3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, 586 потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). 587 О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни. – Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

О творении мира Богом вере нашей поведано в Откровении. Во Святой Троице сущий, творит Своей силой и Премудростью (Пр. Сол. 8,22 и Прем. Сол. 7; Пром. 1. с. С. р. 1, 12). Иерархия творения образно раскрывается в Шестодневе ( Быт. 1 ). В этой иерархии все творение возводится как к вершине своей к человеку, так что весь шестоднев есть последовательное сотворение человека, человек же есть «образ и подобие» Божие. Этим установляется уже не только божественное начало творения, но и его конкретный, положительный принцип: человечность мира, а в силу прямого соотношения между первообразом и образом – и также сообразность творения Творцу, т. е. его богочеловечность. Мир сотворен богочеловечно, творение сообразно своему Творцу. Бог пребывает не только выше мира, будучи ему трансцендентом, но Он ему и имманентен в Богочеловечности Его. Как можно ближе определить эту богочеловечность мира? К чему она относится и как осуществляется? Согласно учению Откровения, воспринятому христианской догматикой, Бог есть личное существо, т. е. имеет ипостась и природу. Образ ипостасности осуществляется в личности человека (как и всего ангельского мира), образом же природного бытия определяется человеческая жизнь. Полнота мира и создана Словом Божиим: «вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин. 1: 2 ). Творение мира описывается как слова Божии, содержащие творческое определение, скрепленное творческим да будет. Слова имеют творческую силу, это не мысли только или символы ее, но идеи силы, творческие начала бытия. Отдельные «дни» творения раскрывают его множественность, связанную однако в многоединстве ступеней бытия, так что все предыдущее включается в последующее: вещество неорганическое – в жизнь органическую, низшие его виды – в высшие. На верху же лестницы мироздания, как его обобщающее целое, макрокосм, находится человек. Мир человечен в том смысле, что он смыкается в человеке, в нем находит свою полноту и высший смысл и оправдание. «И сотворил Бог человека по образу Своему» ( Быт. 1:27 , ср. 96), поставив его выше всего творения, для обладания» и «владычествования» им ( Быт. 1:28 ), что, несомненно, указывает на онтологическую иерархичность творения с первенством человека. «Наречением имен» всему животному миру человек раскрывает себя как всеживотный всеорганизм, стоящий в то же время над всей тварью и призванный возделывать и хранить ее. Печать человечности полагается над всем миром в самом его творении, мир онтологически есть человек. (Даже ангельский мир создан в соотношении с этим человеческим миром и для служения ему. Поэтому мир бесплотных духов хотя и выше человека своею близостью к Богу, но онтологически он скуднее его, ибо бесплотные духи не имеют собственного мира, но «служат» человеческому).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

По-видимому, данные набеги предшествовали рассказу о Неемане, где есть упоминание об этих набегах ( 4Цар.5:2 ); вероятно, события эти имели место при Иораме «сыне убийцы» эти слова стиха ( 4Цар.6:32 ) могли быть приложены только к нему, а не к последующим царям. Пророк Елисей, обладая вышечеловеческим ведением, пользуется им для открытия коварных планов сирийцев и этим возбуждает со стороны последних преследование (стихи 9–12), направленное в местопребывание пророка – Дофаим, евр. Дотан (ст. 13) – город на торговой дороге из Галаада в Египет, здесь некогда был продан Иосиф ( Быт.37:17,25 ), к северу от Самарии (ср. Иудиф.3:6 и другие ). Ныне Телль-Дотан к северу от Набулуса (Onomasticon, 396. Ср. Толков. Библия , т. I, с. 101). Благодатная охрана небесная над Израилем в виде огненных коней и колесниц, подобно небесному ополчению, некогда ободрявшему Иакова ( Быт.32:1–2 ), была, по молитве пророка, открыта и одному из служителей его (стихи 15–17). Елисей совершает чудесное ослепление сирийского отряда, затем опять исцеляет его, приводит его в Самарию к царю израильскому, но отклоняет последнего от намерения его совершить над сирийцами опасный в древности херем (стихи 19–23; ср. ( 1Цар.27:11 )), повелевая отпустить сирийских воинов, как попавших в плен без боя: а если они будут убиты, то не познано будет чудо; а если возвратят здравыми к пославшему, то и он познает силу Бога нашего (блаж. Феодорит, вопр. 20). Временный мир был достигнут. 4Цар.6:24 .  После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию. 4Цар.6:25 .  И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета – по пяти сиклей серебра. 4Цар.6:26 .  Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь. 4Цар.6:27 .  И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли? 4Цар.6:28 .  И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

