этой причине «наименование хохмической в современной библейской науке» 4 . Словарь русского языка объясняет, что слово «премудрость» – значит «высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием з духовным» 5 . Но содержание еврейского термина «хохма» весьма сложно. «Он может быть та способность, без которой невозможно правильное управление делами страны ( Быт.41:32 : Втор.1:13 ), высокое мастерство ( Ис.28:3; 40:20 ); эта способность необходима военачальнику ( Ис.10:13 ), мореходу ( Пс.106:27 ); она может соответствовать тому, что мы назвали бы хитростью ( 2Цар.13:3 ) или политической расчетливостью ( 3Цар.2:6 )» 6 . Таким образом, «премудрость» обозначает способность делать различия между выгодным и невыгодным, правильно разбираться в ситуации и действовать таким образом, чтобы исполнить задуманное. В хохмической литературе премудрость становится этическим термином, скрыто или явно соотносимым с волей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Или, как безмолвники, превозносимся над теми, которые развлекаются служением? Опять находим, что Господь учит и говорит: не приидох, да послужат Мне, но послужити, и дати душу Мою избавление за многих (Мф.20:28). Поэтому во всяком случае должно бегать высокоумия. Но потому о себе много думаем, что живем в пустынном и песчаном месте? Впрочем никакой пользы не принесет нам место, если не с смиренномудрием делаем дело свое; потому что Апостол говорит: смотри не на видимое, но на невидимое; видимая бо временна, невидимая же вечна (2Кор.4:18). Но тем кичимся, что живем в яме и пещере? Все это - знаки самоумерщвления и беззаботности о земном. Поэтому, что избрал ты себе в средство к преспеянию в добродетели, то да не служит тебе поводом к падению в гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу, который не знает своего дела и вместо куска железа пытается раскалить дерево. Итак всеми силами должны мы держаться смиренномудрия. Но ты богат и остаешься в пределах праведности? Впрочем не достиг еще в меру Авраама, который называл себя землею и пеплом (Быт.18:27). Но на тебя возложено попечение о людях? И Моисей принимал на себя попечение о народе. После того, как Бог рукою Моисея и Аарона поразил Египет, и иссушил Чермное море, и немокренно перевел Израиля, и ввел их в оную страшную пустыню, и приблизились они к пределам моавитским, и увидели Моавитяне многочисленность народа, - рече Моав, как написано, старейшинам мадиамлим: ныне потребит сонм сей всех, иже окрест нас, якоже потребляет злак на поли (Числ.22:4); ибо сделано было перечисление народа, кроме жен и детей и кроме левитского колена, и число их от двадесяти лет и высше, всяк исходяй ополчитися во Израили, шесть сот тысящ и три тысящи и пять сот и пятьдесят (Числ.1:45.46). И над всеми ними вождем был Моисей. И став собеседником Божиим и увидев славу Господню, не превознесся он сердцем, не вознерадел о смиренномудрии. Почему и святое Писание свидетельствует, говоря: человек Моисей кроток зело паче всех человек, сущих на земли (Числ.12:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/752/...

Ис.64:6 . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. «Вся праведность наша, как запачканная одежда». Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ( Мф.23:27–28 ). Ис.64:8 . Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей. С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения. «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш». Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше ( Ис.29:16 ; Ис.45:9 ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом ( Быт.2:7 ); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве ( Ис.63:16 ). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( Иер.18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам ( Рим.9:20 и след.). Ис.64:9 . Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. «Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония». Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков» ( Пс.78:5, 8 ). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 , ср. еще Ис.44:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