— Что такое смирение? — Согласно учению Святых отцов, настоящие смирение есть у того человека, кто считает себя худшим из всей твари. Патриарх Авраам говорил “Я есть прах и пепел” 6 , праотец Давид называл себя червем, а не человеком 7 . И это несмотря на то, что они занимали высокое общественной положение и были людьми одаренными и благочестивыми. Это есть дух смирения. Вспомним слова Господа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» 8 . Без смирения не может быть духовного прогресса. Какие бы подвиги мы не совершили – они пойдут прахом, если будут замешаны на гордыне. — Почему сейчас такое тяжелое положение в мире? — Когда человек оставляет Бога, все идет наперекосяк. 1 1 Кор. 6:12. 2 Ин. 14:15-17. 3 Ин. 15:5. 4 Флп. 4:13. 5 1 Пет. 5:5. 6 Быт. 18:27. 7 Пс. 21:7. 8 Мф. 11:29. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 сентября, 2023 7 сентября, 2023 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 14 февраля, 2024 9 февраля, 2024 28 ноября, 2023 1 ноября, 2023 26 сентября, 2023 13 сентября, 2023 7 сентября, 2023 3 апреля, 2024 28 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/dopustimo-li-monaxam-p...

в Сузах. Сузы место зимней резиденции персидских царей (см. ком. к Есф. 1,2 ). 1 Ханани. Сокращенная форма имени Хананий, означающего «Бог милостив». Некий Хананий, чиновник по делам иудеев, упоминается в Элефантинском папирусе, и он же, как некоторые считают, является братом Неемии (7,2). об уцелевших. См. ком. к Ис. 1,9 ; Мих. 2,12 ; Езд. 1,4 . 1 стена ... сожжены огнем. Можно предположить, что это явилось следствием событий, описанных в Езд. 4,7–23 , но упоминание «ворот» дает основание более вероятной причиной считать разрушение города Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. (см. ком. к Ис. 58,12; 61,4; 64,10 ). 1 постился. Пост в данном случае является знаком печали ( 1Цар. 31,13 ), а также выражает смирение при обращении к Богу с просьбой (см. ком. к Езд. 8,21 ; Ис. 58,3 ). Господи Боже небес. См. ком. к Езд. 1,2 ; Дан. 4,26.37 . 1:5 В этом обращении Неемии удается выразить и трансцендентность Бога, и Его имманентность. Истинный Бог не только пребывает где-то высоко над своим народом, будучи «Богом небес» (см. ком. к 1,4), но и как Бог завета близок ему (см. ком. к Быт. 2,4 ). милость. См. ком. к Езд. 7,28 . 1 день и ночь. Имеется в виду молитва (1,11), последовавшая за четырьмя месяцами поста (см. ком. к 1,4; 2,1); ср. Нав. 1,8 ; Пс. 1,2 . исповедуюсь во грехах сынов Израилевых. См. ком. к Езд. 9,6 . 1:7 В основе заключенного с Моисеем завета было следующее условие: Бог исполнит обетования Израиля, если тот будет соблюдать Его заповеди (1,5). Но Израиль нарушил заповеди и результатом было изгнание (см. ком. к Езд. 9,9 ). 1 помяни. Общеупотребительная форма обращения к Богу ( Втор. 9,27 ; Иер. 14,21 ; Пс. 131,1 ). 1 соберу вас. Моисеев завет обещал восстановление остатка после изгнания ( Втор. 30,1–5 ), согласно завету, заключенному с Авраамом ( Втор. 4,25–31 ; см. ком. к Мих. 7,20 ). водворить там имя Мое. Имя Божие это Сам Бог, раскрывающий Себя Своему народу и вступающий в общение с ним; место, где водворится имя Его, это место общения с Ним и поклонения Ему (см. ком. к Втор. 12,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Посему Апостол и заповедует: «Я хочу, чтобы вы, мужи, молились на всяком месте, воздевая святые руки без гнева и препирательства» ( 1Тим.2:8 ). А правителем помышлений наших и добродетелей является разум, о котором говорится: «Душа моя, благослови Господа и все внутреннее мое, имя святое Его» ( Пс.102:1 ). Если он хорошо пасет стадо свое, то исполняется на нем и известное благословение: «Благословенны стада быков твоих и стада овец твоих» ( Втор.28:4 ). Если же он, наоборот, имея в действительности животное мужеского пола, т.е. крепкое, тяжелое и сильное, принесет в жертву легковесное, или женственное вследствие излишней изнеженности или чувственное, или слабое и развращенное различными возмущениями души, то почувствует на себе исполнение следующих слов Писания: «Могущественные претерпят сильное мучение» ( Прем.6:8 ) и: «Кому больше дадут, с того больше и взыщут» ( Лк.12:48 ). Поэтому священникам в особенных словах говорится, что если они не желают слушать и внимать сердцем, чтобы воздать славу имени Господа Бога добрым поведением и даже, напротив, если имя Его из-за них злословится у народов языческих ( Рим.2:12 ) то Бог пошлет на них бедность во всем (omnium bonorum) и благословение их обратит в проклятие. Обращающие здоровье на удовлетворение похоти, а богатство для роскошной жизни, и бесчестящие добрую славу грязным поведением, обращают благословение Божие в проклятие. А еще может быть и так: Так как священникам дается особенное повеление, то они изменяют благословение свое в проклятие тогда, когда они не благословляют от всего своего сердца, как Исаак благословил Иакова, Иаков – патриархов и Моисей – двенадцать колен ( Быт.27:28, 49:1–27 и Втор.33 ), а сладкою речью и добрыми словами обольщают сердца невинных ( Рим.16:18 ); когда они говорят приятные речи поступающим несправедливо, льстят грешникам, пока они богаты, и восхваляют их пороки, о которых говорится: «Народ Мой! Называющие тебя блаженным, льстят тебе и заграждают путь ногам твоим» ( Ис.3:12 ). Мал.2:3–4 : Вот Я отниму у вас плечо и ни лица ваши разбросаю помет торжественных жертв ваших, и он покроет вас собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