23.Сон фараона (Быт. 41. 1). 24.Сон фараона о семи тучных коровах и семи худых коровах. (Быт 41. 1-4). 25.Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. (Быт. 41. 5-7). 26.Фараон призывает волхвов и мудрецов Египта для истолкования двух своих снов (Быт. 41. 8). 27.Виночерпий (царедворец) рассказывает фараону об Иосифе. (Быт. 41. 9 – 13). 28.Иосиф собирает семилетний урожай хлеба в земле Египетской (Быт. 41. 47-49). 29.Рождение у Иосифа двух сыновей Манассия и Ефрема (Быт. 41. 50-52). 30.Народ Египетский вопиет к Иосифу о хлебе (голоде). (Быт. 41. 54-55). 31.Иосиф приказал продавать Египтянам хлеб из запасов (житниц). (Быт. 41. 56). 32.Иаков отправляет сыновей своих в Египет купить хлеба.(Быт. 42. 1-2). 33.Иосиф отдает приказание связать Симеона, младшего брата перед глазами братьев своих. (Быт. 42. 4-16). 34.Плач Иосифа и раскаяние братьев его. (Бт 42. 21-24). 35.Иосиф отдает приказание связать Симеона, младшего брата перед глазами братьев своих. (Быт. 42. 24) 36.Братья Иосифа опорожняют мешки с хлебом и серебром перед Иаковом, отцом своим. (Быт. 42. 35). 37.Иаков отдает Вениамина братьям своим. (Быт. 43. 1-15). 38.Братья Иосифа погружают поклажу свою для отбытия в Египет. (Быт. 43. 15). 39.Братья Иосифа в доме его. (Быт. 43. 16-34). Источник: www.ruicon.ru  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 апреля, 2023 13 апреля, 2020 2 апреля, 2018 2 апреля, 2017 2 апреля, 2017 25 апреля, 2016 7 апреля, 2015 6 апреля, 2015 6 апреля, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/istoriya-iosifa-prekra...

История взаимоотношений Л. с Иаковом наглядно продемонстрировала двуличие и корыстолюбие Л. как руководствующегося мирскими расчетами человека, в к-ром за видимым простодушием скрываются лукавство и алчность. Л. знал через откровение свыше об истинном Боге (Быт 24. 50-51; 30. 27; 31. 49-50, 53) и в то же время не мог отречься от своих родственных языческих пристрастий, поклоняясь идолам (Быт 31. 19), его мировоззрение сохраняло в себе отголосок патриархального благочестия, смешанного с элементами язычества. Более подробно, нежели в библейском тексте, история Л. представлена в пересказе Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. I 16-20) и в апокрифической «Книге Юбилеев» (главы 27-29). В раввинистической традиции подчеркиваются идолопоклонство и алчность Л., к-рые приобретают порой карикатурные формы: при встрече с Иаковом он обыскивает его, пытаясь найти в одежде золото (Midrash hag-gadol. 1902. P. 460-461), а после лицемерного примирения с Иаковом Л. посылает гонцов к Исааку, подстрекая к братоубийственной ссоре (Бэрешит Рабба. 74. 16; Сэфер ха-Йашар. 59а - 59б). Согласно комментарию Раши (XI в.), словосочетание «бог Нахора» (Быт 31. 53) указывает на имя идола (Тора с комментарием Раши. 2009. С. 584). Христ. экзегеты, называя Л. язычником, человеком с нечистой совестью, хитрецом, обманщиком и даже «прообразом дьявола» ( Caes. Arel. Serm. 88. 4), видели и положительные черты его личности, находя оправдание отдельным поступкам. Так, свт. Иоанн Златоуст, отмечая его «усердие в гостеприимстве» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 48. 4), полагал, что в истории с его дочерьми можно заметить любовь Л. к Иакову: таким необычным способом он пытался «подольше удержать при себе праведника» (Ibid. 56. 1). Подмена Рахили была связана не столько с желанием Л. выдать замуж некрасивую старшую дочь, сколько с видением «Божиего благословения на имуществе своем во время Иаковлева пастырства» ( Ephraem Syr. In Gen. 29). Кроме того, св. отцы констатируют перемену в сердце Л. по отношению к Иакову, особенно после вразумления от Бога (Ibid. 31), а также то, что кротость Иакова способствовала пробуждению у Л. доброго расположения сердца (Быт 30. 27-28) и его постепенному приходу к богопознанию ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 1, 8).