29 декабря. Но сказать ли вам? Опять скажу не в порицание собеседника моего, но в побуждение себя самого к сохранению памяти о неотступном присутствии с нами Господа Иисуса Христа, по непреложному обещанию Его: «И се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). И к подражанию царю и пророку Давиду, которому множество дел служения царского не препятствовало видеть всегда Господа пред собою ( Пс.15:8 ). К подражанию рабу Божию Моисею, который потому и был тверд, не боясь царского гнева, что взирал на Невидимого сквозь все видимое, и видел славу Его во всем видимом ( Евр.11:27 , сообр. 2Кор.4:18 ). К подражанию Аврааму, которого Господь наставлял, говоря: «Я Бог всемогущий; ходи пред лицем Моим, и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). К подражанию праведному Еноху, которого все житие Дух Святый изобразил нам рукою Моисея в одной черте: «ходил Енох пред Богом», и который нашел в этом великое таинство и искусство жить весьма благополучно, и притом так, чтоб и преставиться не видев смерти ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ). Хотя же сей образец есть между показанными нам. Чрезвычайный, однако он не указывает ли на достояние, данное всем истинно верующим во Иисуса Христа? Ибо ко всем им относятся сии слова Спасителя: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, не умрет во век ( Ин.11:25 −26). Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти во век» ( Ин.8:52 ). И также сии слова Апостола Павла: «Се, тайну говорю вам: мы не все умрем, но все переменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы переменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Kop.15:51−53). Опять: «Наше жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа Нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп.8:20 −21). Все это вам говорится и легко и приятно, потому что в уме и сердце вашем вмещается. А если вмещается, то сказать правду, и должно быть вмещаемо, то есть, приемлемо и сохраняемо, вкушаемо, и в дело жизни богоугодной производимо, и таким образом умножаемо и возращаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

А. выступал ревнителем чистоты христ. жизни и видел в брачном сожительстве препятствие к «осуществлению» христианина, к-рый должен стремиться к святости. Именно с этим связана его оригинальная экзегеза на Быт 2. 24 и Мф 19. 5: А. считал, что под Отцом имеется в виду Отец Небесный, а под Матерью - Св. Дух, К-рых и оставляет женатый человек ради брачного сожительства (Гомилия 18. 10). Указание на благословение размножения А. называет «жидовствованием» и противопоставляет ему благословение святости, т. е. девства. Это воззрение А. хорошо вписывается в общий контекст сир. аскетики: слово «каддишута» (сир.  ), один из аскетических терминов, переводимых на рус. язык как «святость», что означало «состояние людей, находящихся в браке, но давших обет взаимного воздержания». Он указывает на необходимость сохранения чистоты сердца, к-рую именует «истинной молитвой», а также на чистую молитву сердца, совершаемую тайно. Соч.: Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes/Ed. J. Parisot. P., 1894-1907. (PS; 1/1-2); Pereira E. Jacobi Episcopi Nisibeni Homilia de Adventu Regis Persarum adversus urbem Nisibis//Orientalische Studien T. Nöldeke gewidmet. Gießen, 1906. S. 877-892; Garitte G. La version géorgienne de l " Entretien VI d " Aphraate//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 301-306; La version arménienne des œuvres d " Aphraate le Syrien/Ed. G. Lafontaine. Louvain, 1977-1980. 3 t. (CSCO; 382-383, 405-406, 423-424); Sauget J. -M. Entretiens d " Aphraate en arabe sous le nom d " Ephrem//Le Muséon. 1979. T. 92. P. 61-69; Baarda T. Another Treatise of Aphraat the Persian Sage in Ethiopic Translation//Neutestamentliche Studien. 1981. Bd. 27. S. 632-640; Aphraate le Sage Persan. Les Exposés/Trad. et préf. M.-J. Pierre. P., 1988-1989. (SC; 349, 359) [франц. перевод]; Aphrahat. Demonstrationes. Unterweisungen/Übers. P. Bruns. Freiburg, 1991. 2 Bde. (Fontes Christiani; 5/1-2) [нем. перевод]. Лит.: Schwen P. Afrahat, sein Person und sein Verständnis des Christentums. B., 1907; Климюк И. Иаков Афраат: Его жизнь, творения и учение//Учено- богосл. опыты студентов КДА. 1911. Вып. 8. С. 253-384; Ortiz de Urbina I. Die Gottheit Christi bei Afrahat. R., 1933; Duncan E. J. Baptism in the Demonstrations of Aphraat. Wash., 1945; V öö bus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Syrian Orient. Louvain, 1958. T. 1. (CSCO; 184, Subs. 14); Neusner J. Aphraat und Judaism. Leiden, 1971; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 125-130; Афиногенов Д. Е. Историософия Афраата//ВДИ. 1994. 1. С. 176-187. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви БЕС наименование злого духа в древнеславянском язычестве, а также в христианскую эпоху на церковнославянском и других славянских языках

http://pravenc.ru/text/77114.html

Ветхозаветная история немало даёт нам примеров таких наказаний или отлучений, совершаемых Самим Богом. Так, после проклятия, бывшего ещё в Раю, в наказание за первое грехопадение прародителей ( Быт.3:14–24 ), Он изрекает проклятие на первого сына прародителей, на братоубийцу Каина: «и ныне, – говорит Он ему, – проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11–12 ). А затем во Всемирном потопе истреблено было, как недостойное милости Божией, всё развращенное человечество, за исключением Ноя с семейством. После потопа, когда вновь размножившееся человечество не оказалось лучше, мы снова видим целый ряд отлучений, исходивших от Самого Бога, а позже произносимых от Его имени верными рабами Его в лице первосвященников, пророков и благочестивых царей. Эти отлучения были или общие, каково, например, проклятие, произнесённое Моисеем на преступников закона: «Проклят [всякий человек], кто не исполняет [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор.27:26 , ср. Втор.28:15–68 ), а также Иисусом Навином на Иерихон ( Нав.6:16 ), или частные – в отношении к определённому лицу, каковы, например, отлучение и казнь Корея Дафана и Авирона ( Числ.16:1–40 ), отвержение Саула ( 1Цар.15:10–33 ) и др. Эти-то и другие, подобные им, непререкаемые в своём Божественном характере и действенном значении примеры отдельных и как бы случайных отлучений и положены были в основу того обряда отлучения от религиозного общения, какой существовал у иудеев послепленного периода. Уже Ездра ясно упоминает об этом учреждении как о действительно существующем ( 2Езд.9:9 ), а позднейшие раввины во многих местах Талмуда сообщают о нём подробные и обстоятельные сведения. Иудейское отлучение, по свидетельству Талмуда, имело три степени. Самая низшая из них называлась «нидуи» (nidui от nidoa – отделять, исключать, выгонять, по-гречески «афоризин», см. Лк.6:22 ) и состояла в том, что подвергшийся этому наказанию отлучался на тринадцать дней от сообщения с другими и никто, кроме жены и детей, не смел подходить к нему ближе, чем на четыре фута.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010