http://pravenc.ru/text/2462405.html

Гал.4:16 . Также и я не враг вам, но доверил вам всю истину, то есть утвердил вас во всей истине, когда проповедывал вам. Но те, кои ненавидят вас за то, что вы получили Духа без соблюдения закона, Гал.4:17 . принудить вас... хотят, чтобы, обратившись к ним, вы со ревновали им, обрезываясь вместе с ненавидящими вас за то, что вы получили, чего у них нет. Гал.4:18 . Хорошо же, если кто соревнует не в предметах вредных, но в хорошем и полезном. Гал.4:19 . Опять мучаюсь я... рождением вас дотоле, когда изобразится... Христос... в вас, то есть пока не вселится в вас Христос. Гал.4:20 . Желал бы я... быть у вас и изменить голос мой, для утверждения вас другим учением, поскольку удивляюсь столь быстрой перемене вашей. Неужели в самом Аврааме не усматриваете, что Гал.4:21–22 . двух сынов... имел. Гал.4:23 . Который от рабыни был, по плоти... рожден; ибо он не был по обетованию, как Исаак, сын свободной ( Быт.16:2, 17:19, 21:3 ). Гал.4:24–25 . Но это были образы двух заветов. Один – с народом Иудейским, по закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего Иерусалима, поскольку он в порабощены находится и вместе с чадами своими рабствует Римлянам. Гал.4:26 . Вышний же Иерусалим свободен [есть], как Сара, и выше всех властей и начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: Гал.4:27 . возвеселись бес плодная нерождающая потому, что много явилось детей Церкви неплодной, более чем у Израиля, имеющаго мужа ( Ис.54:1 ). Гал.4:28 . Вы же, братья,.. по Исааку... обетования чада есте. Гал.4:29 . Но как Измаил обижал [гнал] Исаака ( Быт.21:9 ), так и мы теперь терпим преследования от них. И как сказал ему (Аврааму): Гал.4:30 . изгони рабыню [служанку] и сына ея, да не наследует сын рабыни [служанки] с сыном свободной ( Быт.21:10 ), – так отделились и они, чтобы не быть им наследниками вместе с вами. Итак мы не оказываемся рабами благодаря той свободе, которую получили чрез Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

5–7. Блажен, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Блажен тот, для кого помощник Бог Иаковлев, у кого надежда не на князей и не на сынов человеческих (ст. 3), а на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море, и все, что в них, т. е. на небе, на земле или в море следовательно, блажен тот, кто не надеется и на мнимых богов, коих язычники представляли в виде светил небесных или каких-либо сил на земле и т. п. – Блажен, кто надеется на Господа, хранящего истину вечно, именно – творящего справедливый суд обиженным, дающего пищу – хлеб алчущим. Так Он утолял голод пророка Илии, то при потоке Хориве, куда враны приносили ему пищу, то в пустыне Иудейской, где Ангел Господень питал его» ( 3Цар.17,19 ). Следовательно, Господь творит такую правду, которая далеко не всегда встречается на суде людей-князей, как и в жизни их (ст. 3), и где, наоборот, постоянно совершаются притеснения слабых сильными, по самой слабости тех... 8–9. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. Блажен тот, кто уповает на Господа Бога своего (ст. 5): ибо «Господь разрешает – освобождает от уз окованных, как-то: пленников, рабов, должников и т. п. Так Он милостив, тогда как сильные и гордые цари земные этого не делают (каким был особенно Вавилонский царь Навуходоносор, Ис.14:4–6,17 ). – Господь умудряет слепцы; так, престарелый и слепой патриарх Исаак, помимо своей воли, благословил младшего, но лучшего сына своего Иакова и в нем – весь происшедший от него народ Израильский, высшим благословением... ( Быт.27–28 ). – Господь возводит низверженных: так, Он возвел снова на царский престол возлюбленного раба своего и помазанника Давида, которого изгнал – было его сын-злодей, Авессалом. – Господь любить праведники: так, Ему особенно были дороги Авраам, отец верующих, Иов, праведнейший из всех людей ( Иов.1:1; 2:3 ), как в последствии был любезен юноша-пророк, а потом «муж желаний» Даниил ( Дан.9:23 ). – Господь хранит пришельцев; так, Он сохранил патриарха Авраама, когда он был пришельцем в Египте, как потом в Гераре, где жена его Сарра могла подвергнуться оскорблению со стороны то Фараона Египетского, то Авимелеха Герарского, а сам он мог быть даже убит ( Быт.12,20 ). – Господь принимает сироту и вдову: так, Он принял под свое особое покровительство вдову в городе Сарепте Сидонской, – послал к ней великого пророка Илию, который даже воскресил единственного сына этой вдовы ( 3Цар.17 ). – Так и вообще, Господь любит всех праведников (ст. 8), а путь нечестивых погубляет, или – прекращает их жизнь... И так Господь будет царствовать во-веки, Бог твой, Сион, в род и род!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

" Доказательства бытия души не существует, - продолжал рассказчик. - Единственный прецедент для того, чтобы говорить о душе - это Священное Писание " . Но и в Библии, оказывается, слово " душа " употребляется в разных значениях. Например, в первой главе Книги Бытия Бог говорит: " Да произрастит земля душу живую " (Быт. 1: 24), а второй главе сказано, что Он вдунул в лице Адама " дыхание жизни, и стал человек душою живою " (Быт. 2: 7). " Согласитесь, что земля не может произвести какую-то сущность, большую, чем она сама, - сказал отец Константин. - В этом контексте слово " душа " употребляется как метафора. А вот то, что вдохнул Бог в лице Адама, - это и есть та нетленная субстанция, которая дарует человеку возможность бессмертного существования " . Завершая лекцию, отец Константин посоветовал слушателям дорожить своим внутренним миром и стараться, чтобы там действительно пребывало Царствие Божие. В конце встречи отец Константин едва успевал отвечать на вопросы: о клинической смерти, о возможности управлять внутренним миром человека извне, о природе интуиции и прозорливости, о том, что подразумевается под " умом " и " сердцем " в святоотеческих писаниях. А подытожил встречу настоятель Благовещенской церкви протоиерей Андрей Дьяконов - словами о том, что вера расширяет сознание человека, а не сужает его, как думают материалисты. Он попросил отца Константина приехать в Благовещенский храм еще раз и продолжить начатый разговор - ведь всем стало ясно, что тема неисчерпаема. ИА " Вода живая " , 04.10.15 Поделиться 28 марта 2024 9 февраля 2024 16 декабря 2023 29 сентября 2023 16 июня 2023 6 июня 2023 25 мая 2023 27 апреля 2023 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 10 апреля 2024 9 апреля 2024 9 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Фестиваль-конкурс проводится в два этапа. Первый (заочный) тур проходит со 2 мая по 27 июня и включает в себя прием и отбор заявок, поступивших в оргкомитет фестиваля. Второй (очный) тур — 27-28 июля. 28 июля в 19.00 состоится гала-концерт лауреатов и гостей фестиваля, награждение победителей. В рамках фестиваля предусмотрены обширная экскурсионная программа с посещением Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря , возможностью участия в таинствах, благотворительных концертах. Победители примут участие в Патриаршем богослужении. Предполагается, что Предстоятель Русской Православной Церкви совершит освящение центрального придела Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса. Ознакомиться с положением о фестивале «Арзамасские купола» и формой заявки можно на сайте: http://arzamas.nobl.ru/ в разделе «Мероприятия города/Арзамасские купола». Справки по тел.: 8 (83147) 7-87-76 в будние дни с 9.00 до 17.00 (время московское), e-mail: arzkupola@mail.ru . Проект реализуется при поддержке Международного грантового конкурса « Православная инициатива — 2023». Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/6032780.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010